Каталог :: Налоги

Курсовая: НДС, порядок применения налоговых вычетов

Международный Институт Управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: “Налоги и налогообложение“
Тема: “НДС, порядок применения налоговых вычетов”
Выполнил студент экономического факультета
III курса
Котков Дмитрий Николаевич
группа 32б
Проверила:
Преподаватель
Черненко Наталья Витальевна
Архангельск
2003
     

Содержание

Введение .................стр.3 1. Сущность НДС...............стр.3 2. Налогоплательщики..............стр.4

3. Объект налогообложения..........стр.6

4. Налоговая база...............стр.9 5. Налоговый период и ставки налога.......стр.13 6. Налоговые вычеты..............стр.14 7. Порядок применения налоговых вычетов..стр.16 8. Сроки уплаты налога и представления налоговых деклараций...........стр.18

Заключение................стр.19

Список литературы

Введение

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении, его поступление занимает значительное место в доходной части бюджета государства, причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства возрастает. Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (Налоговый Кодекс), выяснить ряд основных проблем, такие вопросы, как субъекты и объекты налогообложения, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, и порядок его исчисления, особенности исчисления налога на добавленную стоимость для организаций различных видов деятельности, порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу, налоговые вычеты и некоторые другие вопросы.

Сущность НДС

Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Налог на добавленную стоимость включается поставщиком в цену продукции. Для упрощения системы расчетов для предприятия объектом налогообложения является не сама добавленная стоимость, а весь “оборот по реализации на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг, этот налог включается в цену продукции. Выделение НДС собственно на добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигается механизмом уплаты налога в бюджет, при котором в бюджет перечисляется лишь разница между суммами налога, полученными от потребителя и суммами, уплаченными поставщикам. В итоге вся сумма налога, соответствующая стоимость продукции уплачивается ее конечным потребителем. В результате от всех предприятий в бюджет поступает сумма налога, полученная по следующей формуле НДС = НДС1 + ( НДС2 - НДС1 ) + ( НДС3 - НДС2 ) + ( НДС4 - НДС3)+(НДС4-НДС3 ) + ( НДС5 - НДС4 ) + (НДС6 - НДС5 ) = НДС6, полностью оплаченный потребителем. Однако эту сумму перечисляют в бюджет шесть предприятий. Налог на добавленную стоимость широко использу­ется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целе­сообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государствен­ные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 - 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога со­ставляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначитель­ное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов эконо­мики НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплатель­щика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтере­сованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов. Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками НДС являются: 1. Организации. Не являются плательщиками НДС: · организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 г. №222-ФЗ "об упрощенной системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства"); · организации, перешедшие на уплату единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности по этим видам деятельности (статья 1 Федерального закона от 31.07.98 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности"). Если эти организации осуществляют виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вменённый доход, они являются плательщиками налога на добавленную стоимость по этим видам деятельности. При этом, несмотря на то, что указанные выше организации не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, они не освобождены от исполнения обязанностей налогового агента и поэтому должны удерживать налог на добавленную стоимость у источника выплаты и перечислять его в бюджет. Организации, не являющиеся плательщиками НДС, не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчёты с ними без выделения в первичных документах сумм налога. НДС по приобретённым товарно-материальным ценностям производственного назначения, используемым организациями, не являющимися плательщиками НДС, к вычету не принимается, а относится на затраты по производству и продаже товаров (работ, услуг). Если отгрузка товаров (работ, услуг) была произведена до перехода организации на уплату единого налога на вменённый доход или на упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности, то налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке. 2. Индивидуальные предприниматели. Не являются плательщиками НДС индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности по этим видам деятельности (статья 1 Федерального закона от 31.07.98 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности"). Если индивидуальные предприниматели осуществляют виды деятельности, которые не попадают под налогообложение единым налогом на вменённый доход, они являются плательщиками налога на добавленную стоимость по этим видам деятельности. При этом указанные выше предприниматели не освобождены от исполнения обязанностей налогового агента и поэтому должны удерживать НДС у источника выплаты и перечислять его в бюджет. Индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчёты с ними без выделения в первичных документах сумм налога. НДС по приобретённым товарно-материальным ценностям производственного назначения, используемым индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС, к вычету не принимается, а относится на затраты по производству и продаже товаров (работ, услуг). Если отгрузка товаров (работ, услуг) была произведена до перехода индивидуального предпринимателя на уплату единого налога на вменённый доход, то НДС исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке. Так как индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками НДС с 1 января 2001 г., налог на добавленную стоимость по приобретённым у них товарно-материальным ценностям принимается к вычету только по товарам (работам, услугам), приобретённым и оплаченным после 1 января 2001 г. при наличии счетов-фактур поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя. Суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретённым индивидуальными предпринимателями до 1 января 2001 г., к вычету не принимаются и учитываются в составе их покупной стоимости. 3 Лица признаваемые налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В соответствии с инструкцией ГТК России "О порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ", утверждённой приказом ГТК России от 07.02.2001 г. №131 1, объектом налогообложения является ввоз товаров на таможенную территорию РФ. НДС уплачивается непосредственно декларантом, либо иными лицами в соответствии с Таможенным кодексом.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются следующие операции. 1. Продажа товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. Следует иметь ввиду, что при исчислении НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе, также признаётся продажей товаров (работ, услуг). 2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций. 3. Передача товаров и выполнение (оказание) организациями работ (услуг), не связанных с производством продукции: · содержание объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда (включая проведение всех видов ремонта); · работы по благоустройству городов и посёлков, по оказанию помощи сельскохозяйственным предприятиям и передача приобретённых для них товаров (работ, услуг); · выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая все расходы на все виды ремонтов) культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе организаций, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других организаций; · содержание высших, средних учебных заведений, профессионально- технических училищ состоящих на балансе организаций. 4. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. К ним относятся строительные и монтажные работы, выполненные хозяйственным способом непосредственно налогоплательщиками для собственных нужд. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в книге продаж регистрируются в момент принятия на учёт соответствующего объекта, завершённого капитальным строительством: · счета-фактуры по строительно-монтажным работам, выполненным организацией для собственного потребления, составленной в одном экземпляре. В книге покупок регистрируются в момент принятия на учёт соответствующего объекта, завершённого капитальным строительством (основных средств): · счета-фактуры, полученные покупателем от продавцов по приобретённым товарам (выполненным работам, оказанным услугам) для выполнения строительно- монтажных работ для собственного потребления; · счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре при принятии на учёт завершённого капитальным строительством объекта на сумму налога, исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно-монтажных работ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретённым товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ для собственного потребления. Следует иметь ввиду, что строительно-монтажные работы, выполненные индивидуальными предпринимателями на объектах, предназначенных для своего личного потребления, не являются объектом обложения налогом. 5. Ввоз товара на таможенную территорию РФ. При исчислении НДС не признаются реализацией: · операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ; · передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению); · передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации; · выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления; · передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Согласно письму МНС РФ от 22 мая 2001 г. № ВГ-6-03/411 налогом на добавленную стоимость не облагаются: 1. сборы за услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве РФ по обслуживанию российских и иностранных воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, указанные в разделах 2 и 3 Приложения 1 “Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ” к приказу Министерства транспорта РФ от 02.10.2000 г. № 110, а именно: · сборы на аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах, на местных воздушных линиях и в районах авиаработ, а также в районе аэродрома; · сборы за взлёт – посадку, обеспечение авиационной безопасности, сверхнормативную стоянку, пользование аэровокзалом, метеообеспечение; 2. платежи, а также сборы за работы (услуги) по обслуживанию российских и иностранных морских судов, а также российских судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов, портового флота, ремонтные и другие работы (услуги)), а именно: · портовые сборы в морских портах (корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский, навигационный, ледовый); · платежи за услуги на внутренних водяных путях (навигационное обслуживание, корабельная плата, стоянка судов на якоре, на палах причальных стенок, маячная плата, плата за прохождение каналов, ледокольное обеспечение, лоцманская проводка); · платежи за услуги портового флота (работы и услуги портового служебно- вспомогательного флота, услуги портовых ледоколов, услуги рейдово-маневрового флота); · платежи за ремонт морских судов и судов внутреннего плавания; · сборы за таможенное оформление; · сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов; · сборы за другие работы (услуги), непосредственно связанные с обслуживанием морских судов и судов внутреннего плавания; · снабжение судов топливом и водой; · агентское, сюрвейерское, шипчандлерское обслуживание; · водолазные работы по обслуживанию судов в портах; · швартовые операции; · санитарная обработка судов; · услуги по регистрации судов; · оформление судовых документов.

Налоговая база

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. При определении налоговой базы не учитываются: · средства, полученные в виде вкладов в уставный капитал (фонд) организации, включая эмиссионный доход, в виде инвестиций при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ; · денежные средства, направляемые собственниками (акционерами, участниками) юридическому лицу, либо собственникам юридическим лицом, если указанные средства не связаны с продажей товаров (работ, услуг); · бюджетные средства, полученные организациями на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, если указанные средства не связаны с продажей товаров (работ, услуг), а также доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств. Такие средства не облагаются налогом только в момент их зачисления на счета организаций, выполняющих целевые программы и мероприятия; · денежные средства, перечисляемые исполнительному органу акционерного общества, минуя счета продажи, организациями (дочерними и зависимыми обществами) из прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательных расчётов с бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утверждённой смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществами), входящими в состав акционерного общества, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов); · денежные средства, перечисляемые исполнительным органом акционерного общества своим дочерним и зависимым обществам из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли для расходования по целевому назначению; · средства, перечисляемые собственником на содержание созданных им учреждений; · осуществляемые в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы в профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ и осуществляемые жертвователем за счёт собственных источников. Настоящее положение применяется, если такие взносы не являются платой за предоставление некоммерческой организацией каких-либо работ (услуг); · денежные средства, полученные от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в рамках Федерального закона от 11.08.95 г. № 135 -ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; · суммы финансирования из бюджетов РФ, субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление основной уставной деятельности некоммерческих организаций. Следует иметь ввиду, что зачисление и расходование целевых поступлений в денежной форме должно осуществляться на отдельном счёте в банке. Доходы, полученные от продажи некоммерческой организацией имущества, право на получение которого возникло у неё в силу того, что указанное имущество было передано ей собственником такого имущества в качестве взносов, вкладов, пожертвований или благотворительной помощи от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, рассматриваются с момента их получения как доходы, налогообложению. При реализации товаров, работ, услуг за иностранную валюту налоговая база определяется пересчётом выручки в иностранной валюте в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату продажи товаров (работ, услуг). Дата продажи товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учётной политики для целей налогообложения: · для налогоплательщиков, определяющих дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту определяется путём пересчёта стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки; · для налогоплательщиков, определяющих дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается по курсу ЦБ РФ на дату её получения. Налоговый агент ведёт пересчёт налоговой базы при продаже товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического осуществления расходов (в том числе, если эти расходы являются авансовыми или иными платежами) вне зависимости от принятой учётной политики для целей налогообложения. При определении налоговой базы для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Согласно статье 40 НК РФ налоговые органы вправе усомниться в правомерности применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок; 4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиками по идентичным товарам, работам, услугам в пределах непродолжительного периода времени. При реализации имущества, подлежащего учёту по стоимости с учётом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой в соответствии с положениями статьи 40 Кодекса с учётом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в неё налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учётом переоценок). К имуществу, подлежащему учёту с НДС, относятся: имущество (основные средства), приобретаемое за счёт средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемое с учётом НДС, который вычету не подлежит, а покрывается за счёт соответствующего источника; безвозмездно полученное имущество, учитываемое организацией по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные передающей стороной; приобретённое имущество, используемое при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст.149 НК РФ; основные средства, учитываемые на балансе налогоплательщика с учётом налога; Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров комиссии, поручения либо агентских договоров, налоговая база определяется как сумма дохода, полученная ими в виде вознаграждений за исполнение указанных договоров. Таким образом, в налоговую базу не включаются: · суммы, полученные комиссионерами (поверенными агентами) от комитентов (доверителей, принципалов) для исполнения сделки (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов); · суммы, полученные комиссионерами (поверенными агентами) от покупателей товаров (работ, услуг), за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов. В налоговую базу включаются: 1. Любые получаемые организациями денежные средства, если их получение связано с расчётами по оплате товаров (работ, услуг), в там числе суммы авансовых или иных платежей, поступившие в счёт предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в утверждения банков, либо в кассу. · Не облагаются авансы, полученные в счёт предстоящих поставок товаров (работ, услуг): · при продаже на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по истечению и в порядке, которые определяются правительством РФ); · при продаже товаров (работ, услуг), местом которых не является территория РФ; · при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст.149 НК РФ (в том числе авансы, полученные комиссионерами в счёт оказания ими услуг, не облагаемых налогом); 2. Денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счёт увеличения доходов, либо иначе связанных с оплатой проданных товаров (работ, услуг). 3. Денежные средства, полученные в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. 4. Полученные страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), продажа которых признаётся объектом налогообложения в соответствии со статьёй 146 НК РФ.

Налоговый период и ставки налога

Налоговый период - календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от продажи товаров (работ, услуг) без учёта налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., налоговый период - квартал. 1. Налоговая ставка 0% применяется при реализации: а) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые эксплуатируются на территории государств -участников Содружества Независимых Государств), помещённых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вызова за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы соответствующих документов предусмотренных статьёй 165 НК РФ (контракта на поставку товара, выписки банка о фактическом поступлении итд), а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров; б) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещённых под таможенный режим транзита через эту территорию. в) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основе единых международных перевозочных документов; 2. Налоговая ставка 10% применяется при реализации: а) продовольственных товаров: · скота и птицы в живом весе; · мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопчёных); · молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведённое на их основе); · яйца и яйцепродуктов; · масла растительного; · маргарина; · сахара; · соли; · зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; · маслосемян и продуктов их переработки; · хлеба и хлебобулочных изделий; · крупы; · муки; · макаронных изделий; · рыбы живой (за исключением ценных пород); · море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы мороженой и других видов обработки; · продуктов детского и диабетического питания; · овощей (включая картофель); б) товаров для детей: · трикотажных изделий для новорождённых и детей ясельной, дошкольной младшей и старшей школьной возрастных групп; · швейных изделий (за исключением из натурального меха и натуральной кожи) для новорождённых и детей ясельной, дошкольной младшей и старшей школьной возрастных групп; · обуви (за исключением спортивной): дошкольной, школьной; · кроватей детских; матрацев детских; колясок; тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов; подгузников; альбомов для рисования; учебников, дневников; 3. Налоговая ставка 20% применяется в остальных случаях. Кроме указанных ставок к объектам налогообложения, исчисленных с учётом НДС, применяются расчётные ставки, а именно 9,09 (10, 110)% и 16,67 (20, 120)%.

Налоговые вычеты

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и утраченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения , временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычету из сумм налога, полученных налогоплательщиком за проданные товары, работы, услуги в соответствиями с положениями главы 21НК РФ. Подлежат вычету: НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для осуществления производственной деятельности или осуществления иных операций, признаваемым объектами налогообложения в соответствии с НК РФ; Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи; Суммы НДС, уплаченные покупателями – налоговыми агентами; Суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при продаже товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг); Суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей; Суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств; суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ; суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершённого капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Указанные суммы НДС подлежат вычету после принятия на учёт объектов соответственно завершённого или незавершённого капитального строительства; Суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наём жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При этом сумма налога, подлежащего вычету, исчисляется по расчётной налоговой ставке 16,67% установленных норм на указанные расходы; Суммы налога, исчисленные суммы авансовых или иных платежей, полученные в счёт предстоящих поставок товаров после даты продажи соответствующих товаров. Суммы НДС подлежат вычету при условии принятия к учёту на баланс налогоплательщика товаров (работ, услуг), их оплаты и наличия счёта фактуры с выделенной отдельной строкой суммы налога независимо от принятой им в целях налогообложения учётной политики. Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежат вычету в полном объёме независимо от факта оплаты продавцу указанных товаров. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении и уплаченных либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств и (или) нематериальных активов, производятся в полном объёме после принятия на учёт данных основных средств и (или) нематериальных активов. При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчётах за приобретённые им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю. Следует иметь ввиду, что в случае выставления налогоплательщиками, освобождёнными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со статьёй 145 Налогового кодекса покупателю счёта-фактуры с выделением суммы НДС, налог на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет в размере налога, указанном в счёте фактуре. При выставлении налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения операций, предусмотренное статьёй 149 НК РФ, покупателю счёта фактуры с выделением суммы НДС, налог на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет в размере налога, указанном в счёте-фактуре. Приобретаемые товары, (работы, услуги) за счёт средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учётом налога, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счёт вышеназванных источников.

Порядок применения налоговых вычетов

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов. При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты. При использовании налогоплательщиком-векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю. Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Налогового Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) налогооблагаемых по ставке 0 %, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов. Вычеты сумм налога, предусмотренные по ставке 0 % производятся на основании отдельной налоговой декларации. Вычеты сумм налога, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа. Вычеты сумм налога предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретённым им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершённого капитального строительства или при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (в том числе и амортизационные отчисления), производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств). Вычеты сумм налога производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Вычеты сумм налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученные в счёт предстоящих поставок товаров, производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). Сроки уплаты налога и представления налоговых деклараций Налоговый период – календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от продажи товаров (работ, услуг) без учёта налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., налоговый период – квартал. Уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством. Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от продажи товаров (работ, услуг) без учёта налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., уплачивают налог и представляют налоговую декларацию за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Инструкция по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость утверждена приказом МНС РФ от 27.11.2000 г. №БГ-3-03/407

Заключение

Несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации, в законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Причем остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, снижение налоговой ставки, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев проявивших себя не эффективно. Законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога. Вычеты по НДС производятся на основании правильно заполненных счетов фактур и документов подтверждающих уплату налога, таким образом, налогоплательщик, чтобы использовать свои права по возмещению уплаченного налога должен знать инструкцию по заполнению счетов-фактур и вести бухгалтерский учёт затрат по производству и реализации продукции и всех прилежащих документов. Список литературы: 1. "Бухгалтерский учёт в организациях" /Е.П.Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н.Галанина,2002 2. “Гражданский кодекс РФ”, 2002

3. “Налоговый кодекс РФ” / часть 2, 2002