Каталог :: Психология

Реферат: Cпособности

                                 Введение                                 
Способность – одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной
психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности,
С.Л.Рубинштейн понимал под способностями «.сложное синтетическое образование,
которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы
способен к какой либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в
процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».
Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.
Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу
определения, наиболее часто используемого специалистами.
-способности это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного
человека от другого.
-только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения
деятельности или несколько деятельностей.
-способности несводимы к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у
человека,хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
Тем самым область психологии способностей- это раздел психологии
индивидуальных различий.
                               Креативность                               
Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида,
характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и
входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению
П. Торренса, Креативность включает в себя повышенную чувствительность к
проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению
этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке
и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки
креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные
опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию
творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые
характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых
элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Развитие креативности. Возраст 3–5 лет является наиболее сензитивным для
развития творческих способностей, а в 6 лет наблюдается спад. Спад творческих
проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается
следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и
возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребенка, Можно
предположить, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонение от
норматива, а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного,
предписанного социальной средой поведения. Креативность является свойством,
которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для
ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения и его
результаты и предметно–информационную обогащенность. Для формирования
креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации,
предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом –
минимальную представленность поведенческих стереотипов (5-ти летние дети).
Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе
проявляется сначала на мотивационно – личностном, затем – на продуктивном
(поведенческом) уровне. В результате огромной работы исследователи
креативности установили, что креативность проявляется неравномерно с
интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет); исследователи единодушно
отмечают спад креативности у испытуемых и связывают ее с социальными и
биологическими факторами.
Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:
1) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности,
неспециализированной по отношению к определенной области человеческой
жизнедеятельности. Сензитивный период 3 –5 лет. В это время подражание
значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным
механизмом формирования креативности.
2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе
«общей» креативности формируется «специализированная» креативность:
способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой
деятельности, как ее дополнение и альтернатива. Юноша определяет для себя
«идеальный образец творца», которому он стремиться подражать. Вторая фаза
заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным
отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания
навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.
Еще раз замечу, что креативность, скорее всего, формируется на основе общей
одаренности (так же как и интеллект). Креативность можно формировать в раннем
возрасте (3 – 4), но существуют некие пределы (возможно генетические).
Обобщенная кривая развития творческости в формирующем эксперименте нелинейна:
после подъема обычно следует некоторый спад. Хорошая память и высокий уровень
интеллекта порой могут препятствовать развитию творческих способностей в
детстве.
Креативность более чем интеллект, определяется факторами среды. Творцом, так
же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности
предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной
степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет,
конечно же, общение с взрослыми людьми, обладающими развитыми способностями,
общение же с низкоинтеллектуальными людьми, не обладающими такими талантами,
приводит к противоположному результату. Интересно, что к развитию
креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру,
разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами
между собой, требует недюжих проявлений интеллекта, в том числе и в области
креативности. Это объясняет, почему в неблагоприятных семьях бывают на
удивление развитые дети. При этом не стоит забывать, что в таких случаях
очень важен генотип ребенка. Существуют данные об экспериментах по
искусственному развитию креативности у детей 3-5 лет; было показано, что
существует связь между исходным уровнем и возможными вариантами ее развития.
Так, для низкокреативных детей искусственно вызываемый рост креативности
влечет за собой их невротизацию, а через некоторое время креативность снова
снижается до некоторого уровня, индивидуально для каждого ребенка. Таким
образом, доказывается, что креативность ограничена сверху уровнем интеллекта.
В.Н.Дружинин сформулировал понятие «интеллектуального диапазона». Его смысл
состоит в том, что индивидуальные достижения, в том числе и творческие,
определяются, прежде всего, уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект
является необходимым условием для творческих достижений, но достигнет ли
человек своего творческого предела, зависит от его мотивации и
компетентности. Было установлено, что эффективность умственной деятельности
весьма низка при невысокой заинтересованности в результате, но она постепенно
повышается по мере роста заинтересованности. Однако, достигнув наивысшей
точки, она затем начинает снижаться и резко падает в условиях крайне высокой
заинтересованности, граничащей с ажиотажем.
Если взять ситуацию тестирования, то в зависимости от обстановки испытуемый
может демонстрировать низкую мотивацию и просто не прилагать достаточно
усилий, либо сильно перевозбудиться, что сведет на нет все его усилия. На мой
взгляд, в общий показатель должно входить отношение к эмоциональным
воздействиям, а именно устойчивость к таковым, так как всеразличные
переживания по поводу и без повода весьма снижают использование интеллекта в
момент переживания.
Есть тенденция делить креативность на малую и большую. Относя к первой
проявление нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях, а ко
второй существенное влияние на культуру и общество в целом (Бах, Эйнштейн).
Также предлагается различать креативность личности и креативность мышления,
причем параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности
мышления. Здесь та же ситуация, что и с «практическим интеллектом»: большой
названа креативность важная для общества, а малой – для индивидуума. Здесь
показана попытка, отделить креативность мышления (т.е. оригинальность,
нестандартность, независимость такового) от креативности личности человека
как части социума. Но ведь любые проявления интеллекта по отношению к социуму
являются лишь проявлениями, а не составляющими интеллекта непосредственно. По
удачности интеллекта в социуме нельзя судить о самом интеллекте, поскольку
современное общество построено на принципах, не только не связанных с
интеллектом, но и практически противоположных. Таким образом, обладающий
высоким интеллектом, но при этом не интересующийся социумом (образ
«чудаковатого профессора») всегда проигрывает в плане «умения жить» тупому
торгашу и т.д.
Природа креативности. Большинство психологов согласны, что креативность – это
способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных
схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую
совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления
способности к творчеству.
На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы
креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение,
которое удовлетворило бы всех исследователей.
Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта,
результата деятельности; другие - в терминах процесса, личностных свойств или
необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин
«креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам
способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает
общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все
здоровые индивиды.
Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности,
предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых. Спирмен
считал, что это – «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем
изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как
«способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в
процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех
определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для
личности или для общества).
По мнению Е. Торренса, креативность – это не специальная, а общая
способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных
характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Креативность
проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые
структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в
процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения
результатов. Под креативностью он понимал обостренное восприятие недостатков,
пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Торренс считал, что творческий процесс
делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку
гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Это
определение Торренса не является бесспорным, критики, главным образом,
обращали внимание на тот факт, что оно не делает различий между креативностью
и другими видами мышления.
По Джонсону (1973г), креативность проявляется как неожиданный продуктивный
акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального
взаимодействия; при этом исполнитель опирается на собственные знания и
возможности.
В нашей стране Д.Б.Богоявленская является автором аналогичной концепции, и
подчеркивает, что креативность является общей особенностью личности и влияет
на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной
активности.
Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:
беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую
единицу времени;
гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем,
переключаться с одной идеи на другую;
оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные,
отличающиеся от общепринятых идеи;
разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи;
А также он выделил: любознательность - повышенная чувствительность к
проблемам, не вызывающим интереса у других; способность совершенствовать
объект, добавляя детали; способность к обнаружению и постановке проблем;
способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу и некоторые
другие. Все эти факторы, объединенные им в понятии «дивергентное мышление»,
отражают познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным
мышлением, ориентирующимся на известное тривиальное решение проблемы,
дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще только должна быть
определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути
решения.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой
способности приобрела популярность после выхода в свет работ Гилфорда.
Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры
интеллекта: «материал * операции * результаты».
Гильфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных
операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение)
актуализируется в случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе
множества условий найти единственно верное решение; т.е. идет по
определенному руслу и находит одно решение. В принципе конкретных решений
может быть и несколько (напр., множество корней уравнения), но множество
всегда ограничено. Таким образом, Гилфорд отожествил способность к
конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, т.е. интеллектом, измеряемым
высокоскоростными тестами IQ.
Дивергентное мышление он определял как «тип мышления, идущего в различных
направлениях», такой тип мышления допускает варьирование путей решения
проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд считал
операцию дивергенция (наряду с операциями преобразования и импликации)
основой креативности как общей творческой способности.
Таким образам, существуют два способа поисков решения той или иной проблемы.
Одни люди полагают, что есть только одно верное решение и пытаются найти его
с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения, при этом все усилия
концентрируются на поиске единственного правильного решения – это
конвергентное мышление. Другие люди, напротив, начинают искать решение по
всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше
вариантов, такой «веерообразный» поиск свойствен дивергентному мышлению.
                      ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА                      
В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления
(креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто
применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные
тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник -
создана на базе креативных тестов Гилфорда.
Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести
психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован
опросник креативности Джонсона.
Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи,
отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные
ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и
личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе
включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации
недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в
процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный
акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального
взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и
возможности.
                           ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ                           
Опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые
связаны с творческим самовыражением.
ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список
характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для
идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение
опросника требует 10–20 минут.
Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными
взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в
классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися
старшего школьного возраста).
Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций.
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам
(минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов).
Уровень креативности          Сумма баллов
Очень высокий                        40–34
Высокий                                   33–27
Нормальный, средний            26–20
Низкий                                      19–15
Очень низкий                           14–8
                             ТЕКСТ ОПРОСНИКА                             
                  Контрольный список характеристик креативности                  
Творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира
(чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях
(беглость).
3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость,
изобретательность).
5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические
возможности (воображение, способности к структурированию).
6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но
полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и
продуктивность).
7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной,
общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую
(независимость, нестандартность).
8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения,
брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее
решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное
поведение).
Возможные оценочные баллы:
1 - никогда,
2 - редко,
3 - иногда,
4 -  часто,
5 - постоянно
Дата: 1 июня 2005г
Возраст: 17 лет
Ф.И.О.   Савельева Людмила Сергеевна (1)
Дата: 2 июня 2005г
Возраст: 15 лет
Ф.И.О. Конькова Елизавета Андреевна (2)
Дата: 2 июня 2005г
Возраст: 22 года
Ф.И.О. Гаврина Анастасия Сергеевна (3)
Дата: 3 июня 2005г
Возраст: 18 лет
Ф.И.О.  Комова Екатерина Андреевна (4)
Дата: 3 июня 2005г
Возраст: 20 лет
Ф.И.О. Бутузова Татьяна Геннадьевна (5)
     

п/п

Ф.И.О.

Характеристики креативности

1 Савельева Л.С.43535342 29
2 Конькова Е.А. 2 2 3 2 3 13 1 16
3 Гаврина А.С. 4 4 2 3 4 2 3 3 26
4 Комова Е.А. 5 4 4 3 5 3 4 3 31
5 Бутузова Т.Г. 3 5 3 3 4 2 3 2 25
Результат теста: Испытуемый №1- высокий уровень креативности Испытуемый №2- низкий уровень креативности Испытуемый №3- нормальный, средний уровень креативности Испытуемый №4- высокий уровень креативности Испытуемый №5- нормальный, средний уровень креативности Заключение. Многие из нас ценят и могут узнавать креативность при встрече с ней, но все- таки это понятие до сих пор трудно определить и измерить (Glover, Ronning and Reynolds, 1989). Частью проблемы, возникающей при изучении креативности, является ее многосторонность. Люди могут быть креативными по-разному. Некоторые креативны в профессиональной сфере, не будучи таковыми в личной жизни. Многие писатели считают креативность частью общего интеллекта, но различия в креативности у людей с равным IQ опровергают это (MacKinnon,1962). Креативность действительно связана с интеллектом и уровнем IQ, но IQ-тесты не способны измерить креативность напрямую. Гилфорд (Guilford, 1959) дает представление о креативности в своей модели умственных способностей. В эту модель входит список умственных операций, одна из которых относимая к основным, - креативность. Гилфорд заявил, что в процессе извлечения информации из памяти могут вовлекаться два вида операций – конвергентное воспроизведение и дивергентное воспроизведение. Содержание: 1. Введение 2. Креативность 3. Опросник креативности Джонсона 4. Общие характеристики 5. Текст опросник 6. Результат теста 7. Заключение 8. Список использованной литературы