Каталог :: Религия и мифология

Контрольная: Государство, право, религия

                               План:                               
                          I. Государство.                          
а) Понятие государства.
б) Закономерности развития государства, его признаки, сущность, функции
государства.
в) Вывод.
     II. Право.
а) Сущность, функции, понятие и предназначение права.
б) Вывод.
     III. Религия.
а) Возникновение религии.
б) Христианство в России.
в) Религия и государство.
г) Религия и право.
д) Вывод.
     I.С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и
что такое право. Интересовал прежде всего потому, что  государство и право и в
древнем и в современном мире так или иначе касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых страны,
т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и
власть".
     Общество - это общность людей на определенной территории,
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации
жизни.[1]
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему
разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,
охватывающий все население на той или иной территории
[2].
Выделяются две разновидности общества:
1.неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, неутвердившимися
экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями,
институтами.
2.развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями,
и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
a)общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в
основном за счет внутренних экономических и духовных факторов
(демократические общества);
b)общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в
основном в результате использования действующей внешней силы - власти
(недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
     Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц
(подвластных)[3].
Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций
господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1.естественная власть - в семье, в обществах по интересам;
2.власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила - в партиях, в
общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной", т.е.
осуществляется через аппарат власти, институты организованного
государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы,
развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -
постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,
основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом
(народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается  из простого, из "просто" организации политической
власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного
образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует
в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с
принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода
личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть
отличен и ряд других:
·     "уход" государства от экономики, все большее его отделение от
хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;
·     развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих
политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой
режим;
·     все большее преобладание республиканской формы правления;
·     эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их
все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда
противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной
жизни.
В передовых демократических странах  в области политико-государственной жизни
все большее значение приобретают такие тенденции:
Ø  государство все больше становится "государством человека", в
котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,
гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
Ø  все общество, а не только государственная  - выступает в качестве
правового;
Ø  утверждаются и все более развиваются институты либеральной
демократии - парламентамум, свободные выборы, муниципальное самоуправление,
федерамум;
Ø  усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в
частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
Ø  возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него
всесторонняя защита человека, его прав и свобод.
Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта,
ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все
более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и
укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное,
естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая
жизнь современного общества.
     II. Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется
так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала
демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс,
отвечающий нуждам человечества.
     Государство - это политико-территориальная суверенная организация
публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления
управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой
веления обязательными для населения всей страны.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно
представляя себе когда речь идет о моральном или юридическом праве.
Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, ,
защищаемые особенными государственными органами.
Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или
возможность поведения, которая признается в обществе.
[4] Есть еще и другие значения этого слова:
1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на
обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на
принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри
общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой
субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.
Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:
1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта,
конкретного лица, на юридически обеспеченное  поведение
[5].
2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон",
"законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а
нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных
источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское
право).[6]
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом
смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как:
право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном
обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены
они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного
порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических ,
духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличии от естественного права, право в юридическом значении предстает как
позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное
право оно:
Þ создается людьми, общественными образованиями,  - законодателями,
судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества,
целенаправленной волевой деятельности.
Þ существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне
выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три способа формирования и существования позитивного права:
обычное право, право судей, право законодателя.
     Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с
самой жизнью форма позитивного права.
     Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу,
конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же
жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное
право.
     Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права
путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере
развития демократии - представительных.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условии
цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации,
организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая
свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права -
гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать
справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе
экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в
общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть
стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая
сторона правового регулирования.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
¨  регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления
существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения
тех или иных субъектов.
¨  охранительная - установление мер юридической защиты и юридической
ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям, обществу,
обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое действие
на территорию всей страны, на все население.
2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках -
юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от усмотрения
отдельных лиц.
3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который
раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм,
действующих в обществе.
4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, что
общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют
поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти.
Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных
признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием
правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного ) поведения.
     III. Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она
отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и
запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное  множество
суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только
христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от
господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты
было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность
религии не означает не означает, что она истинна. Известны племенные,
национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов,
предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм,
синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая),
иудаизм (религия евреев).
Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены  во многих
странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для
верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах
(Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих
или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими
нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных
объединений,  регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.
Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили
юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные,
гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и Сунна -
основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни
мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат)
[7].
Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную
религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и
формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно
переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали
принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не
сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по
собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была
связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении
государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится
"налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси  принадлежало три больших
круга судебных прав:
1- судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам;
2- право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
3- судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной
собственностью. Церкви.
С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были
церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная
церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и
установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной
частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы
утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от
государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918
года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями,
из государственной организации она превратилась в частное общество,
образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его
членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут
обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное)
законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы
разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых
стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е
закрывались храмы.
В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до
основания за годы советской власти.
Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не
"...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен, отвечая на
вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от государства, и
это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по
своей природе[8].
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются
с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу
деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести,
включая право "свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими
любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с
ними"[9].
Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь храмы,
молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество необходимое
для религиозных целей.
Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом
исторических .
Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу
выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы
противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды,
такие как: вступление в брак, рождение ребенка, его совершеннолетие, похороны
и многие другие, только юридическое значение имеют лишь документы, полученные
в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных
органах, правомочных выдавать такие документы.
Вывод: Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического
сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что
религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории
цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них
огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно
приводит к уничтожению основ цивилизации.
                                   Литература:                                   
1.А.С. Пичелкин, Общая теория права. М. 1995 г., с.117-118,    с. 35-47, с.
83-104.
2.С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1996 г.,с. 4-29,
с. 48-104.
3.Р.З. Лившиц, Теория права. М. 1994 г., с. 28-46, с. 47-53,     с. 195-197.
4.М.Н.Бессонов, Православие в наши дни. М. 1990 г.
5.В.В Лазарев, Общая теория права и государства. М. 1996 г.,  с. 35-98.
6.К. Маркс., Ф. Энгельс, Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.
7.Л.Фейербах, История Философии. М. 1967 г.
8.М.Арипов, Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие.,
"Свободная мысль" - 91 №14 с.87-98.
9.С.С. Алексеев, Теория государства и права. М. 1985,
с.112-167.
10.С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1983 г.
11.С.С. Алексеев, Общая теория права. М. 1981 г.
     
[1] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5. [2] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5. [3] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5. [4] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.49. [5] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.46. [6] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.50. [7] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1995г, с.117 [8] М.Н. Бессонов. Православие в наши дни. М. 1990г., с.216. [9] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1996г, с.117