Каталог :: Педагогика

Контрольная: Диагностика одареннности

                               контрольная работа                               
                                      тема:                                      
                               диагностика                                
                           детской одаренности                           
                                                                      Выполнила:
                                                                       Проверил:
                                      ПЛАН                                      
ВВЕДЕНИЕ
I.    МОДЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
II.  КАК ОЧЕНИТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?
III. ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.
IV. НАСКОЛЬКО ОБЪЕКТИВНЫ КРИТЕРИИ ОДАРЕННОСТИ?
     

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время не существует четких определе­ний одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Многое здесь ос­новывалось на допущении, что каждый индивид облада­ет определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психомет­рии была разработка надежных инструментов для из­мерения степени развития тех или иных индиви­дуальных свойств или способностей (Riegel, 1979). Фун­даментальное исследование Термена (1959), доказав­шее стабильность показателей интеллекта по шкале Станфорд-Бине и валидность самой этой шкалы измерения, привело к тому, что интеллект стал рассматри­ваться как главный показатель одаренности. Как спра­ведливо отметила Галлахер (1966), в течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью со­ответствующих стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением «одаренности». В последние годы рабочим определением одаренно­сти и талантливости стала формула, предложенная От­делом образования США (Marland, 1972). Формула эта признает, что индивид может отличаться функциональ­ными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики. Такое широкое опре­деление явилось полезным в качестве основы для раз­работки методов поиска и выявления одаренных и та­лантливых дошкольников среди детей с сенсорными или физическими недостатками (Karnes and Associates, 1978). Тем не менее, Рензулли (1978) выступил с крити­кой определения, данного Отделом образования США. Он отметил, что в этой формуле смешиваются процес­сы разного уровня — то есть интеллектуальные, твор­ческие и лидерские способности—с их конкретной ре­ализацией в художественной сфере или в общении. Рен­зулли также указал, что одно из важнейших свойств индивида — мотивация — осталось вне рамок этого определения. I. МОДЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ. Существует два основных подхода к процессу уста­новления одаренности. Первый основывается на систе­ме единой оценки, второй — на комплексной. Тради­ционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример — поэтапный процесс, когда ребенок подвергается тради­ционному тестированию только после того, как успеш­но преодолеет этап предварительного отбора.

Система комплексной оценки

В последние годы в соответствии с некоторыми про­граммами одаренные дети выявлялись на основе ком­плексной оценки. Примером такого подхода является «резервуарная модель» Гауэна (1975). На основании множественных оценочных процедур, в том числе ре­зультатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчивается круг кандида­тов. Ребенок должен либо показать высокие результа­ты в любых трех (из четырех) видах оценки, либо на­брать определенную квалификационную сумму бал­лов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается и мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разра­ботана для детей школьного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников. Проект „RAPYHT" в университете штата Илли­нойс использует один из вариантов комплексной диаг­ностики одаренных. В проекте „RAPYHT" применяет­ся серия опросных листов для определения талантливо­сти. Они заполняются учителем и родителями на каж­дого ученика. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из сле­дующих областей: творчество, естествознание, матема­тика, чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае, если оценка ребенка педагогом или родителя­ми превышает определенный уровень по одному из оп­росных листов, ребенок зачисляется в число кандида­тов для включения в программу „RAPYHT". Таким образом, для отбора одаренных дошкольников исполь­зуются два существенно различных источника инфор­мации— учителя и родители. С целью проверки дан­ных, указанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организо­ванным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень, по меньшей мере в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнитель­ную программу. В отношении детей с серьезными фи­зическими или сенсорными недостатками принимаются во внимание и данные дополнительных стандартизи­рованных тестов с тем, чтобы определить, насколько программа „RAPYHT" может быть им полезной. Поскольку методика многомерной оценки может использоваться для определения широкого спектра способностей и опирается на различные источники ин­формации о поведении ребенка, она имеет серьезное преимущество перед другими в том, что увеличивает вероятность включения в специальные программы де­тей из различных этнических, расовых и социоэкономических слоев общества. Отдавая себе отчет в преимуществах комплексной оценки, важно помнить, что искомые характеристики, способы и критерии отбора должны быть подчинены достижению реального соответствия предлагаемой специальной программы потребностям и способностям детей, отобранных для участия в ней. II. КАК ОЦЕНИТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА? В связи с теоретическим и практическим расшире­нием понятия «одаренный ребенок» и проблемой распо­знавания одаренных и талантливых детей в самых раз­ных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успевае­мости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учите­лями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей—достаточно продолжительный процесс, связан­ный с динамикой их развития, и его эффективное осу­ществление невозможно посредством какой-либо одно­разовой процедуры тестирования. В этом разделе мы рассмотрим такие методы выяв­ления одаренных детей, как стандартизированные те­сты, оценочные шкалы, систематизированные наблю­дения, критериально-ориентированные тесты и некото­рые другие.

Стандартизированные методы измерения интеллекта

В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Сле­дует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данном случае по сумме контрольных или квалифи­кационных баллов выделяется 7% наиболее способ­ных дошкольников из среды их сверстников. Шкала интеллекта Станфорд-Бине (Terman and Merrill, 1973) Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных спо­собностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двига­тельных реакций. Этот тест позволяет определить ум­ственный возраст испытуемого (МА) и IQ[1]. Измери­тельная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что, для того чтобы квалифицировать ребенка как ода­ренного, его IQ должен составить 124 балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позво­ляющие проанализировать оценки мыслительных спо­собностей детей, полученные по системе Станфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разра­ботанной Гилфордом (Landig and Naumann, 1978; Tuc­ker, 1972). Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (,,WPPSI") (Wechsler, 1967) Тест „WPPSI" также является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных спо­собностей. Шкала Векслера состоит из двух частей: вербальной шкалы, содержащей 5 субтестов, и шкалы действия, в которую включены 5 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомлен­ность, понимание, арифметические задания, нахожде­ние сходства, словарный запас. Шкалу действия обра­зуют субтесты на конструирование из кубиков, лаби­ринты, завершение картинок, кодирование («дом жи­вотного»). Тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых („SIT") (Slosson, 1981) Тест Слоссона разработан для индивидуального из­мерения вербального интеллекта, как у взрослых, так и у детей. Характерно, что, как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение со­ставляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использова­нием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет опре­делить умственный возраст и IQ испытуемых. Квали­фикационным результатом в данном случае является цифра 120 и выше. Колумбийская шкала умственной зрелости („CMMS") (Burgemeister, Blum and Large, 1972) Колумбийская шкала („CMMS") предназначена для индивидуального обследования детей, имеющих сен­сорные, двигательные или речевые нарушения. Соглас­но условиям теста, испытуемым предлагается найти различия в 92 предъявляемых рисунках. Испытуемые в данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые, по их мнению, отличаются от других. При по­мощи этого теста измеряется уровень общих анлитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета, формы, размеры, числа, символы и т. п. Тест включает задания на перцептивную класси­фикацию, а также абстрактное оперирование символи­ческими понятиями. Рисуночный тест на интеллект (French, 1964) Тест предназначен для измерения общих умствен­ных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов: на определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобра­зуются в показатель умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит ин­декс общего познания (General Cognitive Index).

Измерение творческих способностей

Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе установления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестирования зна­чительно сдерживалось неопределенностью самого по­нятия творчества и его критериев. На практике наибо­лее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта ха­рактеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводит­ся на основе методик Торренса (1966). Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966) Этот тест Торренса является невербальным и охва­тывает такие параметры мышления, как беглость, точ­ность, воображение и оригинальность. Тест предназна­чен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование кар­тин 2, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изо­бражений. Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966) Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взро­слых. Тестирование охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, уста­навливать возможные причины и следствия примени­тельно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обыч­ных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предполо­жения. Творческие способности в действии и движении (Тоггапсе, 1980) Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестве дополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного воз­раста. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвиже­ния в каком-либо помещении. Качественные показате­ли, исследуемые с помощью данного теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов: легкость, гиб­кость, точность и оригинальность мышления. III. ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. Итак, мы рассмотрели различные аспекты пробле­мы выявления одаренных детей. В основе ее лежит тот факт, что круг подлинно одаренных детей, составляющих главный интеллектуальный потенциал общества, отличается крайней немногочисленностью. Исследователи считают, что одной из основных проблем поиска таких детей является не столько несовершенство психо­метрических свойств оценочного аппарата, сколько сложный характер самого понятия одаренности, не имеющей таких характерных признаков, как, напри­мер, цвет глаз или рост. Одаренность, по всей вероят­ности, следует понимать как качество, которое возни­кает (как правило, постепенно) в контексте «человек — среда». К сожалению, специфика такого взаимодей­ствия остается нераскрытой. В силу того, что одаренность, скорее всего, пред­ставляет из себя весьма хрупкое зарождающееся свой­ство, к которому неприменим закон «все или ничего», результаты попыток ее ранней диагностики не могут считаться абсолютно надежными. С одной стороны, если критерии, на которых строится поиск, слишком строги, некоторые (или даже многие) потенциально одаренные дети будут лишены возможности проявить и развить свои способности. С другой стороны, если критерии отбора слишком широки, то может случиться так, что ограниченные ресурсы, выделяемые на про­граммы по работе с одаренными детьми, как бы рас­пылятся среди достаточно большой группы дошкольни­ков, многие из которых никогда не оправдают выдан­ных им авансов. Такое «растекание» ресурсов никоим образом не означает того, что они потрачены впустую, однако каждое детское учреждение должно четко пред­ставлять обе возможности, чтобы сознательно отдать приоритет той или иной методике исследования. Концепция «одаренности» как постепенно возни­кающего свойства приводит к еще одному важному следствию. Ведь если основой зарождения и проявле­ния одаренности является взаимодействие между лич­ностью и окружением, то интенсивность и качество этого взаимодействия будет определять характер ода­ренности. Учет этого обстоятельства облегчит выявле­ние одаренных детей. Следует отметить, что в США ха­рактер взаимоотношений между личностью и окруже­нием заметно варьируется по группам населения. Ха­рактерно, что если установление признаков одаренно­сти у взрослого человека, как правило, не сопряжено с какими-либо значительными трудностями, то у детей дошкольного возраста распознавание признаков осо­бых способностей по тем или иным чертам и особенно­стям поведения связано с целым рядом проблем. Внеш­не поведение дошкольников, имеющих те или иные на­рушения, или их сверстников из мало обеспеченных слоев общества может значительно отличаться от пове­дения одаренных детей — выходцев из среднего класса. Означает ли все это, что дети, имеющие, например, ре­чевые затруднения, или выходцы из бедной сельской среды не могут вырасти в одаренных взрослых? Конеч­но же, нет! Проблема заключается только в нахожде­нии адекватного способа выявления одаренности детей из нетипичных групп населения. Одно из решений этой проблемы мы видим в том, чтобы вместо выявления одаренных дошкольников на­править усилия на отбор детей, обнаруживающих спо­собности в процессе их обучения по специальной про­грамме. Оценивая испытуемого, исследователям необхо­димо ответить на вопросы: «Что могут делать эти де­ти?» и «Как они это делают?» Таким образом, поиск та­лантов превращается в поиск сильных сторон в разви­тии детей, которые могут быть признаками особых способностей и одновременно стартовой площадкой для дальнейшего развития в процессе обучения. В результате проведенного исследования американ­ский ученый Гей (1978) выявил соответствия между об­щепризнанными признаками одаренности и особенно­стями их проявления среди одаренных негритянских де­тей. Как известно, в научной литературе высказывается мысль, что одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью. Согласно Гею, эта черта свой­ственна и чернокожим дошкольникам, которые чутко реагируют на всевозможные проявления, имеющие ра­совый оттенок, и поэтому с ранних лет могут испыты­вать чувство отчужденности в детском саду. Гей реко­мендует школьным учителям воспользоваться резуль­татами своих наблюдений относительно особенностей поведения детей как дополнительным средством выяв­ления чернокожих детей с обнадеживающими способ­ностями, которых, однако, можно упустить при тради­ционных диагностических методах. В своей методике Гей предлагает также обращать внимание на учеников, которые показывают достаточно высокие результаты в учебе, несмотря на то, что плохо посещают занятия, неусидчивы, имеют явные речевые трудности, растут в семьях с низкими доходами или в условиях отсут­ствия надзора со стороны родителей. Такая стратегия не создавалась специально для работы с чернокожими дошкольниками, но оказалась успешной. Практика по­казывает, что на ее основе дошкольные учреждения мо­гут разрабатывать гибкие системы отбора, учитываю­щие специфику конкретного контингента детей. Таким образом, любой ребенок, способный нормально разви­ваться при неблагоприятных условиях, может считаться перспективным кандидатом на обучение по спе­циальной дошкольной программе. При этом следует учитывать, что неблагоприятные условия развития мо­гут быть связаны не только с социально-эконо­мическими трудностями, но и иметь в своей основе фи­зические или психические нарушения. Методика выявления одаренных и талантливых де­тей, разработанная в университете штата Иллинойс для программы „RAPYHT" (для детей, имеющих се­нсорные или физические недостатки), имела своей це­лью обойти традиционные процедуры поиска, ориенти­руя учителей на определение способностей всех детей в классе. Эта методика позволила учителям выявить потенциально одаренных дошкольников, некоторые из которых имели те или иные нарушения: дефекты слуха, задержки речевого развития или церебральные па­раличи. Пока еще невозможно делать какие-либо прогнозы относительно пребывания этих детей в «группе одарен­ных» в последующие годы, однако можно с уверенно­стью утверждать, что методика „RAPYHT" помогла учителям взглянуть на дошкольников, имеющих сен­сорные или физические недостатки, под другим углом зрения и убедить их в необходимости развивать спо­собности, имеющиеся у этих детей. IV. НАСКОЛЬКО ОБЪЕКТИВНЫ КРИТЕРИИ ОДАРЕННОСТИ? Вполне очевидно, что выбор методики оценки вле­чет за собой решение вопроса о критериях отнесения ребенка к числу одаренных. В начале этой главы мы го­ворили о классификационных нормах или «проходных баллах», используемых в тестах на интеллект. Следует признать, что расчет этих «проходных баллов» не имеет под собой четких теоретических или эмпириче­ских обоснований. Более того, они выводятся на основе условно принятых величин из предшествующих испы­таний. Хотя в принципе подобное решение в тестах является вполне правомочным, составители программ не должны всецело полагаться на ранее сложившиеся стереотипы при установлении критериев отбора в своих собственных программах (Gowan, 1975). Основная цель процесса выявления одаренных со­стоит в нахождении оптимального соответствия спе­циальных программ уровню развития дошкольников. Однако определенную роль в отборе детей для обуче­ния по этим программам играют соображения полити­ческого, экономического и этнического характера. За­частую основным политическим аспектом в этом виде деятельности является обеспечение гарантии того, что­бы выявление одаренных детей осуществлялось во всех слоях и подгруппах населения с одинаковой мерой объ­ективности. В настоящей главе, не ставится за­дача ввести в суть всех мероприятий, направ­ленных на то, чтобы обеспечить адекватное представи­тельство детей из разных расовых, этнических и социа­льно-экономических слоев в программах для одарен­ных. При решении вопросов, касающихся критериев от­бора, необходимо учитывать и такой фактор, как огра­ниченность фондов финансирования программ. Как правило, отбор одаренных детей (от 3 до 5% от общего количества детей, проживающих в районе, местности и т. п.) производится на основании достижения канди­датами установленного проходного балла (в большин­стве случаев по шкале Станфорд-Бине). Практика, од­нако, показывает, что количество одаренных детей мо­жет колебаться в зависимости от применяемых крите­риев одаренности и квалификационных норм. В резуль­тате не исключено, что в некоторых группах количе­ство детей, рекомендованных для обучения по спе­циальным программам, может оказаться значительно большим, например, составить 15% от общего числа детей. В этом случае может возникнуть сложная про­блема, ведь материальные фонды в основном рассчи­тываются исходя из того, что количество одаренных детей не превышает 5% от общего числа. Одно из на­прашивающихся решений состоит в усовершенствова­нии квалификационных норм. Но имеются и другие подходы , например участие детей в специальных программах обучения на временной основе, когда длительность обучения ребенка зависит от его успехов. Вывод. Работникам системы образования было бы гораздо легче, если бы одаренные дети имели от рождения некую особую метку, но, к счастью для общества и для его отдельных членов, в реальной жизни этого нет. Вдобавок ко всему совершенно очевидно, что само понятие одаренности весьма расплывчато. Поэтому при определении системы поиска и выявления способ­ных детей от каждой конкретной социальной общности требуется особенно тщательный учет соотношения по­требностей и ресурсов. Хотя в настоящее время и не имеется однозначного решения, тем не менее, можно предложить целый ряд приемлемых вариантов. Неко­торые из них и были описаны в данной работе. Выявление одаренных детей дошкольного возраста и их последующее обучение по специальной програм­ме— сравнительно новый элемент в деятельности пе­дагогов. И пока отсутствуют отработанные методы, мы рекомендуем педагогам и разработчикам учебных программ воспользоваться описанной нами методи­кой. ЛИТЕРАТУРА 1. “Одаренные дети ” – пер. с англ./ Общ. Ред. Г.Д.Бурменской и В.М. Слуцкого – М., Прогресс, 1991.
[1] Среднее значение IQ равно 100, MA — mental age, в переводе «умственный возраст»—Прим. ред 2 Ребенку дается лист бумаги с изображением ярко раскрашен­ной фигуры неправильной формы, которую он должен использовать как отправной пункт для построения собственного произвольного изображения.— Прим. ред.