Каталог :: Педагогика

Реферат: Домашняя учебная работа учащегося

          ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
     1.       Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении
знаниями. Специальные исследо­вания показывают, что проблема повышения
эффектив­ности обучения может быть успешно решена только при условии, если
высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной
домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются
публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных
учителей, осуществ­ляющих обучение без домашних заданий, и ставится воп­рос об
их отмене, поскольку они, по их мнению, не при­носят никакой пользы и только
перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на
педагогической некомпетентности. Дело в том, что как уже отмечалось, познание
идет не по кругу, а по спирали и что каж­дое последующее обращение к изучению
одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки,
что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной
работы. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место
концентрированное запоминание, и зна­ния переводятся лишь в оперативную,
кратковремен­ную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся
необходимо осуществить их после­дующее повторение, то есть рассредоточенное
усвое­ние, что также требует организации их домашней учеб­ной работы. Не менее
важное значение имеет она также для вос­питания учащихся, поскольку
способствует формирова­нию у них прилежания, самостоятельности, служит
сред­ством разумной и содержательной организации внешколь­ного времени.
Указывая на необходимость домашней учебной работы, Н.К.Крупская писала: Уроки
на дом имеют большое значение. Правильно орга­низованные, они придают к
самостоятельной работе, вос­питывают чувство ответственности, помогают
овладевать знаниями, навыками. Таким образом, домашняя учебная работа
школьни­ков является весьма важной составной частью процесса обучения и
выступает одной из существенных форм его организации.  В чем же
заключается ее сущность? Домашняя учебная работа учащихся состоит в
самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому
усвоению изучаемого материала и его приме­нению на практике, развитию
творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и
навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению
изучаемым материалом характери­зуется двумя основными признаками — наличием
учеб­ного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по
его выполнению.
     Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
б) выполнение устных упражнений (придумывание при­меров на изучаемые правила
по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание
хроно­логической таблицы по истории и т.д.).
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физи­ке и другим
предметам.
г) выполнение творческих работ по литературе.
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.
е) проведение наблюде­ний по биологии, географии, физике.
ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии.
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние
задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по
отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке
практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной
трудности для хорошо ус­певающих школьников с целью развития их творческих
способностей и склонностей. Существенное значение имеет правильная дозировка
объема и степени сложности домашних заданий, предуп­реждающая перегрузку
учащихся. В частности, в 1-м классе их выполнение не должно занимать более 1
часа, во 2-м - 1,5 часа, в 3-4-м классах — 2 часов, в 5-6-м классах  –
2,5часов, в 7-8-м классах – 3 часов, в 9-11-м классах – 3,5 часов.
     2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников. Школьная
практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются
существен­ные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних
заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала,
не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют
самоконтроль за усвоением знаний. Во-вторых, недочетом домашней работы многих
учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо
установленного режима, свя­занного с выполнением домашних заданий. Это
приво­дит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого
материала. В-третьих, выполнение письменных заданий многи­ми школьниками
осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на
котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допус­кают
существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той
связи, которая суще­ствует между теоретическим материалом и практически­ми
упражнениями. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними
заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали
по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но
перегрузка нередко обусловливается не толь­ко большим объемом домашнего
задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Указанные
недостатки позволяют сделать вывод о не­обходимости повышения качества урочных
занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального
внимания учителей к обучению их технике домашнего учения. Какие же проблемы
в этой связи встают перед школой? Первая заключается в том, чтобы и
учителя, и учащиеся хорошо осмыслили систе­му тех правил и требований, которые
предъявляются к домашней учебной работе. Вторая относится к внедре­нию этих
правил в практику выполнения домашних заданий школьниками. Остановимся на
освещении этих проблем.
     3. Правила домашней учебной работы школьников. Качество и культура
учебного труда школьников по выполнению домашних заданий включают в себя
соблю­дение и выполнение ряда правил и требований, основы­вающихся на
психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по
овладению изу­чаемым материалом. Рассмотрим важнейшие из этих правил: 
Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс ос­мысления и усвоения знаний
должен носить рассредото­ченный характер. Это значит, что для всестороннего
ос­мысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить
уроки не в один "присест", а об­ращаться к их изучению несколько раз в течение
некото­рого времени. Только при этом условии в памяти оста­ется "глубоко
проторенный след", а знания сохраняются  на долгое время. Психолог М.Н.Шардаков
приводил сравнительные данные об эффективности концентрированного и
рассредоточенного запоминания, которые были по­лучены в процессе
экспериментальной работы во 2, 4 и 6-м классах.
Для запоминания давался Отрывок из стихотворения, однако, одна группа ребят
заучивала его концентрированно, вторая же работала над стихотворением в течение
трех дней. Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый из учащихся
должен был прочитать наизусть выученное стихотворение. Если школьник испытывал
затруднение, ему напоминали первые слова стихотворения. Оказалось, что больше
напоминаний приходилось делать тем учащимся, которые применяли прием
концентриро­ванного заучивания. Те же ребята, которые пользовались способом
распределенного во времени запоминания, нуж­дались в подсказке гораздо реже. 
Второе: Домашние задания необходимо вьполнять в день их получения. Суть дела
в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12
часов после восприятия. Это доказано психологичес­кими опытами. Немецкий
психолог Герман Эббингауз (1850-1909) давал обучающимся задание заучить 13
ли­шенных смысла слов и не требовал в дальнейшем повто­рять их. При контрольных
проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 %
этих слов, а через 2,5 — 8 часа — только 28%.  Это психологическое явление
находит свое объяснение в физиологии. И.П.Павлов и его ученики доказали, что
образующиеся новые нервные связи непрочны и лег­ко тормозятся. Торможение
сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи.
Следователь­но, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после
восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание
знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день
их восприятия. Именно поэтому и необходимо выпол­нять домашние задания в день
их получения. Например, если урок истории или геометрии в 7-м клас­се был в
понедельник, а следующий - в пятницу, то, есте­ственно, учить материал надо не
в четверг, а в понедель­ник. Это, однако, не исключает необходимости
повторе­ния и воспроизведения усвоенного материала и накануне очередных
занятий. Данное положение было нами проверено. Один из седьмых классов повторял
уроки истории и иностранного языка в день восприятия (понедельник), а другой —
нака­нуне следующего урока по этим предметам (четверг).  Тексты идентичные.
Число повторений и условия подго­товки - одинаковы. Полученные при этом
результаты показали, что учебный материал, закрепленный в день его восприятия,
сохраняется в памяти более продолжитель­ное время, хотя на следующем уроке
воспроизводится в меньшем объеме. То, что повторяется накануне урока, на
следующий день воспроизводится в большем объеме, создает иллюзию лучшей
успеваемости, но сохраняется в памяти хуже. Поэтому большая часть работы по
усвоению и закреплению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день
его восприятия с последующим по­вторением накануне очередного урока. 
Третье: Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать
психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение
изучае­мого материала. Как это сделать? Нужно детально про­думать ту цель,
которую необходимо достичь при выпол­нении домашнего задания. Одно дело, когда
хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое — когда поставить цель
как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к
глубокому ос­мыслению и усвоению материала. Этот настрой (установка) побуждает
ученика к прилежной работе, проявле­нию умственных и волевых усилий, что,
естественно, значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот
настрой (установку) более действенным, определенную и детально продуманную цель
полезно проговорить несколько раз вслух, чтобы она более проч­но укрепилась в
сознании и превратилась в мысленную "программу действий". В дальнейшем, когда
установка закрепится, необходимость в таком проговаривании от­падает. 
Четвертое: Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по
учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с
работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно
попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует
вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положе­ния,
правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыс­лению и усвоению. После этого
нужно применить при­емы воспроизведения и самоконтроля: пересказ матери­ала
вслух или про себя, составление плана прочитанно­го, ответы на вопросы учебника
и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз
поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения
изучаемого материала. Указанная методика относится главным образом к младшим и
средним классам. В старших классах значительно видоизменяется: наряду с
учебником учащиеся часто используют дополнительные источники знаний (тексты
художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические
документы и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет
свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в старших классах и
применение при­емов самоконтроля. Больше того, при значительном уве­личении
объема домашних заданий их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше.
Указывая на большую роль активного воспроизведе­ния знаний и самоконтроля в
процессе усвоения изучае­мого материала, К.Д.Ушинский подчеркивал, что в этом
случае достигается более высокая степень сосредоточен­ности внимания на
осмыслении и усвоении знаний, и поэтому они быстрее и прочнее запоминаются.
Но как быть тем ученикам (а они, к сожалению, встре­чаются), которые
(то в силу слабой памяти, то по причи­не недостаточного внимания на занятиях)
перед изуче­нием материала дома не в состоянии ничего "вспомнить" из того, что
объяснялось учителем на уроке? В этом слу­чае необходимо рекомендовать, чтобы
при первом чте­нии (первичном восприятии материала) они попытались выделить и
осмыслить основные вопросы темы, а вос­произведение (пересказ вслух или про
себя, ответы на вопросы учебника и т.д.) начинали после повторного чтения
учебника. Свою специфику имеет работа по усвоению и воспро­изведению
значительного по объему и сравнительно труд­ного учебного материала. Такой
материал целесообразно расчленять на смысловые части и каждую часть повто­рять
и воспроизводить отдельно в определенную едини­цу времени, отделяя усвоение
одной части от другой крат­ковременным отдыхом продолжительностью 5-10 минут.
Большое значение в прочном и глубоком усвоении знаний имеет установка на
запоминание, всестороннее осмысление и длительное сохранение в памяти
изучае­мого материала. Если школьник приступает к учебной работе с такой
психологической установкой, он не толь­ко проявляет упорство и настойчивость в
овладении зна­ниями, но и подбирает соответствующие приемы учения, стремясь
самостоятельно преодолеть трудности, более старательно выполнять упражнения.
Психологические исследования показывают, что сохранение знаний в памяти зависит
также от их содержа­ния. Быстрее забываются формулировки, определения и
описательный материал. Более продолжительно сохра­няются знания, основанные на
понимании закономерно­стей и причинно-следственных связей. Отсюда отнюдь не
следует, что при усвоении изучаемого материала нужно обращать основное внимание
на запоминание правил и выводов. Как раз наоборот, исследования Н.А.Менчинской
свидетельствуют, что необходимо направлять учащихся на глубокое и всестороннее
продумывание внутренней логики знаний, на усвоение причин и
взаимозависимос­тей, которые характеризуют то или иное явление с тем, чтобы
выводы и обобщения заучивались не механичес­ки, а выступали в сознании
школьников как логическое следствие анализа изучаемого материала. Пятое: 
Приступая к выполнению практических зада­ний, следует внимательно просмотреть те
упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и про­думать, какие
теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием
помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочны­ми
упражнениями в классе и содействует самостоятель­ному выполнению письменных
заданий.
Существенной спецификой характеризуется домашняя работа учащихся по написанию
сочинений, изложений, пересказов и других творческих заданий. Эта работа
ока­зывается более эффективной, если она рассредоточива­ется во времени и
расчленяется на ряд этапов. На первом этапе ученик вдумчиво прочитывает и
осмысливает не­обходимый материал по учебнику и дополнительной ли­тературе. В
процессе этой работы делаются выписки наи­более важных мест изучаемых
источников, которые мо­гут быть процитированы при написании, к примеру,
со­чинения, а также фиксируются собственные мысли, воз­никающие по ходу чтения.
Второй этап работы обычно посвящается составлению плана сочинения. На третьем
этапе осуществляется непосредственное написание твор­ческой работы. На
заключительном, четвертом этапе проводится доработка сочинения и его
окончательное оформление. Вся эта работа обычно занимает полторы-две недели.
12 минут для отдыха и психологического переключения на другой вид
деятельности. Установлено, что после вос­приятия, и усвоения изучаемого
материала процесс его закрепления в сознании продолжается и после того, как
учебная работа прекращается. Это "скрытое затвердева­ние" знаний происходит в
течение 10-20 минут, что и вызывает необходимость указанного выше перерыва. 
Седьмое: Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным
предметам нельзя под­вергать себя сильным внешним воздействиям, в частнос­ти
смотреть телепередачи, вступать в дискуссии и т.д. В это время лучше всего
совершать спокойную прогулку на свежем воздухе, выполнять легкую физическую
работу. В этой связи представляют интерес данные, полученные нами в результате
проведенного эксперимента. Четырем группам учащихся 7-го класса давалось
зада­ние на усвоение материала по физике с применением приемов воспроизведения
изучаемых знаний. Первая группа учащихся читала учебник и сразу же
воспроизво­дила материал. Учащиеся второй группы после чтения учеб­ника делали
перерыв в 10 минут и в это время смотрели небольшой диафильм. Третья группа
после работы с учеб­ником совершала 10-минутную прогулку. Четвертая группа
устроила перерыв на 20 минут и в это время выполняла несложную физическую
работу. Заметим, что воспроиз­ведение изучаемого материала осуществлялось после
од­нократного вдумчивого чтения учебника. Лучшие резуль­таты усвоения были в
двух последних группах, которые после работы с учебником не подвергались
сильным пси­хическим воздействиям и делали спокойную прогулку или занимались
легкой физической работой. Это объясняется физиологическими закономерностя­ми
и, в частности, законом нервной индукции (от лат. inductio — возбуждение). Суть
его заключается в том, что последующее за восприятием изучаемого материала
сильное раздражение вызывает в мозге появление нового очага возбуждения,
приводящего к затормаживанию только что сформировавшихся нервных связей. 
Восьмое: Очень важно, чтобы домашние задания выпол­нялись ежедневно в одно и
то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его простоте
имеет существенное значение для успеха домашней работы. Оно содействует
быстрому сосредоточению вни­мания на выполнении учебных заданий, приучает к
дисциплине и упорядоченности процесса обучения. На это правило, в частности,
обращал внимание в свое время американский педагог Г.М.Уипл. Не считайте, это
правило слишком мелочным. Если у вас образуется привычка к месту работы, вам
будет дос­таточно только сесть за ваш стол, чтобы тотчас же почув­ствовать
желание приняться за дело. Девятое: После подготовки домашних заданий
по уро­кам, которые были сегодня, необходимо сделать 20 — 30-минутный перерыв и
повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов
самоконт­роля, осуществляя, таким образом, рассредоточенное ус­воение знаний.
И, наконец, десятое правило. Соблюдение его способ­ствует более
прочному усвоению (запоминанию) изучае­мого материала. Весьма полезно, чтобы
учащиеся непос­редственно перед сном уделяли 8—10 минут беглому про­смотру
(повторению) изученного материала по учебни­кам и, не подвергая себя никаким
дополнительным  раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создает
условия для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов в
нейронах (нервных клетках) головного мозга, связанных с более глубоким
усвоением изучаемого материала. Таковы наиболее существенные правила
умственного труда, которые следует знать учащимся и которым они должны
придерживаться в процессе домашней учебной работы.
     4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы. 
Большое многообразие и сложность правил домашнего учения обусловливают
необходимость проведения специальной работы по форми­рованию у учащихся
соответствующих умений и навы­ков. Школьникам следует помочь овладеть умением
работать с учебником, правильно подходить к выполне­нию письменных и
практических заданий, пользоваться приемами активного воспроизведения
изучаемого мате­риала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы и
отдыха и т.д. Попытаемся раскрыть методику этой работы на основе
опытно-эксперимен­тальных данных, полученных нами. Как известно, при
организации познавательной деятельности существенное значение имеет
формирова­ние у учащихся соответствующих потребностей и моти­вов, которые бы
стимулировали их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники
почувствовали необходимость в овладении знаниями и проявили инте­рес к
практическому усвоению правил рациональной организации умственного труда.
Учитывая это, мы об­ратили серьезное внимание на определение целей пред­стоящей
работы. В классах были проведены совместные собрания учащихся и родителей, и
перед ними была по­ставлена задача: в течение учебной четверти добиться, чтобы
каждый ученик научился соблюдать правила ум­ственного труда в процессе домашней
работы и на этой основе улучшал свою успеваемость. Эта задача облека­лась в
яркую форму. Во многих классах она проводилась под девизом: "Учиться на
совесть", "За прочные знания" и др. В одном из классов ребята наметили провести
"Опе­рацию Д.З." (домашнее задание). Значительное место в воспитательной работе
заняло проведение содержательных разъяснительных бесед с учащимися и родителями
на темы: "О долге и обязан­ностях школьников в учении", "Общие правила
выпол­нения домашних заданий", "О значении режима дня для успешного учения",
"Приемы воспроизведения изучае­мого материала как условие его усвоения" и т.д.
Чтобы разъяснительная работа была более разнообразной и ин­тересной, перед
учащимися и родителями выступали учи­теля, классные руководители, директора
школ в их за­местители. На тему об улучшении домашней работы оформлялись
стенды, выпускались бюллетени-молнии эта проблема не раз обсуждалась на
классных ученических собраниях. Много внимания уделялось воспитательной работе
с активом. Мы считали, что, прежде всего активисты должны включиться в работу
по овладению культурой умственного труда повышению качества домашней учебной
работы с тем, чтобы создать впору в самом ученичес­ком коллективе для
реализации поставленных задач. Работа с активом предполагала групповые и
индивидуальные беседы. Особое значение имели встречи директо­ров школ с
активистами. Они помогали лучшим учащимся глубже уяснить свои задачи в
повышении успеваемости. Подчеркнем, что эффект работы с активистами зависит от
ее системы и конкретности. Нельзя сразу выдвигать перед ними много задач - это
может внести некоторую неуверенность. Гораздо лучше выносить на обсуждение
конкретные вопросы: о роли актива в укреплении дис­циплины на уроках; что нужно
делать активистам по внедрению правил режима дня; о преодолении подска­зок и
списывания домашних заданий и т.д. — и опреде­лять, как активисты должны их
решать. Полезно также каждую неделю проводить с активистами "летучки" по
подведению итогов их работы, выявлению недочетов, и анализу успехов. Как видим,
разъяснительная работа была не только разнообразной по своему содержанию, но и
отличалась широкой масштабностью в течение продолжительного времени. Она
обогащала учащихся званиями, воздейство­вала на их сознание и чувства. Нельзя,
однако, переоце­нивать ее значение в формировании навыков домашнего учения, а
также ее влияния на волевую сферу учащихся. Тут нужна иная методика. Выработка
навыков и укреп­ление воли ребят требуют применения упражнений и
продолжительного контроля за их работой. В психолого-педагогических
исследованиях показано, что процесс усвоения умений и навыков имеет свою
оп­ределенную структуру: с одной стороны, это усвоение осуществляется путем
практических действий по образу, а с другой - нужен постоянный самоконтроль
учащихся за своей работой, сравнение своих действий с образцами. Чтобы
сформировать у школьников эти умения в навыки и приучить соблюдать правила
умственного труда, нужно добиваться такой организации работы, которая побуждала
бы их всегда действовать определенным образом. В этом плане исключительно важно
было показать учащимся (дать образец), как готовить домашние задания и
добиваться успехов в учении с этой целью с учащимися поводились практические
занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Про­ходили они
под руководством учителей. Вначале школь­никам напоминали правила умственного
труда, а затем им предлагалось выполнить домашнее задание с соблю­дением этих
правил. Чтобы побудить ребят к более активной и добросовестной работе, после
выполнения задания проводили беглую проверку знаний и просмотр письменных
упражнений. Вместе с тем учащимся указыва­лось, чтобы они не забыли
использовать приемы рассре­доточенного во времени запоминания и дополнительно
поработали дома над усвоением изучаемого материала.  Практические занятия
проводились главным образом по математике, русскому и белорусскому языкам,
изуче­ние которых обычно вызывает определенные затрудне­ния у ребят. Школьники
оставались на них по желанию. Но на второй день все видели, что "добровольцы"
уверенно отвечают на уроке и получают хорошие оценки. Поэтому очередные
практические занятия, как правило, проходили при полном составе класса. В
решении поставленной задачи большую роль играет правильно налаженный
педагогический контроль. В школах и сейчас немало делается по осуществлению
кон­троля за учебной работой учащихся. Но подходят к нему не совсем верно.
Контроль осуществляется главным об­разом за тем, как учащиеся усвоили заданный
материал. Что же касается самого процесса усвоения и закрепле­ния знаний в
системе домашней работы, то он фактичес­ки в большинстве школ остается вне
контроля. Получа­ется, что контролю подвергается не сама учебная работа (а
именно это должно быть главной целью контроля), а лишь ее результаты. Вот
почему такой контроль не всегда побуждает учащихся к лучшей подготовке домашних
заданий, а нередко вызывает у них отрицательные эмо­циональные переживания. В
самом деле, зачастую школьники не умеют учиться или у них не хватает волевых
усилий для прочного овладения знаниями. Они нуждаются в серьезной и
действен­ной помощи со стороны учителя, в его тактичном контро­ле. А поскольку
такой помощи не бывает, то при проверке знаний отдельные учащиеся, естественно,
получают "двойки". Между тем один опытный педагог писал: "Хо­роший учитель тот,
у кого трудно получить двойку и легко пятерку". Но в таком случае центр
педагогических уси­лий школы должен быть перенесен на повышение ка­чества
уроков, на совершенствование домашней работы учащихся и контроль за ее ходом.
По этому пути мы и направили учителей. Обратили серьезное внимание на контроль
за самим процессом домашней работы с тем, чтобы действенно повысить ее
качество. Учителя и класс­ные руководители посещали ребят на дому и проверяли,
как они соблюдают режим труда и отдыха, как готовят домашние задания. К этой
работе были подключены акти­висты, а также родители. В ряде случаев учителя
обна­руживали серьезные недочеты: у многих ребят не было постоянного рабочего
места, многие не применяли приемов самоконтроля за усвоением учебного материала
и т.д. Усиление внимания и контроля за самим процессом усвоения знаний давало
возможность улучшать индиви­дуальную помощь слабоуспевающим ученикам,
форми­ровать у них умение самостоятельной работы и оказы­вать на них
действенное влияние. Но всякая работа нуждается в периодическом подве­дении
итогов. Коллективы классов отчитывались о выпол­нении поставленной задачи перед
директором школы, на родительских собраниях, на специально организованных
встречах с представителями промышленных предприя­тий и т.д. Это содействовало
формированию обществен­ного мнения и давало возможность и учащимся, и учите­лям
анализировать и выявлять имеющиеся недостатки, видеть результаты проделанного.
В итоге такой целенаправленной и продолжительной работы нам удалось зак­репить
у ребят умения и навыки выполнения домашних заданий и добиться значительного
повышения успеваемости. Эта проблема оставалась главной и в последующей
учебно-воспитательной работе, однако, она уже не требовала такой концентрации
педагогических усилий. Сфор­мированные у учащихся умения и навыки домашней
учебной работы поддерживались и совершенствовались с помощью эпизодических
воспитательных мероприятий (бесед, собраний, контроля и т.д.), которые
выступали в качестве подкрепляющих педагогических средств. Нельзя представлять
рассмотренную работу в виде некоего рецепта или шаблона, годного для применения
в  любом классе. Она показывает лишь принципиальные подходы к определению ее
содержания в организационных форм, позволяющих добиваться успехов в
форми­ровании у учащихся умений и навыков домашнего уче­ния. К сожалению,
подобной системы в проведении данной работы во многих школах не бывает.
     СОДЕРЖАНИЕ
     1. Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями.
     2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников.  
     3.  Правила домашней учебной работы школьников.
     4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.
     Список используемой литературы
     И.Ф. Харламов «Педагогика», Минск, 1998г.
     П.И. Пидкасистый «Педагогика», Учебное пособие, Москва, 1998г.