Каталог :: Страхование

Курсовая: Личное страхование в РФ и проблемы его развития

                     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ                     
                           ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ                           
                 КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА                 
                             КУРСОВАЯ РАБОТА                             
                      По дисциплине: «Страхование».                      
             Тема: Личное страхование в РФ и проблемы его развития.             
Выполнил: студент _________________Рудковский Ф.А.
Группа: ФМ 3,5- 04/1
Руководитель ________________
Оценка _________________
Москва, 2004
     
     
Оглавление
     

стр.

Введение

3

1.

Личное страхование в России

5

1.1. Основные категории

5

1.2. Основы классификация личного страхования

6

1.3. Подотрасли личного страхования

7

1.3.1. Страхование жизни

1.3.2. Страхование от несчастных случаев и болезней

1.3.3. Добровольное медицинское страхование

8

11

13

1.4. Проблемы развития личного страхования в России

15

1.4.1. Страхование жизни

1.4.2. Медицинское страхование

15

21

2.

Анализ отрасли личного страхования

26

2.1. Основных показателей в отрасли личного страхования

2.2. Динамика развития Российских компаний в послекризисный период

2.3. Анализ организационно-экономических отношений в страховании до наступления страхового случая

26

31

34

3.

Проектная часть

45

3.1. Рекомендации по развитию и совершенствованию личного страхования

45

3.2. Всеобщая классификация страховых отношений

48

3.3. Проектирование годичных тарифных нетто-ставок и страховых премий

52

Заключение

54

Список литературы

56

Введение Во всех развитых странах страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий. При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство. Рассмотрим более подробно значение личного страхования в социальном, экономическом и политическом аспектах жизни современного общества и государства. Основной ролью личного страхования является повышения социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, за счёт выплат рент (аннуитетов), а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое. В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует повышению доверия к правительству, стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития личного страхования. Наконец страховые выплаты по договорам личного страхования уменьшают расходную часть государственного бюджета на социальные программы, а денежные средства, аккумулируемые страховыми компаниями, могут стать источником значительных долгосрочных инвестиций в экономику государства – экономическая роль личного страхования. Из предыдущих абзацев, очевидно, следует, что развитие страхования вообще и личного страхования частности является важнейшей направлением деятельности современного Российского государства. В последнее время Федеральное собрание и правительство России приняли целый ряд важных решений в области государственного регулирования социального страхования. Цель этих решений - преодолеть складывающуюся негативную тенденцию, которая, с одной стороны, связана с неблагоприятной демографической ситуацией, а с другой - с кризисом перераспределительной системы пенсионного и социального страхования. Однако при еще более подробном анализе состояния дел со страхованием жизни в России становится очевидно, что до сих пор в его основании имеется целый ряд зыбких мест, которые необходимо устранить как можно быстрее. В настоящий момент в России действует несколько страховых ассоциаций и союзов, объединяющих страховые компании в основном по географическому признаку, главным из которых является Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС). Проблемы развития страхования в России исследуются и обсуждаются широким кругом учёных: профессиональных страховщиков и экономистов. На мой взгляд, можно говорить о том, что проблематика Российского страхования проработана достаточно глубоко. Более того, наблюдается определённое единство мнений относительно способов решения этих проблем. Однако различные учёные по разному расставляют акценты, отдавая приоритет решению той или иной обозначенной проблемы, при этом сходясь во мнении, что лишь комплексное решение всех этих проблем позволит развиваться страховой системе России и занять достойное место в экономической и социально-политической жизни государства. В данной работе мы постараемся выявить и проанализировать наиболее значительные и характерные для личного страхования проблемы, стоящие на пути развития этой отрасли в России, а так же предлагаемые пути решения этих проблем, используя российский и зарубежный опыт в сфере страхования. Исходя из обозначенной цели, необходимо будет решить следующие задачи: 1. выявить наиболее значимые в социальном и экономическом плане подотрасли личного страхования; 2. обозначить круг характерных проблем, мешающих развитию этих подотраслей; 3. рассмотреть варианты решения этих проблем, предлагаемые Российскими и зарубежными специалистами в области страхования; 4. и, наконец, проанализировать и дать оценку эффективности решений и мероприятий, на деле осуществляемых государством и страховыми компаниями для их решения. 1. Личное страхование в России 1.1. Основные категории Личное страхование - это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности, здоровью. Договор личного страхования - гражданско-правовая сделка, по ко­торой страховщик обязуется посредством получения им страховых взносов, в случае наступления страхового случая, возместить ущерб или произвести выплату страхового капитала, ренты или других предусмотренных вып­лат. Жизнь или смерть как форма существования не может быть объективно оценена. Застрахованный может лишь попытаться предотвратить те матери­альные трудности, с которыми сталкивается в случае смерти или инвалид­ности. В личном страховании не может быть объективно выраженного интере­са, хотя всегда должна существовать какая-то связь между потерями, ко­торые может понести застрахованный, и страховой суммой. Рассмотрим некоторые характеристики личного страхования, отличные от характеристик имущественного страхования. Страхование относится к личности как к объекту, который подвергается риску, находится в свя­зи с его жизнью, физической полноценностью и здоровьем. Как следствие сказанного застрахованный должен быть определенным лицом или, как ми­нимум, должен быть определен объект, подвергающийся риску. Страховые суммы представляют собой стоимость нанесенных матери­альных убытков или ущерба, которые не могут быть объективно выражены, а определяются в соответствии с пожеланиями страхователя исходя из его материальных возможностей. Договор личного страхования может быть обязательным (в силу зако­на) или добровольным (как взаимное волеизъявление сторон, т. е. страхователя и страховщика), долгосрочным или краткосрочным. По каждому виду личного страхования заключаются соответствующие договоры. Некоторые виды страхования, в частности страхования жизни, могут быть выделены как особо продолжительные, иногда рассчитанные на всю жизнь застрахованного. При страховании имущества обычная деятельность действия договора - один год, подразумевающая ежегодное его возобнов­ление и возможность расторжения договора любой из сторон в соответствующей форме. Временное же страхование жизни, как и страхование на слу­чай пенсии, в течение всей жизни и т. д., заключается обычно на дли­тельный срок, в течение которого страховщик не имеет права расторгнуть контракт. 1.2. Основы классификация личного страхования Классификация личного страхования производится по разным критери­ям. По объему риска: - страхование на случай дожития или смерти; - страхование на случай инвалидности или недееспособности; - страхование медицинских расходов. По виду личного страхования: - страхование жизни; - страхование от несчастных случаев; - добровольное медицинское страхование. По количеству лиц, указанных в договоре: - индивидуальное страхование (страхователем выступает одно от­дельно взятое физическое лицо); - коллективное страхование (страхователями или застрахованными выступает группа физических лиц). По длительности страхового обеспечения: - краткосрочное (менее одного года); - среднесрочное (1-5 лет); - долгосрочное (6-15 лет). По форме выплаты страхового обеспечения: - единовременной выплатной страховой суммы; - с выплатой страховой суммы в форме ренты. По форме уплаты страховых премий: - страхование с уплатой единовременных премий; - страхование с ежегодной уплатой премий; - страхование с ежемесячной уплатой премий. 1.3. Подотрасли личного страхования По условиям лицензирования в РФ существует три подотрасли, которые образуют систему личного страхования. 1.3.1. Страхование жизни Страхование жизни на Западе является сильно развитым видом страхования, у нас в силу экономических и политических причин этот вид страхования развит довольно слабо с преобладанием краткосрочного страхования жизни. Страховой риск при страховании жизни это продолжительность человеческой жизни. Риском не является сама смерть, а время её наступления. Потому, что страховой риск имеет два аспекта: 1. смерть в молодом возрасте или ранее средней продолжительности жизни; 2. дожитие до старости, требующее получения регулярных доходов без продолжения трудовой деятельности. В РФ существуют следующие виды страхования жизни: · страхование жизни на срок; · пожизненное страхование на случай смерти; · смешанное страхование жизни; · страхование дополнительной пенсии; · возвратное страхование. Срочное страхование жизни бывает на случай смерти или дожития. При срочном страховании на случай смерти выплата страховой суммы производится в случае, если застрахованный умирает раньше указанного в договоре срока, отсюда следует, что страховую сумму получает выгодоприобретатель. В случае срочного страхование на случай дожития выплата страховой суммы и начисленных процентов производится в случае дожития застрахованного лица до определённого договором срока. Смешанное страхование жизни наиболее часто включает в себя: - страхование на дожитие; - страхование на случай смерти; - страхование на случай смерти от несчастных случаев. По смешанной форме страхователь страхует себя, но при этом в договоре указывается выгодоприобретатель. Если в период действия договора страхования со страхователем происходит несчастный случай, то ему выплачивается часть страховой суммы или полностью, в зависимости от степени утраты здоровья. При дожитии до установленного срока, страхователь получает право получать всю страховую сумму, при условии, что полис был полностью оплачен страховыми взносами. Выплаты полной страховой суммы в связи с дожитием производится, не зависимо от того получал ли застрахованный, в период действия договора, страховые выплаты по несчастным случаям. Страхование дополнительной пенсии (аннуитет). Договор страхования, по которому выплачивается годовая рента, в течение какого-либо периода жизни страхователя, в обмен на уплату однократной премии при подписании договора страхования. На практике годовая рента может выплачиваться ежеквартально, ежемесячно, но в сумме всегда равна начисленной за год. Чаще всего для оплаты единовременной премии используются страховые суммы, накопленные по смешенному страхованию жизни или страхованию на дожитие. Чаще всего аннуитеты покупают при выходе на пенсию или для образования детей, т.е. в пользу третьих лиц. Для определения страховых тарифов по аннуитетам используют таблицы смертности не для населения в целом, а для населения, имеющего более высокие показатели здоровья и соответственно меньший коэффициент смертности. Виды аннуитетов: 1. Простой аннуитет (классический), при оплате одноразовой премии застрахованному выплачивается годовая рента пожизненно если страхователь умирает раньше, чем используется вся внесённая сумма, то её остаток остаётся у страховщика. Если страховая сумма исчерпана, а страхователь живёт, то страховщик выплачивает ему указанную ренту до конца его жизни; 2. Отложенный, при заключении договора страхования оговаривается период между заключением договора и началом выплаты ренты, за этот срок назначаются периодические премии для оплаты аннуитета; 3. Срочный аннуитет, страховой договор предусматривает выплату ренты только до строго оговоренной даты или до преждевременной смерти; 4. Гарантированный аннуитет, по договору предусматривается выплата ренты пожизненно или в течение гарантированного срока в зависимости от того какой из этих периодов окажется более длительным. Таким образом, в случае смерти застрахованного в течение фиксированного периода рента будет выплачена наследникам, единовременно или периодически до окончания этого периода. 5. Аннуитет защиты капитала, по этому договору страхования застрахованный или наследники получают полную стоимость уплаченных премий в любом случае. Если застрахованный умер раньше, чем сумма выплаченной ренты будет ровна сумме уплаченных премий, то оставшаяся разница выплачивается наследникам. Если застрахованный остается, жив в течение срока действия договора, то он сам получает оплаченный капитал в виде ренты. По договору «возвратного страхование жизни» страховая компания возвращает застрахованному или его наследникам при наступлении страхового случая увеличенный страховой взнос. В случаи смерти – 300%накопленной суммы страховых взносов, в случаи инвалидности I и II группы – 200%, в случаи инвалидности III группы – 150%. Однако если страховой случай произошёл в первые 6 месяцев, то страхователь получает только всего 100%. Этот договор заключается на неопределённый срок. Договор считается прекращенным, если со страхователем произошёл страховой случай и ему возвращён увеличенный страховой взнос или клиент может прекратить договор страхования, самостоятельно подав соответствующее заявление страховщику. Обычно, он получает назад 90% от выплаченных страховых взносов. 1.3.2. Страхование от несчастных случаев и болезней Этот вид страхования предусматривает два вида выплат: 1. выплата фиксированной суммы; 2. частичную или полную компенсацию дополнительных расходов застрахованного при наступлении страхового случая. Возможна и комбинация обоих видов выплат. В объём ответственности страховщика включается: 1. нанесение вреда здоровью застрахованного в результате несчастного случая или болезни; 2. смерть застрахованного в результате несчастного случая или болезни; 3. временная или постоянная утрата трудоспособности по указанным причинам. Объектом страхования здесь является имущественные интересы застрахованного, связанные с: - снижение дохода; - дополнительные затраты при утрате трудоспособности или смерти застрахованного в результате несчастного случая. Несчастный случай – это непредвиденное событие, следствием которого является потеря здоровья или смерть застрахованного. Несчастным случаем не считается: - самоубийство или покушение на него; - умышленное причинение застрахованного самому себе телесных повреждений; - травмы и смерть застрахованного полученные в результате алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Размер страховой суммы установлены по соглашению сторон и именно в этих пределах отвечает страховщик. Общая сумма выплат за один или нескольких страховых случаев не может превышать страховую сумму. Договор страхования от несчастных случаев может быть заключён на любой срок. Дата окончания договора обязательно указывается в полисе. Если наступает страховой случай, то страхователь или выгадоприобретатель должен сообщить об этом страховщику с момента, когда у него появилась такая возможность. Страховой случай подтверждается документами из лечебного учреждения. Размер страхового возмещения определяется характером страхового случая и условиями страхования. При временной утрате трудоспособности оплата производится за каждый нетрудовой день в абсолютной сумме, но может так же производиться в размере процента от страховой суммы. Иногда в договоре устанавливается франшиза в днях, срок выплат также ограничивается (пособия по болезни до трёх месяцев, при несчастном случае до 5 лет). В договоре установлены и фиксированы суммы, они производятся в следующих случаях: - в случаях смерти; - при потери глаз; - при потери конечностей; - при постоянной или полной нетрудоспособности. При постоянной утрате общей трудоспособности выплаты производятся по установленным в договоре процентам от страховой суммы, в зависимости от полученной группы инвалидности: I группа – 80% от страховой суммы; II группа – 65% от страховой суммы; III группа – 50% от страховой суммы. Требование на выплату страховой суммы может быть обращено к страховщику в течение трёх лет со дня наступления страхового случая.

Автострахование от несчастных случаев

По этому полису может быть покрыт риск от несчастных случаев для водителя или пассажиров. Страхование несчастных случаев, связанных с использованием автотранспорта, а также с посадкой и высадкой из него. Несчастные случаи происходящие в гараже, при ремонте автотранспорта по этому полису не покрывается. Существуют различные системы автострахования от несчастных случаев: 1. страхование одного водителя; 2. система страхования мест, когда по дифференцированным целям страхуется место водителя, переднее пассажирское, задние пассажирские. Если машина рассчитана на 5 человек, а в ней находилось 6 человек, то один из них страховку не получит; 3. паушальная, договор заключается на определённую страховую сумму и эта сумма при наступлении страхового события делится на число пассажиров, находящихся в автомобиле; 4. система профессионального страхования водителей и их помощников. 1.3.3. Добровольное медицинское страхование Целью медицинского страхования является компенсация (полная или частичная) дополнительных расходов застрахованного, которые вызваны его обращением в медицинское учреждение за медицинскими услугами, включёнными в программу медицинского страхования. В качестве страхователя могут выступать дееспособные физические, а так же юридические лица, заключающие договор в пользу третьих лиц. Страховым случаем здесь является обращение застрахованного в медицинское учреждение по поводу получения лечебной, консультационной или иной помощи. В договоре обязательно перечислены как медицинские учреждения, так и перечень медицинских услуг, которые он может там получить. В медицинском страховании всегда существует ряд исключений: - на страхование не принимаются лица, стоящие на учёте в: наркологическом, психоневрологическом, туберкулёзном, кожно-венерологическом диспансере; - исключены из покрытия травмы, полученные в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, ряд тяжёлых заболеваний, покушение на самоубийство, членовредительство, умышленное преступление застрахованного, связанного со страховым случаем; - не оплачиваются медицинские услуги в медицинских учреждениях, не предусмотренных договором страхования. Обычно, страховые компании предлагают своим клиентам несколько программ. Страхование этих программ различается качеством предоставляемых услуг и ценами. Договор страхования может быть заключён по следующим условиям: - гарантирование предоставления медицинских услуг при амбулаторном лечении; - гарантирование предоставления медицинских услуг при стационарном лечении; - полная страховая ответственность. Страховая сумма по договору страхования имеет минимальный предельный уровень, который определяется из перечня медицинских услуг, предусмотренных договором. Конкретная страховая сумма устанавливается индивидуально на основе программы, которую выбирает страхователь. В объём страховой ответственности не включаются обязательства, покрываемые обязательным медицинским страхованием. Договор страхования, обычно, заключается сроком на 1 год. Взносы могут быть уплачены, как единовременно, так и периодичны в течение всего срока страхования. Страхователь получает на руки страховой полис и медицинскую карточку.

Страхование выезжающих за рубеж

Страхование покрывает риск внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных застрахованным в результате несчастного случая, а так же смерти во время пребывания за границей Услуги, которые предоставляются по полису следующие: - экстренная медицинская помощь; - эвакуация или патриация, визит родственников, организация оплаты срочного возвращения, вывоз детей оставшихся без присмотра; - услуги по оказанию юридической и административной помощи; - услуги по эвакуации водителя и пассажиров в случае неисправности транспортного средства. 1.4. Проблемы развития личного страхования в России Как уже отмечалось выше, личное страхование, а в особенности страхование жизни, весьма развитая и экономически значимая отрасль страхования в Европейских странах. В России существует рад проблем, препятствующих эффективному развитию данной отрасли. Рассмотрим их. 1.4.1. Страхование жизни Начнём со страхования жизни. До недавнего времени в нашей стране преобладало краткосрочное страхование жизни, зачастую связанное с реализацией так называемых зарплатных схем, т. е. для уклонения от уплаты части налогов с использованием налоговых льгот, предоставляемых государством при осуществлении страхования жизни. Для реализации поставленных перед институтом страхования социальных и экономических целей необходимо создать условия, при которых преобладание краткосрочного страхование жизни уступит место долгосрочному, что позволит, как уже отмечалось выше, повысить социальную защищённость населения и сформировать значительные долгосрочные инвестиционные ресурсы. Заместитель генерального директора страховой компании "РЕСО-Гарантия", кандидат экономических наук Н. А. Левант считает (и с ним согласно большинство Российских и зарубежных специалистов в области страхования), что основными факторами, способствующими развитию системы страхования вообще и личного страхования в частности, являются: наличие страхового интереса, платежеспособного спроса, эффективных каналов продаж, благоприятного налогового климата и наличия инвестиционных инструментов, а так же политической и экономической стабильности, доверия населения к власти и финансово-экономическим институтам, формирование рыночного отношения к вопросам социальной защиты. Страховой интерес. Если говорить о наличии страхового интереса, то прежде всего необходимо сказать о потребности в страховой защите на случай потери кормильца. Для России этот риск с учетом демографической ситуации в стране является весьма актуальным. По данным Центра демографии и экологии человека в 2002 году показатель смертности в России составил 16,3 человека на 1000 человек, а по итогам 2003 - 16,3 человека на 1000, что значительно хуже аналогичного показателя экономически развитых стран (следует заметить, что в 80-е годы разницы по этому показателю практически не было). Особенно высока смертность мужчин трудоспособного возраста. Она в шесть-семь раз превосходит аналогичный показатель в развитых странах. Начиная с 1998 года две трети общего прироста смертности приходятся на трудоспособное население. Покупательская способность. Как можно заключить из предыдущих абзацев в России в наличие страхового интереса в России сомневаться не приходится, а вот как обстоят дела с платёжеспособным спросом. Директор брокерской фирмы "Рифамс", кандидат экономических наук, доцент А. Ю. Лайков в своём выступлении на конференции «Личное страхование в России», состоявшейся в 2001 году высказал следующие соображения, на мой взгляд, не менее актуальные и сегодня: «Реальная покупательная способность населения (физических лиц) в 2000 году составила 75-78 % от уровня 1997 года. По прогнозам действительно квалифицированных специалистов из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, если будет реализована концепция развития экономики страны, изложенная в апрельском послании президента Федеральному собранию, покупательная способность населения вырастет к 2010 году на 12 %, то есть в среднем на 1,2 процента в год. Это равнозначно стагнации платежеспособного спроса физических лиц, включая спрос на страхование, в долгосрочной перспективе. В этих условиях совокупный платежеспособный спрос населения и предпринимателей сможет, по оценкам авторитетных специалистов, достигнуть дореформенного уровня лишь к 2015 году. Таким образом, при сохранении основ современной экономической политики государства, платежеспособный спрос на реальное страхование в нашей стране в долгосрочной перспективе будет оставаться на нынешнем низком уровне. Это означает, что воспроизводственная база российского страхования также сохранится в неразвитом угнетенном состоянии». С ним согласен и руководитель управления «центральная Европа» Кельнского перестраховочного общества М. Тайелмаер: «Первым из условий, необходимых для успешного страхования жизни на российском рынке, является достаточные доходы населения. Заключение контрактов страхования жизни во многом зависит от доходов населения. Если годовой доход не превышает трех тысяч долларов США, приобретение современного полиса страхования жизни вряд ли возможно. После преодоления планки в десять тысяч долларов США доля, которую население готово вложить в страхование жизни, быстро увеличивается до примерно 1,5-3 %, а при более высоких доходах до 3-4 %. Таким образом, прежде чем приступать к продаже полисов, необходимо провести тщательный анализ существующих возможностей.

Благоприятный налоговый климат

Как уже отмечалось выше, от системы налогообложения напрямую зависит успешность развития личного страхования в Росси. До недавнего времени страхование жизни использовалось как способ уклонения от налогов, путём заключения фиктивных страховых договоров. Однако упрекать за это частного собственника нельзя. Для того чтобы выплатить работнику 100 рублей заработной платы, предприятию нужно было заплатить 70 рублей налогов и отчислений, то есть почти 70 %, в том числе социальный налог - около 40 %. Разумеется, собственник старался использовать любые законные лазейки, что бы не платить столь высокие отчисления. Эту мысль хорошо сформулировал президент Ассоциации российских банков Г. А. Тосунян: «Многие элементы финансового рынка, без которых не может развиваться ни промышленность, ни сельское хозяйство, да что там - не может развиваться экономика в целом, возникают именно потому, что позволяют капиталу минимизировать расходы, риски и уплачиваемые налоги, повышать рентабельность. Нужно понять, что это - свойство любого капитала. Не нужно ждать от него противоестественной реакции: он всегда будет стремиться минимизировать свои риски и повышать рентабельность, стремится уходить законным путем от уплаты налогов. Впрочем, не всегда законным»... До недавнего времени предприятия не могли вычитать из налогооблагаемой базы расходы на добровольное страхование жизни своих сотрудников. Сегодня эту проблему удалось решить. Теперь в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации. В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам: долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица; пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление государственной пенсии; добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников; добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Рыночное сознание

Для описания психологического аспекта развития личного страхования. В частности долгосрочного страхования жизни воспользуемся словами вице- президента Промышленно-страховой компании Н. П. Николенко: «Чтобы сделать выбор в пользу приобретения полиса по долгосрочному страхованию жизни, люди должны обладать рядом психологических свойств и тем, что называют сейчас "рыночным сознанием". В основе этого сознания лежит понимание простой истины: я сам обеспечиваю себе и своей семье доход, достойную старость и так далее. Нельзя полагаться только на государство. Если в нашем сознании будет присутствовать такая составляющая, тогда будет в России страхование жизни. Нет ее - ничто не поможет. Сегодня такая рыночная составляющая сознания не имеет критической массы в России, она находится в латентном состоянии, а доминирует иждивенческий подход. Причину этою следует искать в нашем недавнем прошлом. Сверхпатернализм. В результате население (в том числе и предприниматели, и власть, и четвертая власть пресса) до сих пор недостаточно четко представляют то, какие возможности может им предоставить страхование для решения их проблем. Процесс трансформации общественного сознания медленная и зачастую болезненная вещь. Вопрос стоит так: либо страховому сообществу ждать, пока упомянутая психологическая критическая масса будет достигнута, либо попытаться как-то ускорить этот процесс. Чтобы люди были как можно раньше подготовлены к восприятию необходимости страхования жизни. Сделать это можно. Путем субъективного воздействия, в которое должна входить системная, пропагандистская и образовательная работа с населением, с предпринимателями и с властью. Субъектами такого воздействия могут быть страховые компании, Всероссийский союз страховщиков, государство».

Сеть продаж

Большое число средств страховые компании должны затрачивать на создание сети страховых агентов. Успех и неудачи в страховании жизни - это успех и неудачи в привлечении, воспитании и сохранении соответствующих кадров. Очень часто страховщики полагают, что количество важнее качества. Но опыт практически всех стран свидетельствует о том, что 10 % процентов страховых агентов заключают 90 % общего количества договоров, тогда как в большинстве своем агенты работают непродуктивно, что сказывается на уровне доходности компании. 1.4.2. Медицинское страхование Несмотря на явную экономическую несбалансированность закона "Об обязательном медицинском страховании" (ОМС), принятый Верховным Советом России 28 июня 1991 года, на то, что обеспечивающие всю программу медицинской помощи населению (кроме таких социально значимых и дорогостоящих видов помощи, как трансплантация органов, нейрохирургические и кардиохирургические операции) отчисления составили всего 3,6 % от фонда оплаты труда плюс средства на неработающих, вместо 10-11 %, как это требовалось согласно расчетам, закон все же позволил государству исполнять, пусть и не в полной мере, статью 41 Конституции Российской Федерации. Оно дало возможность такому сложному, консервативному и социально значимому сектору, как здравоохранение, войти в рыночные отношения. Получение средств лечебно-профилактическими учреждениями в большинстве регионов зависело от объемов и качества оказанных медицинских услуг. Обосновались прочно такие понятия, как цена, реестр застрахованных, качество медицинских услуг, оцениваемое независимыми экспертами, и главное - защита прав застрахованных, их интересов. В настоящий момент ситуация с ОМС далека от радужной. Кроме несбалансированности программ и финансирования, существует и бесправие пациента. Неотработанная система получения медицинской помощи вне региона проживания, отсутствие права выбора врача, страховщика, недоступность для пациента большинства медицинских услуг, неисполнение закона об ОМС в части финансирования неработающего населения и, как следствие, необеспеченность финансами большей части статей расхода лечебных учреждений. В большей степени перечисленные недостатки можно отнести к разряду политических вопросов, так как отсутствие стабильности не позволяло предпринять радикальных действий. Но невозможно не замечать и следующего: - ухудшения здоровья населения страны; -сокращения объемов медицинских услуг, предоставляемых лечебными учреждениями; - недоступности бесплатных услуг для большинства населения; -ухудшения материально-технической базы ЛПУ (техническое и моральное старение медицинской техники); - отсутствия почти повсеместно (может быть, кроме Москвы) альтернативных (негосударственных) ЛПУ; - отсутствия прямой заинтересованности конкретного врача в улучшении качества и оптимизации объема услуг, так как система позволила оценивать труд, но ей не позволили дойти до каждого конкретного врача, специалиста. Какое место в условиях этой системы занимает страховщик? Во-первых, страховые компании были тем катализатором, который обеспечил внедрение системы ОМС. Ими были разработаны и внедрялись программные средства в лечебных учреждениях. Созданные в 1993 году, они и тогда, и сейчас отвечают всем требованиям, заложенным в законе. Во-вторых, страховщики обучали персонал лечебных учреждений. В-третьих, ими был создан независимый контроль за расходованием средств. В-четвертых, ими была развернута работа с населением путем рекламы, прямых встреч и контактов при выдаче полисов. Застрахованные получили возможность обратиться в страховые компании для организации оказания помощи в ЛПУ, в специализированные поликлиники, диагностические центры страховых компаний, в поликлинические отделы страховых компаний, а иногда и к специалистам страховых компаний, которыми в большинстве случаев являются высококвалифицированные врачи. В мировой практике медицинское страхование предусматривает сочетание программ обязательного и добровольных видов страхования, при этом обязательное страхование полностью обеспечивается финансовыми средствами. В него входит минимальный набор видов медицинской помощи и определенных ограничений (так называемый социальный перечень медицинских учреждений). Ряд стран имеет одновременно с системой обязательного медицинского страхования двухступенчатую систему добровольного медицинского страхования, которая существует за счет средств работодателя и за счет средств самого физического лица. Обе ступени имеют различные, но существенные налоговые льготы. В России за последние годы, может быть, благодаря системе ОМС, создана альтернативная система добровольного медицинского страхования граждан, но процесс ее развития (несмотря на то, что по времени он совпал с развитием ОМС) до сих пор не носил сколько-нибудь системного или юридически закрепленного начала. Появление на страховом рынке нового для России страхового продукта - это реакция на возникновение соответствующего спроса/предложения у различных субъектов медицинского страхования и лечебных учреждений, а также у страхователей. Так как за последние годы: - улучшилось материальное состояние некоторой категории граждан и их работодателей; - сформировался достаточно устойчивый рынок медицинских услуг; - спрос на специалистов стал сопровождаться предложением социального пакета, что, безусловно, позволяет закрепить кадры. Как видно из показателей деятельности ведущих страховых компаний, удельный вес добровольного медицинского страхования в личном страховании занимает существенное место. Вместе с тем ДМС не заняло должного места в системе организации медицинского обслуживания. Основная причина этого - отсутствие законодательно закрепленных принципов и направлений его развития. Сложившаяся к настоящему времени система ДМС имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам, видимо, следует отнести: - наличие стабильного рынка медицинских услуг на базе ведущих лечебных учреждений страны; - наличие механизмов, адаптирующих возможности по предложению медицинских услуг к пожеланиям потенциальных потребителей; - рост понимания работодателями выгодности системы ДМС как составного элемента пакета социальных услуг для "привязки" квалифицированных сотрудников к месту работы; - накопление опыта работы (организационный и экономический аспект) в системе ДМС как медицинскими учреждениями, так и страховыми организациями; - повышение качества медицинского обслуживания застрахованных за счет сотрудничества страховой организации с различными медицинскими учреждениями одновременно с учетом их специализации по тем или иным видам медицинской помощи; - возможность влияния страховой организации на стоимость медицинских услуг, предоставляемых лечебными учреждениями; - контроль за качеством и объемом оказанных медицинских услуг; - обеспечение высокой степени доступности получения дорогостоящих видов медицинских услуг застрахованным за счет распределения риска значительных страховых выплат по конкретному застрахованному между большим количеством застрахованных; - возрастание роли страховой организации (защита интересов застрахованных) в качестве регулятора отношений "пациент - медицинское учреждение", "пациент - врач" при разрешении финансовых вопросов и контроле за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг; - внебюджетный источник финансирования лечебных учреждений - плановая и гарантированная оплата предоставленных застрахованным медицинских услуг, не облагаемая налогом с продаж и НДС (платные медицинские услуги, предоставляемые лечебным учреждением непосредственно пациенту, налогом с продаж облагаются); - возможность снижения затрат страхователей при заключении договоров ДМС на длительные сроки и в интересах большого числа работников, то есть - дальнейшее повышение доступности медицинских услуг; - значительный спектр программ ДМС, в том числе постепенное включение в них услуг профилактической направленности. Нужно перечислить и отрицательные стороны. Это: - скудность законодательной базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов добровольного медицинского страхования; - высокая степень монополизации рынка медицинских услуг, особенно в регионах, и связанная с этим высокая (зачастую необоснованно) стоимость медицинских услуг; - отсутствие единых научно обоснованных подходов при формировании медицинскими учреждениями стоимости их услуг; - практически полное отсутствие корреляции между показателями стоимости медицинских услуг и их качеством; - отсутствие единых стандартов объема медицинской помощи для однотипных лечебных учреждений при оказании помощи пациентам с одной и той же патологией; - отсутствие системы подготовки, а, следовательно, и дефицит квалифицированных специалистов в области ДМС; - обострение недобросовестной конкуренции среди страховых компаний. Беспокоит по-прежнему отсутствие четкого понимания необходимости и полезности закона, законодательного оформления системы ДМС, а также того, что альтернативы сохранения нации нет. Нелепо задавать вопрос: что лучше - лечиться или не лечиться? Ясно, что когда появляется необходимость, вопрос этот отпадает сам по себе. Человек готов отдать все, что до этого казалось наиболее важным, чтобы сохранить здоровье. Бесплатно, как мы выяснили, сделать это нельзя, тем более, когда речь идет не о насморке. 2. Анализ отрасли личного страхования 2.1. Основных показателей в отрасли личного страхования Как показывает многолетний опыт стран с устоявшимся страховым рынком, одним из ключевых моментов его устойчивого развития является сбор и обработка статистической информации. Именно наличие статистических данных является обязательным условием экономически обоснованного подхода к стратегии развития компаний. О динамике развития страховой индустрии и, в частности, о развитии личного страхования можно судить по изменению основных показателей этой отрасли, таких как абсолютной и относительной размер страховых выплат и премий. Для анализа используем статистические данные за период 1996-2003 год, предоставленные Российским статистическим ежегодником за 2001 г. Таблица 1. Уровень страховых выплат по РФ в 1996-2000 гг, млн. руб. (до 1998 г – млрд. руб.)

годы

Платежи всего

В том числе

Личное страхование

Имущественное

страхование

Страхование ответственности

Обязательное страхование

199612183,7

5190,2

986,8170,55835,9
199713724,9

5580,03

1235,2178,46725,2
199819284,4

9140,8

1774,1154,28215,1
199946246,2

24880,4

4624,6323,713133,9
2000138566,0

102538,9

5958,3692,828960,3
Таблица 2. Уровень страховых премий по РФ в 1996-2000 гг, млн. руб. (до 1998 г – млрд. руб.)

годы

Платежи всего

В том числе

Личное страхование

Имущественное

страхование

Страхование ответственности

Обязательное страхование

199627400,0

10100,0

5500,0600,011200,0
199734200,0

11800,0

8100,01100,013100,0
199842,0

17,3

8,81,414,5
199996,6

44,5

26,14,521,5
2000170074,1

94901,3

37076,26632,931463,7
Таблица 3. Структура страховых премий по РФ в 1996-2000 гг. (в процентах)
Подотрасли, виды страхования19961997199819992000
Всего по добровольному и обязательному страхованию100100100100100

Добровольное страхование,

В том числе: - жизни

- от несчастных случаев

- медицинское

- имущество граждан

- имущество юридических лиц

в том числе: - транспорта

- грузов

- финансовых рисков

- риска непогашенных кредитов

- ответственности перевозчиков

- профессиональной ответственности

- ответственности заёмщика за непогашение кредита

- ответственность предприятий – источников повышенной опасности

58,6

26,7

2,5

7,7

4,9

13,2

2,5

2,7

1,6

0,1

0,7

0,2

0,1

0,2

58,9

22,08

2,69

9,26

4,6

16,2

2,5

3,3

1,2

0,0

0,7

0,3

0,0

0,4

63,6

29,1

2,2

8,8

4,3

15,2

2,6

2,7

0,5

0,03

0,6

0,3

0,0

0,6

78,4

37,4

1,9

7,4

3,8

21,3

3,0

5,2

2,0

0,03

0,9

0,2

0,01

1,8

81,5

46,8

1,5

7,5

3,2

18,2

2,2

3,7

0,4

0,04

0,4

0,2

0,01

1,3

Обязательное страхование,

В том числе медицинское

41,4

37,3

41,1

36,3

36,4

34,2

21,6

20,2

18,5

17,1

Таблица 4. Структура страховых выплат по РФ в 1996-2000 гг. (в процентах)
Подотрасли, виды страхования19961997199819992000
Всего по добровольному и обязательному страхованию100100100100100

Добровольное страхование,

В том числе: - жизни

- от несчастных случаев

- медицинское

- имущество граждан

- имущество юридических лиц

в том числе: - транспорта

- грузов

- финансовых рисков

- риска непогашенных кредитов

- ответственности перевозчиков

- профессиональной ответственности

- ответственности заёмщика за непогашение кредита

- ответственность предприятий – источников повышенной опасности

52,1

32,4

1,2

7,9

2,25

3,3

1,0

0,5

2,6

0,1

0,2

0,0

0,3

0,07

51,0

29,66

1,38

9,58

2,2

2,8

0,9

0,3

4,0

0,2

0,2

0,1

0,1

0,09

57,4

38,2

1,0

8,2

2,0

5,8

2,8

1,4

1,4

0,01

0,1

0,01

0,1

0,1

71,6

53,8

0,7

6,4

1,6

7,7

1,9

3,5

0,7

0,0

0,28

0,05

0,04

0,04

79,1

68,9

0,4

5,0

1,2

2,8

1,1

0,2

0,3

0,01

0,06

0,012

0,01

0,03

Обязательное страхование,

В том числе медицинское

47,9

45,0

49,0

45,3

42,6

41,5

28,4

27,3

Анализируя структуру страховых премий и выплат, можно отметить устойчивую тенденцию увеличения договоров страхования жизни, а также наступления страховых случаев по этим договорам. Это может быть связано с серьёзным ухудшением здоровья нации, криминальной обстановки, но, на мой взгляд, основной причиной является реализацией «зарплатных» схем ухода от налогов. Об этом же свидетельствует относительная стабильность таких видов страхования, как страхование от несчастных случаев, добровольное медицинское страхование. Построим графики, отображающие динамику объёмов премий и выплат по договорам личного страхования. Рис 1. Объём страховых премий и выплат по договорам личного страхования по РФ в 1996-2000 гг. Из диаграммы (рис. 1) видно, что до 1998 года личное страхование в России практически не развивалось. Действительно, вспоминая тот период можно отметить, что не только страховое дело, но и вся экономика страны в целом находилась в стагнации. Кризис 98 г. сократил количество страховых премий практически до нулевой отметки. Потеряв всякое доверие к государственным и коммерческим финансовым организациям, население остатки сбережений спрятало «под подушку». Однако, как видно из той же диаграммы, страховые компании не потеряли ликвидности, продолжая выплачивать причитающиеся по договорам страхования суммы. В этой связи количество выплат во много раз превысило объём страховых премий. В 1999 году ситуация ухудшилась. Население всё ещё находилось в состоянии шока. Из диаграммы (рис. 1) видно что, суммарный объём страховых выплат почти в сотни раз превысил собираемые премии. Это и послужило причиной разорения большого числа страховых компаний в этот период. Однако кризис 1998 года дал сильный толчок экономики. С 2000 г. объём страховых премий превысил докризисный уровень. Отрасль по-прежнему оставалась в убытке, но уже в значительно меньшем, чем в 1999 г. а) б) Рис. 2. Динамика страховых премий (а) и выплат (б) по договорам личного страхования по отношению к предыдущему году. По относительным показателям можно судить о скорости изменения динамики развития страхования вообще и личного страхования в частности. График, приведённый на рис. 2 а) демонстрирует, сначала резкое сокращение страховых премий (1998 - 1999), а затем ещё более стремительный рост, позволивший перешагнуть докризисную отметку. Наряду с сильнейшими колебаниями объёма страховых премия, объём страховых выплат сохраняет равномерную возрастающую динамику. Однако, учитывая резко сократившееся число страхователей, это не может не отразиться на показателе эффективности развития отрасли личного страхования. Рис 3. Показатель эффективности развития личного страхования по РФ в 1996- 2000 гг. Действительно, график, приведённый на рис. 3., демонстрирует резкое снижение эффективности отрасли в период 1998-1999 г., происходящее на фоне сокращающегося объёма страховых премий и увеличившегося объёма страховых возмещений. 2.2. Динамика развития Российских компаний в послекризисный период Как уже отмечалось выше, финансово-экономический кризис 1998 года дал сильный толчок развития экономики страны, и в частности индустрии страхования. Сказалось так же и то, что пережить кризис смогли самые сильные и конкурентоспособные страховые компании. Положительную динамику развития «уцелевших» рассмотрим на примере крупного Российского страховщика. ОАО "Российское страховое народное общество" (РОСНО). Характерной тенденцией развития компании является устойчивый рост объемов страховых операций и увеличение доли физических лиц в портфеле компании, что свидетельствует не только о росте потребности населения в высококвалифицированной страховой защите, но и о доверии клиентов к Компании как к эффективному финансовому учреждению. Открытое акционерное общество "Российское страховое народное общество" "РОСНО", являясь универсальной страховой компанией, стремится к постоянному расширению спектра услуг, предлагаемых клиентам. За 2002 год количество видов страхования, предлагаемых частным лицам и корпоративным клиентам, увеличилось с 77 до 88. На сегодняшний день ОАО "РОСНО" предлагает 89 видов добровольного и обязательного страхования. В 2002 г. общий объем страховых взносов составил 10 729 млн. руб. Наибольшая часть страховых взносов, поступившая по договорам страхования, приходится на имущественное и личное страхование. В 2002 г. было собрано страховых взносов по договорам страхования: по страхованию иному, чем страхование жизни: 5 399 млн. руб. (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2001 года - 22 %), в том числе личное страхование, кроме страхования жизни: 2 153 млн. руб.; имущественное страхование: 2 940 млн. руб., страхованию ответственности: 306 млн. руб. Наибольший рост страховых выплат был отмечен в имущественном страховании и страховании ответственности. На протяжении 11 лет устойчиво и динамично увеличивается величина собственных средств ОАО "РОСНО". Рост собственных средств повышает финансовую устойчивость компании и создает базу для дальнейшего расширения деятельности. На конец 2002 г. собственные средства увеличились на 38,05 % по сравнению с началом года и составили 1 435 млн. руб. Чистая прибыль за 2002 г. составила 396 млн. рублей.

Динамика поступлений

Виды страхованияСтраховые взносы по прямому страхованию (тыс. руб.)
19981999200020012002

Добровольное страхование, всего:

1 434 237 4 391 310 8 136 759 16 665 206 10 713 921
Страхование жизни15 927 2 247 685 4 479 078 12 251 945 5 329 995
Страхование иное, чем страхование жизни:1 418 310 2 143 625 3 657 681 4 413 261 5 383 926
- личное (кроме жизни)895 117 974 411 1 422 839 1 730 565 2 137 847
- имущественное страхование339 430 756 108 1 628 533 2 168 783 2 939 691
- страхование ответственности183 763 413 106 606 309 513 913 306 388

Обязательное страхование

-68 10 569 13 076 15 382

Итого поступлений

1 434 237 4 391 378 8 147 328 16 678 282 10 729 303
В заключении приведём показатели страховой и финансовой деятельности Системы Росгосстраха (млн. руб.)

Страховая деятельность

Год 1999

Год 2000

Год 2001

Год 2002

Год 2003

Страховые взносы, млн. руб.3171389153067310,420780
Темп роста, %115%123%136%138%284%
Страховые выплаты, млн. руб.12881337196327234502
Уровень выплат, %41%34%37%37%22%

Финансовая деятельность

Год 1999

Год 2000

Год 2001

Год 2002

Год 2003

Страховые резервы, млн руб.146719192565370116292
Собственный капитал, млн руб.51370175524966738
Активы, млн. руб.244032474194921230124
Как мы могли убедиться, Российское страхование пережило кризис и продолжает динамично развиваться, несмотря на массу нерешённых проблем. 2.3. Анализ организационно-экономических отношений в страховании до наступления страхового случая Основой страховых взаимоотношений является договор страхования. Договор страхования является юридическим фактом, порож­дающим страховое обязательство. Это со­глашение между страхователем и страховщиком о том, что стра­ховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого за­ключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы (страховую премию) в установленные сроки. Договор страхования, как и любой иной договор, совершается в результате взаимного согласия сторон, совпадения их воль и волеизъявлений. При этом соглашение должно быть достигнуто по всем существенным условиям договора и выражено в требуе­мой законодателем форме. Страховые компании при заключе­нии договоров страхования со своими клиентами обычно приме­няют разработанные ими стандартные формы договоров по от­дельным видам страхования. Существенными условиями договора страхования являются условия, без которых страховой договор невозможен как тако­вой. Ст. 942 ГК РФ указывает: при заключении дого­вора имущественного (личного) страхования между страхователем и стра­ховщиком должно быть достигнуто соглашение: 1) об определенном имуществе либо ином имущественном ин­тересе, являющемся объектом страхования (о застрахованном лице ); 2) о характере события, на случай наступления которого осу­ществляется страхование (страхового случая); 3) о размере страховой суммы; 4) о сроке действия договора. Юридическое значение существенных условий состоит в том, что отсутствие хотя бы одного такого условия не позволяет счи­тать договор заключенным. К числу существенных относятся и условия, на согласовании которых настаивает одна из сторон. Согласно ст. 16 Закона в случаях, когда договор страхования заключается путем вручения страховате­лю полиса (страхового свидетельства, сертификата), последний помимо всех оговоренных выше условий должен содержать так­же условие о порядке изменения и прекращения договора. Договор страхования может содержать и иные условия, определя­емые по соглашению сторон. Предлагаемые клиентам страховыми компаниями правила страхования обычно содержат комплекс условий, отражающих в целом договор страхования. Страхователи, заключающие дого­вор страхования в соответствии с этими правилами, по сущест­ву, принимают эти условия. Однако существенные условия кон­кретного договора страхования определяются соглашением сто­рон: размер страховой суммы и страховой премии, индивидуали­зация объекта страхования, перечень страховых рисков (страхо­ватель обычно вправе выбрать риски из перечня, предлагаемого правилами). Кроме того, законодатель позволяет при соглаше­нии сторон дополнять правила страхования либо делать исклю­чения из них (п. 3 ст. 943 ГК РФ, п. «к» ч. 3 ст. 15 Закона о страховании). Российское законодательство устанавливает специальные требования к форме договора страхования: он должен быть заключен письменно. Это означает, что договор страхования может быть заключен как путем составления одного документа, подпи­санного сторонами, так и путем обмена документами посредст­вом почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электрон­ной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Со­гласно ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если на пись­менное предложение одной из сторон заключить договор (офер­ту) другая сторона вместо письменного ответа совершила дейст­вия, которые она должна была совершить в соответствии с пред­лагаемым ей договором: например, уплатила соответствующую сумму денег (страховую премию) и т. п. — такие действия будут считаться согласием заключить договор (акцептом). Таким образом, письменный акцепт страхователем предло­жения страховой компании о заключении страхового договора необязателен, достаточно совершить действия, которые должен совершить страхователь для выполнения договора (уплатить стра­ховую премию, страховой взнос), если необходимость письмен­ного ответа (акцепта) не оговаривается в оферте. Следует отметить, что согласно ст. 927 ГК РФ договор лично­го страхования относится к публичным договорам. Это означа­ет, что страховщик обязан заключать такой договор с каждым, кто к нему обратится (ст. 426 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации допускает заклю­чение договора страхования путем «вручения страховщиком стра­хователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), под­писанного страховщиком» (ч. 2 ст. 940 ГК РФ). В этом случае волеизъявление страхователя подтверждается принятием им от страховщика указанных документов. Используемые в страховом деле полисы (страховые свиде­тельства, сертификаты) придают своеобразие форме договора страхования. В отдельных видах страхования страховой полис является единственным документом, свидетельствующим о заключении договора страхования (например, договоры страхования багажа и т. п.). В таких случаях полис обычно содержит основные усло­вия страхования; зачастую на оборотной стороне полиса печата­ются мелким шрифтом правила страхования (иногда не полный текст, а их краткое изложение). В практике страховых компаний применяются различные до­кументы, свидетельствующие о заключении договора страхова­ния: заявление страхователя, страховое свидетельство (полис, сертификат, а иногда генеральный полис и с приложением к нему отдельных полисов), анкета-заявка страхователя, договор стра­хования как единый документ, подписанный сторонами, правила страхования. Различный подход к формам заключения договора страхования объясняется, во- первых, особенностями видов страхования (так, пассажиру, заклю­чившему договор страхования от несчастных случаев на время поездки, достаточно выдать только полис, в то время как страхо­вателю финансового риска потребуется не краткий полис, а подроб­ный договор), а во-вторых, традициями страховой компании либо потребностями самих страхователей. В любом случае, какими бы ни были комбинации всех вышеуказанных документов, договор страхования будет считаться заключенным только тогда, ког­да стороны достигли соглашения по всем существенным усло­виям договора и выразили его в требуемой законом форме. Гражданским кодексом установлено: условия, содер­жащиеся в правилах страхования и не включенные в договор страхования (страховой полис), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) пря­мо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом), или на его оборотной стороне, или приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре (полисе). Если правила страхования не излагаются в договоре страхования (на обороте полиса), а в договоре (полисе) отсутствует запись о вручении правил страхователю, в соответствии с ч. 2 ст. 943 ГК РФ это может расцениваться как необязательность выполне­ния страхователем (выгодоприобретателем) установленных пра­вилами обязанностей. Но в целях защиты своих интересов стра­хователь (выгодоприобретатель) может ссылаться на правила стра­хования, даже если такие правила в силу изложенных выше поло­жений (ч. 2 ст. 943 ГК РФ) для него необязательны. Но строгое соблюдение формы договора страхования при его заключении еще не означает вступления страхового договора в силу. Законодательство содержит важное для сторон договора страхования условие: «Договор страхования, если в нем не ого­ворено иное, вступает в силу с момента уплаты страховой пре­мии или первого ее взноса» (ст. 957 ГК РФ). Таким образом, если страхователь по каким-либо причинам не смог уплатить страхо­вую премию (страховой взнос) сразу после заключения договора либо договорился со страховщиком об уплате страховой премии в рассрочку, то в договоре страхования следует предусмотреть, что он вступает в силу с момента его заключения, — без такой оговорки все страховые риски до момента уплаты страховате­лем страховой премии (либо первого страхового взноса) несет он, а не страховщик. Изменение или прекращением договора страхования. После вступления страхового договора в силу могут возникнуть ситуа­ции, когда стороны захотят (или будут вынуждены) изменить или прекратить договор. Если страхователем проведены меро­приятия, которые позволили снизить степень риска наступле­ния страхового случая или уменьшить размер возможного ущерба застрахованному имуществу, страховщик обязан по заявлению страхователя перезаключить договор страхования с учетом этих обстоятельств. Эта же обязанность перезаключить страховой договор должна быть исполнена страховщиком при увеличении действи­тельной стоимости застрахованного имущества (п. 1 ст. 17 Зако­на о страховании). Гражданским кодексом установлено право страховщика тре­бовать изменения условий договора имущественного страхова­ния или уплаты дополнительной страховой премии при появле­нии обстоятельств, влекущих увеличение страхового риска в период действия страхового договора. Ст. 959 ГК РФ обязывает страхо­вателя (выгодоприобретателя) незамедлительно сообщать стра­ховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику при заключении до­говора, если эти изменения могут существенно повлиять на уве­личение страхового риска (значительными признаются измене­ния, предусмотренные в договоре страхования (страховом поли­се) и в переданных страхователю правилах страхования). Если страхователь (выгодоприобретатель) возражает против измене­ния условий договора страхования или доплаты страховой пре­мии, страховщик вправе потребовать расторжения договора. При неисполнении страхователем либо выгодоприобретателем обя­занности сообщать об изменении влияющих на степень риска обстоятельств страховщик вправе потребовать расторжения дого­вора страхования и возмещения убытков, причиненных растор­жением договора. Однако страховщик не вправе требовать рас­торжения договора страхования, если обстоятельства, влекущие увеличение страхового риска, уже отпали (ч. 4 ст. 959 ГК РФ). По требованию одной из сторон (страхователя или страховщика) договор может быть изменен по решению суда только при сущест­венном нарушении договора одной из сторон (о том, какое нару­шение можно признать существенным, см. п. 2 ст. 450 ГК РФ) либо в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст. 451 ГК РФ). В иных случаях договор страхования может быть изменен только по соглашению сторон либо по другим основаниям, указанным в законе или договоре. В соответствии с Законом о страховании страховой договор прекращается в случаях: истечения срока действия; исполне­ния страховщиком обязательств перед страхователем по догово­ру в полном объеме (прекращение обязательства исполнением); неуплаты страхователем страховых взносов в установленные до­говором сроки; ликвидации страхователя, являющегося юриди­ческим лицом, или смерти страхователя, являющегося физичес­ким лицом (кроме случаев, когда права страхователя переходят к иным лицам); ликвидации страховщика; принятия судом ре­шения о признании договора страхования недействительным, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Согласно ст. 958 ГК РФ страховой договор «прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по об­стоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятель­ствам, в частности, относятся: · гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; · прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой дея­тельностью». При досрочном прекращении договора страхования по ука­занным обстоятельствам страховщик имеет право на часть стра­ховой премии пропорционально времени, в течение которого дей­ствовало страхование. Остальную часть премии он должен воз­вратить страхователю. Страховой договор может быть расторгнут досрочно по со­глашению сторон. В таком соглашении стороны оговаривают ус­ловия досрочного расторжения договора, которые могут быть са­мыми различными (возврат части страховой премии и т. п.). Договор страхования может быть прекращен досрочно по тре­бованию страхователя. Согласно ст. 958 ГК РФ страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхова­ния в любое время, если к моменту отказа договор страхования не прекратил свое действие вследствие гибели застрахованного имущества или прекращения предпринимательской деятельнос­ти лица, застраховавшего свою связанную с такой деятельностью ответственность либо предпринимательский риск. Указанная статья устанавливает общее правило: если договором не предусмотрено иное, при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретате­ля) от договора страхования уплаченная страховщику страхо­вая премия не возвращается страхователю (за исключением случаев досрочного прекращения договора по причинам, указанным в ч. 1 ст. 958 ГК РФ, когда страхователю возвращается часть страховой премии, пропорциональная неистекшему сроку страхования). В Гражданском кодексе ничего не говорится о досрочном пре­кращении страхового договора по инициативе страховщика, кроме случаев, когда в период действия договора увеличивается страховой риск, а страхователь возражает против изменения условий до­говора страхования или доплаты страховой премии (ст. 959 ГК РФ). В Законе о страховании закреплено положение о том, что страховщик может досрочно расторгнуть договор страхования, уведомив об этом страхователя за 30 дней до даты расторжения, если договором не предусмотрено иное (ч. 3 ст. 23 Закона о стра­ховании). При досрочном прекращении договора страхования по требованию страховщика он возвращает страхователю внесен­ные им страховые взносы полностью; если требование страхов­щика обусловлено невыполнением страхователем правил стра­хования, он возвращает страхователю страховые взносы за не­истекший срок договора за вычетом понесенных расходов. Страховой договор, как и любая сделка, может быть признан недействительным, если согласно действующему законодатель­ству Российской Федерации имеются основания признать его таковым: договор страхования не соответствует закону или иным правовым актам; договор заключен с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности; договор заключен не­дееспособным (либо ограниченно дееспособным) гражданином либо под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы и т. п. (о недействительности сделок см. ст. 166—181 ГК РФ). Последствия признания страхового договора недействитель­ным бывают различными. В зависимости от оснований призна­ния сделки недействительной могут наступать следующие пос­ледствия: а) стороны должны вернуть друг другу все полученное по сделке; б) все полученное сторонами (либо одной стороной) по сделке взыскивается в доход Российской Федерации; в) одна из сторон возвращает другой стороне все полученное ею по сделке. Имущество, полученное другой стороной от первой стороны (а также причитавшееся ей), обращается в доход Российкой Федерации) в случае если договор страхования заключен с недееспо­собным в силу возраста или вследствие психического расстрой­ства страхователем (либо со страхователем, ограниченным су­дом в дееспособности), каждая из сторон возвращает другой стороне все полученное по сделке, а страховая компания, кроме того, возмещает страхователю нанесенный последнему реальный ущерб (если таковой обнаружится). Помимо установленных законом общих оснований признания сделок недействительными законодательством о страховании установлены следующие специальные основания признания не­действительным страхового договора: а) недействительным может быть признан договор личного страхования, если он был заключен в пользу лица, не являюще­гося застрахованным лицом, без согласия на то самого застрахо­ванного лица. Недействительным такой договор признается по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица — по иску его наследников (ст. 934 ГК РФ); б) страховщик вправе потребовать признания страхового до­говора недействительным, если после заключения договора стра­хования будет установлено, что при заключении договора стра­хователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для опреде­ления вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), ког­да эти обстоятельства не были известны (и не должны были быть известными) страховщику. Однако страховщик не может требо­вать признания договора страхования недействительным, если обстоятельства, о которых умолчал страхователь, уже отпали; в) страховщик может потребовать признать договор страхо­вания недействительным, если вследствие обмана со стороны страхователя в договоре была указана завышенная страховая сумма (в том числе, когда превышение — результат двойного страхования: страхования одного и того же объекта у двух или нескольких страховщиков). Кроме того, страховщик вправе тре­бовать возмещения причиненных ему этим убытков в размере, превышающем сумму полученной им от страхователя страховой премии (ч. 3 ст. 951 ГК РФ). Является недействительным (ничтожным) договор страхо­вания в той части страховой суммы, которая превышает страховую (действительную) стоимость по договорам страхования иму­щества или предпринимательского риска (ч. 1 ст. 951 ГК РФ), в том числе, если такое превышение явилось следствием двойного страхования. В таких случаях излишне уплаченная часть стра­ховой премии не возвращается страхователю. Если в соответст­вии с договором страхования страховая премия вносилась в рас­срочку и к моменту выявления указанного превышения страхо­вой суммы над страховой стоимостью премия внесена не пол­ностью, оставшиеся страховые взносы должны быть уплачены в размере, уменьшенном пропорционально уменьшению размера страховой суммы. Кроме того, согласно Закону о страховании страховой договор также признается недействительным в случаях: а) если объектом страхования является имущество, подлежа­щее конфискации на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда; б) если договор страхования заключен после страхового случая. Договор страхования признается недействительным судом, арбитражным или третейским судом (ст. 24 Закона о страхова­нии). Иски о признании договора страхования недействитель­ным и о применении последствий его недействительности можно предъявлять в течение срока исковой давности, который равня­ется одному году (ст. 181 ГК РФ). Иски о применении послед­ствий недействительности страхового договора, если он являет­ся ничтожной сделкой (например: договор страхования не соот­ветствует требованиям закона или иным правовым актам; стра­ховой договор заключен с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности; договор является мнимой или притворной сделкой; договор страхования заключен с малолет­ним или недееспособным вследствие психического расстройства страхователем), могут быть предъявлены в течение десяти лет со дня, когда началось исполнение страхового договора (ст. 181 ГК РФ).

3. Проектная часть

3.1. Рекомендации по развитию и совершенствованию личного страхования. На основе исследованных материалов сформулируем несколько рекомендаций, способствующих развитию и совершентвованию личного страхования в РФ. Учитывая объемы и временный характер краткосрочного страхования жизни, необходимо создать условия для развития личного страхования и трансформировать краткосрочное страхование жизни в долгосрочное. Что для этого надо сделать в нашей стране? 1. Предоставить страховым компаниям возможность принять участие в решении социальных проблем. Для этого необходимо: А) Обеспечить участие страховых компаний в реформе системы пенсионного обеспечения. Развивая пенсионное страхование, государство решает проблему получения высоких пенсий для тех, кто этого хочет. Одновременно государство получает длинные деньги в виде страховых резервов. Кроме того, страховые компании могут принять активное участие в профессиональных пенсионных системах, обеспечивая выплату пенсии льготникам в течение пяти лет до достижения действительного пенсионного возраста. Страховые компании могут также заключать договоры индивидуального пенсионного страхования с физическими лицами, обеспечивая им достойный уровень пенсии. Страховые компании могут взять на себя риски недожития застрахованного до пенсионного возраста и выплаты пенсии выгодоприобретателю, то есть по случаю потери кормильца. Б) Развивать долгосрочное страхование жизни в Российской федерации, в том числе с выплатой рент и аннуитетов. С одной стороны, это позволит привлечь значительные инвестиционные ресурсы. С другой стороны, этот вид страхования даст возможность людям получать дополнительный доход. В) Работать с самозанятым населением. Эта категория людей появилась в России сравнительно недавно, с началом зарождения рыночных отношений. По данным журнала "финансы" в России сейчас есть 10-12 миллионов человек самозанятого населения, из которых далеко не все охвачены государственными социальными и пенсионными программами. Страховые компании, охватывая этот слой населения личным страхованием, могут оказать существенную помощь государству в решении их социальных и пенсионных проблем. Г) Развивать программы ипотечного кредитования населения. Эти программы позволяют решить важнейший вопрос социальной защиты населения - обеспечение граждан жильем. Д) Развивать не только обязательное, но и добровольное медицинское страхование. Нужно соединить возможности добровольного и обязательного медицинского страхования. Тогда гражданин, получающий медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования, сможет получать более качественную медицинскую помощь за счет добровольного медицинского страхования. Это может быть достигнуто путем зачета взноса по обязательному медицинскому страхованию, уплаченного предприятием за своих работников в счет взноса самого работника по добровольному медицинскому страхованию. Это привлечет к решению проблем медицинского обслуживания как предприятий, так и самих граждан, которые в результате смогут получать медицинские услуги более высокого уровня. Е) Развивать социальное страхование от несчастных случаев на производстве, предоставив право работодателю платить либо в Фонд социального страхования, либо в страховую компанию. Необходимо также развивать и страхование граждан от несчастных случаев. Этого требует объективная реальность. По данным Министерства труда и социальной занятости РФ, ежегодно на производстве происходит около 150 тысяч случаев травматизма. Таким образом, допуск страховых компаний к решению социальных проблем и развитие личного страхования позволяют получить для граждан: - дополнительное пенсионное обеспечение; - высококачественные медицинские услуги; - дополнительные социальные гарантии в случае инвалидности, потери кормильца и так далее; - дополнительный источник дохода; для государства: - снизить нагрузку на бюджет; - привлечь инвестиционные ресурсы; - ликвидировать иждивенчество; - создать социальную стабильность в обществе. 2. Для того чтобы личное страхование развивалось в нужном направлении, необходимо принять законы, способствующие развитию данного вида. Речь идет о социальных законах: "О развитии долгосрочного страхования жизни в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве", "Об основах реформы пенсионной системы" и так далее. 3. Для развития личного страхования и долгосрочного страхования жизни в частности нужны стимулы для страхователей. Первый шаг в этом направлении уже сделан: принятые 23 и 24 главы Налогового кодекса РФ (о подоходном и социальном налоге) способствуют развитию личного страхования. 4. Необходимо решить вопрос о развитии надежных финансовых инструментов для размещения страховых резервов по долгосрочному страхованию жизни. 5. Расширять международное сотрудничества со страховыми надзорами, союзами страховщиков, зарубежными страховщиками и перестраховщиками с целью формирования российского рынка долгосрочного страхования жизни с учетом мировых тенденций, укрепления платежеспособности российских страховщиков, снятия необоснованных ограничений на участие иностранных компаний в проведении страхования и перестрахования жизни, совместной борьбы со страховым мошенничеством в области страхования жизни; 6. Необходимо проведение Всероссийским союзом страховщиков, средствами массовой информации, общественными организациями и высшими учебными заведениями широкой просветительской работы среди населения, государственных служащих и работодателей, раскрывающей сущность и механизм реализации предлагаемых программ, с целью формирования в обществе современной страховой культуры и цивилизованного отношения к страхованию. 3.2. Всеобщая классификация страховых отношений Личное страхование См. схему 1. Страхование финансовых рисков Можно предложить следующую классификацию страхования финансовых рисков. 1. Страхование кредитов, в том числе страхование: · риска невозврата кредита (страхователь – банк); · ответственности заемщика за невозврат (непогашение) кредита (страхователь – заемщик); · несвоевременной уплаты процентов за кредит заемщикам; · потребительского кредита (страхователь – физическое лицо); · коммерческого кредита (страхование векселей); · депозитов (страхователь – банк или вкладчик). 2. Страхование косвенных рисков, в том числе: · на случай потери прибыли (дохода); · дополнительных расходов (как отдельный вид страхования); · временной прибыли, арендной платы и т.п. 3. Страхование биржевых рисков, в том числе: · рисков неплатежа по коммерческим сделкам; · комиссионного вознаграждения брокерской фирмы; · операций с ценными бумагами. 4. Страхование риска неправомерного применения финансовых санкций государственными налоговыми инспекциями. В соответствии с ГК страхование финансовых рисков представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери доходов (дополнительных расходов), вызванных следующими событиями: · остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных событий; · потеря работы; · непредвиденные расходы; · неисполнение договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке; · понесенные застрахованным лицом судебные расходы (издержки); · иные события. См. схему 2. Схема 1. от н.с. Схема 2. 3.3. Проектирование годичных тарифных нетто-ставок и страховых премий Необходимо произвести расчёты по проектированию годичных нетто-ставок и страховых премий по смешанному страхованию жизни со следующими параметрами: возраст страхователя – 43 года, срок страхования – 4 года, ставка дохода – 18 %, нагрузка абсолютная – 2,15 руб., расходы на проведение предупредительных мероприятий – 1,23 %, прибыль страховщика – 2,86 %, годичная нетто-ставка по страхованию от несчастных случаев – 0,028 руб, страховая сумма – 45700 руб. Тарифные нетто-ставки по смешанному страхованию жизни рассчитываются как сумма нетто-ставок по страхованию на дожитие до определённого возраста, по страхованию на случай смерти и по страхованию от несчастных случаев. Две первые нетто-ставки определяются как единовременные ставки и затем с помощью коэффициента рассрочки переводятся в годичные. 1. Найдём нетто-ставку с единицы страховой суммы в 100 руб. по страхованию на дожитие. Формула для расчёта следующая: Тн = P(A)*18V4*100 = 87851/90073*0,516*100 = 50,33 Где P(A) – вероятность наступления страхового случая, расчитывается как отношение чила доживших до возраста 47 лет к числу лиц доживших до 43 лет, 18V4 - дисконтирующий множитель для 4 лет при cтавке дохода 18 % годовых. 2. Найдём нетто-ставку с единицы страховой суммы в 100 руб. по страхованию на случай смерти. Формула для расчёта следующая: 3. Тн = [(d43*V1)+ (d44*V2)+ (d45*V3)+ (d46*V4)]/L43*100 = = [(493*0,847)+(533*0,718)+(576*0,609)+(620*0,516)]/90073*100 = 1,63 где di – количество людей умерших при переходе от возраста i к возрасту i +1 лет, Vj - дисконтирующий множитель для j года страхования при ставке дохода 18 % годовых, L43 – число лиц в возрасте вступление в страхование. Заключение В данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты личного страхования, такие как определение, основные категории, основы классификации, содержание видов личного страхования, а также выявили наиболее значимые проблемы, возникающие на пути развития данной отрасли в РФ, точки зрения учёных и специалистов по этим вопросам, а так же предполагаемые методы их решения. Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Личное страхование является одной из важнейших отраслей страхование. Развитое личное страхование решает две основные стратегические задачи: 1. Повышает социальную защищённость граждан, путём выплат пособий, дополнительных пенсий в виде рент и т. д. 2. Аккумулирует огромные денежные резервы, которые в свою очередь инвестируются в экономику страны. Для успешного развития данной отрасли необходимо решить ряд проблем. Ведущую роль в этом процессе должно играть государство и крупные профессиональные объединения страховщиков, например Всероссийский Союз Страховщиков. Огромную роль в эффективном развитии личного страхования играет формирование рыночного сознания у населения. Необходимо, чтобы граждане отказались от мысли, что государство им «должно». Безусловно, социальная поддержка со стороны государства должна сохраняться, однако основную составляющую таких выплат должны формировать сами граждане, заключая соответствующие договора страхования. Необходимо также расширять спектр обязательного страхования. Но делать это нужно очень осторожно, с особой тщательностью проектируя страховые тарифы. Иначе эти меры вызовут активное недовольство населения, подрывая доверие к страховщикам и к страхованию как экономическому институту. По прежнему не решённой остаётся проблема налоговых махинаций с использованием страховых схем. Но в этом направлении предприняты серьёзные законодательные и организационные шаги, что позволяет надеяться на скорейшее решение данного вопроса. Развитие страхования неразрывно связано с развитием экономики страны в целом. При слабой экономике, не может быть и речи о развитой системе страхования. Напротив, в условиях развитой экономики формируется платёжеспособный спрос на страховые услуги. Экономический кризис 1998 года разорил множество страховых компаний. Однако для самых сильных и конкурентоспособных страховщиков, сумевших удержаться на рынке, он напротив послужил сильным экономическим толчком. В настоящий момент отрасль страхования, в том числе и личного, в нашей стране активно развивается. Растут показатели суммарных объёмов страховых премий. Большая доля в структуре страховых премий приходится на страхование жизни, в том числе и долгосрочного. Список литературы 1. Страхование, И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов, Питер 2004 2. Личное страхование в России Опыт. Проблемы. Перспективы, М 2001 3. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4. Институциональные проблемы страхового дела в России, Кривов В.Д www.budgetrf.ru 5. Материалы с портала www.znay.ru 6. Материалы с официального сайта компании «РОСНО» www.rosno.ru 7. Материалы с официального сайта компании «Росгосстрах» www.rgs.ru