Каталог :: Банковское дело

Контрольная: Аудит в банке

                                   ПЛАН                                   
     1.       Сущность, необходимость и виды аудита.
     2.       Цели и задачи банковского аудита. Классификация банковского аудита.
     3.       Нормативное регулирование банковского аудита.
     4.       Организация аудиторских проверок.
                1. Сущность, необходимость и виды аудита.                
Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до
н.э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами
Римской империи) осуществляли контроль за го­сударственными бухгалтерами на
местах. Отчеты квесторов направля­лись в Рим и заслушивались экзаменатором.
Подобная практика и дала термин «аудитор» (от лат. - слушать).
Законодательной родиной аудита считается Великобритания, где впер­вые были
приняты законы, вводящие обязательность аудиторской про­верки и
устанавливающие требования к качеству ее проведения. Закон об обязательном
аудите в Великобритании был принят в 1862 г., а по­зднее появился и в других
странах: во Франции - в 1867 г., в США -после Великой депрессии, в 1937 г. В
настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой
существует инсти­тут дипломированных аудиторов.
В России звание аудитора ввел Петр I. Должность аудитора совме­щала отдельные
обязанности прокурора, делопроизводителя и секре­таря. Аудиторов в России
называли присяжными бухгалтерами. Три более поздних попытки организации
института аудита (в 1889, 1912 и 1928 гг.) по разным причинам не имели
успеха. На современном этапе первые аудиторские фирмы появились в 1987 г.
Самая первая аудиторская фирма - АО «Инаудит» - была образо­вана в 1987 г. в
соответствии с постановлением Совмина СССР в свя­зи с появлением совместных
предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы
были заинтересованы в сохранности и прибыльности вложений, а следовательно, в
получе­нии объективной информации о финансовом положении совместных
предприятий, не доверяя сложившейся системе контроля. Тем самым иностранные
инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и дальнейшее развитие
аудита в нашей стране.
В конце 80-х - начале 90-х годов была сделана попытка принять законодательный
акт об аудиторской деятельности в СССР. С приняти­ем ряда законов союзного и
республиканского значения («О предпри­ятиях в СССР», «О собственности в
СССР», «О предприятиях и пред­принимательской деятельности в РСФСР», «О
банках и банковской деятельности в РСФСР»), в которых предусматривалось
создание пред­приятий различных организационно-правовых форм, давалось
опре­деление предпринимательской деятельности, утверждались либераль­ные
рыночные отношения в кредитной сфере, в стране на правовой основе стали
создаваться различные коммерческие структуры, в том числе и аудиторские
фирмы. В декабре 1991 г. в РСФСР на государ­ственном уровне был поставлен
вопрос о создании аудиторской служ­бы как одного из важных направлений
перестройки системы финан­сового контроля в республике.
Таким образом, с 1991 г. свою историю ведет институт независи­мого аудита в
России. Появление аудита было вызвано объективными причинами, важнейшими из
которых явились развитие предпринима­тельства, создание коммерческих
предприятий и банков, становление рынка капиталов в стране, что, в свою
очередь, обусловило необходи­мость совершенствования системы контроля за
деятельностью данных субъектов и расширения состава контролирующих органов.
Помимо контроля со стороны государства за деятельностью самостоятельных
экономических субъектов, у других заинтересованных лиц (их акцио­неров
(участников), кредиторов) также возникла потребность в полу­чении объективной
информации о финансовом положении данных пред­приятий (организаций). Такую
независимую экспертизу деятельности экономических субъектов и призваны были
обеспечивать создавае­мые аудиторские организации.
Правовая база аудиторской деятельности появилась позднее - лишь в конце 1993
г., когда указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации» были утверждены «Временные правила
аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации».
Таким образом, аудит в зарубежной и отечественной практике имеет объективную
природу, его возникновение обусловлено процессом ис­торического развития
хозяйства. Конкретно потребность в аудите свя­зана, прежде всего, с
несовпадением интересов составителей отчетно­сти (администрации субъекта) и
ее пользователей (собственников субъекта), и с необходимостью объективной
информации для приня­тия хозяйственных решений, специальных знаний для оценки
инфор­мации, которыми не обладает рядовой инвестор, с недоступностью
ма­териалов, на основе которых оценивается информация.
Зарубежная и отечественная практика трактует аудит достаточно мно­гообразно.
Например, Американская ассоциация по бухгалтерскому учету определяет аудит
как системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических
действиях и событиях, уста­навливающий уровень их соответствия определенному
критерию и пред­ставляющий результаты заинтересованным пользователям.
Западные специалисты также определяют аудит как процесс снижения до
при­емлемого уровня информационного риска, т. е. вероятности того, что в
финансовых отчетах компаний содержатся ложные или неточные све­дения для
пользователей отчетами.
Согласно российским Правилам (стандартам) аудиторской деятель­ности судит 
- предпринимательская деятельность аудиторов (аудитор­ских организаций) по
осуществлению независимых проверок бухгал­терской отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых
обязательств и требований экономи­ческих субъектов с целью установления
достоверности их бухгалтер­ской отчетности и соответствия совершенных ими
финансовых и хо­зяйственных операций нормативным актам, действующим в
Российс­кой Федерации. В отечественной практике встречается также определение 
аудита как независимой экспертизы финансовой отчет­ности предприятия на
основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия
хозяйственных и финансовых опе­раций законодательству Российской Федерации,
полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.
Как следует из определения, основной целью аудита является: установление
достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов; соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйствен­ных операций нормативным актам
Российской Федерации.
С точки зрения направленности (характера проверяемого экономи­ческого субъекта)
различают следующие виды аудита:
•        банковский аудит- аудит кредитных организаций;
•        аудит страховщиков - аудит страховых организаций и обществ
взаимного страхования;
•        аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных инсти­тутов;
•        общий аудит - аудит иных экономических субъектов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации по­давляющее
большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной
аудиторской проверке. Критерии, согласно которым экономические субъекты
должны проходить обязательную аудиторскую проверку, установлены в
постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных
критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по
которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной
еже­годной аудиторской проверке».
Каждый из вышеназванных видов аудита подчиняется общим нормам правового
регулирования аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации, но имеет свою
специфику, определяющую его от­дельное правовое регулирование. По каждому
виду аудита в отдель­ности проводятся аттестация и лицензирование на право
его осущест­вления.
  2. Цели и задачи банковского аудита. Классификация банковского аудита.  
Банковский аудит является одним из видов аудита. Его основная цель 
-установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных
организаций и соответствия совершенных кредитными орга­низациями операций
действующему законодательству Российской Фе­дерации и нормативным актам ЦБ РФ.
Для кредитных организаций банковский аудит также может вы­полнять следующие
задачи:
•        проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности,
оценку активов и пассивов;
•        прогнозирование результатов финансово-хозяйственной дея­тельности и
разработку рекомендаций по повышению финансовой
устойчивости, ликвидности;
•        постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
•        консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и
иного хозяйственного законодательства РФ;
•        обучение сотрудников;
•        подтверждение данных проспекта эмиссии ценных бумаг;
•        оказание иных услуг по профилю деятельности аудиторских
фирм (аудиторов).
Все вышеназванные задачи, в той или иной мере решаемые ауди­торскими фирмами,
имеют одну общую направленность: они должны оказать помощь и содействие
кредитным организациям в улучшении результатов деятельности и обеспечении
условий их стабильной рабо­ты в долгосрочном периоде.
Банковский аудит как один из видов аудита можно детализировать по следующим
признакам:
1)         по способу проведения:
     обязательный аудит; проводится в случаях, прямо установлен­ных
законодательством Российской Федерации (ежегодная аудитор­ская проверка
деятельности кредитных организаций в соответствии со ст. 42 Федерального закона
«О банках и банковской деятельнос­ти»), а также по поручению государственных
органов. Объем и поря­док проведения обязательного аудита регламентируются
законодатель­ными нормами Российской Федерации, актами ЦБ РФ или
государ­ственным органом, назначающим его;
     инициативный аудит; проводится по решению кредитной органи­зации; его
характер и масштабы определяет сам клиент;
2)         по характеру проведения:
     внешний аудит; проводится на договорной основе сторонними не­зависимыми
аудиторами, представленными аудиторскими фирмами и индивидуальными
предпринимателями, деятельность которых регули­руется законодательством
Российской Федерации и нормативными ак­тами Банка России. Кредитная организация
самостоятельно выбирает аудиторскую фирму (аудитора) для проведения аудита.
Аудиторская фир­ма (аудитор), осуществляющая обязательный ежегодный аудит с
це­лью подтверждения достоверности годового отчета, должна быть ут­верждена
общим собранием участников (акционеров) кредитной орга­низации. Данные об
утвержденной аудиторской фирме (аудиторе) кредитная организация сообщает
территориальному учреждению Бан­ка России;
     внутренний аудит; проводится специальным подразделением (отделом) самой
кредитной организации; его деятельность и направле­ния проверки законодательно
не регламентируются, а определяются руководством кредитной организации.
Внутренний аудит как структу­ра самой кредитной организации не может
подтверждать достоверность ее годовой отчетности;
3)    по периодичности проведения:
     первоначальный аудит; проводится аудиторской фирмой (ауди­тором) впервые
для данного клиента - кредитной организации, что существенно повышает риск и
трудоемкость аудита (аудиторы не рас­полагают необходимой информацией об
особенностях деятельности кли­ента, системе его внутреннего контроля и др.);
     согласованный (повторный) аудит; осуществляется аудиторской фирмой
(аудитором) повторно или регулярно; основан на знании спе­цифики клиента, его
положительных и отрицательных сторон, квали­фикации руководства, что при прочих
равных обстоятельствах снижа­ет риск аудита. В то же время результаты
длительного сотрудничества с проверяемым клиентом обусловливают такой
недостаток данного вида аудита, как возможное «замыливание глаза», что
затрудняет оценку деятельности клиента с новых позиций, быстрое выявление иных
ас­пектов совершаемых клиентом операций;
4)        с точки зрения развития аудит разделяют на три стадии и со­
ответственно на три вида:
     подтверждающий аудит; означает проверку и подтверждение до­стоверности
бухгалтерской отчетности кредитной организации;
     системно-ориентированный аудит; дает возможность наблюде­ния систем,
контролирующих операции клиента. Здесь аудиторская проверка основывается на
анализе системы внутреннего контроля кре­дитной организации1.
Доказано, что при эффективной системе внут­реннего контроля вероятность ошибок
в деятельности клиента незна­чительна, и поэтому для аудиторов отпадает
необходимость проведе­ния детальной проверки данного клиента. При наличии
неэффективной системы внутреннего контроля, своевременно не выявляющей и не
устраняющей недостатки деятельности, клиенту даются рекомендации по ее
улучшению;
     аудит, базирующийся на риске; означает проведение проверки вы­борочно с
концентрацией аудиторской работы в основном на «узких местах», главных аспектах
деятельности клиента, т.е. в областях с бо­лее высоким аудиторским риском.
             3. Нормативное регулирование банковского аудита.             
Правовое регулирование внешнего аудита в Российской Федера­ции осуществляется
следующими основными нормативными доку­ментами:
1.Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об ауди­торской
деятельности в Российской Федерации» и утвержденными данным Указом
«Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Временные правила определили правовые основы осуществления в Российской
Федерации аудиторской деятель­ности как независимого финансового контроля и
действуют до приня­тия Закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую
дея­тельность;
2.Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп
«Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при
Президенте РФ» и утвержденным им «Положением о Комиссии по ауди­торской
деятельности при Президенте РФ»;
3.Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении
нормативных документов по регулированию ауди­торской деятельности в
Российской Федерации». Данным постановле­нием были приняты: «Порядок
проведения аттестации на право осу­ществления аудиторской деятельности» и
«Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности»;
4.Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472
«О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Рос­сийской
Федерации» и утвержденным им «Положением о лицензиро­вании отдельных видов
аудиторской деятельности в Российской Феде­рации»;
5.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержден­ными Комиссией
по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Перечисленные документы являются общими для всех существу­ющих видов
аудита (банковского, страхового, инвестиционного и об­щего). Наряду с такими
общими документами, по каждому виду ауди­та действует отдельное правовое
регулирование.
Конкретно по банковскому аудиту разработана следующая нор­мативная база,
включающая основные документы:
6. Положение ЦБ РФ от 23 декабря 1997 г. № 10-П «О порядке
составления и представления в Банк России аудиторского заключения
по результатам проверки деятельности кредитной организации за год»;
7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в области бан­ковского
аудита, одобренные Экспертным комитетом при ЦБ РФ по
банковскому аудиту. К настоящему времени разработан и утвержден
один стандарт по банковскому аудиту: Правило (стандарт) № 1 «Поря­
док составления аудиторского заключения о достоверности бухгал­терской
отчетности кредитной организации, подготовленной по ито­гам деятельности за
год» (одобрен Экспертным комитетом при ЦБ РФ
по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., протокол № 4).
В соответствии с вышеназванными документами организация го­сударственного
регулирования аудиторской деятельности в Российс­кой Федерации возложена на
Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Основными
направлениями деятельности этой ко­миссии являются разработка на основе
законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов,
регулирующих аудиторскую деятельность в России, содействие реализации
«Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации», обобщение
прак­тики их применения и подготовка предложений по совершенствова­нию
правового регулирования аудиторской деятельности, выдача гене­ральных
лицензий на осуществление лицензирования аудиторской де­ятельности,
организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их
объединений.
Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в бан­ковской системе
Российской Федерации возложено на Банк России, который организует проведение
аттестации на право осуществления аудита банков и иных кредитных организаций,
выдает и отзывает ли­цензии на осуществление банковского аудита, принимает
норматив­ные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в банковс­кой
системе России, обеспечивает систематический контроль за орга­низацией
банковского аудита.
На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его
проведения и внедрения в практику передового опыта была проведена
стандартизация аудиторской деятельности: были разработа­ны и утверждены
правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все
представители этой профессии.
Основное назначение аудиторских стандартов состоит в закрепле­нии единых 
основополагающих правил (принципов), определяющих нормативные требования к
проведению и оформлению аудита, к оцен­ке качества аудита, к порядку подготовки
аудиторов и оценке их ква­лификации и обеспечивающих определенные гарантии
результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Стандарты должны
выпол­няться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор,
допускающий в своей практике отклонение от стандарта, должен быть готов
обосновать свои действия.
Отечественные стандарты аудиторской деятельности разрабаты­вались с учетом
требований международных аудиторских стандартов. К настоящему времени
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 34
стандарта аудиторской деятельности, Цен­тральным банком РФ - один стандарт по
банковскому аудиту, назван­ный выше.
Одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Прези­денте РФ 
стандарты аудиторской деятельности представлены:
1.Правилом (стандартом) аудиторской деятельности, утвержден­ным 9 февраля
1996 г. (протокол № 1) «Порядок составления аудитор­ского заключения о
бухгалтерской отчетности»;
2.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобрен­ными 25 декабря
1996 г. (протокол № 6): «Планирование аудита», «До­кументирование аудита»,
«Аудиторские доказательства», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета
и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аудиторская выборка», «Действия
аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Письменная
информация ауди­тора руководству экономического субъекта по результатам
проведе­ния аудита», «Письмо-обязательство аудиторской организации о
со­гласии на проведение аудита», «Использование работы эксперта», «Дата
подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, про­исшедших
после даты составления и представления бухгалтерской от­четности»;
3.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, принятыми
22 января 1998 г. (протокол № 2), включающими «Аналитические про­цедуры»,
«Аудит в условиях компьютерной обработки данных», «Су­щественность и
аудиторский риск», «Образование аудитора»;
Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобрен­ными 15 июля 1998
г. (протокол №4): «Внутрифирменный контроль
качества аудита», «Применимость допущения непрерывности деятель­ности»,
«Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Разъяснения,
предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта»,
«Первичный аудит начальных и сравнитель­ных показателей бухгалтерской
отчетности»;
5.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, принятыми
18 марта 1999 г. (протокол №2): «Характеристика сопутствующих аудиту
услуг и требования, предъявляемые к ним», «Общение с руководством
экономического субъекта», «Учет операций со связанными сторона­
ми в ходе аудита»;
6.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобрен­ными 27.04.99
(протокол № 3): «Изучение и использование работы
внутреннего аудита», «Понимание деятельности экономического субъек­та»,
«Использование работы другой аудиторской организации»;
7.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобрен­ными 20.08.99
(протокол № 5): «Цели и основные принципы, связан­ные с аудитом бухгалтерской
отчетности», «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную
бухгалтерскую отчетность», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете»,
«Проверка про­гнозной финансовой информации»;
8.Правилом (стандартом) аудиторской деятельности, одобренным
20.10.99 (протокол № 6): «Порядок заключения договоров на оказа­ние
аудиторских услуг», «Права и обязанности аудиторских организа­ций и
проверяемых экономических субъектов», «Заключение аудиторс­кой организации по
специальным аудиторским заданиям», «Требования,
предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».
     Стандарты аудиторской деятельности можно представить в че­тырех
взаимосвязанных частях:
     основные постулаты - соответствие стандартам, доступность и
согласованность стандартов, беспристрастность суждений, ответствен­ность
руководства, средства внутреннего контроля, доступ к инфор­мации, контроль
деятельности, улучшение техники проверки, столкно­вение интересов и т.п.;
     общие правила (стандарты); они представляют собой свод про­фессиональных
требований по квалификации аудитора, независимос­ти его точки зрения и должному
вниманию ко всем вопросам, касаю­щимся выполняемой работы, и др.;
     рабочие правила (стандарты), или правила (стандарты) проведе­ния
аудиторской проверки; в них раскрываются положения о необхо­димости
планирования проверки, изучения и оценки систем бухгал­терского учета и
внутреннего контроля, получения доказательных ма­териалов, контроля качества
аудита и т.п.;
     правила (стандарты) составления отчета; они предусматрива­ют требования
как к форме отчетности аудитора (соответствующее на­звание, дата, подпись и
др.), так и к ее содержанию (законная основа проведения аудита, полнота
составления отчета, указание объекта и периода проверки, соответствие
стандартам).
С целью обеспечения единства толкования приведенные правила (стандарты)
аудиторской деятельности дополнены перечнем терминов и определений,
используемых в стандартах.
Значение принятых стандартов аудиторской деятельности достаточ­но
многогранно: наряду с повышением качества проверок, содействи­ем внедрению в
повседневную практику передовых навыков аудитор­ские стандарты помогают
аудиторам при заключении договоров с кли­ентами, дают возможность самим
пользователям лучше понять процесс проверки, помогают аудиторам вести
переговоры с клиентами, яв­ляются основанием для доказательства в суде
качества проведения аудита
На основе утверждаемых правил (стандартов) аудиторской деятель­ности аудиторские
фирмы должны разрабатывать внутренние стан­дарты аудита, которые имеют
вспомогательный характер и призваны обеспечить единый подход к аудиторской
проверке в данной фирме.
Основная цель их самостоятельной проработки аудиторскими орга­низациями
заключается в том, чтобы обеспечить на уровне отдельной фирмы реализацию
требований нормативных стандартов аудита раз­работку прогрессивных приемов и
рациональных способов организа­ции аудиторской деятельности.
                   4. Организация аудиторских проверок.                   
В соответствии с утвержденными отечественными правилами (стан­дартами)
аудиторской деятельности аудиторская проверка включает следующие основные
этапы:
•        оценка возможности принятия заказа на проведение аудита
(предварительное планирование);
•        разработка общего плана и программы аудита;
•        проведение проверки;
•        подготовка отчета по результатам аудита.
Проведению аудиторской проверки предшествует обмен письмами между кредитной
организацией и аудиторской фирмой (аудитором), основной целью которого
является достижение взаимопонимания между сторонами путем определения
обязательств сторон, а также условий аудиторской проверки.
Аудиторская фирма (аудитор), получив официальное предложение кредитной
организации с просьбой о проведении проверки, приступа­ет к планированию
аудита. Данным вопросам посвящен соответст­вующий аудиторский стандарт
«Планирование аудита», одобренный 25 декабря 1996 г. Требования этого правила
(стандарта) являются обяза­тельными для всех аудиторских организаций при
осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского 
заклю­чения, за исключением тех его положений, где прямо указано,
что они носят рекомендательный характер. Для других случаев требования
стан­дарта носят рекомендательный характер (при проведении аудита, не
пре­дусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторс­кого
заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг).
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, вклю­чает следующие
основные стадии:
предварительное планирование;
подготовка общего плана аудита;
составление программы аудита.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организа­цией в
соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с учетом
следующих частных принципов:
комплексности планирования, что предполагает обеспечение взаи­мосвязанности и
согласованности всех этапов планирования - от пред­варительного планирования
до составления общего плана и програм­мы аудита;
непрерывности планирования, которая выражается в установлении сопряженных
заданий группе аудиторов и в увязке этапов планирова­ния по срокам и по
смежным хозяйствующим субъектам (структур­ным подразделениям, выделенным на
отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям);
оптимальности планирования, которая означает для аудиторской организации
необходимость обеспечения вариантности в процессе пла­нирования с целью
возможности выбора оптимального варианта об­щего плана и программы аудита на
основании критериев, определен­ных самой аудиторской организацией.
На этапе предварительного планирования аудиторская органи­зация должна
определить для себя возможность проведения аудита данной кредитной организации,
его обоснованность, а также согласо­вать с руководством кредитной организации
основные организацион­ные вопросы, связанные с проведением аудита. Для этого
аудиторы должны ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью кре­дитной
организации и получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на
ее положение.
Аудиторам следует ознакомиться с организационно-управленчес­кой структурой
кредитной организации; видами ее деятельности и основными рынками; основными
группами клиентов; структурой ка­питала; уровнем рентабельности; порядком
распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации; существованием
дочерних и зависимых организаций; системой внутреннего контроля кредитной
организации; принципами формирования оплаты труда персонала.
Источниками получения необходимой информации для аудиторов являются устав
кредитной организации; документы о государственной регистрации; протоколы
заседаний совета директоров, собраний акци­онеров либо других аналогичных
органов управления; документы, регламентирующие учетную политику;
бухгалтерская и статистичес­кая отчетность, документы по планированию
деятельности и регламен­тации организационной структуры организации, список
ее филиалов и дочерних, зависимых компаний; внутрибанковские положения
(инст­рукции), внутренние отчеты аудиторов, отчеты службы внутреннего
контроля, материалы проверок ЦБ РФ, налоговых органов и материа­лы предыдущей
аудиторской проверки; материалы судебных и арбит­ражных исков; сведения,
полученные из бесед с руководством и ис­полнительным персоналом организации.
На основе анализа представленной информации аудиторская орга­низация
оценивает возможность проведения аудита. В случае положи­тельного решения
вопроса о проведении аудита аудиторская организа­ция до заключения договора
на проведение аудита во избежание не­правильного понимания клиентом условий
предстоящего договора направляет ему письмо-обязательство о согласии на
проведение ауди­та (аудиторский стандарт «Письмо-обязательство аудиторской
органи­зации о согласии на проведение аудита», одобренный 25.12.96). В
обо­юдных интересах необходимо, чтобы письмо было отослано клиенту перед
началом проверки. Это поможет свести до минимума возмож­ное непонимание
сторон и избежать многих недоразумений в процес­се аудиторской проверки.
Далее аудиторская организация переходит к формированию штата для проведения
аудита и заключает договор с кредитной организацией.
При планировании состава специалистов, входящих в аудиторс­кую группу,
аудиторская организация обязана учитывать:
бюджет рабочего времени для подготовительного, основного и зак­лючительного
этапов аудита;
предполагаемые сроки работы группы;
количественный состав группы;
должностной уровень членов группы;
преемственность персонала группы;
квалификационный уровень членов группы;
Аудиторская проверка ограничена во времени, особенно при нали­чии у
аудиторской фирмы (аудитора) значительного числа клиентов. Кредитные
организации приурочивают сроки проведения обязатель­ного ежегодного аудита и
получения официального аудиторского зак­лючения о достоверности годовой
отчетности к периоду ранее или накануне проведения годового общего собрания
акционеров (участ­ников), т.е., как правило, до апреля - июня года,
следующего за отчет­ным. В связи с этим период проведения аудиторских
проверок объек­тивно должен сокращаться при необходимости одновременного
вы­полнения требования качественного проведения аудита.
В этих условиях качественное выполнение работ достигается, с од­ной стороны,
за счет тщательной подготовки к их проведению, т.е. на основе всесторонне
продуманного планирования аудита, а с другой -за счет осуществления проверки
за год в два этапа. Последнее пред­полагает, что обязательный аудит
проводится путем выхода к клиенту два раза: сначала с целью проверки его
деятельности за 6-9 месяцев (промежуточный визит) и далее, по завершении
отчетного года, с це­лью проверки оставшегося периода его деятельности за
отчетный год и подготовки аудиторского заключения с учетом результатов
проме­жуточного визита (заключительный визит).
Названные условия реализуются аудиторской организацией на сле­дующем этапе
аудита, который состоит в подготовке общего плана и программы аудита.
Аудиторская организация, начиная разработку данных документов, должна
основываться на предварительных знаниях деятельности кли­ента, а также на
результатах проведенных аналитических процедур.
С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна
выявить области, значимые для аудита. Слож­ность, объем и сроки проведения
аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в
зависимости от объема и сложно­сти данных бухгалтерской отчетности клиента.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита ауди­торская
организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля кредитной
организации и производит оценку риска системы внутреннего контроля
(контрольного риска). Система внутреннего кон­троля может считаться
эффективной, если она своевременно предуп­реждает о возникновении
недостоверной информации, а также выяв­ляет такую информацию. Если
аудиторская организация решает поло­житься на систему внутреннего контроля и
систему бухгалтерского учета клиента для получения достаточной степени
уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна
соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
Аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень
существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую
отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторы определяют
внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчет­ности и риск контроля, которые
присущи этой отчетности независимо от аудита кредитной организации. С помощью
установленных уровней рисков и уровня существенности аудиторская организация
выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские
процедуры. При этом следует учитывать, что в процессе аудита могут возникнуть
обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня
существенности, установленных при планировании.
Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организа­ции следует
учитывать степень автоматизации обработки учетной ин­формации, что также
позволит ей точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с
руководством клиента отдельные положения общего плана и программы аудита. При
этом она является независимой в вы­боре приемов и методов аудита, отраженных
в общем плане и про­грамме, но несет полную ответственность за результаты
своей работы.
Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего
плана и программы следует детально документиро­вать, поскольку данные
результаты являются основанием для планиро­вания аудита и могут
использоваться в течение всего процесса аудита.
Общий план аудита должен служить руководством в осуществле­нии программы
аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных
положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений
аудитору следует подробно документировать.
     В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки и
составить график проведения аудита, подготовки отчета (пись­менной информации
руководству кредитной организации) и аудиторс­кого заключения. В процессе
планирования затрат времени необходи­мо учесть:
реальные трудозатраты;
расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведе­ния повторного
аудита) и его связь с текущим расчетом;
уровень существенности;
проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ прове­дения аудита на
основании результатов предварительного анализа, оцен­ки надежности системы
внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести
выборочный аудит аудитор формирует вы­борку в соответствии с правилом
(стандартом) аудиторской деятель­ности «Аудиторская выборка», одобренным
25.12.96.
Составной частью общего плана являются положения по планиро­ванию управления
и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется
предусмотреть:
формирование аудиторской группы с учетом квалификации ауди­торов;
распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и
должностями по конкретным участкам аудита;
инструктирование всех членов команды об их обязанностях, озна­комление их с
финансово-хозяйственной деятельностью кредитной организации, а также с
положениями общего плана аудита;
контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов
аудитора, за ведением ими рабочей документации и над­лежащим оформлением
результатов аудита;
разъяснение руководителем аудиторской группы методических воп­росов,
связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы
(исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта
между руководителем аудиторской группы и ее рядо­вым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутрен­него аудита, а
также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
Примерная форма общего плана аудита, рекомендованная аудитор­ским стандартом
«Планирование аудита», приведена ниже на с. 29.
Развитием общего плана аудита является программа аудита, кото­рая
представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур,
необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит
подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для
руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля
качества работы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обо­значить номером
или кодом каждую проводимую аудиторскую про­цедуру для возможности ссылки на
нее в своих рабочих документах в процессе работы.
                            ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА                            
     Проверяемая организация Период аудита 
     Количество человеко-часов Руководитель 
     аудиторской группы Состав аудиторской группы
     Планируемый аудиторский риск 
     Планируемый уровень существенности
     
№ п/пПланируемые виды работПериод проведенияИсполнительПримечания
Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени ________________ Руководитель аудиторской группы ______________ Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой пере­чень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначе­ние тестов средств контроля заключается в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля клиента. Аудиторские процедуры по существу включают детальную про­верку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора при таких детальных проверках. Здесь аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтер­ского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каж­дому разделу бухгалтерского учета. В зависимости от изменений условий проведения аудита и резуль­татов аудиторских процедур программа аудита может пересматривать­ся. Причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются факти­ческим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мне­ния аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации. Примерная форма программы аудита, рекомендованная аудиторс­ким стандартом «Планирование аудита», приводится ниже. ПРОГРАММА АУДИТА Проверяемая организация Период аудита Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности
№ п/пПеречень аудиторских процедур по разделам аудитаПериод проведенияИсполни­тельРабочие документы аудитораПриме­чания
Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени _____________ Руководитель аудиторской группы _____________ По окончании процесса планирования аудита общий план и про­грамма аудита должны быть оформлены документально и завизирова­ны в установленном порядке. После завершения процесса планирования аудиторская организа­ция приступает к непосредственному проведению проверки (следу­ющему этапу аудита). Объектом обязательной аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации, а также отчетность, подлежащая опуб­ликованию в открытой печати (публикуемая отчетность), порядок со­ставления которых устанавливается Банком России. Кредитная организация по окончании отчетного года представляет территориальному учреждению Банка России по месту своего нахож­дения по 2 экземпляра годового баланса и отчета о прибылях и убыт­ках, составленных в соответствии с указаниями Банка России. Один экземпляр бухгалтерской отчетности, подписанный и скрепленный пе­чатью, территориальное учреждение Банка России возвращает кредит­ной организации. Аудиторская фирма (аудитор) в ходе проверки под­тверждает достоверность годового баланса и отчета о прибылях и убыт­ках кредитной организации, имеющих отметку территориального учреждения Банка России. В ходе аудиторской проверки аудитор осуществляет различные про­цедуры, которые оформляются соответствующей документацией. До­кументация аудитора- совокупность материальных носителей инфор­мации, которая составляется самим аудитором, сотрудниками кредит­ной организации и третьими лицами по запросу аудитора и содержит сведения, необходимые для подготовки достоверного отчета и заклю­чения аудитора, а также для возможности текущего и последующего контроля качества аудита. В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) в соответствии с нормативными требованиями ЦБ РФ рассматривает: соблюдение действующего законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым кредитной организацией операциям; состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым кре­дитной организацией операциям; выполнение обязательных экономических нормативов, установлен­ных Банком России; качество управления кредитной организацией, в том числе состоя­ние внутреннего контроля: адекватность структуры управления видам и объемам выполняе­мых кредитной организацией операций (участие органов управления в принятии решений, распределение обязанностей между руководите­лями, наличие положений о структурных подразделениях и должност­ных инструкций); оценка кредитной политики и качества управления кредитными рис­ками (наличие кредитного комитета; процедура рассмотрения кредит­ной заявки; наличие необходимой и достаточной информации о заем­щике; обеспеченность ссуд, правильность оформления залоговых обя­зательств; контроль за своевременностью возврата кредитов, в том числе инсайдерами и работниками кредитной организации; обосно­ванность пролонгирования ссуд; постановка и проведение исковой работы; полнота сформированного резерва на возможные потери по ссудам); состояние внутреннего учета и отчетности по видам профессио­нальной деятельности на рынке ценных бумаг; управление рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение вложений в ценные бумаги; организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерс­ком учете и подготовкой достоверной отчетности; организация работы по проведению проверок и ревизий; организация контроля за деятельностью филиалов; выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки. При обязательной аудиторской проверке кредитной организации, имеющей филиалы, проверке подлежат филиалы, валюта баланса каж­дого из которых составляет не менее 5% валюты баланса кредитной организации. Одновременно должно выполняться требование об ауди­торской проверке филиалов кредитной организации, совокупная ва­люта баланса которых составляет не менее 60% общей валюты балан­са филиалов. Аудиторская фирма (аудитор) самостоятельно определяет филиалы для проверки и имеет право проверить эти филиалы самостоятельно и (или) основываться на выводах службы внутреннего контроля кредит­ной организации и выводах других аудиторских фирм (аудиторов).* По результатам обязательной аудиторской проверки деятельности кредитной организации за год аудиторами готовится официальное аудиторское заключение (завершающий этап аудиторской проверки). Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетнос­ти кредитной организации выражает оценку аудиторской фирмой (ауди­тором) соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности законодательству и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в Российс­кой Федерации. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита годовой сводной бухгалтерской отчетности кредитной органи­зации, включающей отчетность всех филиалов и подразделений неза­висимо от их географического расположения. Банком России установлены четкие формализованные требования к порядку оформления аудиторского заключения, в соответствии с ко­торыми аудиторское заключение должно состоять из трех частей: ввод­ной, аналитической и итоговой. Вводная часть представляет общие сведения об аудиторской фирме (аудиторе). Конкретно она должна включать следующие данные (при проведении проверки аудиторской фирмой): • название документа в целом - «Аудиторское заключение»; • полное наименование аудиторской фирмы; ее почтовый адрес, номера телефонов; номер свидетельства о государственной регистрации; • номер и дату лицензии, срок ее действия; • номера расчетных счетов с указанием кредитных организаций, в которых они открыты; • фамилию, имя, отчество руководителя аудиторской фирмы и аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты на право осуществления банковского аудита, принимавших участие в провер­ке, в том числе привлекаемых на договорной основе (с указанием номеров их квалификационных аттестатов); • фамилию, имя, отчество других сотрудников аудиторской фирмы (штатных и не состоящих в штате), принимавших участие в проверке; • фамилию, имя, отчество лица, уполномоченного подписывать аудиторское заключение (с указанием подтверждающего это право документа); • дату подписания договора на проведение аудита; • даты начала и окончания аудиторской проверки и дату выдачи аудиторского заключения. Аналитическая часть аудиторского заключения является основ­ной его частью и должна включать: • общие сведения о проверяемой кредитной организации, а имен­ но: полное и сокращенное наименование кредитной организации; дату государственной регистрации и регистрационный номер; виды лицензий на право осуществления банковских операций, действующих в проверяемом периоде, с указанием номера и даты выдачи; виды лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с указанием номера и даты выдачи; дату и номер протокола общего собрания акционеров (участников) кре­дитной организации, на котором было принято решение об утверж­дении аудиторской фирмы (аудитора) для проверки деятельности кредитной организации по итогам за год; • перечень филиалов, проверенных аудиторской фирмой (ауди­тором) самостоятельно, другими аудиторскими фирмами (аудито­рами) (с указанием номеров и дат договоров, заключенных с ними), а также проверенных службой внутреннего контроля кредитной организации; • изложение существенных аспектов, выявленных в процессе аудиторской проверки деятельности кредитной организации по вы-шеперечислелным направлениям; • в случае если по требованию аудитора для подтверждения дос­товерности публикуемой отчетности вносятся изменения в текущем году в бухгалтерский учет (готовится положительное заклю­чение с оговорками), то здесь необходимо указать эти обстоятель­ства, а перечень внесенных по требованию аудитора изменений в бухгалтерский учет приложить к аудиторскому заключению в фор­ме таблицы корректировок. Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности годового от­чета кредитной организации, включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности годового отчета может быть выражено в форме положительного, положитель­ного с оговорками или отрицательного аудиторского заключения. В уста­новленных случаях аудиторская фирма (аудитор) может отказаться от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности или от выдачи заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Положительное аудиторское заключение дается в том случае, когда бухгалтерская отчетность, составленная кредитной организаци­ей, во всех существенных аспектах является достоверной и на ее ос­нове подготовлена достоверная публикуемая отчетность, а также в ходе проверки не установлены другие существенные нарушения. Положительное аудиторское заключение с оговорками озна­чает, что, за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, в связи с которыми были внесены изменения в теку­щем году в бухгалтерский учет, или иных существенных обстоятельств выявленных в ходе проверки, бухгалтерская отчетность, составленная кредитной организацией, во всех существенных аспектах достоверна и на ее основе с учетом внесенных изменений подготовлена достовер­ная публикуемая отчетность. Отрицательное аудиторское заключение означает, что бухгал­терская отчетность, составленная кредитной организацией, во всех существенных аспектах не является достоверной. Отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности - это выражаемое в аудиторском заключении мнение ауди­торской фирмы (аудитора) о том, что организация учета или иные об­стоятельства ограничивают объем аудита, и это является настолько су­щественным, что аудиторская фирма (аудитор) не в состоянии полу­чить аудиторские доказательства, достаточные для подготовки положительного, положительного с оговорками или отрицательного аудиторского заключения. В случаях непредставления кредитной организацией подлежащих проверке документов, оказания давления на проверяющих (проверя­ющего) или возникновения иных обстоятельств, препятствующих под­готовке всестороннего и объективного аудиторского заключения, ауди­торская фирма (аудитор) должна отказаться от составления зак­лючения о достоверности бухгалтерской отчетности. Если в результате проверки аудиторская фирма (аудитор) обнару­жила, что имущественное и финансовое положение кредитной орга­низации таково, что существует серьезное сомнение по поводу воз­можности продолжения этой кредитной организацией деятельности и исполнения своих обязательств в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы (ауди­тора) о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать данное сомнение. В случае составления положительного заключения или положи­тельного заключения с оговорками аудиторская фирма (аудитор) заве­ряет подписью руководителя фирмы (уполномоченного лица) и своей печатью каждый лист форм бухгалтерской отчетности кредитной орга­низации; отчетность, составленная для публикации, также заверяется подписью руководителя фирмы (уполномоченного лица) и печатью аудиторской фирмы (аудитора). В случае выдачи аудиторской фирмой (аудитором) отрицательного заключения подпись руководителя фирмы (уполномоченного лица) и печать на формах бухгалтерской отчетности не проставляются, что сви­детельствует о неподтверждении достоверности отчетности. По завершении аудиторской проверки аудиторское заключение в целом подписывается руководителем фирмы или уполномоченным им лицом, заверяется печатью аудиторской фирмы и датируется. Ауди­торское заключение вместе с приложенными к нему балансом и отче­том о прибылях и убытках, имеющими отметку о представлении их ранее территориальному учреждению Банка России, публикуемыми формами отчетности в обязательном порядке должно быть сброшюро­вано аудиторской фирмой (аудитором) и представлено кредитной орга­низации в сроки, определенные в договоре на проведение аудиторской проверки. Не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, кредитная орга­низация представляет территориальному учреждению Банка России два экземпляра копии аудиторского заключения, оформленного в со­ответствии с вышеназванным порядком, заверенных кредитной орга­низацией, и 2 экземпляра копии издания, в котором опубликован годо­вой отчет. Один экземпляр указанных документов, как отмечалось выше, представляется территориальным учреждением Банка России не позднее 1 сентября в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России. Аудиторская организация представляет клиенту помимо полной формы аудиторского заключения, оформленного в названном поряд­ке, краткую форму аудиторского заключения:
№ п/пСостав аудиторского заключенияПотенциальные пользователи
1Вводная, итоговая части, баланс и отчет о прибылях и убытках, имеющие от­метку территориального учреждения Банка России, а также публикуемые фор­мы отчетностиАкционеры (участники) кредитной орга­низации. Иные заинтересованные пользователи, включая налоговые органы, кредиторов
2Вводная, аналитическая, итоговая части, баланс и отчет о прибылях и убыт­ках, содержащие отметку территориального учреж­дения Банка России, а так­же публикуемые формы отчетностиРуководство кредитной организации Банк России
Аудиторская фирма (аудитор) должна также представить руковод­ству кредитной организации детализированный отчет (отчет ауди­тора) по итогам проведенного аудита. В детализированном отчете дол­жен быть отражен вопрос о видах и параметрах выборок, применяе­мых на всех стадиях проведения проверки, и должна содержаться развернутая аргументация выводов, изложенных в аудиторском зак­лючении. В случае выявления аудиторами существенных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, которые потребовали внесения исправлений в бухгалтерский учет в текущем периоде, в детализиро­ванном отчете должны содержаться оценка и анализ исправлений, вне­сенных кредитной организацией в порядке выполнения требований аудиторов. Детализированный отчет о результатах аудиторской проверки пред­ставляется кредитной организацией Банку России по его требованию.