Каталог :: Трудовое право

Доклад: Сравнительный анализ

Основы законодательства об охране труда  устанавливают гарантии осуществления
права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования
отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на
предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо
от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и
направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни
и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
В Кодексе Законов о Труде, важнейшем законодательном акте Российской
Федерации, определяются основные направления и минимальные нормативы
деятельности по охране труда государственных и общественных органов
работодателей и работников. В целом же законодательство Российской Федерации
по охране труда включает в себя и другие нормативно - правовые акты,
принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской
Федерации.
В этой работе моей задачей  является анализ проекта Трудового Кодекса
Российской Федерации (далее Проект) и  действующего Кодекса Законов о Труде
(далее КЗОТ) в области охраны труда.
Первое, что следует отметить, это разделение Проекта на разделы, которые в
свою очередь делятся на главы. «Охрана труда» является первой главой  в
раздел «Безопасность, гигиена и охрана труда» .
В отличие от КЗОТа,  Проект расшифровывает такие понятие как:
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально -
экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические,
лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового
процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на
работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их
уровни не превышают установленных нормативов.
Гигиена труда - система обеспечения здоровья работников в процессе их
трудовой деятельности, включающая правовые, социально - экономические,
организационно - технические, лечебно - профилактические, реабилитационное и
иные мероприятия.
Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему
необходимо следовать в связи с выполнением им обязанностей по трудовому
договору и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические
средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на
работников опасных и (или) вредных производственных факторов, а также от
загрязнения.
Сертификат соответствия (паспорт безопасности) - документ, удостоверяющий,
что организация работы на производственном объекте и его фактическое
состояние соответствуют требованиям по охране труда. (Статья 185. Основные
понятия).
Следующая статья Проекта (186) посвящена государственным нормативным
требованиям по охране труда, которая так же отсутствует в КЗОТе, в
соответствии с которой:
Государственные нормативные требования по охране труда (далее именуются -
требования по охране труда), содержащиеся в законах и иных нормативных
правовых актах, межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также
в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах,
стандартах Системы стандартов безопасности труда, организационно -
методических документах и типовых инструкциях по охране труда, устанавливают
правила, процедуры и критерии, направленные на обеспечение жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности.
Требования по охране труда обязательны для исполнения всеми организациями
независимо от их организационно - правовых форм и гражданами при
осуществлении ими любых видов производственной деятельности, включая
проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов,
конструирование машин, механизмов и оборудования, разработку технологических
процессов, организацию производства и труда.
Порядок разработки и утверждения требований по охране труда, содержащихся в
межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах
безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах Системы
безопасности труда, организационно - методических документах и типовых
инструкциях по охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются
Правительством Российской Федерации с участием общероссийских объединений
профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.
Статья 187. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные
действия органов государственной власти, органов местного самоуправления,
объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных
работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда,
предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанных с ней,
сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо,
причины опасностей, свойственных производственной среде.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда
являются:
признание и обеспечение приоритета безопасности жизни и здоровья работников в
производственной деятельности организации;
принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов по охране
труда, а также федеральных и региональных целевых программ, способствующих
созданию безопасных условий труда, предотвращению несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
установление единых требований по охране труда, обязательных к исполнению
всеми организациями независимо от их организационно - правовых форм;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и интересов
работников в области охраны труда;
обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального
заболевания на производстве;
защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний путем обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также членов семей погибших на производстве;
установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или)
опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне
производства и организации труда.
Данная статья не нашла своего отражения в КЗОТе.
В первые в трудовом законодательстве указываются права, которыми обладает
каждый работник  и законодательством  подтверждена гарантия этих прав.
Статья 188. Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и
гигиены труда
Каждый работник имеет право на:
рабочее место, соответствующее установленным требованиям охраны труда;
получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны
труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а также
мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных
факторов;
отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ
в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья
(кроме случаев, предусмотренных федеральным законом) с оплатой периода
времени до устранения опасности в соответствии со ст. 142 настоящего Кодекса;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с
требованиями законов и иных нормативных правовых актов по охране труда за
счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае
прекращения деятельности структурного подразделения организации либо
ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а
также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем или
профессиональным заболеванием;
требование о проведении инспектирования государственными надзорными и
контрольными органами или органами общественного контроля за охраной труда;
обращение с жалобой в органы государственной власти, а также профсоюзы и иные
уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий
труда на его рабочем месте;
обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным
законом;
возмещение вреда, причиненного ему несчастным случаем на производстве и (или)
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением трудовых обязанностей;
медицинское освидетельствование за счет средств работодателя в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
компенсации и льготы за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 189. Гарантии реализации права работника на труд, отвечающий
требованиям безопасности и гигиены труда
Защита прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
труда, гарантируется государством.
Для реализации установленных гарантий государство обеспечивает организацию и
осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законов и
иных нормативных правовых актов по охране труда, а также применение
предусмотренных федеральными законами мер ответственности за их нарушение к
лицам, отвечающим за обеспечение безопасных условий труда работников
организации.
Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законов и иных
нормативных правовых актов по охране труда.
В случае приостановки работ государственными надзорными и контрольными
органами вследствие нарушения работодателем законов и иных правовых актов об
охране труда за работником за все время приостановки работ сохраняется место
работы с оплатой, предусмотренной для случаев простоя не по вине работника
(ст. 142).
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной опасности для его жизни и здоровья (кроме случаев,
предусмотренных федеральными законами), а также при не обеспечении его
средствами индивидуальной и коллективной защиты, работодатель обязан
предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае,
если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время
до устранения опасности для жизни и здоровья работника, в течение которого он
не работает, оплачивается работодателем как простой не по вине работника (ст.
142).
В случаях причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им
трудовых обязанностей осуществляется возмещение вреда в соответствии с
федеральным законом.
За отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной
опасности для жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с
вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым
договором, работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
По Проекту нового законодательства государственное управление охраной труда
осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через
специально уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предоставлено
право осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные
функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими
нормативные правовые акты по охране труда, а также координировать свою
деятельность в области охраны труда со специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области
охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской
Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в пределах их полномочий (статья 190).
По КЗОТу, в соответствии со статьей 139  « На всех предприятиях, в
учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на 
администрацию предприятий, учреждений, организаций.
Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности,
предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно -
гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных
заболеваний работников.
Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий,
охраны труда и санитарно - оздоровительных мероприятий и контролируют
выполнение этих планов. (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985)». По
Проекту же « Для обеспечения соблюдения требований законов и иных нормативных
правовых актов по охране труда, осуществления контроля за выполнением норм по
охране труда в каждой организации с численностью более 100 работников создается 
служба охраны труда или назначается специалист по охране труда
, имеющий соответствующую подготовку и опыт работы.
Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении
специалиста по охране труда в организациях с численностью менее 100
работников принимается работодателем после консультаций с представительным
органом работников организации.
Структура и численность работников службы охраны труда организации
определяется работодателем.
В организациях с численностью работников более 50 человек создаются комиссии
по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители
работодателя, профсоюзов или иного уполномоченного работниками
представительного органа.» (Статья 191. Органы охраны труда в организациях).
Проект расширил обязанности работодателя  (статья 192) , по которой:
Обязанность по обеспечению охраны труда работников несет работодатель.
Работодатель обязан: обеспечить безопасность эксплуатации производственных
зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в
производстве сырья и материалов, а также применение в соответствии с
установленными нормами средств индивидуальной и коллективной защиты;
организовать эффективный контроль за состоянием условий труда на рабочих
местах и их соответствие требованиям законов и иных нормативных правовых
актов по охране труда;
организовать санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание
работников в соответствии с требованиями охраны труда;
проводить обучение, инструктаж и проверку знаний работниками правил охраны
труда;
не допускать к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку
знаний по охране труда;
информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте,
о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах
индивидуальной защиты, льготах и компенсациях за тяжелые работы и работы с
вредными или опасными условиями труда;
обеспечивать работников необходимой документацией по охране труда;
принимать меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при
возникновении аварийных ситуаций, в том числе по оказанию первой помощи
пострадавшим;
вести расследование всех несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
организовать беспрепятственный допуск в организацию представителей органов
государственного надзора и контроля, государственного управления охраной
труда, внутриведомственного и общественного контроля, а также органов,
осуществляющих обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, для проведения проверок
состояния условий и охраны труда в организации и соблюдения законов и иных
нормативных правовых актов по охране труда, а также для расследования
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
предоставление им информации о состоянии условий и охраны труда, выполнении
предписаний, а также о всех несчастных случаях и повреждениях здоровья
работников на производстве;
страховать работников в связи с временной нетрудоспособностью вследствие
заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям по охране
труда в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными
правовыми актами, организовывать за счет собственных средств проведение
предварительных (при приеме на работу), а также внеочередных медицинских
осмотров работников;
не допускать работника к выполнению трудовых обязанностей в случае не
прохождения им обучения по охране труда и соответствующей проверки знаний,
при уклонении его от прохождения обязательных медицинских осмотров, а также
находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического
опьянения;
информировать работника о предстоящих или прошедших производственных и
технологических изменениях, а также изменениях в условиях и охране труда, в
размерах льгот и компенсаций, в том числе предоставляемых работодателем
дополнительно.
В эту статью были объединены существовавшие ранее отдельно статьи КЗОТа:
статья 143. Правила по охране труда, обязательные для администрации; статья
144. Инструктаж работников по технике безопасности и производственной
санитарии; статья 146. Контроль за соблюдением требований инструкций по
охране труда; статья 147. Обязанности администрации по расследованию и учету
несчастных случаев на производстве (следует отметить тот факт, что данная
статья еще представлена  в Проекте в виде отдельной главы - Глава XXXI.
РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ); статья 154.
Медицинские осмотры  работников некоторых категорий.
Статья 193. Регламентирует обязанности работника по охране труда, в них входит:
Работник обязан:
соблюдать нормы по охране труда, а также исполнять указания работодателя по
безопасному ведению работ;
проявлять заботу о собственной безопасности и безопасности других лиц, жизнь
и здоровье которых могут быть поставлены под угрозу в результате несоблюдения
им необходимых мер предосторожности во время работы;
правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
немедленно извещать работодателя о любой ситуации, угрожающей жизни и
здоровью людей, а также о любом несчастном случае или повреждении здоровья,
происшедших на производстве, и признаках профессионального заболевания;
проходить обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в
период трудовой деятельности) медицинские осмотры в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
Данная статья расширяет обязанности работника, которые в КЗОТе были
представлены в виде обязанности соблюдать инструкции по охране труда,
устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных
помещениях и на строительных площадках; соблюдать установленные требования
обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами
индивидуальной защиты (статья 145). То есть, Проект  исключил такое понятие
как «инструкция» заменив его на «нормы», к тому же в обязанности были
включены прохождение инструктажа и медицинского осмотра.
Статья 194 Проекта. Соответствие производственных объектов и продукции
требованиям по охране труда
Проекты строительства и реконструкции объектов, предназначенных для
осуществления любых видов производственной деятельности, создания машин,
механизмов, технологических процессов должны соответствовать требованиям по
охране труда.
Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение
производственных объектов, выпуск и внедрение новой техники, технологий без
заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии проектной
документации требованиям охраны труда, а также без испытаний и разрешений,
выданных соответствующими государственными органами надзора и контроля.
Новые или реконструируемые объекты (организации или их структурные
подразделения) не могут быть приняты в эксплуатацию без заключения специально
уполномоченных на то государственных органов надзора и контроля по
направлениям их деятельности.
Запрещается применение в производстве опасных и вредных химических веществ и
материалов, продукции, товаров и услуг, на которые не разработаны методики,
средства метрологического контроля и которые не имеют токсикологической
(санитарно - гигиенической, медико - биологической) оценки.
В случае поступления в организацию новых опасных и вредных веществ или
наличия в организации веществ, требующих принятия дополнительных мер
безопасности, работодатель обязан до начала их использования уведомить об
этом специально уполномоченные на то государственные органы надзора и
контроля, разработать и согласовать с ними меры по защите здоровья и жизни
работников.
Машины, станки, механизмы, оборудование, транспортные средства,
технологические процессы, материалы и химические вещества, средства
индивидуальной и коллективной защиты, в том числе приобретенные за границей,
должны соответствовать требованиям по охране труда, установленным в
Российской Федерации, и иметь сертификат соответствия (паспорт безопасности).
Эта статья  заменила  три статьи  КЗОТа: Статья 140. Соблюдение требований
охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных зданий,
сооружений и оборудования; Статья 141. Запрещение ввода в эксплуатацию
предприятий, не отвечающих требованиям охраны труда; Статья 142. Запрещение
передачи в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования,
не отвечающего требованиям охраны труда
Статья 195  Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах,
связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно обеспечить:
выдачу сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и
обезвреживающих средств по нормам, утвержденным в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации;
хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание средств
индивидуальной защиты.
Статья 196. Выдача молока и лечебно - профилактического питания
На работах с вредными условиями труда работникам бесплатно выдается молоко
или другие равноценные пищевые продукты, а в необходимых случаях
предоставляется бесплатно лечебно - профилактическое питание. Нормы и условия
бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов а также
лечебно - профилактического питания утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Две статьи представленные выше не изменены относительно содержания  тех, что
представлены в КЗОТе: Статья 149. Выдача специальной одежды и других средств
индивидуальной защиты; Статья 151. Выдача молока и лечебно -
профилактического питания.
Статья 197. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
Для всех поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц
работодатель или уполномоченное им лицо обязан проводить инструктаж по охране
труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию
первой помощи пострадавшим.
Для лиц, поступающих на производство с вредными и (или) опасными условиями
труда, где в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает предварительное
обучение по охране труда со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов,
а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения и
проверки знаний по охране труда.
Все работники обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государство содействует организации обучения по охране труда в учебных
заведениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования и начального профессионального образования, а также среднего
профессионального, высшего профессионального и после вузовского
профессионального образования. Государство обеспечивает подготовку
специалистов в области охраны труда в образовательных учреждениях высшего и
среднего профессионального образования.
Данное положение в КЗОТе представлено скудной статьей 144, которая лишь
устанавливает  лишь ответственность администрации за проведение инструктажа.
Одна из самых важных на мой взгляд тем – финансирование, представлена в
Проекте статьей 198. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и
региональных программ из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке,
предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами,
а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
На финансирование мероприятий по охране труда используются также средства,
полученные от:
добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц;
штрафов, взыскиваемых за нарушения законов и иных нормативных правовых актов
о труде и охране труда, распределение которых осуществляется в порядке
установленном Правительством Российской Федерации.
Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в организациях
осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в
соответствии с требованиями по охране труда.
План мероприятий по охране труда в организации, размер средств и смета их
расходования определяются коллективным договором или локальным нормативным
актом организации после консультаций.
В статье 148 КЗОТа , по поводу средств на мероприятия по охране труда
сказано: Для проведения мероприятий по охране труда выделяются в
установленном порядке средства и необходимые материалы. Расходование этих
средств и материалов на другие цели запрещается (данное положение не
закреплено в Проекте).
Порядок использования указанных средств и материалов определяется в
коллективных договорах или в соглашениях по охране труда, заключаемых между
администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия,
учреждения, организации.
Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на
охрану труда( данное положение не закреплено в Проекте).
В КЗОТе в главе «Охрана туда»  содержатся такие статьи как : Статья 150.
Выдача мыла и обезвреживающих средств; Статья 152. Обеспечение работников
горячих цехов газированной соленой водой; Статья 153. Перерывы, включаемые в
рабочее время; Статья 155. Перевод на более легкую работу; Статья 156. Оплата
труда работников, переведенных на более легкую работу; Статья 157. Применение
труда инвалидов; Статья 159. Возмещение вреда, причиненного работникам
повреждением их здоровья. В Проекте Трудового Кодекса данные положения
представлены в других главах, либо исключены совсем.