Каталог :: Туризм

Курсовая: Autotour

                    Российская Международная Академия Туризма                    
                                Псковский филиал                                
                        Специальность: Менеджмент туризма                        
                         Предмет: Рекреационные ресурсы                         
                             Курсовая работа                             
                   ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОТУРИЗМА НА ПОБЕРЕЖЬЕ                   
                        ПСКОВСКО-ЧУДСКОГО ВОДОЁМА                        
                                                 Студента I курса, группы 103-МТ
                                                       Шматова Андрея Сергеевича
                                         Руководитель: к.п.н. И.Н. Красильникова
                                      Псков                                      
                                      2004                                      
                                ОГЛАВЛЕНИЕ                                
                                    Введение                                    
1.   Автотуризм  в России: краткие вехи истории, настоящее и перспективы
2.   По Псковско-Чудскому водоёму
2.1 Обзор центров загородного отдыха на побережье Псковско-Чудского     водоема
3.   Перспективы развития автотуризма в Псковской области
3.1 Разновидности и особенные признаки автомобильных туров
3.2 Инфраструктура, необходимая для развития
3.3 Состояние и развитие дорожной инфраструктуры
Заключение
Список литературы
                                 ВВЕДЕНИЕ                                 
Все мы любим отдыхать, одна из распространенных форм отдыха - туризм.  Туризм
прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся
горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие - испытать себя
на прочность.или свою машину. Автомобиль предназна­чен и, в общем случае,
может ехать только по дороге, желательно по хорошей асфаль­тированной или
наезженной грунтовой дороге. Куда приведет дорога, туда и прибудет
путешественник. Надо сказать, что желания и устремления автотуриста в смысле
выбора дестинации не всегда совпадают с имеющи­мися возможностями. В данной
курсовой работе я расскажу в целом об автотуризме, как отрасли туризма.
Ведь несмотря на то, что этот вид туризма из года в год становится все более
популярным, туристы в основном предпочитают такие, по-прежнему, популярные
виды туризма, как экскурсионный туризм, познавательный туризм, пляжный туризм
и др. (например, социологический опрос, проведенный среди жителей Москвы
показал, что только 8% опрошенных хотели бы отдохнуть на автомобиле).  А все
потому, что большая часть туристов не знает, что в себя включает
автомобильный туризм, куда можно поехать  (а ведь можно даже не выезжать за
пределы своего города) и сколько все это стоит.  Обо всем этом я и хочу
рассказать в своей курсовой работе.
Описывая автомобильный туризм, я бы хотел в основном делать акцент на
Псковской области, а если быть немного точнее, то акцентировать внимание на
Псковско-Чудском побережье, так как у нас он развит не так хорошо как в
других частях света, в частности в Европе.
                                 ГЛАВА I.                                 
   АВТОТУРИЗМ  В РОССИИ: КРАТКИЕ ВЕХИ ИСТОРИИ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ   
Стабилизация обстановки в России и постепенное улучшение благосостояния
населе­ния дает нам вновь возможность обсуждать такое явление в нашей стране,
как автоту­ризм.
Этот вид туризма появился почти одновременно с появлением первого автомобиля,
который на заре его создания называли «машиной или повозкой для туризма». Но
ши­рокое развитие автотуризма в мире началось после второй мировой войны.
Именно в этот период начался настоящий автомобильный бум и как следствие
развития практи­ки туристских поездок. На мировой рынок автомобильные
компании одна за другой стали выбрасывать современные, причем постоянно
обновляемые, модели автомоби­лей. Наряду со строительством современных весьма
протяженных, в том числе и транс­континентальных, автострад путешествия на
автомобилях становились довольно удоб­ными и комфортабельными.
Развитие массового автотуризма на бывших просторах Советского Союза можно
приурочить к вводу в строй в начале 60-х годов прошлого века советского
автомобиль­ного гиганта на Волге. В конце 50-х была совершена безуспешная
попытка внедрить методы проката автомашин для населения. Уже к 70-м годам в
стране сложились ус­тойчивые традиции автотуризма и инфраструктура. Стало
модным ездить на собствен­ном автомобиле в отпуск даже на весьма далекие
расстояния, такие, так из Мурманска на побережье Черного моря. Стиль отдыха и
его специфика на автомобиле были отра­жен в советском кинематографе. На
основных автомобильных дорогах и туристских направлениях европейской части
СССР была создана сеть кемпингов. В основном они представляли собой летние
домики с минимумом удобств, общим туалетом и общим блоком для приготовления
пищи. Основным их достоинством было то, что они распо­лагались на
пользующихся спросом туристских маршрутах и предоставляли место для стоянки
автомобиля и символической охраны. Были разработаны и продавались через
широкую книготорговую сеть дородные атласы и специальные буклеты по
автомо­бильным туристским маршрутам в виде схем-карт и кратких пояснений к
объектам экс­курсионного показа, расположенным на маршруте. С помощью этих
пособий автомо­билист мог ориентироваться на местности, рассчитывать свой
дневной автопробег от одной ночевки до другой, найти заправочные станции и
СТО.
В те, теперь уже такие далекие годы, автомобилист, пускающийся в дальнее
путеше­ствие, рисковал даже из-за незначительной поломки остаться ночевать на
дороге. Правда, в то время очень широко была развита водительская
взаимовыручка. Даже не слишком развитая сеть заправочных станций была не
страшна. На дороге запросто можно было «стрельнуть» пять-десять литров
бензина, да и стоил он относительно не­дорого. А вот отсутствие широкой сети
станций технического обслуживания, нехватка запчастей и, как следствие,
очереди на ремонт автомобилей, конечно, были сильным сдерживающим фактором в
развитии более широкого круга автотуристов. Следует от­ветить, что в
доперестроечные времена социальная напряженность в обществе не бы­ла столь
сильной и, практически без риска, можно было заночевать в палатке или в
машине на перегоне. Стал складываться образ автомобильного путешествия с
целями от­дыха на природе, например, на эстонском побережье Чудского озера в
районе пос. Каукси в придюнной зоне на протяжении двадцати лет 70-80-х годов
практиковался лет­ний отдых в кемпингах для автотуристов, где отлично
отдыхали тысячи ленинградцев, москвичей и мурманчан, прибывающих на
собственных автомобилях. Они ставили па­латки в простейших кемпингах, местные
жители привозили сельхозпродукцию, также продовольствие для туристов
подвозилось на автолавках. Но, несмотря на определен­ные трудности,
автотуризм активно развивался. В конце концов, человек покупает ав­томобиль
для того, чтобы на нем ездить и путешествовать.
В конце 80-х и начале 90-х гг. случились глобальные политико-экономические
собы­тия и перемены, которые имеют решающее значение в развитии автотуризма.
Первое - это событие мирового масштаба - распад СССР. Другие эпохальные
события - в Россию был разрешен ввоз автомашин из-за границы и российский
рубль стал конвертируемым. В начале 90-х годов в Россию хлынул поток
автомобилей. Если в начале это были дешевые, весьма подержанные, то
постепенно класс ввозимых автомашин улучшался. В стране сложилась интересная
ситуация. С одной стороны, количество автома­шин резко увеличились, что
должно было привести к бурному развитию автотуризма,
с другой стороны, политическая и экономическая ситуация была крайне не
благопри­ятна. Сложилась и резко обостренная социальная напряженность в
обществе. Во время разгула криминала 90-96 гг. путешествия по дорогам России
были сопряжены с реальной опасностью и не только для имущества. Результат не
замедлил себя проявить: произошла полная утрата зародившихся в советское
время традиций и инфраструктуры автомобильного туризма. Большинство кемпингов
были просто заброшены как невостребованные. Из-за образования новых
государственных границ, разработанные и апробированные маршруты оказались
труд­нореализуемыми, а таможенные и приграничные преграды не столь трудными,
сколь непредсказуемыми. Пересечение границы на автомобиле стало существенным
препят­ствием, прежде всего организационным (в силу неприсобленности КПП с
обеих сторон границы к наплыву путешествующих процесс пересечения границ
занимал три-четыре дня). Прибалтика и Кавказ практически выпали из ареала
путешествий. Новые турист­ские маршруты не создавались, и, естественно,
разработки не издавались. Последней каплей в уничтожении автотуризма 90-х
годов послужил дефолт 1998 г., вызвавший коллапс общественных отношений,
кризис недоверия к власти и банковской системе.
Начало нового тысячелетий в России, было отмечено некоторой стабилизацией
поли­тической и экономической обстановки. Вновь стали создаваться предпосылки
для раз­вития автотуризма внутри страны. Количество автомобилей у населения
стало устой­чиво возрастать. Россияне стали активно осваивать и зарубежные
пространства и активно предпринимать путешествия на автомобиле в европейские
страны, прежде все­го в Финляндию и Швецию.
                                ГЛАВА II.                                
                       ПО ПСКОВСКО-ЧУДСКОМУ ВОДОЁМУ                       
Псковско-Чудской водоем — один из самых обширных в европейской части страны.
Он занимает третье место после Ладожского и Онежского озер. Водоем
располо­жен на северо-западной оконечности Псковской области; он вытянут на
148 км с севера на юг по границе между Эстонской ССР и Псковской областью
РСФСР и имеет наибольшую ширину 48,8 км. Общая площадь поверхно­сти
составляет около 3600 км2; она значительно меня­ется при колебаниях уровня
воды.
Водоем состоит из трех частей. На севере это Чуд­ское озеро, на юге —
Псковское, а соединяет их пролив, известный под названием Теплого озера.
Между ними отсутствует ясно выраженная естественная граница. Чудское озеро
отделяется от Теплого условной линией, которая проходит от мыса Сиговец,
расположенного на восточном побережье, через южную оконечность ост­рова
Пийрисаар к западному берегу. А Теплое озе­ро отделяет от Псковского тоже
воображаемая гра­ница, идущая с одного берега на другой через остров Салу.
Несмотря на большую площадь, водоем мелководен: средняя глубина составляет
6,9 м. Самое глубокое — Чудское озеро: среднее расстояние от поверхности до
дна около 8 м, максимальное — 12,9 м. Толщина водного слоя Псковского озера
колеблется в пределах 3—5 м. Наиболее мелкое — Теплое озеро: средняя глубина
2—3 м. Однако в его самом узком месте, между дерев­нями Мехикоорма и Пнёво,
находится наибольшая глу­бина всего водоема— 15,3 м.
Современная высота водоема над уровнем океана составляет около 30 м. Рельеф
дна однообразен. Пло­ское, постепенно поднимающееся к берегам дно у всех озер
большей частью покрыто слоем серого ила, ме­стами — песчаное.
Прибрежная линия водоема имеет плавные очер­тания. Лишь в юго-восточной части
Чудского озера далеко в сушу вдаются две бухты — Раскопельская и Желчинская.
В Псковском озере наиболее извилиста западная часть побережья, где
расположено несколько бухт и заливов, в том числе самый крупный залив водоема
— Шартовский. Бухты очень удобны для стоянки судов, яхт, катеров.
Берега озер, как правило, низкие и болотистые, за­ливаемые при весеннем
паводке, возвышенные же встре­чаются редко, в основном там, где к воде
подступают приподнятые коренные породы. Например, на южной оконечности
Псковского озера, между поселком Щиг-лицы и деревней Устье, берег крут и
обрывист, возвы­шается над водой почти на 18 м. Сравнительно высоко (до Им)
поднята суша и у эстонского города Калласте.
На Псковско-Чудском водоеме — 69 островов об­щей площадью около 35 км2. Они
невелики и располо­жены группами. Больше всего островов в Псковском озере.
Первая, самая многочисленная группа их — в устье реки Великой. Здесь
насчитывается около 40 ост­ровов намывного происхождения, большей частью
за­топляемых весной. Вторая группа прилегает к западным берегам. В нее входят
острова Колпино, Каменка, Коло-ницы. Третья расположена в восточной части
озера, про­тив устья реки Толбицы. Самый западный и наиболее крупный остров —
имени Белова, средний — Талабенец и восточный — Залита. Все они образовались
в леднико­вый период, приподняты на 10—18 м над уровнем воды.
В Теплом озере имеется четыре небольших островка. Самый крупный — Салу —
расположен в зоне слияния с Псковским озером.
В Чудском озере 17 островов. Одна группа их в Раскопельской, другая — в
Желчинской бухтах. На гра­нице с Теплым озером находится лишь один и наиболее
крупный здесь остров — Пийрисаар.
Климатические условия водоема такие же, как и на всей северо-западной
территории европейской части страны. Озера находятся на пути мощных циклонов,
идущих с запада. Вторжение атлантических воздушных масс формирует облачную,
ветреную погоду с оттепе­лями и частыми снегопадами в холодную половину года
и с затяжными моросящими дождями — в теплую. Зим­ние циклоны повышают, а
летние — понижают темпе­ратуру воздуха. Это придает климату водоема мягкий
характер, сглаживает переход от одного времени года к другому.
Большое регулирующее влияние на температурный режим воздуха оказывает и сам
водоем, обладающий некоторыми морскими микроклиматическими свойст­вами. Это
проявляется в изменениях как суточного, так и годового колебания температуры
воздуха. Вод­ная поверхность летом, в дневные часы, при антициклональной
погоде несколько понижает температуру возду­ха побережья, а ночью повышает ее
на 1,5—2°. Осенью же, наоборот, на прилегающей к озерам территории средняя
суточная температура воздуха на 0,5° выше, чем вдали от нее.
Псковско-Чудской водоем характеризуется преобла­данием ветров южного,
западного, юго-западного напра­влений. Значительно реже ветры северные и
восточные, совсем нечастые — северо-западные.
Больше всего ветреных дней осенью — в октябре и ноябре, летом и зимой их
довольно мало. Наиболее часты безветренные дни в апреле и августе. Скорость
ветров обычно невелика и в среднем не превышает 5 — 6 м/сек. Лишь 10—12 раз в
году наблюдаются силь­ные ветры со скоростью 14 м/сек и больше.
Положение Псковско-Чудского водоема на пути ин­тенсивной циклонической
деятельности и в непосредст­венной близости к Балтийскому морю
благоприятствует выпадению здесь сравнительно большого количества осадков.
Средняя годовая норма их по водоему колеб­лется от 529 мм (на острове Залита)
до 595 мм (.в Раскопельской бухте). Больше всего осадков выпадает в летнее
время (июль, август), минимальное количест­во— зимой (январь, февраль).
Осенью идут частые моросящие дожди. Летом, как уже говорилось, осадки реже,
но зато интенсивность их значительно выше: дож­ди в эту пору в основном
ливневые.
Каждый турист предпочитает какое-либо одно, осо­бенно любимое им время года;
именно в этот период собирает он рюкзак и отправляется в путешествие. И для
походов по озерам Псковско-Чудского водоема то­же очень важно не только
выбрать маршрут, но и опре­делить для себя сроки. Поэтому уместна будет здесь
краткая характеристика времен года на водоеме.
Весна — довольно холодная и сухая, с большим ко­личеством солнечных дней —
начинается сравнительно рано, в начале апреля, и тянется до середины мая.
Снег интенсивно тает уже в первых числах апреля.
Повышение температуры происходит не только за счет увеличения солнечного
тепла. Большое влияние оказывает усиливающийся поток теплого воздуха с юга и
юго-запада — со стороны Средиземного моря и Атлан­тического океана. Однако
температура воздуха в начале весны все-таки повышается сравнительно
медлен­но: тающий снег поглощает еще много тепла. Поэтому ночью, как правило,
наступают заморозки, а при ясном, безоблачном небе — иногда и морозы.
В середине апреля земля полностью освобождается от снега. Во второй половине
месяца водоем очищается от льда. Оттаивает почва, распускаются сирень, липа,
зацветают вишня и яблоня. Появляются с юга перелет­ные птицы. В это же время
начинаются и первые ве­сенние грозы.
Снег сошел, и земля нагревается быстрее, что заметно повышает температуру
воздуха. Восходящие по­токи его приводят к образованию кучевых облаков,
не­сущих дожди. Средняя температура воздуха в мае нахо­дится в пределах от +9
до +11°.
Последние заморозки ночью считаются признаками окончания весны, а цветение
сирени, по данным фено­логии,— уже началом лета. Оно наступает на водоеме
9—16 мая.
Лето, продолжающееся здесь в среднем 130 дней, умеренно теплое, с короткими и
интенсивными дож­дями. Самый жаркий месяц — июль. Из-за мелководности озер
вода в них летом хорошо прогревается, до­стигая +20°, +25°. Лето
заканчивается, по фенологиче­ским признакам, с началом общего листопада, то
есть 15—22 сентября. Средняя месячная температура воз­духа в этот период
опускается ниже +10°.
Осень на водоеме — теплая и продолжительная (45— 50 дней), облачная, с
небольшим количеством солнечных дней. В конце ее нередки дожди затяжного
характера, сопровождающиеся туманом и снегом. В сентябре и октябре быстро
охлаждается вода в озерах: до +4°, + 5°. В это время учащаются заморозки на
почве. По мере приближения зимы продолжительность их возра­стает, а воздух
становится все холоднее: —2°, —5°. Но не всегда осень здесь пасмурна и
дождлива. Бы­вает, что с юга проникают континентальные массы воз­духа, и
тогда устанавливается сухая, ясная и сравни­тельно теплая погода, называемая
в народе «бабьим летом». Продолжается это несколько дней, иногда неделю и
больше. Чаще такая погода стоит в сентябре, ре­же в октябре, и совсем не
характерна она для ноября. Зимний сезон — наиболее длительный: наступает он
во второй половине ноября и продолжается до начала апреля. В конце ноября
снег выпадает уже часто, но быстро тает. С дальнейшим понижением температуры,
спустя 2—3 недели, повсюду устанавливается устойчивый снежный покров.
Зима на водоеме — не суровая, облачная, с редкими солнечными днями и частыми
оттепелями и туманами. Особенно низкие температуры наблюдаются при втор­жении
арктического воздуха. В это же время обычно устанавливается ясная, морозная
погода, температура падает до —20°, —25°. Такие морозы держатся недолго, 2—3
дня.
В начале зимы водоем полностью покрывается льдом. Раньше всего, в конце
ноября, замерзает Псков­ское, затем, в начале декабря,— Теплое и в середине
декабря — наиболее обширное и глубокое Чудское озе­ро. Сначала тонкий лед
часто ломается под воздействи­ем ветра. При продолжительных морозах зимой в
ледя­ном покрове озер возникают трещины шириной до 2 м. Края их в течение
зимы несколько раз расходятся и сходятся, льдины находят друг на друга,
крошатся. Из обломков льда вдоль трещин образуются ледяные валы, так
называемые ломины.
Толщина льда на всех озерах почти одинакова — в среднем 50—80 см. Температура
воды в водоеме в это время повышается ближе ко дну: в придонных слоях она в
течение всей зимы держится около +1,5°, +2°.
Сравнительную мягкость зимы определяют частые вторжения циклонов, которые
приносят с собой пасмур­ную, но более теплую погоду. Во время оттепелей
тем­пература воздуха иногда поднимается на несколько градусов выше нуля. В
этот период образуются туманы, а на поверхности земли гололед.
Количество осадков зимой сравнительно невелико — в среднем 150—200 мм.
Наибольшей высоты (в среднем 21 см) снежный покров достигает в начале марта.
Зимой часты метели, особенно в январе и феврале. Зим­ний сезон, как и другие
времена года на водоеме, отли­чается неустойчивой погодой.
Для выбора времени и оптимальных погодных усло­вий по проведению экскурсии на
озера приводим неко­торые климатические показатели (табл. 1).
     

Таблица 1

Наименование

Гидро-метео-станций

Средние даты

Начала и конца лета

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

Псков

8/V – 2/X11473,615,2733,617,6823,017,7722,910,8613,1

Остров Залита

11/V – 1/X

10,8

525,315,5735,118,2845,316,5985,011,6695,6

Гдов

10/V – 5/X10,0504,214,9714,217,5813,915,8954,011,2684,6

Дер.Тийрикоя

19/V – 28/IX8,9445,014,1554,017,1663,715,1743,910,5583,9

Тарту

15/V – 27/IX10,0453,714,2613,916,9733,514,0783,510,2613,7

Примечание: а – средняя месячная температура воздуха; б – среднее месячное количество атмосферных осадков (мм); в – средняя месячная скорость ветра (м/сек.)

Котловину Псковско-Чудского водоема наполняет 25,2 км3 пресной воды. Озера проточные, в них несут свои воды свыше 30 рек, а вытекает только одна — Нарва, связывая водоем с Финским заливом Балтийско­го моря. Для водного баланса озер характерно преобладание притока поверхностных и грунтовых вод —око­ло 85%. Атмосферные осадки составляют всего лишь 15% от общего притока воды. Наивысший уровень на водоеме наблюдается весной, при таянии снегов. Площадь водной поверхности может увеличиваться тогда на 750 км2. Летом же озера отсту­пают от своей обычной береговой линии на несколько десятков метров. Течения в водоеме слабые, в основном ветрового происхождения, и потому определяются направлением и скоростью ветра. Скорость течений обычно невелика: в среднем в пределах 5—9 см/сек. При наступлении затишья они прекращаются. Постоянное поверхностное течение с юга на север бывает лишь весной в период паводка. В это время реки Великая, Пиуза, Выханду и другие приносят в Псковское озеро много талой воды. Она, устремляясь на север, в Чудское озеро, к истоку реки Нарвы, образует в узком месте Теплого озера — между поселком Мехикоорма и деревней Пнёво — срав­нительно быстрое течение со скоростью 35—50 см/сек. Более четко на озерах выражены волнения. Они тоже находятся в тесной зависимости от скорости и длительности ветра. Значительные волнения могут воз­никнуть при сильных юго-западных и западных ветрах, дующих со скоростью свыше 5 м/сек. Летом это бывает очень редко, происходит в основном осенью — в октябре и ноябре. Самые крупные волны наблюдаются на Чудском озере. Максимальная высота их при скорости ветра 5 м/сек достигает полуметра, а при скорости 10 м/сек— 1,2—1,3 м. Длина волны в этих случаях колеблется в среднем от 6 до 12 м. Для мелководных озер водоема характерны сравнительно частые и крутые волны, ко­торые могут быть опаснее для плавания, чем морские. Прозрачность воды в озерах небольшая, колеблется в течение года. Наибольшей она бывает зимой, когда озера покрыты льдом. Цвет воды в летний период — преимущественно буровато-зеленый. Летом вода перемешивается ветрами и быстро про­гревается. Температура ее почти однородна по всей глу­бине; выше всего — в июле—августе (от 19 до 21°, а на поверхности до 25°). Однако средняя месячная темпе­ратура зависит не только от времени года, но и от ме­стоположения. Об этом рассказывает приводимая табл. 2.

Таблица 2

Местоположение района

Месяцы

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Псков. Берег реки Великой

11,517,619,820,414,9

Псковское озеро. Остров Залита

10,415,518,018,613,8

Тёплое озеро. Пос. Мехикоорма

9,515,617,919,313,4

Чудское озеро. Раскопельская бухта

9,715,517,719,314,0

Северный берег Чудского озера

6,613,817,018,414,5
По богатству планктона Псковско-Чудской водоем стоит на одном из первых мест среди крупных озер мира. Поэтому здесь очень много рыбы. Из 36 ее видов 22 вида имеют промысловое значение. Это снеток, ря­пушка, сиг, лещ, судак, налим, окунь и другие. В по­следнее время годовой улов рыбы достигает в среднем 94 000 ц. Обитатели глубин водоема, особенно снеток, уже в старину получили большую известность. Псковский снеток находил большой спрос не только у местного населения. Он составлял важную статью рыбного экспорта, ежегодный объем которого достигал 320 тысяч пудов. Снеток шел в Петербург, Москву, Ярославль, а также в Польшу, Австрию и Германию. Псковские снетки в прошлом были деликатесом цар­ского стола. Пристрастие к ним имел Петр I. В послевоенные годы уделялось много внимания по­вышению продуктивности водоема, обогащению его но­выми видами рыб. Так, в пятидесятых годах в Чудское озеро был завезен для акклиматизации амурский сазан, позже — из Кубенского озера — нельма, а в последние годы озеро это заселили сибирским сигом (пелядью). Правда, рыбы-новоселы промыслового значения пока еще не имеют. А пушным зверям, завезенным на побережье издалека, природные условия больше пришлись «по душе». В 1948 году в эти места из Карельской АССР была доставлена партия ондатры, которую выпустили в реку Желчу. Зверек быстро расселился по всем притокам Псковского озера. Обзор центров загородного отдыха на побережье Псковско-Чудского водоёма Лукоморье «Лукоморье» - прекрасное место для семейного или коллективного отдыха. Песчаный пляж, сосновый бор, экологически чистое место с грибами и ягодами. Здесь созданы все условия, чтобы удовлетворить запросы самых взыскательных клиентов. Проживание: 10 номеров для отдыха, 8 комфортабельных номеров, 2 номера класса «Люкс» и 3 номера VIP класса с саунами. Ресторан «Пушкин», банкетный зал (конференц зал) на 150 мест. Работают несколько кафе на территории центра, в том числе и на пляже. В холле администрации можно воспользоваться минисейфами для хранения ценных вещей. Великолепный оборудованный пляж вместимостью более 2000 человек, протяженностью 200 м и площадью более 16000 кв.м., на котором каждый может воспользоваться водными горками, катером, различными видами водного спорта. К услугам туристов водные лыжи, лодки, катамараны, велосипеды, надувные аттракционы «банан» и «ринго». Любителям спорта «Лукоморье» предлагает прекрасно оснащенные площадки для игры в волейбол, бадминтон, футбол, баскетбол и другие спортивные игры. Прокат велосипедов и другого спортивного инвентаря. Те, кто хочет насладиться покоем могут расслабиться в сауне. Юные гости также не будут скучать, имеется детский миниклуб. Удобная парковка будет удобна туристам. Она более чем 100 мест вместит автомобили всех желающих посетить Лукоморье Коттеджи Чудское Подворье "Чудское Подворье" - находится в деревне Спицино Гдовского района Псковской области прямо на берегу живописного Чудского озера. На его территории расположены 20 домиков площадью 20 кв.м., в которых могут комфортно разместиться 4-6 человек. Душ и туалет оборудованы высококачественной сантехникой. Летом здесь идеальные условия именно для семей с детьми. А зимой здесь прекрасно будут чувствовать себя прежде всего любители подледного лова.

Коттеджный поселок органично вписывается в удивительно живописный пейзаж, являясь примером гармоничного экологического туризма. Для большей гармонии с природой при строительстве использованы исключительно экологически чистые, природные материалы. Концепция предполагает семейную, спокойную и индивидуальную атмосферу, а также отдых, близкий к природе. В целом предполагается построить 60 домиков трех различных категорий, а также дополнительные сооружения, такие как небольшой кабачок, ресторан, баня, комплекс для проведения конференций и семинаров, игровая площадка для детей и т.д.

Любому отдыхающему приехавшему на автомобиле будет предоставлена стоянка. И в любое время года можно предложить нечто особенное, и для всех здесь найдется занятие по душе: для семейного отдыха и дружеской компании, влюбленных пар, рыбаков, охотников, собирателей лесных ягод, любителей природы и пеших прогулок, зимнего спорта и лыж, а также для фирм, организующих отдых для своих сотрудников, конференции и семинары. Всевозможные виды водного спорта - прокат лодок, прокат досок для виндсерфинга, байдарочные маршруты с инструктором по замечательным по красоте рекам, выезд в озеро для рыбаловов-любителей - все это превращает "Чудское Подворье" в Эльдорадо для любителей отдыха на воде. Аренда коттеджей Осень-Зима 2003-2004:

Срок аренды

1 сутки

Будние дни

(4 суток, пн.-пт.)

Выходные дни

(3 суток, пт.-вс.)

Неделя

Коттеджи, удаленные от озера, без ТВ (на 4-6 чел). 1 комната + терраса.

1000 р.3000 р.3000 р.5900 р.

Коттеджи вблизи озера, с ТВ (на 4-6 чел). 1 комната + терраса.

1500 р.4500 р.4500 р.8900 р.

Коттедж с отдельной спальней, ТВ, душем, туалетом, вблизи озера. На 5 чел. (гостиная, спальня, терраса, душ, туалет)

2500 р.7500 р.7500 р.14000 р.
В период 2-11.01.2004 повышение цен на 25%:

Срок аренды

1 сутки

Будние дни

(4 суток, пн.-пт.)

Выходные дни

(3 суток, пт.-вс.)

Неделя

Коттеджи, удаленные от озера, без ТВ (на 4-6 чел). 1 комната + терраса.

1250 р.3750 р.3750 р.7400 р.

Коттеджи вблизи озера, с ТВ (на 4-6 чел). 1 комната + терраса.

1900 р.5600 р.5600 р.11100 р.

Коттедж с отдельной спальней, ТВ, душем, туалетом, вблизи озера. На 5 чел. (гостиная, спальня, терраса, душ, туалет)

3100 р.9300 р.9300 р.17500 р.
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТУРИЗМА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Рассмотрим некоторые аспекты, влияющие на развитие автотуризма в нашей области. Априори положим, что автотуризм Псковской области существенно отличается от аналогично­го вида туризма за рубежом, скажем, в той же Финляндии. Условия столь значимо иные, что, наверно, можно охарактеризовать его как некий вид экстремального туризма элементами выживания. Так, например, в европейских странах кроме обычных ви­дов страхования туристов и транспортного средства требуется автогражданское страхо­вание исков третьих лиц. В России такого вида страхования ответственности по искам третьих лиц нет в принципе, а собственно транспортные средства только-только начали страховать, обязательное медицинское страхование реально не работает в местности, отличной от места постоянного проживания. Путешествующий в Европе англичанин или немец иногда не знает даже, где находит­ся в его машине запасное колесо. Заливая бензин в бак автомобиля, он не задумывает­ся о том, что может залить туда что-то иное или, по крайней мере, не того качества и сорта, которое обозначено на колонке. В пределах США и Европы действуют мощные информационные системы спутникового сопровождения путешествующих автотурис­тов (например, Never Lost). Автотурист привычно обращается в туристские агентства для бронирования туристских услуг в дестанации или же пользуются услугами вездесу­щей ассоциации автомобилистов ААА. Прежде всего, надо уяснить, чем отличается человек, просто едущий на автомобиле, от автотуриста. Очевидно, основным различием является цель их путешествия и метод. В первом случае цель поездки бытовая или деловая, мало отвечающая классическим целям и признакам туризма. Во втором - отдых и удовольствие, познавательные или религиозные цели — знакомство с объектами экскурсионного показа, а, скорее всего, и то и другое, вместе взятое. Таким образом, основное отличие - это цель поездки. Теперь выясним, чем автотурист отличается от туриста, путешествующего каким- ли­бо другим образом. Прежде всего и скорее всего это турист-индивидуал. Сугубо теоре­тически и редко практически автотуристы следуют группами. Чаще всего в машине сле­дуют двое-четверо (семья, родственники или группа близких по духу и совместимых образу поведения и мышления людей). Во-вторых, по наибольшему количеству при­знаков автотуризм в России (именно в России) следует отнести к самодеятельному ви­ду туризма. Как известно, туристский продукт состоит из следующих основных элементов - ту­ристских услуг: перевозка, проживание, питание, экскурсионное обслуживание. Также большое значение для этого вида туризма имеют услуги нетипичного туристского про­филя, в нашем случае - специфические услуги инфраструктуры для автомобилистов. Немаловажное значение имеют магазины и не только запасных частей для машин, но промтоварные, спортснаряжения и продуктовые. Таким образом, туристский продукт имеет все основные признаки классической модели по всем трем видам: услуг, работ и товаров. Вопрос только в главном, какие из этих элементов образуют туристский про­дукт, предлагаемый автотуристу. Основным отличием автотуриста является то, что важную составляющую тура - этап перевозки — обеспечение транспортом - он берет на себя и пользуется своим личным транспортом. В отдельных случаях автотурист может самостоятельно организовать проживание и питания: (а) поехать на свой страх и риск, «на авось» (б) попытаться за­казать услуги самостоятельно по телефону. Это больше относится к любителям пала­точного отдыха и приготовления пищи на костре или на походном примусе. В осталь­ных случаях автотуристы пользуются рекомендациями туроператоров, услугами бронирования как минимум размещения и самостоятельно — услугами инфраструкту­ры той местности, по которой он путешествует. Разновидности и особенные признаки автомобильных туров Среди множества разновидностей туров на автомобилях можно выделить следующие по характерным признакам: a) self drive или с водителем, 61) на арендованной автомашине в дестинации (rent a car), б2) на собственной авто­машине, в) по виду и категории автомашины: легковая, минивэн, миниавтобус, автомобиль повышенной проходимости, караван, кемпер, г) по участникам-туристам: семья или группа по интересам от 2-х до 6 чел., попутчик по автостопу, д) тур индивидуальный и групповой (по количеству автомашин), е) по географии и региону путешествия: в пределах области, региона, страны, за ру­беж, на другой континент, ж) по виду маршрута: прямой, кольцевой, open jaw - часть маршрута совершается на поезде или пароме, с радиальными перемещениями в дестинации, з) по целям: отдых и спорт, познавательный, шоппинг, на событие (например, авто­гонки, выставку, фестиваль, праздник, религиозная дата или событие), для посещения родственников и/или места исторического проживания, и всевозможные другие, соот­ветствующие целям туризма. Инфраструктура, необходимая для развития автотуризма Не говоря о том, что нужен собственно автомобиль, достаточно надежный и отвеча­ющий по своим техническим характеристикам целям путешествия и дорожным услови­ям, нужно еще множество спутных объектов и условий. Прежде всего — это развитая дорожная сеть, достаточная по своему состоянию до­рожного покрытия для поездки без проблем, информация о дорогах (дорожные атла­сы, карты, схемы, легенды туристских маршрутов). Автомобиль, даже самый совершен­ный, требует постоянной дозаправки топливом и другими горюче- смазочными материалами, а также имеет свойство ломаться в самый неподходящий момент. Поэтому в регионе и по направлению путешествия необходимы достаточная сеть автозапра­вочных станций, станций технического обслуживания автомобилей, шиномонтажа, ма­газинов запасных частей для автомобилей. Если маршрут прокладывается в местности, где есть проблемы с техническим обеспечением, то «в одиночку» поездка просто не ре­альна, необходимо комплектовать экспедицию из нескольких автомобилей и группу технической поддержки, осуществлять контроль за передвижением. Здесь же следует упомянуть распространенные на многих южных курортах туры типа джип-сафари в пу­стыни, в горы, на обучение вождению по бездорожью. Это типии-чные групповые поезд­ки с сопровождением инструкторами и проводниками, отличающиеся весьма высоким уровнем организации и подготовки, а также и ценой услуги. Также автотуристу необходимы удобные средства размещения при дорогах (кемпин­ги, турбазы, гостиницы, мотели). Придорожные гостиницы обычно именуются мотеля­ми, они устраиваются на ключевых магистралях, при въезде в крупные населенные пункты, на пересечении автомагистралей. Для них разрабатываются особые техноло­гии обслуживания и гостиничного сервиса. У этих средств размещения имеются свои классификационные признаки и системы требований. Важны пункты питания, места охраняемых стоянок. Следует отметить и главное. Езда на автомобиле по дороге, даже самой хорошей, вряд ли является самоцелью (из классики известно, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения»).. Нужны целевые объекты туристского интереса и экскурсионного по­каза, места отдыха. Одним из главных условий совершения проездки является мини­мальная проблемность, в смысле организации и подготовки, а также и достаточная бе­зопасность путешествия. Состояние и развитие дорожной инфраструктуры Сеть автомобильных дорог в европейской части России достаточная. Что касается пространства за Уралом, то лучше посмотреть атлас дорог самому и сделать надлежа­щие выводы. Пока вероятнее всего там надлежит следовать классикам и «ударять авто­пробегом по бездорожью». Отдельные именно так и поступают и добираются на авто­мобиле через всю Сибирь, аж до Магадана. Дороги в России в общем и целом находятся в ужасающем состоянии. На многих из них асфальтовое покрытие разрушено полностью. Так, центральная автострада России «Москва - Санкт-Петербург» на большей своей части имеет «келейность» на асфаль­те, который оставляет желать много лучшего на 90% протяженности трассы. Можно утверждать, что асфальт начинается лишь от границы Москвы к центру, скажем, в Хим­ках, или от границ удаленности дач высоких чиновников. Если обратимся к дневникам шведских путешественников, посетивших Северо-запад России во второй половине XVIII века, то с удивлением узнаем, что: Большую роль в жизни путешественников играют дороги. От русских дорог и по­стоялых дворов у шведов остались неприятные впечатления. Видимо, с тех времен изменилось мало что. Возможно, светлая и прибыльная идея супостатов капитализма о платных автодорогах найдет свое место в нашей стране и хоть где-нибудь дороги будут хорошими. На сегодня известен лишь один платный пе­регон 70 км на автостраде Москва-Воронеж. Тем не менее, ездить нужно и хочется, и посему российские автотуристы приспособились и ездят всюду — куда есть какая-ни­будь дорога или накатанная колея без таковой. Развитие рыночных отношений привело к бурному росту количества автозаправоч­ных станций. Конкурируя между собой, топливные компании были вынуждены от за­правок контейнерного типа перейти к строительству современных автозаправочных комплексов. Современные автозаправочные станции включают в себя магазины, тор­гующие автозапчастями, промтоварами и продуктами, кафе, автомобильные мойки, шиномонтажи, туалеты и даже душ. На некоторых из них можно бесплатно подкачать колеса и пропылесосить салон. Высшим классом можно характеризовать наличие мо­теля. Но все это относится к основным автомобильным трассам и туристским направ­лениям центра и юга России. В стороне от основных автострад картина резко меняется. Это редкая сеть устаревших АЗС, часто некачественный бензин и полное отсутствие сопутствующих даже примитивных услуг. Понятно, что строить суперсовременные авто­заправочные станции в стороне от больших дорог нерентабельно. У крупных топлив­ных монстров руки до этих мест вряд ли дойдут. Поэтому здесь открывается большой простор для среднего бизнеса. Строительство небольших рентабельных для данной ме­стности автозаправочных станций могут взять на себя частные предприниматели и му­ниципальные образования. Примеры уже есть. Путешествуя летом 2001 г. на автомобиле Mercedes по Псковской и Новгородской областям, часто приходилось заправлять машину на небольших частных автозаправочных станциях. Правда, муниципальной АЗС не встретилось ни одной. Но и этому есть объяснение. Любое муниципальное образование - образование бюрократическое, получающее сверху определенное финансирование., да к тому же муниципальный совет дело выборное. По истечении одного срока на второй в него можно и не переизбраться. Отсюда результат - долгосрочные проекты, требующие больших капитальных вложений, муниципальные образования мало интересуют. Следующая составляющая часть инфраструктуры автотуризма - это наличие широ­кой сети станций технического обслуживания автомобилей и магазинов запчастей. Пу­тешествуя по центру и югу России, на центральных трассах и основных туристских на­правлениях больших проблем у автомобилистов не возникнет. Почти в каждом мало-мальски крупном населенном пункте есть шиномонтаж и автомастерская, осуще­ствляющая мелкий и средний ремонт. Если случается что-то серьезное, то всегда есть возможность вызвать эвакуатор или получить помощь от проезжающих мимо водите­лей. Однозначно можно утверждать, что с ремонтом отечественных автомобилей здесь вопрос решен. Примерно также обстоит дело и с иномарками среднего класса. Конеч­но, дорогую иномарку, машину представительского класса в небольшой автомастер­ской отремонтировать не удастся, но и степень их надежности значительно выше, чем у других автомобилей. Обычно, если, конечно, не случится ДТП, «предстартовой» под­готовке к путешествию хватает на весь его срок. Рассмотрим вариант путешествия по проселочным (грунтовым) дорогам, не вникая в суть состояния дорожного полотна. На них сеть авторемонтных мастерских просто от­сутствует. Опять же наиболее спокойно здесь себя чувствуют владельцы отечествен­ных автомобилей. Почти в каждой деревне найдется умелец, который с «Жигулями» может сотворить просто чудо. Ведь основная профессия сельских мужчин - механиза­тор. В крайнем случае, машину просто дотащат «на веревке» до ближайшей мастер­ской в районном центре. В течение 10-ти лет, путешествуя на автомашине по самым дальним уголкам Северо-запада России, мною накоплен большой опыт передвижения по необжитой местности. О путе­шествиях на автомашинах представительского класса по проселочным и полевым доро­гам, очевидно, говорить не имеет смысла. Их удел - хороший асфальт. А вот для иномарок среднего класса и, естественно, внедорожников — эти дороги в летний пери­од бывают вполне доступны. Осторожный и опытный водитель проезжает по ним без особого труда. Владельцу иномарки во многом придется полагаться на собственное знание автомобиля и дорожные советы туроператора, порекомендовавшего ему марш­рут, включающий в себя передвижение по проселочным дорогам. Хочется отметить, что при разработке автомобильного маршрута туроператор должен указывать, на какой класс автомобилей и уровень водительского мастерства он рассчитывает. В принципе дороги Псковской области очень подходят для туров типа джип-сафари и ралли, а также экстремальных приключенческих путешествий по образу «Camel Trophy». Вопрос питания участников поездки автопутешественнику также следует решить для себя заранее. На основных магистралях, по которым двигаются автомобильные потоки, проблем с питанием у водителей и спутников не возникнет. Уже в настоящее время вдоль дорог развернута широкая сеть придорожных кафе. Путешественнику только остается сде­лать выбор, где перекусить. На автострадах масса предложений горячих пирожков, бе­ляшей, другой снеди. Есть и множественные предложения отобедать домашней пищей. Летом всегда приятно перекусить в открытом кафе на свежем воздухе. Но за качество приготовленного здесь же на открытом огне шашлыка, а также пирожка из ведра или корзинки, вряд ли кто сможет дать гарантию. Поэтому надежнее отобедать в пред­приятии общественного питания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, Псковская область (в частности район Псковско-Чудского озера) обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов автотуризма и отдыха, как жителей области, так и гостей Псковщины. Во-первых, это, конечно же, историко-культурное наследие (на территории находятся памятники федерального (общероссийского) значения, памятники местного значения. Во- вторых, живописный ландшафт, при разумном отношении и вложении (много сил и много денежных средств) идеально подходит для организации, столь популярного на Западе автомобильного туризма. В-третьих, притоку туристов на своих автомобилях способствует и выгодное географическое положение области (единственная область страны, которая граничит с тремя территориями одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно развитой сетью автомобильных трасс. Видно, что автомобильный туризм очень интересный, захватывающий вид отдыха, и он все больше нравится людям. Самое интересное, что русские одни из самых больших любителей автотуризма, не смотря на то, что в России доход у населения в среднем не большой. Автомобильный туризм постоянно находится в развитии, как в мире, так и в России. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения (туристов) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Александрова А. Ю., «Международный туризм», М., 2001. 2. Биржаков М.Б. Теория туристского продукта. В справ. «Туристские фирмы», Вып. 21. – СПб.: Невский фонд, 2000, С. 29-39. 3. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Герда, 2001 4. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. – М.: Ноллиджи. – 1996. 5. Палакс В.Г. По Псковско-Чудскому водоёму. Справочник-путеводитель. – Л.: Лениздат, 1982. 6. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. -М.: Изд-во «Экспертное бюро – М»,1997. 7. Семин В.С.. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. 8. http://lukomorie.pskov.ru/ 9. http://chudskoe.ru