Каталог :: Религия и мифология

Курсовая: Восприятие движения, времени и пространства

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
                              
     

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема: Восприятие движения, времени, пространства.

Выполнил: студент 2-го курса Группа № 22 пзв/2-01 Мухин Алексей Николаевич Руководитель: Андросенко М.Э. Москва 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ........................... 3 Глава 1. Теоретический анализ изучения восприятия........... 5 1.1. Понятие о восприятии ...................... 5 1.2. Основные виды восприятия.................... 9 1.3. Восприятие пространства .................. 15 1.4. Восприятие движения ...................18

1.5. Восприятие времени ........................21

Выводы ............................26 Заключение ........................... 28 Литература ......................... 29

ВВЕДЕНИЕ

Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие в праве спросить, зачем нужно его изучать. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии, как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств, в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию. Во-вторых, еще одна причина тесно связанная с первой, и побуждающая изучать ощущение и восприятие, - их важность для получения системных знаний о самих себе и окружающем нас мире. Это справедливо, так как все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия. Наши чувства – это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность. Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой. Если говорить о практической целесообразности, то изучение ощущения и восприятия вооружает ученых умением выявлять и лечить людей с нарушениями сенсорно-перцептивной системы. Изучение восприятия движения также немаловажно. Биологическая роль этого восприятия чрезвычайно велика. Чтобы их движения были эффективными, животные должны быть в состоянии определять, где именно, в каком направлении, а нередко – и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты. Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания большинства биологических видов. Изучение восприятия пространства и времени, также играет большую роль в жизни человека, так как позволяет построить правильную картинку окружающего нас мира. Исследованием восприятия занимались такие ученые и исследователи, как Павлов И.П. (рефлекторная основа восприятия), Теплов Б.М., Запорожец А.Н. (этапы развития восприятия у детей), Эвклид (закон зрительного угла как закон восприятия размера), Мах Э. (механизмы восприятия движения), Вундт В. (теория восприятия движения), Вертгеймер М. (Фи-феномен) и другие отечественные и зарубежные исследователи. Цель курсовой работы: Изучение видов восприятия. Предмет исследования: Восприятие движения, времени и пространства. Гипотеза исследования: Заключается в предположении, что восприятие движения, времени и пространства являются особыми видами восприятия. Исходя из выдвинутой гипотезы и сформулированного предмета, решались следующие задачи: 1. Раскрыть понятие восприятия. 2. Проанализировать основные существующие виды восприятия. 3. Выявить особенности восприятия движения, времени и пространства.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

1.1. ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. «Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств». (17, стр.42) Выделяют четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различие, идентификация и опознание. Обнаружение - исходная форма развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Различие - собственно восприятие. Конечный результат – формирование перцептивного образа эталона. Когда прецептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознавания обязательны сличение и идентификация. Идентификация - есть отожествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отожествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимающихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). (5, 11, 16) Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов и т.д. (11) Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной объект и явление, ознакомиться с ним. Так \, например, преднамеренным восприятие будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т.п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. (11) Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя планомерность и системность ведения. (4, 9) Если человек систематически упражняется в наблюдении, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. «Наблюдательность – это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения». (14, стр. 214, 9) Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Основные свойства восприятия. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. (4) Свойства восприятия: 1. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные, о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве, и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограниченно тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть. (13, 14, 15, 16) 2. Константность восприятия – благодаря ей, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. (3) Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили и пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте говорят, что они видят объекты, расположенные визу, без искажений их размеров. (13, 14, 15, 16) 3. Структурность восприятия – Восприятие не является простой суммы ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. (13, 14, 15, 16) 4. Осмысленность восприятия – Восприятие тесно связанные с мышлением с понимаем сущности предметов. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается в том, что осознательно воспринимать предмет это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при видении знакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных (13, 14, 15, 16,) 5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнения с другими. Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, как в то время остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. Например, человек слушает лекцию или читайте книгу и совсем не обращайте внимания на то, что происходит у него за спиной. Он воспринимает или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку его восприятие направленное именно на это, но так было до тех пор, пока ему об этом не сказали. Сказав о том, что он не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной, мы перенаправили его внимание на другой пространственный участок, и он стал воспринимать те предметы, которые находятся вокруг него, в том числе и за его спиной, т.е. те предметы, которые минуту назад небыли представлены в его сознании. (13, 14, 15, 16) 1.2. Основные виды восприятия Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. (см. рис. 1) В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Зрительное восприятие. «Зрительное восприятие – форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», (9, стр. 135) на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. (4) Боле простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. (4, 9) Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано. Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оно является источником критически важных знаний о предметах и событиях среды обитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, а также информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды между собой. (18, 4) Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой. (4, 18) Не смотря на то, что другие исследования не дают оснований для выводов о столь сильном влиянии зрения в условиях сенсорного конфликта, ясно, что для выживания человека зрение имеет решающее значение. Именно по этому зрение было изучено столь детально, и сегодня о нем известно больше, чем о любой другой сенсорной системе. Слуховое восприятие. «Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора». (9, стр. 333, 4) Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра. Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха. (4) По степени изученности слуховая система уступает лишь визуальной, и между взаимодействиями индивидуума с внешней средой, возможными благодаря этим двум сенсорно-перцептивным системам, много общего. «Слух – уникальный источник жизненно важной информации о том, что происходит в непосредственной близости от нас, а аудиальная система – одна из самых «бдительных» сенсорно- перцептивных систем: она всегда начеку и в любой момент готова к восприятию звуковых сигналов». (18, стр. 491) Эволюция уникального голосового аппарата человека и большого, имеющего сложную структуру мозга создала основу для возникновения единственной в своем роде формы звуковой коммуникации с использованием языка. Осязательное восприятие. «Осязание – один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но, прежде всего тактильной». (4, стр. 361) Осязание – один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах. (4, 9) Осязание является сложной формой чувствительности, включающий в свой состав, как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты. К первым относятся ощущение холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений. Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль. Однако кожная чувствительность не ограничена только этими ощущениями общего характера. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры. (18) Обонятельное восприятие. «Обоняние – вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи». (9, стр. 240) Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта. В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными в отличие от смешанных, раздражающих также и другие рецепторы. Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попыток систематизировать их. Сейчас используется схема из четырех основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной девятибалльной шкале. (4) Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, - обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для многих низших животных обоняние – жизненно важное условие эффективного взаимодействия с окружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие, жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием. Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит. Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения. (18) Вкусовое восприятие. «Вкус – восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций)». (4, стр. 73) Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений. При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (После соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. (4, 9) Восприятие вкуса основано на стимуляции специализированных рецепторов химическими веществами. В то время как для человека доминирующими ощущениями являются зрение и слух, для большинства животных сенсорные сигналы, посылаемые химическими веществами, - это источники жизненно важной информации. Чувствительность к химическим веществам, присутствующим в естественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку они вынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них. (18) Основой другого типа классификации видов восприятия является форма существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяет восприятие пространства восприятие движения и восприятие времени. (14) Классификация основных видов восприятия

«Рис. 1 Классификация основных видов восприятия». (14, стр. 212) 1.3. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА Восприятие пространства включает восприятие расстояния или отдаления, в котором предметы расположены от нас или друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов. В истории науки имеется конкретная проблема исследования, которая является носительницей основной принципиальной проблематики данной науки. Такой проблемой на рубеже прошлого и настоящего столетия была в психологии проблема пространства. Все крупные психологи предшествующего поколения уделяли ей особое внимание и делились в зависимости от различных исходных позиций, выявляющихся преимущественно на этой проблеме, на нативистов и генетистов. «Основной тезис нативизма гласит: восприятие пространства «врождено». Имелось при этом в виду врожденные с ней идеи в пространстве в духе априоризма, а аппаратов для его восприятия. По существу утверждалось, что пространство имеет первичный, не производный по отношению к чувственному содержанию, характер. Основное положение генетистов утверждает: восприятие пространства и в особенности третьего измерения, глубины, является продуктом развития, личного опыта. В понимании генетистов это означало, что оно есть нечто производное, получающееся в результате если не ассоциации, то слияния непространственных элементов – ощущений, в результате постепенно развивающегося истолкования сенсорных локальных знаков». (16, стр. 240) Экспериментальный материал не давал однозначного ответа на вопрос, потому что сам вопрос был не однозначно поставлен. Ни одна из борющихся сторон не отдавала себе отсчета в том, что восприятие пространства является сложным образованием, в котором в тесном единстве сплетаются разнородные компоненты. В нем нужно различать протяженность и собственно пространство. Протяженность – это внеположность, экстенсивность, которая, также как интенсивность ощущений, дана непосредственно, первично, вместе с их чувственными качествами и только по мере того как в моем восприятия отражаются положении, направление, расстояние, величина, форма, определяемые сложной системой пространственных отношений, а не одна лишь недифференцированная внеположность, у меня формируется подлинное восприятия пространства. Такое восприятие пространства, включающего в себя осознание более или менее сложной системой отношений, отражающих соотношения вещей в реальном пространстве, конечно, не является первичной чувственной данностью. Оно - продукт значительно развития. (14, 15, 16) В восприятии пространственных свойств вещей известную роль играют различные ощущения, в частности осязательные, кинестетические. Но человек – существо по преимуществу оптическое, ориентируется в пространстве главным образом на основе зрительных данных; восприятие пространства является у него по преимуществу функцией зрения. В зрительном восприятии пространства существенную роль играют, прежде всего, своеобразные глубинные ощущения, возникающие в результате раздражения не вполне соответствующих точек сетчатых оболочек обоих глаз, получающие одинаковые раздражения от равно удаленных от наблюдателя точек пространства. (15) Соответствующими, или корреспондирующими, точками называются все точки на сетчатой оболочки обоих глаз, лежащие в одном и том же направлении и на одном и том же расстоянии от центральных ямок. При восприятии обоими глазами двух равноудаленных от зрителя точек поле зрения одного глаза как бы накладывается на поле зрения другого глаза, вследствие чего воспринимаемые изображения на сетчатой оболочке глаза не двоятся. Совокупность точек пространства, дающих изображения на корреспондирующих точках сетчатых оболочек обоих глаз, носит название гороптера. Для каждого положения зрительных осей имеется свой гороптер. (15,16) Если раздражаются не соответствующие или диспаратные, точки сетчатых оболочек обоих глаз, то наблюдатель видит не одну, а две точки. При рассмотрении двух точек в пространстве может быть три случая. Первый случай: Обе точки находятся на равном расстоянии от глаз наблюдателя. В этом случае обе точки раздражают соответствующие точки на сетчатые оболочки каждого из глаз наблюдателя: при этом не возникает ни двоения, ни глубинных ощущений. Второй случай: одна из точек отделена от другой на такое расстояние, что они раздражают диспаратные, или не соответствующие, точки сетчатых оболочек обоих глаз. В этом случае одна из точек, а иногда и обе двоятся. Третий случай: Обе точки (или одна из них) раздражают не вполне соответствующие точки сетчатых оболочек обоих глаз. В этом случаи возникает ощущение глубины, благодаря которому одна из точек воспринимается как находящаяся ближе, а другая - как находящаяся далее. Ощущение глубинности возникает в том случае, когда раздражаются не соответствующие точки на сетчатых оболочках глаза и не диспаратные точки, а точки не вполне соответствующие. Помимо специфических ощущений, возникающих при раздражении не вполне соответствующих точек, восприятию глубины или расстояния содействует также конвергенция, т.е. сведение глаз, совершающиеся так, чтобы изображение фиксируемого объекта в обоих глазах падало в поле наиболее ясного видения. Поэтому те ощущения, которые доставляет сокращение мышц, ее осуществляющих, могут, присоединяясь к глубинным ощущениям, входить в чувственную основу восприятия глубинного пространства. Они составляют ее проприоцептивный компонент. Некоторую роль в восприятии расстояния может играть и тесно связанная с конвергенцией аккомодация. Сколько - нибудь значительную роль аккомодация играет, однако, лишь при монокулярном восприятии глубины (преимущественно при небольших расстояниях в 2-5 метров). (4, 15, 16) Однако при таком – монокулярном – восприятии глубины оценки получаются менее точными. Монокулярное восприятие глубины пространства основывается на вторичных, вспомогательных признаках. О расстоянии можно косвенно судить так же по перспективному смещению всех точек видимых нами объектов при движении головы, поскольку, чем ближе объект, тем больше это смещение, и чем дальше объект, тем смещение меньше. Для определения удаленности освещенного объекта может в качестве вспомогательного фактора служить оценка освещенности объекта в зависимости от положения источника света. Относительная удаленность объектов друг от друга определяется теми же признаками. Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его отображения на сетчатой оболочке глаза и положением нашего тела, головы и глаз по отношению к окружающим объектам. Вертикальное положение нашего тела по отношению к горизонтальной плоскости земли является исходным моментом для определения направления, в котором человек распознает окружающие его предметы. «Подлинное восприятие пространства, адекватно отражающее его объективные свойства и отношения, является очень сложным процессом, в котором чувственные и мыслительные компоненты даны в сложном единстве и взаимопроникновении». (16, стр. 245) 1.4. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Восприятие движения – это очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движения вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем глаз. Смещение же точки по отношению положения нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которая экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходиться производить, что бы следить за движущими предметами. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно в двух взаимно противоположных направления, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. С другой стороны, впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Эта так называемый стробоскопический эффект. (15, 16, 18) В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычные для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшиеся рука, согнутые верхушки деревьев и т.п.). К числу «кинетических положений», вызывающих представление о движении, принадлежит наклонное положение, особенно привлекавшие внимания художников. Франкетти отмечает эффект, который дают наклонные линии в сочетании с ясно выраженной горизонтальностью и вертикальностью. Меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество других косвенных признаков служат в естественных условиях для распознания движения. Осмысливание ситуации, совершающиеся на основе косвенных признаков, несомненно, играет в восприятии движения значительную роль. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия чисто интеллектуальный процесс (подсознательное «умозаключение»): впечатление движения может возникнуть у нас тогда, когда мы знаем, что движение на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только умозаключать о движении, но и воспринимать движение. Теория движения разбиваются в основном на две группы. Первая группа теорий выводит восприятия движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которое проходит движение, и утверждает, что восприятие движения вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт). Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что, подобно тому как, например, мелодия является не простой суммы звуков, а отличным от них качественным специфическим целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии. Ее разрабатывал главным образом М. Вертхаймер. Восприятие движения является, по Вертхаймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в различных положениях, А и Б, то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, но их соединяет, находясь между ними. Это переживание движения Вертхаймер называет «фи - феномен», оно не есть результат движения глаз или последовательных образом на центральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие движения. (16) Согласно точке зрения Вертхаймера, восприятие движения может возникать даже без восприятия предмета, который движется. Физиологическим субстратом «Фи- феномена» является «короткое замыкание» воли возбуждения в коре головного мозга, которая возникает вследствие первого и второго раздражения. С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ по восприятию движения. К. Дункер поставил перед собой такой вопрос: в силу, каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие неподвижными? По Дункеру, движущимся воспринимается тот объект, который явно локализуется на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Э. Оппенгеймер показал, что из двух предметов движущимся обычно, кажется меньший. Движущимся кажется, так же, тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшее количественные или качественные изменения («принцип изменчивости»). Эксперименты К. Дункера и Э. Оппенгеймера, свидетельствуют, вопреки установкам этих экспериментаторов, вовсе не в пользу гештальтистских концепций; восприятие движения фигуры на фоне, а не фона на фигуре возникает так же на основе прошлого опыта, а не силу каких – то формальных структурных закономерностей. Так же на основе опыта складывается представление о том, что обычно движется меньшая фигура на большем фоне, а не большая на меньшем и что движущаяся фигура чаще изменяется, чем фон, который обычно остается неизменным. (16) Таким образом, эти эксперименты представителей гештальтпсихологии выходит за пределы их собственных формалистических построений. 1.5. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ Жизненно очень существенная ориентировка во времени у животных совершается, как показал ряд исследований, на основе рефлекторной деятельности. У человека она превращается в очень сложный процесс восприятия времени. «В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью, 2) собственно восприятия времени, развивающееся на этой чувственной органической основе. Подобно тому, как отношение пространства мы различаем элементарную протяженность и собственно пространство, в отношении времени нужно таким образом различать два понятия – длительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связывать их в единое целое. В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты». (16, стр. 250) У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или «чувство» времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов в органической жизни – пульса, дыхания и т.д. Значительную роль в «чувстве», или ощущении времени играют, по – видимому, необратимые химические реакции в нервной системе. (7, 16) Как ни бесспорно зависимость непосредственной оценки времени от целого ряда физиологических «висцеральных» факторов нельзя все же, как это делают некоторые авторы, видеть во времени лишь «висцеральную чувствительность». Восприятие времени обусловлено не только ей, но в не меньшей мере и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время не отделимо от реальных, во времени протекающих процессов. (7) Наибольшие промежутки времени, по их истечении обычно, как показали опыты ряда исследователей, более или менее сильно переоцениваются, большие - недооцениваются. Эти данные можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени. Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени на оборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны; они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При не заполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется. (16, 18) По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного – мучительно сокращается. В первом случае время ни когда не течет достаточно быстро, во втором – оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется. Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинной зависимости мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. (16) «Непосредственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько «чувством» того, что данное событие близко, поскольку оно актуально, или отдалено, поскольку оно чуждо. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин». (16, стр. 252) Поскольку время - направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, связанных с текучестью времени. Полное разрешение трудностей, связанных с текучей диалектикой временных определений, требует принятие одной общей системой координат с постоянной точкой, от которой и ведется отсчет посредством постоянных общих единиц счисления (год, месяц, день). Это исходная общая точка отсчета может быть фиксировано лишь за пределами субъективного, личного переживания, в историческом процессе определенным историческим событием от которого и ведется время исчисления (такой то год нашей эры – на 20 году октябрьской социалистической революции). Время жизни объективно определяется лишь как время истории. Лишь на основе исторически определенной системы исчисления времени можно соотносить временные показания различных наблюдателей, свободно переходя с одной точки зрения на другую, устанавливать однозначное соответствие все датировок. Настоящее – отправная точка, из которой определяется и прошлое, и будущее – не является в психологическом времени абстрактной точкой, а всегда некоторым временным интервалом. (16, 18) Верхняя граница психологически настоящего времени, заполненного лишь простыми, между собой не связанными чувственными раздражителями, очень ограничена; максимальные размеры интервалов, отмечаемых, например, ударами молотка, которые мы воспринимаем и непосредственно сравниваем между собой, равна примерно 5 с. Сравнение интервалов большей длительности требует уже счета и опосредованных приемов. При соответствующем обычным условиям реальной жизни заполнении нашего времени содержанием, компактно связанным в обширные целые, грани настоящего заметно расширяются. ВЫВОДЫ 1. Восприятие является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память. В соответствии с различиями между ощущением и восприятием наши глаза могут вначале зафиксировать ряд быстро сменяющих друг друга на телевизионном экране цветных изображений (это и есть работа ощущения), но то, что мы видим на экране или воспринимаем благодаря ему, представляет собой изображение зрительных событий, в которых люди и предметы осмысленно взаимодействуют между собой в пространстве. Точно также типичный внешний звуковой раздражитель заставит наши барабанные перепонки вибрировать определенным образом, создавая мгновенно узнаваемую его особенность, в частности громкость, но мы слышим или воспринимаем разговор или мелодию. Следовательно, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление информации, поступающей от сенсорных систем. Иными словами, восприятие представляет собой результат упорядочения ощущений и их превращение в знания о предметах и событиях физического мира. 2. Обычно восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное ,слуховое и кинестетическое восприятие. 3. Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Особенность данного вопроса заключается в том, что восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз. Также может возникнуть ощущение движения при отсутствии его в реальности, например стробоскопический эффект, Фи-феномен. Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные особенности характерны для каждого явления или события. Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораздо меньше, чем вопрос о восприятии движения и пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. Восприятие правильней всего обозначить как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в обычной жизни. Огромную роль в восприятии движения, пространства, времени играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринимать его, волевые усилия, направленные на то, что бы добиться лучшего восприятия настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Изучение восприятия движения немаловажно. Биологическая роль этого восприятия чрезвычайно велика. Чтобы движения животных были эффективными, они должны быть в состоянии определить, где именно, в каком направлении, а нередко – и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты. Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания большинства биологических видов, в том числе и человека, в наш век космических скоростей. Изучение восприятия пространства и времени, также играет большую роль в жизни человека, так как позволяет построить правильную картину окружающего нас мира. Необходимо сделать заключение, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. ЛИТЕРАТУРА. 1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания/ - М., 1960. 2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений/ - Л., 1961. 3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия/ - М., 1968. 4. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учеб. пособие/ - М.: Изд. МГУ, 1973. 6. Вудроу Г. Восприятие времени/ Под ред. Стивенса С.С. Экспериментальная психология: в 2-х тт. – М., 1963. 7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности/ - Киев: Изд. «Наукова думка», 1984. 8. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека/ - М.: Изд. «Медицина», 1990. 9. Кондаков. И. М. Психология. Иллюстрированный словарь./ – СПб.: «ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК», 2003. 10. Ланге Н.Н. Психический мир/ Под редакцией М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ - М., 1972. 12. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства/ - М.: Изд. МГУ, 1985. 13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии/ – СПб.: Питер, 2004. 14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ – СПб.: Питер, 2003. 15. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – изд. 2-е, исправленное и доп. – М.: «ЧеРо», 2002. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ - СПб.: Питер, 2003. 17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии./ – Ростов на Дону: издательский центр «МарТ», 2002. 18. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд./ – СПб.: Питер, 2003.