Каталог :: Психология

Курсовая: Влияние личностных характеристик на выбор профессии

                    Череповецкий Государственный Университет                    
                               Кафедра психологии                               
 Курсовая работа по дисциплине психология профессионального образования на тему: 
           Влияние личностных характеристик на выбор профессии           
                                                      Выполнила студентка группы
                                                      4 ПО-21 Смирнова Екатерина
                                                                         .      
                                    Череповец                                    
                                      2004                                      
                                Содержание                                
Введение.......................................................................3
Глава I: Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на
выбор профессии.
1.1   Подходы к проблеме выбора профессии..............5
1.2   Личностные характеристики как фактор выбора профессии.......11
1.3   Самооценка как ведущий фактор выбора профессии..........15
Выводы по I-ой главе.......................20
Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки на выбор профессии.
2.1 Контингент испытуемых  и методики исследования........22
2.2 Анализ и интерпретация результатов...............25
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию............27
Выводы по II-ой главе......................28
Заключение............................29
Библиография...........................30
Приложения...........................31
                                 Введение                                 
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической
помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт,
а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от
внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он
осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч
профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же
появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в
современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование
у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным
особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к
современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации
является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого
ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности
выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные
методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных
видах деятельности, в том числе и в избираемой.
Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают
сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. По
данным ВНИИ профессионального технического образования около 40% учащихся 1-
го курса ПТУ не удовлетворены выбранной профессией,  10-12%  хотели бы
вернуться в школу, 40-60% старшекурсников ВУЗов не хотят работать по
выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10%
старшеклассников адекватно оценивают свои возможности. В большинстве случаев
мотивами выбора профессии являются:
25% учащихся выбирают профессию по совету друзей;
17% по совету родителей;
9% руководствуются случайными факторами (например, территориальной близостью
учебного заведения);
10% учащихся выбирают профессию под влиянием СМИ;
остальные руководствуются интересом к содержанию труда.
По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми,
а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной
причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности.
Целью нашей работы является изучение влияния личностных характеристик на
выбор профессии.
Объектом нашего исследования будет являться процесс выбора профессии.
Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд
следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это:
темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность
и другие. Именно личностные характеристики и будут являться предметом
изучения нашей работы.
Анализируя теоретический материал, мы предположили, что самооценка, как
личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. Для
достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулирован ряд
конкретных задач:
1.     проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучить
влияние личностных характеристик на выбор профессии;
2.     экспериментально изучить самооценку учащихся, как личностную
характеристику, которая влияет на выбор профессии;
3.     проанализировать влияние самооценки на выбор профессии;
4.     разработать рекомендации для выбирающих профессию.
     Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии.
     1.1  Подходы к проблеме выбора профессии
Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако
все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет
собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта
и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает
двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает
(субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И
субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется
неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти»,
- говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее»
указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение
жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.
В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического
руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к
выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов
профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла
профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого)
является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к
реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов).
Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что
естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности
самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал
профессию (а не так, что «меня заставили»).[5]
Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет
наибольшее значение. Существует много психологических исследований,
посвященных ситуации выбора профессии:
1) Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:
- выбор профессии как осуществление в плане решения достаточно сформированных
способностей и интересов;
- выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой
опыт, чтобы потом сделать более профессиональный выбор.
2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В.Джайде. он выделяет
следующие типы профессионального выбора:
- характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни,
неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом –
пассивностью;
- при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало
дифференцированные склонности;
- подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал
бы достаточно выраженным склонностям и способностям.
3) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций
профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются
следующие типы:
- низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионально значимые качества;
- заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионального плана;
- заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении
профессионального плана, высокая требовательность к себе;
- завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионального плана, ориентация на материальный статус;
- завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении
профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностью ею
овладеть.[5]
Практически все теории профессионального развития имеют своей целью
предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение
карьерных планов и др. Рассмотрим некоторые направления.
1) Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским
психотерапевтом Э.Берном, объясняет процесс выбора профессии и
профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем
детстве.
В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает
полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак,
воспитание детей и т.д.) люди руководствуются сценарием, т.е. программой
поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в
детстве (до 6-го возраста) под влиянием родителей и определенным поведением
человека.
Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся
неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.
2) Теория профессионального развития Д.Сьюпера.
По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно
рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция
представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о
себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно
профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я-
концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени
их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого
за утверждение его Я-концепции. Таким образом многочисленные профессиональные
выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями.
Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение
согласующейся с его Я-концепцией роли.
3) Типологическая теория Дж.Холланда.
Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда,
развиваемая с начала 70-х годов, выдвигает положение, что профессиональный
выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался.
В западной культуре можно выделить 6 типов личности: реалистический,
исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский,
конвенциальный. Каждый тип – продукт типичного взаимодействия между
многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный
класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность
выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать
сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей,
обусловят внутренний выбор определенной профессии.
4) Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга.
В своей теории Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор
профессии – это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в
течении длительного периода. Этот процесс включает в себя серию
«промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному
решению. Каждое промежуточное решение важно, т.к. оно в дальнейшем
ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей.[10]
В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению
психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд
исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор
деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как
процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора
деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой
правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная
направленность. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на
частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии – социально
заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками
профессии.[10]
Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из
важнейших событий в целостном жизненном определении человека. Выбор профессии
связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения
простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я»
человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете
широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать
акцент на временном аспекте – на прошлом и будущем человека. Такой подход
также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора
профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот
ответственный период жизни.
Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений,
необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии
– того, что выбирают и субъекта – выбирающего.
Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:
- социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе
народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения,
заработной плате, престижности профессии);
- производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте,
орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
- санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере
освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских
противопоказаниях);
- психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов
и свойствам личности).
Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный
выбор:
     1) позиция старших, семьи:
Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем
самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что
родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и
сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки
родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в
будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором
родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное
заведение;
     2) позиция сверстников:
дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор
профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в
профессиональном самоопределении;
     3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного
руководителя и т.д.):
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной
деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;
     4) личные профессиональные и жизненные планы:
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем
играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное
представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта
человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства
их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от
человека;
     5) способности и их проявления:
способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не
только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;
     6) притязание на общественное  признание;
     7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
     8) склонности.[4]
Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных
на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии,
профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят
от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени
развития контрольно-оценочной сферы.[4]
     1.2 Личностные характеристики как фактор выбора профессии
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: 
интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии,
склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые
для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер
.
Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно
назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки 
(успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире
профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение,
домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают
такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с
одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь
незначительное число профессий.[2]
К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований,
предъявляемых к работнику:
- профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой
эффективности деятельности;
- профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной
эффективности;
- профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней
мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным
особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной
пригодности).[10]
В нашей работе мы будем рассматривать личностные характеристики как факторы
выбора профессии. К личностным характеристикам относятся:
1) способности (общие и специальные); 2) физическое развитие; 3) волевые
качества; 4) интересы; 5) склонности; 6) самооценка, самосознание; 7)
характер; 8) темперамент; 9) приспособляемость и т.д.
Способности – индивидуально психологические особенности человека,
проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.
От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса
овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к
знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные
образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание
активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить
способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для
измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения
способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности.
Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов
специальных способностей проводится главным образом в связи с
профессиональной ориентацией. Всё многообразие профессий было предложено
(Е.А. Климов) разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на
который они направлены: П – природа (растения, животные), Т – техника
(машины, материалы); Ч – человек, группы людей; З – знаковая система(книги,
языки, коды, модели); Х – художественные образы (искусство). При решении
задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности
молодого человека к перечисленным типам профессии.[5]
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её
динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов,
идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что
люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной
деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики –
для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной
и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается
в  том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических
состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.
Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:
1)     профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной
деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.
Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные
требования к свойствам личности;
2)     2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в
индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов
работы;
3)     заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента
посредством формирования положительного отношения к деятельности и
соответствующих мотивов;
4)     основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к
требованиям деятельности – формирование её индивидуального стиля.[10]
Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую
роль его устойчивые приобретенные качества характера.    Характер – это
каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно
взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах
деятельности.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных,
приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в
определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности,
самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или
альтруизм); 3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);
4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать
препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости,
самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности
с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства
характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную
организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты,
выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки,
интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей
действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы
осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные,
волевые и эмоциональные черты характера.
Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это
интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или
его результату. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность
человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям
действительности.
Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями,
расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы
могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной
деятельностью.
     1.3 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к
выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими
людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с
успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно
познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс
сравнения – основа не только познания мира, но и познание самого себя.
Познавая через сравнение качества другого  человека, мы получаем материал,
необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и
себя человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя
начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие
качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Без самопознания нельзя
правильно наметить программу самовоспитания и самовоспитания. Возникновение
потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений
о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания,
формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего,
построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное
самоопределение человека происходит на основе освоения общественно
выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.[6]
Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей
образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и
реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение
«Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к самому себе.
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок
относительно собственной личности. Формирование Я-концепции начинается с
раннего детства, проходя ряд этапов.
1) Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и
завершается к 2-м годам, когда ребенок понимает, что его тело существует
независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок
способен узнавать себя в зеркале, устанавливать границы своих владений («мой
ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ.
2) Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства:
ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой», в
основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему
окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к
себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя
их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда
речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены
на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими
детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении,
симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть
общие черты, и открывают для себя формы поведения, которые стараются
перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество
вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы ботинки и
т.д. По мере того, как дети узнают, кто они и что собой представляют и
начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из
разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий»,
помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на
развивающийся у ребенка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно
они снабжают детей опрелениями правильных и неправильных действий, образцами
поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных
представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого
ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т.е.
принимает их как собственные ценности. Вначале ребенок может просто
копировать словесные формулировки родителей. Развивающаяся Я-концепция и
формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим
поведением.
3) В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в
зависимости от успехов (неудач) в учебе, от отношения учителей, родителей и
сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он
включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, не
успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению
со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно
обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же могут преуспеть в
чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке и т.д.), у них есть шанс
сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела
до конца.
Способность видеть себя отличными от других людей, обладающих определенными
свойствами, составляет «Я-образ». Самоуважение означает видение себя
человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным.
В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с
уверенностью в своих академических способностях, которое соотносится со
школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более
высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к
социальной среде, где образованию не придается большого значения, его
самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
4) В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, и у
подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспитывают
окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную
идентичность становится для подростков первостепенной задачей. Именно в этот
период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им
задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему
следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей
юноши и девушки развивают эго-идентичность – целостное, связанное
представление о себе.[10]
Самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности,
является регулятором поведения и деятельности. Само формирование самооценки
происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На
формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже
в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников,
отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек
формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится
оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток
овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует
достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Сложившаяся у
человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно
оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А
это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который
характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и
достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.[9]
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания.
Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я» [8]. Осознать
самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей,
личных качеств уровня их развития. В профессиональном самоопределении
личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим
возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии.
Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно
                            Выводы по I главе                            
Проведя анализ психолго-педагогической литературе, мы сделали ряд выводов:
1) В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные подходы к
определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд
исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор
деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как
процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора
деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой
правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная
направленность. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как
одному из важнейших событий в целостном определении человека. Такой подход
акцентирует внимание на активности субъекта в процессе выбора профессии,
который и определяет, какие факторы доминирую в этот ответственный период
жизни.
2)Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много,
при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по
отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е.
они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут
осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется
наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные
или физические способности. Подростки при выборе профессии чаще всего
ошибаются именно в этом. В результате они даже в благоприятных условиях
осваивают эту профессию с трудом, или становятся посредственными
специалистами. Подросток должен хорошо знать те особенности будущей
профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием у него каких-то
определенных качеств, способностей.
3)Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым
психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление
разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе
и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а
также мешать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль
самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не
анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно.
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они
склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своих возможностей. При
переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой
основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная
самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие
личности.
В I-ой главе мы выполнили 1-ую задачу нашей работы: проанализировали
психолого-педагогическую литературу с целью изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии. Теперь мы можем приступить ко 2-ому этапу
нашей работы: экспериментальное изучение самооценки, как ведущего фактора,
влияющего на выбор профессии.
     Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки, как
личностной характеристики, на выбор профессии
     2.1 Контингент испытуемых и методики исследования
В нашем эксперименте принимали участие 20 человек: 8 юношей и 12 девушек в
возрасте от18 до 20 лет. Все испытуемые получают образование в ЧГУ по
специальности «Профессиональное обучение», обучаются на 2-ом курсе.
Необходимо учитывать психологические особенности этого возраста. В литературе
он носит название юность (или поздняя юность).
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного
мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой
близости, когда ценности дружбы, любви может быть первостепенными. [1]
Отвечая самому себе на вопрос «Кто я? Кокой я? К чему я стремлюсь?, молодой
человек формирует:
1)     самосознание – ценностное представление о самом себе, эмоциональное
отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных,
волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего
возникают возможности целенаправленного совершенствования, самовоспитания;
2)     собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний,
убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее
значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-
теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в
единую систему;
3)     стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить
свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла
жизни, любви, счастья, политики и др. Для юношества свойственны максимализм
суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша
ведёт себя так, как если бы мир должен был подчинятся его теориям. Стремления
доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными
поведенческими реакциями: пренебрежительного отношения к советам старших,
недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже
открытое противостояние. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на
моральную поддержку ровесников, и это приводит к реакциям «повышенной
подверженности»-(неосознанная внушаемость, сознательный конформизм)- влиянию
ровесников,которое обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения и
др.[9]
Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между
детством и взрослостью. [6]
Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю
дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор
смысла жизни, выработка мировоззрения и создания жизненной позиции, выбор
спутника жизни, создание своей семьи.[1]
Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление
самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление
самосознания происходит по нескольким направлениям :
1)                 открытие своего внутреннего мира, юноша начинает
воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как
состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности;
2)                 появляется осознание необратимости времени, понимание
неизбежности смерти заставляет задуматься о смысле жизни, о своих
перспективах, о своём будущем. Осознание своих целей, жизненных устремлений,
выработка жизненного плана – важный элемент самосознания;
3)                 формируется целостное представление о самом себе,
отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком
особенности своего тела, внешности, а затем уже морально-психологические,
интеллектуальные, волевые качества. Юношеские самооценки часто бывает
противоречивы;
4)                 происходит осознание и формируется отношение к
зарождающейся сексуальной чувственности.[9]
Мы рассмотрели психологические особенности периода юность, теперь перейдем к
рассмотрению методик, которые мы применяли для выполнения цели нашей работы.
Чтобы сделать объективные выводы по нашему эксперименту необходимо
использовать несколько методов исследования. В нашем случае мы применяем 3
метода: беседа, опрос, тестирование.
1)Беседа – это метод получения информации о человеке в общении с ним, в
результате его ответов на целенаправленные вопросы. Беседа является
субъективным психодиагностическим методом, поскольку исследователь
субъективно оценивает ответы.
2)Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии
с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Использовав этот опросник, мы
можем выявить какой вид деятельности в большей степени подходит испытуемым.
3)В нашем исследовании мы экспериментально изучаем самооценку «Методом
ранжирования».[7] Он заключается в следующем: испытуемому предлагается 50
качеств личности, он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает
сам. Адаптировав этот метод для испытуемых, мы предлагаем ему 20 качеств.
Далее необходимо составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у
испытуемого. Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале.
Затем по формуле высчитать самооценку (более подробно в приложении).
     2.2 Анализ и интерпретация результатов
Все испытуемые выбрали профессию педагога, т.е. в соответствии с
классификацией типов профессий Е.А. Климова профессия типа «Человек-человек».
Существуют определенные психологические требования к профессии такого типа:
стремление к общению: умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность,
отзывчивость; выдержка: умение сдерживать эмоции; способность анализировать
поведение окружающих и своё собственное; понимать намерения и настроения
других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их
взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность
находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность,
пунктуальность, собранность; знание психологии людей.[4,5] Выбор профессии
отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих
способностей и возможностей.
Проведя ряд исследований, мы получили следующие результаты.
1)В ходе беседы мы получили следующие результаты:
а) 15 человек считают, что им присущи большинство качеств, которые необходимы
для работы по профессии педагога;
5 человек считают, что из предложенных качеств они могут
выделить у себя лишь 4-5.
б) 14 человек выбрали профессию, руководствуясь интересом к  содержанию труда
и тщательного анализа своих возможностей;
6 человек ответили, что их выбор был случайным, т.е. они выбрали профессию,
руководствуясь случайными факторами;
в) 13 человек хотели бы работать по выбранной специальности;
7 человек не хотели бы идти работать по этой специальности.
2) Результаты опроса ДДО:
Для 14 человек в большей степени рекомендуется профессия типа – «Человек-
человек».
Для 2 человек – «Человек-техника».
Для 2 человек – «Человек-знак».
Для 2 человек – «Человек-природа».
3)Результаты «Метода ранжирования»:
адекватная: 14 человек
завышенная: 4 человека
заниженная: 2 человека.
Зная результаты нашего исследования, мы можем делать выводы.
В нашей работе мы предположили, что самооценка влияет на выбор профессии.
Теперь мы можем узнать, насколько мы были правы.
В ходе беседы мы выяснили следующее: 15 человек считают, что им присущи
качества, которые нужны для работы по выбранной специальности. По результатам
опроса мы видим, что 14 человек на самом деле обладают этими качествами. В
тоже время адекватная самооценка интересов, способностей, личных качеств
полностью соответствует действительности. Те испытуемые, у которых самооценка
завышена или занижена, частично переоценивают либо недооценивают свои
способности и возможности и выбрали профессию необоснованно.
Большинство старшеклассников выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а
если и делают это то весьма поверхностно. Целью нашей работы было изучить
влияние личностных характеристик на выбор профессии. Проведя ряд
исследований, мы подтвердили, выдвинутую гипотезу и достигли цели нашей
работы. Мы выяснили, что те испытуемые, которые адекватно оценивают себя,
свои возможности  и способности действительно обладают качествами, которые
необходимы для работы по выбранной специальности. Это подтвердил
дифференциально-диагностический опросник. Далее необходимо выделить ряд
рекомендаций для людей, выбирающих профессию.
     2.3 Рекомендации для выбирающих профессию
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она
формируется в процессе развития личности. Формирование самооценки, ее полноты
и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию.
Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но
проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах
профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству
юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно
разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их
представления о личности остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все
это свидетельствует о том, что психологическое образование как условие
формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии
очень нужно старшеклассникам. Выбирающие профессию слабо аппелируют к
самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе
профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а
если и делают это, то весьма поверхностно. Это неправильно, т.к. выявление
неадекватной самооценки (завышенной либо заниженной) на ранних этапах и
последующая работа по ее формированию приводит к положительным результатам.
Прежде всего, выбирающие профессию должны быть сами заинтересованы в
правильном выборе профессии, т.к. сеть профконсультаций в нашем городе
развита слабо.
                            Выводы по II главе                            
Во II главе мы экспериментально изучали самооценку, как ведущий фактор выбора
профессии и можем сделать ряд выводов:
1)     Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется
путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и
может быть случайным, а реальное еще  всесторонне не оценено самой личностью.
Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность
в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.
2)     Для того чтобы сделать объективные выводы по нашему исследованию мы
использовали 3 метода исследования: беседа, опрос, тест. В результате мы
получили полное подтверждение выдвинутой нами гипотезы: испытуемые, которым
присуща адекватная самооценка, сделали правильный выбор, т.к. у них
присутствуют качества для работы по выбранной специальности, (это подтвердил
дифференциально-диагностический опросник).
3)      Т.к. мы выяснили, что самооценка существенно влияет на выбор
профессии, то  формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из
важнейших задач выбирающих профессию.
В I-ой и II-ой главе мы выполнили 4 задачи, выдвинутые нами для достижения
цели работы и проверки выдвинутой нами гипотезы, а именно:
1. проанализировали психолого-педагогическую литературу с целью изучения
влияние личностных характеристик на выбор профессии;
2. экспериментально изучили самооценку учащихся, как личностную
характеристику, которая влияет на выбор профессии;
3. проанализировали влияние самооценки на выбор профессии;
4. разработали рекомендации для выбирающих профессию.
                                Заключение                                
Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов,
продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных
особенностей субъекта выбора профессии.
В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор
профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу
существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся
убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса
профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора
профессии.
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют
следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии,
склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для
успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.
Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их
можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки
(успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий.
Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние
условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие
факторы, как способности.
Анализируя теоретический материал, мы предположили, что самооценка, как
личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. В
экспериментальной части мы подтвердили сформулированную нами гипотезу и
выполнили 4 задачи выдвинутые для достижения цели работы.
                                  БИБЛИОГРАФИЯ                                  
1.     Абрамова Г.С. «Возрастная психология», М., 1999г.
2.     Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога»
3.     «Возрастная и педагогическая психология»/ Под ред. А.В. Петровского,
М: Просвещение, 1973г.
4.     Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М., 1984г.
5.     Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», Ростов-на-
Дону, «Феникс», 1996г.
6.     Кон И.С. «Психология юношеского возраста», М., 1984г.
7.     Методика «Самооценка личности», М.В. Гамезо, И.А. Домашенко
«Контрольные работы по психологии», М., 1984г.// стр. 33
8.     Столяренко Л.Д. «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 1996г.
9.     Столяренко Л.Д. «Общая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.
10.  Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.
                                Приложения                                
     Экспериментальное изучение самооценки: «Метод ранжирования»
Испытуемому предлагается 50 качеств личности. Он должен выбрать 20, которыми,
по его мнению, он обладает сам.
Составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у испытуемого.
Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале.
Мы, адаптировав, этот тест предлагаем только 20 качеств.
     
«Идеал»Кач-ва личности«Я»d

d2

Аккуратность
Восприимчивость
Грубость
Доброжелательность
Жизнерадостность
Застенчивость
Искренность
Медлительность
Сдержанность
Осторожность
Отзывчивость
Пунктуальность
Заботливость
Капризность
Мечтательность
Трусость
Упорство
Уступчивость
Увлеченность
Гордость
d-разность рангов (N «идеала» - N «я») d2 – квадрат разности рангов Q – самооценка