Каталог :: Музыка

Доклад: Шуберт

     ШУБЕРТ (Schubert) Франц
(1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады,
вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля.
Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова
Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха»
(1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч.
«Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819);
фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.
                                      * * *                                      
ШУБЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена — 19
ноября 1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель
раннего романтизма.
Детские годы. Ранние произведения
     Родился в семье школьного
учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем
детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах,
пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной
капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А.
Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его
основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных
пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола».
Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал
интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе
такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В. Гете,
2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.
Карьера музыканта
Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и
студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта — образованные,
наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового
венского среднего класса — регулярно собирались на домашних вечерах музыки
Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Общение с этой дружелюбной и
восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его
призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор
сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал
ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй
половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том
числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Форель»), фортепианные сонаты, 4-я,
5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини  , 
фортепианный квинтет «Форель», включающий вариации на одноименную песню. Его
зингшпиль «Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в
венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту
известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная арфа»,
поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.
Переменчивость фортуны
Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством
аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене
людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре,
однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и
Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей
большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце
1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не
менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся
произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это
практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного
стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две
части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил
работу и больше к ней не возвращался).
Жизнь оборвалась в самом расцвете
     Вскоре появились вокальный
цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль
«Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны струнные квартеты
A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта
«Смерть и девушка») и шестичасный Октет для духовых и струнных, созданный по
образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но
превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в
Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию
(так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в
Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную
публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты
для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные
сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые
песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта
активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей
музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с
большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24
песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два
фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три
последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных
после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее
популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г. Гейне).
Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как
потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на
него надежд.
Песни Шуберта
Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с
фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой
вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии
конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного
уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и
Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных
литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт
сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара,
композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую
атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних
песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в
звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в «Маргарите за прялкой»
непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и
одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения.
Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических
миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются
из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о
странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической
души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» —
по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым
сюжетом.
В других жанрах
Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы
при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в
драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной
с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези
«Розамунда» (1823).
Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur
(1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его
духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура
(полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской
техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у
авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же
неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его операм.
Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта
преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным
характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми мужских голосов и
низких струнных на слова Гете (1820).
Инструментальная музыка
Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался
на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних
симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще
отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель» (1819) Шуберт
предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных
инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том
числе заимствованные из собственных песен Шуберта — как в квинтете «Форель»,
квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой
музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая «Большая», основана
преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней
разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое
происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого
Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим
пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные
темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных
мыслей, Р. Шуман говорил о его «божественных длиннотах». Особенности
шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его
двух последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной
сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют
музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически
началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также
множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего
музицирования.
Наследие композитора
До конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась
неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии была
обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же
году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного
квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной симфонии» — в
1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951),
включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160
вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат
и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.
                        Список использованной литературы:                        
1)       «Сто великих композиторов».
2)       К. Кузнецов «Венок Шуберту».
3)       Г. Гольдшмидт «Франц Шуберт».
4)       В. Дамс «Шуберт».
5)       Ю. Хохлов «Воспоминания о Шуберте».
6)       В. Д. Конен «История зарубежной музыки».
7) И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран».