Каталог :: Экологическое право

Курсовая: Эколого-правовой режим недропользования

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ:
1.     Министерство природных ресурсов РФ — Минприродных ресурсов РФ,
2.     Государственный комитет РФ по охране окружающей среды — Госком по
охране окружающей среды,
3.     Федеральный закон «Лесной кодекс РФ» — ЛК РФ (1996 г),
4.     Закон РФ «О недрах» (в редакции Федерального закона РФ от 8 февраля
1995 г ) — Закон о недрах,
5.     Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» — Закон;
6.     Гражданский кодекс РФ — ГК РФ,
7.     Уголовный кодекс РФ — УК РФ,
8.     Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — КоАП РСФСР;
9.     Кодекс законов о труде РСФСР — КЗоТ РСФСР,
10. Земельный кодекс РФ — ЗК РФ,
11. Водный кодекс РФ — ВК РФ;
12. Собрание законодательств РФ — СЗ РФ,
13. Собрание актов Президента и Правительства РФ — СА РФ и САПП.
     
     
Содержание:
     

Введение:

1. Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

Основная Часть:

2. Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции ü Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых ü Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых ü Планирование использования и охраны недр ü Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых ü Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр ü Разрешение споров по вопросам пользования недрами

3. Понятие права недропользования.

Заключение:

4. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Недра как объект эколого-правового режима недропользования. В единой системе природной среды недра являются элементом, наи­более тесно связанным с землей. Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологиче­ского изучения и освоения. Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8 февраля 1995 г.[1]) регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее конти­нентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодо­бывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая под­земные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплек­сного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр. Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответ­ствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции федерального закона от 8 февраля 1995 г.). Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться дру­гими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о недрах. Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом. В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризован­ные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа [2]. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответ­ствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государст­венные про граммы геологического изучения недр, воспроизводства мине­ральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды. Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторож­дения полезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов госу­дарственной власти и органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении федерального значения, в том числе освоенных и подго­товленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок отнесения их к федеральной собственности уста­навливаются федеральными законами. Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной терри­тории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность. Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод). Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восста­новлению, в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторож­дения распределены неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной степени. В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека. Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли и находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а также могут быть памятниками природы, истории, культуры. Объектом права государственной собственности на недра признаются как уже открытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Откры­тыми месторождениями считаются такие, наличие которых точно установ­лено. Все остальные месторождения признаются еще не открытыми. Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необ­щераспространенные. К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для фарфорово- фаянсовых изделий, лорициновой, красоч­ной, бетонитовой, кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир. К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.). Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим. Месторождения необщераспространенных полезных ис­копаемых делятся на месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного значения. Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утверж­денными классификациями полезных ископаемых раздельно для каж­дого вида минерального сырья. Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые и забалансовые. Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запа­сы, использование которых в настоящее время экономически целесообраз­но и которые должны удовлетворять определенным кондициям. Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использова­ние которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных гор­нотехнических условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения. Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положение месторождения, поскольку балансовые запасы являются объ­ектом эксплуатации и включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов. Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные особому правовому режиму и относящиеся к месторождени­ям регионального и местного значения. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами[3]» предусмотрено впредь до вступления в силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе продукции, для создания правовых основ для при­влечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья, использовать положения настоящего Указа. Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции Регулирование эколого-правового режима недропользования представ­ляет собой деятельность государства, направленную на наиболее рацио­нальное, эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами природы Различается государственное регулирование со стороны собственников недр, которое осуществляется государственными органами и от имени госу­дарства, и внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями (изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование пространства недр, передача недр во вторичное пользование) В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входят разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах, определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальней­шего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ, установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе клас­сификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств, государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, составление государственного баланса запасов полезных ископаемых. государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение государственного учета месторож­дений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр, распоряжение недрами континентального шельфа РФ, введение ограничений на пользование недрами на специальных участ­ках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды, распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ, определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами, защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ; разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъек­тами РФ, заключение международных договоров РФ по геологическому изуче­нию, использованию и охране недр, государственный контроль за геологическим изучением, рациональ­ным использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектами РФ Законом РФ о недрах определена компетенция органов государствен­ной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользо­вания на своих территориях в нее входит: принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах; участие в разработке и реализации государственных программ геологиче­ского изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ; разработка и реализация территориальных программ развития и ис­пользования минерально-сырьевой базы; создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов, участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или опасность; составление территориальных балансов запасов и кадастров месторож­дений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, исполь­зуемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр феде­рального, регионального и местного значения; определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах; установление порядка пользования недрами в целях разработки мес­торождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения; защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами; лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участ­ками недр регионального и местною значения, заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр региональ­ного и местного значения; определение условий и порядка пользования месторождениями полез­ных ископаемых; государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком, регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ. В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования. Так, в их компетенцию входит: участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков, развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной про­мышленности, предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождении общераспространенных полезных ископае­мых, а также на строительство подземных сооружении местного значения, приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земель­ных участках в случае нарушения положений настоящего Закона, контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспро­страненных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транс­порта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружа­ющей среде Основной задачей государственною регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынеш­него и будущих поколении народов Российской Федерации Государственное регулирование отношений недропользования осуще­ствляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля В задачи государственного регулирования входят определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам, обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, установление квот на поставку добываемого минерального сырья, введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регу­лируемых цен на отдельные виды минерального сырья,[4] установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами Государственное управление отношениями недропользования осуще- ствляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, Го­сударственной Думой Федерального Собрания РФ и правительствами республик в составе Российской Федерации, органами государственной власти и управления других субъектов РФ, а также органом управления государственным фондом недр. Орган управления государственным фондом недр создает свои терри­ториальные подразделения. Положение об органе управления государственным фондом недр ут­верждается Правительством Российской Федерации. Орган управления государственным фондом недр делится на органы общей и отраслевой (ведомственной) компетенции. Систему органов общей компетенции составляют: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие законодательные и исполнительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, и других субъектов Федерации, областные, краевые органы местного самоуправления и соответствующая администрация. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы планирования и организации раз­ведочных работ, устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирова­ния и квотирования полезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезных ископаемых и т.д. На систему специальных органов возложены функции регулирования (управления) поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации. Комитет по геологии и использованию недр РФ, образованный 12 августа 1994 г. [5] (теперь этот комитет входит в состав Министерс1ва природных ресурсов РФ) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также функции управления государ­ственным фондом недр. Основными задачами указанного Комитета являются: осуществле­ние государственного регулирования работ по геологическому изучению и использованию недр территории суши и континентального шельфа; организационное обеспечение функционирования государственной си­стемы лицензирования пользования недрами; осуществление функций государственного заказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд; установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр; проведе­ние государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др. К специальным органам, осуществляющим регулирование горных от­ношений, относится также Госгортехнадзор России, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государ­ственное нормативное регулирование вопросов обеспечения промышлен­ной безопасности на территории РФ, а также специально разрешительные, надзорные и контрольные функции. Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре утверждено Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.[6] Основными задачами этого органа являются: организация и осуществление на территории РФ промышленной безопасности и государ­ственного надзора за всеми недропользователями и соблюдение требований по безопасному ведению работ в промышленности; осуществление горного надзора; разработка и осуществление мер по профилактике производственного травматизма и др. В тех субъектах РФ, где поисковые и геологические работы ведутся в меньших размерах, создаются территориальные геологические управления и тресты, границы компетенции которых часто не совпадают с границами административных районов и областей. Порядок организации поисковых и разведочных работ определяется инструкциями и положениями Комитета по геологии и использованию недр РФ. Некоторые функции в области управления недрами возложены на ведомства добывающих отраслей промышленности. В соответствии со ст. 35 Закона РФ о недрах основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства ми­нерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ. Государственное регулирование отношений недропользования осуще­ствляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В его задачи входят: определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам; обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континен­тального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; установление квот на поставку добываемого минерального сырья; введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регу­лируемых цен на отдельные виды минерального сырья; установление стандартов (норм, правил) в области неологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использо­вания и охраны недр. ü Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых В целях создания условий для рациональною комплексного использо­вания недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых раз­веданных месторождений подлежат государственной экспертизе.[7] Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение о государственной экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государст­венный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии гео­логического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых Государственной экспертизе подлежит также геологическая информа­ция об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации под­земных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разреша­ется только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологиче­ской, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется органом управления государст­венным фондом недр или его территориальными подразделениями (ст. 29 Закона). ü Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленно­сти, рационального, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведется государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и составля­ются государственные балансы запасов полезных ископаемых. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению о количе­стве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также о содержащихся в них компонентах, горнотехни­ческих, гидрогеологических, экологических п других условиях разработ­ки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждом) проявлению полезных ископаемых. Государственную регистрацию работ по изучению недр и учету геоло­гических работ, сбору кадастровых данных осуществляют Российский геологический фонд и территориальные геологические фонды, располо­женные на территории республик и других субъектов РФ. Для получения сведении о промышленных запасах ведутся государст­венные балансы запасов полезных ископаемых, содержащие сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размеще­нии, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Количество и качество, условия залегания, степень изученности, на­роднохозяйственное значение и подготовленность для промышленного освоения запасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасов полезных ископаемых, дополнительно разведанных в про­цессе разработки месторождений, подлежат утверждению специальными органами, комиссией Российской Федерации по запасам полезных иско­паемых. Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых, утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах при раз­работке месторождения, подлежат списанию с государственного баланса полезных ископаемых в установленном порядке по согласованию с орга­нами государственного горного надзора. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ис­копаемых п государственный баланс запасов полезных ископаемых состав­ляются и ведутся Комитетом по геологии и использованию недр РФ на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осу­ществляющими геологическое изучение, в федеральный и территориаль­ный фонды геологической информации в соответствии с Законом о недрах, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществля­ющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предо­ставляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. ü Планирование использования и охраны недр Для плановою использования недр и их охраны основой является учет запасов и месторождении полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных иско­паемых Проекты планов использования и охраны недр составляются добывающими и перерабатывающими минеральное сырье ведомствами, отраслью в целом и по важнейшим бассейнам и предприятиям — прави­тельствами республик, входящих в состав РФ, и соответствующими орга­нами дру1их субъектов РФ Планы использования и охраны недр подлежат согласованию с органами Госгортехнадзора Российской Федерации Планирование использования и охраны недр позволяет увязать эти вопросы с потребностями промышленного производства в минеральном сырье, а также другими нуждами народного хозяйства ü Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых Порядок распределения и перераспределения недр, осуществляемый при предоставлении и изъятии участков недр, зависит от целей, для которых эти участки предоставляются, и соответственно от видов пользования недрами Например, для геологического изучения недра предоставляются на основании разрешении, выдаваемых специально на то уполномоченны­ми государственными органами в установленном порядке Предоставление недр для пользования в целях, не связанных с добычей полезных ископа­емых, происходит в порядке, устанавливаемом законодательством Россий­ской Федерации и республик, входящих в ее состав, других субъектов РФ.; Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружении, не свя­занных с добычей полезных ископаемых Для образования особо охраня­емых геологических объектов недра предоставляются в пользование по лицензиям с выдачей горного отвода — геометризованного блока недр Горным отводом называется часть земных недр, предоставленная орга­низации или предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней залежей полезных ископаемых В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строи­тельство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. При определении границ горного отвода учитываются пространствен­ные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружении, границы безопас­ного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредною влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры природоохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружения­ми, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предо­ставлении лицензии на пользование недрами. После разработки техниче­ского проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие уточненные границы горно­го отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориаль­ного подразделения придается статус геологического отвода В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр Их взаимоотношения определяются при предоставле­нии недр в пользование Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригород­ных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных) предоставляются органами государствен­ного горного надзора (в частности, управлениями округов Госгортехнад-зора), для разработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых — соответствующими органами местного самоуправления и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горного отвода запрещается Без предоставления горного отвода осуществляются опытно-промыш­ленная разработка месторождении торфа, пресных вод, а также пользование недрами предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вол Для добычи полезных ископаемых (из недр или с поверхности) помимо горного отвода, как правило, необходимы соответствующие участки земной поверхности для строительства на них технических и хозяйственных зданий и сооружении Право на горный отвод само по себе не дает права на земельный участок, но является основанием для ходатайства об о1воде земельного участка, порядок и условия которого регулируются ЗК РФ. Горный отвод по ходатайству органов горного надзора может быть изъят у предприятий до полной выработки полезных ископаемых, если они не выполняют обязательств, предусмотренных в горноотводном акте ü Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр Государственный контроль за рациональным использованием и охра­ной недр имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми недропользо-вателями установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр. правил ведения государственного учета и отчетности Он осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контроль­ными органами Государственный контроль за рациональным использованием и охра­ной недр осуществляется органами государственного геологического кон­троля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранительными и иными контрольными органами Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установлен­ном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окру­жающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами Компетенция органов государственного горного надзора, права, обя­занности и порядок работы определяются положение, утверждаемым Правительством РФ Кроме того, осуществляется ведомственный контроль за использова­нием и охраной недр предприятиями, организациями и учреждениями, пользующимися недрами, которые находятся в ведении соответствующих органов Правильность разработки месторождений полезных ископаемых кон­тролируется маркшейдерской, геологической и иными службами. Наиболее широким и всеобъемлющим надзором за правильностью эксплуатации недр и их охраной, включающим надзор за всеми видами пользования недрами, является государственный горный надзор. Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего рабо­ты, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов собственности. Исполнитель имеет право использовать полученную в результате про­ведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской Деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные договором. Геологическая и иная информация, полученная за счет государствен­ных средств, предоставляется по установленной форме в федеральной и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определя­ются органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ. Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту информацию или сведения о ней в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее использования Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность инфор­мации во время ее сбора, хранения, передачи и иного использования (ст. 27 Закона о недрах) ü Разрешение споров по вопросам пользования недрами Споры по вопросам пользования недрами разрешался органами го­сударственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами, обжалование решении государственных органов, противоречащих на­стоящему Закону, в том числе об отказе в выдаче лицензии на право пользования недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами, обжалование действии и решений должностных лиц и органов, проти­воречащих настоящему Закону, обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, пра­вил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды К ведению районной (I ородскои) администрации относится разреше­ние споров между предприятиями, организациями, учреждениями и граж­данами по вопросам выдачи лицензий на право пользования недрами, а также по вопросам пользования недрами в связи с добычей полезных ископаемых для хозяйственных или бытовых нужд Споры между сторонами, находящимися на территории двух или более районов (городов), разрешаются соответствующей районной (городской) администрации, а между сторонами, находящимися на территории двух или более республик, краев, областей, — по поручению Правительства Российской Федерации Органы государственного горного надзора разрешают споры между предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам пользования недрами в связи с разработкой месторождении полезных ископаемых (кроме месторождении общераспространенных полезных ископаемых), а также по вопросам пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых Органы государственного геологического контроля разрешают споры и вопросы пользования недрами между организациями, возникающие в связи с геологическим изучением недр

Понятие права недропользования.

Радикальная реформа пользования недрами в условиях перехода к рыночным отношениям должна заключаться в стимулировании горнодо­бывающих предприятии к рациональному использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах земли Повсеместно до йены быть внедрены малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии, комплексная переработка полезных ис­копаемых, методы обогащения руд и минералов, использование подземных выработок При установлении планов добычи угля, нефти и других полезных ископаемых необходимо утвердить их и на сопутствующие им природные ресурсы, строительные материалы, подземные воды, торф, древесину, различные минералы Необходимо, чтобы для каждого конкретного месторождения утверж­дались запасы всех природных ресурсов при установлении платы за каждый из них. Тогда это, безусловно, будет способствовать наиболее комплекс­ному использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах Недра, как и другие природные ресурсы в РФ, являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, находятся в ведении органов местного самоуправления Основным требо­ванием, предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальное сочетание экономических и экологических аспектов, а при­дание этим взаимоотношениям качественно нового содержания Ограни­ченность и невозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызывают необходимость соблюдения режима экономии, сбереже­ния при их эксплуатации, недопущения потерь при добыче и в процессе производства Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным элементам В соответствии со ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица, и граждане других госу­дарств, если иное не предусмотрено законодательством РФ и ее субъектов. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия. Недра предоставляются в пользова­ние государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Основным субъектом недропользования является горнодобывающее предприятие или организация (рудник, шахта, разрез, карьер, промысел и т.п.) Однако мелкие месторождения золота, промышленное освоение кото­рых экономически нецелесообразно, могут передаваться для разработки отдельным старателям или артелям, осуществляющим эту работу личным трудом и за свои счет, по договор} с горнодобывающими предприятиями в пределах их горных отводов, а отдельным гражданам — по разрешитель­ному удостоверению, выдаваемому горнодобывающими предприятиями, контролирующими их добычу полезных ископаемых Предприятия, организации, учреждения и граждане в пределах предо­ставленных им земельных участков имеют право добывать общераспрост­раненные полезные ископаемые, торф, пресную воду для своих хозяйственных и бытовых нужд (без предоставления горного отвода), а также пользоваться недрами для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд, не с вязанных с добычей полезных ископаемых Пользование недрами в этих же целях может быть разрешено сельскохозяйственными предпри­ятиями, организациями и учреждениями другим гражданам, проживающим в сельской местности В соответствии со ст. 6 Закона РФ о недрах недра предоставляются для регионального геологического изучения, включающего региональные гео­лого- геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологи­ческие и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и иссле­дованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр, для геологическою изучения, включающего поиски и оценку место­рождении полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культур­ное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости), сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов Недра могут предоставляться одновременно для геологического изуче­ния (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий. Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока На определенный срок недра предоставляются в пользование, для геологического изучения — на срок до 5 лет, для добычи полезных иско­паемых и в целях, не связанных с добычей, — на срок до 20 лет, при совмещении указанных видов пользования ~ на срок до 25 лет Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя недр Сроки пользования недрами исчисляются со дня пре­доставления права на это пользование. Ранее действующим законодательством о недрах недра предоставлялись в пользование на основании горного отвода По новому законодательству о недрах они предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах (обоз­наченных в горном отводе) в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Лицензия удостоверяет право на проведение работ, указанных в ст. 6 Закона Допускается выдача лицензии на несколько видов пользо­вания недрами Лицензия предоставляется одновременно с предоставле­нием земельного участка.[8] Лицензия содержит данные о целевом назначении работ, указание пространственных границ участка недр, границ земельного участка, сроки действия лицензии и сроки начала работ, условия, связанные с платежами, и другие данные. Ответственность за нарушение законодательства о недрах Нарушения законодательства об охране и использовании недр можно подразделить на несколько групп (ст. 49 Закона о недрах) Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с наруше­нием настоящего Закона, являются недействительными, лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом, нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами, самовольном пользовании недрами, выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других наруше­ниях рационального использования недр, приводящих к порче месторож­дения, нарушении настоящего Закона, нарушениях, утвержденных в установ­ленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей при­родной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, непри­годное для эксплуатации, нарушении права собственности на геологическую и иную информа­цию о недрах либо ее конфиденциальности, самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых; необеспечении сохранности здании, сооружений, а также особо охраняе­мых территории и объектов окружающей природной среды при пользова­нии недрами, уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблю­дения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков, систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами, невыполнении требований по приведению ликвидируемых или кон­сервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспе­чивающее безопасность населения, а также требовании по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых сква­жин на время их консервации, неприведении участков земли и других природных объектов, нару­шенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их даль­нейшего использования, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также административную ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения настоящего Закона В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользо­вателю недр в результате деятельности предприятии, учреждении, органи­зации, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условии, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользо­вания недрами, подлежит возмещению за счет. собственных средств пред­приятии, учреждении, организации и граждан, средств соответствующих бюджетов Вред, причиненный государству в результате деятельности пользовате­ля недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторож­дении полезных ископаемых, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр Подлежит возмещению также вред, причиненный государству, в случае, если участок недр не передан в пользование Размер вреда определяется федеральным органом управления государ­ственным фондом недр Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нару­шенных естественных свойств недр Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами За нарушение законодательства о недрах должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (ч 1 ст. 55 КоАП РСФСР) [9] За выборочную отработку богатых участков месторождений, приводящую к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископае­мых; за сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при добыче; за порчу месторождении полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов (ч. 2 ст. 55 КоАП РСФСР); за утрату маркшейдерской докумен­тации; невыполнение требовании по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обес­печивающее безопасность населения, а также требовании по сохранению месторождении, горных выработок и буровых скважин на время консер­вации (ч. 3 ст. 55 КоАП РСФСР); за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; за утрату геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений (ст. 55 КоАП РСФСР) штрафу подвергаются должностные лица. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятого Госдумой 24 апреля 1996 г. ст. 211 органы государственного горного надзора рассматривают дела об административных правонаруше­ниях статьями 46, 55, ст. 56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 562, частью первой ст. 88 и ст. 89. Этим законом установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе, опре­деленные этим актом соответствующие должностные лица. (п.п. 1—5) Федеральный орган по геологии и использованию недр, осуществля­ющий охрану минеральных ресурсов континентального шельфа РФ рас­сматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 561, 56 3, 845 и 846. Этот орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взы­скания от имени федерального органа вправе соответствующие должност­ные лица. Статьей 2192 КоАП РСФСР установлено, что Федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществляющий охрану минеральных и живых ресурсов континентального шельфа РФ, рассматри­вает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5б\ 562 и 84, а налагать административные взыскания от имени федерального органа вправе, установленные соответствующие должност­ные лица, указанные в п. п. 1—3. В соответствии со ст. 255 У К РФ предусмотрена уголовная ответствен­ность за нарушение отдельными гражданами правил разработки недр, а равно правил сдачи государству добытого ими из недр земли золота или других драгоценных металлов или драгоценных камней. В соответствии со ст. 253 УК РФ охраняются богатства недр континентального шельфа. Нарушение законодательства о континентальном шельфе Российской Фе­дерации, влекущее за собой применение уголовной ответственности каса­ется возведения сооружений и иных установок на континентальном шельфе, создания вокруг них зон безопасности без надлежащего на то разрешения; необеспечения охраны сооружений и установок; поддержания постоянных средств предупреждения о наличии и лик­видации сооружении и установок, эксплуатация которых окончательно прекращена; непринятия в зоне безопасности мер по защите живых ресурсов моря от вредоносных отходов. Подлежат наказанию также ино­странные лица, проводящие на континентальном шельфе исследования, разведку, разработку естественных богатств и иные работы, если это не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и заинтере­сованным государством или специальным разрешением, выданным ком­петентными властями РФ. Материальная ответственность заключается в том, что предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить убытки, причи­ненные нарушением законодательства субъектов Федерации. Должностные лица предприятий и организаций, виновные в наруше­нии законодательства о недрах, привлекаются к материальной и дисцип­линарной ответственности согласно законодательству о труде.

[1] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах». Принят Государственной Думой 8 февраля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 283. [2] См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе»//(СЗ. РФ. 1995. № 49. Ст. 4694). [3] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 3. [4] Постановление Правительства РФ об утверждении «Положения о поряд­ке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и Участками морского дна» от 28 октября 1992 г//САПП РФ 1992 № 18 Ст. 1466, а также Инструкцию Минфина РФ и др. ведомств от 4 февраля 1993 г «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами» //Налоги и сборы 1993 №22 [5] С. 3. РФ. 1994. № 18 Ст. 2083 [6] САПП РФ 1993. № 8 Ст. 657. [7] Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» // СЗ. РФ 1995. № 48. Ст. 4556 [8] Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 33, Ст. 1917, а также приказ Комитета РФ по геологии и использованию недр от 16 мая 1995 г, которым утверждена «Инструкция о порядке переоформления лицен­зии на пользование недрами»//Российская газета 1995 7 июня [9] См. Закон РФ от 14 июля 1992 г «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 34 Ст. 1970