Каталог :: Педагогика

Реферат: Жизненный цикл семьи

                    Тема: Жизненный цикл семьи.                    
     Динамика семьи. Сущность понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного
цикла семьи. Стадии супружеских отношений. Кри­зисы семейной жизни. Задачи
развития семьи. Стадии родительства.
     ЛИТЕРАТУРА
     1.           Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы /
Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии,
со­циологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М»,
2002.
     2.           Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. — СПб.: Речь,
2004.
     3.           Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.
посо­бие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. -
М.:Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.
     4.           Психология семейных отношений с основами семейного
консультирова­ния: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.
Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — М:
Издательский центр «Академия», 2002.
     5.           Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз
и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.: Речь,
2003.
     Динамика семьи
     Динамика семьи - это изменение ее структуры и функций в зависи­мости
от этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с тече­нием
времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жиз­ненного цикла
(ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в
период ухаживания и брака. После этого в большин­стве случаев она сначала
расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда дети
покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь.
     В 1948 г. на национальной общеамериканской конференции по се­мейной жизни Э.
Дюваль и Р. Хилом был сделан доклад о динамике семейно­го взаимодействия, где
был использован термин «цикл развития семьи». По­нятие «жизненный цикл
семьи» введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х
годов XX в.
     Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо
(например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в
течение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым,
очень точно определяют присущие семье измене­ния. С одной стороны, можно
говорить о законченном ряде явлений - от­дельная семья начинается с момента
заключения брака и заканчивается в мо­мент распада семьи или смерти супругов. С
другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное
время создают свои се­мьи, повторяя, таким образом, цепь характерных для семьи
событий и позво­ляя говорить о кругообороте за определенный период времени.
     В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в
первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших
событий, а «расстояние» от одного события до другого называ­ется 
«стадией жизненного цикла».
     Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так
же, как и в вопросах периодизации индивидуального разви­тия, это зависит от
того, что служит критерием для деления.
     Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам разви­тия семьи и
подразделил ЖЦС на восемь стадий:
     Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притя­жение друг к другу.
                  1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии:
сформировать брач­ные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать
вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг
родст­венников.
     2.Появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи
стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном разви­тии
младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родите­лей, так и
детей.
     3.Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка - от 2,5 до
6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонно­стям детей с
учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных
с усталостью и отсутствием личного пространства.
     А.Семьи с детьми—младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13
лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного воз­раста;
побуждение детей к достижению успехов учебе.
     5.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи
стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственно­стью;
создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими
обязанностями, и решение проблем карьеры.
     6.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до мо­мента,
когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация ос­вобождения
молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы
семьи.
     7.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на
пен­сию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание
родственных связей со старшим и младшим поколением.
     8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих
суп­ругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем
тяже­лой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к
старости.
     В социологической литературе в большинстве случаев цикл семей­ной жизни
рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по
последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, в
развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так,
П. Сорокин выделял 4 стадии:брачная пара в момент образования;семья с маленькими зависимыми детьми;семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;стадия отделения всех детей.
     Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семей­ных событий
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от
родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и
другого супругов прародителей), образую­щих в свою очередь 4 стадии семейного
цикла:стадия предродительства;стадия репродуктивного родительства;стадия социализированного родительства;стадия прародительства.
Содержание стадий следующее.
     Стадия предродительства - это период вступления в брак зачатия
первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом
смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение де­тей превращает
брачную пару в семью».
     Стадия репродуктивного родительства это стадия, на которой появляется
первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости
от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи
с числом рождений.
     Стадия социализированного родительства - это стадия воспитания детей,
которая для многих родителей может не закончиться никогда, но ко­торую следует
ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения
последнего из взрослых детей. На этой стадии возмож­на задержка в отделении
детей, например, из-за отсутствия жилья; варианта­ми этой стадии могут стать
«продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак
откладывается из-за учебы или каких-то других об­стоятельств; либо «затяжная
социализация», когда взрослый человек остает­ся холостяцком, продолжая жить со
своими родителями.
     Стадия прародителъства наступает с появлением первого внука, что
превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедуш­ку, хотя это
не означает прекращения стадии «социализированного родитель-ства», если в семье
еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародитель-ства длится до смерти
супругов.
     Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.
     Следует отметить, что за последние 50 - 100 лет семейный цикл из­менился как
по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали
не только жить дольше, но изменился возраст, в кото­ром они достигают тех или
иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома
последнего ребенка и выходом на пенсию ро­дителей или их смертью, и
продолжительность этого постродительского пе­риода продолжает увеличиваться,
длительность же «репродуктивного перио­да» (в терминах А.И. Антонова),
напротив, сокращается в результате умень­шения количества детей в семье. А.И.
Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и
средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался
приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:
     I стадия - примерно 1,1 года;
     II стадия - 2,5 года;
     III  стадия (если считать от момента рождения до паспортного совер­шеннолетия
первого ребенка) - 14,9 лет плюс 8 лет периода «продол­женной социализации»;
     IV  стадия - 19,9 лет.
     В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на
стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов
внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных
показателей происходит при рожде­нии в семье детей, поэтому чаще всего стадии
выделяются следующие:
     1)            период добрачного ухаживания;
     2)            молодая брачная пара без детей;
     3)            семья с маленькими детьми;
     4)          семья с детьми-школьниками или подростками;
     5)          отделение детей от родителей;
     6)          супружество в позднем возрасте.
     При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое
супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.
     Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супру­гов -
от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и
предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями
одного из них. Со временем появляется квартира, которая посте­пенно
обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с
рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В
профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо
квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к
новой семейной обстановке. Же­на некоторое время находится в декретном отпуске.
Совместная жизнь тре­бует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому
их материально и «морально» поддерживают родители.
     Супружество среднего возраста длится 6—14 лет. В этот период люди
экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от
необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких,
дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена
помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать
профессиональной деятельности.
     Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В
семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями
и воспитывать внуков.
     Для супружества пожилого возраста характерно снижение
произ­водительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак,
как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга.
Отношения между ними такие, какими они сложились в течение дол­гой совместной
жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов
иногда усиливает давление на взрослых детей, осо­бенно при совместном их
проживании, что может служить причиной возник­новения конфликтов.
     При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает законо­мерные 
кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении ис­пытывают
организм, личность и социальные группы.
     Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимо­стью перехода
семьи на новую стадию развития и адаптации к новым усло­виям. Обычно наиболее
стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия,
когда структура семьи нестабильна в связи с «при­ходом» одних членов семьи и
«уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.
     Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица,
ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруд­нять решение задач по
развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ри­гидный и дисфункциональный
стиль взаимоотношений в семье также увели­чивают вероятность того, что даже
нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные
изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные».
Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может
ожидать. А «ненор­мальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например,
смерть, само­убийство, болезнь, бегство и др.
     По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы ситуа­тивных
изменений в семье:
     1.                 «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
     2.                 «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением,
усы­новлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
     3.                 изменения под влиянием социальных событий (экономическая
де­прессия, землетрясение и т. п.);
     4.                 биологические  изменения (половая зрелость,
климактерический период и т. д.);
     5.                 изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и
т.д.);
     6.                 «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).
     В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в
литературе определяются как «нормативные» (Burnham J. В., 1991).
Имен­но в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в се­мье,
уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Ис­следования ЖЦС
показали, что в моменты нормативных стрессов семьи не­редко возвращаются к
ранним моделям функционирования (механизм «рег­рессии») либо останавливаются в
своем развитии, фиксируясь на определен­ном этапе (механизм «фиксации»).
Поэтому был сделан вывод о необходи­мости внимательного изучения переходных
периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются
связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и
фиксацией на пре­дыдущей фазе ЖЦС (Nichols M. Р., 1984).
     Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам.
     0-1. Принятие на себя супружеских обязательств.
     1-2. Освоение супругами родительских ролей.
     2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.
     3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).
     4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
     5-6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка.
     7-8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остать­ся вдвоем.
     8-9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
     В развитии супружеских отношений выделяют два основных кри­тических периода.
Первый наступает между третьим и седьмым годами суп­ружеской жизни и
продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют
такие факторы:исчезновение  романтических  настроений,
активное  неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в
повседневном семейном быту;рост числа ситуаций, в которых супруги
обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;более  частые  проявления отрицательных эмоций,
возрастание напряженности в отношениях между партнерами.
     Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым
годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться
несколько лет. Его возникновение часто совпадает:с приближением периода инволюции, с повышением
эмоциональной  неустойчивости,  страхами,  появлением различных соматических
жалоб;с возникновением чувства одиночества, связанного
с уходом де­тей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее
переживания­ ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа
сек­суально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».
     При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными
результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» -
он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий
уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к
разрушению системы.
     Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической
или психотерапевтической помощи для продолжения сво­его существования, являются
как раз моменты кризисов.
     Задачи развития семьи
     На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития. 
Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с
которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы
семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной
и сложной системой. Выделя­ют следующие задачи развития семьи, начиная с
фазы молодой семейной па­ры без детей.
     /.    Молодая семья:
·                                            
дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и
родственниками;
·                                            
разрешение конфликта между личными и семейными потребно­стями.
     2.       Семья с маленьким ребенком:
·                    реорганизация семьи для выполнения новых задач;
·                    поощрение роста ребенка с
одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;
·                    согласование личных и семейных целей.
     3.       Семья с ребенком-школьником:
·                    перераспределение обязанностей; 
·                    проявление участия при наличии проблем с учебой;
·                    распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
     4.       Семья с ребенком-подростком:
·                    перераспределение автономии и
контроля между родителями и подростками;
·                    изменение типа родительского поведения и ролей;
·                    подготовка к уходу подростка из дома.
     5.       Семья как «стартовая площадка» для ребенка:сепарация ребенка от семьи;корректный уход из дома;поступление в колледж, на военную или иную службу.
     6.       Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:пересмотр супружеских взаимоотношений;пересмотр распределения обязанностей и времени;адаптация к уходу на пенсию.
     На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с
трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в
супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким
образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя
личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее
положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются
недолговечными.
     Стадии родительства
     Каждый период семейного цикла отличается специфическими требо­ваниями к
родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.
     /. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка.
Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои
ожидаемые действия в соответствии с собственными идеаль­ными стандартами
родительского поведения.
     2. Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года — до того момента,
когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство
привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и
время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с по­требностями
малыша.
     3.          Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком
примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой
стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют
созданному ими идеальному образу.
     4.          Интерпретатиеная стадия родительства приходится
на пери­од младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять
и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.
     5.          Стадия взаимозависимости приходится на подростковый
воз­раст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отноше­ния
с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться
в товарищеские.
     6.          Стадия расставания приходится на время, когда
выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и
критиче­ски осмыслить то, какими родителями они были.
     Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии,
могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например,
родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться
с воспитанием подростка и наоборот.