Каталог :: Безопасность жизнедеятельности

Реферат: Действие населения в чрезвычайных ситуациях

     Введение
Обучение населения защите от воз­действия оружия массового пораже­ния и
других средств нападения про­тивника — одна из основных задач Гражданской
обороны России. Оно ор­ганизуется и проводится на основании указаний старших
начальников ГО и их штабов, а также указаний и реше­ний местных партийных и
советских органов по вопросам ГО.
Обучение по ГО является всеоб­щим для всех граждан России. Сегодняшние
события в Косово еще раз доказывают, то что никто в наше время не застрахован
от нападения. Поэтому  вопрос ОБУЧЕНИЕ  НАСЕЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
актуален и по сей день. Ответ­ственность за обучение руководящего состава ГО,
рабочих и служащих по ГО на объекте, а также населения, проживающего в
ведомственном жилом секторе, возлагается на начальника ГО объекта. Через штаб
ГО объекта он организует, обеспечивает и руко­водит проведением учебных
мероприя­тий, осуществляет постоянный конт­роль за своевременным и
качествен­ным проведением занятий и учений.
На объекте в соответствии с функ­циональными обязанностями по граж­данской
обороне рабочие и служащие условно подразделяются на следую­щие категории
обучаемых: руководя­щий состав гражданской обороны; формирования; рабочие и
служащие; население, не занятое в сферах произ­водства и обслуживания,
проживаю­щее в ведомственном жилом секторе.
Каждая категория обучается по специально  разрабатываемым про­граммам.
     1. Принципы, формы и методы обучения
Общими принципами при организа­ции и проведении обучения населения по ГО
являются: коммунистическая партийность и научность; обучение то­му, что
необходимо в условиях воен­ного времени; систематичность и
по­следовательность;  сознательность и активность;  наглядность и
доступ­ность; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; коллективизм
и индивидуальный подход в обучении;
выработка морально-психологической стойкости.
Качество обучения населения по ГО зависит от правильно примененных форм и
методов обучения. Формы обу­чения   выражают организационную сторону учебного
процесса. Они преду­сматривают состав и группировку обучаемых; структуру
занятия (уче­ния); место, время и продолжитель­ность его проведения; роль и
специфи­ку деятельности обучаемых и руково­дителя занятий.
     Формы обучения: классные заня­тия, тренировки, тактико-специальные
учения, командно-штабные  учения, объектовые тренировки, комплексные учения
гражданской обороны.
     Метод обучения — это способ или прием, посредством которого руково­дитель
занятия, опираясь на созна­тельность обучаемых, вооружает их знаниями, умением,
навыками и фор­мирует у них необходимые умствен­ные и физические качества для
выпол­нения задач ГО. Основной метод обу­чения — практические занятия. При
обучении руководящего состава ГО предусматриваются лекции, практиче­ские
занятия и групповые упражне­ния. Изучение программы завершает­ся участием
руководящего состава в комплексном учении по гражданской обороне, в ходе
которого совершенст­вуются знания и практические навыки по ведению ГО в
различных условиях обстановки, в управлении силами ГО и проведении СНАВР.
При   подготовке  формирований применяются: для командно-начальст­вующего
состава семинары, классно-групповые и практические занятия, а также участие в
штабных тренировках и командно-штабных учениях, а для рядового состава —
практические за­нятия.
Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенство­вания
навыков в выполнении тех или иных приемов работы с приборами радиационной и
химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения,
выполнения работ по ликвидации последствий применения противником оружия
массового пора­жения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф,
отработки норма­тивов по практическому обучению за­щите от оружия массового
поражения.
     Планирование и учет. Планирова­ние подготовки руководящего состава,
формирований, рабочих и служащих по гражданской обороне осуществля­ется на
основании приказа начальника ГО района (города) и директивных указаний
министерств (ведомств) по итогам подготовки за прошлый и зада­чам на новый
учебный год, программ подготовки, выписок из планов комп­лектования курсов ГО и
учебных заведений повышения квалификации.
При планировании подготовки по ГО на объекте рекомендуется разра­батывать
следующие документы: при­каз начальника ГО объекта по итогам подготовки по ГО
за минувший и за­дачам на новый учебный год; план основных мероприятий
подготовки ру­ководящего состава, формирований, рабочих, служащих и обучения
населе­ния, не занятого в сферах производст­ва и обслуживания, проживающего в
ведомственном жилом секторе; распи­сание занятий с каждой учебной груп­пой;
перечень тем штабных трениро­вок и учений по ГО; план-заявку под­готовки
руководящего и командно-на­чальствующего состава на курсах ГО в новом учебном
году.
Кроме указанных документов на объекте могут разрабатываться: гра­фик
использования учебно-материаль­ной базы объекта, месячный план ра­боты штаба
ГО объекта и другие до­кументы по произвольной форме. На основании приказа,
плана, программ, руководящих документов по ГО созда­ются учебные группы в
структурных подразделениях и составляется распи­сание занятий для каждой
учебной группы и формирования. Расписание занятий для руководящего и
команд­но-начальствующего состава составля­ет начальник штаба ГО объекта;
бойцов формирований — командиры фор­мирований; обучающихся остальных
категорий — руководители занятий.
Дни занятий определяются начальни­ком ГО объекта. В расписаниях заня­тий
необходимо отражать последова­тельность отработки тем учебных за­нятий,
предусмотренных программами обучения.
Расписание занятий рекомендуется вывешивать заблаговременно, на вид­ном
месте, вблизи рабочих мест, что­бы каждый обучающийся мог его свое­временно
прочитать и узнать время, место и тему занятий. Учет проводи­мых занятий
организует и ведет штаб ГО объекта. С этой целью ведутся журналы учета
проводимых занятий со всеми категориями обучаемых. Они выдаются каждой
учебной группе и формированию; отметки о проведении занятий делает
руководитель учебной группы.
     2. Организация обучения на промышленном объекте
     Подготовка руководящего состава.
Цель обучения — подготовка руково­дящего состава объекта к практичес­кому
выполнению своих функциональ­ных обязанностей по гражданской обороне, а также
постоянное совер­шенствование знаний и закрепление навыков в решении задач
гражданской обороны на объекте. От уровня теоре­тических знаний и
практических навы­ков руководящего состава зависит их умение управлять силами
и средства­ми гражданской обороны в сложных условиях обстановки.
Обучение по гражданской обороне руководящего состава осуществляется на курсах
гражданской обороны, в ин­ститутах, на факультетах и кур­сах  повышения
квалификации, а также на объектах. На объекте из лиц руководящего состава
создается учебная группа. В состав этой группы входят заместители начальника
ГО объекта, работники штаба ГО, началь­ники служб ГО и главные специалис­ты,
начальники цехов и им равных структурных подразделений, команди­ры
формирований общего назначения, их заместители и начальники штабов (командиры
формирований, входящие в состав этих подразделений, обучают­ся по программе
подготовки формиро­ваний). Состав учебной группы руко­водящего состава
определяет началь­ник гражданской обороны объекта своим приказом. Обучение
руководящего состава может проводиться путем сборов или периодических занятий
на учебно-ма­териальной базе своего объекта. Заня­тия с учебной группой
руководящего состава проводят: начальник граж­данской обороны объекта, его
замес­тители, начальник штаба ГО объекта, начальники служб, главные
специа­листы, а также работники вышестоя­щих штабов ГО, организаций и
учреж­дений.
В научно-исследовательских учреж­дениях, конструкторских бюро и учеб­ных
заведениях для проведения заня­тий по отдельным темам привлекаются научные
работники, специалисты на­родного хозяйства и преподаватель­ский состав.
     Подготовка  формирований.   Ее цель — готовить формирования к сла­женным
действиям в очагах пораже­ния (зонах заражения), районах сти­хийных бедствий,
крупных аварий и катастроф в соответствии с предназна­чением.
На командно-начальствующий со­став возлагается ответственность по поддержанию
на необходимом уровне готовности формирований к выполне­нию возложенных на
них задач в сложных условиях быстро меняющей­ся обстановки. Обучение личного
со­става формирований на объекте про­водится ежегодно и включает общую,
специальную подготовку и тактико-специальные учения.
Общая подготовка осуществляется в нерабочее время по программе под­готовки
рабочих и служащих и орга­низуется по цехам, производствам, от­делам,
бригадам и т. д.
Специальная подготовка и такти­ко-специальные учения проводятся в рабочее
время. При планировании обучения личного состава формирова­ний
предусматривается, чтобы занятия с командирами формирований предше­ствовали
занятиям с рядовым соста­вом по общим темам. Изучение тем общей и специальной
подготовки мо­жет осуществляться параллельно.
Для подготовки команд­но-начальствующего состава на объекте по общей тематике
специ­альной подготовки создаются учебные группы не более 30 человек из
коман­диров различных формирований. Спе­циальные темы изучаются в составе
групп, комплектуемых из одноименных формирований или по родственным
специальностям.
Занятия с командирами формиро­ваний проводят начальник штаба ГО, начальники
служб и главные специа­листы объекта.
Обучение рядового состава формирований по специальной подготовке (по всем
темам) проводит­ся их командирами (начальниками) на учебно-материальной базе
своего объ­екта с целью привития обучаемым практических навыков в выполнении
своих функциональных обязанностей— на тактическом фоне с использованием
средств имитации, создающих обста­новку, максимально приближенную к реальной.
Формирования   завершают свою подготовку тактико-специальным уче­нием. На
тактико-специальные заня­тия и учения формирования необходи­мо выводить
полностью укомплекто­ванные личным составом, техникой, приборами,
инструментами, средства­ми индивидуальной защиты и имуще­ством.
В конце учебного года по результа­там тактико-специальных учений, а также
степени усвоения программы каждому обучаемому и формированию в целом
выставляется оценка.
     Подготовка рабочих и служащих. При их подготовке каждому обучаемо­му
дается определенный объем знаний и практических навыков в эффектив­ном
использовании всех средств и спо­собов защиты от оружия массового поражения и
других средств нападе­ния противника.
Обучение осуществляется по про­грамме, предусматривающей привитие твердых и
уверенных практических на­выков в использовании  основных средств и способов
защиты, действий в очагах поражения и зонах зараже­ния, а также оказания
само- и взаимо­помощи при поражениях. Занятия в ос­новном проводятся
практически.
Важным элементом обучения, спо­собствующим решению этой задачи, является
выполнение  специальных нормативов при отработке тем про­граммы. Выполнение и
сдача норма­тивов — это одна из форм практичес­кого обучения способам защиты
от воздействия оружия массового пора­жения.
Нормативы наиболее полно охва­тывают комплекс практических мероприятий по
защите населения от ору­жия массового поражения. Они спо­собствуют выработке
твердых навыков в использовании средств индивидуаль­ной и коллективной
защиты, оказания первой медицинской помощи поражен­ным и при проведении
спасательных и неотложных аварийно-восстанови­тельных работ в очагах
поражения и зонах заражения.
Основное внимание при отработке нормативов следует обращать на прак­тические
занятия, тренировки, выпол­нение зачетных требований. Умение выполнять
нормативы дает возмож­ность установить единый подход в оп­ределении степени
готовности обучае­мых к защите от воздействия оружия массового поражения и
других средств нападения противника.
Для проведения занятий на каж­дом объекте по цехам, отделам к дру­гим
подразделениям создаются учеб­ные группы численностью до 30 чело­век, в
которые входят все рабочие и служащие, в том числе и состоящие в
формированиях. Руководители заня­тий подбираются из числа начальни­ков служб,
командиров формирова­ний, главных специалистов, начальни­ков цехов, мастеров,
инженерно-техни­ческого состава и других подготовлен­ных лиц, назначенных
приказом на­чальника ГО объекта.
Руководители учебных групп еже­годно обучаются на курсах ГО или на своем
объекте. Для занятий по меди­цинским темам привлекаются меди­цинские
работники.
Итоги изучения программы рабочи­ми и служащими ежегодно объявляют­ся приказом
начальника ГО объекта.
     Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслужива­ния. 
Данная категория населения изучает способы защиты от оружия мас­тного поражения
и других средств нападения противника. Основное вни­мание при этом обращается
на умение обучаемых действовать по сигналам оповещения, пользоваться средствами
коллективной и индивидуальной защи­ты, оказывать помощь себе и пострадавшим,
защищать детей от оружия массового поражения и других средств нападения
противника, а также на знание правил поведения при стихий­ных бедствиях.
Обучение организуется по месту жительства штабом ГО объекта, кото­рому
принадлежит жилой сектор. За­нятия проводят в учебных группах (10—12 человек)
по расписанию, кото­рое составляют на учебный год. Руко­водителей учебных
групп назначают приказом начальника ГО объекта. За­нятия по медицинским темам
проводят врачи, фельдшера, медсестры, студен­ты старших курсов медицинских
вузов. Кроме этого, население самостоятель­но изучает памятку «Это должен
знать и уметь каждый».
Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории не­сут
начальники ГО объектов.
     3. Учения по гражданской обороне
Учения являются высшей и актив­ной формой подготовки руководящего состава,
формирований и населения к выполнению задач гражданской оборо­ны. На учениях
вырабатываются необ­ходимые практические навыки, четкие и слаженные действия
личного соста­ва формирований, совершенствуются и изыскиваются наиболее
целесообраз­ные приемы использования техники, приборов, различных агрегатов и
инст­рументов, отрабатываются управление, связь, оповещение.
Учения по ГО, проводимые в соот­ветствии с современными требования­ми, дают
возможность обучать форми­рования, рабочих, служащих и населе­ние, не занятое
в сферах производства и обслуживания, действиям в условиях применения
противником оружия мас­сового поражения и других средств нападения,
воспитывать в людях высо­кие морально-политические и психоло­гические
качества.
В зависимости от целей, задач, ме­тода проведения и состава участни­ков на
объектах организуются и про­водятся:
— тактико-специальные    учения гражданской обороны;
— командно-штабные учения граж­данской обороны;
— объектовые   тренировки   по гражданской обороне;
— комплексные учения граждан­ской обороны.
Тактико-специальные учения гражданской обороны — основная и наиболее
эффективная форма всесторонней подготовки фор­мирований к выполнению стоящих
пе­ред ними задач.
На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-
на­чальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации
по­следствий применения противником оружия массового поражения и других
средств нападения, а также при орга­низации и проведении мероприятий ГО по
защите населения и производ­ства.
Формирования на тактико-специ­альных учениях используют учебно-ма­териальную
базу своего объекта: ком­мунально-энергетические сети, защит­ные сооружения,
различные постройки, учебный городок (при его отсутствии учебный городок
района или одного из соседних объектов) и отрабатывают стоящие перед ними
задачи в услови­ях конкретной тактической обстановки при тесном
взаимодействии между подразделениями (звеньями, группами, отделениями).
Со спасательными формирования­ми тактико-специальные учения про­водятся, как
правило, совместно с формированиями служб ГО, самостоя­тельно или в ходе
командно-штабного учения объекта. Руководителем уче­ния с формированием
общего назначе­ния является соответствующий началь­ник ГО, начальник штаба
или коман­дир этого формирования, а с формиро­ванием служб—соответствующий
на­чальник службы, которому непосред­ственно подчинено формирование.
     Подготовка учения. Подготовку к учению необходимо проводить
забла­говременно и всесторонне. Она осуще­ствляется в соответствии с
календар­ным планом.
На основании указаний руководи­теля учения разрабатываются: план проведения
учения, организационные указания, частные планы заместите­лей, помощников
руководителя уче­ния , план политической работы, пла­ны обеспечения учения
(материально-технического, связи, имитации, комен­дантской службы и др.),
инструкция по мерам безопасности на учении.
Основной учебно-методический до­кумент тактико-специального учения— план
проведения учения, в котором от­ражаются ход учения и последователь­ность
отработки учебных вопросов по этапам. Он разрабатывается тексту­ально и
включает: тему, учебные цели для каждой категории обучаемых; вре­мя
проведения учения; состав привле­каемых к учению формирований; коли­чество
техники и нормы расхода мото­ресурсов и имитационных средств;
этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; тактическую
обста­новку, группировку сил, место нахож­дения пунктов управления,
обстановку на объекте после применения против­ником оружия массового
поражения; решения соответствующих начальни­ков ГО и задачи подчиненным.
     Проведение учения. Учение может начинаться непосредственно на месте
постоянного расположения формиро­ваний или внезапно по тревоге. В на­чале
необходимо оповестить и собрать личный состав, вывести технику и про­верить их
готовность к действию. Ко­мандирам формирований руководи­тель учения вручает
тактическое зада­ние или вводные и предоставляет не­обходимое время для
уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач
подчиненным и орга­низации их действия. Руководитель учения заслушивает и
утверждает ре­шения командиров формирований на предстоящие действия, а в случае
не­обходимости путем дополнительных вопросов добивается более глубокой оценки
ими обстановки и принятия наиболее целесообразных решений, об­ращая особое
внимание на своевре­менную организацию спасательных работ в соответствии со
сложившейся обстановкой и на эффективное исполь­зование техники. Дальнейший
поря­док проведения учения руководитель определяет с учетом оценки решений
обучаемых им командиров и разрабо­танного плана учения. Руководитель учения
лично и через своих помощников наращивает в ходе учения обстановку,
предусматривая выход из строя людей и техники, из­менение радиационной,
химической, бактериологической  (биологической) обстановки на объекте. В
соответствии с обстановкой руководитель учения добивается от командиров
принятия наиболее целесообразных решений, распоряжений, постановки подчиненным
задач и соответствующих действий последних. Рядовой состав формирований
выполняет практически задачи на технике, приборах и других механизмах по своей
специальности. Учение рекомендуется заканчивать выводом формирований из очага
поражения и проведением полной специальной обработки. В заключение
ру­ководитель проводит разбор учения.
     Командно-штабное учение гражданской обороны является одной из основных
форм совместной подго­товки начальников штабов, начальни­ков служб ГО, другого
руководящего и командно-начальствующего состава объектов к выполнению своих
функци­ональных обязанностей. На нем отра­батываются все основные вопросы
организации и ведения ГО, а также проверяется реальность разработан­ных планов
ГО.
Основные цели командно-штабного учения: повышение теоретических зна­ний и
практических навыков руководя­щего и командно-начальствующего со­става в
выполнении мероприятий ГО объекта; отработка взаимодействия между службами,
формированиями и соседями; уточнение и отработка воп­росов управления ГО
объекта и все­стороннего обеспечения мероприятий; привитие обучаемым
необходимых практических навыков в организации и ведении ГО на объекте.
     Командно-штабное учение проводит­ся на фоне конкретной тактической
обстановки. Тема учений и учебные вопросы обычно увязываются с темой
предстоящего комплексного учения или объектовой тренировки. Перед
ко­мандно-штабным учением рекоменду­ется проводить штабные тренировки.
Количество их и время проведения оп­ределяет начальник ГО объекта, исхо­дя из
целей предстоящего учения и уровня подготовки руководящего со­става и органов
управления. На уче­ние могут привлекаться разведыва­тельные формирования,
формирования связи, охраны общественного порядка, санитарные дружины (посты), а
на отдельных этапах учения и другие формирования, в том числе и спаса­тельные.
Руководителем командно-штабного учения является начальник гражданской обороны
объекта.
     Объектовые тренировки по гражданской обороне. Объек­товые тренировки по
гражданской обо­роне—наиболее совершенная форма подготовки малых объектов и
учебных заведений к действиям в условиях воз­можного   применения противником
оружия массового поражения и других средств нападения. На тренировках
отрабатываются только отдельные практические мероприятия с таким рас­четом,
чтобы за 2—3-летний цикл от­работать весь комплекс мероприятий, предусмотренных
планом ГО объекта. Проверяется реальность этих меро­приятий.
К участию в объективной трениров­ке привлекаются: руководящий состав,
формирования, рабочие и служащие, студенты и учащиеся и население
ве­домственного жилого фонда и незаня­тое в производстве и сфере
обслужи­вания.
Главная задача 0'бъектовых трени­ровок—отработка основных, наиболее
Э1рфективных приемов и способов за­щиты людей от оружия массового по­ражения
и других средств нападения противника, а также мероприятий, по­вышающих
устойчивость работы объ­ектов в военное время.
Подготовка объектовой трениров­ки осуществляется лично начальником ГО объекта
с учетом характера произ­водственной деятельности объекта и организации
гражданской обороны. Для более организованной и целена­правленной подготовки
объектовой тренировки разрабатываются и изда­ются: приказ начальника
гражданской обороны объекта, который доводится до исполнителей не позднее чем
за полтора месяца до начала тренировки, план проведения тренировки (может
дополняться графиком), частные пла­ны помощников руководителя трени­ровки,
план политической работы.
Основной учебно-методический до­кумент — план проведения тренировки, который
состоит из текстуальной час­ти, где указывается тема, время про­ведения
объектовой тренировки, со­став участников, учебные цели и учеб­ные вопросы
для каждой категории обучаемых, место отработки практи­ческих мероприятий, их
материальное обеспечение и порядок организации и проведения имитации. План
прове­дения объектовой тренировки утвер­ждается руководителем тренировки и
доводится до исполнителей не менее чем за месяц до ее начала. Кроме плана
разрабатывается график, в ко­тором указывается состав привлекае­мых
участников, мероприятия и время отработки каждого из них.
График утверждается начальником ГО объекта народного хозяйства и до­водится
до исполнителей не менее чем за месяц до начала тренировки. На­чальники
основных производственных подразделений, помощники руководи­теля тренировки,
посредники разраба­тывают частные планы. Частные пла­ны утверждает
руководитель трени­ровки. План политической работы раз­рабатывается партийным
комитетом.
Накануне объектовой тренировки с руководящим составом и командирами
формирований необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которо­го
уточнить порядок проведения тре­нировки. Объектовая тренировка про­водится на
территории объекта народ­ного хозяйства с максимальным ис­пользованием
материальной  базы. Производственная деятельность объек­та не прекращается;
тренировка про­водится в удобное для объекта время, что позволяет сократить
до минимума потери рабочего времени. Формирова­ния привлекаются для
выполнения только тех практических мероприятий, которые предусмотрены планом.
В хо­де тренировок отрабатываются: орга­низация защиты рабочих и служащих при
внезапном нападении противника; практическое осуществление меропри­ятий,
проводимых при угрозе нападе­ния противника; мероприятия по лик­видации
последствий стихийных бедст­вий, крупных аварий и катастроф.
Перечень и порядок выполнения практических мероприятий зависят от содержания
плана ГО объекта. По ре­шению начальника ГО объекта отдель­ные наиболее
важные мероприятия могут отрабатываться в ходе всех тре­нировок, Оценка
качества проведен-ной объектовой тренировки осуществ­ляется в соответствии с
положением «Критериев оценки тренировок граж­данской обороны на объектах
народ­ного хозяйства».
По окончании тренировки началь­ник ГО объекта проводит разбор, в ко­тором
анализируются действия обуча­емых, указываются недостатки, опре­деляются пути
и сроки их устранения. При необходимости по результатам проведенной
тренировки вносятся из­менения в план ГО объекта.
О результатах тренировки по ГО не позднее 10 суток со времени ее прове­дения
докладывается в штаб ГО райо­на (города) и в министерство (ведом­ство) по
подчиненности.
     Комплексные учения гражданской обороны завершают установленный цикл
подготовки объ­екта по ГО, являются одной из важ­нейших форм подготовки объекта
в це­лом.
Суть комплексного учения состоит в том, что все участники учения дейст­вуют
одновременно в единой такти­ческой обстановке и решают весь ком­плекс задач,
предусмотренных планом ГО объекта, на его материально-произ­водственной базе,
без остановки произ­водственной деятельности. На учении обычно проверяются:
реальность пла­на ГО объекта; степень готовности объ­екта к осуществлению
мероприятий ГО и проведению работ по ликвида­ции последствий применения
против­ником оружия массового поражения и других средств нападения, а также
по­следствий стихийных бедствий, круп­ных аварий и катастроф; устойчивость
работы объекта в военное время. Та­кое учение дает возможность отрабо­тать
весь комплекс мероприятий ГО с учетом производственной деятельности объекта в
военное время.
Руководителем учения, как прави­ло, является начальник ГО объекта, а
некоторых учений—старшие началь­ники. Это дает возможность улучшить методику
проведения учений, а также оценить состояние гражданской оборо­ны объекта. На
учение привлекается весь руководящий и командно-началь­ствующий состав,
формирования, ра­бочие и служащие, не входящие в фор­мирования. Формирования
привлека­ются к действиям на определенных этапах и выполняют свои
специфиче­ские задачи, а руководящий и команд­но-начальствующий состав
действует на учении от начала до конца.
На комплексном учении создается сложная динамичная обстановка, ха­рактерная
для очагов поражения и зон заражения, требующая от участников учения смелых и
обоснованных реше­ний, умелых и решительных действий. В ходе учения
руководящий и команд­но-начальствующий состав обучается четкой организации в
управлении фор­мированиями в условиях сильных раз­рушений, радиоактивного,
химического, бактериологического (биологического) заражения и массовых
пожаров, На учении необходимо решительно пресе­кать пассивность и
медлительность в действиях обучаемых, а также не до­пускать упрощений в
создаваемой об­становке.
Цеха, отделения, участки и другие подразделения участвуют в учении , как
правило, не все одновременно, а включаются последовательно в соот­ветствии с
планом учения для выпол­нения определенных задач.
     Основные должностные лица на комплексном учении. Для подготовки  и
проведения комплексного учения назначаются: руководитель учения; за­местители и
помощники руководителя учения, посредники, а также штаб ру­ководства.
В тех случаях, когда руководите­лем учения является начальник ГО объекта,
функции штаба руководства выполняет штаб ГО объекта. Штаб руководства при
организации и прове­дении комплексного учения организует подготовку всех лиц,
привлекаемых на учение; проверяет их готовность, в том числе меры
безопасности; разрабатывает необходимые учебно-методи­ческие  документы;
подготавливает учебную и производственно-техническую базу.
Помимо этих, общих для всех руко­водящих лиц обязанностей, каждый выполняет
свои обязанности, связанные с его должностью на учении.
     Подготовка учения. От уровня под­готовки комплексного учения во мно­гом
зависит и успех его проведения. Подготовка учения проводится с уче­том плана ГО
объекта, его организа­ционно-штатной структуры, материально-производственной
базы, специфики производства, территориального размещения, состояния ГО и
других факторов.
Для подготовки учения разрабатывается календарный план. Руководи­телю учения
необходимо: определить тему учения, учебные цели, этапы и учебные вопросы,
уточнить количество командно-начальствующего   состава, формирований,
рабочих, служащих и других категорий населения, привлека­емых на учение,
выработать основные положения плана учения, провести ре­когносцировку района
учения, опреде­лить порядок материально-техническо­го обеспечения.
Руководитель учения лично готовит своих заместителей, по­мощников,
посредников и штаб руководства. Он несет ответственность за организацию,
подготовку и проведение учения.
Основную подготовку должностных лиц к учению проводят непосредствен­но на
объекте методом групповых уп­ражнений и решением летучек.
Для проведения учения на основа­нии указаний руководителя разраба­тываются:
— план проведения учения;
— организационные указания;
— частные планы заместителей и помощников руководителя учения;
— план политической работы;
— планы обеспечения учения (ма­териально-технического, связи, имита­ции,
комендантской службы и другие);
— инструкция по мерам безопасно­сти на учении.
План проведения учения — основ­ной документ. В нем определяются те­ма,
учебные цели, этапы учения, по­следовательность отработки учебных вопросов по
этапам, время проведения и Другие вопросы. План и организаци­онные указания
разрабатываются шта­бом руководства текстуально, с прило­жением карт, схем и
утверждаются ру­ководителем учения не позже чем за две недели до его начала.
Заместители и помощники руково­дителя разрабатывают текстуально или
графически частные планы, в кото­рых указывают учебные цели для
со­ответствующего формирования (кате­гории обучаемых), обстановку и
содер­жание вопросов, подлежащих отработке на различных этапах учения.
Част­ные планы утверждаются руководите­лем учения.
План политической работы разра­батывается партийным комитетом объ­екта.
План имитации разрабатывается помощником руководителя учения по имитации
текстуально со схемой, на которой указываются места, виды и время имитации,
сигналы управления, силы и средства, выделяемые для вы­полнения имитационных
работ, а так­же меры по охране мест имитации и обеспечению безопасности. План
ими­тации утверждается руководителем учения.
     Проведение комплексного учения. Комплексное учение целесообразно начинать
с вручения распоряжения на­чальника ГО района начальнику ГО объекта о
приведении ГО в готов­ность.
Введение угрозы нападения против­ника дает возможность постепенно на­ращивать
обстановку и более деталь­но проверить реальность плана ГО объекта. В этом
случае выполняются мероприятия, предусмотренные в плане ГО на период угрозы
нападения противника и соответственно уточня­ются этапы учения, количество и
со­держание которых зависят от темы, учебных целей и масштабов учения, а
также отведенного на него времени.
     На первом этапе — мероприятия ГО, выполняемые во время угрозы на­падения
противника: оповещение и сбор руководящего, командно-началь­ствующего состава и
формирований, развертывание пунктов управления, приведение и готовность
защитных со­оружении, выдача и подготовка средств индивидуальной защиты,
изготовление противопыльных тканевых масок и ватно-марлсвых повязок,
организация и повышение устойчивости работы объ­екта, а также другие
мероприятия, предусмотренные реальным планом ГО объекта.
     На следующих этапах отрабатыва­ются мероприятия  по рассредоточе­нию и
эвакуации и ведению спасатель­ных и неотложных аварийно-восстано­вительных
работ.
После отработки всех намеченных учебных вопросов и этапов практиче­ские
действия обучаемых по команде (сигналу) руководителя учения закан­чиваются.
Руководитель дает указания о месте и времени сбора формирова­ний, о
дальнейших действиях осталь­ных участников учения, проверке на­личия техники,
приведении в порядок района учения, месте и времени прове­дения разбора.
После выполнения этих указаний и соответствующих докладов заместителей,
помощников и начальни­ка штаба руководства руководитель учения объявляет
отбой учения.
Разбор учения необходимо гото­вить тщательно и всесторонне.
Раз­бор—заключительная часть учения. Проводится всесторонний анализ дей­ствий
обучаемых, подводят итоги уче­ния и определяют, в какой степени до­стигнуты
поставленные учебные цели. Разбор сначала проводится с руково­дящим и
командно-начальствующим составом, а затем со всеми участника­ми. Руководитель
учения дает оценку действиям обучаемых и ставит задачи по устранению
выявленных недостат­ков.
После общего разбора заместители и помощники руководителя проводят частные
разборы с отдельными кате­гориями обучаемых, а также со служ­бами и
формированиями.
О результатах проведенного ком­плексного учения представляется док­лада штаб
ГО района; на основании учения разрабатывается план практи­ческих мероприятий
по устранению выявленных недостатков на объекте. При необходимости вносятся
соответ­ствующие изменения в план ГО объ­екта.
     Заключение
Сегодня мир обладает новейшими технологиями в области связи, вычислительной и
бытовой техники.Человечество радуется достижениям науки и техники, однако не
надо забывать что и военная промышленность не стоит на месте. Кроме того от
того, что у каждого пятого человека сейчас дома компьютер и у каждого второго
телефон , люди не стали добрее. Алчность, стремление к власти - это то
чувство, которое заставляет людей начинать войну, и этого не избежать
никогда. Ежедневно где- либо в мире идет перестрелка и гибнут люди, и когда-
нибудь это «где-то» может быть и у нас. Не стоит думать, что мы свое
перетерпели и нас это больше не коснется, надо быть готовым ко всему. А
потому обучение населения по гражданской обороне должно проводиться во всех
учебных заведениях.
     

Литература

1.Откуда исходит угроза миру.2-е изд. М.,1984 2. Методическое указание к практическим работам по курсу «Гражданская оборона», под ред. Л.Г. Ширшева М.,1981 3. Гражданская оборона: Учебное пособие , Под. Ред. А.Т. Алтунина. М.1985 4. Защита от оружия массового поражения: Справочник , Под ред. В.В.Мясникова М., 1984