Каталог :: Социология

Доклад: Дианетика

ДИАНЕТИКА
     

ВВЕДЕНИЕ

Религии нового времени.

Известный американский эксперт Девид Хант в своей книге “Взрыв культов” (1980 год) пишет: ”Одним из наиболее примечательных явлений в последнее десятилетие является возрождение религий, охватившее весь мир... А по этому 80-е годы могут войти в историю как десятилетие религиозного возрождения - последнее, что могло прейти в голову экспертам, предсказывающим специфику космического века... Вопреки всеобщим ожиданиям, что прогресс науки вызовет изживание религии, наука сама обращается к религии и принимает представление о сверхъестественном в форме явлений психики. Более того, проповедники получают поддержку крупнейших естествоиспытателей.” Увы, но Россия в последние годы предоставила благоприятную почву для бурного роста всевозможных религиозных сект и учений, пришедших к нам с Запада . Приезжающие миссионеры щедро раздают несбы­точные обещания - от экономиче­ского процветания до душевного комфорта, от знания своей мисти­ческой родословной в прежних воплощениях до умения при помо­щи взгляда управлять людьми. Тонкое и изощренное, порой откровенно навязанное, предложение пси­хологической, религиозной помощи и самопомо­щи находят, к сожалению, в России благоприятную почву. Подавляющее большинство пророков перенесли свою “духовную” деятельность из США, где число различных культов огромно. Там на протяжении многих лет складывались необходимые предпосылки для столь пестрого процветания культов. Население США складывалось, как известно, целиком из эмигрантов, следовательно состав очень разнообразный - смешение различных школ, групп. Политическое и социальное устройство страны неминуемо привело к появлению кризисных явлений, обострению противоречий, характерных для современного общества, осознаваемых или не осознаваемых людьми. Рост безработицы, инфляции, рост преступности, алкоголизм, наркомания, коррупция, политические скандалы, проблемы защиты окружающей среды, непрекращающееся локальные войны, разгул терроризма. Встает давно наболевший вопрос: “С миром что-то происходит!” В такой ситуации некоторые люди чувствуют себя затертыми, заброшенными, одинокими, неспособными на выживание, они подавлены мыслью о бесцельности собственного существования. Появляется потребность в идеях и ценностях, способных возродить утраченные надежды, отыскать радикальный поворот в своей жизни. В такой напряженной атмосфере баланс между различными религиозными группами в конце концов нарушается, и где-то во второй половине нашего века стали появляться самозванные пророки, выдвигающие собственные верования, претендующие на роль единственных истинных, способных указать путь к спасению и высшему духовному совершенству, часто в грубой, вульгарной форме излагающие идеи традиционных религий. Эти проповедники громогласно стали обвинять устоявшиеся религии в прислужничестве, в способности довести мир до погибели, а использование в своих догматах прямого обращения к догматам традиционных религий необходимо им скорей только для построения собственных доктрин самовозвеличивания. Примерно так стали появляться многочисленные религии “Нового времени”. Их число огромно, только в одних США насчитывается более тысячи сект и культов. Условно их можно разделить на три группы. Первая группа - это культы, провозгласившие себя новейшим вариантом христианства, утверждающие, что нашли единственный правильный путь к богу. Среди них самые значительные - Семя любви, Церковь Армагеддона, Церковь живого слова и т. д. Вторую, очень большую группу составляют культы, берущие истоки с Востока. Наиболее известно Движение Харе Кришна. Последняя группа - это объединения занимающиеся, преимущественно духовными упражнениями, психотерапевтическими сеансами и прочими процедурами. Главное отличие этой группы сект в том, что по своему происхождению они не связаны с уже существующими религиозными течениями, их функционирование основано но каких-нибудь научных или псевдонаучных открытиях, идеях, а результатом этой работы является “полное очищение“ от каких-либо психических расстройств, болезней, вредных привычек (алкоголизм, наркомания). К этой группе как раз и относится церковь Сайентологии, суть которой я и постараюсь раскрыть в этом реферате. К этой же группе религий относятся так же и мелкие организации, проводящие астральные, окультные представления, занимающиеся спиритизмом и парапсихологией.

ДИАНЕТИКА - ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА.

Лафайет Рон Хаббард - автор дианетики.

Американец Рон Хаббард был контужен во время второй мировой войны; демобилизовавшись, он стал зарабатывать себе на жизнь, сочиняя научную фантастику. Он публиковался в популярной серии “Удивительные научно- фантастические истории”, и его рассказы постепенно становились известны среди читателей. Хаббард в своих произведениях рисовал довольно красочные “коллажи”, судя по всему он хотел скорее пощекотать нервы своих читателей, в его рассказах сквозила склонность к мистике и всякого рода чертовщине, научной фантастики там было мало. Популярность Хаббарда росла однако вяло. Можно предположить, что тоска о карьере стала отравлять ему жизнь, и видимо тогда , как свидетельствует “Таймс мегезин”, на лекции в Ньюарке в сентябре 1949 года у него вырвалось затаенное признание: ”Смешно писать, чтобы получать пенс за слово, смешно. Если ты действительно хочешь по­лучить миллион долларов, то луч­ший способ - это основать свою собственную религию”. Не прошло и года как Хаббард опубликовал книгу под названием “Дианетика - наука о душевном здоровье“, она была написана уже в “научном” жанре, хотя слава беллетриста давала о себе знать. Эта книга в своем новом издании, уже здесь в России, попала ко мне в руки этим летом. При первом знакомстве мне показалось, что это какой-то очень популярный в мире курс психотерапии (надпись на обложке гласит, что продано более 16,000,000 книг на 21 языке). Мне и в голову не могло прейти, что я столкнулся с пропагандой самой настоящей религиозной секты. “Дианетика - это приключение. “, написано на первых страницах. Здесь излагаются основы и основные направления в работе дианетики, вводится огромное количество определений. В книге сам Хаббард представляется “открывателем нового духовного измерения”, Пройдет несколько лет и он заявит: “Мы - глашатаи нового века... Сайентология - пропуск в это грядущее время”. Все эти высказывания обретают смысл когда Хаббард организовал широкую сеть психотерапевтических сеансов, обещая быстрое излечение от всех душевных болезней и совершенствование своих духовных способностей. Это выглядело заманчиво и стало привлекать внимание публики, а спустя несколько лет после этого, в 1954 году в Вашингтоне была зарегистрирована Церковь Сайентологии (буквально: наука о знании). Это событие официально ознаменовало появление новой религии, банальные лечебные сеансы стали обрастать глубокими теологическими рассуждениями и ритуалами, полными внеземными тайнами. Вот несколько слов из интервью, которое дал Хаббард в 1966 году в Англии: - Когда книга была выпущена? - В 1950 году. 9-го мая 1950 года. - Это и есть тот момент, когда родилась дианетика и сайентология? - Вообще-то нет. Исследования в этой области начались еще в 1930 году в университете, может быть в 1931 году. Первое большое открытие, что жизнь, все формы жизни действуют в соответствии с принципом выживания, было сделано в 1938 году. После войны, после нескольких лет изучения, я привел исследования в публикуемую форму. Какого рода были эти исследования говорят к примеру такие факты. В 45-ом году Хаббард входил в секретное акультное общество “Орден восточного храма”. В январе 46-го года он вместе с известным химиком, верховным жрецом ордена, Джеком Парсенсом участвовал в обряде черной магии, во время которого Парсонс пытался внедрить в не родившийся человеческий эмбрион дух мифического чудовища Бабалона. Для ритуала была найдена девушка, над которой и было совершенно надругательство. Во главе этой акультной группы стоял Алистер Кроули - главный сатанист 20-го века. Этот орден стал родоначальником сатанистских групп в Америке. После дианетики Хаббард занялся сайентологией, религиозной прикладной философией, где нашла дальнейшее развитие его идея о превращении человека в управляемую машину. Хаббард заявляет: ”Мозг похож на телефонный коммутатор... Человек является духом и может существовать отдельно от тела. Это очень интересное открытие сайентологии.” Истинные факты его биографии организация держит в глубокой тайне. Правду о Хаббарде рассказал его сын в книге “Хаббард - миссия или сумасшедший”. Сын фантаста рассказал, что значи­тельная часть “научных открове­ний" его отца была “создана” в со­стоянии глубокого наркотического опьянения. Другая же часть учения Хаббарда является чистым плагиа­том, в частности, из писаний Алистера Кроули, которого он упоминал как своего хорошего друга. Так появился на свет этот пожалуй один из самых многочисленных, и уж точно самый скандально известный из современных культов. Его лидеры заявили о нескольких миллионах своих последователях.

Догматика дианетики.

Каждый культ по-своему неповторим, он афиширует присущие только ему идеалы, цели и образ жизни, но ни один из культов не взывает к естествознанию столь открыто и хвастливо, как это делает Хаббард. Конечно этот призыв не может оставаться без ответным как со стороны обеспокоенных пациентов, так и со стороны дипломированных ученых. Так что тема затрагивает сложные отношения между религиозной верой и естественнонаучными знаниями. Дианетика - это своего рода библия для сайентологов. Все правила, предписанные в ней, являются незыблемой “святыней”, на них основывается вся деятельность этого религиозного образования. “Сайентология - заявляет Хаббард, - это религиозная философия высшего уровня, поскольку она обеспечивает человеку подлинное познание себя и истины.” Для достижения этой цели используется современная техника, способная совершить задачи Христа: достижение мудрости, хорошего здоровья и наивысшего душевного состояния. Все это претворяется с помощью так называемых “прослушиваний“ или “обработки” с помощью специального прибора - “Е-измерителя”. Этот прибор напоминает некую разновидностью детектора лжи, хотя сами сайентологи отрицают такой факт. Каждый новичок сразу садится за стол с таким прибором, к его телу крепятся специальные электроды, и специально подготовленный инструктор начинает задавать вопросы, связанные с прошлым человека. Считается, что если стрелка прибора резко отклонилась, то это свидетельствует о крайне возбужденном состоянии пациента при обсуждении данной темы, возбуждение же связанно с получением бессознательной психологической травмы. Цель - освободить от них психику человека. Все повторяется до того момента когда пациент начинает “спокойно” реагировать на задаваемые вопросы, после чего инструктор берется за отыскание следующей травмы. Для этих болезненных эмоций, связанных с пережитым ранее, Хаббард придумал свой термин - инграмма. Все наши комплексы, преступления, 70 процентов физических недугов вызваны инграммами. В них причина наших проблем, поэто­му от них следует избавиться. Но сделать это можно, только овла­дев техникой, которую придумал Хаббард. Суть метода такова: наш ум состоит из двух частей - аналитического (сознательного) и реактивного (регистрирующего). Аналитический ум полностью рационален и может функционировать как компьютер. Реактивный ум иррационален и при определенных условиях способен влиять на работу аналитического ума. Пока мы бодрствуем и здоровы - проблем нет. Мы спим или болеем - его деятельность искажается или блокируется. Реактивный ум полностью активен - он регистрирует все, что происходит с деятельностью человека. Когда реактивный ум заторможен, то реактивный ум ни чего не воспринимает из вне и начинает вариться в собственном соку, обращаться к болезненным впечатлениям, душевным травмам - инграммам. Инграмма не просто психологическое состояние - это субстрат, который храниться в нервных клетках и передается по наследству, они могут быть даже получены в утробе матери. Боль затирает конкретные обстоятельства, а сам человек не способен понять ни источник инграмм, ни избавиться от них. Для избавления от инграмм необходимо актуализировать обстоятельства в ходе “прослушивания”. По мере реконструирования и реального осознания инграмма растворяется. Психика очищается и человек получает ясное духовное существование, не обремененное различными проблемами, в результате чего он всегда способен рационально и быстро мыслить и принимать только правильные решения. Хаббард постоянно твердит о научном обосновании его действий, хотя нет достоверных свидетельств, подтверждающих его воззрения, чуждые современным представлениям. Однако нельзя отрицать, что подобные сеансы в некоторых случаях действительно приносили улучшение внутреннего самочувствия, поднятие жизненного тонуса. Можно констатировать, что рассуждения Хаббарда в очень упрощенной и вульгарной форме воспроизводят теорию психоанализа, разработанную З. Фрейдом. Речь идет о понятии бессознательного о душевных травмах как причинах неврозов, о влиянии детских переживаний на психику взрослого человека. И методы лечения аналогичны: отыскание причин неврозов, выведение прежнего опыта на уровень сознательного. Можно предположить, что в тех случаях, когда пациенту нужна подобная помощь “прослушивания” могут оказать и какое-то благотворное влияние. В книге “Сайентология: основы мышления” (июль 1951 года) Хаббард начинает утверждать, что передача инграмм связанна с неким духовным мистическим началом, и если раньше утверждение о каком-то материальном субстрате - носителе инграмм лежало в русле научного подхода, то в новом его высказывании уже просвечивает религиозная подоплека. Хаббард ссылается на логику мышления: бессознательное несет в себе некую религиозную основу, в психоанализе действительно существует мысль о бессознательном как о неком самостоятельном образовании, но ни чего религиозного в этом не просматривается. Далее он начинает толковать процесс работы “Е-измерителя” как подведение религиозных мистических оснований под научную интерпретацию. Окончательный вариант сайентологии представляет собой новейший вариант буддизма. Хаббард выдвигает учение о “титане” - особом духе, который после смерти человека переселяется в другое тело, и “тете” - духовной первооснове движения и развития неодушевленной материи, здесь можно провести аналогию с богом. Хаббард берет из буддизма одно из ключевых его положений - учение об инкарнации. Как видно это крайне примитивная и вульгарная трактовка очень сложной древней религии. Теперь инграммы - духовные рубцы, накопленные в предыдущих воплощениях, их возраст 35 - миллиардов лет! Были другие жизни, другие миры и планеты. “Е-измеритель” оказывается единственным прибором, способным помочь в уничтожении инграмм. Несмотря на то, что религиозная подоплека с первого взгляда не видна, Хаббард создавал именно религиозную систему. Ее последователи называют себя “братьями” и “сестрами”, проводят службы, напоминающие религиозные, обряды бракосочетания и отпевания. Никакого иного божества, кро­ме Хаббарда, найти в этой “цер­кви”, в этой “религии” нельзя. Хаббард - “пророк” и “спаситель”, радикально изменивший ход всей цивилизации. Он говорит: “Дианетика - веха для человека, сравнимая лишь с открытием огня и превосходящая изобретение колеса и арки”. У сайентологов даже свое летоисчисление, например 1997 год это 47 год после выхода дианетики. Самое интересное - за все процедуры, проводимые в секте надо платить, причем платить немало. Для того, чтобы пройти через все “курсы” последователь­но, вам придется выложить 250 тысяч долларов. Таким образом можно сказать, что Хаббард использовал врожденную предрасположенность американцев к религии, но в отличии от других культов его “церковь” ориентированна на “средний класс”, людей взрослых образованных, не отличающихся особой склонностью к мистике. Церковь сайентологии пытается совместить две несовместимые вещи: зачатки естественнонаучных знаний в области психологии и психоанализа с религиозными соображениями. Казалось бы, что такое эпохальное открытие как “Дианетика” будет дальше развиваться и уточняться. Ничего подобного! Хаббард приравнял свои взгляды к незыблемым истинам и свою дальнейшую деятельность посвятил представлению сайентологии как панацеи от всех тревог жизни.

Как работает церковь сайентологии?

То, что называется “догматикой”, “вероучением” не играет в ней ни какой роли. Это только исходный плацдарм для последующей атаки на человеческое я, успех которой - изощренная психотехника. Сайентология - организация с жесткой иерархией, деспотичными порядками, отработанной техникой вербовки. Существует несколько этапов вербования новичков. Сначала инструктор пытается установить ненавязчивый контакт, поговорить о том - о сем, войти в доверие. Дальше пытается раскритиковать телевидение и прессу - “торговцев хаосом”, обличающих дианетику. Следующий этап - попытка отыскать наиболее незащищенные душевные переживания, искать их рекомендуется затрагивая душещипательные темы: алкоголизм, наркомания, сексуальная ущербность, преступность, вина, раскаяние и другие. Потом сайентолог заявляет, что беды эти стары как мир, но сайентология как раз специализируется на таких проблемах. Приводятся примеры излечения этих недугов с помощью процедур прослушивания. Если, соблазнившись, человек соглашается их пройти, то с ним подписывается контракт, вносится аванс, и новичок попадает на сеанс работы с “Е-измерителем”. Не редки случаи отказа от дальнейшего “прослушивания” и, что совсем плохо, требование вернуть задаток. Церковь они, однако, врасплох застать не могут. При заключении письменного договора в него обычно включает­ся обязательство новичка не требовать возвращения аван­са. Хотя такой документ юридической силой и не обладает, он так или иначе удерживает людей от обращения в суд. На “джентльменские” же просьбы следует стандартный ответ, что в неудаче виноват сам пациент: либо он не проявляет нужного старания, либо неискренен в своих признаниях, а поэтому ему следует продолжить курс. Если все же кто-то упорствует, то просьба чаще всего тонет в бюрократической волоките. Меркантильность пронизывает всю деятельность Церк­ви. Ее руководство, например, всеми способами стремится заставить рядовых последователей безвозмездно трудиться в свою пользу или, в крайнем случае, платит гроши. Так, сын Мэри , бывшей в зависимости от сайентологии, но сумевшей избавится от нее, работал для церкви по 17 часов ежедневно и 12 часов - в воскресенье не более чем за 40 долларов в неделю. Его коллега за 100 часов получил всего 10 долларов. Джулия К. Титбурн за 15 часов получала 4 доллара и т. п. Безналоговый статус религиозной организации позволил быстро превратиться в могущественную финансовую корпорацию. В результате Церковь ворочает огромными средствами. Уже в 1959 году Хаббард смог купить роскошное поместье в Англии, прежде принадлежавшее индийскому махарадже, и сделал его своей штаб- квартирой. Цена сделки осталась тайной. Но известно, что в 1977-м году за 6 зданий в Голливуде Хаббард выложил 5,5 миллиона долларов наличными. Ненамного дешевле обошелся ему и роскош­ный отель в Клиуотерс (Флорида), который был превращен в тренировочный центр для инструкторов высшего ранга. Позже за несколько миллионов долларов было приобретено еще 6 зданий в центре этого курортного города с его бешеными ценами. В 1983 году журнал “Тайм” писал, что собственность Церкви сайентологии составляет более 280 миллионов долларов, а в наиболее удачливые годы ее доход достигал 100 миллионов долларов. В 1987 году доход церкви составил 503 миллиона долларов. О личном состоянии Хаббарда ходят легенды. Называется цифра в 7 миллионов, но она, по-видимому, занижена, поскольку он перевел в зарубеж­ные банки на свой счет огромные средства, размеры кото­рых неизвестны. Так что “пророк” весьма доволен собственным бизнесом. ”У нас немало собственности в разных точках земного шара, - хвастался он. - И мы купим еще больше: несколько стран, например”. Кстати, одно;; из главных его приобретений — флотилия океанских кораб­лей, па которых функционеры Церкви посещают разные страны. Структура Церкви не предполагает особых сообществ и большинство последователей Хаббарда живут и работают во “внешнем” мире. Это неизбежно: у Церкви нет: специальных программ попрошайничества и спекулятивной торговли (за исключением продажи книг “пророка” и “Е-измерителя”), так что основной доход она получает извне. Хаббард достаточно быстро понял, что успех обеспечивает не риторика, а не­утомимая административная деятельность, постоянная борьба с недругами как внутри, так и вне Церкви. Прежде всего он занялся возведением себя в ранг великого “пророка”. Он, например, настаивает, что пережил множество воплощений и его подлинный возраст составляет 74 триллиона (!) лет. В качестве этакого подар­ка с неба он не может избавиться от космической ностальгии и однажды доверительно сообщил, что до сих пор время от времени вздымается к небесам. Он рекламируется как неутомимый Путешественник по Азии, глубоко усвоивший опыт тибетских лам, индийских святых, буддийских гуру, мужественный офицер, полу­чивший ранение и чудесным образом излечившийся сам, знаток физики и математики, доктор философии и т. д. В действительности же университета он не закончил, в сражениях не участвовал и был уволен на пенсию из морской пехоты по болезни, от которой страдал всю жизнь. Каждый, кто осмеливается высказать хоть малейшее сомнение в истинности его учения или нарушить церков­ные порядки, немедленно подвергается изощренной системе давления и репрессий. В церкви имеются штатные “офицеры этики”, обязанные неусыпно контролировать уровень нравственности. Для вразумления строптивых разработан богатый набор “проектов совершенствования”, призванных искоренить так называемое “подавленное сознание”, то есть чувство личного достоинства и незави­симости. Это, например, написание униженных признаний в собственных проступках в количестве 100 экземпляров, составление “искреннего” и пространного отчета о своих недостатках, сбор подписей среди коллег с просьбой восстановить доверие руководства, а также более три­виальные меры - “воспитательное” мытье полов, стен, окон в зданиях, принадлежащих Церкви. Это не всегда достигает цели. Тогда в действие приво­дится система беспощадных репрессивных мер, включаю­щая бойкот, угрозы, запугивания. Отступникам, как свидетельствует Мэри Уикс, внушают, что они “неизбеж­но впадут в безумие, если покинут церковь. Вы, говорят им, были ненормальными перед тем, как обратились к нам. Здесь вы излечились, но только до тех пор, пока остаетесь в церкви. Стоит ее оставить, вы тотчас же впадете в прежнее состояние”. В результате многих людей удер­живает в Церкви лишь чувство страха и вины. Весьма действенным оказывается и другой, веками апробированный метод: шантаж. Во время прослушивания делается немало признаний, носящих доверительный, интимный характер. Они тотчас же фикси­руются и хранятся в специальных досье до подходящего случая. Один из сайентологов вспоминает: “Мы постоянно опасались шантажа, поскольку во время “прослушивании” вас принуждают рассказывать все — даже то, что считается вашей тайной”. Подобные опасения далеко не напрасны. По словам адвоката Рона Вейда. во время нашумевшего на всю Америку процесса в Орегоне по иску Джулии К. Т. Титбурн (август 1979) представители Церкви без лишних церемоний зачитывали вслух досье бывших сайентологов, чтобы опорочить или даже предотвратить их нежелательные свидетельства. Случаи запугивания не ограничиваются стенами судов. Постоянно практикуются угрожающие звонки, распространение компрометирующих слухов, даже физическое насилие. Типична история журналистки Полетт Купер, написавшей в 1971 году книгу “Скандал Сайентологии”. Против нее немедленно была развернута массированная кампания запугивания и шантажа. Для начала иск выставили многие местные отделения Церкви. Расчет простой: в США судебное дело рассматривается по месту жительства истца, и тем самым Купер должна была оплачивать судебные издержки одновременно в 18 штатах. Ей постоянно угрожали по телефону и почте, среди соседей распространялись грязные сплетни о ее личной жизни. Такие же действия предпринимались против адвоката и свидетелей защиты. На суде были представлены порочащие журналистку записи на ее личных бланках, выкраденных из квартиры, ее обвиняли даже в намерении взорвать Церковь. В конце концов Купер не выдержала и подписала документ, в котором, признав, что 52 положения ее книги способны “ввести в заблуждение”, дала обещание, что никогда больше не будет касаться этой темы. “Некоторые люди мертвы, потому что нападали на нас, некоторые люди разорились, потому что нападали на нас”,- говорил Хаббард. Всех, кто критикует сайентологию, секта объявляет “подавляющими личностями” и против них ведётся “честная игра”, т. е. борьба без правил. Любой сайентолог может отнять у него имущество или нанести телесные повреждения без всякого для него (сайентолога) наказания. Но конечно, главную угрозу для себя Хаббард усматривает в выступлениях авторитетных органов печати и деятельности различных правительственных учреждений, с которыми он находится в многолетнем конфликте. Кульминацией стал июнь 1977 года, когда сотрудники ФБР нагрянув па штаб-квартиру Церкви в Вашингтоне и Лос-Анджелесе, конфисковали свыше 100 тысяч документов. Были обнаружены детальные планы выступления против самых разнообразных “врагов”. В их числе программа осуществления дорожного инцидента с мэром Клиуотера, отказавшим Церкви в ряде требований, список сайентологов, откомандированных в местную: газету с целью шпионажа, меры по дискредитации редактора газеты “Санкт-Петербург таймс” и се репортера выступившего с критикой Церкви, схема взлома юридической фирмы, представляющей эту газету, программа внедрения сайентологов в штат редакции “Вашингтон пост" и т.д. Все эти планы не оставались на бумаге. Так, в 1976 году два работника Церкви но подложным документам посту­пили в бюро налогов и министерство юстиции США и вы­крали 15 тысяч документов, связанных с расследования финансового статуса организации сайентологов. Вскоре 11 руководящих деятелей Церкви, включая и жену Хаббарда, ответственную за все “защитные” операции, были привлечены к судебной ответственности за мошенничество, кражу правительственных документов, подслушивание телефонных разговоров и т. п. Планы по захвату мира – это не игра, это - единственная цель, есть даже примеры, когда сайентологи пытались совершить государственный переворот. В середине 70-х годов была совершена попытка захвата власти в Марокко. То же планировалось сделать и в Албании. В Мексике члены организации одно время находились на уровне правительства. Эта вполне уголовная активность носит программный и систематический характер, закрепленный официальным призывом Хаббарда: “Не защищайся! Нападай сам! Поднимай шум!” Один из руководителей Церкви в Сан-Диего писал без обиняков: “Когда они атакуют нас, мы их останавливаем, разоблачая совершенные ими грехи. Каждый, кто критикует Церковь сайентологии, совершает преступление”. В январе 1979 года “Нью-Йорк таймс” опубликовала внутреннюю инструкцию Церкви по технике “обращения с врагами”. В ней содержится указание всегда нападать первыми, не брать обратно свои обвине­ния, постоянно выискивать “уголовные преступления или что-то еще похуже, компрометирующее врагов”, пристраи­вать в прессе “фактические свидетельства страшных, кровавых, сексуальных преступлений”, нашептывать грязные истории, с “помощью адвоката угрожать иском” и в конечном счете добиваться “полной дискредитации противника”. Результаты внушительны: лишь за 1970 — 1979 годы Церковь выставила 59 судебных исков против различных учреждений, включая иск в 750 тысяч долларов против ФБР, и более сотни исков против издателей, авто­ров, частных лиц, когда-либо публично выступавших против сайентологии. Чем же объясняется эта невероятная агрессивность организации, предлагающей “душевное совершенство и внутренний покой”? Вовсе не патологи­ческими наклонностями ее лидеров. Причина проще: деятельность сайентологов неизбежно вступает в противо­речие с законами, регулирующими частнопредпринима­тельскую активность. Начнем с финансовой стороны. Бюро налогов потребо­вало от Церкви выплатить 6 миллионов долларов в виде штрафов за доходы, которые сайентологи скрыли в 1970— 1974 годах. Но, увы, здесь работают видавшие виды инспекторы, которых не так просто убедить, что примитивные жестянки - это священный предмет, или, как уверяют сайентологи, “религиозное средство помощи в процессе духовной исповеди”. Поэтому здесь конфликт неизбежен. Верная своим установкам Церковь нападает первой, используя все, как, впрочем, и ее противники, средства. Она, например, постоянно обвиняет бюро налогов в неэффективности, в громоздкости его аппарата, который обходится налогоплательщикам дороже, чем средства, которые оно собирает. Особо шумные кампании сайентологи проводят против ФБР, обличая его в противозаконных запугиваниях последователей Церкви, в составлении досье на них, в конфискации документов, подслушивании телефонных разговоров. С не меньшей яростью сайентологи нападают на Интерпол, обвиняя его в тесных связях с Третьим рейхом, в укры­вательстве нацистских преступников. Эта организация вызывает ненависть сайентологов потому, что имеет богатейшее досье, в том числе на членов Церкви, и снабжает ин­формацией о них судебные органы входящих в него стран. Перечень своих врагов сайентологи не ограничивает органами печати и правопорядка. Ведь основной резерв Церкви — это люди, озабоченные состоянием своей пси­хики, переживающие собственные недуги и пороки. Сайентологам важно убедить общественность в незаменимости предлагаемых ими методов врачевания. Поэтому они яростно обличают возможных конкурентов на благородной ниве Гиппократа: психотерапевтические учреждения, заведения по лечению алкоголиков и наркоманов, психиатрические лечебницы и т.п. В них, уверяют сайентологи, пациентов лишь мучают, разрушают мозг, личность электрошоком и вред­ными психотропными препаратами. Дело, впрочем, не только в стремлении дискредитиро­вать организации, непосредственно задевающие деловые интересы сайентологов. Озабоченные критикой в свой адрес, они пытаются создать привлекательный образ Церкви - неутомимой защитницы человеческих ценно­стей от бессердечного бюрократизма. А .поэтому, скажем, Комиссию по атомной энергии США сайентологи обви­няют в засекречивании данных о заражении местности радиоактивными веществами, военные ведомства - в попрании человеческих прав и практике промывания мозгов и т. п. Во всех подобных обвинениях, конечно, немалая доля истины. Не надо только принимать за чистую монету такое прославление свободы и гуманизма. Хаббарду нужно. персональное всевластие, а не демократия вообще, кото­рая, как он заявил однажды, “до сих нор не принесла нам ничего, кроме подоходного налога”. Свобода для него - это беспрепятственная возможность за приличное вознаграждение “прослушивать” своих соотечественников, а все остальное - либеральные сантименты, его не вол­нующие. Главная приманка Церкви сайентологии - обещание душевного спокойствия и внутреннего мира. Есть, однако, один человек, которому эта премудрость не пошла на пользу. Это - сам Хаббард. При всей напористости и агрессивности свою жизнь он провел в бегах от закона. Уроженец штата Небраска, житель Нью- Йорка, он по­стоянно искал место, “чистое” от врагов. В 1954 году для . своей штаб-квартиры он выбрал Феникс (Аризона) . Спустя пять лет он переносит ее в Англию. Но в 1968 году бри­танское правительство запрещает деятельность сайентологов, и Хаббард со своей свитой переселяется на спе­циально оборудованный паром “Аполлон”. В 1975 году он выходит на сушу и после настойчивых, но тщетных попыток поставить под свой контроль местные власти в Клиуотере, скрывается на тайных базах Церкви, имея под рукой автомобиль и полмиллиона долларов наличными на случай незапланированного бегства. Он ждет кодового известия: наступил “совсем чистый день”, чтобы открыто вернуться к управлению созданной им империей. Но тучи не рассеиваются, и в марте 1980 года Хаббард исчезает с общественной сцены. Слухи о его загадочном исчезновении были разнообразные. По словам сына, Хаббард, предавав­шийся различным сексуальным из­вращениям, долгие годы страдал от венерических заболеваний и ду­шевных болезней. Глава сайенто­логии в конце жизни пришел к убеждению, что он является не кем иным, как зверем из Откровения св. Иоанна Богослова (Апокалипсис), обла­дающим властью над всем челове­чеством. Умер Хаббард в 1986 году, так по крайней мере написано в “Дианетике”, место его захоронения неизвестно. Структура Церкви Сайентологии такова: Офис особых дел занимается юридическими вопросами; служебная организация “Флаг” готовит высший персонал церкви; флагманская организация базируется на судне “Вольные ветры”, здесь идут курсы самой высокой степени посвящения; морская организация наиболее скандально известна, её сотрудники подписывают контракт такого рода: “Я удостоверяю настоящим документом, что, находясь в светлом уме и добром здравии, становлюсь служащим морской организации и обязуюсь до конца следовать её задачам и целям, каковыми являются порядок и этика на этой планете и во Вселенной, записываюсь в морскую организацию на ближайший миллиард лет”. В январе 1982 года группа молодых энергичных лиде­ров создала особую группу с “главной целью - развивать и утверждать чистоту и единство сайентологии”. Был проведен ряд мер, ужесточивших “церковную дисципли­ну”, а вскоре и чистка руководства, коснувшаяся прежде всего функционеров старшего поколения. В Церкви, как заявил один из смещенных работников, установилось “царство террора молодых”. Подлинные причины и тенден­ции перемен в столь “закрытой” организации определить трудно. Однако можно предположить, что немалую роль в этой схват­ках играют манящие богатства Церкви. Каково воздействие, которое программы Церкви сайентологии оказывают на ее последователей? Можно констатировать, что Хаббард открыл для себя поистине золотую жилу: в 50-е годы - ажиотаж по поводу достижения “внутреннего покоя” достиг своего апогея. Сознательно или неосознанно Хаббард исходил из того, что большинство граждан не сможет отличить обоснованные методы врачевания от хорошо разрекламированного зна­харства. Как только частный психотерапевтический метод был мистифицирован и представлен в ка­честве универсального средства врачевания человеческого рода, способ и цель общения инструктора и паци­ента, выбор и последовательность “программ”, оценка их результатов и т. п., уже подчинялись не заботам о здоровье пациента. Главными стали “цеховые”, во многом корыстные интересы функционирования и воспроизводст­ва религиозного культа, интересы, которые неизбежно вели к искажению, а то и ликвидации элементов прежнего опыта и знаниях, содержащихся в применяемых процедурах. Люди, порвавшие с Церковью, единодушно утвержда­ют, что подвергались особому гипнотическому воздейст­вию. Так, Джулия Титбурн считает, что стала жертвой практики “промывания мозгов”, превратившей ее в “робо­та, презирающего своих родителей в такой мере, что возникла мысль об их убийстве”. Одна из свидетельниц подтвердила, что Джулия “страдала от стрессового синдро­ма, утратила память, способность употреблять слова и концентрировать внимание и после выхода из Церкви долго страдала от рассеянности и галлюцинаций”. Даже опытный адвокат был потрясен. Это, заявил он, “история ужасов”, в ходе которой девушку “программировали, чтобы превратить в подавленное, абсолютно безвольное и совершенно бессмысленное существо”. Порой, однако, можно встретить и иные суждения. Так, одна женщина после ста часов “прослушивания” заявила, что приобретенная ею “все возрастающая спо­собность контролировать реакцию на прошлое благотворно сказывается на нынешнем состоянии, в частности, придаст большую устойчивость к негативным проявлениям жизни”. Столь противоречивые оценки, разумеется, естествен­ны. Проблема, однако, сохраняется: каковы результаты “прослушиваний”, на чем, в частности, основываются их высокие оценки, вообще говоря, повторяющие рекламные посулы Хаббарда? Американские исследователи Фло Конвой и Джим Сигельмац в своей книге “Захват” (1977 год) утверждают, что в культах происходит не просто изменение отдельных взглядов человека, но коренная перестройка всего строя психики, перерождение традиционных идей и ценностей, Из многочисленных фактов и бесед, приводимых авторами, наиболее поучительным представляется интервью с Ховардом Давенпортом (псевдоним), который провел в Церкви пять лет, выступая в последнее время как инструктор. Его рассказ, кстати, помогает яснее предста­вить и мотивы, по которым люди вступают в Церковь. “В то время я находился в подавленном состоянии и был совершенно одинок, - вспоминает он. - Однажды миловидная девушка дала мне адрес и сказала: “Приходите в 7.30”. На вопрос, что там будет, она ответила: “Просто компания людей, хорошо знающих друг друга”. Я решил, что речь идет о массовой вечеринке, а попал на встречу сайентологов. Нам прочитали лекцию и показали учебный фильм... После этого продемонстрировали “Е-измеритель” и объяснили, как он работает. Гостям предложили исполь­зовать его действие на себе, а сайентологи комментировали его показания. Они пригласили и меня. Когда стрелка резко отклонилась, мне пояснили: я нахожусь в состоянии глубокого душевного расстройства, и убедили пройти курс “общения” за 15 долларов. Моя новая знакомая призналась, что еще раньше поняла: я нахожусь в депрессивном состоянии и жизнь моя не сложилась. Но если я пройду этот курс, все проблемы будут решены. Я ощутил состояние душевного подъема: “Ого! Наконец нашелся кто-то, кто способен позаботиться о моих проблемах!..” Поясним, что программа “общение” обычно предшест­вует. сеансам “прослушивания” и состоит из нескольких ступеней. Первая из них называется ТР-0 (“нулевое тренировочное упражнение”). Выглядит она так: два чело­века помещаются в крохотную комнату и должны в течение нескольких часов непрерывно смотреть друг другу в гла­за. Сначала, вспоминает Х. Давенпорт, я чувствовал себя крайне неестественно и никак не мог взять в толк, каков смысл этой процедуры. И лишь спустя несколько лет понял - цель добиться, чтобы в любой ситуации па­циент выглядел “нормальным”, благополучным. А зачем? По мнению авторитетных экспертов, во время “прослушивания” человек впадает в особое гипнотическое состояние, когда резко притупляется способность к трез­вому осознанию собственного положения, четкому восприя­тию внешних событий и т. п. Эти изменения неизбежно придают человеку болезненный, необычный вид. Поэтому сайентологи разработали особую технику, позволяющую скрывать такие изменения. Давенпорт вспоминает: “У них имеется программа, позволяющая добиться, чтобы ваши глаза выглядели естественными. Кто-то садится напротив вас на расстоянии в три фута, ивы начинаете смотреть друг на друга. Потом один из вас действует как тренер, а другой — как ученик. Первый говорит: “Начи­най!” Если твой взгляд ему чем-то не нравится, он прерывает: “Завалил! Ты смотришь неестественно”. И снова: “Начинай!” Это продолжается часами. “Провалился! А ну засмейся. Давай! Опять выглядишь как робот, давай снова!” Другие программы носят не столь невинный характер. Одна из них, например, учит, как приобрести контроль над другими людьми - навык, крайне необходимый для вовлечения новичков. В нее, например, входит обучение технике, при помощи которой преодолевается нежелание человека отвечать, вступать с тобой в разговор. Решающим здесь считается воинствующе дурацкий вопрос: “А рыба плавает?” Предполагается, что он способен пробить любую броню некоммуникабельности. Основываясь только на этих фактах уже можно сделать вывод, крайне важный для понимания специфики этой организации. Первоначально человека привлекают к ней достаточно частные и не столь повелительные причины: ощущение психологического напряжения, нервозность, неуверенность в себе, болезненные воспоминания, а то и просто жажда новых впечатлений. Он начинает с безобидных “лечебных” сеансов, от которых ему на первых порах не так уж трудно отказаться. Они выглядят обнадеживающими, успокаива­ющими - а чего не сделаешь ради душевного здоровья. И новичок шаг за шагом включается во все новые програм­мы, глубже впитывает псевдорелигиозную риторику, взгля­ды и -манеру поведения новоявленных “братьев”. 0н втягивается в процесс, делающий его все более зависимым от Церкви, но обычно не осознает его возрастающей необратимости. Начинается марафонская гонка за новыми курсами, стадиями, знаками отличия. Наконец мечта сбы­вается: он достигает ступени полного “очищения” и по классификации сайентологов становится “действующим тетаном”. Но и это не предел, поскольку в церковной иерархии имеется восемь рангов таких “сверхчистых” индивидов. Параллельно происходят серьезные изменения в миро­ощущении человека. Укажем на любопытный факт: сами “тита­ны” искренне убеждены в том, что приобрели способности, граничащие со сверхъестественными. Вот ответ одного из них на вопрос, ощущается ли на высших уровнях нечто подобное действию наркотиков: “Я вижу все цвета вокруг себя, как и молекулы, плавающие в комнате”. Давенпорт также вспоминает, что после завершения курсов, обучающих выходу из собственного тела и прохождению через материальные тела, он почувствовал уверенность, будто на самом деле выработал эти способности. Лишь позже, признался он, ему стал понятен источник такого ощу­щения. Сайентологи, рассказывает он, “практикуют упраж­нения, которые при многократном повторении способны создавать в вашем уме образы вещей, на самом деле не существующих, и, больше того, изменить обычное восприятие реальных предметов. Например, вы смотрите на дверь, и у вас возникает о ней определенное представление. Одна­ко путем особых упражнений инструкторы добивается такого состояния, когда вы видите дверь его глазами, и это чуждое восприятие постепенно вытесняет ваше собственное”. Однажды, рассказал он, “я целый день бродил, убежденный, что природа находится под моим контролям. Непрерывно лил дождь, и я совершенно ясно чувствовал, что направляю его усилием собственной воли”. Вспоми­нает он и другой случай, когда, желая побеседовать со своим другом, приобрел ощущение, будто сумел выйти из собственного тела в полном соответствии с инструкция­ми, полученными во время обучения. Как же все-таки можно объяснить такие ощущения, не копируя подсказок Церкви? “Это приходит постепенно, - объясняет Давенпорт, - Иногда для достижения такого состояния требуются годы, хотя некоторые люди добиваются его за несколько недель. Сначала вы воспринимаете дверь такой, какая она есть. Затем вам говорят, что вы должны ясно разли­чать все молекулы, движущиеся в ней. Вы начинаете оглядываться в эти молекулы и пытаетесь вообразить их самыми разными способами. Первоначально вы отдаете себе отчет, что пытаетесь лишь вообразить их, но затем внезапно появляется новое ощущение. Вы смотрите, смот­рите на дверь и вдруг действительно замечаете молекулы. Это галлюцинация, но вы уверены, что видите их на самом дело”. Если же у вас закрадывается сомнение, продолжает Давенпорт, то инструктор заявляет: “А какие у вас осно­вания считать, что это лишь галлюцинация?” И он попадает в точку: к этому времени человек может уже утратить способность определить, что является реальным. Когда такой барьер сломан, ощущение реальности становится произвольным и повседневная жизнь человека может смешиваться с живыми и яркими галлюцинациями”. Мало что можно добавить к этому рассказу. Бесцере­монное и систематическое вторжение в человеческую психику, назойливое внушение фантастических пред­ставлений приводит к состоянию, которое американские эксперты обычно называют стадией ”суженного”, или “сокращенного”, сознания. Она характеризуется тем, что притупляются эмоциональные реакции и восприятие окружающих событий, возникает особое, близкое к гипно­тическому состояние, при котором человек теряет способ­ность проводить четкое различие между тем, что он испы­тывает, и тем, что существует на самом деле. Можно ли после этого удивляться тому, что члены Церкви нередко обмениваются живописными воспоминаниями о своей жизни на других планетах, о своем прошлом многовековой давности? Именно поэтому многие авторитетные американ­ские психиатры расценивают сайентологию как крайне опасный и антигуманный культ, направленный на то, что­бы “разрушить саму структуру ума”. Здесь и разгадка того ощущения “спокойствия”, “уверенности”, которое порой испытывают люди, давно участвующие в сеансах “прослушивания”. Естественные человеческие эмоции, реакции на окружающие события, потребности в многокрасочных чувствах и ощущение их богатства заменяются стандартизированными реакциями, безразличием, фантастическими картинами из произведений Хаббарда, за которыми признается реальное су­ществование. Это состояние своеобразной духовной анестезин, мира “жизнерадостного робота”, утратившего специфические личностные черты.

Дианетика в России. Национальные особенности.[1]

К сожалению сейчас Церковь Сайентологии пустила глубокие корни и в России, во многих городах функционируют ее филиалы. Презентация дианетики прошла в апреле 1993 года в Кремлевском Дворце Съездов. В 1994 году Церковь Сайентологии была зарегистрирована в России. Пропаганду дианетики можно встретить почти везде. Книгу “Дианетика - современная наука душевного здоровья” я приобрел у молодых людей, агитирующих в пользу московского центра дианетики. На четырех страницах помещает рекламу этой “науки” газета “Я молодой”. ”Дорога к счастью. Так назвал свою книгу известный мыслитель, ученый и педагог, основатель современной науки душевного здоровья - дианетики - Л. Рон Хаббард -, говорится в начале статьи. - Этот своеобразный нерелигиозный моральный кодекс много миллионными тиражами разошелся более чем в 40 странах мира, в том числе в Германии, Италии, Швейцарии, ЮАР, Японии и др. Небольшая книжка распространяется и используется в школах, других учебных заведениях, в молодежных организациях, общественных, трудовых коллективах и даже... в тюрьмах. По свидетельству тех кто придерживается положений, принципов, советов, изложенных в кодексе, это помогает людям повышать их жизнестойкость, достигать намеченных целей, быть более терпеливыми, доверяющими, понимающими. Следование “кодексу” позволяет улучшать окружающую среду и условия жизни в обществе. ”Далее приводится некий кодекс, состоящий из 21-го пункта. В них изложены, можно сказать банальные правила хорошего поведения: стремитесь жить правдиво, будьте умеренны, подавайте хороший пример и т. д. Говорится, что если вы будете соблюдать эти правила то “вы значительно увеличите свой жизненный потенциал, свою... жизнестойкость”, в общем продвинетесь по “дороге к счастью”. А что же такое счастье и кто может его добиться? “Если у человека нет жизнестойкости, он не добьется радости и счастья. Любой человек старается получить от жизни максимум удовольствия и избежать боли, насколько это возможно. Ваше собственное счастье может обернуться трагедией и страданием из-за бесчестности и дурного поведения окружающих.” В таких ситуациях видимо и возникают инграммы, шрамы от пережитой боли душевной или физической. ”Вы важны для окружающих. К вам прислушиваются. Вы можете влиять на других. Счастье и беды ваших знакомых важны для вас...” Реклама дианетики нацелена на самые разные жизненные ситуации: ели вы не нашли свое место в жизни, если вы решили пройти курсы по экономике и управлению, если у вас проблемы с детьми, если вас не ценят окружающие и т. д. Спасение одно - обращайтесь в какую-либо организацию представляющую дианетику. Сайентология - единственная из всех сект, кото­рая в новой стране работает на ус­ловиях самоокупаемости. Руководители секты понимают, что в России они из простых людей много не выжмут, поэтому предел их вожделения - “новые русские” и высшие государственные струк­туры. За “новыми русскими” секта, например, охотится с помощью сво­их членов, работающих в туристи­ческой фирме “Рондо”, которая устраивает вояжи наших новояв­ленных богачей за рубеж. Вербуют в секту главным образом во время путешествий. Небезопасными для кошелька и психики “новых рус­ских" оказываются и бывшие крем­левские санатории, куда они на­правляются для лечения и отдыха. В стремлении выкачать как можно больше денег, сайентологи обрати­ли внимание на журналистов, выс­шую управленческую элиту, руко­водителей промышленных пред­приятий, страховых компаний - тех, кто ответствен за принятие ре­шений и использование финансов. В сайентологии все решает орга­низация. Вернее, система органи­заций. По крайней мере страноведы, организаторы приходят на но­вую территорию первыми. Они го­товят “почву”. Обращает на себя внимание большое число различ­ных по профилю и названиям само­стоятельных, отдельно зарегистри­рованных сайентологических отде­лений: “Центр дианетики”, “Цер­ковь сайентологии", “Хаббард-колледж по управлению”, “Меж­дународная гуманитарная служ­ба", “Международная служба детоксикации человека”, “Нарконон”... Зачем же так много? А дело в том, что здесь просматривается даль­ний, стратегический прицел. Япон­ская секта “Аум Сенрикё”, вся структура которой существовала в России лишь как Российский, а за­тем Московский филиал, решени­ем межмуниципального народного суда Москвы в марте 1995 года была поставлена вне закона. Та­кое невозможно проделать с сайентологией: если будет запрещена одна организация, например, меди­цинского профиля, финансы и кад­ры просто перетекут в туристиче­ское агентство или в “гуманитар­ную службу". Появившись в 1992 году на рос­сийском рынке, сайентологи реши­ли установить контакты с прессой и устремились в цитадель “четвер­той власти" - на факультет жур­налистики МГУ. После недолгих переговоров с руководством журфака сайентоло­ги финансировали ремонт его ста­рейшего читального зала, но с ус­ловием, что он будет носить имя Рона Хаббарда. Условие было при­нято. Вскоре было устроено пыш­ное открытие: на новеньких стел­лажах красовались произведе­ния Хаббарда, пропагандистские аудио- и видеокассеты. Были учре­ждены довольно значительные премии журналистам, освещавшим это событие. Шел 1992 год - вот, пожалуй, единственное оправдание тому, что произошло на факультете: все мы были тогда достаточно наивны, в Запад веровали беспредельно. А уж о том, что представляют собой современные секты, да еще такие интеллектуализированные, как сайентоло­гия, и понятия не имели! Ну а сектанты прекрасно разумели - такой шанс упускать нельзя! Так или иначе, но с 1992-го по 1994 год перед входом в читальный зал старейшего здания МГУ красо­валась доска с барельефом Хаб­барда. Более того, передо мной два любопытных документа: почет­ный диплом МГУ, выданный кафе­дрой зарубежной и русской литера­туры журфака Рону Хаббарду по­смертно “за значительные достижения в литературе и философии и за вы­дающуюся гуманитарную деятель­ность", и распоряжение по факуль­тету о присвоении читальному залу имени Р. Хаббарда, написанное нетрадиционно, явно по подсказке сайентологов. Есть там такие пер­лы: “...поскольку Р. Хаббард явля­ется одним из наиболее известных и широко читаемых авторов всех времен...”, “...является одним из наиболее известных гуманистов и философов, бесценные работы ко­торого освобождают человека от уз рабства...”. Только в 1994 году, после того, как Международный форум “Тота­литарные секты в России", прохо­дивший в Москве, обратился, выра­зив свою озабоченность, к ректору МГУ, то есть после международно­го позора, доска почета Рона Хаб­барда из МГУ была убрана. Но од­новременно с факультета был уво­лен профессор А. Дворкин, один из организаторов этого форума, за то, что вынес сор из избы... Осенью 1994 года одна из московских газет писала, что сайентологи через свой “Хаббард-колледж по управлению” прони­кли не только в структуры упра­вления ряда московских предприя­тий, но и на уровень высшей вла­сти: “...только в нашей стране Хаббард-колледж мог обнаглеть до та­кой степени, чтобы предложить со­трудничество властным структу­рам (о подобных прецедентах на Западе даже не слышали!)... В на­стоящее время его представители договорились о долгосрочных кон­тактах с Госкомитетом по имуще­ству (намечается совместная под­готовка арбитражных директоров для убыточных предприятий) и де­партаментом промышленности правительства Москвы. В департа­менте у хаббардистов особый инте­рес, так как политика секты пре­дусматривает планомерную атаку на каждую отрасль экономики в от­дельности”. В 1994 году, еще при старом руковод­стве, сайентологи внедрили свою “административную технологию Хаббарда” на московском вентиляторном заводе “ОВЕН”. В при­ватной беседе руководителю пред­приятия (фирмы, газеты) обещают полный контроль над подчиненны­ми, финансами и всей системой ор­ганизации, баснословные прибыли и бесконтрольное распоряжение ими. Если руководитель на это сог­лашается, как это произошло на АО “МОВЕН”, начинается перекач­ка государственных средств или средств предприятия на счет сек­ты. В данном случае перечисля­лись средства из кассы заво­да. Сначала президент АО “МОВЕН” перечислил шесть тысяч долларов за собственное двухне­дельное обучение этой ”техноло­гии" в Швеции, затем еще 100 мил­лионов рублей за обучение своих заместителей. Позже сайентологической организации, занимающей­ся распространением Хаббард-технологии, было перечислено еще 200 миллионов. Как же достигали тотального контроля над подчиненными? А вот как... Ввели систему обяза­тельного написания “рапортов об уведомлении”, то есть доносов — и на себя, и на других; причем в этих “рапортах” необходимо сообщать об интимных подробностях жизни. Рапорта эти читали руководители предприятия, а затем обсуждали их на ”этическом суде” (нечто вро­де проработки на суде товарище­ском, нами несколько подзабы­том). За ненаписание рапорта, то есть за отказ “стучать”, тоже вы­зывали “на суд”. В этой системе доносов и самодоносов на “МОВЕНЕ” было занято столько же со­трудников, сколько и в производ­стве. Стали увольняться квалифици­рованные работники. Чтобы заста­вить опытные кадры смириться с Хаббард-технологией, тогдашний президент АО “МОВЕН” Миронов попытался ввести систему секрет­ности, предполагающую невозмож­ность для уволившегося сотрудни­ка работать по специальности шесть лет. (После трагической гибели Ми­ронова в начале прошлого года предприятие постепенно отказа­лось от услуг секты.) Сайентологи много говорят о всемирной известности, всемирном признании своей технологии. Но истина в том, что известность эта всюду скандальна. Солидная шведская фирма отказалась от вы­годного обеим сторонам сотрудничества после того, как узнала, что на “МОВЕНе” используется Хаббард- технология. В Перми мэр и руководитель местной телекомпании получили дипломы “Хаббард- колледжа”. Мэр обязался перевести весь город на использование “технологии”. Профес­сор Дворкин, решив проверить са­морекламу сайентологов, связался с руководством “Вольво” и поинтересовался, действительно ли они используют Хаббард-технологию. Шведы оскорбились и спросили, где это напечатано, намереваясь подать на сайентологов в суд. Так же обстоит дело и с “Дженерал мо­торс” — ни одно уважающее себя предприятие на Западе, в особен­ности крупное, не рискнет зама­раться использованием “технологии”. Сайентологи частенько выдают желаемое за действительное. Да, они прилагают немалые усилия для того, чтобы сблизиться с вла­стью. И делается это, надо ска­зать, с нахальством, которое, каза­лось бы, должно одинаково гипно­тизировать как властные структу­ры (там ведь тоже живые люди!), так и общественность. В конце августа 1994 года в адрес московского департамента промышленности поступил факс, в котором, в частности, сообщалось, что “по просьбе Москомимушества” Хаббард-колледж зарезервировал 50 мест для руководителей московских предприятий на борту теп­лохода “Георгий Чичерин” (Мо­сква - Углич - Москва), где будет проводиться семинар “Админи­стративная технология Рона Хаб­барда в России". Далее содержа­лась просьба “рассмотреть возможность участия”. Нехитрый обо­рот “по просьбе Москомимущества” предполагал, что Хаббард-колледж, даже если о нем в депар­таменте и не знают,— это нечто уже принятое, нечто “свое” в мос­ковских властных структурах. В приложении на все лады ре­кламировалась эта самая “техно­логия" - и всемирно признанная, и всемирно известная, и донельзя эффективная. Аппарату департа­мента, то есть высшему звену упра­вления промышленностью Москвы, должно было льстить, что семинар этот - “для руководящей элиты”, “для прогрессивно мыслящих руко­водителей“, что “впервые в Рос­сии", и к тому же сразу после подо­бной ”встречи на Западе”. Количество мест на теплоходе было, конечно же, “ограничено”, поэтому рекомендовалось “пото­ропиться” с оплатой своего уча­стия. Цены соответствовали “уров­ню приглашенных” — миллион с одного участника за три дня “содержательной” прогулки на тепло­ходе. Была также настоятельная просьба, чтобы в семинаре принял участие кто-то из управления де­партамента. (Как раз на этот слу­чай предусматривались одно-два бесплатных места.) До начала се­минара оставалось дней пять-шесть, поэтому было предложено произвести оплату прямо на тепло­ходе. Хотя авторитет Москомимущества сработал, хотя десяткам руко­водителей предприятий успели пе­редать приглашение, но дефицит отпущенного сайентологами време­ни сработал не на них. А выклады­вать собственную наличность (мил­лион рублей!) неизвестно за что желающих почти не нашлось. И все-таки для ознакомления с “но­вой прогрессивной" технологией на семинар поехал специалист по тео­рии управления департамента про­мышленности Владимир Ново­жилов. “Ничего нового из области теории управления я для себя не открыл,— рассказывал он после, - хотя имею специальное образование. Порази­ло меня вот что: выступления тех, кто уже использует Хаббард-техно­логию,— президента АО “МОВЕН” Миронова и представителя страхо­вой компании “АСКО”. Они говори­ли с неестественным жаром и энер­гией, агитируя за эту “техноло­гию". Повторюсь: конкретное со­держание “технологии” не давало пищи для такой энергии. В голове мелькнуло: куда я попал?” О дальнейшем сотрудничестве с Хаббард- колледжем Новожилов отозвался как о “бессмысленном”. В Москомимущество представи­тели Хаббард-колледжа действи­тельно наведывались, когда там формировалась группа специали­стов по работе с несостоятельными (убыточными) предприятиями. Сайентологи представились спе­циалистами в данной области и, со­славшись на свои связи с феде­ральным управлением по делам о несостоятельности предприятий, попросили подобрать аудиторию для семинара по управлению. “Честно говоря,— вспоминает руководитель группы,— мы тогда были очень заняты, какой там се­минар! Едва выслушав пришедших, я сказал: “Ну, мы же не департа­мент промышленности правитель­ства Москвы, это в их ведомстве промышленные предприятия... Вы не по адресу. Простите, у нас ра­бота". Этой обмолвки оказалось доста­точно: так родилось обращение в департамент промышленности “по просьбе Москомимущества”. Блеф чистой воды! Но ведь сра­ботал! Что же касается Госкомимущества, на кото­рых сослались сайентологи, то здесь об их визите никто и вспом­нить не мог. Советник по внешнеэкономи­ческим связям Госкомимущества А. Б. Рыльский заявил по этому поводу: “Что тут скажешь - эти сайентологи умеют работать. Мы действительно готовим арбитраж­ных директоров для несостоятель­ных предприятий, но пользуемся услугами в первую очередь отече­ственных институтов. Есть у нас и зарубежные партнеры, но вот Хаб­бард-колледжа по управлению или иного института сайентологии сре­ди них нет...” Однако не все так радужно: если верить данным Хаббард-колледжа, более тысячи руководите­лей предприятий уже прошли обу­чение по системе “Административ­ной технологии Р. Хаббарда”. Воз­можно, многие из них, как это де­лал и покойный президент АО “МОВЕН” г-н Миронов, еще будут перечислять средства своих пред­приятий на счета сайентологов. К тому же эта “тысяча” уже “на крючке”, в психологической зави­симости. В докладе ФСК, опубликованном в прессе в прошлом году, Хаббард-колледж был уличен в психологическом тестировании со­трудников “энского” предприятия города Обнинска (Калужская область), осведомленных в госу­дарственной тайне. Ну, конечно, что тут удивитель­ного — ведь на “Георгии Чичери­не” вояжировал генеральный ди­ректор Обнинского АО “ЛИМА”. Если в департаменте промыш­ленности правительства Москвы, Государственном комитете по иму­ществу сектанты встретили крити­чески мыслящих профессионалов, то наши медицинские руководите­ли элементарно сглотнули нажив­ку. Не удосужившись тщательно проверить сайентологические ме­тодики (а они, методики эти, уже оскандалились за рубежом), Мини­стерство здравоохранения и меди­цинской промышленности выдало лицензию на лечебную деятель­ность двум ловким англичанам - Дэвиду и Шейле Гейманам, кото­рые не имеют даже элементарного медицинского образования. Демарш сайентологов в россий­скую медицину впечатляет: на все про все - обращение в высокие инстанции, “тщательное рассмо­трение”, сбор отзывов, регистра­цию, лицензирование, благослове­ние программы “внедрения” самим заместителем министра В. К. Ага­повым - у секты ушло два месяца. В то время как минимальное время прохождения подобной процедуры в Москве - полгода. Высокий темп не случаен. Подзадержались бы сайентологи на каком-либо этапе, смотришь, в Минздраве и узнали, кто такой Хаббард и чем он зани­мался всю жизнь. Узнали бы и о секте, о том, что современные шар­латаны, особенно западного образ­ца, могут иметь вполне респекта­бельный вид, а семейную фирму называть “Международной гумани­тарной службой"... Супружеская пара Гейманов по­вязала участием в своих делах и руководство Загородной больницы в Кубинке, что относится к Упра­влению делами Президента. Леча­щиеся здесь “коммерческие” боль­ные, те самые “новые русские”, со­блазнились, конечно, не сладкими речами сайентологов, но авторите­том президентской больницы. По тысяче долларов за сеанс выкла­дывали они... Более того, секта “рекрутировала” за это время не менее десяти врачей из числа ме­дицинского персонала. Безответственность руководства Минздрава поразительна: центром сайентологической “медицины” стал детский санаторий “Васильевское”, находящийся в зоне подмосковных кремлевских здравниц. Неизвестно, сколько продолжа­лась бы эта сектантская вакханалия в Кубинке, если бы не взбунто­вались педиатры. Обратившись в редакцию журнала “Смена”, они сообщили, что нахо­дившиеся на лечении в санатории чернобыльские дети были подверг­нуты сайентологами процедуре, ни­где в мире до этого не апробиро­ванной. Несмотря на то, что у де­тей начались осложнения, резко изменилась психология поведения, в присутствии высоких чиновников из Минздрава было объявлено, что эксперимент удался. Если не про­изойдет ничего экстраординарно­го, заявили врачи, эксперименты над детьми продолжатся: в крем­левских здравницах секта уже сви­ла гнездо. Но восстановим последователь­ность событий. В начале прошлого года по ре­шению руководства детского сана­тория в Загородную больницу “на учебу” по “очень интересной английской программе” была направлена ничего не подозре­вающая врач лечебной физкуль­туры Е.Н.Рубцова. Вернувшись через месяц, она рассказала кол­легам о сути программы детоксикации по Р. Хаббарду, через которую была проведена сама. На первый взгляд она вполне безобидна - ежедневная сауна в сочетании с бегом и приемом витаминов - пол­ное очищение организма от токси­нов. Однако “маленькое уточне­ние": в сауне человек в течение месяца ежедневно проводит по пять часов, а дозы витаминов пре­вышают норму в 10—15 раз. Из заключения Комиссии по пси­хическому здоровью штата Окла­хома (США, дек. 1991 г.), на основа­нии которого сайентологам было отказано в выдаче лицензии. “ - не существует никакой до­стоверной медицинской информа­ции, подтверждающей свойство ниацина (набор витаминов) выво­дить радиацию из тела человека. Напротив, существует ряд медицинских свидетельств, говорящих об обратном. — большие опасения вызывает многочасовой стресс от сверхдлительного воздействия высоких температур в сауне, что в сочета­нии с приемом сверхдоз витаминов может способствовать возникнове­нию новых образований в мозгу и теле человека. - потенциально опасны для здоровья большие дозы витами­нов. Сверхдозы витамина B1 вызы­вают “эффект смещенного про­странства", галлюцинации, схожие с воздействием некоторых нарко­тиков. Сверхдозы витамина В3 в форме ниацина могут вызвать на­рушение функций печени. — пациенты, проходящие “про­грамму” в сауне, почти нигде не на­блюдаются врачами-профессиона­лами, между тем зарегистрирова­ны случаи, когда во время соответ­ствующих процедур в Англии, США, Нидерландах люди умирали...”. К выводам Комиссии добавим следующее. Предшественником “ниацина” был набор витаминов - “дианазин”, также использова­вшийся сайентологами в “очисти­тельных марафонах" в сауне. По приказу министерства пищевой и медицинской промышленности США огромный груз с таблетками “дианазина” был конфискован и уничтожен как наносящий вред здоровью. В “Васильевском”. Че­рез “программу” было проведено 30 детей с признаками лучевой бо­лезни - нуклидами в щитовидной железе и костных тканях. “Про­грамма" длилась две недели. У ре­бят проявилось ярко выраженное предпочтение сайентологам и пол­ное неприятие лечащих врачей. Все дети во время процедур виде­ли одну и ту же картинку, ассоции­ровавшуюся у них с образом сча­стья. Ее-то они и описали в своих сочинениях-отчетах: невероятно зеленая травка, очень яркое солн­це, голубое-голубое небо и пре­красно поющие райские птички. А вот что рассказал о своих ощу­щениях в сауне мальчик из Брян­ской области педиатру, сумевше­му-таки его разговорить: “Снача­ла-то очень тяжело, жарко... Ну а потом, когда съешь всю эту горсть витаминов... Такое, скажу вам, апофигение, такой кайф, сроду со мной такого не было!” Вторая группа детей провела в сауне всего неделю. Почему были прекращены процедуры, никому не говорили, однако, когда у детей появились огромные фурункулы,— все стало ясно... Тем не менее сайентологи провели в санатории “Васильевское” помпезную конферен­цию “по успешному проведению программы детоксикации по Р. Хаббарду”, на которой присут­ствовали высокие чиновники из Минздрава, а также руководители других санаториев. Потоку хвалеб­ных речей не было конца, но глав­ное сказал сам Дэвид Гейман: “Я не могу опомниться от счастья, я просто вне себя от радости То, что нам удалось осуществить в “Васильевском”, - это ведь впервые в мире! Нигде больше нам не предо­ставляли детей!” Как отмечают ро­дители, дети после санатория из­менились неузнаваемо - стали агрессивными, замкнутыми, некон­тактными. Привезли, оказывается, с собой таблетки, которые давали врачи-сайентологи. Говорить о том, что происходило в сауне, отказыва­лись наотрез... В своей статье Светлана Колосовская представила душещипательный рассказ девушки Лены, сбежавшей из секты сайентологов. Его я привожу полностью, это позволит создать наиболее полное представление об ужасающей работе сайентологии с человеческими душами. Лене 26 лет. Родом она с Повол­жья. Ладно сложена, красивые волнистые волосы. Если бы только не эта седина, широкими прядями 1 падающая по обе стороны пробора; если бы только не глаза — смо­треть в них не хватает сил. — Вас, конечно, сейчас больше всего мой вид интересует. Впечат­ление сильное, да?.. В центр “дианетики”, как иначе называют сек­ту, вместе со своими друзьями я по­пала, честно говоря, от безделья. Сочиняла стихи, которые никто не печатал; не могла, как говорится, найти себе места в жизни. И еще — этот общий развал в стране... А сайентология на первый взгляд весьма привлекательна: показалось, что тренинги общения дей­ствительно раскрепощают, освобо­ждают от неуверенности. Как сотрудник центра (стала им потому, что платить за “учебу” было нечем) я прошла психологи­ческое тестирование, прослушала некоторые курсы — например, “Преодоление подъемов и спа­дов”, занималась психологически­ми упражнениями и, постепенно вникая в эту систему, поняла: здесь играют в опасные игры, которые называются глубоким психо­анализом. (К тому времени я закон­чила три курса психологического факультета университета и кое-что могла оценить.) Я прекрасно знаю, что психоаналитик, гипнолог, практикующий с психикой челове­ка, учится этому делу лет пятна­дцать. А основатель сайентологии Рон Хаббард утверждает, будто премудрость эту любой дурак осво­ит за 72 часа. Такие вот “специа­листы” — их здесь называют “одитрами” — и довели меня, так ска­зать, до ручки. Я не стану утомлять вас псевдо­научной терминологией — “отклю­чение аналитического ума”, “от­ключение реактивного” и тому по­добное,— расскажу о своих ощуще­ниях (их уже никогда не забуду). Я видела отчетливый сон наяву... Мне двадцать лет, иду по улице средневекового испанского города, знаю, это моя какая-то прошлая жизнь... Меня и еще троих монахов хватает инквизиция. Их сжигают на костре, а мне стали выкалывать глаза... Дальше — провал. Позже мои друзья, которые присутствова­ли при этом “эксперименте”, рас­сказывали, что я вдруг заговорила на непонятном языке. Они поняли: происходит что-то неладное, но ни знаний, ни способностей справить­ся с ситуацией у них не было. Минут сорок не могли вывести меня из этого состояния. Сообразили, прав­да, включить диктофон... Запись мы показали лингвистам. Они ска­зали, что это староиспанский язык, которым я, конечно, не владею... Поседела я буквально на глазах у моих друзей. — Чтобы вы поняли дальней­шее,— продолжала Лена,— долж­на сказать, что воспитана я в пра­вославной вере. Без веры моего внутреннего мира просто нет. Чем бы ни занималась, всегда возвра­щалась к богословским книгам. Чи­тала их и в университете... После того, что произошло, те­сты подтвердили, что я обладаю высоким уровнем интеллекта, при­чем выше, чем у кого-либо в нашей группе. И, так как я к тому же сво­бодно владею английским, руково­дители городского отделения сек­ты решили послать меня учиться в Москву по системе сайентологии. И это — несмотря на все происшед­шее со мной! Мне предстояло стать “этикоофицером”, носить краси­вую форму, похожую на морскую... Не знаю, почему я согласилась... В сайентологическом гуманитарном центре в Москве первым делом я должна была снова пройти тести­рование — ответить на двести во­просов анкеты на английском языке. Тут-то и произошло главное. Си­девший напротив меня человек за­метил, что я “споткнулась” на од­ном вопросе — отношение к рели­гиям. — Вы верующая? — спросил он. — Я православная, верую в Христа. — Но вы действительно хотите у нас работать? - Да. — Тогда эту “энграмму” из ва­шего сознания мы сотрем. У вас появится другой хозяин... Был тут у нас один католик. Об этой дури он уже забыл... Я сделала вид, что продолжаю отвечать на вопросы, а когда он вышел, собрала анкеты и сбежала. У меня уже не было сомнений в. том, что это за организация — они могли сделать со мной все что угодно, впустить в мою душу вме­сто Христа хоть дьявола. Я бежала так, будто за мной кто-то гнался, сворачивала и сворачивала в ка­кие-то переулки; наконец устала, пришла в себя, позвонила своим православным друзьям. Они отвели меня к отцу Алек­сею, у которого я и прожила наде­ли три...

Заключение

В Америке идёт настоящая война между Церковью Сайентологии и государственной властью, которая пытается лишить сайентологов безналогового религиозного статуса, тем самым стараясь подорвать их финансовое могущество. Сайентологи, в свою очередь, не брезгуют никакими способами борьбы, их излюбленный приём – бесконечное сутяжничество. Церковь Сайентологии занимает первое место в мире по количеству судебных процессов среди культовых организаций. Но и государственные власти через суд пытаются нейтрализовать деятельность сайентологов. В Австралии было возбуждено дело против сайентологии, как общественно опасной организации. В Париже состоялся процесс по обвинению Хаббарда и его сторонников в мошенничестве, в Канаде – за кражу правительственных документов. После 15-ти лет борьбы власти Австралии были вынуждены вновь разрешить деятельность сайентологии. В 1994 году сдалась Америка. Наиболее эффективно борьба с сайентологией ведётся в Германии. Урсула Каберта, руководитель группы “Сайентология” УВД города Гамбурга, называет наиболее страшные черты этой секты, приносящие вред человеку: воздействие на человеческую психику и ее разрушение, экономическая смерть граждан, входящих в секту, оставляющих огромные долги и полностью разоряющихся, криминализация членов секты, по идеалогии которой существует только одна система поведения, естественно, навязанная сайентологами. По ее мнению, сайентология представляет из себя политическую организацию с фашистскими методами работы, целью которой является уничтожение как существующих политических систем, так и только появляющихся. На протяжении всей деятельности сайентологии за ней тянется огромный шлейф скандалов, а по сути уголовных преступлений (по крайней мере, за ее многими видными представителями). “Самой беспощадной, по-настоящему террористической организацией такого рода за всю историю Америки” назвала сайентологию директор чикагского филиала информационной службы по деятельности культовых организаций Синтия Киссер. Я уже охарактери­зовал социально-психологическую подпочву, на которой произрастают подобные религиозные новообразования. Заполучив нового члена, секта старается всеми силами удержать его в своих рядах, стремясь сделать из него управляемый механизм. Люди же, обладающие способностью трезво мыслить, не нашедшие в организации ничего нового и интересного, видя тупик сложившейся ситуации, пытаются выбраться из неё, но секта продолжает оказывать на них психологическое давление. Страх – одна из основных практик, применяемых сайентологами. При помощи страха людей заставляют подчиняться. Сайентологи хотят не только “иметь чистой“ какую-нибудь страну,- их цель – мир, где царит их идеалогия, в этом – их главная опасность. Они “подсовывают“ людям веру путём обмана. Человек неподготовленный, не имеющий соответствующей информации, не может отследить, что на него оказывается психологическое воздействие. Нынче большое число людей ду­ховно потерялось. Люди не знают, к чему прислониться, во что ве­рить, как и где найти себя. Насиль­ственно лишенные собственных ду­ховных корней, мы безгранично уверовали в западную цивилиза­цию, практически не зная ее. Уве­ровали в западного “просветите­ля”, который рисовался нам и культурнее, и образованнее, и че­стнее нашего соотечественника, не имея истинной информации, мы в массе своей дали неоправданно высокий аванс всему зарубежному. Собственно, за этот беспочвенный идеализм мы сейчас и расплачива­емся. Россия настежь открыла свои двери Западу. Но как доверчиво и необдуманно! Предполагал ли кто, что первыми с этого Запада в нее ворвутся шарлатаны, воры и аван­тюристы, готовые воспользоваться чужой бедой, слабостью и неосве­домленностью? Расчетливые люди прекрасно видели: в России есть что взять. Страна так богата мате­риально, а народ в ней наделен способностью безгранично ве­рить... И последнее: в книге Джина Ричи “Тайный мир культов” приво­дятся цифры — сколько времени необходимо человеку, вышедшему из тоталитарной секты, чтобы пол­ностью освободиться от ее психо­логического воздействия. Напри­мер, бывшему кришнаиту потребу­ется не меньше 11 месяцев, бывше­му муниту - 16 месяцев, а сайентологу - 25,5 месяца.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

· Митрохин Л.Н. Религии нового века. – М.: Советская Россия, 1985. · Колосовская С. Хаббардизация всей страны // Смена. – 1996. №1. · Хаббард Л. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. - М.: “Нью-эра”. 1996. · Я – молодой. 1996. №51. · “Хождение в дианетику”. - Студия телевизионных программ. ГТРК “Петербург – 5 канал”. 1996.
[1] Здесь представлены факты из статьи Светланы Колосовской “Хаббардизация всей страны” , опубликованной в первом номере журнала “Смена” за 1996 год.