Каталог :: Налоги

Курсовая: Единый социальный налог и налоговое производство

                        1.Единый социальный налог.                        
С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по единому социальному налогу
(далее – ЕСН) установлены в главе 24 второй части НК РФ.
ЕСН поступает в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды –
Фонд социального страхования РФ (ФСС),  фонды обязательного медицинского
страхования РФ (ФОМ) для реализации права граждан на государственное
пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
            Законодательством определены две группы плательщиков ЕСН.            
Первая – лица, производящие выплаты физическим лицам. К ним относятся:
организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не
признаваемые индивидуальными предпринимателями. Вторая – индивидуальные
предприниматели и адвокаты. Эти плательщики не используют труд наемных
работников. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к
индивидуальным предпринимателям.
Для каждой группы налогоплательщиков установлены свои элементы налогообложения.
     Первая группа налогоплательщиков.
     Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые работодателями в пользу своих работников по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, производимые в рамках
гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права
собственности или иных имущественных прав, а также выплаты, не принятые к
расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций (для
организаций) или не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических
лиц (для индивидуальных предпринимателей и физических лиц).  Индивидуальные
предприниматели не начисляют и не уплачивают налог в части сумм налога,
зачисляемый в ФСС РФ.
     Налоговая база определяется как сумма и иных вознаграждений,
начисленных работодателями за налоговый период в пользу своих работников, в
денежной или натуральной форме. При расчете налоговой базы в натуральной форме
в виде товаров (работ, услуг) она учитывается в стоимостном выражении по
рыночным ценам с учетом НДС и акцизов на день их получения работником.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения,
вне зависимости от формы, в которой они осуществлены. В частности, налоговая
база рассчитывается при полной или частичной оплате товаров, работ, услуг,
имущественных прав для работника или членов его семьи, оплате коммунальных
услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплате страховых взносов.
Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику ежемесячно
нарастающим итогом с начала календарного года. Приказом МНС РФ от 27 февраля
2001 г. № БГ-3-07/63 «Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм
начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого
социального налога (взноса) и порядка ее заполнения» налогоплательщикам-
работодателям рекомендовано применять эту форму в практической работе. При
определении доходов работника социальные, стандартные и имущественные вычеты
не учитываются.
Определенным категориям работодателей предоставляются налоговые льготы в виде
освобождения от уплаты налога.
От уплаты ЕСН освобождаются:
§        организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и
иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового период 100 тыс. руб.
на каждого работника, являющегося инвалидом I, II и III группы;
§        перечисленные ниже категории налогоплательщиков-работодателей (за
исключением налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную
продукцию, другие виды полезных ископаемых, а также товаров по перечню,
утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. №884),
если сумма выплат на каждого работника не превышает 100 тыс. руб. в год:
w        общественные организации инвалидов, их региональные и местные
отделения, если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%
среднесписочной численности;
w        организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов
общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность
инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы в фонде оплаты
труда не менее 25%;
w        учреждения социально-культурной сферы, включая учреждения для
оказания правовой и иной помощи инвалидам, если эти организации инвалидов
являются единственными собственниками имущества.
Иностранные граждане и лица без гражданства, которые осуществляют свою
деятельность на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей или
наемных работников и не имеют права на государственное пенсионное, социальное
обеспечение, медицинскую помощь за счет средств социальных внебюджетных
фондов, освобождаются от уплаты ЕСН. Если иностранный гражданин или лицо без
гражданства на основании заключенного с ним трудового договора имеет право на
социальное обеспечение или получение медицинской помощи в рамках системы
обязательного медицинского страхования, то у работодателя возникает
обязанность уплаты ЕСН на суммы выплат, производимых в пользу такого
работника, но только в той части, которая подлежит зачислению в
соответствующий внебюджетный социальный фонд.
Не платят ЕСН российские фонды образования и науки с суммы выплат гражданам
РФ в виде грантов, предоставляемым учителям, преподавателям, школьникам,
студентам и аспирантам государственных и муниципальных образовательных
учреждений.
     Вторая группа налогоплательщиков.
     Объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской
либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их
извлечением.
     Налогооблагаемая база налогоплательщиков второй группы
определяется как сумма их доходов за налоговый период, как в денежной, так и в
натуральной форме от предпринимательской и профессиональной деятельности в РФ
за вычетом расходов по данной деятельности. При этом состав расходов,
принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичным порядку определения
состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль
организаций. Например, индивидуальные предприниматели, могут уменьшить объект
налогообложения на сумму материальных затрат, связанных с извлечением дохода.
При этом суммы налога на имущество физических лиц, которые уплатил
предприниматель, принимаются к вычету только в том случае, если это имущество
непосредственно используется для осуществления предпринимательской
деятельности.
Если физические лица документально не могут подтвердить свои расходы, которые
связаны с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, то
профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы
доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской
деятельности. В случае перехода индивидуальных предпринимателей на упрощенную
систему налогообложения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29
декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства», налоговая база
определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Налоговая база по доходам от авторских договоров определяется как разница
между полученными доходами и фактическими расходами. При этом расходы должны
быть подтверждены документально. При отсутствии документального подтверждения
они принимаются к вычету в пределах установленных нормативов для
профессиональных налоговых.
При определении налоговой базы расходы, которые подтверждены документально,
не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленных
нормативов профессионального вычета. Таким образом, налоговая база по ЕСН при
получении вознаграждений по авторским и лицензионным договорам приравнивается
к налогооблагаемой базе по налогу на доходы физических лиц.
Налогоплательщики второй группы, являющиеся инвалидами I, II и III группы не
платят ЕСН в части своих доходов от предпринимательской и иной
профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в
течение налогового периода.
Обе группы налогоплательщиков не учитывают в составе налогооблагаемых доходов
следующие суммы:
§        государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с
законодательством, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу
за больным ребенком, безработице, беременности и родам;
§        все виды установленных законодательством компенсационных выплат в
пределах норм, связанных с:
w        возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
w        бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг,
питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
w        оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального
довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
w        оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования,
спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками
физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и
участия в спортивных соревнованиях;
w        увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
w        возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников;
w        трудоустройством работников, уволенных в связи со штатными
мероприятиями, реорганизацией и ликвидацией организации;
w        выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе
переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов
(подтвержденных документально или в пределах установленных норм);
§        суммы единовременной материальной помощи, оказываемой
налогоплательщиком:
w        физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим
чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального
ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от
террористических актов на территории РФ;
w        членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью
члена (членов) его семьи;
§        суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте,
выплачиваемые налогоплательщиками своим работникам, а также военнослужащим,
направленным на работу (службу) за границу, финансируемых из федерального
бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах
размеров, установленных законодательством;
§        доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в
этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а
также от производства и переработки сельскохозяйственной продукции,  в
течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;
§        доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном
порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации
продукции традиционных видов промысла;
§        суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию
работников, суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного
страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года,
предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих
застрахованных лиц, и суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам
добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на
случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным
лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
§        суммы, выплачиваемые лицам, выполняющим работы для кооперативов
любых видов деятельности за счет членских взносов;
§        стоимость проезда работников и членов их семей, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям к месту
проведения отпуска и обратно;
§        суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а
также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных
кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов, непосредственно связанных
с проведением избирательных кампаний;
§        стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам,
обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также
государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной
оплатой и остающейся в личном постоянном пользовании;
§        стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ
определенным категориям работников и учащихся;
§        выплаты в денежной и натуральной форме, осуществляемые за счет
членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, если они производятся
не чаще одного раза в три месяца и сумме за год не превышают 10 тыс. руб.;
§        выплаты в натуральной форме товарами собственного производства –
сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей – в размере до 1 тыс.
руб. включительно в расчете на одно физическое лицо – работника – за
календарный месяц.
Кроме того, не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций (в том
числе бывшим), финансируемых за счет средств бюджета, не превышающие 2 тыс.
руб. (по каждому из оснований) в качестве материальной помощи, в связи с
выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, возмещение стоимости
приобретенных медикаментов, назначенных им лечащим врачом. В налоговую базу в
части суммы ЕСН, подлежащей уплате в ФСС РФ, не включаются также любые
вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-
правового характера, авторским и лицензионным договорам.
     Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. 
Отчетным периодом по ЕСН признаются первый квартал, полугодие и девять
месяцев календарного года.
     Ставки налога устанавливаются в зависимости от вида деятельности,
организационно-правового статуса и величины дохода на каждого работника по
категориям налогоплательщиков.
Если налогоплательщик осуществляет деятельность в течение более одного
налогового периода и величина налоговой базы в среднем на одного работника
превышает 50 тыс. руб., то для работодателей любых видов деятельности и
организационно-правового статуса, использующих наемный труд, применяются
ставки, приведенные в таблице 1.
                                                                Таблица 1
     
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала годаФедеральный бюджетФонд социального страхования Российской ФедерацииФонды обязательного медицинского страхованияИтого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияТерриториальные фонды обязательного медицинского страхования
До 100000 руб.28%4%0,2%3,4%35,6%
От 100001 руб. до 300000 руб.28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб.4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб.3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб.35600 руб. + 20% с суммы, превышающей 100000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб.69600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб.400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб.7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб.75600 руб. + 10% с суммы, превышающей 300000 руб.
Свыше 600000 руб.83300 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.11700 руб.700 руб.9900 руб.105600 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.
Исключение составляют следующие налогоплательщики: налогоплательщики – сельскохозяйственные товаропроизводители, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования. Для них налог исчисляется по ставкам, представленным в таблице 2. Таблица 2
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала годаФедеральный бюджетФонд социального страхования Российской ФедерацииФонды обязательного медицинского страхованияИтого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияТерриториальные фонды обязательного медицинского страхования
До 100000 руб.20,6%2,9%0,1%2,5%26,1%
От 100001 руб. до 300000 руб.20600 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб.2900 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.100 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб.2500 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб.26100 руб. + 20% с суммы, превышающей 100000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб.52200 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.7300 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб.300 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб.6300 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб.66100 руб. + 10% с суммы, превышающей 300000 руб.
Свыше 600000 руб.75900 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.10600 руб.600 руб.9000 руб.96100 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.
Для налогоплательщиков второй группы, за исключением адвокатов, налог исчисляется по ставкам, представленным в таблице 3. Таблица 3
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала годаФедеральный бюджетФонды обязательного медицинского страхованияИтого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияТерриториальные фонды обязательного медицинского страхования
До 100000 руб.9,6%0,2%3,4%13,2%
От 100001 руб. до 300000 руб.9600 руб. + 5,4% с суммы, превышающей 100000 руб.200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб.3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб.13200 руб. + 7,4% с суммы, превышающей 100000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб.20400 руб. + 2,75% с суммы, превышающей 300000 руб.400 руб. 7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб.28000 руб. + 3,65% с суммы, превышающей 300000 руб.
Свыше 600000 руб.29650 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.400 руб.9900 руб.38950 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.
Адвокаты уплачивают налог по ставкам, представленным в таблице 4. Таблица 4
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала годаФедеральный бюджетФонды обязательного медицинского страхованияИтого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияТерриториальные фонды обязательного медицинского страхования
До 100000 руб.7%0,2%3,4%10,6%
От 100001 руб. до 300000 руб.7000 руб. + 5,3% с суммы, превышающей 100000 руб.200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб.3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб.10600 руб. + 7,3% с суммы, превышающей 100000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб.17600 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 300000 руб.400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб.7200 руб. + 0,8% с суммы, превышающей 300000 руб.25200 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 300000 руб.
Свыше 600000 руб.25700 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.400 руб.9600 руб.35700 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.
Поскольку принята регрессивная шкала ЕСН, социальный налог исчисляется по каждому работнику ежемесячно нарастающим итогом в течение календарного года. В связи с таким порядком расчета налоговые льготы и ставки налога устанавливаются в зависимости от величины исчисленной налоговой базы с начала года по каждому работнику, а возможный доход каждого работника разделен на четыре уровня, по каждому из них ставки ЕСН различаются. Право налогоплательщиков первой группы применять регрессивную шкалу налоговых ставок возникает при условии, что на момент уплаты авансовых платежей ЕСН накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2500 руб. Численность работников для проведения расчетов рассчитывается в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в форме федерального статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 г. № 121 по согласованию с Минэкономики РФ и Минтруда РФ. Численность работников определяется с учетом всех работающих, включая работников филиалов и обособленных подразделений, независимо то того, есть у них самостоятельный баланс или нет. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) не учитываются 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. ЕСН исчисляется и уплачивается с величины доходов физических лиц, поэтому дата получения дохода определяется аналогично дате получения дохода для исчисления налога на доходы физических лиц. Для налогоплательщиков первой группы датой получения дохода считается день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника. Датой получения доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью других доходов считается день фактической выплаты или получения соответствующего дохода. Законодательством предусмотрен различный порядок исчисления и уплаты ЕСН для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не являющихся работодателями. Окончательный расчет ЕСН может быть произведен только по завершении налогового периода (календарного года), когда полностью сформирована налоговая база. Для равномерного поступления средств в федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды налогоплательщики-работодатели вносят авансовые платежи по ЕСН по итогам каждого календарного месяца. Формы расчетов по авансовым платежам (для всех категорий налогоплательщиков) утверждены приказом МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-07/469 «Об утверждении форм расчетов по авансовым платежам и порядка их заполнения». Платежи производятся исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, нарастающим итогом с начала года, и соответствующей ставки налога. Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с начала налогового периода. Из общей суммы начисленных доходов в денежной или натуральной форме в виде предоставленных работнику материальных, социальных и иных благ, а также в виде материальной выгоды исключаются доходы, не подлежащие налогообложению. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работником от других работодателей. В случае наличия таких доходов и если совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку налога, права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм у работодателя не возникает. Суммы ЕСН зачисляются в каждый из социальных внебюджетных фондов и рассчитываются как процентная доля, соответствующая налоговой ставке, от налоговой базы. Уплата авансовых платежей производится ежемесячно, но не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. ЕСН перечисляется четырьмя платежными поручениями – отдельно в федеральный бюджет и на счета каждого внебюджетного фонда (за исключением Пенсионного фонда РФ). При этом сумма налога, которая зачисляется в ФСС РФ, уменьшается на расходы налогоплательщиков на цели государственного социального страхования. Такими расходами могут быть, например: приобретение путевок в санатории и дома отдыха за счет средств ФСС РФ; оплата больничных листов; выплата пособий по беременности и родам и др. Сумма налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Сумма вычета не может превышать сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет, которая исчислена за этот же период. Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщик обязан подавать в региональные отделения ФСС РФ отчеты о суммах начисленного и уплаченного налога в ФСС РФ и средствах, использованных на социальное страхование. Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы декларацию по ЕСН по установленной форме. Не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, копия налоговой декларации с отметкой налогового органа представляется в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Для плательщиков, не использующих наемный труд и не являющихся работодателями, сумма текущих авансовых платежей по ЕСН рассчитывается налоговыми органами исходя из налоговой базы за предыдущий налоговый период и налоговых ставок. Для исчисления сумм налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, применяемые налоговые ставки уменьшаются на ставки страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, подлежащее уплате в Пенсионный фонд РФ. При этом указанные ставки по налогу не могут быть ниже одной второй соответствующей ставки ЕСН в Федеральный бюджет. Если налогоплательщики начали осуществлять предпринимательскую или иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода за текущий налоговый период. Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений в следующие сроки: 1. за январь-июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2. за июль-сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3. за октябрь-декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей. В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения дохода налогоплательщик обязан (при уменьшении дохода – вправе!) подать новую декларацию для перерасчета налога и авансовых платежей. По итогам налогового периода (календарного года) делается перерасчет между уплаченными авансовыми платежами и суммой, подлежащей к уплате. Налогоплательщики подают налоговую декларацию до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Доплату необходимо произвести не позднее 15 июля года, следующего за отчетным. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов производится коллегиями адвокатов. При представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов о суммах уплаченного за них ЕСН за истекший налоговый период. Налоговый вычет на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставляется адвокатам в порядке, аналогичном порядку предоставления вычета налогоплательщикам-работодателям. 2.Понятие налогового производства. Термин налоговое производство можно рассматривать с разных сторон. Под налоговым производством обычно понимают, с одной стороны, порядок исполнения обязанности налогоплательщиком по исчислению и уплате налогов и сборов, а с другой, полномочия налоговых органов на основании правил и методов, установленных в нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. К последним относятся: Конституция Российской Федерации, Законы РФ, Указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика с момента появления обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе уплатить налог или сбор досрочно. Налог может быть уплачен, если установлены все элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются: § объект налогообложения: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Наличие объекта обложения неразрывно связано с возникновением обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; § налоговая база. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтерского учета, налогового учета или на основе других документов, подтверждающих данные об объектах, подлежащих налогообложению, либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым отчетным периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде пересчет налоговых обязательств производится относительно периода совершения ошибок. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов в хозяйственных ситуациях в порядке, определенном Министерством финансов РФ и МНС РФ. Налогоплательщики физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольной форме; § налоговая ставка. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные – это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки – это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии – простую и сложную. При простой возросшая ставка налога применяется ко всей налоговой базе, при сложной налоговая база делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. Повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку она обеспечивает ему более низкое обложение, чем простая, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы. § налоговый период. Им является период (обычно календарный месяц, квартал, год), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога применительно к определенному налогу. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. При создании организации после начала календарного года первый налоговый период начинается со дня ее создания. При этом днем создания признается день ее государственной регистрации. При ликвидации (реорганизации) до конца календарного года последним налоговым периодом для организации является период от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации); § порядок исчисления налога. Это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или на налоговый орган; § порядок и сроки уплаты налога. При обложении налогами действуют три способа взимания налогов, т. е. Учета и оценки объекта налога: 1. кадастровый; 2. декларационный; 3. у источника выплаты. Первый способ предполагает использование кадастра – реестра (описи), содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, строений, сооружений), которые используются при исчислении соответствующего налога. Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и вычетах. Третий способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он используется бухгалтерией предприятия или органом, который выплачивает доход или по закону имеет такое право. Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме, как разовой уплатой всей суммы, так и авансовыми платежами либо иным образом в установленные законодательством сроки применительно к каждому налогу. Конституционный суд РФ постановлением от 12 октября 1998 г. № 24-П признал, что конституционная обязанность налогоплательщика – юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет. В исключительных случаях сроки уплаты налога или сбора могут быть перенесены. Изменение сроков уплаты налогов производится в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Решение об изменении сроков уплаты принимается финансовыми органами, таможенными органами, органами соответствующих внебюджетных фондов. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1. причинения лицу ущерба в результате стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2. задержки лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им госзаказа; 3. угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога; 4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5. если производство и реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер. Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Если отсрочка или рассрочка предоставляется на основании 1 и 2 пунктов, то на сумму задолженности по налогам проценты не начисляются, а если на основании 3, 4 и 5 пунктов, то начисляются проценты исходя из ставки, равной ½ ставки ЦБ РФ. Налоговый контроль представляет изменение срока уплаты налога или нескольких налогов на срок от 3 месяцев до 1 года, как с начислением процентов, так и без начисления их в зависимости от оснований предоставления налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации на основании предусмотренных законодательством случаев предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Изменение срока уплаты налога (сбора) не допускается в следующих случаях: 1. возбуждено уголовное дело против налогоплательщика; 2. проводится производство по делу о налоговом правонарушении или по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением налоговых законов; 3. есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик воспользуется таким изменением для сокрытия денежных средств или имущества от налогообложения. При неуплате налога (сбора) в срок налогоплательщику направляется извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени. Требование об уплате налога направляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика при наличии у него недоимки. Такие требования должны быть высланы налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога. В случае уклонения налогоплательщика или его представителя от получения требования об уплате налогов указанное требование считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования, направленного заказным письмом. Особое место в элементах налогообложения занимают налоговые льготы , поскольку налог может быть установленным и при отсутствии налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. По налогам и сборам предоставляются следующие виды льгот: 1. необлагаемый минимум объекта налога, т. е. Минимальная часть объекта исключается из обложения; 2. изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения; 3. освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; 4. понижение налоговых ставок; 5. целевые налоговые льготы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: 1. залог имущества. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо; 2. поручительство. Поручитель принимает обязанность перед налоговыми органами по исполнению в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пени. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и пени с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке; 3. пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты ими причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ; 4. приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счету в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (например, выплаты по решению суда имеют более раннюю очередность). Прекращение обязанности по уплате налога (сбора) возникает: 1. при уплате налога (сбора) налогоплательщиком; 2. в случае отмены налога (сбора) при отсутствии задолженности у плательщика по его уплате; 3. при освобождении от уплаты налога (сбора) при вступлении в действие соответствующего закона; 4. в связи со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в соответствии с порядком, установленным гражданским законодательством РФ или ликвидацией юридического лица. Особые процедуры исполнения налогового обязательства складываются у ликвидируемой организации. Указанные обстоятельства исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пени и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ. Ликвидируемая организация может иметь и излишне уплаченные налоги, сборы, пени, штрафы. Эти суммы засчитываются в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам и сборам (пени и штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика- организации. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пени, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и борам (пени, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пени и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пени, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.