Каталог :: Банковское дело

Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка и/или министерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильного развития денежно-кредитных рынков.

В России в последнее десятилетие банковский надзор (в той форме, в которой он существует во всем мире) прошел путь от "младенчества" до "зрелости", постоянно обогащаясь новыми формами и инструментами. Но еще многое в этой области предстоит сделать. Общая характеристика современного состояния банковской

системы России

В настоящее время в России действует двухуровневая банковская систе­ма. В нее входят Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки и небан­ковские кредитные организации, а также филиалы и представительства ино­странных банков. Формирование современной российской банковской систе­мы происходило в весьма короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии. Часть коммерческих банков, организованных на базе бывших государ­ственных специализированных банков, даже войдя в этап подлинной эконо­мической самостоятельности и провозгласив курс на универсализацию своей деятельности, сохранили за собой не только собственный экономический по­тенциал и создававшуюся на протяжении многих лет инфраструктуру, но и свою клиентуру и своеобразие выполняемых функций по ее обслуживанию. Будучи вынужденными продолжать работу с многочисленными клиентами, чье финансовое положение становилось все более затруднительным в связи с общим ухудшением экономической ситуации в стране, нарастанием непла­тежей, эти банки становились заложниками проблем, решение которых мало зависело непосредственно от их собственной деятельности. Отрицательное воздействие на финансовое положение банков оказало и предоставление ими в 80-х- начале 90-х годов централизованных кредитов государственным предприятиям, которые вследствие неперечисления им средств из бюджета во многих случаях оказались безнадежными должниками банков. Высокая инфляция в первой половине 90-х годов создавала трудности для многих промышленных предприятий-заемщиков в изыскании денежных средств для погашения ими задолженности банкам из-за ухудшения соотно­шения между затратами на выпуск продукции и ценой ее реализации. В то же время инфляция позволяла банкам получать большие прибыли за счет суще­ственного увеличения стоимости их посреднических услуг и тем самым поро­ждала благодушное отношение банковского руководства к контролю за из­держками и резервированию средств на покрытие убытков по безнадежным ссудам. Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение очень ограниченного промежутка времени проходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских специалистов (особенно руководителей и главных бух­галтеров) прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться негативно на качестве управления кредит­ными организациями, а в конечном счете на уровне выполнения банками своих функций. Кроме того, в обстановке общей криминализации страны банковская сфера, которая всегда была привлекательной для мошенников, превратилась в предмет повышенного интереса со стороны разных категорий преступников. Большое число банков испытывает на себе прямые и опосре­дованные формы давления, и во главе многих кредитных организаций оказа­лись люди с сомнительной репутацией. В подобных обстоятельствах появле­ние проблем у таких банков стало неизбежным. Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной. Только 35% общего числа российских банков в настоящее время отвечает всем критериям финансовой устойчивости. Еще столько же банков испыты­вают определенные, хотя и не вызывающие серьезных опасений, проблемы. Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение от­дельных банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т. п.), негативное воздействие которых усиливается существо­ванием еще и внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учете и отчетности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка и др.). Трудно­сти количественного роста, с которыми сталкивались российские коммерче­ские банки на первом этапе своего существования (нехватка квалифициро­ванных специалистов, помещений, оргтехники) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала, ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер эффективного и прибыльного вложения средств; необ­ходимости расширения ассортимента банковских продуктов, повышения их качества). До начала реформирования банковской сферы, первый этап которого относится к 1987-1988 гг., когда были созданы пять государственных специализированных бан­ков, в стране функционировали всего четыре банка (Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Сбербанк СССР и Внешторгбанк СССР ) Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и мирового опыта системы регулирования деятельности коммерче­ских банков. В настоящее время функции надзора за кредитными организа­циями в нашей стране возложены на Центральный банк Российской Федера­ции, который призван осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Свои полномочия в области банковского надзора ЦБ РФ реализует через лицензирование банковской деятельности, документарный надзор, организацию и проведение инспекционных проверок на местах. Кроме того, Банк России занимается и вопросами санации проблемных банков. В нашей стране заложена правовая основа банковского регулирования и надзора, в целом отвечающая принципам мировой практики. Правовое регу­лирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельно­сти», другими федеральными законами и нормативными актами Банка Рос­сии. Законодательно определена система экономических нормативов дея­тельности кредитных организаций, установлен порядок надзора за их соблю­дением, определены санкции к кредитным организациям, допускающим на­рушения федерального законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России. 1.Система банковского надзора в России, ее цели и задачи Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, не­посредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально- экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъяв­лялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвито­стью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирова­ния коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего поли­тическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных орга­нов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функциони­рующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки сис­темы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерче­ские банки нашей страны. Приближение стандартов банковского надзора в России к международ­ным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзо­ра за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)». Ст. 4, п. 7, ст. 55. Все большее соответствие мировым стандар­там совершенствуемых Банком России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточе­ния требований, предъявляемых к кредитным организациям. В последнее время изменена структура управления процессами регули­рования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за круп­нейшими банками федерального уровня. 1.1 Базельские принципы надзора Решение большинства про­блем банковского надзо­ра видится в усилении сис­темного подхода, преодоле­нии обособленности отдельных подразделений надзорного бло­ка, дальнейшем совершенствова­нии их деятельности. Коротко охарактеризую воз­можные направления совершен­ствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета (Банк России принял решение присоединить­ся к ним летом 1997 г.).

Базельские принципы эффективного надзора

Стабильность функциониро­вания банковской системы во многом зависит от эффективнос­ти работы регулирующих органов. Совершенствование банков­ского надзора в России должно соответствовать мировым нор­мам и принципам (хотя бы пото­му, что многое в экономических реформах, в том числе в бан­ковской сфере, делается нами по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значитель­ный опыт, который мы можем использовать. Эффективные принципы бан­ковского надзора получили зак­репление в документах Базельского комитета по банковскому надзору*. Многие из этих поло­жений в том или ином виде по­лучили отражение в нормативных актах Банка России и в россий­ском законодательстве. Однако эффективность надзора обеспе­чивает именно целостная систе­ма надзорных мероприятий. Базельский комитет вырабо­тал 25 основных принципов над­зора, затрагивающих все эта­пы "жизненного цикла" банков и всю систему взаимоотноше­ний между ними и надзорными органами. Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно опреде­лены одна или несколько организаций, например, Цен­тральный банк и (или) специа­лизированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работаю­щие под эгидой и в тесном кон­такте с Центральным банком и (или) Министерством финансов. Эти организации должны иметь, с одной стороны, четко опреде­ленные функции, с другой сто­роны, конкретные полномочия. Для выполнения поставленных задач они должны быть опера­тивно независимыми и иметь в * Базельский комитет по банковскому надзору объединяет государства, представительство имеет в нем и Россия. * члены ОЭСР и ряд развивающихся стран. своем распоряжении достаточ­ные ресурсы. Законодатель обя­зан создать правовое поле, в рамках которого функционируют органы банковского надзора, начиная от положения о лицен­зировании банковских учрежде­ний и постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии лик­видации, а также дать критерии оценки надежности и устойчиво­сти банков. Нормативным под­креплением обеспечиваются и санационные процедуры. Одним из базельских прин­ципов является необходимость лицензирования банковской деятельности. Подход к выда­че разрешения должен быть же­сткий. Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права зани­маться банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банков­ского надзора внимательно ана­лизируют минимальные размеры уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии директоров и выс­ших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу. В соответствии со ст. 1 гл. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятель­ности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для из­влечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять предусмотренные этим зако­ном банковские операции. При этом в законе проводится подразделение кредитных организаций на банки и небанковские кредитные организации. Банком является кредитная организация, имеющая исключительное право на осу­ществление в совокупности следующих банковских операций: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях воз­вратности, платности, срочности;открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковской считается кредитная организация, которая имеет право осуществ­лять отдельные предусмотренные данным законом банковские операции в установлен­ных Банком России допустимых сочетаниях. Иностранным банком признается кредитная организация, зарегистрированная в качестве банка на территории иностранного государства в соответствии с его законо­дательством. Для получения разрешения на занятие банковской деятельностью учре­дители кредитной организации должны выполнить ряд требований, установ­ленных ЦБ РФ в соответствии с действующим законодательством. После выдачи лицензии орга­ны банковского надзора должны иметь право пересмотра или от­клонения любых предложений по передаче другим сторонам круп­ных пакетов акций, устанавливая для таких процедур определен­ные критерии. Базельский комитет четко определил правила и нормы контроля в целях выявле­ния проблемности на воз­можно более ранних этапах. Органы надзора должны: определять минимальный размер уставного капитала; · Первоначально было установлено, что с 1 января 1999 г. все кредитные организации (банки) должны будут иметь собственные средства (капитал), определяемые как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, в размере не менее 5 млн. ЭКЮ, а кредитные организации с ограниченным кругом операций - не менее 1 млн. ЭКЮ в руб­левом эквиваленте. Однако позднее ЦБ РФ принял решение о том, что в 1999 г. банки с капиталом от 1 млн. до 5 млн. ЭКЮ не прекратят своего суще­ствования, но с этого времени их деятельность будет ограничена операциями на внутреннем рынке банковских услуг в целях защиты небольших банков, их клиентов и кредиторов от принятия рисков в связи с проведением операций за рубежом. Таким банкам будет запрещено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом, а также осуществлять операции с драго­ценными металлами и участвовать в капитале других кредитных организаций в объеме, превышающем 25% от величины уставного капитала последних. Кредитные организации с капиталом, эквивалент которого составляет менее 1 млн ЭКЮ, с 1999 г. утратят статус банка и должны будут перерегист­рироваться в небанковские кредитные организации или должны быть реорга­низованы (путем присоединения или слияния). В ином случае они подлежат ликвидации в установленном законом порядке. По состоянию на 1.01.1997 г. распределение банков в России по величине объяв­ленного уставного капитала было следующим (с четко выраженной по сравнению с предшествующим периодом тенденцией к увеличению числа банков с капиталом от 5 млрд руб. и выше и сокращению числа банков с капиталом ниже 5 млрд руб.):
Размер уставного капиталаЧисло банков% в общем числе банков
до 100 млн. руб.301,5
от 100 млн. до 500 млн. руб.35817,6
от 500 млн. до 1 млрд. руб.1798,8
от 1 млрд. до 5 млрд. руб.68333,6
от 5 млрд. до 20 млрд. руб.59229,2
от 20 млрд. до 30 млрд. руб.643,2
от 30 млрд. и выше1246,1
Всего по России2030100
Уставный капитал кредитной организации формируется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников), которые могут иметь вид денежных средств или материальных активов (банковского оборудования и здания (помещения), в котором располагается кредитная органи­зация, за исключением незавершенного строительства). При этом установле­но, что неденежная часть уставного капитала кредитной организации не должна превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10% - в после­дующие годы. · В 1998 году ситуацию мы можем просмотрев рис.2 « Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала по сотоянию на 01.08.1998 г.; отслеживать, а в определен­ных случаях ограничивать макси­мальные границы рисков ликвид­ности, платежеспособности, ва­лютных, кредитных (в том числе и кредиты инсайдерам), процен­тных, рыночных и других рисков (см. приложение № 1 ); контролировать адекватность создаваемых ресурсов рискам, связанным с банковской деятель­ностью. Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления бан­ками. Так, органы надзора дол­жны: "удостовериться в том, что банки обладают системами ин­формирования руководства, ко­торые позволяют последнему вы­явить концентрацию рисков в рамках портфеля активов" (п. 9); "убедиться в том, что конт­ролируемый банк обладает чет­кой системой управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за правлением и высшим управле­нием)" (п. 13); "выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая соответствовала бы типу и масштабу их деятельнос­ти" (п. 14). Такая система, в частности, предусматривает четкое разде­ление функций по приему бан­ковских обязательств, расходо­ванию средств, ведению учета активов и пассивов, защите ак­тивов, строгий внутренний аудит и пр. Базельский комитет считает, что органы надзора должны под­держивать высокие этические стандарты в финансовом секто­ре, не допуская преднамеренное или непреднамеренное исполь­зование банка криминальными структурами. Наряду с возможностью по­лучения, обработки и анализа необходимой информации от банков, органы надзора должны обладать правом проведения проверок на местах (инспекти­рование) и прибегать к ус­лугам внешних аудиторов. В любом случае "органы банков­ского надзора должны постоян­но находиться в контакте с бан­ком и полностью понимать смысл проводимых этим учреждением операций" (п. 17). Сотрудничая с банками, органы надзора в то же время в случае серьезных на­рушений должны иметь возмож­ность использовать "соответ­ствующие средства коррек­ции" (п. 22). 1.2 Международные стандарты в России Банк России в июне 1997 г. выразил готовность присоеди­ниться к "Базельским основопо­лагающим принципам эффектив­ного банковского надзора". При этом Центральный банк РФ ис­ходил из того, что реализация этих принципов "имеет чрезвы­чайно важное значение для со­здания в России эффективной системы банковского надзора, соответствующей требованиям рыночной экономики и отвечаю­щей интересам клиентов и вклад­чиков банков" (Вестник банка России, № 41 (204), 1997, с.1). Присоединение к этим прин­ципам отнюдь не влечет за со­бой автоматического улучшения в сфере контроля. Потребуется серьезная корректировка подхо­дов к банковскому надзору в Рос­сии, которая связана, в частно­сти, с ужесточением ряда нор­мативов, переходом на новый план счетов бухгалтерского уче­та, созданием новой системы формирования резервов на воз­можные потери по ссудам и многое другое. Присоединение к базельским принципам должно вылиться в радикальные перемены в самом надзоре. Переосмыслению дол­жны подвергнуться, в первую очередь, основы банковского надзора. На первый план выд­вигается принцип "конструктив­ного сотрудничества", определя­емый пониманием не только объективного существования тес­ных взаимосвязей между коммер­ческими банками и Центральным банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой ча­стью народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыноч­ных условиях они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк мо­жет обеспечить реализацию сто­ящих перед ним задач (устойчи­вость национальной денежной единицы, эффективное функци­онирование платежной системы и многое другое, без чего не­мыслима здоровая экономика) только при наличии прочного банковского "фундамента" в виде коммерческих банков и благода­ря ему. Банки в процессе оценки ус­ловий наиболее выгодного раз­мещения активов, формирования своего кредитного портфеля ре­шают важнейшую макроэкономи­ческую задачу — эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельно­сти лишает экономику этого су­щественного для рыночного хо­зяйства механизма. Следователь­но, должны быть и разумные гра­ницы надзора (доминирование принципа "не навреди"). В свою очередь, коммерчес­кие банки объективно заинтере­сованы в максимальном обще­ственном доверии к ним, в ос­нове которого — их надежность и стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивили­зованное регулирование банков­ской деятельности. Коммерчес­кие банки и Центральный банк — "зеркальное отражение друг дру­га". Их деятельность и интересы переплетаются. Эффективная банковская система не может су­ществовать в условиях их про­тивоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не дол­жен становится на излишне же­сткие позиции, а коммерческим банкам желательно понять, что надзор в конечном итоге поло­жительно отражается на их кол­лективных долговременных инте­ресах. Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется: · особым положением банка в связи с тем, что он оперирует "дважды общественными" день­гами — его капитал сформиро­ван на основе акций или паев, а на счетах находятся средства клиентов; · ролью, которую банки игра­ют в хозяйственной жизни об­щества (воздействуя на объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую эко­номическую конъюнктуру); · особым доверительным ха­рактером отношений между ком­мерческими банками и их кли­ентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то банковская система не сможет должным образом выполнять свои функции по привлечению и перераспределению времен­но свободных денежных средств в обществе, а сами банки будут недополучать значительные при­были; · наличием большого числа серьезных и разноплановых рис­ков банковской деятельности, потенциально способных в крат­чайшие сроки вывести рынок или его отдельных агентов из состо­яния равновесия; · возможностью лишь на об­щегосударственном уровне обес­печить систему гарантий надеж­ности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию стабильности на денежно-кредит­ных рынках. Банковский надзор не может быть эффективным без реального выполнения двух функций: пре­вентивной и защитной. Первая нацелена на то, чтобы не допу­стить краха отдельных банков или дестабилизации рынка в целом. Вторая предусматривает меры нейтрализации или локализации негативных последствий, если такой крах или дестабилизация все же произошли. Она состоит из системы мер реальной помо­щи банкам, попавшим в слож­ную финансовую ситуацию, и си­стемы гарантий депозитов, на­правленных на защиту интересов вкладчиков в случае банкротства кредитных институтов. Подобный подход позволяет Центральному банку расширить отношения с проблемными бан­ками: перейти от помощи в вы­явлении и оценке проблем, по­исков путей выхода из неблагоприятной ситуации, организацион­но- управленческих рекомендаций к временному предоставлению на определенных условиях средств или отсрочки выплат штрафов, предусмотренных за нарушения. Последнее определяется тем, что проблемы ликвидности попавших в затруднительное положение банков могут быстро трансфор­мироваться в проблемы плате­жеспособности, поскольку уско­ренная реализация долгосрочных активов (нередко по бросовым ценам) влечет за собой серьез­ные потери капитала и может вызвать усугубление финансово­го положения вплоть до банкрот­ства. Это, в свою очередь, мо­жет сопровождаться для обще­ства значительно большими из­держками, чем своевременное оказание необходимой и адек­ватной помощи проблемному банку. Основным критерием оцен­ки качества надзора должно стать поддержание абсолютного дове­рия к банковскому сектору. В дополнение к традиционным це­лям второго порядка — поддер­жание общей стабильности, пре­дотвращение банкротств крупных банков и системных кризисов — в их состав можно было бы вклю­чить: фактическое обеспечение безопасности вкладов физичес­ких лиц; борьбу с криминализацией банковской сферы и различного рода отклонениями от нормы; отслеживание незаконных банковских сделок организация­ми и лицами, не имеющими на это лицензии (например, "чер­ный нал"), недобросовестной рекламы, ограничений конкурен­ции, несвоевременности зачис­ления средств на счета клиен­тов и др. Все элементы общей цели банковского надзора внутренне взаимосвязаны. Игнорирование любого из них лишает надзор эффективности. Так, с одной сто­роны, отсутствие реального ме­ханизма защиты вкладов населения обходится банковской си­стеме в недополучение ресурсов минимум в 30 млрд долл., нахо­дящихся на руках людей, недо­веряющих банкирам. С другой стороны, защита вкладов насе­ления, по существу, означает ог­раждение коммерческих банков от риска массового изъятия де­нег в случае временных трудно­стей или паники и в целом умень­шает риск системного кризиса. Главное содержание банков­ского надзора, на мой взгляд, должно быть переориентирова­но с оценки отдельных рисков (какими бы значимыми они ни были) на оценку общей степени концентрации совокупных бан­ковских рисков. К их числу по­мимо кредитных рисков и рис­ков потери ликвидности относят­ся процентные, биржевые, валют­ные, организационные и ряд других, надзор за которыми не ведется вообще или ведется недостаточно. Однако это вовсе не означает усложнения или уве­личения объема отчетности ком­мерческих банков. Особое внимание следовало бы уделить оценке организаци­онных рисков, связанных с ка­чеством управления кредит­ных учреждений. Не секрет, что разорение многих банков преж­де всего было связано с неудов­летворительным их управлением из-за недостаточных квалифика­ции и опыта высших менедже­ров. Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных с потен­циальной криминализацией бан­ков. А ведь давно стало понят­но, что привлечение и исполь­зование средств из сомнитель­ных источников, так же как и различные нарушения с целью извлечения сверхдоходов, под­вергают серьезной опасности экономическую устойчивость кре­дитных учреждений. Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и содержа­нии банковского надзора могут уподобиться "стрельбе из пушек по воробьям" без серьезной пе­рестройки его инструментария. Рационализация форм и ме­тодов банковского надзора, на мой взгляд, должна исходить из необходимости: упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "про­зрачности" банка и без потери информативности; удешевления (и одновремен­но повышения их качества и лич­ной ответственности проверяю­щих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок с одновременным пе­реносом их основной тяжести на специализированные аудиторс­кие фирмы, получающие задания на проверки в территориальных управлениях. Центрального бан­ка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна полностью ло­житься на коммерческие банки, нарушающие те или иные зако­нодательно закрепленные прави­ла деятельности); полной открытости банковс­кого надзора общественности: серьезные изменения в нем дол­жны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими союзами; максимальной гибкости: лю­бые "модернизации" в банковс­кой деятельности должны в крат­чайшие сроки находить отраже­ние в надзоре. Так, распростра­нение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует осо­бых подходов к выяснению но­вых банковских рисков, новых методов их учета и регулирова­ния. Надзорная система, постро­енная на перечисленных принци­пах, сложившихся в ходе станов­ления экономических структур развитых стран, позволит сфор­мировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность со способностью выполнять присущие ей специ­фические функции, без которых немыслимо современное рыноч­ное хозяйство. Прокуратура Санкт-Петербур­га возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172 УК РФ (незаконная бан­ковская деятельность), поскольку "обстоятельства возможно иссле­довать только следственным пу­тем". Дела направлены для органи­зации расследования в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству след­ственной службой УФСНП. В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт- Петербургу по проверке деятельности 14 прибал­тийских банков на территории Санкт-Петербурга (в число кото­рых входят 4 вышеназванных бан­ка) через корреспондентские сче­та в российских банках, были вы­явлены "грубые нарушения дей­ствующего налогового, валютного и банковского законодательств Российской Федерации". По све­дениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не поступившая в фе­деральный бюджет России в ре­зультате полугодовой деятельнос­ти 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд руб. В ходе проверки установле­но, что в нарушение действующе­го законодательства прибалтийс­кими банками производился пере­вод денежных средств, в том чис­ле и НДС, за рубеж, "минуя про­цедуры валютного контроля". Кро­ме того, выявлено, что упомяну­тые банки открывали у себя счета российским предприятиям-резиден­там без уведомления Центрально­го банка РФ и Госналогслужбы. 2 . Механизм и инструменты надзора Системный подход к бан­ковскому надзору означа­ет, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих бан­ков как к разветвленной целост­ной системе, состоящей из от­дельных базовых элементов (бан­ков), связанных между собой сложными многоуровневыми от­ношениями. В этой общей сис­теме формируются подсистемы по разным признакам: · размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие); · организацион­но-правовой форме (акционер­ные, паевые); · преимущественным сферам деятельности (коммер­ческие,ипотечные, экспортно-импортные и пр.); · принадлежно­сти капитала (национальные, иностранные) и др. В свою очередь каждый от­дельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей систе­мы) также является сложной си­стемой, подчиняющейся опреде­ленным закономерностям разви­тия на отдельных фазах жизнен­ного цикла. В силу этого системный под­ход к банковскому надзору пре­дусматривает: · надзор за банковской систе­мой в целом с учетом ее основ­ных подсистем; · надзор за отдельно взятыми коммерческими банками. Каждая из этих разновиднос­тей надзора имеет свои приори­теты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздей­ствия со стороны Центрального банка. Главная цель надзора за банковской системой — со­хранение общей стабильности де­нежно-кредитных рынков, предот­вращение системных кризисов пу­тем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных коррек­тирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ран­ней диагностики. К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов. Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельно­сти, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резерв­ные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требова­ния Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и го­сударственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квали­фикационные требования Банка России. Они также должны иметь соответст­вующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включаю­щую службу внутреннего контроля (внутренний аудит). Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участни­ках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сооб­щать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководите­лей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандида­ты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законо­дательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в террито­риальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе с ба­лансами следующие сведения: · об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных органи­зациях и остатках средств на счетах «Ностро»; · об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «Лоро»; · о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредит­ных организациях депозитах; · о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах. Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в территори­альные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран. Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ност­ро» в рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организа­циях (как резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчи­ками), бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ территориального учреждения Банка России. Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание ста­бильности деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и которые в будущем могут осложнить их финансовое положе­ние, Банком России разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений работы с ними. 2.1 Ранняя диагностика Ранняя диагностика — один из самых важных, но наи­менее проработанный в надзор­ной банковской практике раздел работы. Главная задача регули­рования банковской системы зак­лючается в направлении ее раз­вития в продуктивном с народно­хозяйственной точки зрения на­правлении. Ранняя диагностика начина­ется с изучения макроэкономичес­кой среды с акцентом на специ­фические кредитно-денежные по­казатели. Это обусловлено тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных трудовых и временных затратах. Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней диагностики банковского сектора и подсказывает направ­ления дальнейшего, более углубленного анализа. В экономичес­ком механизме даже самые, ка­залось бы, общие экономические показатели отделяют от конкрет­ных всего несколько промежуточ­ных звеньев. В последнее время нередко преобладает тенденция переоцен­ки самостоятельности и изолиро­ванности банковской сферы, воз­можно, из-за использования за­падной методики, не учитываю­щей характер и специфику пере­ходного периода и применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном хозяйстве. Из-за этого за пределами ранней диагности­ки остаются важные вопросы. В наших же условиях исключитель­но важную роль играет внешняя по отношению к кредитным учреж­дениям среда, что особенно за­метно для мелких и средних бан­ков. В числе показателей макро­экономического характера, кото­рые целесообразно учитывать при анализе банковской системы (на­ряду с такими показателями как ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства и отдельных от­раслей), на первое место выхо­дят кредитно-денежные — тем­пы инфляции, движение денеж­ной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д. Совокупность этих показате­лей дает представление о среде, в которой действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние банковской системы, перспективы и направ­ления ее развития. Нередко уже на этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые места и наме­тить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для исправления ситуации. Соответ­ственно, общебанковские надзор­ные функции должны рассматри­ваться под этим углом зрения. Лишь на этом фоне конкрет­ному анализу подвергается сама банковская система, ее дина­мические и относительные пока­затели, характеризующие уровень ее развития и место, принадле­жащее ей в народнохозяйствен­ном комплексе, — динамика "рож­даемости" и "смертности" кредит­ных институтов, их специализа­ция, территориальное размеще­ние, концентрация кредитных ре­сурсов, основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое. На мой взгляд, целесообраз­но провести типологию кредитных учреждений, чтобы применять к каждой группе адекватную систему показателей и мер воздействия. Существующая система отчетно­сти перед вышестоящими орга­низациями диктует единые для всех банков показатели (частич­ные исключения делаются лишь для организаций с ограниченным кругом операций). Однако между участниками банковского сообще­ства есть и различия, порой су­щественные. Поэтому введение различных нормативов для раз­ных групп банков с позиций уп­равления процессом развития банковской системы весьма про­дуктивно. Банковское сообщество в России далеко не однородно, что и обуславливает необходимость типологизации банков по признакам, существенным для выполне­ния надзорных функций. В опре­деленной степени таким задачам отвечает, в первую очередь, груп­пировка банков по величине. В мировой практике их принято ранжировать по сумме активов. Несмотря на спорность и меха­нистичность такого подхода, в размерные группы все же попа­дают банки приблизительно одного направления — по капиталу, ак­тивам, числу и характеру учреди­телей, природе и источникам ак­ционерного капитала и, соответ­ственно, основным сферам при­влечения ресурсов и размещения активов. Механизм ранней диагности­ки на основе обобщенных данных предусматривает составление прогнозов развития банковской системы и выработку рекоменда­ций по созданию условий для исправления ситуации (или закреп­ления положительных тенденций) с помощью конкретных мер, в том числе нормативного порядка. Такой надзор ведется в на­стоящее время лишь на общего­сударственном уровне. Однако он, как показывает практика, не эф­фективен без осуществления ана­логичного надзора на всех основ­ных региональных денежно-кре­дитных рынках, в частности, в Москве. В 1998году возросло число кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций . ( рис.1) Осуществление надзора за банковской системой на регио­нальном уровне предусматривает: · постоянный комплексный мо­ниторинг за состоянием дел на денежно- кредитном рынке с сис­тематическим обобщением обра­ботанных по единой методике данных; · делегирование дополнитель­ных полномочий территориальным управлениям в целях максималь­но гибкого воздействия на про­цессы, происходящие в данном регионе. Последнее, освобождая цен­тральный аппарат от мелких те­кущих проблем, позволит ему сосредоточиться на наиболее зна­чимых для всей национальной денежной системы участках ра­боты. В определяющей степени стабильность банковской систе­мы зависит от состояния отдель­ных банков. Системный подход обуславливает регламентацию всего пути движения банка от мо­мента рождения до ликвидации. Первый этап в деятельности банка — лицензирование. На этой стадии пристальное внима­ние уделяется источникам фор­мирования уставного капитала, составу учредителей, кандидату­рам на руководящие должности. На стадии "созревания" бан­ка управление лицензирования должно подвергать специальной проработке факты резкой (мас­совой) смены учредителей, вла­дельца контрольного пакета акций или концентрации контрольного пакета в руках ограниченного кру­га учредителей. Именно они во многом определяют характер кон­кретной деятельности банков. В процессе развития банка происходят события, связанные с его становлением на рынке бан­ковских услуг — привлечение ресурсов и размещение активов в целях извлечения прибыли, фор­мирование капитала, распределе­ние прибыли и др. Строится стра­тегия развития банка — прора­батываются программы увеличе­ния ресурсов по различным на­правлениям и, соответственно, размещения активов. Проводят­ся техническое оснащение, найм дополнительного персонала при расширении деятельности и сфер активности. Контрольные функции Центрального банка этой стадии проработаны наиболее полно. В частности, уже есть нормативная база отчетности, приведенная в соответствие с международными стандартами (см. Инструкции №1 и 17). Возможно, на этом этапе раз­вития банка более тщательному анализу следует подвергнуть структуру активов и формирова­ния пассивов. Существующая нор­мативная база по чисто формаль­ным количественным показателям устанавливает границы для соот­ношений активов, пассивов, ка­питала, доходности, резервов. При этом из поля зрения выпа­дает тот факт, что пассивы могут иметь практически один источник (скажем, средства населения, депозит одного крупного клиента) или существенно преобладающую сферу размещения активов (го­сударственные ценные бумаги, межбанковский рынок, валютные операции, комиссионные за оп­ределенные услуги). Прочность и стабильность банковской системы в целом, финансовое состояние ее отдель­ных элементов — банков — во многом определяются ранним обнаружением признаков финан­совой нестабильности, выяснени­ем причин ее возникновения и своевременным принятием мер по исправлению ситуации. Можно предположить, что с позиций рационализации процес­са выявления проблемного ком­мерческого банка (с последую­щим анализом причин и принятия решения относительно дальней­ших мероприятий) изучение фи­нансовых показателей банка, ха­рактеризующих его ликвидность, целесообразно вести по нисходя­щей — от более общих показате­лей к более конкретным. Если дела у банка обстоят неблагопо­лучно, то диагноз можно поста­вить по первым наиболее общим финансовым показателям, что, ес­тественно, не отменяет дальней­шее углубленное изучение. В преобладающем в насто­ящее время в надзорной практике подходе фиксируются уже свершившиеся факты, а дей­ствия надзорных органов сводят­ся к применению санкций. По-моему, и здесь акцент дол­жен быть перенесен на стадию предварительного обнаружения потенциальных негативных мо­ментов. При этом анализ дол­жен проводиться под углом зре­ния платежеспособности банка, а не ограничиваться простой фиксацией нарушений. Эти два понятия должны быть четко раз­граничены. Банковское сообщество со­стоит из отнюдь неоднородных единиц, отличающихся только по величине. Как правило, размер­ность отражает качественное раз­личие банков, а большинство так называемых мелких и средних банков выполняют роль брокерс­ких контор по работе преимуще­ственно на рынках ГКО, корпора­тивных ценных бумаг и МБК. Кре­дитные операции ограничивают­ся быстроокупаемыми торговыми сделками и предоставляются пре­имущественно учредителям. Ес­тественно, применять к таким банкам критерии, по которым принято оценивать полномасштаб­ные коммерческие банки, непра­вомерно, ведь в результате полу­чим искаженную картину (под­тверждение банковское сообще­ство получило в августе 1995 г., когда в критическое положение попали внешне благополучные коммерческие банки) и нерацио­нальное использование времени и труда. Например, можно предполо­жить, что кредитные организации, работающие преимущественно на рынке межбанковских кредитов, не имеющие опоры в реальном секторе экономики, в решающей степени зависят от состояния рынков МБК и ГКО — основной сферы своей деятельности. Вы­делив группу таких банков из общей совокупности, можно с высокой степенью вероятности спрогнозировать надвигающиеся осложнения для этой категории при изменении положения на рынке МБК и/или ГКО. Причем глубина и степень осложнений, вытекающих из краха основной сферы размещения активов, та­ковы, что кредитная организация не поддается санации, поскольку прекращает существование сама среда, в которой та оперирова­ла. Дальнейшая работа с подоб­ными кредитными организациями может вестись лишь в ликвида­ционном русле. Для повышения эффективно­сти банковского надзора целесо­образно особое внимание уделять организациям, которые по своей функциональной нагрузке могут считаться полноценными банка­ми, то есть способными выпол­нять свои обязательства перед клиентами, без сбоев осуществ­ляя основные банковские функ­ции. В этом есть некоторое от­личие от традиционной надзор­ной практики. Нарушения правил учета, иные погрешности долж­ны сопоставляться с реальной возможностью банка выполнять свои функции и степенью под­рыва его ликвидности. В первую очередь анали­зируются наиболее общие пока­затели, характеризующие финан­совое состояние банка в целом. В принципе оценка состояния банка наиболее полно и адекват­но проводится по той или иной модификации западной системы САМЕL (капитал, активы, управ­ление, доходность, ликвидность). Исследование каждого компо­нента общей системы показате­лей проводится от общих показа­телей к более подробному анали­зу в индивидуальном порядке: оценка уровня рентабельнос­ти банка с точки зрения его ус­тойчивого развития и конкурен­тоспособности, использование прибыли, источники формирова­ния прибыли (удельный вес опе­раций, приносящих прибыль), соотношение краткосрочной и дол­госрочной прибыли; оценка уровня ликвидности с позиций достаточности для выпол­нения текущих обязательств. Главными и общепринятыми источниками информации о финансовом состоянии кредитной организации являются: баланс; отчет о прибыли и убытках; об­щая финансовая отчетность ф-17; расшифровка просроченной за­долженности; расшифровка МБК; котировка акций; соблюдение нормативных показателей; соблю­дение обязательных резервных требований; материалы (сигна­лы) результатов аудиторских и прочих проверок; состояние кор­респондентского счета, соблюде­ние расчетной дисциплины, фак­ты задержки платежей; выполне­ние обязательств перед бюдже­том; информация о кадровом составе (руководство); учет спе­цифики банка (история создания, учредители, клиентура); анализ периодической и специальной печати. Данные источники информа­ции имеют недостатки: они недо­статочно полны и не всегда дос­товерны. Однако в совокупности позволяют объективно оценить состояние банковской системы в целом и отдельного банка. Вве­дение динамических показате­лей — изменение активов, при­были, собственного капитала — позволяет уловить насторажива­ющие сигналы, чтобы затем бо­лее детально изучить документы конкретной кредитной организа­ции. Полученные данные анализи­руются с позиций выявления проблемного банка. 2.2 Проблемные ситуации Критерии проблемности банка подробно описаны в пись­ме ЦБ РФ № 265 от 02.04.96 г. В зависимости от степени проб­лемности банки разбиваются на три группы, в соответствии с чем принимаются решения относи­тельно дальнейшей работы с ними. Признаки проблемности непосредственно вытекают из оп­ределения критериев проблемно­сти. Таким образом, аналитики должны отслеживать эти призна­ки, учитывать и систематизиро­вать их и при накоплении соот­ветствующего числа признаков относить банк к той или иной группе. При обнаружении признаков проблемности у банка или кредит­ной организации проводится тща­тельный и углубленный анализ их финансового состояния. На основании полученных данных можно сделать достаточ­но достоверный вывод о фи­нансовом состоянии банка, о причинах возникновения труд­ностей, их степени и глубине, о возможности преодоления ослож­нений самостоятельно или путем проведения определенных мероп­риятий, например организацион­но-управленческих мер или ста­билизационного кредита. Полити­ка регулирования проблем­ного банка определяется в за­висимости от его положения на рынке, степени и характера фи­нансовых проблем, клиентуры и учредителей, а также других фак­торов, влияющих на принятие решения. Соответственно прини­мают решение о санации банка или процедуре ликвидации в той или иной форме (под ликвидаци­ей понимается в том числе и потеря самостоятельности). Программа санации кредитно­го учреждения — самостоятель­ная задача, требующая работы коллектива высококвалифициро­ванных специалистов, причем в области банковского маркетинга и стратегии развития банка (а не бухгалтеров-ревизоров) в течение определенного времени. На стадии "угасания" банка важно определить степень тяже­сти проблем и возможности бан­ка, а также целесообразность проведения санационных (оздо­ровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания банка в затруднитель­ное положение, причем не все они возникают по вине самого банка. Самые простые — наме­ренно рискованная кредитная по­литика, недостаточно компетен­тное руководство. Тогда вступа­ет в силу процедура ликвидации, смены руководства или превра­щения кредитного учреждения в филиал более благонадежного банка, хотя в этом случае непро­сто решить проблему просрочен­ной и безнадежной задолженно­сти (как и вариант перевода кли­ентов на обслуживание в другой банк). Стоит учитывать и нерав­номерность территориального распределения участников бан­ковского сообщества. Насыщен­ностью кредитными организаци­ями отличаются только Москва и Санкт- Петербург. В других ре­гионах выбор обслуживающего банка не велик. Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии креди­тования с предприятиями, попав­шими в сложное положение из-за неблагоприятной макроэконо­мической конъюнктуры. Вину бан­ка как кредитного учреждения здесь усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет в своем регионе важную социаль­но-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто формальным признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача надзорных органов — возможно более точно установить причины трудностей банка и помочь найти рациональный выход из создав­шегося положения. Понятно, что чем раньше будут установлены признаки проблемности и пред­приняты адекватные меры, тем меньше негативных последствий вызовет явление. Итак, системный подход к банковскому надзору за отдель­ными банками предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла: · "зарождение" (закладывается фундамент даль­нейшего развития); "становление" (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы деятельности, увеличение персо­нала) и "затухание"; · фиксацию на каждом из эта­пов основных целей банковского надзора: на первом — отбор достойных претендентов, на вто­ром — предотвращение сбоев в нормальном развитии, на третьем — вывод из состояния "старения", в случае невозможности — ци­вилизованная ликвидация с ми­нимальными социально- экономи­ческими издержками и соответ­ственное выделение важнейших инструментов воздействия на банки; · поэтапное разграничение фун­кций подразделений надзорного блока с выделением управления — координатора. На первом эта­пе роль координатора закрепля­ется за управлением лицензиро­вания, на втором — за сводно- экономическим управлением и уп­равлением пруденциального над­зора, на третьем — за управлением санирования. Решения, при­нимаемые в рамках своих полно­мочий управлениями-координато­рами, обязательны для выполне­ния всеми другими подразделе­ниями надзорного блока. Признаками существования финансовых трудностей у кредитных орга­низаций считаются: · нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь несоблюдение экономических нормативов и резервных требований; · наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспон­дентскому счету; · резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к нулю, величину; · выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтер­ского учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискован­ной кредитной и процентной политики; · неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней диагностики Банка России; · убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами банка развитие внутренней инфраструктуры; · выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе участников и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка; · информация отрицательного характера о банке и его деятельности, по­ступающая из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой инфор­мации, жалобы клиентов на его работу. Разработаны рекомендации по определению степени проблемности бан­ков, позволяющие достаточно точно оценивать их состояние^. Все кредитные организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности; банки с первыми признаками банкротства; критические (финансо­во нестабильные) банки. По состоянию на 1.10.1996 г. к стабильно работаю­щим относились 37,1% от общего числа российских банков. Банки с первыми признаками проблемности составляли 21,5%, испытывали временные трудно­сти-22,7% ,первые признаки банкротства наблюдались приблизительно у 2% банков, отрицательный капитал имели 11% от общего числа банков. Введение данной классификации банков важно для организации надзора за ними, разработки мер воздействия на проблемные банки, в том числе и для принятия решений об их финансовом оздоровлении (санации) или ликвида­ции, так как применение той или иной предусмотренной законодательством меры зависит от степени проблемности кредитной организации и ее функ­циональной роли в банковской системе. Для осуществления своих функций в области банковского надзора и ре­гулирования Банк России регулярно проводит тематические и комплексные инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов на местах. Эти проверки дают возможность получить более точное представление о ре­альном финансовом состоянии банков, качестве работы их структур, досто­верности предоставляемой отчетности и тем самым позволяют в случае необ­ходимости принимать в отношении их более адекватные меры. 3. Формы воздействия со стороны надзорных органов на допускающие нарушения кредитные организации При нарушении кредитной организацией федерального законодательст­ва, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении ин­формации или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального ус­тавного капитала или ввести ограничения на проведение кредитной органи­зацией отдельных операций на срок до шести месяцев. Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к кредитной организации: · взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капи­тала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала; · потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровле­нию, в том числе изменить структуру активов, произвести замену руководи­телей, провести реорганизацию; · установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести месяцев; · запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотрен­ных выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на открытие филиалов на срок до одного года; · назначить временную администрацию по управлению кредитной орга­низацией на срок до 18 месяцев; · отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке, пре­дусмотренном федеральным законодательством. Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуще­ствление банковских операций могут служить: · установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия; · задержка начала осуществления банковских операций, предусмотрен­ных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией банковских операций (даже однократное); · нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись ме­ры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; · неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами. После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации. Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными организациями в России Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относи­тельно перспектив развития и совершенствования банковского надзора. 1. Надзор за банковской сис­темой в широком плане распада­ется на три взаимосвязанных бло­ка: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком. 2. Надзор должен быть наце­лен в первую очередь на макси­мальное укрепление обществен­ного доверия к банковской сис­теме, предотвращение массовых банкротств банков. 3. Центр тяжести банковско­го надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков. 4. Надзорная практика долж­на учитывать различные этапы жизненного цикла банка — лицен­зирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рас­сматривая их как элементы еди­ной системы. Для реализации по­ставленных целей необходимо вы­работать новые подходы к отчет­ности банков. Документация дол­жна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедре­ние нетрадиционных экономико-статистических методов монито­ринга. 5. Совершенствование надзор­ной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, макси­мальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока. Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних ус­ловий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования при­меняемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков. В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном сек­торе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфе­ре, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из то­го, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидатель­ный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптими­зации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономическо­го развития страны. Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной за­дачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание усло­вий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости («транспарентно-сти») ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных органи­зациях Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекаю­щим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях .Для этого Банком России разработан новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, который планируется ввести с 1.01.98 г. вместе с переработанными вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17. Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение достоверности предоставляемой банками ЦБ РФ инфор­мации; · повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их руко­водителям, системе внутреннего контроля в банках; · методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети кредитных организаций; · мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме реального времени; · совершенствование системы экономических нормативов с учетом эф­фективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых изменений в бухгалтерском учете; · использование дифференцированного подхода к применению мер регу­лирования кредитных организаций в зависимости от значения конкретного банка для системы в целом; · разработку способов поддержки перспективных с точки зрения укрепле­ния банковской системы кредитных организаций. Особое место в системе надзора за кредитными организациями и свое­временном выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм. Придается важное значение организации постоянного сотрудничества ЦБ РФ с независимыми аудиторскими фирмами и последних с банками. При­знается необходимым активизировать позицию Банка России по регулирова­нию аудиторской деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное согласование с ЦБ РФ аудиторских фирм для проверки крупных (структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их персоналом прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и применения мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не отвечает требованиям Банка России. Важными моментами в перспективном развитии банковского надзора в России представляется организационное обособление ЦБ РФ от контроля за процедурой ликвидации несостоятельных банков и создание предусмотрен­ного законом «О банках и банковской деятельности» фонда (корпорации) обязательного страхования вкладов. Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться к лучшему лишь в том случае, если произойдут положительные сдвиги в экономике страны в целом. Однако органы банковского надзора уже сейчас предпринимают усилия по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал «Концепцию стабилизации и повышения надежности банковской системы России», определяющую комплекс мер по предотвращению систем­ного кризиса в банковской сфере и механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним из условий кардинального улучшения поло­жения в банковской сфере страны является совершенствование самой систе­мы надзора за деятельностью кредитных организаций с учетом международ­ного опыта организации банковского надзора и отечественной практики. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 С учетом уровня кредитного риска, который определяется принадлежно­стью ссуды к той или иной группе в зависимости от наличия соответствующе­го и надлежащим образом оформленного обеспечения, а также числа дней просрочки платежа, введена классификация ссуд по пяти группам риска: 1. Стандартные ссуды. К ним относятся ссуды, по которым своевремен­но и в полном объеме погашается основной долг, включая ссуды, пролонги­рованные не более 2 раз в установленном порядке, а также просроченные до 30 дней обеспеченные ссуды. 2. Нестандартные ссуды. Сюда включаются просроченные до 30 дней недостаточно обеспеченные ссуды и просроченные от 30 до 60 дней обеспе­ченные ссуды. 3. Сомнительные ссуды. В эту группу входят просроченные до 30 дней необеспеченные ссуды, просроченные от 30 до 60 дней недостаточно обеспе­ченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней обеспеченные ссуды. 4. Опасные ссуды. Это просроченные от 30 до 60 дней необеспеченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней недостаточно обеспеченные ссуды. 5. Безнадежные ссуды. К ним относятся просроченные от 60 до 180 дней необеспеченные ссуды и все ссуды, просроченные больше, чем на 180 дней. Для каждой из пяти групп классифицированных ссуд установлены соот­ветствующие их уровню кредитного риска нормы резервных отчислений на покрытие вероятных убытков: 2% - по первой группе; 5 - по второй; 30 - по третьей, 75 - по четвертой и 100% - по пятой. По ссудам, принадлежащим к первой и второй группам риска, банки са­мостоятельно определяют необходимость создания резерва на возможные потери, а по ссудам, отнесенным к третьей, четвертой или пятой группам риска, резерв на возможные потери формируется коммерческими банками в обязательном порядке. При этом отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, отне­сенным к третьей, четвертой, пятой группам риска, за исключением ссуд, вы­данных под гарантию Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и/или под поручительство Министерства финансов Рос­сийской Федерации, а также по не имеющим обеспечения ссудам, относятся на себестоимость оказываемых банками услуг. Иначе говоря, они создаются за счет расходов банка, что позволяет избегать формирования и использова­ния банками части прибыли, которая может оказаться необходимой для воз­мещения убытков по невозвращенным ссудам. В то же время резерв на воз­можные потери по необеспеченным ссудам, хотя и относится на расходы бан­ка, но не уменьшает налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль. Установлены нормативы текущей, мгновенной и долгосрочной ликвид­ности, рассчитываемые как соотношение между активами и пассивами с уче­том сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов. Решено, что отношение суммы ликвидных активов банка к его обязательствам по счетам до востребования и на срок до 30 дней (показатель текущей ликвидности) должно составлять не менее 30% с 1.02.1997 г. и не менее 70% - с 1.02.1999 г. зательств по счетам до востребования с баланса на 1.02.1997 г. (норматив мгновенной ликвидности), а объем выданных банком кредитов, займов и де­позитов в драгоценных металлах со сроком погашения свыше года не может превышать 120% от суммы капитала кредитной организации и ее обяза­тельств по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года (норматив долгосрочной ликвидности). По состоянию на 1.10.96 г. 23% банков от их общего числа были убыточными. В 1996 г. в состоянии устойчивой неликвидности находились 15% банков, кото­рыми было привлечено до 10% ресурсов. Ограничение рисков концентрации. Для снижения рисков концентрации, явившихся для многих банков причиной их плачевного финансового состоя­ния, в России введены следующие ограничения. 1. Определена допустимая степень риска на одного заемщика или груп­пу связанных заемщиков, под которыми понимаются юридические и физиче­ские лица-заемщики, связанные между собой экономически или юридически, т. е. через общую собственность и/или взаимные гарантии и/или обязательст­ва, и/или контроль над имуществом друг друга, или посредством совмещения руководящих должностей ,-не более 40% собственных средств (капитала) кредитной организации с баланса на 1.02.1997 г. и не более 25% - с баланса на 1.02.1998 г. 2. Установлен предел крупных кредитных рисков, определяемых как общая сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику или группе связанных заемщиков со стороны кредитной организации в раз­мере свыше 5% ее капитала. С 1997 г. допускается не более чем десятикрат­ное превышение совокупной величиной крупных кредитов и займов, выдан­ных кредитной организацией, объема ее капитала. С 1998 г. отношение круп­ных кредитов и займов к капиталу кредитной организации не должно превы­шать 8 раз. (Сведения о крупных кредитах и займах должны представляться ежемесячно в Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ по месту на­хождения корреспондентского счета кредитной организации вместе с балан­сом и расчетами экономических нормативов.) 3.Риск на одного кредитора (вкладчика) ограничивается 40% с баланса на 1.02.1997 г. и 25% собственных средств (капитала) кредитной организации - с баланса на 1.02.1998 г. 4.Риск на одного заемщика-акционера (пайщика) банка не может пре­вышать 20% с баланса на 1.01.1997 г., а совокупная величина кредитов и зай­мов, выданных акционерам (пайщикам), - 50% собственных средств (капита­ла) банка с 1.01.1998 г. (По данным инспектирования банков основными причинами финансовых трудно­стей кредитных организаций, вызванных предоставлением ссуд, наряду с непра­вильной оценкой платежеспособности заемщиков, ошибками, допускаемыми при оформлении залога, является непродуманная выдача кредитов акционерам, инсай-дерам и дочерним структурам.) 5.Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам (т. е. физическим лицам: настоя­щим и бывшим акционерам, имеющим более 5% акций, директорам (прези­дентам, председателям и их заместителям), членам Совета, членам кредитно­го совета (комитета), руководителям дочерних и материнских структур и дру­гим лицам, которые могут повлиять на решение о предоставлении кредита, а также их родственникам и другим лицам, участвующим в сторонних структу­рах, в которых также принимают участие инсайдеры), ограничивается 2% на одного инсайдера и связанных с ним лиц и 3 % по совокупности - с баланса на 1.07.1997 г. При определении размера рисков концентрации учитываются общие суммы соответственно требований или обязательств кредитной организации, включая 50% забалансовых гарантий и поручительств. По состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величи­на всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна быть больше 30%, а открытые позиции (длинные или короткие) по отдельным ино­странным валютам и российским рублям не могут превышать 15% собствен­ных средств (капитала) кредитной организации. Суммарная же величина от­крытых позиций в драгоценных металлах по состоянию на конец каждого рабочего дня ограничивается 10% собственных средств (капитала) банка. Банки, имеющие лицензии Банка России на проведение валютных опе­раций, капитал которых не превышает 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представ­лять отчетность об открытых валютных позициях еженедельно (с разбивкой по каждому дню недели) не позднее 13 часов по местному времени вторника недели, следующей за отчетной. Те же банки, у которых собственные средства превышают 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представлять отчетность об откры­тых валютных позициях ежедневно не позднее 13 часов по местному времени дня, следующего за отчетным. Количество стабильных кредитных учреждений по данным Центробанка на 01.08.98 года увеличивается ,что и отражено на графике. Связанно это главным образом с действиями ЦБ по усилению банковской системы и многочисленным слияниям крупных кредитных олигархов в объединения с крупным уставным капиталом. Все это связано с проблемой “выживания” в нестабильной экономической ситуации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : « БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ» 1.«Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России». Сборник статей. Составитель: О.Н.антипова. Москва 1996г. 2.«Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996 3.«Международные стандарты банковского надзора» О.Н. Антипова. ЦПП ЦБ РФ ,1997 Москва 4.«Основные принципы банковского надзора» справочники о деятельности Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997 5.«Вестник Банка России» № 8 , Москва 1998 6.«Деньги и Кредит» , № 1 и № 2 , Москва 1998

7.Нормативные документы ЦБ РФ

8.«Закон о Центральном Банке» 9.«Закон о банках и банковской деятельности»