Каталог :: Туризм

Контрольная: Организационные основы приема и обслуживания туристов

                     Министерство общего и профессионального                     
                        образования Российской Федерации                        
                           ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО                           
                      ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА                      
                                  В г. ВЫБОРГЕ                                  
                           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                            
                                  по дисциплине                                  
                         «организационные основы                          
                     приема и обслуживания туристов»                     
                                 Студент 3 курса                                 
заочного отделения
Федотова Е.С.
специальность ЭиУТиГХ
                                г. Выборг                                
                                 2004 г.                                 
                                                                          
                            ОГЛАВЛЕНИЕ                            
                                                                          
                                                                          
1.     Предприятия туристического бизнеса в РФ                                 3
2.    Туристские предприятия первичных услуг                                   4
3.    Туристские предприятия вторичных услуг                                   9
4.    Система государственного регулирования в РФ                             10
5.    Методы государственного регулирования туризма в РФ                     13
6.    Государственная поддержка туризма в РФ                                  15
7.    Стандартные железнодорожные туры                                        16
8.    Список используемой литературы                                          22
                 ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РФ                 
     Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного
бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов.
Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется
больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно
взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала)
фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так
же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных
операций.
Для развития выездного туризма в России существуют объективные предпосылки:
открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал,
привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок.
Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства:
строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного
потребления, связи и т. д.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие
стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень
рентабельности и минимальный срок  окупаемости затрат.
В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей.
Туристские предприятия представляют собой третий важный компонент, создающий
туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». В туристской
отрас­ли функционируют различные туристские предприятия. Одни из них
предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм —
это одно из не­скольких направлений их коммерческой деятельности.
Предприятия, существующие только за счет туризма, назы­ваются туристскими
предприятиями сферы первичных ус­луг, а предприятия, получающие доходы не
только от ту­ристской деятельности, — туристскими предприятиями сферы
вторичных услуг. Таким образом, услуги первых пред­приятий служат
исключительно туризму и составляют осно­ву его существования, а услуги второй
группы предприя­тий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского спроса,
так как туризм для них — лишь один из многих источников существования и их
услугами пользуются не только туристы.
Следует иметь в виду, что некоторые туристские пред­приятия в зависимости от
выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой
катего­рии. Например, гостиницы и туристские бюро всегда ока­зывают только
первичные туристские услуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме
отдыха — это предприя­тия первичных услуг, но такие же рестораны и кафе в
го­роде уже не являются непосредственно туристскими пред­приятиями, поскольку
выполняют вторичную туристскую функцию.
                  Туристские предприятия первичных услуг                  
     Туроператоры и турпосредники
Туроператор — туристское предприятие, которое ком­бинирует свои собственные и
чужие услуги в новый — самостоятельный туристский продукт. Этот новый
про­дукт называется паушальным (комплексным) туром. Туроператор предлагает
клиенту комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет.
Паушальный (комплексный) тур — это пакет услуг из нескольких составляющих.
Туроператор составляет этот пакет предварительно для еще неизвестного ему
потреби­теля и предлагает его за одну общую стоимость. Туропера­тор собирает
в пакет дополняющие друг друга услуги, ко­торые производятся чаще всего
разными предприятиями (исполнителями услуг). Результат комбинирования —
по­лучение нового продукта. В этот продукт входят также ус­луги турпосредника
по консультированию и сбыту.
Слово паушальный указывает, по крайней мере, на два признака: комплексный
тур, представляющий  собой па­кет, который состоит из нескольких услуг и
продается за общую стоимость; тур является серийным, готовым и
само­стоятельным продуктом. При этом всем потребителям предлагаются
одинаковые услуги. Паушальный тур предла­гается постоянно и, как правило, в
течение длительного периода времени.
Всех туроператоров, работающих на туристском рын­ке, можно классифицировать
по их размерам, региону дей­ствия, ширине и глубине программы и экономическим
целям.
По размерам различаются крупные, средние и мелкие туроператоры. К крупным
туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуется более 100
тысяч человек в год, а их оборот составляет около 35 млн. долларов. В группу
средних туроператоров входят предприятия с кли­ентурой от 30 до 100 тысяч
человек в год. Чаще всего они имеют узкую специализацию деятельности:
заполняют толь­ко одну из рыночных ниш (специализация на определенном туре —
например, образовательные туры; специализация на определенном регионе —
например, Карпаты). К категории мелких туроператоров относятся самые
разнообразные типы предприятий: специализирующиеся на походном или
моло­дежном туризме, занимающиеся организацией путешествий, автобусные
предприятия, одно из направлений деятельнос­ти которых — перевозка туристских
групп.
По региону деятельности различаются международные, межрегиональные,
региональные и мес­тные туроператоры. Международных туроператоров мало. Лишь
немногие крупные туроператоры предлагают свои продукты в нескольких странах.
Чаще всего они открыва­ют за границей свои филиалы или сотрудничают с
нацио­нальными предприятиями.
К группе межрегиональных туроператоров следует от­нести предприятия,
обслуживающие большую территорию (несколько регионов). Региональные
туроператоры предла­гают свои услуги только на определенной географической
территории, но по обороту и количеству туристов их мож­но отнести к крупным
туроператорам. Местные туропера­торы работают в радиусе досягаемости местной
рекламы.
Предложение туроператоров отличается по ширине и глубине их рабочей
программы. Широкое предложение охватывает множество разнообразных видов
путешествий — например, отдых на побережье моря, экс­курсионные и
образовательные поездки, знакомство с го­родами. Предложение туроператора
считается более глу­боким, если для каждого вида путешествий предлагается
большой выбор разнообразных продуктов.
Туроператоры различаются также и по экономи­ческим целям. Не все предприятия
при организации туров стремятся получить в первую очередь максимальную
прибыль. В данной группе выделяются коммерческие туроператоры, общеполезные
(некоммерческие) туроператоры и предприятия «черного туризма». Основная цель
коммер­ческих туроператоров — получение постоянной и большой прибыли.
Некоммерческие туроператоры хоть и стремятся к экономичности, но интересы
увеличения прибыли не стоят для них на первом плане. Намного большее значение
они уделяют организационным и воспитательным целям. Эти цели могут носить
социально-политическую, идеологическую или иную направленность. Обобщенно
подобные предприятия можно отнести к организаторам туристских социальных
ме­роприятий — например, коммунальное управление пресле­дует какие-то
социальные цели; церкви, профсоюзы или политические партии — идеологические
цели; вузы — поли­тико-образовательные цели. В группу туроператоров «чер­ного
туризма» входят предприятия, которые занимаются ту­ристской деятельностью не
постоянно, а по обстоятельствам. При этом они не имеют лицензии и не могут
быть отслеже­ны налоговыми органами. Чаще всего это частные лица, которые
даже не подозревают о том, что они действуют как юридические лица,
председатель какого-то производствен­ного объединения решил организовать для
своих сотрудни­ков поездку в Москву. С этой целью он бронирует номера в
гостинице и билеты на проезд до Москвы и обратно, зака­зывает экскурсию по
городу и билеты в театр.
     Турпосредники. Понятия турпосредник и турбюро чаще всего употребляются
как синонимы, но, строго говоря, они не всегда имеют одно и то же значение.
Турпосредники — это собирательное понятие. Оно охватывает все предприятия и
учреждения, которые в своей основной и дополнительной деятельности выступают
как посредники. Определение тур­бюро относится только к тем предприятиям,
основная деятель­ность которых заключена в посредничестве туристских услуг. Мы
будем использовать оба выражения в одинаковом зна­чении, так как турпосредники,
не являющиеся турбюро, играют в туристской отрасли второстепенное значение.
По­жалуй, ни в одной другой отрасли посреднической деятель­ности не придается
такое большое значение, как в туризме. Это объясняется большой территориальной
удаленностью между производителями и пользователями услуг (например, между
гостиницей и отдыхающим), отсутствием представле­ний о рынке (потребитель редко
знаком с предложениями страны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью
предварительного бронирования при ограниченных мощно­стях производителя услуг.
Путешествия за границу, в мало знакомые места, бронируются почти всегда через
несколько промежуточных структур. Оператор въезд­ного туризма следит также за
организацией путешествия на месте (заказ, инкассо, исполнение и т.д.), т.е.
посредник выполняет для производителей и потребителей важные уп­равленческие
функции. К турпосредникам чаще всего обра­щаются при желании осуществить
комплексное путешествие, так как они являются связующим звеном между туристом и
производителем туристских услуг. Турпосредники характе­ризуются по таким
критериям, как ассортимент, правовое и экономическое положе­ние и величина
предприятия.
     Ассортимент услуг турпосредников. Ассортимент — важнейший критерий,
позволяющий различать турпосредников. Он определяется тем, с какими и со
сколькими туроператорами и исполнителями услуг со­трудничает посредническое
предприятие. В этом отноше­нии выделяется восемь различных типов предприятий:
1.турбюро, предлагающее полный набор туристских ус­луг. Данный тип турбюро
осуществляет свою деятельность согласно лицензиям. Предприятие имеет лицензию
меж­дународной ассоциации воздушного транспорта на про­дажу авиабилетов,
часто также лицензию на продажу же­лезнодорожных билетов, представляет
интересы не только крупных, но и многих средних и мелких туроператоров;
2.бюро путешествий и экскурсий. Эти бюро специали­зируются на продаже
паушальных туров, иногда продают авиа- и железнодорожные билеты;
3.специализированные турбюро. Специализированные турбюро занимаются сбытом
определенного вида тура, об­ладая при этом высокой профессиональной
компетенци­ей в своем направлении (например, студенческие туры, детские туры
и др.);
4.турбюро по продаже «горящих» путевок, дешевых би­летов на самолет (не имеют
лицензии на продажу авиаби­летов);
5.турбюро-филиал. Филиал имеет узкую специализа­цию, иногда расположен за
границей;
6.отдел бронирования продает туры одного туроператора, может существовать как
одна из структур туроператора или относится к любому типу предприятий;
7.турбюро по приему туристов (въездного туризма) про­дает туристские услуги,
которые регион предлагает туроператорам из других регионов или приезжим
гостям;
8.туристский отдел не является туристским предприя­тием. Это отдел
предприятия, основная деятельность ко­торого не связана с туризмом.
Правовой и экономический статус турпосредников. Не имеют правового и
экономическо­го статуса отделы по бронированию, а также турбюро,
принад­лежащие туроператорам. Полную экономическую и правовую
самостоятельность имеют лицензионные турбюро, которые работают на основании
договорных обязательств со многими туроператорами и правомочны открывать
собственные предста­вительства, филиалы; объединения туристских бюро, которые
совместными усилиями координируют свою деятельность; турбюро, созданные на
основе договора франчайзинга.
     Объем работы турпосредников. В зависимости от величины предприятия
различаются крупные, средние и мелкие посредники. В туристской отрасли главным
образом работают предприятия мелких и средних размеров.
Таким образом, важнейшее различие турпосредников заключается в разнообразии
предлагаемого ими ассорти­мента. Важнейшими типами туристских посредников
яв­ляются турбюро, предлагающие полный набор туристских услуг, и бюро
путешествий и экскурсий. Турпосредники имеют различные правовые и
хозяйственные статусы и вы­полняют разный объем работ и услуг.
     Транспортные предприятия специального назначения.
Существуют транспортные предприятия, которые спе­циализируются на перевозке
туристов. Так как основное направление их деятельности связано с туризмом, их
отно­сят к туристским предприятиям первичных услуг. При этом не имеет
значения, на какое расстояние перевозятся тури­сты и как долго длится
переезд. К этой группе относится как чартерная авиакомпания, перевозящая
туристов из Европы в Новую Зеландию, так и предприятие, эксплуати­рующее
лифты и подъемники для горнолыжников. К ней же принадлежат железные дороги,
паромные переправы, экскурсионные и круизные корабли, канатные дороги.
     Гостиничные предприятия.
Третья группа туристских предприятий первичных ус­луг — это гостиницы.
Гостиничные комплексы существу­ют исключительно за счет прибыли, полученной
от разме­щения туристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные
гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие хозяйства
гостинич­ного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).
     Прочие туристские предприятия первичных услуг.
Кроме туроператоров и турпосредников, транспортных предприятий и гостиниц,
существует еще целый ряд пред­приятий, которые также относятся к туристским.
Важней­шими из них являются кредитные учреждения, страховые компании, станции
проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы, производители товаров для
туризма и отдыха, рекламные агентства и др.
Страховые компании, если они специализируются на страховании туристов, также
существуют за их счет. Важ­ный специальный продукт страховых компаний —
страхо­вание на случай выхода из договорных обязательств, стра­хование багажа
и страхование на случай болезни во время путешествия за границей.
К туристским предприятиям этого же типа относятся и станции проката
спортивного инвентаря, лодок, а также оп­ределенные спортивные школы.
Независимо оттого, что предлагается в прокат — лыжи, санки, велосипеды,
снаря­жение для подводного плавания, серфинговые доски, лодки или парусные
яхты, большую часть пользователей станций проката составляют туристы.
Спортивные школы считаются туристскими предприятиями, если их услугами
пользуются не местные жители, а приезжие туристы.      Это чаще всего
происходит тогда, когда человек определенным видом спорта может заниматься
только во время отпуска.
Говоря о туристских предприятиях первой группы, нельзя забывать
производителей товаров для туризма и рекламы. Путешествующим туристам всегда
необходимы такие товары, как чемоданы, дорожные сумки, путеводи­тели и карты.
Большое экономическое значение имеет торговля сувенирами, которые покупают
туристы, чтобы сохранить память о посещаемых ими местах.
Реклама также является важным инструментом, содей­ствующим сбыту туристских
услуг. Если предприятие спе­циализируется в изготовлении туристской рекламы,
это дает основание отнести его к предприятию туристского типа.
                  Туристские предприятия вторичных услуг                  
Предприятия первичных и вторичных услуг различаются не видом предлагаемой
ус­луги или товара, а большим их объемом и большей значи­мостью по сравнению
с остальными направлениями их деятельности. Если предприятие предлагает
продукт, ко­торый используется как туристами, так и не туристами, то в данном
случае следует рассмотреть структуру потребите­лей его товаров и услуг и на
этом основании считать его предприятием либо первичных, либо вторичных услуг.
Ти­пичными предприятиями вторичных услуг являются пред­приятия общественного
питания, некоторые транспорт­ные предприятия, а также производственные,
торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг.
В группу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и бары,
услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители. Транспортные
предприя­тия вторичных услуг отличаются от туристских транспорт­ных
предприятий тем, что среди их клиентов преобладают не туристы, а местные
жители (в горнолыжных регионах на обычных маршрутах зимой вводятся
дополнительные автобусные рейсы для перевозки лыжников). Второстепен­ный
оборот от туризма получают некоторые промышлен­ные и торговые предприятия
(хлебопекарня, обеспечива­ющая хлебом ресторан гостиницы, и т.д.), а также
предприятия сферы услуг (многопрофильные страховые компании, предприятия
бытовых услуг и т.п.).
Общим признаком всех предприятий вторичных тури­стских услуг является
невозможность точного определе­ния объема товаров и услуг, которыми
пользуются турис­ты. Распределение спроса между туристами и местными жителями
может сильно колебаться в зависимости от се­зона. Кроме того, в определении
степени причастности предприятия к туризму важную роль играет место
распо­ложения предприятия (в магазине, расположенном около железнодорожного
вокзала, основную массу покупателей составляют приезжие туристы).
Таким образом, под туристским предприятием следует  понимать такую
организационно-хозяйственную единицу, которая посредством объединения
необходимых производ­ственных средств (труда, денег, земли и др.)
осуществляет подготовку, исполнение и предоставление услуг туристам,
используя для этого весь арсенал существующих методов управления.
Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат
для удовлетворения тури­стских потребностей.
     СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
В России федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
государственное управление, межотраслевую  и межрегиональную координацию в
сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма
постоянно меняются.
За десятилетний период в России произведено, по меньшей мере, десять
преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за
развитие туризма.  В настоящее время ответственным за развитие туризма в
России является департамент туризма Министерства экономического развития и
торговли РФ.
Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в
том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных
отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и
создает благоприятные условия для ее функционирования,  определяет и
поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны,
благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а так
же осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и
турагентов.
     Принципы государственного регулирования туризма и туристской индустрии
     Основными принципами государственного регулирования туризма и туристской
индустрии (далее «государственное регулирование туризма») являются:
1) защита прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе
обеспечение их безопасности при занятии туризмом;
2) развитие туризма и индустрии туризма как приоритетного направления
государственной социально-экономической политики Российской Федерации;
3) формирование представления о Российской Федерации как о стране,
благоприятной для развития туризма;
4) обеспечение устойчивого развития туризма на территории Российской Федерации;
5) согласованность, а также обеспечение баланса интересов населения регионов
(территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы
(территории) и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов;
6) приоритетная поддержка малого предпринимательства в области туризма;
7) развитие конкуренции и недопущение монополизма на туристском рынке
Российской Федерации;
8) гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер
государственного регулирования туризма;
9) обоснованность и объективность применения мер государственного
регулирования туризма;
10) единство системы государственного регулирования туризма.
     Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма
1. Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма (туристская
политика Российской Федерации) является составной частью социально-
экономической политики Российской Федерации и включает в себя совокупность
принципов норм, целей, задач, методов и приоритетов, которыми руководствуется
государство в своей деятельности по развитию туризма и туристской индустрии в
Российской Федерации, а также сама деятельность государства в области туризма
и туристской индустрии.
2. Целью туристской политики Российской Федерации является обеспечение прав и
свобод граждан Российской Федерации в области туризма, посредством создания в
Российской Федерации современной, высокоэффективной и конкурентоспособной
туристской индустрии, способной удовлетворить потребности граждан в
разнообразных и качественных услугах.
3. Туристская политика Российской Федерации строится на основе соблюдения
общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств,
вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
4. Туристская политика Российской Федерации реализуется с использованием
методов государственного регулирования туризма, предусмотренных в статье 15
настоящего Федерального закона, а также иных методов, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
     Задачи и приоритетные направления государственного регулирования туризма
1. Задачами государственного регулирования туризма являются:
- создание благоприятных условий для рационального использования свободного
времени, доступности туризма для всех категорий граждан Российской Федерации;
- развитие туризма и туристской индустрии Российской Федерации, путем
увеличения доходов граждан Российской Федерации и государства, создания новых
рабочих мест, повышения жизненного уровня населения, проживающего в местах
временного пребывания туристов;
- рациональное использование туристских ресурсов, в том числе направление
финансовых средств, получаемых от использования туристских ресурсов для их
поддержания, охраны и развития;
– охрана окружающей природной среды с целью предотвращения негативных
последствий, обусловленных развитием туризма;
– создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование
и оздоровление граждан;
- формирование туристского сознания граждан Российской Федерации –
гостеприимства по отношению к туристам, посещающим Российскую Федерацию;
– либерализация обмена товарами, работами и услугами в сфере туристской
индустрии в соответствии с международными соглашениями и договорами
Российской Федерации с учетом интересов граждан и туристской индустрии
Российской Федерации;
- противодействие использованию туризма в целях эксплуатации граждан,
особенно несовершеннолетних;
- развитие международных контактов.
2. Приоритетными направлениями государственного регулирования туризма в
Российской Федерации являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и
социального туризма, а также предпринимательской деятельности субъектов
туристской индустрии в этих сферах.
     Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное
управление туризмом в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации,
осуществляет государственное управление туризмом в Российской Федерации.
     МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА И
                            ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ                            
     
Методы государственного регулирования туризма
Государственное регулирование туризма осуществляется в соответствии с
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации посредством:
- установления порядка создания и деятельности органов государственной власти
Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственное управление
туризмом в Российской Федерации;
- установления общих правил осуществления различных видов предпринимательской
и иной экономической деятельности субъектов туристской индустрии и
осуществление контроля и надзора за ее осуществлением;
- установления особенностей создания, реорганизации и ликвидации субъектов
туристской индустрии;
- лицензирования туроператорской и турагентской деятельности; - технического
регулирования в сфере туристской индустрии, а также иного обеспечения
безопасности предпринимательской деятельности в области туризма для граждан,
общества и государства;
- разработки и реализации целевых, инвестиционных и других программ,
концепций и проектов в области туризма;
- налогового регулирования;
- таможенных, валютных, миграционных, санитарно-эпидемиологических
формальностей (туристские формальности);
- государственной поддержки приоритетных видов туризма и деятельности
субъектов туристской индустрии;
- государственного протекционизма;
- информационного обеспечения туризма;
- статистического наблюдения в области туризма и туристской индустрии;
- установления квалификационных требований к подготовке кадров в области
туризма;
- защиты прав и интересов участников отношений в области туризма и туристской
индустрии;
- иных мер экономического и административного характера, в том числе,
предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными
законами.
     Программы развития туризма в Российской Федерации 
1. Для развития туризма в Российской Федерации разрабатываются, стратегии,
концепции развития туризма, а также программы (целевые, адресные
инвестиционные и др.) (далее — федеральные программы развития туризма) и
региональные программы развития туризма (далее — региональные программы
развития туризма).
Программы развития туризма могут носить краткосрочный (до 3 лет),
среднесрочный (3-5 лет) и долгосрочный характер (10-15 лет).
Основными составляющими программы должны быть: обоснование ее разработки,
цели, задачи, сроки реализации, система программных мероприятий, ресурсное
обеспечение, механизм реализации и контроля и ожидаемые социально-
экономические результаты.
В программах предусматривается:
1) создание условий для развития и обновления материально-технической базы
туризма, в том числе посредством бюджетного инвестирования, предоставления
субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
занимающихся развитием внутреннего и въездного туризма;
2) определение приоритетных направлений развития туризма в Российской
Федерации (субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и т.д.)
и повышение эффективности использования существующей материально-технической
базы туристской индустрии;
3) разработка и внедрение нормативных правовых актов в области туризма и
деятельности субъектов туристской индустрии;
4) проведение налоговой, инвестиционной и ценовой политики, стимулирующих
развитие внутреннего, социального и въездного туризма;
5) расширение межотраслевой и межрегиональной координации в области туризма,
а также контактов с иностранными государствами;
6) научное и информационное обеспечение туризма;
7) поддержка малого предпринимательства области туризма;
8) создание условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации
работников, занимающихся обслуживанием туристов;
9) развитие социального, самодеятельного и других видов туризма;
2. Порядок формирования, финансирования и реализации региональных программ
развития туризма, а также программ местного (муниципального) значения
устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации
     
Государственная поддержка туризма и туристской индустрии в Российской Федерации
1. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации в целях создания благоприятных условий для развития внутреннего и
въездного туризма в пределах своей компетенции осуществляют поддержку
развития туризма посредством бюджетных инвестиций, установления налоговых,
визовых, таможенных, инвестиционных льгот, а также иных льгот, стимулирующих
развитие туризма на территории Российской Федерации.
2. Предоставление услуг иностранным гражданам, совершающим туры на территории
Российской Федерации, субъектами туристской индустрии – российскими
юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями - гражданами
Российской Федерации, является международной торговлей услугами (экспортом
услуг субъектов туристской индустрии)
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования осуществляют государственную поддержку развития внутреннего,
въездного и социального туризма на территориях туристских центров. Расчет
минимального бюджета туристских центров осуществляется по повышенным
социальным и финансовым нормативам, с учетом количества граждан, совершающих
туры на территории туристского центра.
4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования осуществляют содействие в продвижении внутреннего и въездного
туризма на международном туристском рынке посредством социальной рекламы,
участия в международных туристских выставках и ярмарках, выпуска и
распространения печатной (теле/видео) продукции, информирующей о туристских
ресурсах Российской Федерации.
5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования могут осуществлять выпуск и размещение государственных и
муниципальных ценных бумаг для привлечения средств на развитие внутреннего и
въездного туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. При разработке программ социально-экономического развития Российской
Федерации Правительство Российской Федерации определяет роль и значение
туризма и туристской индустрии в социально-экономической политике Российской
Федерации, а также приоритеты и перспективы их развития.
      Инвестиционная политика государства в области туризма и туристской индустрии
     1. Инвестиционная политика государства в области туризма направлена на
обеспечение его устойчивого развития, а также предусматривает привлечение
инвестиций во все сферы туристской индустрии и усиление государственного
контроля за эффективностью инвестиций в туристскую индустрию.
2. Основой инвестиционной политики является формирование благоприятного
инвестиционного климата, создание стабильных условий для осуществления
предпринимательской деятельности, обеспечения неприкосновенности частной
собственности, свободы перемещения услуг и товаров туристского назначения,
обеспечения защиты и поддержки развития российских производителей,
использования инновационных инструментов привлечения инвестиций, обеспечения
экономического стимулирования внедрения новых высокоэффективных технологий в
сфере туристской индустрии.
                                                                              
СТАНДАРТНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТУРЫ
     Железнодорожный туризм – путешествие, совершаемое по железной дороге на
специализированном железнодорожном транспортном средстве, физическими лицами
продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года, либо меньше
двадцати четырех часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных,
професионально-деловых, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой
деятельностью.
     Договор с железной дорогой.
Железнодорожные перевозки в России регулируются Законом РФ “О федеральном
железнодорожном транспорте “ от 25.08.97 года, “Транспортным уставом железных
дорог РФ” от 08.01.98 года,  а также Правилами перевозки пассажиров и почты.
При организации международных железнодорожных перевозок следует
руководствоваться межправительственными соглашениями: “Международной
конвенции по контракту на путешествия” от 22.10.70 года,  “Конвенции и
статусом о свободе транзита “ от 20.04.21 и другие.
Договор о выделении мест в трафиковых поездах заключается по правилам,
аналогичным соглашением  с авиакомпаниями на квоту мест или по текущему
бронированию. Особенности имеет договор на аренду специализированного
турпоезда.
Договор на аренду специализированного туристского по­езда. Существует
устоявшаяся минимальная, железнодорожная поездка, тем более продолжительная и
приятная. Но практика многих зарубежных стран показывает, что она может быть
не вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательным
путешествием.
Стандартные железнодорожные туры можно условно раз­делить на три
самостоятельные категории: однодневные, не­продолжительные (2-3 суток),
многодневные (от 5 дней и более).
     Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются ве­чером того же дня. В
дороге туристы располагаются за столика­ми вагонов-ресторанов. По пути они
могут не только переку­сить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых
арти­стов. Туристов довозят до определенной станции, где для них подготовлена
специальная программа. Это может быть экскур­сионная поездка или пикник на
природе. Чаще всего пассажиры совмещают обе программы. Такого рода поезда были
очень рас­пространены почти во всех крупных городах Советского Союза,
располагающих железнодорожной сетью.
     Непродолжительные туры. Во время 2-, 3-суточных желез­нодорожных туров
пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким
расчетом, чтобы но­чью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем туристы
обычно участвуют в запланированных экскурсионных меро­приятиях.
Такие путешествия организуются в различных странах.
     Многодневные туры. График движения поездов, обслу­живающих многодневные
поездки, тщательно продумывается. В зависимости от маршрута и экскурсионной
программы ту­ристы часто находятся в пути в дневное время. Чтобы
путеше­ственники не утомились, между двумя пунктами турпоезд дол­жен идти
безостановочно не более полутора суток. Продолжи­тельные дневные переезды
планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются
интересные виды и ландшафты.    В отдельных случаях предполагаются и
крат­ковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или в горах, на
берегу моря или большого озера.
Туристские поезда в обиходе называют «отелями на коле­сах». Действительно,
несмотря на ограниченные строгими стан­дартами железной дороги габаритные
размеры вагонов, их ком­фортабельности и внутреннему дизайну могут
позавидовать многие стационарные гостиницы. В каждом купе, общее число
которых в спальном вагоне обычно не превышает восьми, про­живает не более
двух человек. В зависимости от категории по­езда купе оборудуются двумя
односпальными (вертикально или горизонтально расположенными) кроватями или
одной дву­спальной, кондиционерами, письменным столом, телефоном,
телевизором. Туалетная и душевая комнаты могут быть как на весь вагон, так и
персонально - на Один-два номера. В состав туристского поезда входит
несколько вагонов-ресторанов, ва­гон-салон (используемый как библиотека,
место для карточных игр или переговоров, отдыха), а так же детский вагон или
зал подвижных игр.
Наиболее сложным по организации и вместе с тем насыщенным и разнообразным по
предоставляемым услугам является путешествие на туристско-экскурсионном
поезде дальнего следования.
Как организуется это путешествие? Купившие путевки (обычно жители одного
города или области) приходят на вокзал и размещаются в туристском поезде
согласно номерам вагона и места, указанным в посадочном талоне. Состав
включает, как правило, двенадцать купейных вагонов (в одном из них находится
дирекция туристского поезда) и три вагона-ресторана. В вагонах созданы все
условия, необходимые для дальней поездки: уютные купе, библиотека, настольные
игры, чай, предлагаемый проводником... А пришло время завтрака, обеда или
ужина — туристов приглашают в вагоны-рестораны.
Этот вид железнодорожных путешествий имеет хорошие перспективы.
     ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КРУИЗ - туристская поездка на железнодорожном составе
(поезде) по замкнутому круговому маршруту, с запланированными остановками по
пути следования для проведения экскурсий. При осуществлении железнодорожного
круиза поезд используется не только в качестве транспортного средства, но и в
качестве передвижной гостиницы.
Будущее железнодорожного туризма — за кольцевыми маршрутами. Первые поезда по
этим маршрутам пошли в феврале 1981 года. В поездках по этим маршрутам могут
участвовать жители не только одного города или одной области, как при
путешествии по дальним железнодорожным маршрутам, но и разных районов страны,
что, безусловно, повышает интерес к ним.
Туристы, купившие путевки в любом районе страны, приезжают в начальный пункт
маршрута, размещаются в комфортабельных гостиницах, живут там несколько дней,
знакомятся с этими городами (по программе), а затем садятся в туристско-
экскурсионный поезд, идущий по маршруту. После путешествия они возвращаются
на поезде в начальный пункт и разъезжаются по домам.
Назначение поездов производится после заключения договора и оплаты
причитающихся платежей.
Туристская фирма (бюро) договаривается с отделением (управлением) дороги о
выделении состава на определенный срок. Для этого пишут письмо на имя
начальника пассажирской службы с просьбой о выделении такого состава. На
письме он дает согласие и указывает конкретные сроки выделения состава.
Следование турпоезда из одного пункта экскурсионного обслуживания в другой,
как правило, должно осуществляться в ночное время с остановками только для
технических надобностей.
После перечисления платежей, предусмотренных договором, но не позднее, чем за
20 дней до отправления поезда дорога его отправления дает адресную телеграмму
всем дорогам следования и копии: туристской фирме, организующей
турпутешествие; главным управлениям МПС: пассажирскому, движения, врачебно-
санитарному, предприятиям питания.
В телеграмме должны быть схема и расписание следования поезда с указанием
времени и пунктов передачи с дороги на дорогу, порядок и время подачи состава
в пункты посадки и приписки, а также пунктов дополнительного снабжения
топливом и водой в пути следования.
Изменение утвержденного расписания, а также маршрута следования и времени
отправления не допускается.
При назначении специального турпоезда ему присваивается название,
соответствующее начальному пункту (городу) отправления ("Караганда",
"Москвич" и др.) и сохраняется на всем пути следования. Трафарет с названием
поезда укрепляется на борту или с внутренней стороны оконного проема.
Численность работников для обслуживания туристов на железнодорожных маршрутах
туристско-экскурсионных поездов определяют в соответствии с количеством
туристов
Руководитель маршрута обязан получить с туристской организации и иметь в
наличии следующие документы: должностные обязанности работников турпоезда,
карточку туристского маршрута, копию договора на аренду вагонов, квитанцию об
оплате проезда, копию адресной телеграммы, копии договоров с принимающими
туристскими организациями, а также калькуляции и программы обслуживания Копии
телеграмм принимающих туристских организаций, подтверждающих прием и
обслуживание туристов данного поезда, адреса и № телефонов принимающих
туристских организаций.
Бланки актов и отчетности: акт о комиссионной приемке состава (3 экз.), акты
на питание, акты на постельное белье, акты на культтовары и медикаменты,
бланк отчета, копию договора с предприятием вагонов-ресторанов, бланки
размещения туристов по вагонам, бланки расписания, объявлений "Уголка
туристов" (по количеству вагонов), книгу отзывов или бланки отзывов туристов
(по количеству вагонов), согласованный и утвержденный туристской организацией
текст вступительной беседы, рекламу, сувениры, буклеты, переносную
библиотечку, культ инвентарь.
Организация туристско-экскурсионных поездов имеет в на­шей стране свои
традиции, так как в советское время из каждого областного города,
располагающего железной дорогой, выходи­ло на маршрут ежегодно от 10 до 120
специализированных тур-поездов. Комфортабельность их была такой же, как у
обычных пассажирских поездов, что недостаточно для туристского путе­шествия.
Вероятно, именно поэтому в настоящее время массовая организация путешествий
на турпоездах в России отсутству­ет. Однако компании, которые организуют для
иностранной клиентуры поездки по России на специализиро­ванных турпоездах
VIP-класса.
Путешествие по железной дороге выгодно отличается от других путешествий
следующими аспектами:
·        Высоким уровнем комфорта (в отличие от путешествий на воздушным и
автомобильном транспорте, где приходится сидеть на одном месте, пристегнутым
ремнем безопасности, в поезде можно прилечь на специально предназначенное для
этого место, прогуляться по составу, зайти в вагон ресторан и т.д.)
·        Сравнительной безопасностью (особенную актуальность этот фактор
имеет после событий 11 сентября 2001 года, так как люди, не только в Америке,
но и во всем мире стали бояться летать самолетом – основным конкурентом
железной дороги)
·        Использование вагона в качестве средства проживания (возможность при
путешествии не останавливаться в гостиницах каждого города, а ночевать в
купе, уже в привычной обстановке, что экономит силы и деньги)
·        Использование вагона в качестве средства питания (возможность
питаться как в занимаемом купе, так и в специализированном вагоне-ресторане,
имеющем специальное оборудование, для приготовления пищи)
·        Сравнительно низкой стоимостью (весьма ощутимо при массовом интересе
к этому виду туризма)
Отрицательным моментом в путешествиях по железной дороге является
невозможность изменения маршрута во время путешествия по желанию клиента.
Наивысший объем услуг реализуется именно на железнодорожных туристских
маршрутах. В Центральном районе он составляет около 40 %. В Центрально-
Черноземном и Волго-Вятском районах на железнодорожные маршруты приходится
почти 50% от объема услуг.
При хорошо скоординированной организации железнодорожных туров успех
железнодорожному туризму обеспечен. Для его успешного функционирования
необходимо развивать сферу взаимодействия со СМИ, решить проблему
компьютеризации и усовершенствования рекламной индустрии, упростить визовый
режим. Важную роль в развитии ЖД туризма играет повышение жизненного уровня и
степени информативности населения, а также процесс необратимой
интернационализации критериев, определяющих ключевые понятия общечеловеческих
ценностей.
                     Список используемой литературы:                      
1.     Сенин В.С., Организация международного туризма., Финансы и статистика,
М.,2004
2.     Квартальнов В.А., Туризм., Финансы и статистика, М.,2001
3.     Ильина Е.Н., Туроперейтинг: организация деятельности., Финансы и
статистика, М.,2003
4.     Здоров А.Б., Экономика туризма., Финансы и статистика, М.,2004
5.     Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки
"Герда", М., 2001