Каталог :: Туризм

Контрольная: Храмы Санкт-Петербурга

Содержание.
1.Введение........................3
2.Казанский собор.......................4
3.Алексндро –Невская лавра и её святыни.............7
3.1.Никольская кладбищенская церковь............9
3.2. Рака с мощами Святого кн. Александра Невского......9
3.3.Икона преп. Серафима Саровского Чудотворца........9
3.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница".........10
4.Исакиевский собор.....................10
5.Заключение........................13
6.Список литературы....................14
     Введение                                                                            
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это
название . Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей
Родины : музеи , памятники ,театры , парки , великолепные образцы
архитектурного творчества ну и конечно храмы .
Я посвящаю свою работу храмам , церквям и соборам Санкт-Петербурга
Потому , что они явлются неотъемлемой частью ансабля города .Трудно
представить себе Петербург без его храмов и так-же трудно переоценить вклад
церкви в становление города на Неве и России в целом.
К сожалению невозможно вместить в рамки моей работы подробное описание всех
храмов , соборов и церквей Санкт-Петербурга . Поэтому я подробно остановлюсь
на 3-х наиболее выдающихся . На мой взгляд это Исакиевский собор , Казанский
собор и Александро-Невская лавра .
                                                      Казанский собор.
Как видно из названия собор был построен в честь иконы Казанской Божей матери
, одной из самых почитаемых на Руси . Из всего многообразия образов только
петербуржский и московский пользовались известностью во всей империи.
Сама икона , датируемая концом XVI века , появилась в Петербурге в 1710 году
, её привезла из Москвы царица Параскева Федоровна. Вначале икона была
помещена в "небольшой светличке" — деревянной часовне у Невки, на Посадской
улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился
центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная
церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто
называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли,
перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости.
Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.
В1733 году по проекту М . Г . Земцова на Невском проспекте была заложена
каменная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной
колокольней на входе . . Ее освятили З.VII.1737 в присутствии Императрицы
Анны Иоанновны, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ,
переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники
Канцелярии от строений, скульптурное — мастер И. Геринг, иконы написали И. П.
Горскин и Г. И. Мелентьев.
Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в
скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором,
стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой
столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом
нового собора, но он, однако, остался на бумаге .
В 1799 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора,
потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе
приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов
он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему
архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С.
Строганова, известного мецената и президента Академии художеств.
27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился
целое десятилетие и обошелся казне в 4,7 млн. руб. Его освящение в высочайшем
присутствии совершил 15.IХ.1811 митрополит Амвросий.
Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал
своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом
приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма
были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых
городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники
Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами
и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы — И. П. Мартос, И.
П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи — С. С. Пименов, Мартос, В. И. Демуг-
Мали-новский, но не все из задуманного удалось осуществить. Огромные северные
врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых "райских дверей" XV века
во флорентийском баптистерии. Из барельефов в интерьере уже в прошлом веке
уцелели всего два: "Несение креста" Ф. Ф. Щедрина и "Взятие под стражу" Ж.
Рашетта.
Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хота
по-прежнему великолепные 56 колонн из розового финского гранита с золочеными
коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение
величия и простора. Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи;
резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в
которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа были поручены видным
академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С.
Пекину, О. А. Кипренскому и др. (большинство ныне хранится в Русском
музее).>
Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л.
Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены.
Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви,
укрепленные под куполом, а Ж. Герен — огромное, в 180 свечей, паникадило. Ко
дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен
богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом.После
изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40
пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это
серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же
сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал академикам Ф.
А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных
золоченых рамах. В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из
11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть
лет спустя — чеканные серебряные хоругви.
В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но
осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К
столетию храма был проведен большой реста врационный ремонт, которым
руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К.
Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни.
Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат,
почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в
иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым.
По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других
храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в
иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.
В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах,
предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной
дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел
Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад
напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И.
Вольских, а также старинный крест XVII века с частицами св. мощей. К
освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес
замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов,
украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д. И.
Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир
со вставками из алмазов и рубинов.
Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело
послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне— манифест
1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об
освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной
стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И. А.
Тюриным.
Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к
Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в
котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра
Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в
Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у
Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова
прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4
июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить
избавление города от холеры в 1849 году.
Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому
молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом
помосте. Столь же торжественно отмечались "царские дни", когда на
богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные
сановники. При пении "Тебe, Бога, хвалим" с Петропавловской крепости гремел
пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились
тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января — на свой национальный
праздник св. Саввы — столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном,
отмечался особым благодарственным молебном.
С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом,
бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для
бедных детей под Сестрорецком.
28.Х.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916
впервые в столице пасхальную за утреню служили у храма, на площади перед ним.
Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех
священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Тимофея
Ферапонтовича Мысловского, автора книги "Молитвы за умерших", и последнего (с
1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного
деятеля, одного из новомучеников. В конце ноября 1920 митрополит Вениамин
освятил в соборе придел свмч. Ермогена, патриарха Московского.
Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт
для верующих (решение Леноблисполкома от 26.ХII.1931 и Президиума ВЦИК от
10.III.1932), а 15 ноября того же года открыт как Музей истории религии и
атеизма.
Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у
правого клироса. В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного епархии
Казанского собора возобновились богослужения, через год — в главном;
предусматривается переезд музея в другие здания и полная передача собора
верующим.
29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён
престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор
очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое
достоинство.
     Александро-Невская лавра и её святыни.
Александро-Невская Лавра — ныне действующий общежительный мужской монастырь
Санкт-Петербурга.
Он был основан императором Петром I в память великого князя Александра
Невского(причисленного к лику святых в 1547году) . Монастырь основан на том
месте, где, по преданию, сын князя Александра Ярославича (Невского) кн.
Андрей в 1301г. одержал победу над шведами. Первый настоятель Невского
монастыря архим. Феодосий, назначенный императором Петром I, еще в 1710г.
водрузил крест на месте будущего монастыря с надписью "Во имя Отца и Сына и
Святаго Духа, повелением Царского Пресветлого Величества, на сем месте имеет
создатися монастырь". Но официальной датой основания монастыря принято
считать дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта
1713г., хотя уже с 1712г. началось общежительное житие братии и строительство
монастыря. С самого начала при монастыре был учрежден госпиталь и богадельня
для офицеров и служилых людей. С 1720г. открылась школа для детей
священнослужителей, впоследствии выросшая в Славяно-Греко-Латинскую
семинарию, а при Павле I получившая статус Духовной Академии. Каменное
строительство началось с 1717г. по проекту архитектора Доменико Трезини,
утвержденному Петром I в 1715г. На правом берегу реки Монастырки была
возведена первая каменная Лазаревская церковь над могилой любимой сестры
императора Петра I Наталии Алексеевны.
До учреждения Святейшего Синода в Александро-Невской обители были
сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. В
Духовной Академии осуществлялась подготовка первоклассных духовных кадров.
Начиная с петровских времен монахи Невского монастыря служили на флоте, несли
послушания в приписных монастырях, многие из них становились архимандритами
знатнейших монастырей России и иерархами Церкви. Александро-Невский монастырь
с самого его основания был поставлен над всеми русскими монастырями.
Ему покровительствовали все российские государи и государыни. Настоятель
назначался личным указом императора. 18(31) декабря 1797г. указом Павла I
монастырь был переименован в Лавру со штатом наравне с Киево-Печерской и
Троице-Сергиевой. При Павле I была введена традиция награждения духовных лиц
орденами. Первым из духовных лиц, удостоившийся чести быть награжденным
орденом, стал митрополит Гавриил (Петров). В 1796г. ему был пожалован орден
Св. Ап. Андрея Первозванного.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра стала одним из Первых крупных
архитектурных ансамблей северной столицы. За период строительства сменилось
несколько архитекторов, но основная идея, заложенная в проекте Д.Трезини (не
просто монастырь, но резиденция, учреждение и дворец вместе взятые), была
сохранена. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра наряду с Петропавловской
крепостью и Адмиралтейством сформировала архитектурный облик северной
столицы. Здесь работали талантливейшие архитекторы своего времени: Д.Трезини,
Т.Швертфегер, П.Трезини, М.Земцов, Л.Пустошкин, Ф.Королев, А.Мышецкий,
П.Еропкин, М.Расторгуев, И.Старов и др. В 1722г. состоялась закладка
центральной соборной церкви (Свято-Троицкого собора
С самого начала лавра строилась как усыпальница для членов царской семьи,
высоких государственных чиновников,полководцев, деятелей искусстваи
культуры.Здесь погребены:Суворов,Ломоносов, Фонвизин,Крылов,
Достоевский,Мусоргский,Чайковский,Шишкин и др. известные люди.
В  Лавре были собраны огромные духовные и исторические ценности: древние
рукописи, святые мощи, кресты, иконы в драгоценных окладах. Таким образом,
наряду с кунсткамерой, Лавра стала одним из первых музеев России.
С 1922г. в Лавре были закрыты все церкви. Монастырь упразднен. Но, по
неизреченной милости Господа нашего Иисуса Христа, по Святой Его воле сегодня
монастырь постепенно возрождается к жизни. Вновь идет строительство. С каждым
днем увеличивается количество братии, открываются мастерские: швейная,
столярная, иконописная. Официальная дата возрождения монастыря — 5 апреля
1996г. С 1956г. Русской Православной Церкви был возвращен Троицкий собор, с
1987г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь, ныне переданная монастырю.
В обеих церквах совершаются службы, согласно церковному чину. Главными
праздниками Александро-Невской Лавры являются: День Святой Троицы
Пятидесятницы, праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; праздник
иконы Божией Матери "Скоропослушница" 9/22 ноября; 23 ноября/6 декабря — день
преставления блгв.вел.кн. Александра Невского (1263г.), а также 30 августа/12
сентября (1724г.) — первое и 21 мая/3 июня (1989г.) — второе перенесение его
мощей.
Никольская кладбищенская церковь
В 1861 году Духовный Собор Лавры во главе с наместником монастыря
архимандритом Никанором обратился к митрополиту с докладом об устройстве на
этом месте кладбища. 27.03.1861г. доклад был утвержден. Кладбище было
устроено по плану известного петербургского архитектора Г.Карпова между рекой
Невой и восточным фасадом Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры .
Позже, в 1868г. на новом засоборном кладбище была заложена церковь. Строил ее
купец Николай Иванович Русанов, которому на кладбище принадлежат 22 места.
Церковь была освящена в 1871г. в честь свт. Николая Чудотворца. По церкви
получило свое название и кладбище.
Рака с мощами Святого кн. Александра Невского
Великий кн. Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14
ноября 1263г. в Городце на Волге, на пути из орды. В 1723-1724 гг. мощи Блгв.
вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-
Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724г. в присутствии
императора Петра II состоялась торжественная церемония освящения первой
каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александро-Невской), в которой и
была первоначально установлена гробница с мощами Св. князя. Впоследствии,
мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор . Сегодня, когда монастырь
возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее
насельниками совершается братский молебен.
Икона преп. Серафима Саровского Чудотворца
Преподобный Серафим Саровский чудотворец причислен к лику святых в 1903г.
Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошкин) родился в Курске 19 июля
1759г.
В 18 лет ушел в монастырь. По благословению старца Киево-Печерской Лавры
Досифея в 1778г. пришел в Саровскую пустынь, где был пострижен в иноки с
именем Серафим (13 авг. 1786г.), где и нес свое послушание до самой своей
кончины (2 янв. 1833г.). Постоянная литургическая жизнь, неустанность в
молитвах и смирение способствовали развитию у него Божественного дара —
прозорливости, благодаря чему братия почитала его как старца. С 1794г. старец
начал отшельническое житие в пяти верстах от монастыря. С 1807г., после
смерти строителя монастыря Исаии, ушел в полное безмолвие. И только с 1815г.
начал принимать богомольцев, которые со всех концов России притекали к
старцу, прозорливому подвижнику благочестия, за духовными советами и
наставлениями.
Икона Божией Матери "Скоропослушница"
Праздник 9 (22) ноября. Первообраз этой иконы, находящейся на Афонской горе,
в монастыре Дохиар, написан в Х веке. Сохранилось предание о первых чудесах,
явленных от этой иконы. Один из монахов, трапезарий Нил, слышал голос от этой
иконы, но не внял ему, не уверовав в возможность чуда, явленного Божией
Матерью, за что был ослеплен. Но после усердных молений, Божия Матерь вернула
ему зрение, возвестив: "Передай братии, с этих пор я — их покров и защита
монастыря. Пусть они и все православные прибегают ко мне в нуждах и никого я
не оставлю. И будет икона моя именоваться "Скоропослушница", потому что всем
притекающим к ней буду являть я милость и услышание скорое". С тех пор
множество чудес явила Богородица через этот образ. Прозревали слепые,
начинали ходить хромые, спасались от плена, и совершались многие другие
чудесные явления и исцеления притекающих к этому образу. Списки с афонской
иконы "Скоропослушницы" распространены по всей России, и многие из них
прославились чудотворениями, один из них находится в Свято-Троицком соборе
Александро-Невской Лавры, который особенно почитается верующими града святого
апостола Петра.
     Исакиеквский собор.
Собор является одной из самых заметных достопримечательностей С.-Петербурга .
. Его особые величие и роскошь, выраженные и в размерах здания, и в богатстве
каменного убранства, определились тем значением, которое ему предавал дом
Романовых: собор посвящен Петру I  и назван в честь св. Исаакия Далматского,
в день памяти которого родился Петр I. Сменяя друг друга, до нынешнего
Исаакиевского собора были возведены три Исаакиевские церкви, все более
дорогие.
1-я церковь: При закладке Адмиралтейства против его главного входа на
Адмиралтейском лугу, примерно на месте нынешнего фонтана с бюстами выдающихся
деятелей России, срубили бревенчатый амбар, в котором изготовлялись чертежи
для разных корабельных сооружений. Но вскоре на внутреннем дворе верфи
построили новую, более просторную чертежную «камору», а старый амбар
перестроили под приходскую церковь, которая была освящена в 1710 году во имя
Исаакия Далматского. Это было длинное бревенчатое, с широкими окнами
строение, крытое двускатной тесовой крышей. Над алтарем возвышался купол с
крестом, а над западной стороной – одноярусная со шпицем колокольня.
2-церковь: 6 августа 1719 года была заложена новая каменная церковь во имя
того же святого, строившаяся по проекту архитектора Маттарнови. Она стояла
примерно там, где сейчас красуется Медный всадник, только в ту пору Нева в
этом месте была шире, а берег низменный болотистый. Церковь в плане имела
форму греческого равноконечного креста и завершалась высокой стройной башней
с золоченым шпилем; внешне она несколько походила на возводимый в крепости
Петропавловский собор, и к тому же на обоих храмах были установлены часы-
куранты, доставленные из Амстердама. В 1735 году в шпиль ударила молния, и
возник пожар – церковь пришлось восстанавливать чуть ли не заново.
     3-церковь:Вступившая на престол в 1761 году Екатерина 2, особенно чтившая
память великого предшественника, сочла, что старинная и обветшалая церковь не
гармонирует с архитектурным ансамблем центральной части столицы, и повелела А.
Ринальди возвести на новом месте мраморный величественный Исаакиевский собор.
Работы начались в 60-х годах 18 века, но велись очень медленно и второпях были
закончены лишь при Павле 1. Гранит и другие строительные материалы пошли на
возведение Михайловского замка, а недостроенный собор поспешно завершили в
кирпиче и с большими искажениями проекта Ринальди. При этом размеры церкви и ее
колокольни оказались сильно уменьшенными по сравнению с планом А. Ринальди.
Третья Исаакиевская церковь, хотя и облицованная карельскими мраморами, не
гармонировала с окружавшими ее постройками и была снесена. Сейчас ее модель
экспонируется в отделе истории архитектуры Научно-исследовательского музея
Академии художеств.
     4-я церковь: Александр 1 решил возвести новый храм, который мог бы «как
снаружи, так и внутри по богатству и благородству архитектуры представлять все,
что возбуждает удивление в самых великолепных церквях Италии»
[1]. Здание предназначалось для главного православного храма России, на его
возведение не жалели ни средств, ни сил. Собор строился по проекту архитектора
О. Монферрана необычайно долго, в течение 40 лет начиная с 1818 год вследствие
больших технических трудностей.
Этот облик собор сохранил до наших дней .  Я не буду останавливаться на
подробном описании внешнего и внутреннего убранства храма . Я лишь только
отмечу , что высота собора 101,5 м. , масса-300 тыс .тонн , для сооружения и
убранства использованны 43 вида минералов , здание украшают более 400
произведений скульптуры , живописи , мозаики .
Особо сильно Исаакиевский собор пострадал во время Великой Отечественной
войны. Его гранитные колонны были повреждены осколками разорвавшихся
поблизости фашистских снарядов. Множество таких ран несут, в частности,
колонны западного портика. Осколки бомб и снарядов пробили крышу здания, и
внутрь его стали проникать атмосферные осадки. Декоративное убранство собора
разрушалось от сырости и холода. На мраморной облицовке внутренних стен и
пилонов образовалась сеть трещин, появились выбоины и сколы. Мрамор утратил
зеркальную полировку, поверхность его покрылась грязью и копотью.
В первые же послевоенные годы в соборе начались реставрационные работы,
продолжавшиеся до 1963 г. Стены были очищены от наслоений грязи абразивами,
трещины и выбоины на мраморе тщательно заделывались разноцветными мастиками,
созданными  на основе синтетических смол. Затем вся поверхность камня была
тщательно отполирована. Сейчас только внимательно присмотревшись к блестящей
поверхности мраморных плит, можно увидеть множество мелких вставок из мастики
с мраморной крошкой.
                                             Заключение.
Это конечно же  далеко не все храмы Санкт-Петербурга и его окрестностей .
Кроме этих храмов здесь находятся десятки больших и маленьких соборов ,
храмов , церквей и церквушек . И многие из них благодаря своей красоте и
истории известны далеко за пределами Петербурга и даже России . Это такие
памятники Российской истории и архитектуры как: Петропавловский собор , Собор
во имя вознесесения Христа на Екатериниском канале (Спас-на-крови),
Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира , Троицкий Собор ,
Спасо-Преображенский Собор (Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии)
, Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери , Крестодвиженская церковь
, Церковь Спаса Нерукотворного Образа ("Спасо-Конюшенная") .
Конечно за время своего существования многие храмы утратили свой
первоначальный облик . Но сейчас , в связи с 300-летием Санкт –Петебурга
проведена или проводится их реставрация  , и хочется верить в то , что когда-
нибудь мы сможем увидеть Санкт-Петербург в его первозданной красе .
     
[1] Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, составленное по официальным документам. СПб, 1865, с. 7.