Каталог :: Налоги

Реферат: Налоги и сборы РФ. Потенциалы совершенствования

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
Всероссийская государственная налоговая академия
Факультет кадрового управления
Кафедра Налоги и налогообложение
Реферат
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
НАЛОГИ И СБОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПОТЕНЦИАЛЫ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Проверила:
Скрыпник Н.А.
                                                           

Москва, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...............................3 Глава 1. Характеристика налогов Российской Федерации........4 1.1 Федеральные налоги и сборы...................4 1.2 Региональные налоги и сборы...................18 1.3 Местные налоги и сборы......................21 Глава 2. Критический подход к существующим в РФ налогам и сборам...23 Заключение.............................27 Список использованной литературы..................29 Введение На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения. Это оправданно, так как в условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства. Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы, как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. А ведь данный элемент является основополагающим, и от него напрямую зависит достижение обоснованности и стабильности налоговой системы страны. Очевидно, что необходимость совершенствования системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой. Ее изучению и посвящается данная работа. В ней детально рассмотрены особенности и характеристики каждого из налогов России – федеральных, региональных, местных. Приводится информация о способах определения налоговых баз и ставок, методах исчисления сумм налогов. Особое внимание уделяется слабым местам российской политики налогообложения - очевидным недостаткам и противоречиям в природе некоторых налогов. Изучение данного вопроса, на мой взгляд, позволит решить вполне практическую задачу – задачу выявления предпосылок и уже существующих перспектив устранения всех несовершенств налоговой системы России. Глава 1. Характеристика налогов Российской Федерации 1.1Федеральные налоги и сборы Налог на добавленную стоимость Данный вид налога в Российской Федерации введен в действие с 1 января 1992 года в результате проведения налоговой реформы по рекомендации ряда зарубежных стран. НДС относится к группе косвенных налогов и является регулирующим федеральным налогом. Законом о федеральном бюджете установлены пропорции распределения НДС, на драгоценные металлы и драгоценные камни полностью засчитываются в федеральный бюджет. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налог имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла – от завода-изготовителя до места реализации. Причем каждый промежуточный участник процесса уплачивает налог. Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ и услуг, которая создается трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Поэтому законодательно определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Плательщиками НДС являются субъекты налога (российские и иностранные юридические лица), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, а также индивидуальные частные подразделения. Не являются плательщиками налога физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. От НДС освобождаются организации и индивидуальные предприниматели сроком на 12 месяцев, если в течение предшествующих последовательных календарных месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышает в совокупности 1млн. рублей. Объектами налогообложения на НДС не являются: - выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, то есть суммы средств, затраченные для этих нужд; - передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно- коммунального назначения, дорог, электросетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других объектов государству и органам местного самоуправления или по их решению специализированным организациям; - имущество государственного и муниципального назначения (предприятий), выкупаемое в порядке приватизации; - выполнение работ и услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Не подлежат налогообложению операции по аренде жилых и нежилых помещений, медицинские товары и услуги, услуги по детским учреждениям, архивам, перевозкам пассажиров, образованию, культуре и искусству, отдельные виды работ, банковских операций, ввозимые товары (всего около 100 операций согласно ст. 149-150 НК РФ). Налоговая база НДС определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная из цен на товары(работы, услуги) без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Налоговая база определяется по каждому виду товара (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Налоговая ставка НДС, равная 0%, устанавливается при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза, или работ (услуг), связанных с перевозкой товаров, пассажиров и багажа через таможенную территорию РФ и в иных случаях (при условии представления в налоговый орган соответствующих документов на право реализации таких товаров). Налоговая ставка, равная 10%, устанавливается при реализации товаров(всего более 40 видов товаров), в том числе скота и птиц в живом весе, мяса и мясопродуктов(за исключением отдельных видов), молока и молочных продуктов, сахара, соли, зерна, хлеба и др. видов продуктов и рыбной продукции, а также отдельных товаров для детей. Налоговая ставка, равная 20%, устанавливается по остальным товарам. Налоговые ставки, равные 9.09% и 16.67%, устанавливаются при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве субъектов налога, или реализуемых товаров, приобретенных на стороне, или сельскохозяйственной продукции. При применении одинаковых ставок налоговая база определяется суммарно по этой ставке налога. Налоговым кодексом предусматривается расчет налоговых баз в 46 случаях. Акцизы Акцизы – вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену товара или тариф. Акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются исключительно Правительством РФ. К подакцизным товарам относят спирт этиловый, водку, ликероводочные изделия, вина, пиво, табачные изделия, автомобили, ювелирные изделия, нефть, нефтепродукты, природный газ. Акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин, спирт этиловый – зачисляются исключительно в федеральный бюджет. Акцизы на отдельные сорта спирта этилового, водку, ликероводочные изделия в равной пропорции распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Акцизы на остальные товары полностью поступают в бюджеты субъектов РФ. Объектами налогообложения признаются более 20 видов операций, столько же операций не признается объектами налогообложения. Кроме того. Более 15 случаев налогообложения по акцизам имеют свои особенности при исчислении налога при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу. Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизные товары, независимо от форм собственности. А также индивидуальные предприниматели. Если подакцизные товары произведены за пределами РФ из сырья, принадлежащего юридическим лицам, зарегистрированным на территории РФ как субъекты налога, то налог уплачивают организации, оплачивающие стоимость работ по изготовлению этих товаров и реализующие их. От уплаты акцизов освобождается продукция, экспортируемая за пределы стран – членов СНГ, с представлением субъектов налога в налоговый орган подтверждающих документов. Налоговые ставки на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье устанавливаются исключительно Правительством РФ в размере от 0 до 2000 руб. за литр, килограмм, тонну, штуку, или от 0 до 5% от стоимости подакцизного товара, подакцизного минерального сырья. Налог на прибыль организаций Налог на прибыль (доход) представляет собой прямой федеральный и регулирующий налог. Объектом обложения налогом является валовая прибыль организации от реализации продукции, товаров (работ, услуг), основных средств, имущества и доходы от внереализованных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. В прибыль не включаются суммы всех видов налогов и акцизов. Затраты на производство товаров (работ, услуг), на подготовку и освоение производства, переподготовку кадров и другие виды затрат (всего около 300 позиций, определенных налоговым кодексом). Субъектами налога являются организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами, а также организации с иностранными инвестициями и международные организации. Не являются субъектами налога организации любых форм собственности от произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Налоговая база определяется как доход налогоплательщика, уменьшенный на сумму всех затрат на производство и реализацию товаров, а также других вычетов, связанных с освоением производства и переподготовкой кадров. Налоговая ставка по налогу на прибыль для российских налогоплательщиков устанавливается в размере 24% (по банковским организациям – 30%), из них 7.5% засчитывается в федеральный бюджет, 14.5% в бюджеты субъектов РФ и 2% в местные бюджеты (по банковским операциям все 30% засчитываются в федеральный бюджет). Для иностранных налогоплательщиков ставка устанавливается в размере от 15 до 20% в зависимости от вида деятельности и засчитывается в федеральный бюджет. Налог на доходы от капитала Субъектами налога на доходы от капитала являются организации и физические лица, получающие доход в виде дивидендов, процентов, кроме доходов, получаемых организациями от банковской деятельности, страховых премий, штрафов и пеней. Налоговая база на доходы от капитала определяется как доход субъекта налога в виде дивидендов или доходов по государственным ценным бумагам, начисленный за время нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждой выплате доходов. Налоговые ставки устанавливаются в размере: - 15% - по доходам от дивидендов; - 12% - по доходам от процентов, начисленных по государственным ценным бумагам, государственным облигациям, облигациям субъектов РФ, или их нахождения у субъекта налога, или по полученным процентам; - 30% - по доходам от процентов, полученных организациями; - 0% - по дивидендам, выплачиваемым из прибыли, с которой был выплачен налог на прибыль. Подоходный налог с физических лиц Подоходный налог взимается по всей территории страны и поступает в основном в территориальные бюджеты. Субъектами налога являются все физические лица как налогоплательщики: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной форме, так и в натуральной, в том числе в виде материальной выгоды, полученной по вкладам в банках, в виде страховой выплаты, по ссудам и т. д. К доходам, определяемым налоговым кодексом, относится около 20 видов, включая стипендии, пособия и пенсии. Однако законодательством определено, что последние налогообложению не подлежат. Законодательством определено, что не подлежат налогообложению государственные пособия, все виды пенсий, все виды компенсационных выплат физическим лицам, отдельные суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям, лотереям, по вкладам в банки и другие (всего предусмотрено в налоговом кодексе 20 позиций). Совокупный доход для определенных групп и физических лиц уменьшается на сумму пятикратного дохода, установленного законом МРОТ для героев, участников войн, инвалидов войны I и II групп, узников лагерей и других лиц. Совокупный доход уменьшается на сумму трехзначного дохода, предусмотренного законом в размере трех МРОТ для ряда граждан, выполняющих интернациональный долг, инвалидам III группы и другим лицам. Совокупный доход уменьшается физическим лицам, которые: перечисляют суммы на благотворительные цели, имеют на содержании малолетних детей, осуществляют новое строительство или приобретают жилье и в др. случаях. При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные субъектом налога в натуральной и денежной формах. Налоговая база определяется по каждому виду дохода. Налоговые ставки на подоходный налог с физических лиц устанавливаются в размере 13% на все виды доходов и 35% на доходы от выручки, от лотерей, тотализаторов, страховых выплат. Единый социальный налог Единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды: - Пенсионный фонд РФ; - Фонд социального страхования; - фонды обязательного медицинского страхования РФ. Налог является средством реализации прав граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налогоплательщиками в данном случае являются организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и физические лица. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников, за исключением средств, остающихся в распоряжении организации, индивидуального предпринимателя или физического лица после уплаты ими налога на доходы. Ставка налога на выплаты и иные вознаграждения устанавливается в зависимости от учета налоговой базы на каждого работника с нарастающим итогом с начала года и категории работников (промышленные или сельскохозяйственные работники) в размере от 16 до 35.6%, в том числе: - в Пенсионный фонд РФ – от 15 до 28%; - в Фонд социального страхования РФ – от 1.8 до 4%; - в Федеральный фонд РФ медицинского страхования – от 0.1 до 0.2%; - в территориальный фонд медицинского страхования – от 0.1 до 3.4%. Государственная пошлина Государственная пошлина уплачивается при обращении физических и юридических лиц в суды, в государственные нотариальные конторы, в ЗАГСы, ГАИ и другие организации. Размер государственной пошлины устанавливается в денежных единицах, или в процентах, или в денежных единицах и процентах одновременно в зависимости от оказываемой услуги. Налоговым законодательством при выплате государственной пошлины предусмотрено около 75 различного рода льгот юридическим и физическим лицам. Размеры государственной пошлины устанавливаются в следующих размерах: - по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, в зависимости от оказываемых услуг, в размере от 1 до 4000 руб.; - по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, от 20 до 20000 руб.; - за совершение нотариальных действий от 1 до 1500 руб.; - за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ, от 50 до 100 руб.; - за государственную регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей до 50% или от 70 до 2000руб. Таможенные пошлины и сборы Таможенные пошлины и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ и регулируются указами Президиума РФ, постановлениями Правительства РФ, актами Государственного таможенного комитета. Исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела осуществляют таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят ГТК, региональные таможенные посты. Таможенные пошлины взимаются в виде налогов и сборов за перемещаемые товары через таможенную границу РФ. По экономическому содержанию таможенные пошлины подразделяют на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные, средства которых поступают исключительно в федеральный бюджет. Антидемпинговые пошлины обеспечивают защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым ценам в интересах защиты отечественных производителей от конкуренции. Протекционистские, или покровительственные пошлины являются более высокими пошлинами, устанавливаемыми на ввозимые товары, с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Данный вид пошлин регламентируется международными соглашениями. Преференциальные пошлины – это предпочтительные пошлины, они устанавливаются государством в целях создания благоприятного режима прохождения товаров при импорте. Данный вид пошлин характеризует пошлину государства в борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферу приложения капитала. Таможенные пошлины взимаются при перевозке товаров через границу на основе таможенного тарифа, представляющего собой систематизированный по группам товаров свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам. Различают следующие виды таможенных пошлин: - адвалорные; - специфические; - альтернативные (комбинированные). Адвалорные ставки определяются в процентах к таможенной стоимости товаров. Специфические ставки устанавливаются в определенной сумме к количественной или весовой единице измерения товаров, например, в рублях на 1 литр. Альтернативные, или комбинированные ставки сочетают элементы двух первых видов и содержат несколько ставок на один и тот же товар. Таможенная стоимость товара определяется методами: - по цене сделки с ввозимым товаром; - по цене сделки с идентичным товаром; - методом вычитания стоимости; - методом сложения стоимости. К таможенным сборам относятся: - сборы за оформление таможенных документов; - сборы за хранение товаров; - сборы за таможенное сопровождение товаров. Таможенная ставка устанавливается в процентах к таможенной стоимости товара в размере за единицу облагаемого товара или в сочетании стоимости и объема или массы товара одновременно. Сумма таможенной пошлины или сбора определяется отдельно по каждой партии товаров и рассчитывается как соответствующая такой ставке процентная доля налоговой базы. Налог на пользование недрами Система платежей за пользование недрами включает: сбор за участие в конкурсе на выдачу лицензии, плату за получение права на пользование недрами, плату за пользование недрами с учетом затрат на поиск и разведку месторождений. Платежи ведутся с учетом условий геологии, экономико-географических особенностей, размера участка, глубины залегания, вида полезных ископаемых, трудовых ресурсов и т. д. Платежи могут быть регулярными или разовыми и взимаются со всех пользователей недр, исключая владельцев земельных участков и пользователей недр, ведущих научные изыскания. Плата за пользование недрами может осуществляться в форме денежных платежей, части объема добытого сырья или иной произвольной продукции, выполнения работ (услуг). Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются лицензией. Платежи за право разведки полезных ископаемых в пределах предоставленных платежей взимаются в течение всего периода выполнения работ, включаются в сумму издержек по этим работам и поступают в бюджеты, на территории которых производятся. Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются с момента начала добычи и в течение всего срока действия лицензии. Налогоплательщиками налога на пользование недрами являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и строительство подземных сооружений, не связанных с добычей ископаемых, а также эксплуатацию такого рода сооружений. Налоговая база налога на пользование недрами определяется отдельно в отношении каждого вида пользования недрами и вида добываемого минерального сырья (полезных ископаемых). Например, налоговая база при поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых определяются как площадь лицензируемого участка, на котором осуществляется соответствующая деятельность, за вычетом возвращаемой его части. А налоговая база при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется как фактическая стоимость строительства и эксплуатации сооружений. Налог на пользование недрами определяется как произведение налоговой базы на налоговую ставку. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы Определяется в зависимости от стоимости произведенной или реализованной (направленной на переработку) продукции (без учета НДС) в размере от 1.7 до 10%. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов Субъектами налога являются организации и индивидуальные предприниматели, приобретшие лицензии на право поиска, разведки и добычи углеводородов на территории РФ, ее континентальном шельфе или экономической зоне и осуществляющие такую деятельность, кроме организаций, добывающих и реализующих природных газ по государственным регулируемым ценам газосбытовым организациям или непосредственно потребителям при условии, что доля такой реализации организацией не ниже 80%. Объектом налогообложения является дополнительных доход, полученный субъектом налога при добыче углеводородов. Устанавливается от процентной доли накопленного дохода к накопленным затратам относительно стоимости добытой или реализованной (переданной на переработку) продукции в размере от 0 до 60%. Сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Субъектами налога за право пользования объектами животного мира являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие на территории РФ пользование объектами животного мира по разрешенным законодательством правилам и лицензиям. Объектами налогообложения являются объекты животного мира и право пользования биологическими ресурсами. Налог устанавливается постановлением Правительства РФ и законодательными органами субъектов РФ. Лесной налог Лесной налог представляет собой платежи за пользование лесными ресурсами, которые включают лесные подати, арендную плату, плату за древесину, опускаемую на корню. Он носит рентный характер и призван покрывать расходы на воспроизводство лесных массивов. Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом, за исключением арендаторов. Лесные подати являются платой за древесину, отпускаемую на корню, заготовку живицы, сенокошение, пастьбу скота, заготовку ягод, грибов, лекарственных растений, размещение ульев, а также за пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в туристических и иных целях. Налогоплательщиками лесного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом на основании выданных им лицензий. Налог устанавливается Правительством РФ и законодательными органами субъектов РФ. Водный налог Налогоплательщиками водного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно пользующиеся водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств (используемых в целях забора воды, лесосплава, добычи полезных ископаемых и т. д.). Налог устанавливается в зависимости от вида деятельности субъекта налога в размере от 2 до 7500 руб. Экологический налог Налогоплательщиками экологического налога признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие вредное воздействие на окружающую природную среду результате производственной деятельности. Объектами налогообложения являются: - выброс в атмосферу загрязняющих веществ; - сброс загрязняющих веществ в водные объекты; - размещение отходов; - производимые шум, вибрация; - электромагнитные, радиационные и другие воздействия на окружающую среду, которые определяются Правительством РФ. Налог устанавливается постановлением Правительства РФ в зависимости от вида вредного воздействия каждого ингредиента загрязняющего вещества и сырья. 1.2 Региональные налоги и сборы Налог на имущество организаций Субъектом налога признаются организации, имеющие объект налогообложения в виде имущества, находящегося на балансе. Объектом налогообложения не признается земля, имущество органов государственной власти, фондов социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, Центрального банка РФ, железнодорожные пути, трубопроводы и другие объекты, предусмотренные налоговым законодательством. Налоговая база исчисляется как среднегодовая или средняя за итоговый период стоимость имущества с учетом его остаточной стоимости. Налог устанавливается законом субъекта РФ, но не превышает 2.5% стоимости имущества. Налог на недвижимость Налогоплательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица. Которые являются собственниками объектов недвижимости. Объектом налогообложения признаются земельные участки, здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения и др. объекты, не признаются объектами налогообложения недвижимость органов государственной власти, религиозных организаций, организаций инвалидов и другие объекты, определенные законодательством РФ. Устанавливается законом субъекта РФ, но не более 2% от рыночной стоимости объекта недвижимости и 0.2% стоимости объекта недвижимости жилищного фонда. Не признаются объектами налогообложения недвижимость органов государственной власти, религиозных организаций, организаций инвалидов и др. Дорожный налог Субъектами налога являются организации, кроме паевых инвестиционных фондов, и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг). Устанавливается в размере 0.75% от дохода организации или индивидуального предпринимателя. Транспортный налог Налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, автобусов) и иных самоходных машин и механизмов. Объектом налогообложения признаются транспортные средства. Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого транспортного средства исходя из объема его двигателя. Устанавливается законом субъекта РФ в зависимости от транспортного средства и мощности его двигателя в размере от 10 до 75 коп. за 1 л. с. Налог с продаж Субъектами налога с продаж являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары населению. Объектами налогообложения признаются операции по реализации товаров, произведенные самостоятельно или на стороне, выполнение работ и оказание услуг и другие операции. Освобождаются от налогообложения операции по реализации отдельных продуктов питания (мяса, рыбы, хлеба, молока, овощей, сахара, соли и т. д.), детской одежды и обуви, лекарственных средств, услуги по перевозке пассажиров городским транспортом и др. Налоговая база налога с продаж определяется по каждой операции товара (работ, услуг) с учетом НДС и акцизов для подакцизных товаров, но без учета налога с продаж. Максимальные налоговые ставки устанавливаются в размере 5% от стоимости реализуемых товаров (работ, услуг). Конкретные размеры ставки определяются законодательными органами субъектов федерации для своих территорий. Налог на игорный бизнес Налогоплательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экономическую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения признается игорный стол, игорный автомат и иные средства с любым видом выигрыша, кассы (точки) приема ставок на игру. Налоговая база на игорный бизнес определяется как фиксированная величина в рублевом измерении на каждый объект налогообложения. Налоговая ставка устанавливается законом субъекта РФ в размере от 50 тыс. до 1 млн. руб. в год в зависимости от объекта налогообложения (объектом признается игорный стол, игорный автомат и иные средства с любым видом выигрыша). 1.3 Местные налоги и сборы Земельный налог Субъектом налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Объектом налогообложения признаются земельные участки либо территории района, на которые распространяется действие нормативных актов налогового законодательства. Налоговая база каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость, а в случае отсутствия такого кадастра как его нормативная цена. Устанавливается местными органами власти в размере от 0.1 до 2% от кадастровой стоимости земли и групп субъектов налога. Налог на имущество физических лиц Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признанного законодательством объектами налогообложения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, строения и сооружения, транспортные средства (самолеты, вертолеты, яхты, катера, мотосани, мотоциклы, лодки и др.). Налоговая база определяется по каждому объекту налогообложения исходя из оценки (инвентаризационной, страховой, рыночной) стоимости этого объекта. Налоговые ставки налога на имущество устанавливаются дифференцированно в зависимости от оценочной стоимости и не могут превышать размеров: - при стоимости имущества до 500 тыс. рублей – 0.1%; - при стоимости имущества свыше 10 млн. рублей – 12 тыс. +2% от стоимости выше 10 млн. руб. и т.д. Налог на рекламу Налогоплательщикам налога на рекламу признаются организации и индивидуальные предприниматели, объектами налогообложения которых является приобретение ими рекламных услуг, состоящих в распространении с коммерческой целью информации о товарах (работах, услугах). Максимальный размер налоговых ставок на рекламную продукцию не может превышать 5%. Конкретный размер налоговых ставок на рекламную деятельность устанавливается законодательным органом местного самоуправления. Налог на наследование и дарение Налогоплательщиками налога на наследование и дарение признаются физические лица, получающие от других физических лиц в собственность в порядке дарения и наследования имущества. Налоговые ставки устанавливаются не выше 10% для детей, супругов и родителей, 20% - для дедушек и бабушек, братьев, сестер, внуков и других родственников по завещанию и 30% - для других наследников. Лицензионные сборы Налогоплательщиками лицензионных сборов (федеральных, региональных, местных) являются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в соответствующих органах разрешение на ведение лицензируемых видов деятельности или осуществление определенных прав. Налоговая база лицензионного сбора определяется конкретным видом деятельности или определенным правом, подлежащими лицензированию, и устанавливается в размерах относительно ММОТ. Размеры лицензионных сборов за выдачу лицензий не превышают: -1000-кратной ММОТ, выдаваемой федеральными органами и конкретизируются решениями Правительства РФ по каждому виду деятельности; Глава 2. Критический подход к существующим в РФ налогам и сборам Налог на добавленную стоимость Считается, что добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товара (работ, услуг), которая создана живым трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Но, в свою очередь налог взимается из прибыли и дважды из заработной платы: непосредственно от физического лица в виде налога на доход. И с юридического лица в виде единого социального налога. В принципе, до настоящего времени не существовало и не существует в законодательстве и учебной литературе четкого определения, что же характеризует данных вид налога и что такое добавленная стоимость. Если представляется возможность накопленное в процессе производства изъять из результатов работы механизма, станка, паровоза, самолета, а не на стадиях купли-перепродажи, то можно говорить об НДС. Если же взять, например, такой вид товара, как работы и услуги (с них взимается в соответствии с законом НДС), драгоценные камни и металлы, то ничего они не производят в процессе эксплуатации и не могут давать добавленной стоимости, тем более, что они не входят в состав компонентов механизмов. Данный вид налога стал популярным ввиду быстрого изъятия денежных средств у налогоплательщиков и распространился в капиталистических странах. В начале 90-х годов США и страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обязали и Россию ввести данный налог взамен включения России в Европейское сообщество. Доходы федерального бюджета за счет изъятия доходов налогоплательщиков в виде НДС составляют до 40% от всех налоговых поступлений, или около 4% от валового внутреннего продукта. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы Сам по себе данный вид налога не выдерживает критики. Государство, взимая налог с налогоплательщиков, не воспроизводит (не восстанавливает) абсолютно никаких полезных ископаемых, их воспроизводит исключительно сама природа. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов Во-первых, дополнительный доход от добычи углеводородов изъят государством у налогоплательщика в виде НДС. Во-вторых, этот налог, как и налог на пользование недрами, взимается в виде платы за лицензию на право ведения геологоразведочных работ и платы за весь доход, а не дополнительный доход от реализованной продукции. В-третьих, правильнее было бы данный вид налога считать налогом с дохода от добычи данного вида сырья. Сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Данный вид налога, как и ряд других налогов, имеет противоречивую природу двойного налогообложения: приобретения квот (лицензии) и платы за доход от реализованной продукции. В принципе, налог должен устанавливаться только в виде налога на доход от реализованной продукции. Лесной налог Лесной налог не избежал противоречия двойного налогообложения. Налог взимается в виде платежей за приобретение лицензии на право пользоваться природными ресурсами и в виде платежей за доход от реализованной продукции. Водный налог Водный налог в своей сути имеет массу противоречий: налог должен взиматься не с забранного объема воды или используемой площади для сплава леса или выработанного объема электроэнергии, а с доходов, полученных организациями или индивидуальными предпринимателями. Экологический налог Налог в России в принципе должны платить все организации, так как нет практически ни одного экологически чистого предприятия. Однако, согласно налоговому законодательству, налогом облагаются только те предприятия, которые официально признаны как объекты, производящие вредное воздействие на окружающую среду. Лицензионные сборы Лицензионные сборы как вид налога противоречит принципу двойного налогообложения. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель прежде чем заняться определенным видом деятельности должен приобрести лицензию на право заниматься этой деятельностью, а уже затем платит все виды налогов от сумм доходов, полученных в процессе реализации деятельности. В принципе такой вид сбора разумен при условии, что в последующем от деятельности не взимаются другие виды налога. Налог на имущество Налог на имущество противоречит самой природе налогообложения, так как в процессе строительства или изготовления продукции, приобретения на нее материалов и т. д. Уже были выплачены все виды платежей. Налог на имущество является дополнительным налогом и противоречит налоговому законодательству – принципу однократного налогообложения. Налог на недвижимость Налог на недвижимость, как и налог ни имущество, носит противоречивый характер и противоречит принципу однократного налогообложения. Во-первых, налогоплательщики налога уплатили все виды налогов со своих доходов, создавая объекты недвижимости. Во-вторых, уплата за недвижимость должна носить одноразовый характер. В-третьих, при уплате налога на недвижимость не учитывается старение (износ) недвижимости, что не совсем верно с точки зрения получения дохода от эксплуатации недвижимости. Дорожный налог Налог платят все юридические лица непосредственно из всей суммы доходов от реализованной продукции (работ, услуг). Отметим, что одна и та же налоговая база (доход от реализации) облагается несколько раз: налогом на доход (прибыль), налогом на имущество и недвижимость, налогом на добавленную стоимость и т. д., что противоречит принципу однократного налогообложения. Транспортный налог Во-первых, налог противоречит принципу однократного налогообложения, так как при приобретении транспортного средства уплачен налог на добавленную стоимость, уплачены акцизы или таможенные пошлины. Во-вторых, на транспорт распространяется налог на недвижимость (имущество). В–третьих, на транспортное средство распространяются не только перечисленные виды налогов, а целая серия сборов, собираемых различными органами ГАИ. Налог на игорный бизнес Обеспеченностью налога является то, что налогом облагается не доход с игорного бизнеса (который в принципе невозможно отследить), а собственно имущество (техника). Во-первых, по существу, налог не является налогом на игорный бизнес – его можно считать налогом на имущество. Во-вторых, налог на игорный бизнес больше подходит под понятие налога на приобретение лицензии на право заниматься игорным бизнесом при условии уплаты сбора за каждый объект налогообложения. Земельный налог Земельный налог в принципе дополняет все другие виды налогов, взимаемые с налогоплательщиков, в том числе с дохода, ставит в неравные условия налогоплательщиков, пользующихся земельными угодьями в разных условиях. Не земля должна быть объектом налогообложения, а доход, приносимый товаропроизводителем, или само предприятие (механизм), построенное на земельном участке и дающее доход. Налог на наследование и дарение Налог по своей сути противоречит природе налога как такового. Во-первых, за все приобретенное ранее и передаваемое наследникам уплачено сполна в виде всех налогов. Во-вторых, по сути, налог не является налогом, а имеет природу государственной пошлины. Заключение Налоговая система Российской Федерации на сегодняшний день является сложной, многоуровневой, излишне многочисленной в отношении видов налогов, изымающей значительную часть доходов у юридических и физических лиц, имеющий огромный штат налоговых органов. В общем-то, обе противостоящие стороны – налогоплательщики и государство с его налоговыми органами – одинаково сходятся на том, что современные налоговые системы кардинально нуждаются в радикальном упрощении, а налоговые ставки – в уменьшении и упорядочении, в осмыслении и логико-математическом обосновании. В настоящее время бытует мнение, что главным противником упрощения налоговой системы являются ученые и консультанты, получающие за свою работу деньги. Это абсолютно неверно. Роль тех и других сводится к обоснованию наиболее оптимальных вариантов налоговых систем, сглаживающих существующие противоречия между государством и налогоплательщиками. В ряде стран сегодня обсуждаются интересные проекты упрощения систем налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на доход или на расход, при котором обложению будут подвергаться только суммарные доходы или расходы граждан или юридических лиц, а все виды накоплений и инвестиций получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством. Возможно, это будет целесообразным и для России. Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессы практически реализуются во многих странах. Снижение ставок хотя и не самый кардинальный путь совершенствования налоговых систем, но важный этап в снижении налогового бремени налогоплательщиков и повышения экономического и социального развития страны. Анализ достижений стран, лидирующих на мировом рынке, показывает, что большинство из них путем налоговой конкурентоспособности решает успешно следующие основные задачи: - установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых; - отказ от прогрессивных систем налогообложения для основной массы получателей доходов; - установление определенных правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции полностью освобождаются от налогообложения. В этом плате Россия отстает от ряда стран. Доказательством этому является значительный отток национальных капиталов за рубеж и низкий их приток за счет собственных и иностранных инвесторов. Причиной этому является не только недостаточно сложившиеся рыночные отношения, но в большей степени политика государства, в том числе и налоговая политика по отношению к собственному и иностранному налогоплательщику. В налоговой политике важно опираться не только на опыт собственной страны, но использовать ценное и полезное других стран с учетом местных условий, в которых создается и развивается налоговая система. Использованная литература 1)Александров И. М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М., 2002г. 2)Евстигнеев Е. П. Основы налогообложения и налогового права. М., 2000г. 3)Журавлева Г. П. “Экономика”. Учебник. М., 2001г. 4)Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник. М., 1999 г.