Каталог :: Транспорт

Курсовая: Воздухоочиститель двигателя КамАЗ 740

            Назначение воздухоочистителя двигателя КамАЗ 740.            
Воздухоочиститель двигателя КамАЗ 740 служит для забора окружающего воздуха,
его очистки от пыли и распределения по цилиндрам двигателя.
Пыль поступающая в двигатель значительно увеличивает износ его трущихся
поверхностей. Основное количество пыли проникает вместе с воздухом и содержание
пыли зависит от условий работы. Запылённость воздуха, поступающего в
воздухозаборник системы воздухоочистки, зависит от особенностей окружающей
среды (сезона года, типа грунта и дороги, направления ветра, влажности
воздуха), а так же от типа транспортного средства и условий его эксплуатации
(интенсивность движения, конструкции шин, аэродинамики транспортного средства).
При движении по шоссе с усовершенствованным покрытием содержание пыли в
воздухе составляет 0,00025.0,001 г/м3., а при движении по грунтовой
дороге 0,01.0,02 г/м3. В условиях значительной запылённости при
использовании воздушного фильтра износ деталей снижается в 1.5 – 2 раза. К
воздушным фильтрам предъявляют следующие требования: эффективность очистки
воздуха от пыли, малое гидравлическое сопротивление, необходимая пылеёмкость,
надёжность в работе и удобство в обслуживании, технологичность конструкции.
           Конструктивные особенности очистки и подачи воздуха.           
По способу очистки воздуха фильтры делятся на инерционные, фильтрующие и
комбинированные.
В свою очередь инерционные и фильтрующие воздушные фильтры подразделяются на
сухие, если их поверхность не смачивается маслом и мокрые – если смачивается.
Комбинированные воздушные фильтры могут быть сухими, мокрыми и смешанными.
В автомобильных двигателях грузовых автомобилей преимущественное
распространение получили инерционно – масляные       двухступенчатые
воздухоочистители и сухие со сменными фильтрующими элементами.
     Типы воздухоочистителей.
В современных автотракторных двигателях используют следующие типы
воздухоочистителей:
Инерционно – центробежные очистители обычно используют в качестве первой
ступени системы очистки для снижения пылевой нагрузки на вторую ступень.
Центробежная очистка воздуха осуществляется путём осаждения пыли под
действием центробежной силы называемой вихревым движением потока воздуха в
воздухоочистителе.
Масляно – инерционный воздухоочиститель состоит из корпуса, фильтрующего
элемента, масляной ванны, крышки – переходника для забора воздуха,
отражателя, воздухосборника, переходника для крепления воздухоочистителя и
патрубка отбора воздуха.
При работе двигателя в результате разряжения во впускном трубопроводе
запылённый воздух через воздухосборник поступает в крышку – переходник и
через кольцевую щель направляется вниз к масляной ванне и отражателю. У
поверхности масла воздух резко меняет направление и движется к фильтрующему
элементу, набивка которого может быть из капронового волокна или
металлической сетки. При изменении направления движения воздуха крупные
частицы пыли, продолжая по инерции двигаться вниз оседают в масле. Проходя
через фильтрующие элементы воздух неоднократно изменяет направление движения,
в результате чего мельчайшие частицы пыли задерживаются в его набивке.
Комбинированные воздухоочистители   в первой ступени используют батареи
циклонов (конических инерционных решёток) со сбором отсепарированой пыли в
бункере и автоматическим удалением её с помощью газового эжектора, а во
второй картонные фильтрующие элементы или инерционно – масляные фильтры.
Однако батареи циклонов имеют большие габариты и высокую материалоёмкость.
     Воздухоочиститель двигателя КамАЗ 740 сухого типа, двухступенчатый, с
инерционной решёткой, автоматическим отсосом пыли, со сменным картонным
фильтрующим элементом. Колпак для забора воздуха установлен сзади кабины, а
воздухоочиститель укреплён на левом лонжероне рамы. Воздухоочиститель состоит
из корпуса, фильтрующего элемента, крышки соединённой с корпусом защёлками. В
качестве фильтрующего элемента используется гофрированный картон.
Система питания воздухом должна обеспечить требуемую степень очистки воздуха
при приемлемых условиях шума впуска и гидравлических потерях. Наиболее
опасной для цилиндропоршневой группы двигателя является кварцевая пыль,
твёрдость частиц которой выше твёрдости трущихся поверхностей двигателя.
Требования, предъявляемые к системам очистки воздуха: Высокое качество
очистки воздуха, минимальное возможное гидравлическое сопротивление,
надёжность, минимальные масса и габаритные размеры, приемлемая стоимость
конструкции и затраты на его обслуживание в процессе эксплуатации.
Минимальное гидравлическое сопротивление системы необходимо для снижения
затрат энергии на газообмен и повышения наполнения цилиндров в целях
получения высоких значений мощности и экономичности двигателя. Для снижения
габаритных размеров и массы систему объединяют с элементами шумоглушения
впуска и включают в систему динамического наддува для улучшения наполнения
цилиндров.
          Принцип работы воздухоочистителя двигателя КамАЗ 740.          
При работе двигателя воздух через сетку в колпаке проходит по трубам в
воздухоочиститель. По входному патрубку воздух попадает в первую ступень
очистки с инерционной решёткой и резко меняет направление. Крупные частицы
отделяются от воздуха и под влиянием разряжения , которое передаётся через
патрубок, отсасывается отработавшими газами в атмосферу. Для этой цели в
выпускной трубе двигателя установлен эжектор, соединённый трубопроводом с
патрубком. Воздух проходит через микропоры картона во второй ступени и
очищенный по трубе поступает во впускной трубопровод двигателя.
Ориентированный срок службы фильтрующего элемента около 1000 часов. Для
оценки состояния фильтрующего элемента установлен индикатор засорённости
воздуха. При засорении фильтрующего элемента индикатор срабатывает и его
красный флажок фиксируется напротив окна, указывая на необходимость очистки
или замены фильтрующего элемента.
Разгерметизация системы впуска воздуха сокращает срок службы двигателя в
десятки раз. Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля КамАЗ 5320 необходимо
периодически снимать фильтрующий элемент воздухоочистителя для осмотра. Налёт
пыли на внутренней стороне элемента  - браковочный признак. В этом случае
фильтрующий элемент необходимо заменить.
                         Техническое обслуживание                         
Для обслуживания первой ступени воздухоочистителя КамАЗ 740 необходимо
отсоединить от фильтра магистраль отсоса пыли и воздухопроводы, снять крышку,
отвернуть стержень крепления, вынуть фильтрующий элемент и снять корпус
фильтра. Корпус с инерционной решеткой промывают в дизельном топливе или
горячеё воде, продувают сжатым воздухом и просушивают. При сборке нельзя
допустить установку фильтрующего элемента с деформированными торцевыми
крышками; прокладки, имеющие надрывы, следует заменить.
Обслуживать картонный фильтрующий элемент следует по показаниям индикатора
засорённости воздушного фильтра. Если картон элемента имеет серый цвет (без
копоти и сажи), его продувают сжатым воздухом под давлением 0.2 – 0.3 МПа. При
наличии на картоне пыли, копоти, масла или топлива элемент промывают в растворе
моющего вещества в воде, нагретой до 40 – 50о С. Элемент опускают в
раствор на 10 – 15 минут, а затем прополаскивают его в чистой воде и
просушивают.
Перед установкой проверяют состояние фильтрующего элемента, подсвечивая его
изнутри лампой. Разрывы, сквозные отверстия и другие повреждения не
допускаются.
Рекомендуется промывать фильтрующий элемент про каждом ТО 2 и один раз,
осенью, заменять его новым. Через два, три ТО 2 необходимо проверить
герметичность системы впуска воздуха.
                  Неисправности и методы их устранения.                  
Разгерметизация воздухоочистителя - необходимо проверить плотность соединения
трубопроводов, прокладки имеющие надрывы заменить.
Не допускается установка фильтрующего элемента с деформированными торцовыми
крышками.
Не допускается устанавливать фильтрующий элемент имеет разрывы и сквозные
отверстия.
Наличие на картоне фильтрующего элемента пыли, топлива, масла или топлива –
промыть фильтрующий элемент в растворе моющего вещества в воде, нагретой до 40
– 50о С.
                              Рабочее место                              
Рабочие места автомехаников необходимо оборудовать верстаками, надёжно
закреплёнными к полу. Одна половина верхней части верстака должна быть
покрыта листовой сталью, а другая любым не проводящим электрический ток
материалом (линолеумом, текстолитом и  т.п.). Кроме того верстак должен иметь
свободно выдвигающиеся ящики для хранения инструментов. Со стороны обращённой
к проходам, рабочим местам и окнам, верстаки должны иметь защитную
металлическую сетку. Установленное на них оборудование (тиски, пресс и т.д.)
должно быть надёжно на них закреплено.
Воздухоочиститель двигателя КамАЗ 740 ремонтирует слесарь – авторемонтник
системы питания. Он работает на постах технического обслуживания или в цехе
(участке) системы питания. В цехе выполняют техническое обслуживание и ремонт
приборов системы питания снятых с автомобиля. Вместо снятых с автомобиля
приборов на него устанавливают приборы из оборотного фонда.
Цех системы питания имеет ванну для мойки приборов и деталей, верстак для
разборки и сборки приборов, стенды и приспособления для их проверки и
испытания: настольно – сверлильный станок, ручной реечный пресс, точильный
станок, пневматическое зажимное приспособление для разборки и сборки,
стеллажи для хранения приборов системы питания, шкафы для хранения материалов
и деталей, лари для отходов и обтирочных материалов, тумбочки для хранения
инструмента, раковину – умывальник и т.д.
Снятую с автомобиля аппаратуру продувают сжатым воздухом. Техническое
состояние приборов и деталей определяют осмотром и проверкой на стендах,
установках и приспособлениях. После регулировки и ремонта приборы поступают в
оборотный фонд или на склад.
Технологический процесс предприятия централизованного ремонта приборов
системы питания и электрооборудования построен по поточному методу. Приборы
системы питания и электрооборудования на участок разборки и мойки подаются со
склада ремонтного фонда на подвесных конвейерах. На этих конвейерах они
проходят через моечную установку, подаются к стендам разборки, в отделение
диагностики и ремонта на склад накопления.
                           Техника безопасности                           
Состояние автомобиля проверяют при неработающем двигателе и заторможенных
колёсах Работник осматривающий и принимающий автомобиль (контролёр, механик,
дежурный и т.д.), должен иметь переносную электрическую лампу с
предохранительной сеткой и напряжением 36В.(при работе в осмотровой канаве
12В.), или переносной электрический фонарь. Проверяют техническое состояние
автомобиля в соответствии с настоящими правилами и правилами технической
эксплуатации автомобильного транспорта путём опробования отдельных
механизмов. При этом необходимо проверить так же номенклатуру, качество
инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.         Техническое
обслуживание и ремонт автомобилей должны выполняться в соответствии с
правилами технической эксплуатации подвижного состава автотранспорта в
предназначенных для этого местах (постах), оборудованных устройствами
необходимыми для выполнения установленных работ (осмотровой канавой,
подъёмником, эстакадой, поворотным стендом и т. д.), а так же подъемно -
транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарём согласно
табелю оборудования постов. Рабочие должны обеспечиваться комплексом
исправных инструментов и приспособлений соответствующих характеру выполняемой
работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Пользоваться
неисправными инструментами и приспособлениями запрещается.
Бракуют инструменты и приспособления регулярно, не реже одного раза в месяц.
Неисправные инструменты и приспособления должны быть немедленно изъяты из
производства.
Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта
должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.
При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта
обязательно вывешивать на рулевое колесо табличку “двигатель не пускать –
работают люди”.
В помещениях технического обслуживания с поточным перемещением автомобиля
обязательно предусматривается световая или звуковая сигнализация своевременно
предупреждающая рабочих о начале передвижения автомобиля с поста на пост.
Перед началом работы, связанной с вращением коленчатого вала необходимо
проверить включено ли зажигание (у дизелей подача топлива), поставить рычаг
коробки переключения передач в нейтральное положение. Пост, на котором
регулируют приборы системы питания при работающем двигателе должен быть
оборудован шланговым или дистанционным отсосом отработавших газов.
Участок ремонта системы питания обычно располагают в отдельном, непроходном
помещении, имеющим самостоятельный выход. У ванны для мойки приборов и
деталей, верстака для разборки и сборки приборов системы питания, верстака и
стендов для проверки и регулировки приборов, а так же точильного станка
должен быть вентиляционный отсос.
                               Охрана труда                               
Забота о здоровье трудящихся, обеспечение безопасных условий труда,
предупреждение профессиональных заболеваний и устранение производственного
травматизма занимает особое место.
В соответствии с основами законодательства, надзор и контроль за соблюдением
законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют
государственные органы и инспекции.
Ответственность за руководство работой по охране труда и техникой
безопасности, проведению мероприятий по снижению и предупреждению
производственного травматизма и профзаболеваний возлагается на руководителя
автотранспортного предприятия.
Для непосредственного ведения работ по охране труда , техники безопасности и
производственной санитарии предусматривается должность инженера (старшего
инженера) по технике безопасности, подчиненного главному инженеру
автотранспортного предприятия.
Рабочие могут быть допущены к работе только после прохождения инструктажа по
технике безопасности. Различают 3 вида инструктажей: вводный – при
поступлении на работу, на рабочем месте и повторный.
                     Список используемой литературы.Автомобили”. М.Г. Шатров. В.К. Вахламов. А.А. Юрчевский.
“Устройство, обслуживание и ремонт топливной аппаратуры”. Ю.В. Буравлёв.
О.А. Мартиров. Е.В. Кленков.
“Устройство автомобилей” Ю.И. Боровских. Ю.В. Буравлёв. К.А. Морозов.