Каталог :: Религия и мифология

Реферат: Ислам на территории Поволжья в советское и постсоветское время

               Министерстов образования Саратовской области               
                             МОУ Гимназия №87                             
      Ислам на территории Поволжья в советское и постсоветское время      
                Работа ученицы 11 б класса Кутяковой К.Ш.                
       Научный руководитель: учитель высшей категории Овсенев Р.Р.       
                               Саратов 2004                               
                                СОДЕРЖАНИЕ                                
     ВВЕДЕНИЕ
3
     ГЛАВА I Место ислама в мире 
     §1.     Ислам одна из мировых религий                      6      
     §2. Характеристика отношений к исламу (на примере Саратовской области)
9
     ГЛАВА II Положение ислама на территории Поволжья
     §1.   Положение ислама в Советском Союзе            18
     §2.   Положение ислама в современной России       21
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                  25
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      26
     ПРИЛОЖЕНИЕ 1
     ПРИЛОЖЕНИЕ 2
     ПРИЛОЖЕНИЕ 3
                                 ВВЕДЕНИЕ                                 
Мой реферат носит название «Ислам на территории Поволжья в советское  и
постсоветское время». Тема достаточно интересна, так как современники
рассматривали тему религии в России, а мне бы хотелось разобраться о
положении ислама на территории Поволжья. В условиях многонациональной России
наблюдается активный рост самосознания, возрождение национальной культуры.
Человек задумывается о своем предназначении в жизни всего человечества. В
стране проходило немало конференций, в том числе и в Саратовской области,
посвященных возрождению тюрко-язычных народов. Так как до настоящего времени
в литературе и в научных работах у историков и у религиоведов возникают
немало противоречивых мнений, связанных с религией. Поэтому, мне кажется, что
в современном мире эта тема актуальна.             До сих пор не найдена
религия, в которой существовали бы лишь положительные стороны. Мне бы
хотелось отобразить отношение населения всей страны и Поволжья в частности к
рассматриваемой религии.
Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной
позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по
которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его
окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым
законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять:
изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все
времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать
ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире
через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира.
Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имён, но суть их одна - это
Бог.
Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи "посредника" –
предмета, символа, наделённого особым свойством – служить вместилищем
незримой силы. Каменные, костяные, деревянные идолы, грубые и примитивные,
становятся условными знаками, обозначая то, что иначе не может быть выражено.
Важна не форма идола, важно содержание, которое видит в нём человек.
Символом родства человека с природным миром выступает тотем. У многих народов
существует сложная система связей с теми или иными животными, считающимися
предками или покровителями человека или коллективными предками рода.
Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них
истинна. Ведь Истина должна быть одна, а религий - много. Одним из
инструментов отыскания истины человечество привыкло считать науку, однако
вопрос об истинной вере оказывается вне её компетенции. Цели и задачи науки
- другие. Её методы разрабатывались для познания зримого мира и применимы к
объектам любой степени сложности, но всё же менее сложным, чем человек.
Обратимся ещё раз к тем факторам, которые влияют на формирование конкретной
религии. Бог говорит с каждым народом на его собственном языке- на языке
культурных традиций народа, особенностей его национального характера, способа
мышления и богопознания. Душа народа - тайна не меньшая, чем душа и личность
того пророка или просветлённого, который передал своему народу божественное
откровение. И третья, самая непостижимая тайна - воля Бога, открывающего Себя
человеку.
Религий и систем верований на свете десятки тысяч. Раскрыть же внутреннюю
суть конкретной религии может только душа, живущая именно этой верой.
При подготовке к реферату я использовала монографию Ф .А. Рашитова
[1]. С помощью его книги я попыталась разобраться в противоречиях между
религиозно-духовной сферой и хозяйственно-культурной. Пользовалась работами А.
Малашенко[2], который четко отобразил, что
представляет собой религия ислам в политическом мире; книга Р.Г. Ланды
[3] помогла мне разобраться с положением ислама в России. В монографии С.
Фаизова[4] было подробно изложено
отношение к исламу в Поволжье, начиная с VIII века. Немалое освещение вопроса
ислама получила в периодической печати, в частности использовала статьи из
таких газет, как «Независимая газета», «Aргументы и факты». Мне удалось
поговорить с главным имамом Поволжья Бибарсовым, удалось побеседовать с людьми,
работающими в Духовном Управлении мусульман Поволжья
[5].
Исходя из изученной литературы, мною были поставлены следующие цели и задачи.
Цель моей работы была рассмотреть религию ислам как мировую религию, выявить
ее стороны, как положительные, так и отрицательные и рассмотреть отношение к
этой религии. Затем, мне бы хотелось обратить
внимание на положение ислама на территории Поволжья, как в СССР, так и в
современной России. Для реализации поставленных целей и задач мною была
выработана следующая структура работы: введение, 2 главы, разделенные на
параграфы, зaключение, список использованной литературы и приложения.
                       ГЛАВА I. МЕСТО ИСЛАМА В МИРЕ                       
     §1. Ислам - мировая религия
В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по вере?" -
отвечают арабским словом "муслим": "Человек, исповедующий ислам",
"мусульманин".
Связь веры с традиционным образом жизни бьла характерна для ислама во все
времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и
политики, выступающие под лозунгом ислама, пьrrаются как можно больше людей
объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев
своих отцов.
Ислам - одна из трех, наряду с буддизмом и христианством, так назьваемых мировых
религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в
большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения
многих стран Азии и Африки.  Ислам является идеологической системой,
оказьвающей значительное влияние и на международную политику. Ислам насчитывает
миллионы последователей в странах мира. В декабре 1964 г. Всемирный исламский
конгресс выпустил географический справочник, где говорится, что мусульманское
население во всех странах мира составляло к началу 1984г. 6401188 человек
[6].
В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине активного
вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше
интересовать исторические корни этого явления.
"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от
арабского"муслим") - предавший себя Аллаху.
Возникла религия в арабском обществе в начале VH века. Возникновение было
обусловлено рядом социально-экономических причин. На аравийском полуострове в
ту пору происходили важные изменения.
Ислам-это стихийно возникшее религиозное учение. Он сложился не сразу.
Появлению ислама предшествовало распространение учения ханифов или ханифизм~
ранней формы исторического монотеизма.
Традиция, по определению, связана с пропшым, но нельзя думать, что все
прошлое означает традицию. Со временем изменяются не законы ислама, а их
понимание. Можно признать принцип изменения и нестабильности как суть мира,
так же как Садр аль Мотааллехин, один из великих мусульманских философов,
верит в "динамическую сушность", или как марксисты считают, что мир
продвигается вперед внутренними противоречиями и, таким образом, он находится
в состоянии постоянного изменения. Мне кажется, что традиция в исламе - это
существующая культура в обществе, в котором когда-то была совместимая с ней
цивилизация. В ходе нашей истории ислам постоянно звал людей. к единению на
основе веры, выступая на защиту их достоинства в личной и общественной жизни.
Лидеры в исламе, которые жили одной жизнью со своим народом, неустанно
призывали к социальной справедливости на
протяжении всей истории ислама. Следовательно, практически все мусульманские
общества никогда не носили в себе отрицательного отношения к своей религии.
Верующий-это человек, чье видение бытия выходит за пределы той узкой сферы,
которую представляет собой материальное, и в то же время люди для него не
относятся только к миру природы.
Важнейший принцип ислама - строгий монотеизм, носящий абсолютный и
безусловный характер. Бог в Коране (основной источник мусульманского
вероучения) предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный
и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий.
Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая
три статуса существования человека: в качестве правомерного (мусульманина), в
качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама) и в качестве
многобожника, непременно подлежащего обращению.
Каждая вероисповедная группа объединялась в отдельную умму. Умма - это прежде
всего религиозная общность людей, которая становиться объектом божественного
плана спасения людей; в тоже время умма - это и форма социальной организации
людей, в целом образующая своеобразное религиозно­политическое тело.
Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо
от их этнической и культурной принадлежности.
Прототипом ее всегда служило первоначальное медынская община пророка, которая
до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения
людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме - основа
самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает
социального и правового гранта.
Когда говорим, что ислам годен для исправления жизни любой общины во все
времена и во всех местах, мы имеем в виду, что придерживаться ислама и
руководствоваться его учениями не противоречит интересам общины в любое
время или в любом месте. Исламская религия - религия истины и Аллах Всевышний
гарантировал тому, кто должным образом придерживается ислама, победу ислама и
возвышение его превыше тобой другой религии.
[7]Религия-это Божественный Закон, приводящий здравомыслящего человека, по
его желанию к счастью в этой и в будущей жизни.
[8] Целью религии ислам является сделать людей счастливыми. Люди,
придерживающиеся Законов Ислама, приобретут счастье в этой и в будущей жизни.
Именно так понимали его классики исламоведения.
[9]
В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и
социально-политического устройства, тотальную систему объемлющую в их
единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не
дифференцирует духовную и мирскую сферу. Таким образом, все люди в
соответствии со своей целью, должны обрести правилъную веру и, совершая
поклонение, предписанное создателем, стремиться к украшению своих сердец.
Однако только обладание необходимыми знаниями позволяет людям достойно
исполнять обязaтeльства, возложенные на них религией.
Следовательно, ислам не только религия, но также культура, цивилизация, образ
жизни. Именно так его понимали классики исламоведения. С моей точки зрения,
главное в исламе - не догмы и обряды, а социальное и духовное бытие
мусульман, в том числе их живая история во взаимодействии с историей России.
     §2. Характеристика отношений к исламу (на примере Саратовской области)
В истории Поволжья ислам играл и играет гораздо более значительную роль, чем это
всегда официально признавалось. Ислам ранее оказывал и продолжает в
определенной мере оказывать влияние на религиозную ситуaцию в Саратове: это
культурные и эmо социальные процессы встране, межэтнические и идеологические
конфликты, экономическое и политическое развитие, международные позиции и
внешнюю политику России. В данный момент, все эти аспекты учитывать крайне
необходимо, особенно, если знать, что мир ислама ныне охватывает около 1
миллиарда человек. В 40 странах, (в том числе и страны, граничащие с Россией
или близко к ней расположенные) мусульмане составляют подавляющее большинство
населения, а еще 30 (включая саму Россию) значительную его часть.
[10]
Для того чтобы проследить изменения отношений к исламу заглянем в прошлое на
100 лет назад.
В 1859 в Саратовской губернии насчитывалось 155 мусульманских мечетей. Почти все
они располагались в татарских селах Петровского, Кузнецкого и Хвалынского
районов. На одну мечеть приходилось в среднем 500 душ верующиx.
[11]
Как удалось проследить изменения роста числа мусульман, выяснилось, что
длительное время число мусульман губернии было невелико. На 1870 год
зарегистрировано всего 298 человек. По всей вероятности, жизнедеятельность
мусульман мечети не была слишком активной.         Значительный рост
мусульман (татарского) населения наблюдался в 80-90 годы XIX века: в 1890
году в Саратове насчитывалось уже 984 человека магометанского
вероисповедания. Во главе мусульман мечети на протяжении нескольких
десятилетий, начиная с девяностых годов, стояли имамы из династий
Енгалычевых.
В 1895 году старшим ахуном Саратовской губернии был З.Б. Енгалычев. Его сын
Мухаммеджаи служил имам - хатыбом Саратовской мечети. После смерти отца М.З.
Енгалычев был назначен на должность старшего ахуна. Обязанности азанче
(муэдзина) исполнял Янборисов. При мечети был открыт Мектеб. В 1904-1906
годах попечителями мечети в Саратове были купец М.А. Курамшин и мещанин
Ж.Акчурин. Помощником М.З. Янгалычева в Мектеб был А.Ш.Галлеев.
По некоторым данным в Европе число мусульман-мигрантов, включая нелегалов,
колеблется вокруг цифры 20 миллионов. Можно даже предположить некоторые
прогнозы. К концу начавшегося десятилетия колличество мусульман может возрасти
на 3-4 миллиона, а возможно и более, но это всего лишь прогнозы. Что же
касается самой России, то на данный момент мусульманское общество насчитывается
приблизительно около 20 миллионов. Абсолютный и относительный рост общества
становиrся особенно заметным на фоне увеличения смертности среди славян 25% и
более мусульман среди rpаждан России в ближайшие 15 - 20 лет - отнюдь не плод
досужих фантазий апологетов ислама, но реальная перспектива.
[12]
По словам Мавлютова, служители ислама в нашей стране видят, что рядовые верующие
всем сердцем приемлют социалистические принципы, претворенные в жизнь в
Советском союзе, они видят, что отрицать огромныe успехи, достигнутые в ранее
отсталых районах cтpaны, по меньшей мере, несерьезно.
[13]
В то время мусульманское духовенство СССР уже сделало свой выбор, многим
представителям зарубежного ислама предстоит его еще сделать.
Характерная черта современных российских мусульман - чуткость к
новому и активность в деловой жизни. Многочисленные rости из других стран не
перестают восхищаться именно этой стороной бытия. Это вселяет в народ
надежду, рождает оптимизм, дает творческий импульс.
Поволжье и тесно соседствующее с ним Приуралье - особые регионы. Отсюда часто
раздаются призывы к миру и согласию. Имам духовного управления мусульман
Поволжья уверен, что ренессанс духовности начинается именно в Поволжском
районе, на этой благодатной многонациональной земле колыбели многих народов.
Опыт истории, говорит он, подсказывает, что дух народа, укрепленный верой -
неистребим. Даже тяжелые испытания, трагедии не в силах его испортить.
Свободный дух стремиться к возрождению и возрождается. По мнению имама, цель
ислама сегодня: содействие многовековой традиции взаимопонимания Мировых
религий, поиск путей к моральному совершенству, работа на благо всех людей.
Мусульмане России выходят на этот путь с "протянутой для дружбы рукой" и
открытой душой.[14] Татарская народная
поговорка гласит: «Протянутая для дружбы рука в кулак не сжимается».
Таким образом, я пришла к выводу, что в последние десять лет ХХ века в
российском обществе наблюдалось возрождение интереса и доверия к религии вообще
и к исламу в частности. Повсюду в местах компактного проживания татарского
населения строятся и открываются мечети, растет число имамов и верующих
мусульман. Ислам никогда более не займет монопольного положения в татарском
обществе.[15]  Второй религией ислам
оставатъся не хочет. Это нежелание, во-первых, определяется тем, что он
претендует на статус самой совершенной мировой религии; во-вторых,
принадлежностъю российских мусульман к великой 1 миллиардной умме; в-третьих,
претензией России на звание демократического государства, в котором ни одна
конфессия не имеет преимущества перед другими. В этом случае прав не только
ислам, но и православие, когда, формулируя претензии на свой особый стагус,
апеллирует к российской истории, на протяжении которой оно играло выдающуюся
роль и действительно было государственной религией. Мне кажется, что именно
внутриисламские противоречия дестабилизируют ситуацию в мусульманских
обществах. Внутриконфессиальная отчужденность порой ощущается даже в спокойном
Поволжье, где исламская оппозиция проиграла и проигрывает состояние с
официальным исламом, который стремиться принять облик местной разновидности
реформаторства ­неоджадидизма. Все эти противоречия в последнем десятилетии ХХ
века стали устойчивым фактором, и, к сожалению, нет оснований утверждать, что в
ближайшее время они самоурегулируются. Я не собираюсь в деталях обсуждать
каждую составляющую исламизма. Просто необходимо лишний раз констатировать
устойчивость внутреннего исламского диссонанса. А, следовательно, его влияние
на общественную и политическую жизнь в мусульманских регионах останется весьма
существенным. Этот внутриконфессиальный конфликт, в который вовлечены нынешниеe
правящие элиты и их оппоненты, будет влиять на формирование выбора пути
развития мусульманских обществ.
Я предполагаю, что отношение к исламу в империи и в СССР в зависимости от
времени, ситуации и в разных слоях общества варьировалось от отторжения до
признания его частью российского исторического наследия, общероссийской
культуры (что особенно характерно для идеологии евразийства). Революция 1917 г.
заложила основу качественныx изменений в жизни мусульман России, и в СССР в
целом. В то же время новая власть, исходя из своих потребностей, опираясь на
собственныe идеологические стереотипы, придерживалась в отношении ислама и
мусульман некоторых установок, сформировавшихся в эпоху империи.
[16]
Подавление. исламской традиции, более всего заметное в мусульманских
регионах, было повсеместным. В 30-е годы закрывались мечети на Урале, в
Сибири, в городах Поволжья.
В мусульманском же Поволжье отношение большевиков к исламу было тождественно их
отношению к религии вообще. Здесь возобладал откровенный атеистический курс.
Возможно, кому-то наше суждение покажется парадоксальным, но в подходе новой
власти к поволжским мусульманам видится косвенное признание того, что
находящиеся уже не одно столетие в пределах российского государства татары и
башкиры были как бы уравнены в праве (точнее сказать - лишены права)
исповедовать свою веру со славянскими народами, на религию которых,
православие, гонения начались с первых послеоктябрьских дней. В Центральной
России, Поволжье среди мусульманских группировок наиболее заметны в этот период
были татарские национал - демократы, занявmие ключевые позиции в большинстве
мусульманских организаций, в том числе в исполнительном комитете Всероссийского
мусульманского национального совета, татарском «Милли Меджлисе» (национальный
совет), «Миллиидаре» (национальное управление татар Поволжья и Сибири), «Харби
шуро» (всероссийский мусульманский военный комитет).
[17] По существу речь шла о формировании государственного образования на
конфессионально этнической основе. Правда, впоследствии в результате давления
со стороны центральной власти, действовавшей через своих сторонников в
мусульманской среде, эти требования свелись к предоставлению
национально-культурной автономии.[18] 
Самостоятельность мусульманских общественных сил вызывала беспокойство
большевистского руководства. По решению ЦК РСДРП(б) большевистские делегаты
покинули съезд, обвинив его в том, что «шовинистический угар» может «привести к
кровавому столкновению мусульманской демократии и русской».
[19] Сразу после россий­ского Мускома Центральный комиссариат по
мусульманским делам  создал аналоги практически во всех губерниях: Казанской,
Нижегородской, Оренбургской, Пермской, Саратовской, Уфимской и др., где
проживало компактное мусульманское меньшинство. Задачей центрального и
провинциальныx мускомов по признанию советских историков, стала разработка
новых законов и постановлений «применительно к особенностям отдельных восточных
народностей», а также проведение соответствующей агитационно-массовой работы.
[20] В Саратове татарское общественное объединение также возникло под
влиянием ТОЦ. Это произошло в мае 1989 года, когда на собрании татарской
общественности было образованно Саратовское татарское общественное
культурно-просветительное объединение «Идель». В дальнейшем оно как в
организационном, так и в содержательном плане действовало как совершенно
самостоятельное объединение областного масштаба.
В начале указанного периода, примерно в 1989-1995 гг., проблема
этнокультурного возрождения оказалось в ведении общественных формирований
вроде ВТОЦ объединении «Идель».
Государственные структуры, переживавшие глубокий кризис, фактически выпустили
инициативу в этой области из своих рук. Государственное финансирование
культурных национальных инициатив почти прекратилось. Этот, если можно так
выразиться, «романтический» этап процесса демократизации, характеризовался
высоким уровнем общественной активности и ознаменовался рядом крупных успехов.
Например, в Саратове в 1990 году был возрожден и стал ежегодно проводить
всенародный праздник «Сабантуй». Были созданы детский и молодежный коллективы.
Открылась воскресная школа. А с 1 сентября 1992 года заработала
общеобразовательная национальная татарская школа №35 (а с 1996 года
национальная татарская гимназия).  В последнем случае нельзя не отметить
решающую роль  местных государственных органов образования, прежде всего отдела
народного образования Волжского райисполкома г. Саратова.
[21] Самыми важными результатами деятельности общественных активистов,
несомненно, стали консолидация значительной части татарского населения вокруг
идей национально-культурного возрождения, рост национально самосознания.
Однако в середине 90-х годов возможности для решения задач национально-
культурного возрождения силами национальных общественных объединений
оказались исчерпанными. Вызванные «шоковой терапии» резкий скачок цен,
инфляция, падение жизненного уровня большей части населения, а также
коммерциализация образования и культуры создали неопpеделимые барьеры для
организаторов культурных мероприятий.
С учетом  этого в структуре  национально-культурной автономии саратовских татар,
наряду с департаментами образования и науки (Саласкина Закия Идрисовна),
культуры и народного творчества (Гилязов Василь Кирaмyrдинович), по делам
молодежи и спорта (Туктаров Барии Искандерович), образованы департаменты
поддержки национального)  предпринимательства (Абдрaшиroв Рушан Муфаззялович).
[22]
Следует также отметить, что к указанному моменту назревала необходимость
перейти от отдельных инициатив мероприятий в данной области к хорошо
организованной, постоянно действующей системе работы по национально-
культурному возрождению и развитию татарского этноса Саратовской области.
Становилось ясно, что национальные общественные объединения, не располагавшие
соответствующим кадровым и финансовым потенциалом, с задачами такого перехода
не справятся. На пути их сотрудничества с государственными органами зачастую
оказывался Закон
СССР «Об общественных организациях», фактически запрещавший государственным
органам выделять бюджетные средства на нужды общественных объединений.
[23] Таким образом, требовался переход к новым формам самоопределения
нерусских народов. Это переход требовали объективные условия и потребности
общественного развития. Такой формой, как уже указывалось выше, является
национально-культурная автономия.
Национально-культурная
автономия вправе образовывать органы внутреннего управления, причем порядок
формирования, функции и названия таких органов определяются самой автономией.
Следовательно, национально-культурная автономия предоставляет этносам гораздо
более широкие, по сравнению с обычными, общественные объединения, возможности
для удовлетворения национально-культурных потребностей. Важным преимуществом
национально-культурной автономии выступает тесное сочетание всей деятельности
общественных и государственных начал, точнее говоря, предоставляя Законом и
актами органов исполнительной власти государственную поддержку в начинаниях,
действиях национально-культурных автономий.     Исходя их этого, собрание
представителей татарских общественных организаций г. Саратова, состоявшееся
28 февраля 1997 года, решило образовать национально-культурную автономию
саратовских татар. В состав совета автономии вошли 29 человек из числа
активных, болеющих за сохранение и развитие родного языка и культуры людей.
До чеченских событий исламский фактор рассматривался российскими
истеблишментом как маргинальный, малозначащий для политической конъюнктуры, и
потому не учитывался в тактических расчетах. Мусульмане виделись
исключительно как иной этнос, но не как носители иной конфессии,
социокультурной системы, шире - цивилизации, причем цивилизации огромной, в
несколько раз превосходящей по численности не только Россию, но и славянский
и православный миры вместе взятые.
Нельзя не сказать об отношении к исламу российских политиков, принадлежащих
как к партии власти, так и к оппозиции. Эrо отношение остается
противоречивым. У правящего класса и приближенных к нему экспертов в целом
доминирует типично еврохристианская установка на вторичность, что никогда
публично не высказывается, ислама по отношению к христианству. С другой
стороны для них, недавних атеистов, ислам продолжает
оставaтьcя арxaичной, мало эволюционировавшей со времен средневековья традицией.
[24]
            ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ            
                  §1. Положение ислама в Советском Союзе                  
Мне бы не хотелось прeтендовать на глубокий анализ положения ислама в СССР. Я
ограничусь лишь отдельными замечаниями, которые помогут установить
преемственность в отношениях России с мусульманами до 1917 г. и после этой
даты. Особенностью  фундаментализма в исламе в СССР стало его зарождение не в
среде люмпенизированных масс (хотя настроения этой среды сыграли определенную
роль), а в среде образованной молодежи, разочарованной в перспективах
социализма и интернационализма, в возможности достижения в этих рамках
материального достатка и духовного удовлeтворения. Неудивительно, что первые
кружки фундаментaлистов возглавляли чернорабочие, сторожа, дворники, а уж затем
инженеры, техники и другие интеллигенты. В дальнейшем к ним стала примыкать
молодежь после призывного возраста из числа студентов, неквалифицированных
рабочих и уличных торговцев, не имевших традиционных связей с базаром.
[25] События 1917 г. стимулировали политическую деятельность мусульман. Уже
после февральской революции «инородческое население страны, казалось, вот-вот
решит вопросы своего социально-экономического, национально-политического и
духовного устройства».
После октябрьской революции в 1917 году положение ислама в обществе, как и
остальных конфессий, кардинально изменилось. Мектеб при мечeти был закрыт.
Дeтей татар стали учить в школе первой ступени, открытой на улице Мясницкой.
20-30-еы годы, судя по воспоминаниям старожилов, во главе мусульманской
общины стояли такие достойные люди, как Якуб Давыдов и Абдурахман Ляпин. Оба
они были репрессированы в 1937 году. Сразу возникаer вопрос: почему
происходили репрессии? Система, созданная в результате Октябрьской революции
1917 г., позволяла нарушать права граждан.
Эта система была однопартийной. Этот однопартийный режим в СССР привел к культу
личности, к диктатуре. «Власть открыто требовала: «С религией надо бороться
беспощадно».[26] В Саратове в 30-е гг.
одна за другой закрывались и разрушались церкви и молельные дома. В декабре
1938 года пришел черед и лучшей, старейшей в Саратовском крае мечети на
Татарской улице. Ее двери закрылись перед прихожанами. В 1938 году закрылась и
сама мечеть. Закрьшись мечети и в большинстве татарских сел. В конце 50-х годов
власти разрешили верующим открыть мечеть. Она разместилась в купленном на
собранные средства доме по улице Валовая, 28. Имамами в разные годы были Шакир
Рахматуллин, Ярулла Алиев, Хусаин-хазрат, Абдулла Алмакаев. В 1987 году имам -
хатыпом саратовской мусульманской мечети стал выпускник Бухарского медресе М.А.
Бибарсов.[27] Начало его религиозной
просветительской деятельности пришлось на годы перестройки и демократизации. Он
энергично взялся за дело возрождения ислама в Саратове и области.
[28]  Мечети возобновили деятельность (в большинстве своем во вновь
построенных помещениях) в Вольске, Калининске, Марксе, Энгельсе, в селах
Алтата, Верхазовка, Осинов Гай, Нижняя Елюзань, Яковлевка, нижняя Усть-Уза и
некоторых других. В настоящее время в Саратовской области имеется 23
мусульманские общины с мечетями при них.[29] 
Полноправными и активными членами многомусульманских общин являются наряду с
татарами, башкиры, казахи, азербайджанцы, чеченцы и ингуши, дагестанцы, узбеки,
таджики и другие. Общая численность мусульманского населения достигает 200-250
тысяч человек.
«В СССР существуют тысячи мечетей, которые систематически ведут религиозную
работу среди последователей ислама. Сам Ленин в обращении к мусульманам России
еще в ноябре 1917 года призывал: «Устраивайте свою жизнь свободно и
беспрепятственно. Ваши верования и обычаи, ваши национальныe и культурныe
учреждения объявляются свободными и открьпыми.»
[30] В 1936 году была принята Конституция СССР - ее называли Сталинской. В
ней специальная статья о свободе совести, вероисповедания. В те времена уже
были репрессированы многие деятели культа, в том числе и исповедующие ислам.
Духовное Управление всячески пыталось защитить своих единоверцев. Все верующие
утешались и успокаивались лишь Сталинской Конституцией, гарантировавшую всем
гражданам СССР свободу совести. Но, к сожалению, эта гарантия была только на
бумаге. На деле же церковники разных конфессий, в том числе и муллы, очутились
под колпаком энкавэдистов. Их преследовали, подвергали гонениям, арестам. Таким
образом, можно сделать  вывод, что для всего периода гибкого существования СССР
был характерен процесс достаточно приспособленной структуры местного общества и
учреждений ислама к существованию в рамках советской государственности и
соответствующей модели социального функционирования. Распаду СССР предшествовал
«исламский бум» 70-80 годов, безусловно, стимулировавший активность мусульман
внутри самого Советского Союза. Подъем исламизма совпал с началом «горбачевской
перестройки» в СССР, и она, как ни парадоксально, создав предпосылки
религиозного «ренессанса» в СССР, дала новый импульс для следующего витка
активности политического ислама, одним из очагов которого становится Средняя (в
нынешней терминологии Центральная) Азия. По моему мнению, внезапное пробуждение
ислама в бывшем Советском Союзе на самом деле было естественным и неизбежным
процессом, своеобразным свидетельством демократизации бывшего советского
общества и одновременно признаком восстановления историко-культурной сущности
советского мусульманства и его реинтеграции в исламскую ойкумену.
[31]
     § 2. Положение ислама в современной России
После распада СССР в 1991 году не было недостатка в пророчествах по поводу
«окончательного решения» мусульманского вопроса путей решительного отхода
мусульман от России. Националисты всех оттенков говорили о наконец-то
обретенной свободе от «империи», а в ответ им русские державники восторгались
освобождением России от забот о «неблагодарных братцах». И все предвкyшали:
вот уж теперь-то, освобожденные, заживем! Но оказалось, что историю
невозможно начать заново, с чистого листа. Никуда не уйти от веков совместной
жизни, какой - бы она ни была временами невыносимой. Ситуация, возникшая в
отошениях между Россией и мусульманами, напоминает долгожданный развод
пожилых супругов, которая, без конца ругаясь и надоев друг другу, наконец,
разошлись и только тогда поняли, что слишком многое - дети, внуки, общий дом,
совместно нaжитoe имущество, перенесенные испытaния, взаимное понимание и
необходимые взаимные услуги - связывает их совершенно неразрывно. Это не
значит, что надо возвращаться в прошлое и повторять уже сделанные ошибки. Но,
очевидно, надо собраться с духом, и начать новую, цивилизованную жизнь на
более разумных и современных началах. Все попытки вести себя иначе до
настоящего момента кончались крахом.
Деятельность всех мусульманских общин в Саратовской области объединяет и
координирует Духовное управление мусульман Поволжья. Созданное в 1994 году
Бессменным представителем ДУМП является имам Мукаддас- хазрат Бибарсов
[32]. Большое внимание уделяется подготовке кадров мусульманского
духовенства. При мечети работают курсы по изучению основ ислама.
Мусульмане в России в широком смысле не иммигранты, причем уже давно, а уж в
Поволжье тем более. Они стали ее коренными жителями и гражданами. Можно с
уверенностью сказать, что в ближайшей перспективе в Саратове вряд ли произойдyт
крупные выступления мусульман под религиозными лозунгами, хотя вполне можно
предположить возрастание межконфессиональной напряженности и в особенности
роста религиозных противоречий, непосредственно среди самих мусульман что
чревато даже дестабилизацией в районах их массового проживания.
[33]
В 1992 году Духовное Управление мусульман России
[34], которое находилось в Уфе свыше двухсот лет, распалось на несколько
региональных.
В последние годы происходит возрождение культуры, традиций, языка татар. В
30-х гг. нашего века под разными надуманными предлогами была закрыта
татарская школа в Саратове. Спустя много лет, 1 сентября 1992 года, по
ходатайству татарского культурно-просветительного общества «Идель» в Волжском
районе областного центра открыли национальную школу. Ее воспитанники изучают
родной язык, историю своего народа, кстати, ее читает доктор наук, профессор
Фрид Айниевич Рaшитов, общеобразовательные предметы. Все ученики, окончившие
национальную школу, успешно поступили в ВУЗы. Теперь эта школа стала
гимназией. В учебном заведении музей, экспонаты которого воссоздают страницы
истории саратовских татар.
В Саратове 13-14 апреля 1996 года была создана организация ­Общероссийское
общественно-политическое движение «Мусульмане России», которое возглавил М.
Бибарсов. Наряду с прочими религиозными и общественными деятелями в состав
его политсовета вошли В. Садур и главный редактор издаваемой газеты «Ислам
Минбаре» Талиб Саидбаев. Инициатива создания движения «Мусульмане России»
принадлежала самому Бибарсову, который после ухода с поста генсека СМР не
оставил попыток продолжить политическую карьеру. Однако, декларируя
общероссийский характер нового движения, он не мог не понимать, что эта
политическая ниша уже занята, и всерьез конкурировать с СМР/ИКЦ «Мусульмане
России» не могли.
Хотя среди программных целей «Мусульман России» упоминалось «объединение всех
мусульманских организаций в единую ассоциацию», а местонахождением
руководящих органов была объявлена Москва, оно, по сути,
осталось региональной организацией, чье влияние распространялось лишь на
некоторые области Среднего Поволжья, в первую очередь на Саратовскую.
Впоследствии, в 1997 году М. Бибарсов сосредоточил внимание на областных
проблемах. При этом, однако, авторитeт его как духовного лица и как политика
остается высоким. Он входит в число самых влиятельных людей Российской
мусульманской общины.[35]
После того, как Союз Мусульман России не смог участвовать в избирательной
кампании, его в течение нескольких месяцев лихорадило. Внутри союза шла
фракционная борьба, которая завершилась уходом с поста генсека М. Бибарсова и
избранием на пост председателя вновь созданного руководящего органа-исполкома
союза выходца с Северного Кавказа лакца Надиршаха Хачилаева, которого
поддержал А.В.Ниязов. Это было особенно важно в условиях начинавтейся
президентской предвыборной кампании, в которой СМР совместно с Исламским
культурным цeнтpoм приняли самое активное участие.
Начало века в России было освещено зарей обновления духа. Конец его несет на
себе отблески этой зари, заслоненной революционными бурями и скрытой за тучами
войн и революций, пережитых страной за последние сто лет, но не отмененной ими,
ибо если солнце встает, то восход неизбежен. Мне кажется, что Россия вновь
переживает подъем ислама, прерванный в 1917 году. Сегодня, как и тогда, этот
процесс нельзя назвать легким. Как в «демократической», так и в самодержавной
России подъему Ислама мешали и его внешние противники, и его внутренние враги,
сделавшие Ислам предметом политических спекуляций, метавших развитию и
формированию не только исламской духовности. К власти рвались безбожники и
самые циничные политики, и они получили ее в 1917 году.
[36] Но пока до этой роковой даты далеко, так как среди российских мусульман
зародилось новое мусульманское движение. Его представители, называвшие себя
«джидидами», выступили за обновление религиозно-нравственного воспитания и
приспособление жизненного уклада мусульман и исламской духовности к новым
условиям общественно-политической жизни России.
Представители этого движения не были «разрушителями старого порядка»,
каковыми их пытаются изображать антимусульманские настроенные «исследователи»
мусульманской общественно-политической жизни. Наоборот, их главной заботой
было обновление религиозного образования с целью вхождения в русскую жизнь
русской государственности. Новометодисты, деятельность которых в вопросах
образования во многом сходна с настроениями в нынешних мусульманских
заведениях, с осторожностью относились к светским наукам, принимая их только
в качестве орудия для более основательного понимания религии. Реформаторам
противостояли традиционалисты (кздимисты), которые придерживались старого
метода (усул кадим) и выступали против нововведений. Историю движения
джадидов можно разделить на два периода: 1880-1905 гг. и 1905-1917 гг. В
первый период у него не было большого количества сторонников. Во второй же
период своего развития Новометодисты представляли собой серьезную силу и
располагали политической поддержкой единоверцев. Они стали оформляться как
общественно-политическое движение, поддержанное стремлением этнических
мусульман к обновлению мусульманской духовности и возрождению Ислама. Таким
образом, я делаю вывод, что исламское общество представляет собой совершенное
и высокоразвитое общество первого типа. Мусульманин, живущий в нем, является
членом общества в высоком смысле этого слова благодаря тому, что он усвоил
установление своей истинной религии и воспринял те высокие нравственные
качества, имеющие отношение к сфере социальныx взаимоотношений, к обретению
которых она его призывает.
                               ЗАКЛIOЧЕНИЕ                               
Таким образом, говоря об исламе на территории Поволжья в советское и
постсоветское время, я сделала выводы. В первой главе, рассматривая религию
ислам, как одну из трех из мировых религий, я пришла к выводу, что ислам не
только религия, но также культура, цивилизация, образ жизни. Именно так его
понимали историки и исламоведы. С моей точки зрения, главное в исламе не
догмы и обряды, а социальное и духовное бытие мусульман, в том числе их живая
история во взаимодействии с историей России. Говоря об отношении к исламу,
важно отметить, что назревала необходимость перейти от отдельных инициатив
мероприятий в данной области к хорошо организованной, постоянно действующей
системе работы по национально-культурному возрождению и развитию татарского
этноса Саратовской области; требовался переход к новым формам самоопределения
нерусских народов. Этот переход требовали объективные условия и потребности
общественного развития. Такой формой, как уже указывалось выше, является
национально-культурная автономия.
Во второй главе положение ислама в Поволжье я подразделила на два периода:
ислам в СССР и ислам в современной России. По моему мнению, внезапное
пробуждение ислама в бывшем Советском Союзе на самом деле было естественным и
неизбежным процессом, своеобразным свидетельством демократизации бывшего
советского общества и одновременно признаком восстановления историко-
культурной сущности советского мусульманства и его реинтеграции в исламскую
ойкумену.
Таким образом, начало века в России было освещено зарей обновления духа.
Конец его несет  на  себе отблески  этой  зари, заслоненной  революционными
бурями и скрытой за тучами войн и революций, пережитых страной за последние
сто лет, но не отмененной ими, ибо если солнце встает, то восход неизбежен.
                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:                    
     1.     Хатами М. Ислам,диалог и гражданское общество.М.,2001.
     2.     Малашенко А. Мусульмане в начале века:надежды и угрозы. М.,2002
     3.     Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.,1995.
     4.     Рашитов Ф.А. Ислам и образование у татар Саратовского Поволжья.С.,1998.
     5.     Малашенко А. Исламское возрождение в Современной России.М.,1998
     6.     Мирсаит А.В..Султан Галиев и идеология национально-освободительного
движения: Научно-аналитический обзор.М., 1990
     7.     Аш-шайх Мухаммед ибн Саках ибн Усаймин. Разъяснение основ
веры.Королевство Саудовская Аравия,2002.
     8.     Песиков Ю. Мечеть на татарской улице.С., 1997.
     9.     //Ислам и Поволжье//Аргументы и факты.№5.1992.
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Интервью с имамом, главой, мусульман Поволжья Мукаддасом Аббасовичем Бибирсовым - Как относится власть Поволжья к мусульманской деятельности? - В связи с тем, что Россия является страной многоконфессиональной, правительство России стараестся уделить внимание каждой религии. Исламу уделяется такое же внимание, как и другим религиям. В Саратовской области проживает большое колличество людей, исповедующих ислам. Поэтому, губернатор Дмитрий Федорович Аяцков и правительство всегда отзываются на наши предложения и оказывают помощь либо в проведении праздников, либо в строительстве мечетей. Кстати, на открытие мечети, которая достроилась на Татарской улице, губернатор преподнес дорогой подарок – люстру. - Некоторые обвиняют имамов в том, что вы хотите под любым предлогом обратить больше людей в свою веру. Так ли это? Это чушь, нелепость.Ни о какой исламизации не может идти и речи. Мы всегда стремились жить в согласии с другими религиями. Мы очень дорожим межконфессиональным миром у нас в Поволжье. - Ваше мнение о том, как на территории Поволжья относятся к людям, исповедующих ислам? - Я очень доволен тем, что в Поволжье никогда не возникали межнациональные конфликты. Каждый человек уважает религию другого. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Интервью с управляющим делами Духовного Упраления мусульман Поволжья Ахмедом Шамильевичем Махметовым - Расскажите немного о мусульманских праздниках. - У нас два больших мусульманских праздника: Ураза-Байрам, праздник разговения. Он проводится после окончания мусульманского поста. Еще одним праздником является Курбан-Байрам. Его проведению способствует окончание паломничества в Мекку- колыбель ислама. - В Мекку наверное трудно попасть? - Действительно, попасть туда нелегко. Многие мусульмане не имеют возможности поехать в хадж, хотя хадж является одним из столпов ислама и каждый человек, исповедующий ислам должен побывать там хоть раз в жизни. Не имеют возможности по многим причинам: по состоянию здоровья, по состоянию финансов и т.д. - А губернатор всегда посещает праздники мусульман? - Как я сказал уже ранее, у нас всего два больших праздника. По возможности Дмиrpий Федорович всегда присутствует на них. Но даже если на празднике губернатор отсутствует, туда всегда приезжают представители Администрации Саратовской области. ПРИЛОЖЕНИЯ 3 Интервью с секретарем М.А.Бибарсова Ковалевой Нурией Салихджановой. - Что является главной задачей Духовного Управления мусульман Поволжья? - Среди главных задач Управления просветительская, издательско­информационная, координационная и кадровая работы. А одним из основных направлений деятельности Духовного Управления мусульман Поволжьяявляется содействие организации радио и телепередач об Исламе в областях и республиках Поволжья введение в школьные программы в местахкомпактного проживания мусульманского населения изучении основ иистории Ислама. Со своей стороны руководство Духовного Управленияготово обеспечить соответствующими программами, учебной литературой и методическими рекомендациями. На Саратовском телерадиоцентредействовал мусульманский канал «Аллаху Акбар». Работа канала mла подвум направлениям: информационному и образовательному. Передачи этогоканала информировали слушателей и зрителей об истории Ислама, обосновах исламского вероучения, освещала важные события, происходящие в регионе. С 1989 года издается газета «Мусульманский вестник». Сегодня круг ее читателей относительно расширился, и она стала региональной газетой мусульман не только Поволжья, но и многих других регионовРоссии. Мы строим свою работу в тесном взаимодействии с национально­культурными центрами, благотворительными и иными организациями. Для успешного решения задач, осуществляем издательскую деятельность. Помимо региональных газет, «Мусульманский вестник», Исламским Центром Поволжья «Дагва» выпущена в свет брошюра «Шаг на пути к Аллаху», ежеквартально издается бюллетень Духовного Управления мусульман Поволжья.
[1] Рашитов Ф.А. История татарского народа. С., 2001. [2] Малашенко А Исламское возрождение в Современной России. М., 1998. [3] Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. [4] Фаизов С. Ислам В Поволжье VIп-хх ВВ. М., 1995 [5] см. Приложения 1,2,3. [6] Малашенко А. Исламское возрож.дение в Современной России. М, 1998.С.1O. [7] Аш-шайх Мухаммед ибн Саках ибн Усаймин. Разъяснение основ веры. Королевство Саудовская Аравия, 2002. С.12 [8] Путь к свету. Ихлас. М.,2002.С.6 [9] А. Массэ. Ислам. М.,1986.С 9 [10] Ислам и Поволжье// Аргументы и факты. 1992. № 5. С.4. [11] Песиков Ю. Мечеть на татарской улице. С., 1997. С.10. [12] Ислам и Поволжье// Аргументы и факты. 1992. № 5. С.9. [13] там же. [14] Фаизов С. Ислам в Поволжье VIп-хх вв. С. 74. [15] Рашитов Ф.А. История татарского народа. С.200 1. С.276. [16] Малашенко А. Исламское возрождение в Современной России. M.,1998.C.152. [17] Малашенко А. Исламское возрождение в Современной России. M.,1998.C.45. [18] Разделит ли Россия участь Союза ССР. М.,1993.С.196. [19] Мирсаит В.А. Султан-Галиев и идеология национально-освободительного движения. М.,1990.С.11. [20] Вопросы истории. 1949. №8.С.21. [21] Рашитов Ф.А ислам и образование у тarap Саратовского поволжья. С., 1998. С. 11. [22] Песиков ю. Мечеть на татарской улице. С.,1997. с.28. [23] Малашенко А. Исламское возрождение в Современной России. M.,1998.C.11. [24] Малашенко А. Исламское возрождение в Современной России. M.,1998.C.11. [25] Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.,1995.С.254. [26] Песиков Ю. Мечеть на татарской улице. С.,1997.С. 26. [27] Песиков Ю. Мечеть на татарской улице. С.,1997.С. 28. [28] Там же. [29] Там же. [30] Малашенко А. Исламское возрождение в Современной России. M.,1998.C.11. [31] Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.,1995.С.254. [32] см.Приложение 1 [33] Малашенко А . Мусульмане в начале века: надежды и yrpoзы:. М., 2002. С. 13. [34] См.Приложения 2,3. [35] Песиков ю. Мечеть на татарской улице. С.,1997. С.43. [36] Малашенко А. Мусульмане в начале века: надежды и угрозы. М., 2002. С. 15.