Каталог :: Педагогика

Курсовая: Влияние семьи на личность

                                СОДЕРЖАНИЕ                                
     1.     Введение
     1.1.      Этапы формирования личности
     2.     Влияние семьи на становление личности
     2.1.      Факторы, влияющие на становление личности
     2.2.      Взаимоотношения в семье.
     2.3.      Влияние неполной семьи на развитие ребенка.
     3.     Заключение
     4.     Литература
     Введение
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и
умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных
факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором,
влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно
разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи
и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или
отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.
Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить
свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но
может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или
детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях
кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается
и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между
родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей,
столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать
личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если
он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много
зависит от семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в
том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца,
бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его
так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный
институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как
сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать
отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого
необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы,
имеющие воспитательное значение.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то,
чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он
видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он
начнет подражать отрицательным примерам родителей.
     Этапы формирования личности
С   мыслью   о   том,   что   личностью   человек   не   рождается,   а
становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на
этапы формирования личности значительно расходятся.
С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности.
Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической
природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и
согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей. Теория
черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности
формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения, преобразования
и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим, законам. Теория
социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму
формирования определенных способов межличностного общения людей.
Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как
становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так
называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий,
которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней.
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов
(кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование
внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими
людьми. Рассмотрим эту периодизацию более подробно.
     І этап:  младенчество (от рождения и до 2-3х лет).
За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и разительно, как ни
в какой другой двухлетний период своей жизни.
Первый месяц после рождения —  особый период в жизни ребенка. Именно в это
время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую
материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после
рождения —  восстановительный период после родов и время перестройки основных
функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и
терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и
находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно
изменчивой внешней среды.
После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и
определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон,
неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное
бодрствование и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной для
каждой из них) длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд,
соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И родители,
и исследователи быстро понимают, что уровень восприимчивости ребенка зависит
от состояния, в котором он находится.
Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии сна (ровного и
неровного). По мере созревания организма и “пробуждения” коры головного мозга
новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования, и к четвертому
месяцу обычный ребенок уже спит большую часть ночи.
Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из них,
такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо,
являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.
Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия.
Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях,
составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов развития
человека, так как он сильно развивается как физически, так и психически.
Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается почти в два
раза, а рост — на 10 и более см. Кожа значительно отличается кожи
новорожденного, на голове появляется новый волосяной покров. Меняются также
кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно в это же
время начинается и открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает, что у него
есть руки и пальцы, и может разглядывать их по нескольку минут подряд, следя
за их движениями. К пяти месяцам младенец проходит путь от рефлекторного
хватания к произвольному; хватание становится все более совершенным. В восемь
месяцев большинство детей уже могут перекладывать предмет из одной руки в
другую.
Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные нарушения объема
и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти невозможно
компенсировать. Основным источником питания для младенцев является грудное
молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально питается и не
употребляет алкоголь или наркотики, грудное молоко — идеальный продукт
питания для младенца.
С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро они
научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте около
года большинство детей большинство детей произносят свое первое слово; к
полутора годам они соединяют два слова и больше, а к двум годам уже знают
более ста слов и способны вести разговор.
Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом. Огромную
роль здесь играют такие факторы, как подражание и подкрепление. Свои первые
слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию, т.к. ребенок
не может придумывать слова и открывать их смысл самому себе. Что касается
подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция взрослых на его
попытки заговорить.
В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида таких
ошибок — это расширение и сужение значений слов, что связано со спецификой
понятий ребенка и пониманием слов, которые они употребляют для их выражения.
В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений
между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление
темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12-ти
месячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми, с
незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например,
может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою
собственную маму в незнакомом внешнем  облике. Наиболее выраженными страхи
бывают между 15 и 18-ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее
всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции, оберегающей
ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.
В течение первого года жизни у ребенка формируется чувство привязанности.
Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка, чьи родители
доброжелательны и внимательны к нему, всегда стараются удовлетворить его
основные потребности. В этот период начинается личностная социализация
ребенка, происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале,
откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”.
Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что
способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное
стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее
у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.
Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или
менее осознавать примерно с полутора лет. На третьем году жизни, выполняя
какое-либо действие, ребенок его описывает.
С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к
эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора
лет у детей можно наблюдать явно выраженное стремление утешить расстроенного
человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку.
В целом достижения ребенка к трем годам кажутся весьма значительными. По
данным некоторых исследователей, к этому возрасту у ребенка можно заметить
проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт
характера, способностей к различным видам деятельности социальных
потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также проявление
воли. Однако ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем
он станет настоящей личностью.
     ІІ этап: раннее детство (от 2-х до 5-ти лет).
Годы раннего детства отличны кардинальными изменениями физических
возможностей ребенка и заметным развитием его двигательных, когнитивных и
речевых навыков. В период с 2х до 6ти лет, по мере того как тело меняет свои
размеры, пропорции и формы, ребенок перестает выглядеть младенцем. По
сравнению с весьма быстрым темпом роста, наблюдаемым у детей в течение первых
полутора лет жизни, для раннего детства характерен более ровный и замедленный
темп, который сохраняется вплоть до пубертатного скачка роста. Дети
используют преимущества такого равномерного роста в раннем и среднем детстве
для приобретения новых навыков, особенно двигательных. Наиболее заметные
изменения в этот период затрагивают грубую моторику — способность совершать
движения большой амплитуды, к которым относится бег, прыжки, бросание
предметов. Развитие тонкой моторики — способность совершать точные движения
малой амплитуды, такие, как письмо, пользование вилкой и ложкой — происходит
медленнее.
Двигательные навыки, которыми овладевают дети, — это, как правило,
повседневные действия, такие, как завязывание шнурков, пользование ножницами
или выполнение различных прыжков. Овладение этими навыками позволяет ребенку
непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и проявлять свои
творческие наклонности.
Обратная связь, которую дети получают от своих достижений, способствует
поддержанию их мотивации. Эта связь может быть внешней, например,
одобрительная реакция со стороны родителей или сверстников, либо внутренней и
присущей самой задаче: дети обнаруживают, что их действия влекут за собой
естественные последствия.
Создавая оптимальную учебную среду, родители должны проследить за тем, чтобы
в ней не было источников опасности, которые могли бы причинить ребенку вред,
стать причиной травмы или даже смерти.
Необходимо внимательно следить за маленькими детьми во время их игр,
поскольку они, увлекшись, склонны пренебрегать элементарными правилами
безопасности.
В дошкольные годы значительные изменения происходят и в когнитивном развитии.
В период с 2-х до 6-ти лет дети овладевают символической репрезентацией —
способностью замещать физические объекты, людей и события воображаемыми
символами. Символы способствуют усложнению мыслительных процессов ребенка и
формированию у него различных понятий, например, он научается упорядочивать
события во времени.
Несмотря на эти успехи ребенка, его мышление отличается конкретностью,
необратимостью, эгоцентризмом и центрацией. Дошкольники фокусируют свое
внимание на состоянии вещей в настоящий момент, не сознавая, что предметы и
явления могут претерпевать трансформации.
В продолжение всего дошкольного возраста дети быстро пополняют свой словарный
запас, иногда выучивая в день по 2-3 слова, начинают пользоваться все более
сложными грамматическими конструкциями и все чаще относиться к речи как к
средству налаживания социальных связей.
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут разговоры — со взрослыми
людьми, с другими детьми и даже сами с собой. Дети часто прерывают свою речь,
чтобы посмотреть, слушает ли их другой человек и понимает ли он их. Дети
делают паузы, по нескольку раз повторяют одно и то же и поправляют себя. Они
любят задавать вопросы. Все это — обычные действия по налаживанию
коммуникации. Дети должны научиться управлять разговором, чтобы устранить
разногласия с собеседником, избежать конфликта и преодолеть смущение.
Управлять в данном случае означает употреблять слова вежливости, такие как
“спасибо”, “пожалуйста”; проявлять внимание; выбирать правильную форму
обращения, верные выражения и подходящую тему беседы; а также учитывать
статус другого человека.
Развивать свои двигательные, когнитивные и речевые навыки детям помогает
игра, происходящая в непринужденной атмосфере. Играя, дети познают мир и
овладевают важными социальными навыками. Игра может принимать различные
формы, от игры-возни до игры со словами. Все виды игр помогают детям освоить
социально одобряемые модели и нормы поведения, научиться сопереживать и
отличать вымысел от реальности. Игра является для детей прекрасной
возможностью поэкспериментировать с реальность, значениями слов и
непосредственным опытом. Кроме того, игра удовлетворяет многие потребности
ребенка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить
свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в
безопасной ситуации.
В течение дошкольного периода дети все лучше начинают понимать себя и то,
какое место принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они узнают,
чего от них ждут члены их семьи и соседи, а именно — что значит вести себя
хорошо или плохо для таких, как они, мальчиков и девочек. Они научаются
справляться со своими чувствами социально одобряемыми способами; усваивают
нормы, правила и культурные смыслы своего общества и развивают свою Я-
концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей жизни.
     ІІІ этап: среднее детство (от 6-ти до 12-ти лет).
Среднее детство — время, когда дети совершенствуют свои двигательные
способности и становятся более независимыми. В этот период продолжается
устойчивое, равномерное физическое развитие. Дети не только становятся выше и
прибавляют в весе, но эти внешние перемены сопровождаются органическими
изменениями. Продолжается рост и изменение костей скелета, мышцы становятся
крупнее и сильнее — соответственно увеличивается физическая сила и
выносливость. Все это необходимо для совершенствования грубой и тонкой
моторики.
Ребенок младшего школьного возраста способен выполнять контролируемые,
целенаправленные движения. К тому времени, как ребенок поступает в начальную
школу, он уже умеет бегать, прыгать и скакать на одной ноге. Половые различия
в двигательных навыках до начала полового развития в большей степени
обусловлены обстоятельствами жизни и культурными ожиданиями, чем
действительными физическими различиями.
Тонкая моторика, позволяющая детям выполнять руками все сложные и точные
движения, также сохраняется на протяжении всего среднего детства, и это
развитие начинается еще до того, как ребенок пойдет в первый класс.
Большинство необходимых для письма тонких моторных навыков развивается на 6-
7-м году жизни ребенка.
Важным фактором физического развития ребенка является здоровье, т.к. здоровые
дети могу более активно участвовать в физической, умственной и социальной
деятельности в окружающем их мире. Среди основных проблем, связанных со
здоровьем детей младшего школьного возраста, следует назвать избыточный вес,
неудовлетворительную физическую форму, несчастные случаи и травмы.
Поскольку значительную часть времени дети проводят в школе, в программах
начальных классов учитывается и потребность детей в движении.
Вообще поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода
познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых
условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для
ребенка становится учебная деятельность.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с
дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является
безграничное доверие к взрослым, главным образом, к учителям, подчинение и
подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого
человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя
как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит о
нем взрослый. Это напрямую касается самооценки. В отличие от дошкольников у
младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные,
завышенные и заниженные.
В младшем школьном возрасте самостоятельный контроль ребенком собственных
действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением
на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Кроме
того, на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности
у ребенка складываются предпосылки для оформления мотивации достижения
успехов. Примерно между 6-ю и 11-ю годами у ребенка возникает представление о
том, как можно скомпенсировать недостаток своих способностей за счет
увеличения прилагаемых усилий и наоборот.
С поступлением ребенка в школу происходят и изменения в его взаимоотношениях
с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно
увеличивается время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не
входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей ІІІ-ІV классов отмечаются
первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В
младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность.
Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются
умения и навыки ребенка; у большинства детей к ІІІ-ІV классам обнаруживаются
как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.
     ІV этап: подростковый и юношеский период (от 12-ти до 20-ти лет).
Подростковый возраст называют трудным. Действительно, этому возрасту
свойственна крайняя неуравновешенность, резкость, быстрая смена настроений,
он труден для окружающих своей чрезвычайной противоречивостью.
Часто бывает трудным определить четкие границы этого периода. Конечно,
наиболее надежным показателем наступления взрослости является эмоциональная
зрелость, а не такие критерии, как половоззрелость, завершение образования,
вступление в брак или появление детей.
В подростковом и юношеском возрасте человек пытается приспособиться к
социальному давлению и установить равновесие между внешними и внутренними
ценностями. Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее
общество — его ценности, экономические и политические противоречия,
неписанные правила. Юноши и девушки формируют ожидания и строят планы по
поводу собственного будущего; эти ожидания в какой-то степени зависят от
культурной и исторической обстановки, в которой они живут.
Период отрочества-юности совпадает с рядом физиологических изменений, в
результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого человека.
Возраст наступления половой зрелости колеблется в довольно широких пределах.
В среднем этот процесс начинается в 11-12 лет. Изменения эти происходят резко
и часто довольно внезапно, поэтому подросткам и членам их семей приходится
быстро адаптироваться к новому образу, говорящему, что детство осталось
позади.
Обычно изменениям пубертатного периода предшествует увеличение жировых
отложений в организме; некоторые дети в этот период заметно поправляются.
Также в этот период резко возрастает количество гормонов, влияющих на рост
подростков. Скорость развития у мальчиков и девочек различна. В среднем у
девочек скачок роста и другие биологические изменения пубертатного периода
происходят примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Но существуют очень
большие индивидуальные различия в скорости развития представителей одного
пола. Также различны признаки созревания мальчиков и девочек.
Подростки уделяют очень много внимания своему телу. У каждого ребенка в
период среднего детства складываются представления об идеальной внешности, и
подростки всеми способами стремятся подражать своему идеалу. Но если мальчики
в этом возрасте больше озабочены физической силой, то девочек больше заботит
избыточный вес и высокий рост. В результате многие нормальные и даже стройные
девушки стараются похудеть. Подобная озабоченность своим весом в
экстремальных случаях может привести к нарушениям пищевого поведения, таким,
как анорексия или булимия.
Психические особенности подростка отличаются от психических особенностей и
процессов как детей, так и взрослых. Характерные черты подростков —
пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов,
сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием системы в приобретении
знаний. Свои умственные качества подростки обычно направляют на те виды
деятельности, которые их больше интересуют.
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной
неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, резкими колебаниями
настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям.
Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечания о
внешности подростка или при попытке “ущемить” его самостоятельность, часто
кажутся взрослым неадекватными.
В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников.
Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться со своими проблемами, и в
основном этими другими оказываются такие же подростки, как и они сами. Круг
ровесников играет главную роль в развитии социальных навыков подростка.
Характерные для тинэйджеров равные отношения помогают выработке положительных
реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые
люди. Развитие социальной компетентности базируется, частично, на способности
подростка к сравнениям. Эти сравнения дают ему возможность сформировать свою
идентичность, а также выявить и оценить характерные черты других. На
основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют свое отношение к
различным группам и компаниям, составляющим часть окружения сверстников.
Кроме того, тинэйджер пользуется социальным сравнением, чтобы оценить свои
способности, формы поведения, внешность, общее чувство Я при сопоставлении с
другими, что имеет огромное значение, т. к. подростку необходимо найти себя
на пестрой «арене равных», включающей множество людей разных типов. В это
время подростки сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на
свойствах личности, делающих их популярными, например, чувстве юмора или
дружелюбии. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств.
Этим отношениям недостает интимности, но это не значит, что подростки
неспособны на длительные, глубокие отношения. Тинэйджеры склонны выбирать
друзей по общности интересов и занятий, равенства отношений, преданности и
обязательств, указывая на предательство как на основную причину разрыва
дружбы. По мере углубления и упрочнения дружеских отношений подростки все
чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям,
хотя по таким вопросам, как образование, финансы и планирование карьеры они
по-прежнему ищут совета у родителей.
Семья очень сильно влияет на подростка, даже если прежние хорошие отношения
могут становиться в ряде случаев натянутыми. Конфликтов между подростками и
их семьями значительно меньше, чем принято считать. Большинство конфликтов
возникает по таким заурядным проблемам, как работа по дому, внешний вид и
поведение за столом. Семьям важно понимать, что если они смогут сохранить
коммуникацию и общие взгляды с детьми на протяжении отрочества, они успешно
преодолеют трудности этого периода.
В течение отрочества родители по-прежнему влияют не только на мнение
подростков, но и на поведение, хотя влияние матерей и отцов несколько
различается. Отцы склонны поощрять интеллектуальное развитие ребенка и часто
включаются в решение проблем и семейные дискуссии. Взаимодействие подростков
и матерей гораздо сложнее. Они соприкасаются в таких областях, как домашние
обязанности, учеба, дисциплина, досуг. Всё это может стать причиной большей
конфликтности, однако создает и большую по сравнению с отцами эмоциональную
близости. Большое влияние на подростков оказывают также стили родительского
поведения, динамика семьи и семейные союзы. Хотя союзы между отдельными
членами семьи естественны и безвредны, важно, чтобы родители выступали единым
фронтом и соблюдали четкую границу между собой и детьми, в противном случае
это может повлечь за собой проблемы и для тех, и для других.
Процесс формирования личности продолжается и за пределами школы, к окончанию
которой большинство подростков уже делает свой профессиональный выбор. Однако
многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы,
остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
     V этап: ранняя зрелость (от 20ти до 40 лет).
Ранняя зрелость — это тот период, когда мы способны достичь пика физической
деятельности. После 30ти лет физические возможности человека начинают
медленно, но заметно идти на убыль, хотя до 40 лет уровень физических
возможностей взрослых продолжают оставаться чрезвычайно высоким.
Физическое развитие в ранней зрелости обычно влечет за собой более зрелые
формы сексуального поведения и сексуальных отношений, чем в юности. Кроме
этого, в этот период репродуктивность обоих полов находится на пике своего
развития.
Когнитивное развитие, по данным исследований, не заканчивается вместе с
юностью, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие способности
взрослых меняются и каким образом. Развитие диалектического мышления,
ответственности и обязательности, гибкое использование интеллекта и
развивающиеся смысловые системы — только некоторые из описанных когнитивных
достижений, характерных для ранней зрелости.
Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных
систем, которые соотносятся с различными аспектами его «Я». Они включают
развитие личного «Я», «Я» как члена семьи (взрослый ребенок, супруг(а) или
родитель) и «Я» как работника. Все эти системы взаимосвязаны и претерпевают
изменения как под влиянием различных событий и обстоятельств, так и в
результате взаимодействия с более широким социальным окружением.
Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и
ранней зрелости — установление своей идентичности в близких отношениях с
другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности —
непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и
переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности
тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с супругом
или с супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих
удовлетворение любовных отношений. Те, кто неспособен сформировать близкие
отношения в период ранней зрелости, могут испытывать немалые трудности в
социальной  адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и
подозрительности.
Важным контекстом развития взрослых являются семьи. Хотя семья
обычно считается владением женщины,  мужчины тоже считают свои семейные роли
важными касательно формирования своей идентичности и обеспечения
эмоционального единства.
Работа может определять наш социальный статус, уровень доходов, престиж,
распорядок дня, наши социальные контакты и возможности личного развития. Для
человека работа означает либо просто способ зарабатывания денег, либо что-то
большее, помогающее развиваться. Большое значение в этом случае играют
дружеские отношения с коллегами.
В ранней зрелости многие люди становятся родителями. Родительство требует
новых ролей и обязанностей со стороны супругов, возлагает на них
ответственность и наделяет новым социальным статусом. В отличие от
супружеских отношений, человек чаще всего продолжает исполнять роль и
обязанности родителя даже тогда, когда обстоятельства жизни меняются.
Появление ребенка становится причиной многих стрессов и трудностей. Часто
после рождения ребенка в семьях начинаются конфликты и разногласия. Кроме
того, удовлетворение запросов растущих детей может стать для родителей
трудной задачей. Особенно трудно приходится родителям, воспитывающих детей в
одиночку. Многие отцы-одиночки испытывают те же трудности, что и матери-
одиночки. Родителям-одиночкам бывает трудно сохранить круг своих друзей и
получить эмоциональную поддержку. Это является для них еще большей стрессовой
ситуацией.
Одной из главных проблем ранней зрелости является успешное совмещение работы
и семейных обязанностей, что удается не каждому. Те же, кому это удается,
достигает большей гармонии на пути личностного развития.
     VІ этап: средняя зрелость (от 40 до 60ти лет). 
Продолжительность этого этапа может меняться в зависимости от того, как
конкретный человек реагирует на разнообразные социальные, физические и
психологические признаки его наступления. Середина жизни — это то время,
когда люди критически оценивают и анализируют свою жизнь.
Наиболее очевидные изменения, связанные с наступлением среднего возраста —
это изменения физические. Именно в среднем возрасте люди получают
недвусмысленные напоминания о том, что их тело стареет.
Как правило, изменения в организме человека среднего возраста отражаются и на
его сексуальной активности. И мужчины, и женщины в этом возрасте проявляют
меньшую сексуальную активность. Многие люди этого возраста меняют свое
представление о сексуальности. Объятия, держание за руку, прикосновения и
поглаживания имеют теперь приобретают для них более важное значение, чем
непосредственно половой акт.
Средний возраст — это период, когда человека начинают по-настоящему
беспокоить разные болезни. И мужчины, и женщины средних лет чаще, чем люди
более молодого возраста, страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, рака,
диабета и болезней органов дыхания. Проблемы со здоровьем принимают особо
острый характер у тех, кто курит, злоупотребляет спиртными напитками или
принимает наркотики. Кроме того, на физическое состояние организма влияют
стрессовые ситуации, хотя многое зависит от отношения к ним самого человека.
Средний возраст отличен также и рядом изменений в познавательной
деятельности. Некоторые исследователи подразделяют интеллект на две группы:
текучий, достигающий пика своего развития в период юности, а затем постепенно
снижающийся, и кристаллизованный, который с возрастом повышается.
При рассмотрении событий зрелости большинство теорий обращаются к смене
ролей, переломным вехам и задачам развития. Для средней зрелости характерны
свои задачи, выражение которых различно для мужчин и женщин.
Мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но
все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущали обязательства
как по отношению к семье, так и по отношению к работе. Большая часть мужчин к
этому возрасту уже выработала привычный образ жизни, который помогал им
справляться со своими заботами и проблемами. Многие мужчины сталкивались с
одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с
детьми-подростками, привыкание к ограничениям, признание своей физической
уязвимости.
На всем протяжении среднего возраста для представителей обоих полов особое
значение приобретает связь между людьми, ключевыми элементами в которой
являются отношения в семье и с друзьями. Люди среднего возраста играют роль
связующего звена между младшим и старшим поколением. В среднем возрасте также
происходит переопределение в отношениях между родителями и детьми. Не
вызывает сомнений, что процесс отпускания детей во взрослую жизнь является
для родителей периодом перехода в новое состояние. У родителей, особенно у
матерей, появляется больше свободного времени. Но после того как родители
отпустят от себя своего самого младшего ребенка, они должны переключиться на
другие роли и интересы, т.к. взрослые дети ощущают необходимость отдалиться,
по крайней мере, на время, от родителей, прежде чем они будут в состоянии
более реалистично смотреть на своих родителей.
Кроме того, отношение взрослых дочерей к родителям отличается от отношения
взрослых сыновей. Дочери значительно чаще, чем сыновья, ухаживают за своими
родителями.
В середине жизни, когда существенно меняется характер семейных отношений,
немало людей больше полагается на друзей, чем на членов семьи. С юности и до
конца среднего возраста люди склонны при выборе друзей пользоваться примерно
одними и теми же критериями. На этом этапе люди больше ценят индивидуальные,
неповторимые стороны личности своих друзей.
Средний возраст является также периодом профессиональной преемственности и
изменений. Многие люди в середине жизни оценивают свою профессиональную
карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь и следует ли им изменить свои
цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Иногда люди в
этом возрасте теряют работу, что приводит к сильным стрессам.
     VІІ период: поздняя зрелость (60 лет и старше).
Поздняя зрелость по праву занимает важное место в жизни человека. С периодом
старости связаны многие стереотипы и искаженные представления, как
положительные, так и отрицательные.
Проблемы и возможности у всех вышеперечисленных групп свои. Но есть и общие
стороны, например, физические аспекты.
Старение — процесс универсальный и неизбежный. Ему подвержены все телесные
органы и системы организма, даже при оптимальных генетических и средовых
условиях. На протяжении поздней зрелости организм претерпевает целый ряд
изменений. В частности, эти изменения затрагивают внешность человека, его
органы чувств, мышцы, кости и подвижность, а также внутренние органы.
     2.Влияние семьи на становление личности
     2.1. Факторы, влияющие на развитие личности.
Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или
планом. Психологи, говоря о процессе развития в связи с генетическим планом,
пользуются термином “созревание”. Процесс созревания состоит из
последовательности запрограммированных изменений не только внешнего вида
организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции.
Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это не
означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально
предпринимаемая стимуляция и обучение должны его ускорить.
Социализация — это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится
членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение
всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий
конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям
обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества
или какой-то культурной группы внутри этого общества.
     2.2. Взаимоотношения в семье.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним
из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания.
То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение
значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками,
бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает
формироваться структура личности.
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.
Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его
социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в
последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие
также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной,
несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они
дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир,
им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается
благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его
стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту
закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности
ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом
способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания
человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс
воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за
своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации
семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях,
способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей.
Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных
поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами,
братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа
оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными
качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены
этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее
членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.
Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям,
помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более
зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к
ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению,
т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то
из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека,
неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи
адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений.
Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей.
Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни
семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.
Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные
возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы,
состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у
маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого
типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей,
воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой
запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходить
со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является
сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и
служит причиной серьезных личностных нарушений.
Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие
индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда
остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение
присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким
действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему
предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное
отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными
способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным
усилием.
В малой группе,  где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает
весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании
духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между
людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим
членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая
человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его
безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим
людям.
Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и
жены, отца и матери, сына и дочери, сестры  и брата, дедушки и бабушки. На
основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень
участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в
зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее
влияние.
Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи
можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции
выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как
микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и
выполняет важные социальные функции.
Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения
человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует
личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и
производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов,
передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в
данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества,
контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не
только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке
является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из
главнейших функций семьи — создание условий для развития личности всех своих
членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. В супружестве муж
и жена находят счастье интимного общения. Рождение детей вызывает радость не
только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее
смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье
удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни
человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания,
признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих
потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.
К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях
возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи,
которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые
условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые
ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с
ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от
общественных норм, она наносит вред своему народу.
Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также
отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те
качества личности, которые представляют ценность для общества.
Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух
семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает
сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до
юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает
самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и
социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает
играть семья.
Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины и женщины
в супружеский союз. Рождение первенца открывает родительский этап, а после
обретения детьми самостоятельности можно говорить о фазе вторичной
супружеской жизни. Отдельным периодам в жизни семьи соответствуют разные
отрезки времени и разные потребности. Определение продолжительности отдельных
периодов жизни семьи затрудняется из-за различных сроков вступления партнеров
в брак. В связи с этим бывает весьма сложно увязать развитие семьи с
периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного
циклов необходимо.
С точки зрения социальной психологии супружество — особая группа, состоящая
из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности,
решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют
эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в
реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей
жизни, совместно создают экономическую базу семьи. Основы семьи формируются
социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в
семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет
принимать решения при возникновении проблем в процессе совместной жизни.
Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье
в сторону женщины, так и равноправие супругов. Само собой, что при
определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также
личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а
следовательно, и на распределение ролей в семье серьезное влияние оказывают
изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение
обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.
После создания семьи начинается процесс взаимного приспособления друг к
другу. И здесь большое значение умеет умение людей идти на компромиссы,
проявлять терпимость и сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Трудности,
возникающие в семейной жизни, очень часто становятся причиной кризиса брака,
и в некоторых случаях желательна помощь психолога, но в большинстве случаев
молодые люди справляются сами.
Рождение ребенка — значительное событие в жизни супругов, свидетельствующее о
вступлении семьи в новый период развития. Это очередное испытание для
супругов. Они приступают исполнению новых социальных ролей — матери и отца;
вхождение в новую социальную роль всегда бывает трудным и требует подготовки.
В данном случае такой подготовкой является беременность. Будущие родители
постепенно в мыслях и воображении подготавливаются к перемене, которая должна
произойти в их жизни; одновременно они готовят и свое окружение. Им
приходится серьезно менять налаженную жизнь. В период беременности у супругов
начинают формироваться установки на будущего ребенка. Здесь имеют значение
такие факторы, как желанность или нежеланность ребенка, а также желание
одного из родителей иметь ребенка определенного пола. Все это в дальнейшем
может отразиться на воспитании.
Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за
выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость
обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную
реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей
распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств,
стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности
ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье
каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий.
Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не
дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Кроме того, когда
согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица,
являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это
происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя
уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже
невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами
семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.
Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать
родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность
ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до
полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их
отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы
впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку
прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания,
но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт
свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком
подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный,
направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные
потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной
независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка
опорой и  авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой,
пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких
характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении
корректировать поведение ребенка.
С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется
в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у
своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции.
Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится
тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого
любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою
симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка
к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности,
моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.
Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка
раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и
поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей.
В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным
примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут
затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя
проявлению у него патологических черт личности.
Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются
родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или
мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным
является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение,
соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному
полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства
принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их
личности.
В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие
человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя
наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления
воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать
непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в
том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему
объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое
физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет
действовать силой, когда его что-то не устроит.
Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники,
например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное или
отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в
семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные
задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в
этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок
чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая
крайность — завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где
ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая.
Само собой, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создают проблемы
и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должны стараться
формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая
система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке,
редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.
Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, на что он
претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем
притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают
только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую
травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют
на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких
целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с
неудачами, но при этом часто многого добиваются.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда
осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей
воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя
допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в
семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и
результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и
сотрудничество.
     Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями
инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители
могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей
воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать
педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые
предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с
сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы
лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но
даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка
многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства,
инициативность, вера в себя и свои возможности, все это — гарантия неудачного
формирования личности.
     Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая
своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от
каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном
формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют
процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома.
Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью,
основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она
приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует
также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание
безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля.
Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они
становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого
уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют
выполнения всех своих прихотей.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и
даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может
порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что
могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует
переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа
взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
     Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает
опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами
совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает
особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста
у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению происходит
совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще
недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится “колючим”,
раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко
вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка
состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только
ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, — ломает
растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему
послушным вплоть до потери своего “Я”. Подростковая самостоятельность
выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению от
их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, как
сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него,
зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и
возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего
ребенка. Существует 3 стиля родительского поведения — авторитарный,
демократический и попустительский.
При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие
родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного
подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов.
Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают это не всегда
корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями
нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в
подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся
неуверенными в себе, менее самостоятельными.
     Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для
воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и
самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть
самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно
требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним.
Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком
раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит
делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких
обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих
детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких
семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей,
у них почти нет ценностей.
Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать.
Конфликты чаще всего возникают при отношении родителей к подростку как к
маленькому ребенку, а также любая мелочь — от манеры подростка одеваться до
вопроса о часе, до которого ему позволительно находиться вне дома. Для того,
чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его как
равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненный
опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни
сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим
родителям вниманием и заботой со своей стороны.
     2.3. Влияние неполной семьи на развитие ребенка.
Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном
плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе
статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей —
выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более
высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.
Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование
ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “.У рабочих, вышедших из
неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать
независимым, самостоятельным”.
Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или
отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада
брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми,
кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать
негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность,
будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.
Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами
материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о
воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины
— это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий
жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и
даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко
рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более
трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне
естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное
место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная
занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и
связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются
на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания,
дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным
интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того,
дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е.
материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются
проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно,
неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются
значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что
эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье
с потерей отца.
Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи —
морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются
ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно
одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в
равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания
чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в
воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея вою
индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и
мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная
сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и
ничем не возместится.
Существование неполной семьи в настоящем обусловлено в основном следующими
признаками: смертью одного из супругов; относительно широко распространенной
внебрачной рождаемостью; распадом браков. Что касается первой причины, то в
настоящее время ее удельный вес среди остальных причин не так высок.
Внебрачная рождаемость занимает более значительное место в образовании
неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи,
чему способствует ослабление контроля в городских условиях со стороны семьи и
недоработки в области полового воспитания.
Неполная семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее
воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих
детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива
приобретения другого в результате повторного замужества матери. Это связано с
тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные
браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим
отцом.
Занимая ведущее место в образовании неполной семьи, развод в то же время
сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние
на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к ним
относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая
расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей —
отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах.
Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не
может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях,
взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние
родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители
оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их
развитие.
По мнению зарубежных исследователей (Дж.Макдермот, Дж.Валлерштейн и др.),
наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают
у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными,
капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть
братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг
друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.
Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего,
в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная
эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность,
свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят
гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли
и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и
одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их
грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.
Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к
матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда он
обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически
относиться к ней и т. о., по существу, теряет для себя и второго родителя.
Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это целый
комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние
на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до
патологических изменений в области психики и криминогенного поведения
несовершеннолетних.
     Заключение
Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья.
Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого
происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек,
желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их
достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий
твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий
отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый.
Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как
биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до
питания. Малейшая ошибка — и человек может потерять свою индивидуальность,
стать “таким, как все”.
Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех
разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также является
одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей, школой и
т.д.
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый
социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление
личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи.
Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной
атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по
поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В
противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не
только окружающим, но и себе.
Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности
и искоренение ошибок в воспитании является возможным.
                                ЛИТЕРАТУРА                                
1.      Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение,
200, 207с.
2.      Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003,
290 с.
         3.  Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с.         
4        Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
5        Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986,
263 с.
6        Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд.
Просвещение, 1989, 206 с.
7        Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987,
351 с.