Каталог :: Религия и мифология

: Буддизм

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распростране
нных мировых религий.  Приверженцы этой религии населяют преимущественно
регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии.  Однако сфера влияния
Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи
имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве.  Велико число
буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым
мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм,
Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий
- результат длительного развития политических, экономических и культурных
кон­тактов между различными странами и народами.  Космополитический характер
Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные
гра­ницы, широко распространиться по земному шару.  Мировым религиям в
боль­шей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего,
вездесу­щего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те
качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.
Каждая из трех мировых религий складывалась  в конкретной исторической среде,
в условиях определенной культурно-исторической общности народов.  Этим
обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.  К ним мы и
обратимся в данном реферате, где  будет подробно рассмотрен Буддизм, его
происхождение и философия.
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс
формирова­ния рабовладельческих государств.  Отправной точкой буддизма
является ле­генда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой
легенде Гау­тама на три­дцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и
предпринял поиски путей избавления человечества от страданий.  После
семилетнего от­шельничества он достигает пробуждения и постигает правильный
жизненный путь.   и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим
про­зрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром учения
становиться четыре истины.  Согласно им, существование человека неразрывно
связано со страданием.  Реальный мир есть сансара - круговорот рождений,
смертей и новых рождений.  Сущность этого круговорота является страдание.
Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения
нирваны(“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа
человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только
праведник победивший желания.
Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной
корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в
частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее
спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет  многослойное строение.
Можно насчитать  десятки  небес, упоминаемых в различных канонических и
неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия,
расположенные друг над другом, снизу вверх по  степени своей  возвышенности и
одухотворенности.  Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и
арупалока.
В кармалоку  входят  11  ступеней или уровней сознания.  Это низшая область
бытия. Здесь полностью действует  карма. Это  полностью телесная
материальная  сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить
в более возвышенные стадии.
Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке.
Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но  оно
еще  связано с телесным миром, с формами вещей.
И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от  формы и от телесного
материального начала.
В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства
личности.  Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм.
Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов:
телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико
значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном
Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы
(сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность,
необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в
прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары,
окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки спасения в
Буддизме. Душа, в буддистском представлении, -  индивидуальное сознание,
которое несет в себе  весь  духовный  мир  человека, трансформируется в
процессе  личных  перерождений  и стремящиеся к успокоению в нирване. При
этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по
средствам контроля  над взглядами, речью, поведением, над  образом жизни, над
усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.
Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь
приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает
закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и
называется кармой.  Все поступки в жизни определяются кармой, но человек
имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что
делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное
состояние.  Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в
страдание и в праве на спасение.  Еще при жизни человек мог добровольно
встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает
отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и
запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста:
отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение
супружеской верности.
Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области
индивидуального культа.  Имеется ввиду такая форма религиозного поведения,
как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью
сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее
распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и  “дзен”.  Многие
исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это
делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией.
Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что
делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям,
способным к трансформации.  Так последователи Будды образовали многочисленные
монашеские общины, ставшие главными оча­гами распространения религии.
В I в. н. э. в Буддизме образова­лось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и
Махаяна (“большая повозка”).  Это разделение было вызвано прежде всего
различиями в социально-по­литических условиях жизни в отдельных частях Индии.
Хинаяна, теснее связан­ная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком,
нашедшим путь к спасе­нию, которое счи­тается достижимым только через уход от
мира - монашество.  Махаяна исходит из возможности спасения не только для
отшельников-монахов, но и для мирян, при­чем упор сделан на активную
проповедническую деятель­ность, на вмешательство в общественную и
государственную жизнь.  Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче
приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множе­ство
толков и течений,  Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него
сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна
полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно
отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов, уже
способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за
того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам,  заменив
тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности  Ее главным элементом
является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с
рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым
сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма.  Махаяна к культу Будды добавила
почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и
разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный
ритуал.
В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком
рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII - XIII
вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения,
переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных
условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и
Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны.
Название происхо­дит от тибетского слова лама (высший, небесных) - монах в
ламаизм.  Для лама­изма характерен культ хубилганов (перерожденцев) -
воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие
ламы.  Ламаизму при­суще массовое распространение монашества, при этом
существенно упростился процесс общения с Богом:  верующему достаточно было
прикрепить к шесту лис­ток с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить
его в специальный бара­бан.  Если в классическом Буддизме не было образа
верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды,
представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды.  Ламаизм
не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.
Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после
страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю.  Для
характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в
существование неведомового идеального государства (Шамбалы), которому
предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.
В многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском
регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную
и политическую жизнь.  В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью
принадлежит главам государств.  В странах, где сильно влияние Буддизма,
сохраняется множество монахов:  достаточно сказать, что в Камбодже монахом
является каждый двадцатый мужчина.  Буддийский монастыри выступают в качестве
крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.
В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.
Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь..
Деятельность ламаистского духовенства  возглавляется Центральным Духовным
Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.  Председатель управления
носит сан бандидо-хамболабы и   находиться в Иволгинском дацане (монастыре),
расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.
Реферат на тему “Буддизм”
Введение:
Буддизм - одна из трех мировых религий.
Основная часть:
Появление Буддизма.
Основные положения и постулаты
Отношение к земной жизни
Махаяна и Хинаяна - основные ветви Буддизма
Ламаизм.
Заключение:
Буддизм в современном мире.
Литература:
1. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970.
2. Научный атеизм М.,Политиздат,1973.