Каталог :: Религия и мифология

Лекция: Введение в догматическое богословие - лекция 2

                                                                  А.Горин
                        Церковь ЕХБ (НАДЕЖДА(, г. Москва                        
                                 Введение                                 
в догматическое богословие
           Курс лекций прочитанных в Ц. “Надежда” (1997-8 гг.)           
     Лекция 2. Библия — Священное Писание Христианства. Откровение и его
аспекты. Место Библии в спектре откровения, в Церкви и в жизни христианина.
Природа Библии, ее характеристики.
В данной лекции я не всегда  буду полностью разделять все построения, хотя
большинство из них. Это связано с собственным продолжающимся богословским
поиском. Будучи не в состоянии во всех случаях формализовать свои размышления
и их результаты я предлагаю максимально удовлетворяющие меня и одновременно
вполне закончено сформулированные рассуждения.
Когда мы начинаем разговор о Библии, то каждый из нас является носителем
определенного представления о Библии. Это само собой разумеется, но я хотел
бы подчеркнуть это здесь, со следующей целью. В христианстве существует
огромное множество взглядов на Библию и связанные с ней вопросы. С другой
стороны, нет нормативного церковного учения о Библии на уровне Символов Веры
либо заключений Соборов. Отчасти это и является причиной разнообразия
взглядов. Мы говорим, однако, что Библия является основным источником нашего
богословского процесса. Таким образом мы ставим перед собой задачу —
определить статус Библии, ее природу и связанные с этим вопросы, в той мере,
в какой это возможно в современном состоянии этого вопроса в христианстве.
Понятно, что отсюда мы должны в полной мере обратиться к тем общим
положениям, приведенным в 1-й лекции, которые будут формировать такое наше
понимание. Это сложная задача. (Скажу тут же, что эти вопросы являются
предметом моего собственного богословского занятия, как одни из ключевых, на
мой же взгляд, в построении богословия). Конечно, мы не охватим всего
комплекса связанных с этим вопросов, даже не коснемся некоторых. (В частности
еще и потому, что на лекциях А.М. вы рассматриваете некоторые из них.)
Откровение. Библия — книга христиан. Это книга имеющая отношение к
религиозным, священным реалиям; в конечном счете к Богу. Существует
представление о том, что религиозный феномен исключительно антропоморфен. В
этом понимании обращение к Богу вторично по отношению к религиозной
активности. Есть другое понимание (К.Барт) — человек признает божественную
инициативу. Бог открыл Себя. Это тезис о первичности откровения. Как вы уже
говорили, (необходимость( боготкровения заключена в 1) трансцендентности
Бога; 2) Его личностности; 3) греховности человека [опять же, мы затрагиваем
некоторые богословские термины, которые будут выведены впоследствии, что
требует осторожности]. Даннинг рассматривает эти 3 пп. говоря о соотношении
(ткровения и трансцендентности; (. и знания; (. и разума.
Предварительно надо отдать себе отчет, что проблема (. связана с учением о
Боге. Это не только подготовительные рассуждения для богословия. Мы вынуждены
оперировать неким представлением о Боге |?|. Далее, собственно в Библии нет
современного понимания (. Библейские авторы более непосредственны в их
повествованиях направленных на подчеркивание реальности общения человека с
Богом. Библейские термины имеющие отношение к знанию носят сотериологический
характер. Категория полного знания вообще имеет эсхатологическое значение
(1К. 13:12). Наконец, теоретическое понимание откровения имеет недавнее
происхождение. Гипотеза Тойнби о (реакции на вызов(. |Прим.: поним. канона,
Троицы и пр.|
Итак; под откровением мы понимаем  все, в чем проявляется бытие и действие
Бога в пределах человеческого восприятия. (Мы не знаем как воспринимается
информация о Боге другими существами). Несомненно, что оно ((.)  превосходит
восприятие, но мы ограничиваемся восприятием и усвоением (. в доступных нам
пределах. Все что Бог счел нужным открыть может быть воспринято людьми. (Мы
говорим о знании Бога, а не о философском знании об Абсолюте).
Попробуем уяснить цель, объем, причину (. и нашу способность к его восприятию.
Цель — спасение людей. (“хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания
истины”–1Т.2:4). (. есть элемент благодати, имеющей сотериологическое
измерение. Спасение — жизнь с Богом и в Боге — богопознание (Ин.17:3). Здесь
глубинная связь богопознания в (. со спасением.
Человек доверяет чему-либо тогда, когда убежден в адекватности этого истине.
Проблема истины.
Абсолютная истина – проявление божественой субстанции. Божество Само по Себе
непостижимо даже как понятие (таким образом истина не может совпадать с
божеством в сущности и является проявлением), а идея истины доступна
мышлению. Абсолютная истина недоступна овладению, но ее существование
доступно пониманию.
Откровенная истина является частью абсолютной истины. Объем этой частности
определяется целями (. (спасением). В (. Бог раскрывает себя — источние аб.
истины — в той мере, в какой это необходимо для приближения к Нему человека.
( (. относится к абс. истине как часть к целому, вероятно в количественном
соотношении. (О последнем трудно судить|?|).
Можно сказать, тем не менее, что (. качественно также не совпадает с
абсолютной истиной, т.к. выражается человечески опосредовано. [Позже мы
рассмотрим варианты этого аспекта]. В любом случае форма (. определяется
собирательными свойствами человека, которому и адресовано.
Отсюда, кач. и колич. отношение объема и формы (. к абс. истине определяется
как возможностями адресата, так и целями подателя (субъ. и объ. факторы). По
отношению к Богу — источнику — (. является относит. истиной, а по отн. к
человеку — приемнику — количественно и качественно частью абс. истины.
Этим же определяется абсолютный характер (. для человека. (. — доступный
человеку объект познания, имеющий божественное происхождение. (. приобщает
нас к Богу и, будучи продуктом божественной деятеьности являнется истиным!
Полное познание (. недоступно человеку. Существует представление, что
христианское богословие в целом имеет своей задачей познание (. в его кач. и
колич. полноте, но и то в перспективе исторического процесса. Возможно.
Перечислим известные нам виды откровения:
—   раскрытие Бога в природе как Творца и Содержителя;
—   человеческая способности нравственной оценки;
—   субъективное и социальное преживание общения с Богом;
—   непосредственные богоявления;
—   промыслительные события в жизни человека и человечества;
—   предание Церкви;
—   Слово Бога в виде Священного Писания, как фиксированного предания;
—   Богочеловечество Иисуса Христа — высшее (. Бога — утверждение всех прочих
видов (.
(Конечно, этот пречень условен, как и всякое обобщение эмпирических данных.
Его пункты требуют, зачастую, немалого материала в свое обоснование из
области апологетики и ей подобных философски-богословских построений. Все это
имеет некоторый интерес. Иногда делают различение общего и частного (.,
понимая под вторым Библию, но такое деление, зачастую подразумевает весьма
неполный взгляд на характер и спектр (., которые мы рассматриваем).
Что же касается познания одного из основных видов (., Священного Писания, в
его качественной полноте недоступно для отдельного человека, что
доказываеется рядом известных явлений: один и тот же человек при различных
обстоятельствах воспринимает один и тот же текст совершенно по разному,
открывая в нем все большую глубину содержания; разные люди различно
воспринимают одни и те же тексты, чем объясняется, в частности, множество
взаимодополняющих, а нередко и взаимопротиворечащих толкований. Кроме того,
под познанием (. надо понимать не только рациональное его восприятие, но и
эмоциональное, а также претворение его в жизнь, творческое его усвоение и
осуществление в активной деятельности.
Итак, под человеком, (познавшим( Слово Бога, т.е. наиболее важный и
непосредственно доступный каждому вид (., мы можем понимать только того, кто
усвоил его настолько органически, что вся жизнь такового стала осуществлением
переданого в (. — в виде Библии, Слова Бога — идеала. Таким был, как
известно, Христос — нравственный Абсолют человечества (в частной, но
подавляюще общепринятой интерпретации). Для всех людей доступна определенная
степень усвоения и исполнения Слова Бога, большая/меньшая степень приближения
к полноте познания (. — Слова Бога.
Познание других видов (., напр. физ. мира в его полноте, также доступно не
отд. личности, но чел-ву в целов. Это известно из закономерностей
возможностей научного проникновения в законы материального мира.
Мы говорили, что объем откровения определяется его целью. Нельзя сказать, что
в том, что мы воспринимаем и осознаем как (. Бога, нет ничего кроме (.
Например, человек может воспринимать природу как творение говорящее о
всемогуществе и благости Творца(Пс.18:1), но возможно воспринимать ее и как
источник эстетических и познавательных переживаний, как нечто содержательное
само по себе, вне зависимости от ее (объективно-субъективной) откровенной
функции.
В Священном Писании, наряду с богословским, нравственно-дидактическим,
молитвенным, доксологическим и прочими сотериологическими аспектами мы имеем
множество понятийного (география, космология и пр.) и сугубо семантического
материала вне которого сотериологическое содержание не объективируется (по
крайней мере в данном историко-временном континууме), (утрачивает взаимосвязь
и смысл). |Пр. географии земной ж. Иисуса|. Однако сами по себе эти
составляющие имеют побочныи характер и не имеют смысла.
То, что содержится в (., главное и второстепенное, достаточно для спасения
воспринимающих и переживающих его содержание. Характеристика Павла – 2Т.
3:16-17 (будем помнить про динамический интерпретационный смысл этого
текста). Павел даже считает (. в природе и совести достаточным для возложения
на язычников, не имеющих возможности пользоваться другими видами (.,
ответственности за отвержение Бога и безнравственную жизнь (Рим.1:18-0;2:14-
15). (Здесь я не вполне согласен с Павлом, во всяком случае, хочу указать на
необходимость тщательной отшлифовки всех этих понятий. Не призывая к
безнравственности и, тем более, отвержению Бога, хочу указать на широкий
спектр этих понятий.
Единственной причиной того, что (. преподано людям, является воля Бога,
направленая на спасение человечества, на помощь в достижении высшей степени
самоидентификации и самореализации ради творения (и Бога). Таким же актом
было творение и последующая история с высшим проявлением в приходе Иисуса
Христа.
(. было бы бессмыслено без возможности человека воспринимать и усваивать его.
С самого начала бытия человек общается с Богом, находится в процессе
богопознания. Можно делать косвенные выводы о наличии как (. так и
человеческой способности воспринимать его и реагировать на него. Т.е.
участвовать в диалоге с Богом с исполнением или нарушением заповедей,
содержащихся в (. Необходимо учитывать, что это может быть неосознанно и даже
с осознаным неприятием вербальных выражений христианства и его ортодоксии
(как в виде других религий, так и редчайшего чистого атеизма и агностицизма)
|Пр. в кн. о. Г.Чистякова|.
Можно сказать, что эта способность к богообщению определяет уникальность
положения человека (мы коснемся этого в последующих лекциях). Не будь этой
способности не имело бы смысла библейское откровение и вершина откровения —
пришествие Иисуса Христа. Итак, богоподобие человека является предпосылкой
боговоплощения!
Надо еще заметить, что человек наделен способностью к восприятию и усвоению
(. в разной степени. Надеяться на более успешное и результативное усвоение (.
может человек внутренне стремящийся к воле Бога (сознательно или нет) и при
этом не пренебрегающий стремлением к усвоению интеллектуального, этического и
эстетического богатства человечества во всем его многообразии
Далее, в свете изложеных рассуждений об откровении и следует понимать вопросы
связанные с Библией — Священным Писанием Христианской Церкви.
{далее мы рассмотрим разделение откровения и богодухновения (с различными
теориями богодухновения), сферу богодухновения, воздействие богодухновения,
(коснемся теорий непогрешимости, безошибочности и попробуем создать ясность в
терминах), сделаем герменевтические выводы (касающиеся соотношения откровения
и истолкования, истории и догмы) из нашего понимания богодухновения (гермен.
проблема; теория феори/и–Барта), упомянем о герменевтических предпосылках и,
наконец, поговорим об авторитете Библии и ее месте в жизни Церкви и
христианина. – если успеем обо всем}
________________________________________________________________________
|| разделение откровения и богодух. – богодух. не сообщает новых знаний; но
может сочетаться с (. (пр.: пророки). Так ев. Лука писал на основании своего
иследования и не имел сверхъест. (., но был вдохновленным писателем | другой
подход – богодух. распр. на область знания Бога и Его действия в мире. Она не
касается всего чел. знания, но ее воздейст. не исчерпывается порождением только
чисто интеллектуального акта /ПравМысль, VIII, с.115, 119 > 122/ | /AW, №4,
с.11-14; 18, а.1; 24-26 – герм. принц.; предпос.; феория/ | /№8, с.12-19 – ист.
и догма/ | /Введ. в Биб., с.27-28; 33-34 – непогр.; авторитет/ | /Бож. Откр.,
с. 82-85 - истинность/ | /Символ, №6, с.113-114, 116, 118а – фундаментал.,
непогр и пр./ | /Мень, с.14, п.7 – на осн. его разраб. закл. (+
“РПЦерковность”, с.34)/ ||
Библиография  к  лекции 2
Мудьюгин М., арх., Введение в основное богословие. — М.: Общедоступный
православный университет, 1995; 226 с. Стр. 146–151.
Даннинг Р., Благодать, вера, святость. — С.-Пб.: (Вера и святость(, 1997; 598
с. Стр. 89–92.
(Князев А., свящ., О боговдохновенности Священного Писания // Православная
мысль. — P., YMCA–Press, 1951, вып.VII; стр.113–127.  .)