Каталог :: Банковское дело

Реферат: Безналичные расчеты

СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ    2
     ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА В БАНКЕ    3
     ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ    9
     РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ    11
     РАСЧЕТЫ ПО ИНКАССО    12
     РАСЧЕТЫ ПО АККРЕДИТИВАМ     15
     ЧЕКОВАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ    18
     ВЕКСЕЛЬНАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ    20
     ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ   24
     КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА    25
     ПОРЯДОК ПРИЕМА И ВЫДАЧИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ   29
     ЛИТЕРАТУРА    33
     
     
                       ВВЕДЕНИЕ                       
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граж­дан,
связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельно­сти, в
соответствии со ст. 861 ГК РФ, должны производиться в безналич­ном порядке.
Вместе с тем расчеты между этими липами могут произ­водиться также и
наличными деньгами, если иное не установлено законом. В настоящее время, в
соответствии с указаниями ЦБ РФ от 11.11.2001 г. № 1050-У, предельный размер
таких расчетов установлен в сумме 60 тыс. р. Указанная сумма является
предельной по одному плате­жу. При этом платежи, произведенные одним
юридическим лицом в ад­рес другого в один день по нескольким денежным
документам в порядке реализации одного договора (контракта), следует
рассматривать как еди­ный суммарный платеж. Данное ограничение
распространяется и на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без
образования юридического лица. Все расчеты между предприятиями и
органи­зациями сверх указанных свыше сумм должны производиться только в
безналичном порядке.
Безналичные расчеты — это расчеты путем перевода банками де­нежных средств по
счетам клиентов на основании расчетных докумен­тов в стандартизированной
форме, а также путем зачета взаимных встречных требований. Безналичные
расчеты организованы по опре­деленной системе, под которой понимается
совокупность принципов расчетов, форм и способов совершения платежей и
связанного с ними документооборота.
Организатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке
правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является ЦБ
РФ. Банк России — орган, координирующий, регулирующий и лицензирующий
организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Через свои
учреждения он осуществля­ет расчеты между кредитными организациями и в целом
отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественной
сис­темы расчетов. Непосредственным осуществлением межхозяйствен­ных
расчетных операций по поручению клиентов занимаются коммер­ческие банки.
Платежно-расчетная функция коммерческих банков, наряду с приемом депозитов и
выдачей ссуд, относится к числу важ­нейших банковских операций. Подсчитано,
что на осуществление рас­четов приходится не менее 2/3 всего операционного
времени банков­ского персонала.
     

ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА В БАНКЕ

Для осуществления операций по основной текущей деятельности пу­тем безналичных расчетов банки открывают своим клиентам банков­ский счет: расчетный или текущий. Расчетные счета открываются: - коммерческим предприятиям и организациям, т. е. юридическим лицам, основной целью деятельности которых является извлече­ние прибыли (хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, общества с ограниченной или дополнительной от­ветственностью, акционерные общества, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия); - гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица (индивидуальные и семейные предприятия, арендные коллективы, крестьянские и фермерские хозяйства и др.); - финансовым организациям, т. е. организациям, деятельность ко­торых в основном связана с деньгами, с предоставлением услуг финансового характера, с аккумулированием и перераспределе­нием капитала (инвестиционные фонды, трастовые, лизинговые, факторинговые компании, фондовые и валютные биржи, брокер­ские организации, страховые компании, негосударственные пен­сионные фонды и др.). Расчетные счета используются юридическим лицом для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), доходов от внереали­зационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетом, с рабочими и слу­жащими, с банком по полученным кредитам и процентам по ним и др. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юриди­ческую самостоятельность, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступа­ет в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые другие операции, связанные с его производственной и инвестиционной деятельностью, не противоречащие действующему законодательству. Текущие счета открываются всем тем, кому не может быть открыт расчетный счет, и в частности: - некоммерческим организациям — организациям, не имеющим в ка­честве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, раз­вития физической культуры и спорта, защиты прав, законных ин­тересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направлен­ных на достижение общественных благ. Некоммерческие органи­зации могут существовать в виде общественных, религиозных организаций, фондов, некоммерческих партнерсгв, автономных некоммерческих организаций, объединений — юридических лиц (ассоциации, союзы), а также в других формах, предусмотренных федеральным законом; - обособленным подразделениям юридического лица (филиалам, представительствам) по ходатайству юридического лица с режи­мом использования средств, исходя из полномочий филиала или представительства; - учреждениям и организациям, состоящим на бюджете, руководи­тели которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограни­чена по сравнению с владельцем расчетного счета. Перечень операций по текущим счетам регламентируется в соответствии с целями дея­тельности владельца счета согласно его учредительным документам. Это делается в момент открытия счета в банке. Для открытия расчетного (текущего) счета клиент должен предста­вить в банк следующие документы: - заявление об открытии расчетного счета по установленной форме; - документ о государственной регистрации предприятия (предва­рительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти); - копию учредительного договора о создании предприятия (заве­ренную нотариально); - копию устава (нотариально удостоверенную); - документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт); - документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера пред­приятия (приказ о приеме на работу или контракт); - карточку с образцами подписей первых должностных лиц пред­приятия с оттиском его печати (нотариально заверенную); - справку от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет в качестве налогоплательщика и присвоения ИНН; - справки из Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда соци­ального страхования и Фонда обязательного медицинского стра­хования, свидетельствующие о регистрации предприятия в ука­занных организациях; - регистрационную карточку статистических органов. Все перечисленные документы сдаются либо главному юрискон­сульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экс­пертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Клиенты вправе открывать в банках необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте с их согласия, если иное не установлено Федеральным законом (ст. 30 ФЗ банках и банковской деятельности»). При этом банк не вправе отказать кли­енту в открытии счета, совершение соответствующих операций но ко­торому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданной ему лицензией, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять клиента на банков­ское обслуживание (ст. 846 ГК РФ). Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, который фиксирует взаимные обязательства сторон, их ответственность за про­ведение операций по счету. Договор банковского счета, как правило, содержит следующие разделы. I. Предмет договора. II. Права и обязательства сторон. III. Оплата услуг. IV. Ответственность сторон. V. Срок действия договора и порядок расторжения. VI. Особые условия. VII. Юридические адреса сторон. В разделе I договора в качестве предмета договора указывается бан­ковское обслуживание счета клиента на условиях и в порядке, пред­усмотренных данным договором. Права и обязательства банка и клиента (раздел 11 договора) вытека­ют из действующего законодательства, а также определяются конкрет­ными договоренностями сторон. Так, банк, как правило, берет на себя следующие обязательства: - открыть и вести банковский счет клиента; - своевременно выдавать клиенту выписки с его счета; - предоставлять клиенту счета-фактуры на оплату услуг по веде­нию счета; - обеспечивать клиента бланками расчетно-денежных документов (чековыми книжками и объявлениями на взнос наличными); - соблюдать тайну операций по счету клиента. Предоставлять све­дения о состоянии счета и операциях по нему только с согласия клиента, за исключением случаев, предусмотренных законода­тельством (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»); - исполнять распоряжения клиента по перечислению средств со счета и зачислению средств на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платеж­ного документа; - выдавать наличные денежные средства со счета клиента в течение одного (двух) операционных дней после поступления в банк заявления на бронирование денежных средств на счете; - консультировать клиента по вопросам расчетов, правил докумен­тооборота и другим вопросам, имеющим непосредственное отно­шение к его расчетно- кассовому обслуживанию; - в отдельных случаях банк может взять на себя обязательство осуществлять платежи со счета, несмотря на отсутствие на нем денежных средств (кредитование счета в режиме овердрафта). При этом овердрафтный кредит может иметь место только при условии заключения дополнительного соглашения к договору банковского счета. Клиент обязуется: - соблюдать действующие нормативные акты о банковской дея­тельности, регулирующие осуществление расчетных и кассовых операций; - ежеквартально в установленный срок представлять в банк кассо­вую заявку по установленной форме для определения потребно­сти клиента в наличных средствах; - представлять в банк расчет лимита остатка кассы (не реже одного раза в год); - своевременно представлять в банк заявку на бронирование де­нежных средств на счете; - представлять в банк подтверждение остатка средств на счете по состоянию на 1 января каждого года не позднее 10 января (либо в другие сроки); - поддерживать минимальный остаток денежных средств на счете в сумме, согласованной с банком. В случае, если клиент и его кредитор в заключенный ими договор включили условие, дающее кредитору право на бесспорное списание сумм, клиент обязан сообщить банку письменно об этом условии и о воем согласии на бесспорное списание сумм, что закрепляется в дополнительном соглашении клиента и банка к договору банковского счета. Отдельный раздел договора банковского счета (раздел III) предус­матривает порядок оплаты услуг банка по ведению счета. Стоимость оплачиваемых услуг банка определяется в соответствии с «Тарифа­ми ставок комиссионного вознаграждения по обслуживанию счетов юридических лип в валюте РФ и иностранной валюте», являющими­ся неотъемлемой частью (приложением) к договору банковского сче­та. В данном разделе оговаривается также конкретный порядок опла­ты услуг банка (в момент совершения соответствующей операции либо по совокупности услуг за определенный период; платежным по­ручением клиента либо безакцептным списанием самим банком со счета причитающихся с клиента сумм и др.). За нарушение условий договора банковского счета в разделе IV пред­усматривается ответственность сторон. Так, банк отвечает за свое­временное и правильное отражение операций по счету клиента. В слу­чае несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту де­нежных средств либо их необоснованного списания банком со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ГК РФ (ст. 395). В соответствии с указанной стать­ей, за пользование чужими денежными средствами вследствие их не­правомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения другая сто­рона должна уплатить проценты на сумму этих средств. Размер про­центов определяется существующей учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Ответствен­ность банка за нарушение обязательств наступает только при наличии вины банка. Клиент несет ответственность за достоверность и своевре­менность представления документов для открытия счета и ведения операций по нему. В случае непредставления в банк в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетностей, кассовых заявок, расчета лимита остатка кассы банк оставляет за собой право приоста­новить операции по счету. Раздел V договора регламентирует срок действия договора и поря­док его расторжения. Договор считается заключенным с момента его подписания обеими сторонами и действует, как правило, в течение од­ного календарного года. В случае, если ни одна из сторон не заявила о его расторжении до срока действия, договор считается продленным на следующий календарный год. Такой порядок продления действия до­говора распространяется и на все последующие годы. Стороны вправе расторгнуть договор банковского счета в порядке, предусмотренном ГК РФ (ст. 859). По заявлению клиента договор мо­жет быть расторгнут в любое время. Банк имеет право расторгнуть данный договор в одностороннем порядке только по решению суда в следующих случаях: - когда сумма денежных средств, хранящихся на счетах клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного дого­вором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения клиента об этом; - при отсутствии операций по счету в течение года, если иное непредусмотрено договором. В качестве особых поряд­ке вносить изменения в «тарифы ставок комиссионного вознагражде­ния по обслуживанию счета», право банка не уплачивать проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиен­та, право производить условий к договору банковского счета (раздел VI) могут выступать, например, право банка в одностороннем списание денежных средств со счета клиента без его письменного согласия в случае выявления ошибочных записей по счету. В данном разделе устанавливается также порядок разреше­ния споров, возникающих в ходе исполнения договора банковского счета, и др. Договор банковского счета составляется в двух экземплярах, имею­щих равную юридическую силу. Один экземпляр договора остается у банка, второй — у клиента. К расчетному счету клиента банк может вести две кар­тотеки: картотеку № 1 и картотеку № 2. Ведение картотеки № 1 не связано с финансовым положением кли­ента, а определяется исключительно особенностями документооборо­та при отдельных формах межхозяйственных расчетов (платежными требованиями) и необходимостью получения согласия плательщика на оплату расчетного документа кредитора. Картотека № 1 ведется по внебалансовому счету банка «Расчетные документы, ожидающие ак­цепта для оплаты». Открытие картотеки № 2 к счету клиента, напротив, определяется исключительно финансовыми затруднениями клиента. В данную кар­тотеку помещаются расчетные документы, срок оплаты которых истек и которые не были оплачены из-за отсутствия денежных средств на счете плательщика. Картотека № 2 ведется по внебалансовому счету банка «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований клиент теряет право распоря­жаться средствами, поступающими на счет. В этом случае списание де­нежных средств со счета осуществляется по мере поступления на пего денежных средств в установленной законом очередности. Последняя пыла введена ГК РФ (ст. 855) с 1 марта 1996 г. Однако с января 1998 г. постановлением Конституционного Суда РФ был признан неконституци­онным пункт 2 ст. 855 ГК РФ и установлена иная очередность платежей. В настоящее время впредь до внесения изменений в ст. 855 ГК РФ в соответствии с решением Конституционного Суда очередность плате­жей со счетов юридических лиц устанавливается ежегодно Федераль­ным законом о Государственном бюджете на очередной год и выгля­дит следующим образом: - в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление пли выдачу де­нежных средств со счета для удовлетворения требований о возме­щении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требова­ний о взыскании алиментов; - во вторую очередь производится списание по исполнительным до­кументам, предусматривающим перечисление пли выдачу денеж­ных средств для расчетов по выплате выходных пособии и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору; - в третью очередь производится списание по платежным доку­ментам, предусматривающим платежи в бюджет и в государ­ственные внебюджетные фонды, а также перечисление или выда­чу денежных средств для оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту); - в четвертую очередь производится списание по платежным до­кументам, предусматривающим платежи в негосударственные внебюджетные фонды; - в пятую очередь производится списание по исполнительным до­кументам, предусматривающим удовлетворение других денеж­ных требований; - в шестую очередь производится списание по другим платежным документам. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступле­ния документов (или наступления срока платежа).

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансо­выми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. В соответствии с действующим законодательством, в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, а также расчеты векселями. Формы расчетов избираются клиентами банков самостоятельно предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (в основных договорах). Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получате­лем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банков­ских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банковской системе, связанные с выполне­нием расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в пос­менной форме в обслуживающий их банк, а уже сами банки ведут пе­реписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ. Банки осуществляют операции по банковским счетам клиента» на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа распоряжение: - плательщика произвести платеж определенной денежной суммы получателю средств; - получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получа­телем средств (взыскателем). При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения. Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандарти­зированным требованиям и должны содержать следующие реквизиты: - наименование расчетного документа; - номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки; - вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно»); - наименование плательщика, его идентификационный номер на­логоплательщика (ИНН) и номер счета; - наименование и место нахождения банка плательщика, его бан­ковский идентификационный код (БИК), номер корреспондент­ского счета или субсчета; - наименование получателя средств, его ИНН и номер счета; - наименование и место нахождения банка получателя, его БПК. номер корреспондентского счета или субсчета; - назначение платежа; - сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами; - очередность платежа; - вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»; - подписи уполномоченных лиц и оттиск печати. Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпля­ров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчет­ного документа должны быть заполнены идентично. Списание банком денежных средств со счета производится всегда на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме че­ков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписы­вать денежно-расчетные документы, и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Рас­четные документы индивидуальных предпринимателей принимают­ся банками к исполнению без печати, при наличии на первом экземп­ляре одной подписи. Расчетные документы принимаются банками к исполнению незави­симо от их суммы и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ

Платежное поручение представляет распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет полу­чателя средств, открытый в этом или другом банке. Возможности применения в расчетах платежных поручений много­образны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по то­варным, так и по нетоварным операциям. В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях: - за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком; - для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на номер основного договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предваритель­ная оплата); - для погашения кредиторской задолженности по товарным опера­циям; - при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража; - по арендной плате за помещения; - платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др. В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения ис­пользуются для: - платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; - погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; - перечисления средств органам государственного и социального страхования; - взносов средств в уставные фонды при учреждении ОАО, ЗАО, ООО и т. п.; - приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, бан­ковских векселей; - уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д. Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке уста­новленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4 экземп­лярах, каждый из которых имеет определенное назначение: - 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня банка; - 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк по­лучателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах дня этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке из счета получа­теля как основание для подтверждения банковской проводки; - 4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполне­нию. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недоста­точности денежных средств на счете платежные поручения помешаются в картотеку № 2 и оплачиваются по мере поступления денежных средств в установленной законом очередности. Если предприятие (организация) имеет право на кредит в форме овердрафта, то платежные поручения оп­лачиваются за счет банковского кредита. Банк обязан информировать плательщика по его требованию об ис­полнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмот­рен договором банковского счета. Порядок информирования платель­щика определяется договором банковского счета. Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по срав­нению с другими формами расчетов: относительно простой докумен­тооборот, ускорение движения денежных средств, возможность пла­тельщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нето­варных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наи­более прогрессивной формой безналичных расчетов.

РАСЧЕТЫ ПО ИНКАССО

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, по­средством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет кли­ента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняю­щий банк). Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых всегда производится в бесспорном порядке. Указанные расчетные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, об­служивающий получателя средств (взыскателя). Получатель средств (взыскатель) представляет в банк расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных докумен­тов, составляемом в двух экземплярах. После проверки правильности их заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответ­ственного исполнителя. Не принятые расчетные документы вычерки­ваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов, ко­личество и сумма расчетных документов исправляются и заверяются подписью ответственного исполнителя. Последние экземпляры рас­четных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвраща­ются получателю средств (изыскателю) платежа в качестве подтвер­ждения приема документов на инкассо. Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку и ис­пользуются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов. Банк, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязатель­ство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчет­ных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. При этом подразделения расчетной сети Банка России могут обеспе­чивать доставку расчетных документов как через службу экспедирова­ния, так и по почте. Расчеты по инкассо с использованием платежных требований. Платежное требование представляет собой расчетный документ, со­держащий требование кредитора к должнику (плательщику) об упла­те определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные ра­боты, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в основном договоре. Расчеты посредством платежных требований мо­гут осуществляться как с акцептом плательщика, так и без его акцепта. При расчетах по первому варианту кредитор (поставщик) выпи­сывает платежное требование на основании фактической отгрузки продукции или оказанной услуги и сдает его в свой банк на инкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от по­ставщика, то оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с согласия (акцепта) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но при этом должен быть не менее пяти рабочих дней. С этой целью при оформлении платежного требования кредитор (постав­щик) в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, уста­новленных для его акцепта. Банк кредитора пересылает платежное требование в банк платель­щика (исполняющий банк). На всех экземплярах платежных требований, принятых исполняющим банком, ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежа» проставляет дату, по наступлении кото­рой истекает срок акцепта. День поступления в банк платежного тре­бования в расчет указанной даты не принимается. Последний экземп­ляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы по­ступили в операционное время, либо на следующий рабочий день — если документы поступили в банк плательщика по истечении опера­ционного времени, остальные экземпляры платежных требований по­мещаются исполняющим банком в картотеку № 1. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора с указа­нием мотивов отказа. Отказ плательщика от оплаты платежного требо­вания оформляется заявлением на специальном бланке, составляемом в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляют­ся подписями должностных лиц. имеющих право подписи расчетных до­кументов, и оттиском печати плательщика. Ответственный исполнитель банка, на которого возложен прием за­явлений об отказе от акцепта платежных требований, проверяет пра­вильность и полноту оформления клиентом заявления об отказе от ак­цепта, нашчие основания для отказа, ссылки на номер, дату, пункт договора, в котором это основание предусмотрено, и заверяет все экземпляры заявления об отказе от акцепта своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты. При полном отказе от акцепта платеж­ное требование изымается из картотеки № 1 и в тот же день подлежит возврату в банк-эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата поставщику. Первый экземпляр заявле­ния об отказе от акцепта с копией платежного требования помещается в документы дня банка плательщика в качестве основания возврата расчетного документа без оплаты. Третий экземпляр заявления возвра­щается плательщику в качестве расписки банка в получении данного документа. При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки № 1 и оплачивается в сумме, акцептованной плательщи­ком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с пер­вым экземпляром платежного требования помещаются в документы дня банка в качестве основания списания средств со счета клиента; второй экземпляр направляется не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, в банк-эмитент для передачи поставщику: третий экземпляр возвращается плательщику в ка­честве расписки в получении заявления об отказе от акцепта. Ответ­ственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований песет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получа­телем средств разногласия разрешаются в предусмотренном законом порядке. При неполучении банком в установленный срок отказа плательщи­ка от акцепта платежного требования оно считается акцептованным и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымает­ся из картотеки № 1 и оплачивается со счета плательщика. В случае отсутствия или недостаточности средств на счете оно помещается в картотеку № 2 и оплачивается в порядке установленной очередности платежей. Используемая в настоящее время форма акцепта платежных требо­ваний, при которой плательщик письменно уведомляет банк только в случае заявления отказа от акцепта, а свое согласие на оплату выража­ет молчанием, в отечественной банковской практике получила назва­ние «отрицательный (молчаливый) акцепт». Платежные требования могут использоваться также и для безак­цептного списания средств со счетов плательщиков. Такой порядок расчетов возможен лишь в случаях, предусмотренных законом либо основным договором между кредитором (получателем платежа) и плательщиком. Например, в соответствии с действующим законодательством, со счетов плательщиков без акцепта оплачиваются платеж­ные требования: Безакцептное списание денежных средств со счета клиента возмож­но также по требованиям других кредиторов, если такой порядок рас­четов включен в основной договор кредитора с плательщиком. При этом условие о безакцептном списании должно быть одновременно отражено в договоре банковского счета или дополнительном соглаше­нии к нему. Например, по договору с клиентом в безакцептном поряд­ке могут взыскиваться платежи клиента самому банку (погашение кре­дита при наступлении срока, уплата процентов за кредит, плата за расчетно-кассовое обслуживание). Банки не рассматривают по суще­ству возражения плательщиков по списанию средств с их счетов в без­акцептном порядке. Ответственность за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание несет получатель средств. Инкассовая форма расчетов используется также для бесспорного спи­сания средств со счетов. В этом случае используется расчетный доку­мент с названием «инкассовое поручение». Инкассовые поручения при­меняются в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством (в том числе для взыскания де­нежных средств органами, выполняющими контрольные функции), либо для взыскания по исполнительным документам судебных и арбит­ражных органов. При этом в первом случае в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на законодательный акт (номер, дату, ста­тью, часть, пункт), на основании которого осуществляется взыскание. При взыскании денежных средств на основании исполнительных доку­ментов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и но­мер исполнительного документа, а также наименование органа, вынес­шего решение, подлежащее принудительному исполнению. В данном случае банк взыскателя принимает инкассовые поручения с приложе­нием подлинника исполнительного документа либо его дубликата. При этом банк не принимает к исполнению инкассовое поручение, если к нему приложен исполнительный документ с истекшим сроком давно­сти. Ответственность за правомерность выставления инкассового пору­чения и правильность указания основания бесспорного взыскания не­сет получатель средств (взыскатель). Банки не рассматривают по су­ществу возражения плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

РАСЧЕТЫ ПО АККРЕДИТИВАМ

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщи­ка, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлению последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) про­извести такие платежи. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналич­ных расчетов, аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: - покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); - отзывные и безотзывные. Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предва­рительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этих слу­чаях банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетно­го счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депо­нирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В отечествен­ной банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т. е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источник платежа. Непокрытый аккредитив это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращает­ся в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиен­тов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантиро­ванного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщи­ка — получателя средств со своего корреспондентского счета в этом банке. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзыв­ным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен пли аннулирован банком-эмитентом (по пись­менному распоряжению плательщика) без предварительного согласо­вания с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить до­кументы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Использование аккредитивной формы расчетов предусматривает­ся в основном договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются: конкретные условия расчетов по аккреди­тиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименования банков плательщика и поставщика, перечень докумен­тов, против которых производится оплата, и др. Для открытия аккре­дитива плательщик представляет в свой банк аккредитив на стандар­тизированном бланке, где, кроме обязательных реквизитов, должен указать: - номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом аккредитиве; - срок действия аккредитива (число, месяц и год его закрытия); - вид аккредитива (отзывной, безотзывной); - полное и точное наименование документов, против которых про­изводятся выплаты по аккредитиву; - наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых откры­вается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгруз­ки товаров, грузополучателя и место назначения; - условия оплаты аккредитива (с акцептом уполномоченного по­купателя пли без его акцепта); - реквизиты банка-эмитента и исполняющего банка. При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива. Сумма аккредитива (покрытого) переводится банком-эмитентом че­рез систему межбанковских расчетов в исполняющий банк, где депони­руется на отдельном счете «Аккредитивы к оплате». Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в исполняющий банк реестры счетов, отгрузочные и дру­гие предусмотренные условиями аккредитива документы. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия ак­кредитива. Исполняющий банк обязан проверить соответствие пред­ставленных документов условиям аккредитива, правильность оформ­ления реестра счетов, соответствие подписей и печати получателя средств, заявленным в карточке, образцам подписей и оттиска печати. При нарушении хотя бы одного из условий аккредитива выплаты по нему не производятся (например, если в реестре счетов отсутствуют даты отгрузки, номера товарно-транспортных документов, номера по­чтовых квитанций при отправке товара через предприятия связи, но­мера и даты приемно-сдаточных документов и вид транспорта, кото­рым отправлен груз). При выплате по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов по­ставщика, зачисляется на его счет. Первый экземпляр реестра помещает­ся в документы для банка в качестве основания списания денежных средств со счета «Аккредитивы к оплате» по покрытому (депонирован­ному) аккредитиву или основания для списания денежных средств с кор­респондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке по непокрытому (гарантированному) аккредитиву. Второй экземпляр реестра с приложением товарно-транспортных документов и отметкой исполняющего банка, а также третий экземпляр направляются банку- эмитенту для вручения плательщику. Четвертый экземпляр реестра вы­дается поставщик) в качестве расписки в приеме реестра счетов. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного лица покупателя, последний обязан представить исполняющему банку: - доверенность, выданную организацией, выставившей аккредитив; - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность уполно­моченного; - образец своей подписи (заполняется в банке на карточке с образ­цами подписей и оттиска печати). Выплаты по аккредитиву наличными деньгами не допускаются. Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится: - по истечении срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка); - по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива (в сумме ак­кредитива или его остатка). В этом случае банку-эмитенту посыла­ется уведомление исполняющим банком; - по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредити­ва. Неиспользованная или отозванная сумма покрытого аккреди­тива подлежит возврату исполняющим банком платежным пору­чением банку-эмитенту на тот счет, с которого депонировались средства.

ЧЕКОВАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ

Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоря­жение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он впра­ве распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, платель­щик — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но, в отличие от расчетов платежным поручением, чек передается платель­щиком (чекодателем), минуя банк, непосредственно получателю платежа (чекодержателю) в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в банк для оплаты. В соответствии с ГК РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты: - наименование «чек», включенное в текст документа; - поручение плательщику выплатить чекодателю определенную денежную сумму; - наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; - указание валюты платежа; - указание даты и места составления чека; - подпись лица, выписавшего чек (чекодателя). Отсутствие в документе какого-либо из реквизитов лишает его юри­дической силы. Наличие в чеке дополнительных условий не влияет на его действительность. Чек оплачивается банком за счет средств чекодателя, а именно: за счет средств, находящихся на счете чекодателя, или за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. В отечественной банковской практике преимущественно используется вариант с пред­варительным депонированием средств. Депозит создается на основа­нии представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачислении ее на отдельный лицевой счет в банке «Расчетные чеки». Депонирование средств может производиться также за счет ссуды банка. При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодержатель) при приобретении товаров, работ, услуг на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его поставщи­ку. Поставщик (чекодатель) предъявляет полученный чек в свой банк на инкассо для взыскания платежа. Банк чекодателя (инкассирующий банк) пересылает указанный чек в банк-плательщик. Банк- платель­щик обязан удостовериться всеми доступными ему способами в под­линности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполно­моченным по нему лицом. Убытки, возникшие вследствие оплаты подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на банк-плательщик или на чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены. После проверки подлинности чека банк-плательщик списывает сумму платежа со счета чекодателя и через свой корреспон­дентский счет в РКЦ пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный счет поставщика. Порядок и условия использования чеков кредитных организаций определяются внутрибанковскими правилами, которые, в частности, должны предусматривать: форму чека, перечень его реквизитов, пере­чень участников расчетов данными чеками, срок предъявления чеков к оплате, условия оплаты чеков, правила ведения расчетов и операций по чекообороту, бухгалтерское оформление операций, порядок архи­вирования чеков.

ВЕКСЕЛЬНАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между постав­щиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа — векселя, представляющего из себя ценную бумагу. В настоящее время вексель­ный оборот в России регламентируется Федеральным законом «О пе­реводном и простом векселе» от 11.03.97 г. и Постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и про­стом векселе» от 07.08.37 г. Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (вексе­ледержателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника оплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные. В век­сельном обращении могут участвовать как граждане РФ, так и юри­дические лица РФ. Векселя в бездокументарной форме запрещены. Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязатель­ство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по суще­ству он является его долговой распиской. Переводной вексель (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. В отличие от простого, в переводном векселе участвуют не два, а, как минимум, три лица: - векселедатель (трассант), выдающий вексель; - плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; - векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю. Переводной вексель обязательно должен быть акцептован платель­щиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу испол­нительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным долж­ником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя и вы­ражается словами «акцептован», «принят», «заплачу» и т. п. с обязательным проставлением подписи плательщика. Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы. К обязательным вексельным рек­визитам относятся: - вексельная метка, т. е. включение слова «вексель» не только в на­звание, но и в сам текст документа; - место и время составления векселя (день, месяц и год составления); - обещание уплатить определенную денежную сумму; - указание денежной суммы цифрами и прописью (исправления не допускаются); - срок платежа; - место платежа; - наименование того, кому или приказу кого должен быть совер­шен платеж; - подпись векселедателя (проставляется им собственноручно руко­писным путем). «Положение о переводном и простом векселе» предусматривает, что платеж но простому векселю либо по акцептованному плательщиком переводному векселю может быть дополнительно гарантирован по­средством оформления аваля . Гарантом по оплате векселей в настоя­щее время выступает банк. При этом банк может гарантировать платеж как за первоначального плательщика, так и за каждого другого обязан­ного по векселю лица. В случае оплаты векселя авалистом к нему пере­ходят все права, вытекающие из векселя. Авалирование векселей повы­шает их надежность, способствует развитию вексельного обращения. Действующее вексельное законодательство предусматривает воз­можность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи — индоссамента. Передача векселя по индоссаменту означает передачу вместе с векселем другому лицу и права на получение им платежа по данному векселю. Векселедержа­тель на оборотной стороне векселя либо на добавочном листе (аллон­же) пишет слова: платите приказу» или платите вместо меня (нас)» с указанием того, к кому переходит платеж. Эти надписи заве­ряются печатью векселедержателя. Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссан­том; лицо, получающее вексель по индоссаменту. — индоссатом. К ин­доссату переходят все права и обязательства по векселю. Закон преду­сматривает, что все зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписан­ными и не имеют юридической силы. По векселю, оформленному передаточными надписями, все участвующие в нем лица несут солидар­ную ответственность за платежи. Возможность индоссирования вексе­лей расширяет границы их использования, превращает вексель из про­стого орудия оформления коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг. Все передаточные надписи на векселе, его акцепт или аваль оформ­ляются в пределах установленного срока платежа. Срок платежа по векселю является обязательным реквизитом, и сто отсутствие делает вексель недействительным. Вексельная форма расчетов предполагает обязательное участие в ее организации банковских учреждений. В частности, вексельное законо­дательство предусматривает инкассирование векселей банками, т. е. выполнение ими поручений векселедержателей по получению плате­жей по векселям в срок. Векселя, передаваемые в банк для инкассиро­вания, снабжаются векселедержателем препоручительной надписью на имя данного банка со словами: «для получения платежа» или «на ин­кассо». Инкассируя вексель, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и по получению причита­ющегося по нему платежа. Приняв вексель на инкассо, банк обязан своевременно переслать его в учреждение банка по месту платежа и поставить в известность плательщика повесткой о поступлении доку­мента на инкассо. При получении платежа банк зачисляет его на счет клиента и сообщает ему об исполнении поручения. В случае неоплаты вексель должен быть предъявлен к протесту. Протест векселя является публичным актом нотариальной конторы, которая официально фиксирует отказ от платежа по векселю. Протест векселя должен быть совершен в один из двух рабочих дней, которые следуют за днем, в который вексель подлежит оплате. Банк, который выполняет поручение клиента по инкассированию векселей, несет от­ветственность за своевременное их опротестование. Вексель, не оплаченный в установленный срок, предъявляется но­тариальной конторе с описью. Нотариальная контора в день принятия векселя к протесту предъяв­ляет его плательщику с требованием о платеже. Если плательщик в установленный срок сделает платеж по векселю, то этот вексель воз­вращается плательщику с надписью о получении платежа. Если на тре­бование нотариальной конторы произвести платеж по векселю пла­тельщик отвечает отказом, то нотариусом составляется акт о протесте векселя в неплатеже. Одновременно он заносит в специальный реестр, который ведется в конторе, все данные по опротестованному векселю, а на лицевой стороне самого векселя ставит отметку о протесте (слово «опротестовано», дату, подпись, печать). После совершения процедуры протеста вексель через банк возвра­щается векселедержателю, который получает право на взыскание сум­мы платежа по векселю в судебном порядке. Причем, если на векселе были сделаны индоссаменты, то последний векселедержатель, кото­рый не получил платеж, может предъявить иск к любому индоссанту. Для предъявления векселедержателем иска установлены сроки век­сельной давности, которые различны в зависимости от характера от­ветственности каждого участника векселя: к акцептанту переводного векселя — три года, к векселедателю простого векселя или индоссанту переводного векселя — один год, для исковых требований индоссантов друг к другу — шесть месяцев. Операции по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов, так и для самого банка. Так, клиент освобождается от необхо­димости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам про­цесс получения платежа становится для него более быстрым, дешевым, надежным. Для банка это один из источников получения прибыли. Кро­ме того, в процессе совершения инкассовых операций на корреспондент­ском счете коммерческого банка сосредоточиваются значительные сред­ства, которые он может пустить в свой оборот. В вексельной форме расчетов помимо банка векселедержателя, ин­кассирующего векселя, может участвовать и банк плательщика в каче­стве домицилянта , т. е. выполнять поручение своего клиента-платель­щика по своевременному совершению платежа по векселю. Домициляция векселей осуществляется банком на основе заключенного им договора с клиентом. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова «платеж в... банке», помещенные под подписью плательщика. Для банка эта операция является прибыльной, так как за домициляцию векселей он получает комиссионное вознаграждение, и в то же время, выступая в качестве домицилянта, банк не несет никакой ответ­ственности, если платеж не состоится. Клиент-плательщик сам обязан к сроку платежа по векселю либо обеспечить поступление необходи­мых денежных средств на свой счет в банке, либо заранее заброниро­вать сумму платежа на отдельном счете. В противном случае банк от­казывает в платеже, и вексель протестуется в обычном порядке против векселедателя. Расширению использования вексельной формы расчетов в хозяй­ственном обороте страны способствуют также такие вексельные опе­рации банков, как учет векселей и выдача ссуд под залог векселей, свя­занные с краткосрочным кредитованием хозяйства. В современной отечественной банковской практике используется и банковский вексель. Банковский вексель представляет собой одно­стороннее, ничем не обусловленное обязательство банка-эмитента векселя — об уплате обозначенному в нем лицу или его приказу опре­деленной денежной суммы в установленный срок. Банковские векселя могут приобретать юридические и физические лица, прежде всего, с целью извлечения дохода. Однако, в отличие от сертификатов, банковский вексель может быть использован его вла­дельцем не только в качестве средства накопления, но и в качестве по­купательного и платежного средства. Держатель векселя может рас­платиться им за товары и услуги, передавая вексель по индоссаменту новому векселедержателю, к которому по закону переходят все права по векселю. Вместе с тем индоссамент по банковскому векселю, как правило, предусматривает свободный переход прав по векселю между юридическими и физическими лицами. Индоссамент, в котором участвуют физические лица, заверяется органами государственного нота­риата или банком. Таким образом, имея юридическую силу срочного обязательства банка со всеми вытекающими отсюда правами, банковский вексель является эластичным, гибким инструментом совершения платежей, обслуживания части платежного оборота хозяйства.

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

Банковская карта — это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. С ее помо­щью можно оплатить покупку в торговой сети и снять наличные деньги со счета. Основные правила выпуска и применения банковских карт в Рос­сийской Федерации регулируются «Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расче­тов по операциям, совершаемым с их использованием» от 09.04.98 г. № 23-П. Как правило, участниками платежной системы на основе банков­ских карт являются: - организация-эмитент карточек; - держатели карточек; - торговые организации, обслуживающие карты; - кредитная организация — эквайрер; - процессинговый центр; - расчетный агент. Эмитент банковских карт осуществляет их выпуск, открытие кар­точных счетов и расчетно-кассовое обслуживание клиентов при совер­шении операций с использованием ими банковских карт. Могут выпу­скаться два типа карт: расчетные — по ним операции можно совершать в пределах остатка средств на счете; и кредитные, по которым эмитент предоставляет кредит. Наименование и логотип эмитента обязательно должны присутствовать на банковской карте. В качестве эмитента карт для физических и юридических лиц в РФ может выступать кредитная организация-резидент, имеющая регистрационное свидетельство Цент­рального банка. В качестве организаций, обслуживающих карты, как правило, вы­ступают предприятия торговли или сферы услуг, которые на основе договора, заключенного с эквайрером, принимают к оплате за свои то­вары банковские карты. Одна организация может принимать карты разных эмитентов. Банк-эквайрер — это кредитная организация, которая обслуживает предприятия торговли и сферы услуг, переводя деньги в оплату произве­денных покупок на их счета, а также проводит выдачу наличных денег держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями. Процессинговый центр компания, обеспечивающая информацион­ное и технологическое взаимодействие между участниками платежной системы. Она располагает информацией о состоянии карточных сче­тов участников системы и соответственно осуществляет авторизацию всех операций по банковским картам. В функции процессингового центра также включают сбор, обработку и рассылку участникам систе­мы данных по операциям с банковскими картами. Расчетный агент кредитная организация, осуществляющая взаи­морасчеты между банками — членами платежной системы на основе данных, полученных из процессингового центра. Для этого между бан­ками устанавливаются корреспондентские отношения. Таким образом, расчетный банк зачисляет средства на корреспондентские счета банков-эквайреров и списывает средства со счетов банков-эмитентов карт. В зависимости от используемой технологии карты делятся на карты с магнитной полосой и микропроцессорные (чиповые). Наибольшее распространение получили карты с магнитной полосой, на которой выделяются три дорожки. Одна из них предназначена для перезаписи данных во время каждой операции по карте, а две другие используются для идентификационных целей. Перед выдачей клиенту такой карты на ее поверхности производится тиснение некоторых ха­рактеристик для идентификации держателя. Такая карта используется лишь в идентификационных целях и не несет информации о текущем состоянии карточного счета и применяемых по нему ограничениях. Смарт-карта хранит в памяти информацию о состоянии карточно­го счета и о нескольких последних сделках с картой. Такая карта мно­гофункциональна, обладает высокой защищенностью от несанкцио­нированного доступа и позволяет проводить авторизацию в режиме «off-line». В этом случае непосредственной связи торговой точки с процессинговым центром не требуется. Карта обменивается инфор­мацией с электронным терминалом, и происходит «распознавание», после чего остаток средств по карте уменьшается на сумму покупки. В результате время для получения авторизации сокращается в не­сколько раз. Расчет с помощью банковских карт имеет несомненные преимуще­ства для клиента банка. Привлекательность банковских карт опреде­ляется удобством их использования, значительным уровнем защищен­ности средств, хранящихся на карточном счете в банке (особенно смарт-карты), возможностью проверить каждую операцию, обратив­шись в банк, а также другими достоинствами: возможность получения скидок, кредита банка и т. д.

КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА

Организация налично-денежного оборота на территории РФ регла­ментируется следующими нормативными документами ЦБ РФ: 1. Порядком ведения кассовых операций в РФ (утвержден решени­ем Совета директоров ЦБ РФ 22.09.93 г. № 40). 2. Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредит­ных организациях на территории РФ» от 25.03.97 г. № 56. 3. Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 05.01.98 г. № 14-П. 4. Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе от 16.11.95 г.№31. В соответствии с указанными документами, все организации, пред­приятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы кредитных организаций или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации (т. е. почтовым отде­лениям) для перевода на соответствующие счета в банках. Наличные деньги могут сдаваться на договорных условиях через инкассатор­ские службы банков пли специализированные инкассаторские служ­бы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответству­ющих операций по инкассации денежных средств и других ценно­стей. Каждому предприятию по согласованию с их руководителями банк устанавливает порядок и сроки сдачи наличных денег, исходя из необ­ходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного по­ступления их в кассы в дни работы банка. При этом могут устанавли­ваться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств: - для предприятий, расположенных в населенном пункте, где име­ются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи Рос­сии, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий; - для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы в банке не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день; - для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а так­ же находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в не­сколько дней. В целях обеспечения полной и своевременной сдачи наличных де­нег в банк их остатки в кассах предприятий лимитируются. Лимит ос­татка наличных денег в кассе устанавливается банком ежегодно всем предприятиям и представляет собой максимально допустимый оста­ток наличных денег, который может оставаться в кассе на конец рабо­чего дня. Все сверхлимитные наличные деньги должны полностью сдаваться в банк (на почту). Для установления лимита остатка налич­ных денег в кассе предприятие представляет в банк по стандартной форме специальный расчет лимита остатка кассы. Банк определяет лимит остатка кассы для предприятия индивиду­ально, исходя из объемов его налично-денежного оборота, особенно­стей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имею­щие самостоятельного баланса и счета в банке, устанавливается еди­ный лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится прика­зом руководителя предприятия. По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имею­щим свои счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими банками но месту откры­тия соответствующих счетов структурных подразделений. Лимит ос­татка кассы может пересматриваться в течение года по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.). При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреж­дениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в один из обслуживающих его банков с расчетом на установление лимита ос­татка наличных денег в кассе. После установления лимита в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об опреде­ленном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в кото­рых открыты ему соответствующие счета. По предприятию, не представившему расчет ни в одно из обслужи­вающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в банк денежная наличность — сверхлимитной. Известно, что выплата заработной платы, стипендий, премий и т. п. производится периодически. Периодичность выплат и крупные размеры таких платежей неизбежно создают большие колебания ос­татка наличных денег в кассах. Поэтому предприятиям предоставле­но право хранить в своих кассах полученные на эти цели наличные деньги сверх установленных лимитов в течение трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, — до пяти дней), включая день получения денег в банке. В целях устране­ния встречных денежных потоков предприятия, постоянно имеющие налично-денежную выручку в силу специфики своей деятельности (торговля, транспорт, зрелищные мероприятия и т. д.), по согласова­нию с обслуживающими учреждениями банков могут часть ее расхо­довать непосредственно на месте без сдачи в банк. В настоящее время таким предприятиям разрешено расходование собственной кассовой выручки на следующие цели: - заработную плату и выплаты социального характера; - закупку сельхозпродукции у населения; - скупку тары и вещей у населения; - командировочные расходы, покупку канцелярских принадлеж­ностей и хозяйственного инвентаря; - оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материа­лов; - выплаты возмещения убытков по договорам страхования физи­ческих лиц. Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и вы­полнения расходных операций каждое учреждение банка имеет опера­ционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расход­ные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. В крупных банках при большом объеме движения денежной наличности перечис­ленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа мо­жет осуществляться через приходно-расходную кассу. Руководитель банка самостоятельно решает вопрос о структуре операционной кассы и численности кассовых работников. Каждый банк должен организовывать внутрибанковский налично-денежный оборот рационально, т. е. в максимальной степени удовле­творять потребности по выдаче денег клиентам банка за счет собствен­ных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкрепле­нием. Выполнение этой задачи осуществляется каждым коммерческим банком в ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что является составной частью общей работы банковской си­стемы по управлению налично-денежным оборотом. Прогнозные расчеты составляются коммерческим банком на осно­вании динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах, а так­же на основе полученных обслуживаемой клиентуры кассовых зая­вок. Кассовая заявка предприятия1 в конечном счете должна показать банку, с одной стороны, сколько наличных денег поступит от данного клиента в кассу банка, а с другой — в каком размере потребуется ему выдача наличных денег из кассы банка. Кассовая заявка имеет два раз­дела. В первом разделе отражаются все суммы поступления наличных денег в кассу предприятия (кроме сумм, полученных из банка) по от­дельным статьям кассового прогноза банка (торговая выручка, выруч­ка пассажирского транспорта, выручка зрелищных предприятий и др.), а также указывается, какие суммы из этой выручки будут сданы в банк. Во втором разделе кассовой заявки клиента приводится расчет ожидаемых выплат заработной платы, стипендий, выплат социально­го характера, пенсий, пособий соцстраха и выдач на другие цели. Кроме собственно кассовых заявок, предприятия должны подать в банк дополнительные расчеты к ним: так, например, торговые органи­зации — сведения о поступлении торговой выручки; транспортные организации, зрелищные, коммунальные, предприятия бытового об­служивания — сведения о поступлении денежной выручки от соответ­ствующих услуг; финансовые органы — сведения о поступлении нало­гов и сборов и т. д. Составленный на очередной квартал прогноз кассовых оборотов со­общается банком расчетно-кассовому центру, в котором ему открыт корреспондентский счет, за 14 дней до начала планируемого квартала. Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслужи­ваемым кредитным организациям на основе анализа оборотов налич­ных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по меся­цам и за 7 дней до начала прогнозируемого квартала сообщаются тер­риториальному учреждению Банка России.

ПОРЯДОК ПРИЕМА И ВЫДАЧИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Прием наличных денег от предприятий и организаций производится в основном при личной явке клиента, в его присутствии. Работа приход­ной кассы организована таким образом, что клиенты банка имеют воз­можность сдать выручку в течение операционного дня (дневная касса) и после операционного дня (вечерняя касса). Документом на прием наличности в приходную кассу банка является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект доку­ментов, состоящий из трех частей: объявления, ордера и квитанции. При взносе денег по объявлению клиент передает его операционному работ­нику, ведущему лицевой счет данного клиента. Операционный работник проверяет правильность заполнения документа, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу, указывая род операции, номер документа, символ кассовых оборотов, и передает подписанное им объявление в при­ходную кассу. Получив объявление на взнос наличными, кассир приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписи операционного работ­ника по имеющемуся у него образцу, соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически получившейся при подсчете. При соответствии сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и вручает ее вносителю денег. Объявление кассир оставляет у себя, а ордер к объявлению пере­дает соответствующему операционному работнику для проведения бухгалтерской проводки но счету клиента. В дальнейшем ордер выда­ется клиенту вместе с выпиской по его лицевому счету. В тех случаях, когда кассовым работником установлено расхожде­ние между суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, а также при обнаружении неплатежных или сомнительных денежных знаков объявление на взнос наличными пере­оформляется на фактически принимаемую сумму денег. Первоначаль­ный документ старший кассир перечеркивает и на обороте квитанции к этому документу проставляет сумму фактически принятых денег, а так­же достоинства, серии, номера и сумму сомнительных денежных знаков, принятых на экспертизу, ставит свою подпись и возвращает операцион­ному работнику. Вновь заполненное объявление на взнос наличными операционный работник проверяет, вносит исправления в кассовый журнал по приходу, а на сомнительные денежные знаки, подлежащие экспертизе, оформляет специальную квитанцию, на оборотной стороне которой указывает достоинства, серии, номера сомнительных денежных знаков и общую сумму. Объявления на взнос наличными и спецквитанцию операционный работник передает в кассу. Спецквитанция о при­нятых на экспертизу сомнительных денежных знаках и квитанция в объявлении на взнос наличными на фактически принятую сумму де­нег, подписанные кассовым работником и скрепленные печатью кас­сы, выдаются клиенту. Первоначально оформленные объявление и ордер к объявлению на взнос наличными уничтожаются. Все посту­пившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу банка и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день. Прием банком денежной наличности в послеоперационное время произ­водится вечерними кассами. Принятые вечерней кассой деньги должны быть зачислены на соответствующие счета клиентов банка не позднее следующего рабочего дня. При приеме денежной наличности непосред­ственно от организации вноситель сдает деньги в вечернюю кассу так­же по объявлению на взнос наличными. Оформление объявления и прием денег от клиентов осуществляются аналогично порядку осуще­ствления этих операций в операционное время банка. По окончании приема денег вечерней кассой кассир и операционный работник производят сверку их фактического наличия с данными приходных докумен­тов и кассового журнала но приходу и подписывают кассовый журнал. Наличные деньги, приходные кассовые документы, кассовый журнал и печать по окончании операций вечерней кассы хранятся в сейфе, кото­рый сдается под охрану. Утром следующего дня работники вечерней кассы принимают сейф от охраны и сдают деньги и приходные доку­менты заведующему кассой под расписку в кассовом журнале. Другой канал поступления наличных денег в банк — через аппарат инкассации. Банк может осуществлять инкассацию и доставку своих денежных средств и ценностей, а также денежных средств и ценностей клиентов собственными силами и средствами либо на договорных ус­ловиях через специализированные службы инкассации, имеющие ли­цензию Банка России на проведение операций по инкассации. Большинство банков, которые не имеют своей службы инкасса­ции, пользуются услугами служб Российского объединения инкас­сации. Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) — акци­онерное общество, созданное в 1988 г. и имеющее статус хозрасчет­ного государственного объединения, одним из акционеров которого является Центральный банк РФ. Структура территориальной орга­низации РОСПНКАС совпадает с соответствующей структурой Банка России. Выдача наличных денег предприятиям и организациям производит­ся по денежным чекам. Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек. Каждая выдача чековой книжки реги­стрируется операционным работником банка в регистрационной кар­точке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего. Заполненный денежный чек клиент предъявляет операци­онному работнику. Тот проверяет правильность заполнения чека и све­ряет соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. В бланке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименование получателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются, а на оборотной стороне де­нежного чека клиент обязан указать, для какой цели берутся деньги. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков также за­веряются подписями чекодателя. Проверив правильность заполнения чека, операционный работник записывает сумму чека в кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек передает в расходную кассу. Получив денежный чек, кассир: - проверяет наличие подписей должностных лиц кредитной орга­низации, оформивших и проверивших денежный чек, и тожде­ственность этих подписей имеющимся у кассира образцам; - сличает сумму, поставленную в денежном чеке цифрами, с сум­мой, указанной прописью; - проверяет наличие на денежном чеке расписки клиента в получе­нии денег, сведений о предъявлении паспорта пли другого доку­мента, удостоверяющего личность получателя денег; - подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче; - вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него сумму получаемых денег; - сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеи­вает контрольную марку к чеку; - повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента; - выдает деньги получателю и подписывает чек. Совершение операций, при которых клиент, не внося денег, предъявля­ет одновременно чек и объявление на взнос наличными, не допускается. Клиент имеет право по своему желанию пересчитать в банке полу­ченные деньги полистно. Доставка денег в помещение для их пересчета клиентами и пересчет осуществляются в присутствии одного из работ­ников кассового подразделения банка. Снятие денег со счета клиента производится в день получения их в кассе банка. Работа банка с денежной наличностью но обслуживанию клиен­тов — физических лиц, а также сотрудников самого банка производит­ся по приходным и расходным кассовым ордерам. Приходный кассо­вый ордер используется прежде всего для приема наличных денег от населения, а также для внутренних операций самого банка, связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работни­кам банка, погашением ими банковских ссуд и др. Выдача денег по расходным кассовым ордерам используется при погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка командировочных, при оплате представи­тельских расходов и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник «Банковское дело» под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой 2004г.
  2. Учебник «Финансы Кредит Банки» М.А. Абрамова 2003г.
  3. Банки и банковские операции. Под ред. Е.Ф. Жукова 2001г.
  4. Учебник «Банковское дело» О.И. Лаврушина 2002г.