Каталог :: Музыка

Реферат: Шуман, Роберт Александр

                         Таллиннская Гимназия Юхкентали.                         
                                 РЕФЕРАТ.                                 
                              
                         ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР                          
                         (Schumann, Robert Alexander)                         
(1810–1856)
Таллинн,
2003 г.
                              
Роберт Шуман -  немецкий композитор. Родился   в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810.
Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал
сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном
городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-Пауля (И.П.Рихтера),
став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической
литературы впоследствии отразились в музыкальном творчестве Шумана.
В 1828 он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в
университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все более
привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль о
карьере концертирующего пианиста. В 1830 он получил у матери разрешение
полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти
подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и
композиции – у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с
фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с
механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец, и
мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда
Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя
поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых
влиятельных музыкальных периодических изданий – «Новый музыкальный журнал»
(«Neue Zeitschrift fr Musik»), который в течение нескольких лет редактировал
и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он зарекомендовал себя
приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве (по крайней мере, с тем
старым, которое являло собой оплот консерватизма и мещанства).
В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя – Клару Вик, выдающуюся
пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840. Несколько лет
совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь
детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а 
она, в свою очередь, часто 
исполняла музыку мужа.
С женитьбой, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки.
В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных
композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен) из
которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были написаны в
течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен “Dichterliebe”. В 1841
г. Шуман написал свою первую симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии
вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта
(увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепиано с оркестром,
впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-
moll. В 1842 г. Шуман обратился к камерной музыке: в один месяц он написал
три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и
струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843
г. Шуман перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную
кантату “Рай и Пери”, на слова Томаса Мура., принятую как в Лейпциге, так и
Дрездене с энтузиазмом. В том же году Шуман начал сочинение музыки к “Фаусту”
Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе.
Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело благодетельное
влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была исполнена первая симфония
Шумана,  особого значения, в смысле успеха композиций, его поездка по России
не имела.
       В 1845 г. Шуман принялся за
контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h,
четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт a-moll и
сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847 — 48 г. он написал оперу “Геновефа”, в
1850 г. данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки,
как напр. Шпор, отнеслись к ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с
увлечением принялся за сочинение музыки в “Манфреду” Байрона, окончил музыку к
“Фаусту” Гете, написал цикл “Bilder aus Osten” в четыре руки. Музыка к “Фаусту”
была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую
годовщину дня рождения Гете.
С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Шумана в Дюссельдорфе,
которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Шумана, хотя Дюссельдорф и
представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко
времени пребывания Шумана  в этом городе относятся: третья симфония es-dur
(написанная в один месяц), увертюры “Мессинская невеста”, “Герман и Доротея”
и “Юлий Цезарь”, легенда “Странствование Розы” (1851), месса, реквием (1852),
концерт для виолончели с оркестром, Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и
виолончели, две сонаты для фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к
“Фаусту”, фантазия для скрипки и оркестра и пр. (1853).
К 1852 г. имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая
неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта “шумановская
неделя” имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех концертов из
сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания.
Иногда Шумана преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись
Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 г. появились первые признаки
его болезни, скоро достигшей полного развития. В 1854 после обострения
душевного заболевания Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось
поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856.
Как композитор Шуман был всей душой предан романтизму. Литературные
впечатления юности и импульсивный темперамент сочетались с тяготением к
поиску новых выразительных средств. Шуман испробовал свои силы почти во всех
основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но главными
для него стали сферы чисто фортепианная и камерно-вокальная. Его концерт для
фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже представляют собой
настоящие шедевры, и им мало в чем уступает ряд других камерных композиций.
Фортепианное же наследие Шумана является беспрецедентным в мировой музыке:
можно выделить лирический цикл Бабочки (Papillons), фантастический Карнавал
(Carnaval), прекрасные и полные открытий Симфонические этюды (tudes
symphoniques), могучую, но исполненную лиризма Фантазию.
     Песни Шумана – лаконичные и
развернутые, отдельные и объединенные в циклы – открыли целый мир чувств,
выраженных с удивительными силой и искренностью. В области немецкой
художественной песни (Lied) Шумана справедливо считают наследником Шуберта.
Полному раскрытию композиторского прочтения поэтических строк служит
фортепианная партия песен, нередко содержащая чудесные находки. Шумановские
аккомпанементы предъявляют к исполнителю особые требования, а также требуют
особой дисциплины и от вокалиста. В самом конце песни, после завершения
вокальной линии, Шуман часто дает выразительную фортепианную
постлюдию-размышление, как бы вдохновенную импровизацию на тему, выраженную в
стихах (например, в песне Ты в первый раз наносишь мне удар из цикла Любовь и
жизнь женщины). Иногда фортепианная партия песни кончается на вопросительном
незавершенном кадансе (как в хорошо известной песне В прекрасном месяце мае из
цикла Любовь поэта) или содержит новый материал, развивающий мотивы вокальной
партии. Такие приемы характерны как для отдельных песен, так и для обоих
великолепных песенных циклов – Любовь и жизнь женщины (Frauen Liebe und Leben)
на стихи А. фон Шамиссо и Любовь поэта (Dichterliebe) на стихи горячо любимого
Шуманом Г.Гейне.
Острота его критического чутья, его блестящее и безошибочное понимание, что
хорошо и что плохо в искусстве, подтверждаются, например, его творческим
соревнованием с Паганини (в двух циклах фортепианных этюдов по скрипичным
каприсам Паганини) или его приношением Листу – посвящением ему Фантазии. Как
только Шопен и Брамс, еще начинающие музыканты, попали в поле зрения Шумана,
он оказал им самую горячую поддержку. Гениальность Шумана проявляется в
прямоте и простоте выражения. Эти качества ясно ощутимы в его лучших
сочинениях, но, вероятно, в наибольшей степени в пьесах для детей и в
сочинении, высоко ценимом самим автором, – в Детских сценах (Kinderszenen),
маленьких шедеврах, исполненных неподдельного обаяния.
     
     
Использованая литература:
Печатное издание:
Амброс А.В.- Р.Шуман. Жизнь и творчество. М., 1988
Иллюстрации:
Вэб-сайт:
www.xs4all.nl/~androom/dead/schumann.htm
www.klassiekemuziekgids.net/ componisten/schumann1.htm
www.classicalmidi.gothere.uk.com/ schuman.htm
www.robert-schumann-haus.de