Каталог :: Управление

Шпора: Исследование систем управления

     

Маркетинговые исследования проводятся в целях анализа рынка, изучения его состояния и динамики; исследование поведения потребнос- тей и поставщиков продукции, анализ деятельности конкурентов и посредни­ков; сегментация рынка; выделение целевых сегментов для прогнозирования конъюнктуры рынка; для оценки сегодняшней страте- гии организации; анализа сильных и слабых сторон организации; для исследования ассорти­мента и других направлений исследования.

Анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможностей организации осуществляется в ходе маркетинговых исследований.

Целями маркетинговых исследований являются сниже­ние степени неопреде- ленности при принятии марке­тинговых решений и обеспечение непрерывного контро­ля за их реализацией.

В процессе маркетинговых исследований выделяются следующие этапы:

1. Формирование проблемы и целей исследования.

2. Определение потребности в информации и организация ее сбора.

3. Анализ информации.

4. Подготовка аналитического отчета.

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя. Реализация поставленной цели требует прежде всего совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие.

Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся следующие:

• качество продукции или услуг;

• качество управления самой организации;

• маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответствовать реальной потребности населения.

Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли,

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное приме­нение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации про­блем. Выбор методов исследования, интеграция различ­ных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводя­щих исследования..

Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации.

МАИС (для плохо организованных систем) :

1. мозговая атака

2. морфологический анализ

3. метод аналогий

4. сценарный метод

5. структуризация (дерево целей, графические методы, сетевые модели)

6. метод Дельфи

7. метод решающих матриц

8. экспертные методы

Вторая группа — методы формализованного представ­ления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления.

МПФС :

1. аналитические методы (методы математического исследования, программирование, метод игр, исследование операций и др.)

2. статистические методы (применяются к хорошо организованным системам, которые имеют четкие зависимости; для плохо организованных систем)

3. теоретико-множественные (теория множеств) методы

4. логические (алгебра Буля)

5. лингвистические (языки)

6. семиотические методы

графические (имеют количественные методы обработки графов)

К третьей группе относятся комплексированные мето­ды: комбинаторика, ситуационное моделирование, топо­логия, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Комплексные методы :

1. комбинаторика (соединяет (1) и (3) из МПФС)

2. иммитационное, динамическое моделирование ( (1) и (7) из МПФС, а также некоторые методы МАИС)

3. структурно-лингвистическое моделирование (включает психологические моменты)

4. графо-семиотическое моделирование (программа на компьютере, экспертные методы)

Система - совокупность элементов, взаимосвязан- ных друг с другом, образующих целостность, единст- во.

Признаки системы :

1. состоит из многих элементов

2. наличие связей между элементами

3. представляет собой единое целое, т.е. объединение через единую цель

Описание систем проходит на различных уровнях абстрагирования :

1. символический или лингвистический

2. теоретико-множественный (система описывается формальными методами как множество, совокупность множеств)

3. абстрактно-логический

4. топологический (системы в виде графиков, карт и т.д.)

5. теоретико-информационный (сетевые, иерархические и реляционные базы данных)

6. эвристический (уровень идей, мыслей, гипотез, предположений, прогнозов)

Системы описываются в виде реально существующей системы с помощью системных критериев и категорий.

Параметры систем :

1. Элемент системы - часть системы, имеющая определенное функциональное назначение :

1.1.атомистические (?) (неделимые) элементы

1.2.подсистемы

2. организация - внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы

3. структура - совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства

4. состояние системы - это вектор значений параметров, характеризующих систему в данный момент времени t - статическая характеристика

5. поведение системы - совокупность действий, изменений изучаемой системы и ее реакций на внешние воздействия : изменение, развитие, рост.

6. связь - это форма взаимных ограничений на поведение элементов друг на друга; при отсутствии ограничений, связь тоже отсутствует. (?)

Роль управления в системах.

Управление - выработка и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект, в данном случае, систему, что включает сбор, обработку и передачу необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений.

Управление - функции системы, ориентированные на сохранение ее основного качества, либо на сохранение некоторой программы, которая должна обеспечить устойчивость функционирования (гомеостаз) , достижение определенной цели.

Управление есть то, что способствует существованию и работе системы.

Управляющие параметры - параметры активного воздействия, с помощью которых создается возможность менять ход и направление экономических процессов. Есть 3 группы управляющих параметров :

· параметры стабилизаторы, которые встроены в обратную связь СУ и являются антикризисными

· стимуляторы, которые сохраняют и повышают темпы развития системы

· регуляторы, которые поддерживают сбалансированность экономических показателей

Виды систем управления.

СУ - совокупность взаимосвязанных, функциональ- ных элементов, вырабатывающих управляющие параметры.

2 основные подсистемы :

· субъект управления (СУ)

· объект управления (ОУ)

Виды СУ :

1. СУ программные или жесткие - единственная прямая связь между СУ и ОУ, по которой поступают управля- ющие воздействия, обязательные к исполнению. Административно-командная СУ и методы.

2. Регулируемая СУ - использует информацию о реакции объекта на управление. Административные и экономические методы; включает интересы людей.

3. Саморегулирующие СУ. Регулирование без вмешательства внешних сил.

4. Адаптивные СУ - открытые системы; ОУ подвержен возмущающему воздействию; СУ - вышестоящий. Все вместе макросреда.

Рейтинг СУ - интегральная оценка СУ, отражающая организационно-техническое исполнение СУ.

Задачи, решаемые при оценке рейтинга :

1. определение того, насколько данная СУ удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней (оперативность, гибкость, эффективность)

2. на сколько уровень ее научно-технического исполнения отвечает современным возможностям

3. выявление соответствия подсистем и компонентов создаваемой или действующей СУ сформированным на данном этапе развития в соответствии базовым показателям (?)

Требования, предъявляемые к показателям :

1. каждый показатель должен характеризовать совокупность элементов, от которой зависит рейтинг системы

2. каждый показатель должен поддаваться количественной оценке

3. число показателей для определения рейтинга должно быть ограничено

4. для измерения значений показателей должна применяться безразмерная шкала (?)

5. показатели должны стимулировать внедрение наиболее эффективных вариантов СУ

Исследование систем управления это вид деятель­ности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющими­ся внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общест­венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не­возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследо­вания приглашают консультационные фирмы. Необхо­димость в исследованиях систем управления продикто­вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра­боты этих организаций. Исследования систем управле­ния могут быть различными как по целям, так и по ме­тодологии их проведения.

Обычно СУ носят рефлекторный (реагирующий на внутренние и внешние раздражители) характер, так как в большин­стве случаев при проведении исследования всегда можно предуга­дать ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная СУ реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, например, при потере устойчивости в результа­те неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состоя­ния менеджеров.

Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлектор­ной только в определенных ситуациях, так как действия индиви­дуума трудно прогнозировать при наличии у него стресса, ситуаций риска и т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности основного ее элемента — человека, а это требует про­ведения аналитических работ социально-экономического и органи­зационно-технического характера и соответственно использования различных исследовательских методов (экономических, математи­ческих, психологических, социологических, технических, экономи­ко-математических, социально-экономических и пр.).

Следовательно, исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Очевидно, что в процессе исследования СУ исследователь дол­жен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных реше­ний и выводов требуется включение профессионального воспри­ятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут буквально от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному восприятию и от воспри­ятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но и зависит от сло­жившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой вос­приятия, что уже не может трактоваться фактом. Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или надо иметь большие ресурсы для сбора объективной инфор­мации и ее глубокого анализа). Поэтому в идеальном случае про­цесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского «чутья».

Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систе­матизированная и доступная для обработки объективная информа­ция о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объ­еме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограни­ченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет форми­ровать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.

Принцип Питера Л. : порочность иерархической системы. В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

Законы группового поведения :

1. закон неопределенного оптимума - восприятие людьми внешних воздействий различно и часто непредсказуемо, например, управляющий и работник

2. закон неадекватности отображения человека человеком - человек не может постичь другого человека

3. закон неадекватности самооценки - человек сам себя не познает до конца

4. закон расщемления смысла управленческой информации - то, что разработано на верхнем управленческом уровне (приказы), имеет тенденцию изменяться по мере снижения от одного иерархического уровня до другого

5. закон самосохранения - ведущим мотивом социального поведения человека является сохранение личного статуса, достоинства, уважения и т.д.

6. закон компенсации - поддерживает человека на определенном уровне, компенсируя его психологические, социальные и умственные недостатки

Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами.

Эксперимент - критерий истинности гипотез.

Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием.

Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент.

Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий.

1. Социально-экономический эксперимент ставит задачи: отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации

2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ

3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ

4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия

5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов человеческих чувств

6. задачи взаимодействия человека и машины

7. задачи нововведения и проблемы их внедрения

Социологические исследования проводятся с целью выявления социальных последствий управленческих нововведений.

Моделирование - процесс построения условного образа исследуемой системы (процесса, явления).

Цель - отображение наиболее существенных параметров функционирования и развития системы в будущем. Модель - условный образ исследуемой системы. Модель конструируется субъектом исследования так, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства систем управления, взаимосвязи между ее элементами, структурные и функциональные параметры).

Признаки классификации модели :

1. Учет фактора неопределенности :

· детерминированные модели - для данной совокупности входных значений параметров на выходе системы может быть получен единственный результат

· случайные модели (вероятностные) - на выходе получаются неоднозначные значения параметров

2. Учет фактора времени :

· статические модели - все зависимости отнесены к одному моменту времени и не меняются во времени

· динамические модели - описывают систему управления в динамике (во времени). Динамическую модель можно описать рядом статических моделей

3. Учет непрерывности моделируемых процессов :

· дискретные модели - все переменные в данной модели отображены дискретными величинами (целочисленные значения, скачкообразные)

· непрерывные модели - не содержат дискретных величин, т.е. модели отображаются дифференциальными и интегральными уравнениями

4. Тип связи между моделируемыми элементами :

· линейные модели - отображают состояние или функционирование системы таким образом, чтобы все взаимозависимости в ней принимаются линейными. Линейная модель формулируется в виде одного или системы линейных уравнений

· нелинейные модели - взаимозависимости отображаются нелинейными функциями (показательные функции, мультипликативные функции : I = a*x1*x2, экспоненциальные уравнения)

5. Способ первичного представления моделей :

· физические модели - материальные, вещественные, макетные модели - построены точно по соответствию структуре систем различных природ

· абстрактные модели или концептуальные модели - предварительные, приближенные представления о системе управления

6. Степень подобия объекту :

· гомоморфные модели - упрощенная модель, - одностороннее отображение подобия

· изоморфные модели - точное подобие - каждому элементу из системы соответствует элемент из модели и в обратном направлении

Принципы существования и работы СУ.

Принципы отражают объективно присущие СУ закономерности развития и функционирования.

Принципы действия СУ :

1. принцип обратной связи - обратное воздействие результатов управления системы на процесс этого управления, т.е. использование информации, поступающей от объекта управления.

1.1.Обратная связь может быть главной внешней и внутренней местной.

1.2.Отрицательная и положительная обратная связь.

Последняя усиливает действие выходного сигнала, т.е. имеет с ним одинаковый знак; первая - ослабляет входной сигнал. Положительная связь ухудшает положение системы. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями. Если результат на выходе системы меньше, чем требуется, то блок регулирования подает сигнал, увеличивающий интенсивность процесса; если результат больше эталона, то управляющий процесс затормозится.

2. принцип внешнего дополнения - при управлении большой системой необходимы "неформальные" корректировки решений; полученные из моделей (в прямую связь вписывается внешнее дополнение).

3. закон необходимого разнообразия - разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления - определяет требования к избирательности управляющей системы, обусловленные тем уменьшением разнообразия объекта управления, которое необходимо для эффективного управления, т.е. сведение множества состояний системы к подмножеству, включающему лишь состояния, оптимальные по отношению к цели управления.

4. принцип черного ящика - представление системы в виде некоего объекта ("черного ящика"), представляющего собой, при настоящем уровне знаний, объект с непознанными внутренними структурой и организацией. Однако можно изучать этот объект по изменениям между входами и выходами системы.

Принципы функционирования системы :

1. детерминизм - закономерная связь, взаимообусловленность всех явлений

2. целостность (эмерджентность) - свойства системы не сводятся к сумме свойств составляющих ее элементов

3. гомеостаз - свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значение существенных переменных в некоторых пределах

закон или принцип разнообразия - для решения задач управления сложными системами необходимо учесть большое разнообразие всевозможных факторов; разнообразие состояний системы можно определить как энтропию : H = log2(m), где m - множество состояний системы.

Виды систем :

1. по природе составляющих элементов :

1.1.материальные (неорганические, органические и смешанные)

1.2.абстрактные (знания, теории, гипотезы)

2. по степени предсказуемости :

2.1.статические

2.2.динамические (экологическая система) :

2.2.1.детерминированные (состояние которых можно точно предсказать)

2.2.2.вероятностные

3. по сложности :

3.1.простые

3.2.сложные

3.3.большие :

3.3.1.наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению системы (мировое хозяйство, ЕС)

3.3.2.наличие большого числа разнообразных связей между подсистемами

3.3.3.наличие в системе элементов самоорганизации

3.3.4.участие в функциональной системе людей, машин и природной среды

3.3.5.трудность в описании системы

Методология исследования систем управления осно-вывается на разумной организации деятельности руково-дителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение це-лей, предмета исследований, границ исследования, вы-бор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.

Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характери-стик, к которым относятся: потребность в исследовани-ях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведе-ния исследований; эффективность исследований; резуль-таты исследований.

1. Потребность в исследовании предопределяет мас-штаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на Достижение поставленных целей.

2. Объектом исследований является система управле-ния конкретной организации. Предметом исследования являются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях систе-мы управления.

3. Ресурсы — это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований.

4. Эффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных ре-зультатов.

5. Результаты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель сис-темы управления, новые регламентирующие документы. скорректированные расчетные формулы, новая корпора-тивная культура.

С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раз-дела: теоретический, методический, организационный.

В теоретическом разделе определяются основные це-ли, задачи, предмет и объект исследования.

Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.

Организационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ре-сурсов.

Системный подход — это такое направление в методе логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа).

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.

Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы. И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Требования, предъявляемые к моделям :

1. точное отражение структуры и процессов функционирования моделируемой системы

2. допущения при описании системы путем моделирования должны быть минимальны

3. число параметров адекватно сложности системы

4. достаточная оперативность, т.к. ресурс времени для принятия решений ограничен

5. наличие параметра оптимизации - цель моделирования

Этапы моделирования :

1. изучение объекта и выделение его наиболее существенных характеристик

2. конструирование модели на основе анализа (между параметрами нужно определить взаимосвязи)

3. экспериментальный, практический, и теоретический анализ проблемы

4. сопоставление результатов с данными об объекте

5. корректировка модели в соответствии с полученными результатами

6. проверка качества отображения объекта или адекватности модели.

Основные виды моделей и характеристики.

Основные группы моделей систем управления предприятием :

1. организационные

2. структурные

3. функциональные

4. математические

5. информационные

Специфика моделей систем управления фирмами.

1. Наличие экзогенных и эндогенных факторов :

· экзогенные факторы - оказывают воздействие на систему извне

· эндогенные факторы - воздействие на систему управления носит внутренний характер

2. Множественность моделей

3. Учет социально-технического характера управления фирмой

4. Необходимость учета риска и неопределенности - знание всех возможных результатов и их последствий

Поскольку слова организация и система имеют сходное значение, важно понимать, что обозначается термином “организация”. Так, система-(гр.-целое, составленное из частей, объединение) чаще всего определяется как - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.

Организация-(лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю) - 1. внутреняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).

В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, оринтированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Однако все организации обладают некоторыми общими элементами. Организации- это 1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы; 2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща) и 3) их действия целенаправлены (люди имеют цель, намерение).

В этой теме мы рассмотрим в первую очередь более формализованные, крупные организации, которые можно определить так: “Организация- это система средств и методов, с помощью которых большое число занятых сложными задачами людей, настолько большое, что исключается возможность личных контактов каждого лица с каждым, связывает себя с каждым другим лицом в процессе сознательного, систематического установления и последующего достижения взаимно согласованных целей”.

Системный анализэто комплекс исследований. направленных на выявление общих тенденций и факто­ров развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей произ­водственно-хозяйственной деятельности организации.

Системный анализ позволяет выявить целесообраз­ность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной органи­зации труда, которые применялись ранее.

Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обуслов­лено следующими причинами:

• продолжительностью и трудоемкостью работ, свя­занных с пред проектным обследованием;

• подбором материалов для проведения исследо­вания;

• выбор метода исследования;

• обоснованием экономической, технической и ор­ганизационной целесообразности;

• разработкой компьютерных программ.

Конечной целью системного анализа является разра­ботка и внедрение выбранной эталонной модели систе­мы управления.

В соответствии с главной целью необходимо выпол­нить следующие исследования системного характера:

1) выявить общие тенденции развития данного пред­приятия и его место и роль в современной рыночной экономике;

2) установить особенности функционирования пред­приятия и его отдельных подразделений;

3) выявить условия, обеспечивающие достижение по­ставленных целей;

4) определить условия, препятствующие достижению целей;

5) осуществить сбор необходимых данных для прове­дения анализа и разработки мероприятий по совершен­ствованию действующей системы управления;

6) использовать передовой опыт других предприятий;

7) изучить необходимые сведения для адаптации вы­бранной (синтезированной) эталонной модели к услови­ям рассматриваемого предприятия.

В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:

1) роль и место данного предприятия в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия;

3) производственная структура предприятия;

4) система управления и ее организационная структура;

5) особенности взаимодействия предприятия с по­ставщиками, потребителями и вышестоящими ор­ганизациями;

6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников

В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обуслов­ленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснован­ные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изме­нениями на рынках, необходимостью срочного заключения кон­тракта, проведением не в установленные плановые периоды работ 00 реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена за­держки в проведении исследования и принятия последующего ре-щения по его результатам даже правильных управленческих реше­ний может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

В этих случаях следует использовать ситуационный подход к ис­следованию СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внеш­ней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследова­ния должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.

В общем случае ситуационный подход к исследованию методо­логически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в тео­рию управления.

Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода — ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сло­жившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени спо­собствовать достижению целей исследования СУ в конкретных ус­ловиях и обстоятельствах.

В реализации ситуационного подхода важно представление ис­следователя о рассматриваемой проблеме или задаче и соответст­вующих решениях.