Каталог :: Налоги

Реферат: Налоги и сборы, схожесть и различие

     Содержание
     1.     Налоги и сборы в России_______________________________________________ 3
     1.1    Система налогов и сборов в России____________________________________ 3
     1.2   Налоги и сборы: сходство и различие___________________________________ 6
     2.     Единый социальный налог_____________________________________________ 8
     2.1   Объект налогообложения и плательщики налога________________________ 8
     2.2   Льготы по ЕСН______________________________________________________ 10
     2.3   Ставки Единого социального налога и порядок уплаты_________________ 11
     2.4   ЕСН и взносы в Пенсионный фонд РФ__________________________________ 12
     2.5   Ошибки при исчислении ЕСН__________________________________________ 14
     3.     Задача_______________________________________________________________ 16
     Список использованной литературы______________________________________ 18
     

1. Налоги и сборы в России

1.1 Система налогов и сборов в России

Налоговая система России практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, и, в частности, закон № 2118 - 1 « Об основах налоговой системы в РФ», определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов. В июле 1989 года был принят Налоговый кодекс РФ. Система налогов и сборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов[1]: 1.федеральных налогов и сборов 2.регионыльных налогов и сборов. 3.местных налогов и сборов. По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. Региональные налоги и сборы вводятся представительными органами власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования, и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. Трехуровневая система налогообложения дает возможность каждому органу управления самостоятельно формировать доходную часть соответствующего бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений, поступающих из вышестоящего бюджета (например, в виде субвенций регионам), неналоговых поступлений и займов. Использование трех уровней налогообложения соответствует мировой практике, принятой в большинстве государств мира. Например: · в США применяются федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги; · в Германии – федеральные налоги, налоги земель и муниципальные налоги; · во Франции – общегосударственные налоги, налоги провинций и местные налоги Таким образом, налоговая система в России во многом базируется на тех же принципах построения, что и налоговые системы ряда экономически развитых стран. Федеральные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и взимаются на всей ее территории. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7) государственная пошлина; 8) таможенная пошлина и таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы. Из всех налогов, действовавших последние годы в России (по разным оценкам, их было от 30 до 150), наиболее серьезное значение имеют пять: НДС, налог на прибыль, акцизы, подоходный налог на физических лиц, платежи за недра и природные ресурсы, которые дают более 70% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Ставки налогов республик, краев и областей, как правило определяются органами власти этих административно-территориальных образований и имеют силу на их территории. Вместе с тем сами эти налоги являются общеобязательными, то есть устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и действуют во всех республиках, краях и областях. К региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог на игорный бизнес; 6) региональные лицензионные сборы. Налоги и сборы, вводимые местными органами власти и местного самоуправления, являются составной частью действующей налоговой системы. Их место и роль в формировании местных бюджетов, а также порядок определяются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Указами Президента России, Постановлениями Правительства и другими нормативными актами по вопросам налогообложения. В то же время органам местного самоуправления предоставлено право определять конкретных плательщиков местных налогов и сборов, устанавливать их ставки, порядок начисления и сроки уплаты По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государствен­ного бюджета. К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым мо­гут быть использованы только для финансирования конкретных расхо­дов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по ко­торым зачисляются в специальные внебюджетные фонды. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся федеральный единый социальный налог (взнос) и федеральные налоги, служащие источника­ми образования дорожных фондов. Кроме того, к целевым могут отно­ситься налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в феде­ральные, региональные и местные бюджеты. Целевой характер имеет также ряд местных сборов, например, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций не­зависимо от их организационно-правовых форм на содержание мили­ции; благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. По решениям представительных органов власти средства, посту­пившие в уплату целевых сборов, могут зачисляться на специальные счета местных бюджетов или во внебюджетные фонды и использовать­ся строго по назначению.

1.2 Налоги и сборы: сходство и различие

В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается «обяза­тельный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного уп­равления денежных средств в целях финансового обеспечения дея­тельности государства и (или) муниципальных образований». Приве­денное определение позволяет сформулировать основные признаки налога, оно указывает на обязательность и индивидуальную безвоз­мездность платежа, учитывает его форму (денежную) и указывает на цели его взимания. Под налогом понимается платеж, т.е. обязательство, исполняемое в денежной форме путем уплаты наличных или путем перечисления безналичных денежных средств. Налоги представляют собой платеж, взимаемый в целях финансово­го обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных обра­зований. Ограничение целей взимания налогов, установленное законо­дателем, означает, что к налогам не должны относиться обязательные платежи, взимаемые с иными целями (например, с целями содержания каких-либо отдельных государственных органов). Даваемое в НК РФ легальное определение налога вызывает многочисленные возражения у специалистов. Можно отметить, например, что оно не позволяет выявить различия между налогом и конфискаци­ей. В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении пла­тельщиков сборов государственными органами, органами местного са­моуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». Законодатель называет сбор взносом в отличие от налога, который назван платежом. В этом подчеркивается разовый характер сбора. За­конодатель не устанавливает обязательность денежной формы данно­го взноса. Этот взнос является обязательным, т.е. имущественные отноше­ния, связанные со сборами, основываются не на равенстве сторон, а на властном подчинении одной стороны (плательщика) другой (госу­дарству). Необходимость внесения сбора определяется волей государ­ственной власти независимо от волеизъявления потенциальных пла­тельщиков сборов. Уплата сбора представляет собой одно из условий совершения в отношении плательщика сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами, долж­ностными лицами юридически значимых действий. Уплата сбора дает плательщику право требовать от государственных органов (органов местного самоуправления, иных должностных органов, должностных лиц) совершения определенных действий. Под государственными органами следует понимать законодатель­ные (представительные) органы власти Российской Федерации, ее Объектов, федеральные и региональные органы исполнительной вла­сти, органы судебной власти, контрольно-надзорные органы Российс­кой Федерации и ее субъектов. К органам местного самоуправления относятся как представительные, так и исполнительные органы муни­ципальных образований. Следует отметить, что законодатель не указывает на обязательность внесения сбора за счет денежных средств, принадлежащих плательщи­ку сбора на праве собственности, хозяйственного ведения или опера­тивного управления. Другими словами, законодатель допускает воз­можность уплаты сбора третьими лицами (обязанность по уплате налога должны осуществлять сами налогоплательщики). Приведенное в п. 2 ст. 8 НК РФ определение не содержит указания на цель взимания сбора. Если налог может взиматься только в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муници­пальных образований, то при взимании сборов могут преследоваться и иные цели (например, финансовое обеспечение деятельности отдель­ного государственного органа).

2. Единый социальный налог

Начиная с 2001 года в рамках реформирования системы налогообложения значительным изменениям были подвергнуты принципы налогообложения фонда заработной платы и прочих выплат, производимых организациями в пользу физических лиц. С 2002 года в рамках единого социального налога организациями в соответствии с требованиями Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений) уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

2.1 Объект налогообложения и плательщики налога

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса, объектом обложения ЕСН являются все выплаты, производимые работнику по трудовому контракту, а также подрядному или авторскому договору. Не являются объектом обложения ЕСН выплаты по гражданско-правовым договорам, связанным с передачей вещных прав на имущество. В частности, к ним относятся договоры купли-продажи, дарения, аренды, займа, факторинга и банковского счета. Исключением является договор аренды транспортного средства с экипажем. Из объекта обложения единым социальным налогом исключаются выплаты, которые "не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль" (п. 3 ст. 236 НК РФ). При этом МНС обращает особое внимание на следующее. Согласно пункту 21 статьи 270 Налогового кодекса, вознаграждения, не предусмотренные в трудовом договоре, не учитываются для целей обложения налогом на прибыль. Поэтому налоговое ведомство считает, что, даже если такая выплата установлена коллективным договором, ее нельзя включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Следовательно, не нужно и начислять ЕСН. Но, как указано в Рекомендациях, в трудовом контракте можно дать ссылку на коллективный договор (приказ по предприятию), устанавливающий выплату. В этом случае она будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Но одновременно с нее придется уплатить ЕСН. Не секрет, что если фирма не применяет регрессивную шкалу ставок по единому социальному налогу, то ей гораздо выгоднее не платить его с вознаграждений, не предусмотренных трудовым договором. Пусть даже налогооблагаемая прибыль от этого возрастет. Поэтому позиция налоговиков очень удобна для налогоплательщиков. Ведь все, что нужно для ухода от ЕСН, - это произвести такую выплату не в соответствии с трудовым контрактом, а на основании отдельного приказа руководителя предприятия. Кстати, по мнению МНС, не облагать единым социальным налогом выплаты, указанные в статье 270 Налогового кодекса, могут только те организации, которые являются плательщиками налога на прибыль. А предприятия, "не формирующие налоговую базу" по этому налогу, должны начислять на них ЕСН. Это следует учесть фирмам: · применяющим упрощенную систему налогообложения; · уплачивающим налог на игорный бизнес; · исчисляющим единый сельскохозяйственный налог. Это же положение относится и к некоммерческим и бюджетным организациям, у которых нет доходов от предпринимательской деятельности. Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам. Налогоплательщик обязан определять налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом, по учету начисленного дохода и сумм налога в бюджет и фонды . И к ней еще добавляется необходимость учета сумм налоговых вычетов, т. е. начисленных страховых взносов (п. 4 ст. 237 НК РФ). Аналогичная норма по учету страхователями начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для исчисления страховых взносов и сумм страховых взносов по каждому физическому лицу, установлена и законом N 167-ФЗ (п. 3 ст. 24) Налоговая база для налогоплательщиков организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц определяется как величины выплат и иных вознаграждений, начисленных ими за налоговый период в пользу физических лиц (ст. 237 НК РФ), за исключением не подлежащих налогообложению сумм, приведенных в статье 238 НК РФ Выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если они в текущем отчетном (налоговом) периоде у налогоплательщиков-организаций не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации. Причем в пункте 3 статьи 236 НК РФ, устанавливающей эту норму, имеется то же упоминание "вне зависимости от формы, в которой они производятся", но без расшифровки.

2.2 Льготы по ЕСН

От уплаты налога освобождаются выплаты в пределах 100 000 рублей в пользу: · сотрудников-инвалидов, работающих в любых фирмах; · всех работников общественных организаций, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 процентов; · сотрудников предприятий, уставный капитал которых полностью сформирован "инвалидными" организациями, со среднесписочной численностью инвалидов не менее 50 процентов и их долей заработной платы в фонде оплаты труда не менее 25 процентов. Если выплата меньше 100 000 рублей, то она не облагается ЕСН. А как быть, если она превышает этот порог, а предприятие имеет право на применение регрессии? Согласно пункту 24 Рекомендаций, в таком случае нужно использовать ту ставку налога, которая соответствует общему размеру начислений в пользу работника (без учета льготы). Например, если в пользу инвалида начислено 150 000 рублей, то применяется ставка, соответствующая второму порогу регрессии (от 100 000 до 300 000 руб.). Но в то же время облагается из них только 50 000 рублей. При этом налоговики предложили весьма странный способ расчета самого налога. Как известно, ставки, установленные статьей 241 Налогового кодекса, состоят из двух частей - фиксированной и процентной. После того как фирма определит ставку, относящуюся к общей сумме начислений в пользу инвалида, ей следует учесть, что из этой суммы 100 000 рублей не подлежит налогообложению. МНС предлагает это сделать так. Фиксированную часть нужно уменьшить пропорционально облагаемой сумме.

2.3 Ставки Единого социального налога и порядок уплаты

С 1 января 2002 года начал действовать новый порядок уплаты ЕСН. Соответствующий закон от 31.12.2001 № 198-ФЗ подписал Президент РФ Владимир Путин. Законом предусмотрено разделение пенсионной части ЕСН на две равные – по 14 процентов, которые будут платиться в федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда РФ. Согласно закону, сумма ЕСН уменьшается на суммы взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма вычета не должна быть больше суммы, уплаченной в федеральный бюджет. Также облегчен доступ к регрессивной шкале уплаты налога. Использовать ее смогут те организации, у которых на каждого работника с начала года налоговая база составит в среднем 2500 рублей в месяц. При расчете величины налоговой базы организации с численностью сотрудников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов наиболее высоко оплачиваемых из них. Организации, в которых работают 30 человек и меньше, при расчете налоговой базы не должны учитывать выплаты 30 процентов таких работников. Расчет условия для получения права применять регрессивную шкалу ставки ЕСН производится налогоплательщиком ежемесячно. Если по итогам января 2004 года налогоплательщик не получил права использовать регрессивную шкалу, он уже не может применять ее до конца 2004 года, независимо от того, будет ли величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо удовлетворять установленному критерию по окончании следующих месяцев 2004 года. В данном случае ЕСН до конца 2004 года уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо, в пользу которого производились выплаты. В этом состоит отличие от правил, действовавших в 2001 году, когда налогоплательщик мог получить право на применение регрессивной шкалы не с января, а также утратить это право в течение года и затем вновь приобрести. Отчетными периодами по ЕСН (статья 240) являются: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ранее был месяц). Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, уменьшается на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования. Уплата налога производится ежемесячно. Учет расчетов по ЕСН ведется на счете 69 «Расчеты по социальному и страховому обеспечению» на соответствующих субсчетах.

2.4 ЕСН и взносы в Пенсионный фонд РФ

В соответствии со статьями 3,4,5,8 Федерального закона от 24.07.2002 №104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации ." плательщики единого налога на вмененный доход, дойдя до середины налогового периода, вновь перестали быть плательщиками единого социального налога с 1 января 2002 года, то есть с самого начала налогового периода. 20 декабря 2001 г. вступил в силу Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно закону, начиная с 1 января 2002 г., организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд отдельно на страховую и на накопительную часть трудовой пенсии. 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Согласно закону, начиная с 1 января 2002 г., часть единого социального налога, перечисляемая организациями в 2001-ом году в Пенсионный фонд, в 2002-ом году будет перечисляться в Федеральный бюджет. При этом сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в Федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет)[2] . На счете 69.2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" открыты субсчета: - 69.2.1 "Расчеты с Федеральным бюджетом (базовая часть трудовой пенсии)" - 69.2.2 "Расчеты с Пенсионным фондом РФ (страховая часть трудовой пенсии)" - 69.2.3 "Расчеты с Пенсионным фондом РФ (накопительная часть трудовой пенсии)" Сумма начисленного единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, списывается с кредита счета 69.2.1 в дебет нужного счета учета затрат. Суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование списываются с кредита счетов 69.2.2 и 69.2.3 в дебет счета 69.2.1. При выборе тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование используется регрессивная шкала аналогичная регрессивной шкале ставок единого социального налога. При этом для каждого предела регрессивной шкалы предусмотрено три тарифа страховых взносов: - для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше; - для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения; - для лиц 1967 года рождения и моложе. Если организация не имеет права использовать регрессивную шкалу, то при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будут использоваться тарифы, относящиеся к первому пределу регрессивной шкалы. Общая(суммарнвя) ставка для расчета ЕСН в части ПФ для первого предела шкалы составляет 28 процентов. Регрессивная шкала ЕСН
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года