Каталог :: Музыка

Шпора: Музыкальная педагогика (шпоры)

     1.Муз.педагогика – предмет и задачи.
     

Педагогика –греч. «взрослый, ведущий мальчика.»

-наука и соответствующая её уч.дисц-на о содержании, формах и методах воспитания, обучения, образавания. Муз.пед.-это частьот общей пед-ки. Предмет М.П. – различные стороны пед-ой, исполнительской, научной и общественной деят-ти, связанной с муз.воспит, обучением и образованием. Теория М.О. – муз.дидактика –это совокупность всех частных методик обучения музыки и преподавания муз.дисциплин. Понятие М.П. употребл и применяется широко: 1.В сфере массового м.в.. Осн его форма – ур.муз. в школе, где содержание и методы обучения сост. пед. сис-му, а сред-вом воспит и предметом изучения явл. музыка. 2. В сфере нач-го муз.образ., осущ-го в ДМШ, ДХС, школах иск-в. Предметом м.п. здесь явл. спец. организ. обуч.музыке., вкл-ая в себя игру на муз. инстр, хор.пение, кол-ое музицирование, изуч.муз.грамоты., муз.лит-ры, целенапр.развитие слуха и худ.вкуса. 3. В сфере проф-го обуч. – это сред и высшие муз.заведения. Здесь м.п. имеет самые богатые традиции и научно обоснованные рекомендации и выводы. Формы обуч. – как в п.2 4.М.П. – в науке.Выявляет и изуч. закономерности М.В. и обуч. И на их основе разрабат пути и методы наиболее успешного решения задач М.О. На основе богатого опыта преподавания музыки, накопленного за долгие годы – м.п. помогает шир. кругу преподав-ей в овладении пед.мастерством. Задачи М.П. 1. Обогащать и системат-ть опыт лучших препод-ей и на этой основе создавать и разрабатывать новые методы и ср-ва обуч. музыки. 2. Углубление пед.направленности М.О. Здесь необх.ответить на вопросы – какими ЗУН-ми должен обладать музыкант-педагог. Дост-но ли ему хорошо владеть техникой игры на своем инструм-те, обладать исполнит.маст-вом и знать опред.число метод.приёмов. М.П. – не только наука, но и иск-во, а иск-во неразрывно связано с тв-вом. 3. Мостоян.поиск наиболее рез-ных путей В. и О. каждого отдел ученика. Поиск инд.приёмов обуч. д/б основан на понимании общих законом-тей форми-ия и совер-ия муз.способностей, развития испол.техники и воспит. худ.мышления. 4. Не только передать уч-ку свои знания,развить умен и навыки, но и создать условия д/широкого, универс развития молодого муз-та –твор.личности. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возм-ей уч-ка, разнообразие методов воздействия на него – все это опред. стратегию и тактику муз. пед-ой деят-ти, логику муз-но образ-го процесса. Вывод: Т.О. М.П. охватывает достаточно шир-ую область творч. и практич. деят-ти., связанной с м.в и о. Как наука – м.п.-есть часть музыкознания, поскольку её основу сост. знания о музыке и муз.деят. В то же время она представл. Собой один из частных разделов общ.пед-ки, рассматривающей вопросы м.о. 2.Обуч, как пед.процесс. Принцины дидактики в м.п. В уз.смысле в пед.проц выдел-ся 2 специфич. стороны: обуч и воспит. В реальной пед.деят-ти они всегда взаимосвязаны. Фундаментом пед.проц явл закономерности В. и методологические посылки пед.деят-ти. Закономерности Воспитания: 1.В личности происх в процессе включ.её в деят-ть. 2.В.л.-это стимулир активности формируемой личности обучаемого в организуемой деят-ти. 3.В п-ссе в. д/ны сочетаться уважение к уч-ку с высокой требовательностью. 4.В пр-ссе в. следует выявлять полож.кач-ва уч-ся, на которые следует опираться. 5. В пед пр-ссе следует учитывать возрастные и индив особенности уч-ся. 6.В. д/но преимущ.осущ-ся в кол-ве и ч/з кол-в. Методологич посылки пед.деят-ти. 1.В. как и др общ-ые явления носит соц-детерминированный х/р, т.е. оно обуславливается потребностями общ-ва в подготовке подраст поколения к жизни, отражает его развитие, нац. особенности. 2.Источники формир.личности нах-ся преимущ-но вне чел-ка, т.е в общ-ой среде, которая прямо и опосредованно влияет на организацию пед.процесса. Т.О. цель пед.процесса – удовлетворить потребность общ-ва а образовании и воспитании. Обуч., как пед.процесс предст.собой организацию и стимулирование активной и целенаправл деят-ти уч-ся по овладению ЗУН-ми, развитию их муз.способностей, мировоззрения. Д/успешного О.и В. необх-мо претворять в жизнь важнейшие дидактич.принципы муз.пед-ки. «Дидактика» - (греч.) поучающий. – это научная дисциплина, исследующая теоретч основы обуч. Фундам. разработка дидактики прин Я.Коменскому, кот в работе «Великая дидактика» определяет как «всеобщее иск-во учить всех всему» Совр дидактика творчески переосмыслив многовековой пед.опыт создала опред принципы, способств.лучшему усвоению знаний и умств. развитию уч-ся: 1.традиционные – системность и последовательность; - сознательность усвоения знан уч; - прочнось усвоени знаний; - доступность; - наглядность; 2.новые – принцип индив.подхода; - принцип активности; - проблемность; - объединение в пр-ссе обуч –образов, В. и развития уч-ся. - Обуч. д/но проводиться на сравнит высоком уровне трудности. (с 70гг) Эти принципы общ пед-ки, в аспекте муз.обуч отражают свои особенности: Сиситематич. и послед-ть обуч. – это то что связывает муз.пед-ку с др.видами обучения, т.к. нельзя овладеть предметом, изучая его от случая к случаю, нерегулярно. Согласно логике данного пр-та изуч.проводится регулярно, посл-но и в сис-ме. Все это играет огромную роль в формир-нии ЗУН –ов, развитии муз.способностей, эстетич и худ-го вкуса. Этот принцип дидактики вкл. в себя такие треб-ия, как: -связывание незнакомого мат-ла со знакомым; -изложение о простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием м/у ними прич-следственных связей и с подведением к необх.обобщениям. Особенностью муз.обуч. явл. необходимость в систем-их д/з. В ср.школе –д/закрепления знаний, в ДМШ – д/формир-ия муз.образа и В. исполнит ср-в его воплощения, что требует опять системы и длит тренир. Здесь немаловажную роль играет точный выбор репертуара, с учетом индив уч- ся, а также верно сбалансированное соотнош уч-пед-го и худ-го мат-ла. Принцип сознател усвоения требует от ученика не подражания игре педегога и бездумного тренажа (чем больше. тем лучше), а умения сам-но разобраться в темпе, знаках, аппликатуре, штрихах, педали, позициях фактуре и содер-ии пр-ия. Созн работа научает самост-ти мышления и интерпретации.(собств тв-ий подход) Принцип прочного усвоения знаний – это накопл муз знаний, требующее тщательной проработки пр-ия д/подготовки к выступлению (концерт, экзамен)., что развивает память ученика, учит концентрации, собранности и умения испол-ть накопленный опыт в новых условиях. Пр. доступности обуч. связан с необх учитывать возрастные особен-ти уч-ся (общеобраз). А в музыке доступность скорее связана с индив. особен-ми уч-ся, с уровнем их одаренности, со способностью к усвоению. Принц.наглядности в музыке 2вида: показ(иллюстрация) и объяснение.Цель показа – создание представления о худ-ом образе – педагогич или исполнит (худ-ое исполн ). Более эффективен –педагогич, т.к. сопровождается анализом игровых приёмов и указанием способов овладения ими. Индив-ый подход –в муз пед-ке ставится на 1место, т.к. связан с задачей развития, присущих каждому уч-ку, черт, особенностей, сост-их творч-ую муз. индивидуальность.Справиться с этой задачей в более широком объеме позволяют занятия по специальности. Творч подход к развитию индив-ти – одна из важнейших задач муз.пед-ки Принцип активности – признание ведущей роли педагога в муз.развитии и необход-ть активной деят-ти уч-ся на всех стадиях уч. процесса. ( длит сам-ый тренаж, мыслит деят-ть и актив эмоц отношение к исполнению и обуч в целом) Здесь преодоление заданий высокой трудности- репертуар+выполнение худ-ых и технич-их требований педагога. Отсюда Проблемный метод – постановка проблемы или исполнит задачи и поиск их решения – совместно с педагогом или сам-но. Осн дидактич принципы тесно связаны м/у собой, и получить оптм рез-т можно только в творческом применении этих принципов, их синтезе и гибком подходе к инд-ти уч-ся. Цель уч.процесса м/б достигнута различ путями, который себе выстраивает каждый педагог сам-но. Деят-ть учителя не д/на превращаться в мех процесс, а быть тв-ой. И также, педагог д/н идти в ногу со временем, учитывая черты потребности каждого поколения . Выбирая профессию педагога, посл-ий обязан помнить о том, что является неким образцом в построении взаимоотношений с окружающими. Прежде всего это внутренние уравновешенность и гармония. Личное настроение никаким образом не д/но повлиять на уч.процесс. Учитель д/б терпеливым и доброжелательным во взаимоотн. с уч-ками. Д/н уметь спокойно объяснить и помочь преодолеть все трудности в овладении исполнит мастерством не только с одаренными детьми, но и «в массовом муз.воспит»

3.Проблемы массового муз образ в Казахстане

Массовое М.О. – это не узкоспециальный вопрос муз пед-ки, а вопрос будущего нации. Цель: М.О. в Каз-не д/но стать органич.элементом соврем казахс культуры, развивающим интеллектуал и культ-ый потенциал ребенка, воспитывающим в нем уважение и понимание культуры своего народа. До недавнего времени весь имеющийся небогатый опыт в обл массового муз.обаз носил эмпирический х/р и д/него хар-на ориентация на перенос тех или иных конкретных методик из европ регионов, кот рождены в русле европ культуры и ориентированы на В. субъекта этой культуры. Муз.культура каз народа – явление специфическое, отличная от европ.культуры. 1.не сложились специализированные формы концертной музыки. Её звучание совмещалось с др. формами соц-значимого общения. В исламском мире музыка-это часть религиозной обрядности, светских форм общения ( празднества, ритуалы гостеприимства, где серьезная, сложная музыка включ в застолье.) 2.специф сис-ма жанров. Тут не было театра, след-но тетрал муз(опер, балетов), отсутствовала хоровая мыз. Высшим по сложности жанром явл не симфония, как в европе, а макам, кот так же дает картину мира. В каз.муз свои высшие концептуал жанры –кюй, Жыр, айтыс, лирич песни 3.Специф язык – основа его монодия ( а не мн-голосье) 4.Вост и европ муз познают мир разн способами: евр – исследует мир со всей силой человеч рациональности и отражает в интеллектуальных, рационально организованных композициях. Вост- культивирует маетоды эмоционал, медитативного погружения в объекты мира. 5. Соотв-но различ культура слушания: евр – момент рацион-го слежения за логикой композиционного прцесса. Вост.-техника глубокого медитативного погружения, вплоть до транса, в эмоц состояние, освобожд психику от давящего диктата разума. Массовое муз образ в Каз-не, к сожалению, предполагает воспитание слушателей идеальной музыки, т.к считает, недостижимым воспитание чел-ка, способного воспринимать богатство всей мировой музыки. И мас М.О. в Каз-не сводится к овладению нац.муз. традциями, «генетически заложенными в программе его восприятия» ?Как же быть остал нац-ям»??? В настоящее время гос-вом признана ценность родного языка и образования на нем. В отношении музыки аналогичная работа ещё предстоит. Муз. язык этноса такая же реальность,как и вербальный язык. Он своеобразен, системно организован и требует д/своего освоения опр сис-мы передачи. Считается, что В. детей на нац-ой музыке даёт им возможность освоить родной муз.язык.

Сис-ма дет. эстетич воспитания Раимбергеновых

-домбрист Абдулхамит Р., музыковед Сайра Р. Их сис-ма исп-ся в неск-их гг РК, издана Мин.образ в виде программы. Так же как и сис-мы Орфа, Бартока –основаны на нац. культуре. За основу взята игра на домбре –носителе нац.традиции. Домбровые кюи-это концентрация всех богатств каз.культуры. Они сопровожд мифами, легендами историч преданиями. Вместе с игрой на домбре в души детей входит родная история, поэтич фольклор, судьбы нар.музык-ов и богатство род.языка. здесь же дети изуч. и осваивают каз.орнамент и танцы. В рез-те апробации этой сис-мы она всегда давала удив.рез-т. Приобщение детей к миру своих нац.традиций стимулирует столь мощное развитие твор-их способностей, что рез-т комплексных уроков сказывается на всех остал предметах. Как известно TV-занимает 1место в ряду СМИ, поэтому здесь стали показывать ту часть прог-мы Р-ых, кот посвящена игре на домбре. Эффект-ость оказалась высокой, и дети, за два года обуч по TV научились уверенно играть кюи. Человечество, создало фольклор, живущий в устной передаче, и не только фольклор, как известно все виды танцев, начиная с нар-го и заканчивая балетом, все виды изобр. иск-в – от наскального рисунка до фресок, скульптур, икон. Так у казахов душой музыки явл – импровизация, когда музыкант, исполняя пр-ие вносит закономерные изменения, обусловленные конкр. Ситуацией муз. общения. В В. и в Обуч. муз-импровизатора – нотная грамота явл препятствием. Домбристы сызмальства, обуч нотам не умеют не импровиз, ни сочинять. Сис-ма уст.обуч музыкантов, созданная прдками, вырастила таких творцов, как Курмангазы, Даулеткерей, Биржан –Сая и массу др.акынов – импровизаторов, жырау. Р-вы создали сис-му обучения , базирующуюся на традиц безнотной основе с внесением в неё многого нового, сответс-го новому времени, соц-ым условиям, рационализированному менталитету, мироощущению, технич.сред- вам массовой информации, представляемым нашей научно-технич эрой. В каз сис-ме муз образ сложилась противореч ситуация –когда народники-казахи изучают европейскую теорию. В 1991г была издана программа по метод разработке Аманова теоретич курса д/народников отражающего особенности каз муз мышления. Дисциплину наз Этносольфеджио.Она дают понимание грамматики кюя, по з-нам которой уч-ся могут сам-но импров-ать, раскрывать композит способности, побуждая к сочинению собств кюев. В рез-те прохождения курса студенты д/ны уметь: -точно воспроизводить на инстр любой раздел кюя; -импровиз кюй на заданную тему, импров в стиле различ кюйши; -Дать целостный анализ на слух и по нотам образцов инструм музыки каз традиции; -Записать диктанты со сложной штриховой техникой, с разнообразной фактурой, относящиеся к различным домбровым стилям; -нотировать кюи токпе и шертпе; -сочинить свой кюй. 4.Профессионально – значимые (приоритетные) качества учителя музыки. Критерии профессиональной компетентности. Урок музыки- как урок иск-ва совершенно особенный. Необ-ые муз-ые, педаг-ие и др. рода ЗУНи здесь, конечно, нужны. Но этого недостаточно. Нужно значительно больше, что делает учителя Личностью, способной увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять её, стремиться к общению с высоким иск-вом, сам-но его познавать. Какими же качествами д/н обладать учитель? Мы знаем, что цель М.О.- становление муз.культуры шк-ов, как важной и необход части всей духовной культуры. А отсюда следует, что учитель сам д/б прежде всего: -Человеком высокой духовной культуры; -Интеллигентным; велико значение мировоззрения учителя; -Музыкальным – это основа. пронизывающая собой все другие проф.качества, и окрашивающая их глубоким духовным отношением к музыке. Учитель д/н обладать совокупностью муз способностей, потребностью увлечь другого. Д/б способным помочь ребенку почувствовать себя музыкантом. - Любовь к детям, эмпатия (способность к сопереживанию, сочувствию),что определяет его терпимость и мудрость, способность рассматривать тот или иной поступок, процесс В. обуч и развития в определенной перспективе., умение выделить все то хорошее, что внем есть. Специфика этого кач-ва в муз пед-ке в том, что все эти стратегич и тактич задачи решаются учителем с пом музыки и любви к детям. Именно на этой основе учитель музыки способен развивать в уч-ся творч способности, фантазию и интуицию, пробуждать в ребенке более глубокое восприятие мира и осознание себя личностью. Чай-ий: « я всеми силами души хотел бы, чтобы моя музыка служила людям опрой и утешением» Музыка способна раскрыть самые тонкие чув-ва и образы, и иск-во уч-ля сост в том, чтобы помочь детям душевно откликнуться на них. -Проф-ое мышление и самосознание—специфика закл в сплаве худ-го и педаг-го аспектов.Здесь в основе проф подг уч музыки лежит осмысление конструктивн-логической организации звукового мат-ла в единстве со способностью чувственно воспринимать выразит. смысл музык. интонации. Об этом в нач 20в говорили Яворский и Асафьев, в последствии Кабалевский. Сущность пед мышления закл в проектировании, осуществлении и анализе муз- образоват процесса. В силу неповторимости уч-ся деят-ть уч музыки , его пед.мышление носят ярко выраженный творч. х/р как в построении урока в целом, так и в конкретной ситуации. При этом учитель вносит свои собств идеи, определяет личностное видение проблемы, оригинал способы решения поставленных задач., исходя из возможностей конкретного класса, уровня их подготовленности. -проф самосознание – У.М. проявляется в способности анализа собственной конструктивной, исполнит, коммуникативной, организаторской, исслед-ой работы, а также анализа муз. развития своих уч-ов. Т.О: 1.учитель может выявить насколько его проф опыт богат и отвечает необх.требованиям и наметить пути проф-го саморазвития. 2. У.М. определяет рез-ты уч-ся, их продвижения и выявляет насколько эффективен процесс М.О., его путь. Муз-педагогическая интуиция –это непосредственное решение задач без предварит логического профес.анализа. Проявляется в ситуациях муз-го плана и пед-го.(игровые моменты, шутка, переключ внимания, отход от плана урока) Артистизм – проявл в исполнении, в коммуникативной и организаторской деят-ти. (уметь увлечь детей, заразить их желанием и волей к разучиванию, исполнению, сочинению) Личностная проф. позиция –умение обосновать своё видение сущности, организации и проведения процесса М.О. Эта позиция складывается в выборе уч.программы. в расстановке акцентов в решении муз-образовательных задач и реализации тех или иных муз-педагогич принципов. Л.П.П. зависит отпроф муз и пед подготовки учителя, от проф-ых притязаний и амбиций. Методологическая культура – методология это методы исследования. Учитель д/н не только обучать и воспитывать детей, но и наблюдать за ними, за процессом их муз.развития. Учитель муз делает это как созн-но, так и бессзнательно. Изучение методологии педагогики М.О. способствует совершенствует всех приоритетных качеств личности музыки, о которых шла речь. 5.Становление и развитие муз-пед-го знания в истории образования. Формирование муз.педагогики, как науки началось ещё в сред.века, но особенно активное становление её началось с 60х гг 19в. это было вызвано ростом общественного движения, распр-ия передовых идей иск-ва и воспитания. Муз.иск- во и его воспит-образоват возможности стали привлекать к себе все большее внимание многих педагогв, музыкантов, общ-ых деятелей. В уч заведениях дореволюционной России музыка ценилась, как ср-во нравственно-религиозного В. Поэтому в народ школах В. и О. ограничивалось церковным пением. Д\богатых слоев – широко исп-ась и светская музыка. Их обучали вокалу, игре на муз.инструм., участие в светском и духовном хоровом пении, в ансамблях. В нар школах методика Карасёва. Освоение по одному звуку лада (пели всеми длительностями, молитвы, песнопение, прибаутки.) Добивался чистоты и прочности усвоения мат-ла, отсутствие тв-го начала. Большое влияние на развитие муз-просветит идей оказали идеи русских рев- демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Они уделяли ис-ву особое внимание, как ср-ву В. личности, форм-ия её мировоззрения, нравств. облика. Эти идеи вдохновляли многих муз-педагогв, кот стремились сделать музыку доступной д/широких нар. масс. В 1862г в Петербурге Ломакин и Балакирев основали 1 в россии БМШ – где получали М.О. дети неимущих. Затем стали появл муз.классы в др городах Большое распр получила цифровая сис-ма -до-1, ре-2 и.т.д..Карасёв предложил буквенную – гл звук на ступ. Сис-ма подвижного «До» -1ступень любой тонал –до, а все последующие соотв-но – ре, ми. + ручное обознач Все эти упрощ си-мы примен только в нар шк и не способствовали приобщению детей к наст муз ис-ву. Поэтому прогрессивные деят-ли выступали против таких сис-м. На развитие муз пед-ки в конце 19-20вв большое влияние оказала деят-ть изв пед-муз-ов Зарина и Маслова. На основе своего пед.опыта они доказали, что нет бездарных и неспособных детей, что муз способности развиваются у всех детей, если пробуждать их интерес к музыке и тв-ую активность. Зарин предлагал вводить тв-ие задания – сочинять на заданный текст мелодию, досочинять неоконченную муз.фразу, сочинить мелодию на освоен интервалах. Маслов придерживался той же точки зр. Тв-во он видел в исполнит интерпретации песен и в вокал импровизации, сочинении. Он провел исследование, и выяснил, что у всех физич здоровых детей есть муз.слух, а фальшивое пение вызвано: -Ограниченным диапазоном голоса (2-3 звука); -Смещение диапазона от прим-го звука на ч4 или ч5 вниз; -отсутствие координации м/у слухом и голосом; -недостаточная острота слуха; -отсутствие певч.навыков. Вывод: воз-но учить всех детей при индив. подходе. Конец – 19-20в на общ-во оказывает большое влияние идей марксизма. Общ-ый подъем в муз среде –организ ация муз обществ, курсов, уч.заведений. Здесь малогам и неграм рабочие получали общее образ-ие и приобщались к музыке- пение в хоре, овладение муз.грамотой. Занятия строились не на церков музыке, а на народной, русской, зарубежной. Основой овладения тональностей, ладов, интервалов, модуляций – явл нар песня. Пропагандировали обраб р.н.п Балакирева, Мусоргского, Р-К,Лядова, Чайковского. Танеев в Москве основал вместе с Линевой, Яворским народную консерваторию. В Моск нар консерватории впервые были введены занятия «слушания музыки», Яворский такое тв-ое воспр музыки продолжил в Киевской консер-ии..В нач 20гг чета Шатских работала среди детей и подростков, с целью нрав-этич В . Содерж обуч то же что и у Танеева. 1917г- перестройка всей общ-ой жизни. «Положение о единой трудовой школе» говорило о необх всеобщего эстетич и в частности М.В (крупская, Луначарский) Увелич кол-во часов на ур музыки. Разраб новые метод пособия авторит муз- педагоги (Асафьев, Брюсов, Гродзенская) Цели новой школы: 1. Развитие способностей воспр музыку и интенсивно переживать возбужденные ею эмоции. 2. Развит муз.способностей и умений, необх, как д/воспр. так и д/муз.деят-ти. 3. Усвоение нужных д/этого знаний. Каратыгин –муз.критик и педагог тоже подчеркивал знач слушания муз, наз-ая его активной а не пассивной деят-тью. Постоянное сравнение и осознание звучания пр-ия с предшествующим муз мат-лом, предвосхищение его дальнейшего развития требует активизации слухового внимания, памяти, воображения. Асафьев – изв. композитор, ученый, в20е гг посвятил Ряд статей посв муз В. в школе. Осн задачу предмета муз в школе он видел в развитии муз.восприятия, В. муз вкуса уч-ся. К слушан музыки он добавляет и практич усвоение музыки (хоров пение, твор-ая деят) Считает необх формир-ие муз.мышления, различение ритмич, ладовых, динамических, темповых, тембровых соотношений , что способствует форм-ию слуховых навыков, усвоению необх основ муз.грамоты. Также форм–ию слух навыков способ метод сравнения. Который соот-ет самой природе музыки, наличию в ней контраста. тождества и повторяемости. Яворскийс 1917г возглавил нар Киевкую Консер-ию.,где на курсах общего и спец. М.О. занимались дети от 6до 16лет, а также педагоги, повыш квалификацию. Задачи в работе с детьми: развит муз воспр, освоение закономер. муз языка, формир тв-их способностей. Исп. пр-ия, вызывающие яркую эмоц.реакцию. тв-ки строил урок, исп разные виды деят на уроке. При освоении к-л ср-ва муз. выразительности предлагалось прослушать неск-ко пр-ий, где оно проявл особенно ярко., потом шел разбор. Темы пропевались, записывались на слух, они лужили д/освоени нотной грамоты. Некот пр-ия исп д/инсценировки. Итак, в это время: М.В. было не во всех школах; Не было единых планов и требований; острая нехватка спец-ов; не решена проблема взаимосвязи В. и обуч.; применялся комплексный метод –весь уч.мат-л по всем предметам группировался вокруг 3-ех тем (природа и чел-к, труд, общество); вульгарный социологизм – попытка придать классовую сущность муз.явлениям. 30-е гг - в постановлениях «О нач и ср школе» отметив положопыт, вскрыли допущенные ошибки и наметили коренной переворот в развитии муз просвящения: 1. Сокращение часов на ур музыки.(способные и желающие учиться дети могут это делать во внеурочное время) 2. Внекл и внешк-ая работа по М.В. велась интенсивно. (открывались клубы, дворцы пионеров, дет.хор.кол-вы, городские, обл-ые школьные праздники песни 3. Не учитывались возр и индив особен детей, усложнялся репертуар, частые репетиции , форсированное пение вели к перегрузкам, и в конечном итоге к заболеваниям голосов. 4. в 30-е гг формир методики большое внимание уделяла Крупская, чьи суждения сохраняют своё значение по сей день. Она говорила о том, что правил поставленная методика д/на вытекать из самой сущности предмета. А вопрос как преподавать делится на 3: для чего преподавать (каковы цели); что преподавать(содержание уч дисц); кому преподавать (учитывать данные возр психологии) 40-е гг ВОВ – ур М. Официально были сохр только в нач классах и велись не специалистами – учит нач кл. Работали кружки и муз была ср-вом В. патриотизма. В военные и послевоен.гг учителя муз были в тр.положении – не хватало ТСО, нотныхи метод пособий, не хватало самих учителей. Но научно-исслед работа продолжалась, в 1944г создана Академия пед наук, а потом на её базе открыт НИИ худ.воспитания. В работе изв психолога Теплова «Психология муз.способностей» дана их классификация и раскрыты условия их развития. Муз.способности: 1. Ладовое ч-во, проявляющееся в эмоц-ом восприятии и легком узнавании мелодий; 2. Способность к муз-слуховым представлениям – воспроизведение мелодии по слуху; 3. Муз-ритмическое ч-во –сособность чувствовать ритм и воспр-ить его; 4. музыкальность – способность к дифференцированному слышанию муз-го звучания и сопереживания содержания музыки.

Условия развития:

1.Приобщение ребенка к различным видам

муз.деят-ти (ритмика. Пение 2.Выявление раннего проявления муз. способностей, по срав с др Проявление осн способн наблюд в отд случ уже на 1-ом году жизни. На 3-ем г .ж. можно наблюдать уже довольно высокое развитие мелодич. слуха и чув-ва ритма. Теплов также говорил о том. чтопроявление муз способностей способностей зависит от их развития и что обучение д/но неск-ко превосходить возможности уч-ка. – осн. Положение д/школ-ой дидактики. Гродзенская – отмечала единство эмоц-ое и рацион-ое в развитии муз.воспр.Муз.грамотность расценивала, как важное условие В. культурного слушателя. Применяла м-д сравнения, начиная с контрастных пр-ий постеп к сравнению сходных. Её уч-ся собирали коллекции, куда входили пр-ия, кот объединяла, одна тема –«Птицы».» « Море», «Природа». 60-е гг – интенсивное развитие смежных наук: эстетика, психология, музыкознание. Конференции по вопросам муз.слуха, певческого голоса и муз.воспр. проводились регулярно раз в 4 года в НИИ худ.воспитания АПН СССР. 70-е гг – изв. советский композитор и общ-ый деятель – Кабалевский начал создавать экспериментальную программу по музыке д/общеобраз школы. Она явл действующей до сих пор. 6.Специфика муз-пед-ой деят-ти. Любая проф-ия имеет свои особенности, в т.ч. профессия уч музыки. Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонически развитым человеком, увлеченность своим делом – этими чувствами постоянно живёт педагог -музыкант. Учитель музыки: 1. Ведет уч-воспит работу. 2. Формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он д/б не просто широко образованным чел-ом, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком значении этого слова. Профессия учителя музыки требует от избравшего её постоянного совершенствования своей личности, развития муз.интересов, тв-их способностей. Идеалы профессии меняются с развитием общ-ва, зависят от его идеологии и культуры, и вместе с тем основой профессии учителя муз всегда явл гумманистическая устремленность и неразрывная связь с муз.иск-вом. Уч музыки д/б прекрасным музыкантом. Отличное владение муз.инстр, голосом, тонкий муз.слух, умение читать с листа, импровизировать во многом опред успех его деят-ти. Кабалевский выделяет из всех умений, кот д/н владеть У.М. – владение инстументом., т.к любое прослушивание механич записи д/б дополнено живым исполнением учителя т.к оно создает в классе более эмоц. атмосферу, при этом можно остановиться, заострить внимание, проигать к-л часть ещё раз и т.д. и также, играющий и поющий учитель служит хорошим примером. Так же учитель д/н знать теор основу –муз.лит-ру, историю музыки, необх знания смежного языка. Важнейшие стороны деят-ти У.М.: 1. Исследовательская - анализ муз.пр-ий и пр-ий др. видов иск-ва , изуч опыти коллег,уч-ся, анализ собств работы, изучение научной и методич лит0ры, с целью применения её в своей работе. 2. Проектирование – планирование, распределение учебно-воспитат задач, решение которых направлено на нравственно-эстетическое воспит уч-ся, усвоение ими знаний, Формирование навыков и умений, их муз. тв-ое развитие. 3. Конструктивная – построение уроков, внеклас занятий. 4. Коммуникативная – установление с уч-ся взаимоотношений на основе уважения и доверия, завоевание авторитета учеников. 5. Организаторская – практич.решение учебно-воспит задач. Учитель д/н владеть иск-вом общения. Авторитет учителя во многом зависит от его умения быть требовательным и одновременно заботливым, внимательным. С полным правом можно сказать, что личность учителя определяет судьбу музыки, как учебного предмета. 7.Основы педагогики муз.школы. Преподаватель муз.школы. Каждый из выпускников муз.коллджа получает квалификацию преподавателя. У.м. – едва ли не самая распр профессия в наше время. Она имеет многовековую историю: о ней упоминается в сочинениях Платона. В Др.Греции пению и музыке учили с неменьшим тщением, нежели речи (Плутарх) и она входила в число общевоспит предметов. Учителем музыки был И.С.Бах, воспитавший из своих сыновей превосходных музыкантов. Он служил кантором в школе при церкви Св.Фомы в Лейпциге, где не только обучал учеников муз.грамоте, хор.пению, но и отвечал за их поведение. Уроки игры на ф-но давал Бетховен, Шопен, Лист. Огромную роль в развитии муз.образования России сыграли братья Рубинштейн. Педагогикой занимались крупнейшие комп-ры, среди них Р-К, Чай-ий, Глазунов, Лядов. Эта традиция продолжается и сейчас. С тех пор многое изменилось, раннее испол.ис-ву обучали, сами испол-ли и профессии уч.муз как таковой не было, но со временем она оказалась вполне сам-ой. И сейчас муз.пед-ке люди стали посвящать всю жизнь. А в уч.заведениях – конс-ях, кол-ах начали готовить муз-ов к пед.деят-ти. Постеп накопление овыта, его описание, сисематезация и обобщение позволили муз.пед-ке обрести свою теорию, встать на научную основу. В наше время фун- ции муз. пед-ки значит расширились: кроме М.О возложены ещё и воспит фун-ции, что способствует развитию всесторонне развитых уч-ов. Педагог как воспитатель. Сухомлинский: Быть хорошим педагогом можно только будучи хор.воспитателем. и М.В. – это не В. музыканта, а прежде всего В. человека. Особенность восп пр-сса в ДМШ состоит в нерасчленимом единстве – Приобретения знаний, овладении способами деят-ти и формир-нии взглядов и потребностей. В этих школах воспитывает само общение с иск-вом, Воспит фун-ия преподавателя проявляется прежде всего в его активном и многообразном посредничестве м/у иск-вом и учениками. Он выступает прежде всего как личность со сложившимися нравств. принципами. Уч-ся воспитывает не только преподавание и внеклассное общение, но и личные кач-ва педагога, его отношение к своим обязанностям и к окр-им, манера держаться, говорить, его поведение в целом. Ушинский: «Личность воспитателя значит в деле В. всё, в ней самой заключена воспит-ая сила.» Дидактические фун-ции преподавателя: - это фун-ции, определяющие обучающую активность. 1. Ф. носителя знаний. Владение ЗУН-ми, чем свободнее он ими владеет, тем выше его квалификация. Приобретя их в гг обучения, педагог д/н их всю свою последующую деят-ть совершенствовать, отшлифовывать, путем самообразавания и полученного опыта. 2. Умение передавать знания и обучать способам муз.деят-ти. Д/этого нужно владеть общей теорией обучения (дидактикой) и теорией обуч музыке (методика) Д/овладения способами передачи ЗУН нужна практика, кот начинается ещё в уч.заведении. 3. Организаторская фун-ция – ведущая в проф.квалификации педагога- умение организовать познават деят-ть уч-ся, т.к. только в сам-ой работе уч-ся могут усвоить знания и способы деят-ти. 4. Контроль преподавателя за работой уч-ков. Даёт инф-цию об усвоении ЗУНов. Позволяет корректировать познават пр-есс, следить за муз.развитием.

Требования к преподавателю музыки

Проф-ия преп.музыки становится все более сложной, т.к. многообразней и сложней становятся задачи В. и О. Постоянно обогащается содержание муз.образования, расширяются источники знаний о музыке, возникают новые методы и ср-ва обучения, углубляются межпредметные связи. Преп-лю приходится не только обучать своих уч-ов, но и заниматься методич. Или иной тв-ой работой, участв-ать в муз.просветит деят-ти, оказывать проф.помощь кол-ам худ.самодеятельности, учителям общеобаз.школ. Это требует большой проф.активности и широты жизненного кругозора., постоянного пополнения знаний. Успех в пед.деят-ти зависит и от предрасположенности к ней чел-ка, наличия у него пед.способностей. Что же такое П.С. в чем они проявл? Не всякий талантливый музыкант м/б хорошим педагогм и наоборот. Пед.способности., в отлич., от муз-ых тесно связаны с комплексом психических и социальных св-в личности. Преподавание – сложный психич акти тв-го хар-ра. Пед работу нельзя выполнять ни равнодушно, ни механически. Педагог д/н обладать острой наблюдательностью, хор.памятью, тонкой интуицией, развитым воображением, пед- ки направленным мышлением и точной выразит речью.Он д/б активным и одн-но сдержанным, эмоциональным и уравновешенным, настойчивым и терпеливым, уметь концентрировать свое внимание и быстро переключаться с одного вида деят-ти на другой, легко устанавливать контакты. Во всех этих процессах нахадят свое проявление темперамент чел-ка, его х/р и особенности психики. Итак, муз-пед.способности: сплав многих психических св-в личности, дидактических и музыкальных данных при достаточном уровне развития высших – моральных, интеллектуальных и эстетических чув-в. Пед.мастерство –это сплав тв-ой одаренности педагога, приобретенных знаний и уровня общей культуры. Совершенное владение техникой пед. труда, методика. В муз.педагогике: маст-во общения в посредничестве м/у музыкой и учеником. Маст-во проявляется в быстроте реакции и развитой интуиции, в умении точно оценить ситуацию и применить оптимальные ср-ва воздействия, понять ученика и определить его возможности. Суметь выбрать на каждом этапе обучения именно тотрепертуар, работа над которым даст наилучше рез-ты. А ск-ко искусства требуется в показе, в создании на уроке увлеченности музыкой. Как овладеть пед.мастерством? Ещё в молодые г, на подступах к пед.профессии, нужно ставить п/д собой цель – стать мастером своего дела и упорно идти к её достижению. Фундамент мастерства закладывается в гг учения. Следует кач-но, а не формально изучить и освоить все муз.пед.дисциплины. Пед.маст-во приходит с годами, но оно не идентично понятию пед.опыта. Формир-ся пед.мастерство целенаправлено, сис-ой сознат действий: 1. В преодолении трудностей, в нескончаемых поисках. 2. Осмысление собств. Опыта, умение учиться на своих ошибках Педагоги – мастера всегда готовы поделиться своим опытом,раскрыть его секреты, продемонстрировать достижения. 3. Изучение передового опыта. 4. Тв-ое применение знаний и приемов пед.деят-ти. 5. Исполнительская и методич. деят-ть. Компоненты пед.мастерства: Креативность, коммуникативность, организационные способности, муз.способности, рефлективность. Стадии пед.тв-ва: Проф.адаптация, потребность в повышении эффективности образов.деят-ти, потребность вразработке новых тв-их пед.методов Специфич. компоненты муз.пед-ки: Исполнит. артистизм, муз.культура, навыки интерпретауии, способность к созданию тв-ой атмосферы, тв-ое воображение и фантазия. Пед. мастерство уч.музыки – это не только комплекс спец. умений и навыков, позволяющий преподавателю эффективно управлять уч-познавательной деят-тью уч-ся, но и развитие способности к совместной с уч-ся созидательной тв-ой деят-ти. Мастерство учителя – это сложное сочетание психических, пед-их и актерских качеств личности, и оно не может быть определено к-л одной способностью, какой бы значимой она не была. Мастерство отрабатывается сис-ой разл.упр-ий, но не сводится к шаблонному их применению, а предполагает непрерывный педагогич поиск, новаторский подход к делу. Пед.маст-во (по Старобинскому) 1. Умение преп-ля решать в ходе урока худ-образоват задачи (обуч, воспит, развития) в их диалектической взаимосвязи и единстве. 2. Умение строить свои взаимоотношения с уч-ся на гуманной, демократической основе. 3. Умение увлечь уч-ся муз.деят-тью. 4. Умение исходя из возрастных и псих-их особенностей уч-ся и уровня их развития, осуществлять инд-ый и дифферен-ий подход. 5. Умение быть осторожным в выборе высказываний и, тем более оценке высказываний уч-ся. 6. Умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах уч-ся. 7. умение задавать неожиданные вопросы. 8. Умение делать вид, что неожиданные вопросы возникли случайно. 9. умение подготовить ответы на предполагаемые вопросы. 10. умение «выжать» то, что ученик знает, но скрывет 11. Умение провоцировать аудиторию заведомо неправильными сведениями, доводами, выводами на отражение «дезинформационной атаки» 12. Умение считывать цели и мотивы поведения. 13. Умение грамотно использовать в своей работе новинки муз.-пед. науки и практики. 14. Умение тв-ки подходисть к организации муз.занятий. 15. Умение в совер-ве владеть своим «орудием» труда – речью, движением, мимической и пантомимической выразительностью. 16. Иметь активную гражданскую позицию, не бояться трудностей и постоянно демонстрировать уч-ся единство убеждений, слов и дела. Эффективность ур.музыки определяется степенью достижения поставленной цели, реализации худ.—пед. идеи, силой и долговременностью впечатлений, полученных на уроке от общения с музыкой и друг с другом, а также оптимальностью затраченных усилий, средств и времени. 8.Пед.общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения. К числу профессионально-значимых качеств и св-в учителя музыки несомненно принадлежит и умение общаться на высоком тв-ом уровне с классом в целом и с каждым учеником в отдельности. Проблема общения – явл. одной из ключевых в муз-пед-ом процессе, т.к. речь идет о взаимоотношениях учителя и ученика и каждого из них с музыкой. У.М. располагает специфич. возможностями д/создания духовной атмосферы во время занятий, т.к. наряду с уч-ся и учителем особым объектом общения служит музыка. Смысл и специфика муз.ред.общения на У.М. закл. В постижении худ-го Я муз.пр-ия, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога. Учитывая специфику муз.пед деят-ти общение можно трактовать, как Особую деят-ть, напр-ую на создание в муз.пед. процессе таких коммуникативных связей и отношений, которые в наибол мере отвечают природе муз.ис-ва, худ-но –тв-им способам общения с ним. Муз.пед.общение явл некой сис-мой, с определ функциями, кот. несут в себе задачи: 1. Сообщение инф-ции 2. Познание личности другого чел-ка в пр-ссе общения 3. Установление тв-их взаимоотношений в общ-ии Функции муз.пед. общения: 1. Инфор-коммуникативная – это прием и передача инф-ции друг другу. На муз.занятиях этот «обмен инф-ей» происходит в специфич худ-коммуникативной форме. 2. Регулятивная функция – обеспечивает управление эмоционально – эстетич и др. процессамицессами в ходе худ общения с музыкой и корректировку действий при осуществлении совместной деят-ти учителя и уч-ся. 3. аффективно – коммуникативная функция - муз.пед. общение оказывает особое воздействие на аффективные стороны личности шк-ов и самого учителя. Эти функции в своей совокупности обеспечивают достижение в ней высоких тв-их рез тов. В целостной структуре муз.пед.общения выделяют след элементы: мотивационный, содержательно – смысловой и собственно коммуникативно – исполнительский. Мотивационный элемент приводит в действие весь механизм муз.пед.общения. Содержание этого элемента охватывает эмоционально – ценностную и потребностную сферы личности учителя. М.э. отражает понимание учителем худ-эстетической природы муз.пед. общения. В содержание М.э. вкл- эмоционально-эстетические и творчески- волевые проявления педагога-музыканта, такие как потребность эмоц-но открыто выражать свои мысли и чув-ва, стремление достичь духовно-личностного контакта с музыкой и уч-ся, проявление настойчивости и устремленности при решении худ-коммуникативных задач и т.д. Основой Содержательно-смыслового э. Выступают худ-коммуникативные задачи. Они явл отражением специфических задач У.М. Процесс постановки и решения худ-ком-ых задач носит исключ-но твор-ий х/р, т.е. всегда протекает в условиях конкретной муз.пед. практики. Худ.пед.общение в стр-ре муз-образ деят-ти. Преподавание музыки явл. сугубо тв-ой деят-тью, её специфич.компонентами явл.: муз.способности, худ-пед-ие способности, худ-коммуникативные умения, исполнительский артистизм, навыки интерпретации, способность к созданию тв-ой атмосферы, худ.воображение и фантазия. Особую роль в содержании пед.мастерства играет педагогич.общение – сис-ма коммуникативных умений учителя. Чтобы общение на У.М. было продуктивным, учитель д/н хорошо знать своих учеников, их особенности и возможности, и, исходя из этого знания, правильно планировать и осуществлять общение. Т.к. на У.М. преобладают кол-ые формы общения, важно знать состав класса, его муз.тв-ие возможности, сис-му взаимоотношений, психологич, ценностные особенности уч-ся, влияющие на эффективность совместной деят-ти. В любой момент У.М педагог д/н обеспечить оптимал психологич.климат, стимулирующий работу внимания, памяти, тв-го муз-го мышления, восприятия, создающий благоприятную эмоц.атмосферу. Д\того, чтобы управлять общением, препод. Д/н мастерски владеть ср-ми установления и поддержания контакта. С др.стороны, он д/н обучать своих уч-ов приемам контакта, определенным коммуникативным стереотипам. Осн. задача руководства М.О. шк-ов состоит в том,чтобы сформировать отношение к продуктам худ.деят-ти, как к ср-ву общения. Специфический мотив худ.деят-ти – мотив общения иск-вом. В структуре худ.пед. общения: Произведения ис-ва – Учитель и Ученик. Худ.общение – есть специфическая форма общения, в котором худ.пр-ие выступает и как пр-т общения и как ср-во общения. В то же время худ.пед общение при котором формы содержания общения выбираются и применяются в соответствии с з- ми режиссерского и актерского ис-ва (урок-спектакль) Оптимальное пед.общение(с псих.т.зр.) – этотакое общение учителя со шк-ом в пр-ссе обучения, кот.создает наилучшие условия д/развития мотивации уч-ся и тв-го хар-ра уч. деят-ти, д/правильного формирования личности ученика, обеспечивает благоприятный эмоц.климат обучения. Нужно добавить, что театральная педагогика и школьный урок структурно однородны. Это позволяет с позиции режиссуры мастерства актера рассматривать предлагаемые обстоятельства урока-спектакля в качестве правил игры д/учителя и учеников, «на равных» соблюдающих игровые правила. Цель – активизация обучения. Но режиссура пед.действия отличается от сценического. Последнее условно, оно происходит впредлагаемых обстоятельствах жизни на уч.мат-ле того или иного предмета. Психологически муз.пед.тв-ая деят-ть оприрается на худ-пед-ую интуицию, т.е. способность предчувствовать пед.явления, прогнозировать пед.рез-т и перестраивать свою деят-ть, в соответствии с развитием ситуации. В организации тв-го уч.п-сса определяющую роль играют ассоциативные способности учителя, умение моделировать и управлять пед.ситуациями, анализировать пед.рез-т, т.е. пед.тв-во, являющееся одной из основных проф.характеристик личности У.М., следовательно, высшей формой пед.маст-ва. Осн. Цель пед.тв-ва – создание новых методов и ср-тв разрешения пед.ситуаций в п-ссе худ-пед.общения. Если уроки, кот создает учитель дей-но явл рез-том его тв-ва, его худ.пед.позиции, если его дей-но влечет тв-ое общение с учениками, если он чув-ет, что так он может проявить себя, как чел-к и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к тв-ву. «Пока интересно учителю – интересно детям.» Подлинное тв-ое взаимодействие в п-ссе шк.урока начинается в тот момент, когда что-то единое становится объектом совместных интересов, желаний, устремлений. Этим единым м/б: новизна муз.впечатлений, тайна композ-го замысла, красота худ.образа, и, в то же время, увлекательность исполнит.деят- ти, эмоц-сть слушательской интерпретации, обоснованность аналитических выводов. Следовательно, компонент пед.маст-ва – пед.импровизация – способность учителя на основе предварительной разработки в п-ссе урока, опираясь на худ-пед интуицию перестраивать свою деят-ть в связи с развитием пед.ситуации, т.е. создавать урок, как худ=ое пр-ие, непосредственно в ходе исполнения. 9.Сис-ма муз.восмитания и обучения зарубежом. Одна из осн. проблем совр-го общ-ва – его бездуховность. Один из универсальных способов преодоления этого – приобщение детей к иск-ву. Мас-ое М.О. стало проблемой только в 20в. В традиционных общ-вах, где ребенок, вырастая в окружении музыки, поэзии, обрядов, танцев, незаметно приобщался к миру прекрасного этой проблемы не существовало. Во весь рост она встала в индустриальном общ-ве 20в. когда стандартное воспитание в уч.завед было оторвано от мира прекрасного, от высокой дух.культуры человечества. Как пробудить в ребенке духовность, как воспитать его, чтобы мир ис-ва стал ему родным и близким. Много великих умов решали эту проблему. И не случайно, те системы, кот давали рез-т, приобретали мировую известность. За каждой из них стоит опыт той или иной нац.культуры. Эти сис-мы созданы величайшими композиторами и учеными, кот своим тв-вом внесли много нового в муз.культуру 20в. В нач 20в сформировалась сис-ма мыз-ритмич воспитания швейцарского педагога и комп. Эмиля Жак Далькроза. Он пришел к выводу, М.П. 17-18вв. исходит из ложных принципов, а именно: теорию стали изучать в отрыве о практики; эмоции, чув-ва устыпали место технике; из обучения ушло тв-ое начало. Музыкантами он называл того, кто ср-ми инструмента умеет передавть мысли о жизни. Ж.Далькроз стремился возродить целостную педагогику. Он концентрирует уч.мат-л, выявляя в нем 3 взаимосвязанные сферы: Сольфеджио – осн задача – развить слух до абсолютного, научить муз.грамоте. Своеобразный девиз – видеть то, что слышишь и слышать то что видишь. А также применять физические движения. Импровизация – сначала осваивание метро-ритмических, мелодико – гармонических и полифонических элементов музыки. Затем уже исп-ть выразит ср-ва в разнообразной фактуре и на этой основе развивать тв-ую фантазию. Эвритмика или ритмика – В этой сфере он опирается на историч корни идущие от синкретичной античной сис-мы М.О., основанной на взаимосвязи иск-в: танец, деклламация, пение.На этом он возрождает идею триединства музыки, слова и жеста.Ритм явл-ся развивающим фактором. При его развитии можно создать условия д/фор-ия др.сторон музыкальности, д/развития общей эмоциональности и худ-го вкуса ребенка. В сис-ме Далькроза выявл-ся 2уровня: 1. Элементарный – цель кот-го пробудить и развить приподную и эмоциональную отзывчивость, воспитать любовь к музыке. 2. Профессиональный – проф-ое обучение. Очень развит один из элементов этой сис-мы – сольфеджио – у Кодая., чья сис- ма нашла последователей в США, Канаде, Фр, Японии, Аргентине, Прибалтике. Болгария. Д/Б музыки хар-на широкая распевность, диатонизм, богатые мелодич. украшения и своеобраз.ритмика. Нац. самобытность болг.музыки ярко проявляется в певческой культуре народа, которая воспитывается в детях с первых лет жизни. У.М. в школе с 1по9 клоасс, а в 10-12 классах – факультативы по 2 часа в неделю. 1класс подг-ый – дети учатся петь по слуху, водят хороводы с пением под музыку, играют. Со 2кл – пение и муз.грамота. В 6-м знакомство с развитием муз.культуры Болгарии.В 9кл – заруб музыка – Моцарт, Гайдн, Бетховен., понятие о симфонии, сонате, полифонич. формах. Основой мас М.В. в Болгарии явл. нар.песни. Метод «столбцы» Тричкова, в кот лежит сис-ма сознат пения, при кот-ом необх- мы не только разум и сознание, но и «послушное горло» Он считает важнейшей задачей установление координации слуха и голоса. Метод «лестница» -принцип систем-ти и послед-ти. Сознат пением Тричков считает пение по нотам, а пение по слуху – инстинктивным. Но подг этап пение по слуху Дошк-ое восп – подг к сознат пению. Задачи: Полностью закончить координацию слуха и голоса; развить тональное чув-во, ч- во ритма, культивировать любовь к музыке и пению. 1кл. переходно-подг этап слухового пения. Связь с возрастными особен детей – разучивание в игре. На первых занятиях определяет диапазон, выявляет жучков, ставит вместе с голосистыми Методы - пение закр ртом, тихое пение, исполн песен свистом, хлопки руками. Тричков изд сбор «Начальные песни», сгруп по диапазону. Применяет сознатпение по нотам гаммы до маж – поступенно, скачками. Вводит игры – В учителя, игра в пианино – 8детей – нотки. Вводит диктант. Критикует зап.сис-мы – цифровыею, тоника-соль-фа, за то, что они исходят из трезвучия, а не из гаммы. Ур муз в нач классах ведут общие педагоги С 5-8кл учитель со спец факультета. 9-12кл – выпускники консерватории с пед отделений. В посл гг вводятся новые методы – импровизация, игра на муз инстр – свирель, металофон, дудки, мелодика. Согл-но прогр-ме 70-х гг – осн вид деят-ти на уроке хор пение и игра на муз.инструм. Слушанию музыки отвод небол время. ВенргияЗолтан Кодай комп, музыковед, фольклорист, педагог. Сис-ма образ – С 6 до 14 лет занятия в народной школе 2р/нед. Поют в хоре 2 р/н, оркестр - 2р/н. С3-го кл игра на инструм, муз.лит-ра. С 50-х гг есть школы с муз уклоном – где музыке отвод 6 ч/нед. Проф обуч – муз.училище – изуч сольд, гармония, хор.пение, музицирование, игра на инстр. Муз.Академия им. Ф.Листа (обуч 3 или5 лет) 3 года – препод сольф, игры на инстр, пение д/муз, лбщеоб школ. 5лет –(универ) исполнит-артисты, препод высшей квалифик,. Есть Высшие школы – д/подг У.М старших кл. (4года обуч) Здесь получ 2-ую спец – паралел с муз- муз и история, муз и язык Сис-ма Кодая пронизывает все ступени М.В. и О. в Венгрии от дет.сада до Муз.Академии. Основ муз.культуры – народная песня. В фолькл его привлекали высокие эстетич. и этические ценности, нац. своеобразие. Создал сбор песен д/школы. Он важное знач придавал пению, т.к. считал, что оно активно развивает слух. Освоение идет на мат-ле дет. Фольклора – 2-3 звука. Считал , что нельзя обуч игре на инстрм, если не развит слух. Исп-ал различ. Способы воспит внут слуха – по занаку учителя продолчить пение про себя, затем вслух. Ребенок запоминает мелодию, показанную руч знаками, затем воспроизводит её. 2-ух голосное пение с 1класса. Чтение с листа усваивается к 11-12гг, в шк с муз уклоном – к 7-8 гг. Развитие муз.способностей на нач.этапе ведется в игровой форме. Кодай написал «333 упражнения в чтении с листа» Уч-ся осваивают пентатонику, маж,мин трезвучия, пентахорд, гексохорд, семиступенный звукоряд.Далее осваиваются б и м, ч интервалы., сольмизация, модуляция. Ритмич развитие строится на основе освоения ритм.фигур и метра, встречающихся в дет.нар.песнях. Испол ходьба и хлопки под музыку. – это освоение длительностей, пауз, размера. Д/развит ч-ва формы – ритм и мелодич импровизации. Карл Орф – Виднейший комп 20в, музыковед, педагог – последовательсис-мы Далькроза. В 30-х гг создает свою сис-му М.В. Шульверк, где применяет, как и Далькроз соединение слова, звука и жеста.Венцом сис-мы Орфа явл. муз-сценич игра, театр. Сначала эта сис-ма исп д/взрослых: уч-ся 18-20лет обучали музыке и танцу за 2-3 года.Затем началась работа с детьми, в которой осн.принцип – тв-во, вкл-ее в себя импровизацию и сочинение. Нач.этап – развитие ритма – щелчки пальцев, хлопки рук, притоптывание, в сопровождении погремушек, трещотками и др. простыми удар. инструм. Исп-ли и ф-но 1 рояль д/разных ритмич ударов тонич квинт, 2-й рояль д/импровизации мелодии. Отсюда сформ-ся стиль бурдон, предусматривающий разнообразие ладов и вкл. нац. инструментов.Этот принцип стал фундаментом всей элементарной музыкки. Исп. дет.оркестр: 1)Мелодич-ударные- колокольчики , ксолофоны, металофоны. 2)Немелодич. ударные мален тарелки, дерев. Погремушки,дет.литавры. 3) Духовые – блок-флейта. 4)смычковые. Шульверк основан на элемент музыке, в осн-ом диатонической., в диапазоне 5-7 ступенных звукорядов. Задача Schulwerka – научить импровизации по модели, широкоиспользовать фольклор, обращаться к ритмам биологич.жизни и голосам природы, возрождать диалекты и песенную поэзию, в которую вошли пословицы, поговорки, присказки, считалки, дразнилки. Сис-ма Орфа применялась в лечебной педагогике – психич заболевания детей. В зальцбурге откр институт Орфа, где 2-ух годичный курс обучения = к консерваторскому образ. Его сис-ма распр. По всему миру (Канада, Япония). В Японии созд свой вариант Шульверка, как д/одаренных, так и д/труновоспит. Детей. Т.о., сопоставляя сис-мы Далькроза, Кодая, и Орфа, можно выделить след. Черты. 1. Развитие у детей эмоц. Отзывчивости и муз.способ. 2. Развитие координации слуха и физ.движения. Различие: -у Далькроза на первый план выдвигается ритмическое движение У Кодая – хоровое пение У Орфа – элементарное музицирование. Иной подход у Марии Монтессори. Она обращала внимание на сенсетивные периоды развития ребенка, в кот-ых способности легко и полностью развиваются. Она делит М.В. на 3 этапа. 1. Развитие внимания к окружающим ребенка звукам – ребенок постепенно и ненавязчиво «погружается» в доступную музыку. 2. Укрепление метро-ритмич воспр. музыки. –исп. упражнения Далькроза «прогулка по линии», куда вкл. движения рук, ног и корпуса. 3. Формирование гармонич и мелодич слуха – игоа на различ инструм, изобрет самой Монтессори : серебряные колокольчики.»немые клавиатуры» Япония – страна древней и самобытной культуры. Стремление привить детям худ.вкус, умение наслаждаться красотой закладывается сис-ой эстетич. воспитания, кот охватывает школу с 1по9кл. В 1кл – 3р/нед, со2 по 8 –2 раза, в 9 – 1р/н. Занятия проводят квалифиц. Педагоги, имеющие среднее и высшее М.О. Обучение в гос и в частных школах ведется по единым программам, утверж Нац. Мин образ. Содержание М.О. разрабатывает кабинет музыки Научно-исследов. Института, кот. Работает над созданием метод.пособий д/учителей и учебников д/уч-ся. Пособия выпускаются регулярно, большими тиражами, хорошо оформ-ми. Учебники по музыке с некот изменениями и доп-ми переиздаются почти каждый год и выдаются уч-ся бесплатно.В 1-м классе учатся правильно сидеть, дышать во время пения, понимать осн.дирижер жесты, петь легким напевным звуком., осваивают некот муз.инструменты – металлофон, губная гармония, мал.флейта, удар.инстр., обуч нотной записи –сначала исп «лесенка», потом нотный стан. В тар. Классах знакомство с тв-ом заруб. композ, в т.ч.русских. В обуч. широко примен стереограмофонные, видео записи. Сущ-ют хоры – 2р/н. «Поющие голоса Японии» -хоровое объединение. Свою сис-му обуч. создал Шиницы Судзуки, чья концепция основана на глубокой вере в возможности каждого ребенка. Она обращена к детям с 2 до 6 лет. В 2-3 года ребенок приобщается игре на скрипке, кот. Развивает абсолютный слух. Особая роль отводится матери, кот несет ответ-ть за то, чтобы обуч ребенка было радостным. Основу обуч. сост слушание музыки, оно возможно с первых дней жизни ребенка. Он назв. свою сис-му – «методом воспит таланта». В своей киге «В.таланта», он пишет «Моя цель – не сделать детей музыкантами, а развить их муз.способности. Все перечисленные сис-мы вышли за пределы нац.границ, стали популярны. В любой из них можно обнаружить специфические новые черты и каждая из сис-м явл оригинальной благодаря своеобразному комплексному х/ру, основанному на сочетании дидактически ценных элементов. 10.Теория и практика М. О. шк-ов. М. В. и О. явл неотъемлемой частью общего процесса, направленного на фор-ие и развитие чел-ой личности. Поэтому их нельзя рассматривать, как обособленную отрасль знаний. Установлено, что шк-ки отлично занимающиеся музыкой успешно учатся и по общеобрз. предметам. А у одаренных музыкантов, как правило, есть незаурядные способности вообще. Сис-ма массового М.В. и О. разделяется: 1. Общехужож-ые – осуществляются на У.М. в общеобр. шк, внемуз-ых вузах и отчати ДМШ. 2. Проф-ое обр-ие – в спец.уч заведениях –это ДМШ, муз.колледжи, консер- ии, ВУЗы. Понятие М.В. вкл. в себя – целенапр-ое фор-ие и сис-ое развитие способностей чувствовать, любить и понимать музыку, ценить выдающ пр-ия муз.ис-ва, уметь наслаждаться ими. Термин М.В. появился в 20-х гг 20в в связи с работой Б.Яворского. Суть его работы – выявление и раскрытие ср-ми музыки худ-ых и интел-ых данных, заложенных в ребенке природой и развитии у детей способностей восприн. музыку. М.В. вкл. в себя элементы обучения, дает знания о музыке, развивает способности, формирует муз. вкус. М.В. явл частью эстетич. В. М.О. – сис-ма ЗУН-ов в области музыки, приобретенные в пр-ссе спец-но организ-го обуч, а также ч/з муз.практику и самообразование. В пед-ке –обучение-это путь к образ-ию –а О. –рез-т обучения. М.Обуч. – это приобретение ЗУНов, сост-их содержание М.О. , что в дальн-ем позволяет осущ- ять муз.дея-ть. Крайними полюсами в сис-ме дет. М. О. явл. спец.муз.шк. д/одарен. детей и общеобр. шк., а м/у ними ДМШ, ВШИ. Их назнач. – общее М.О. и В. –дополнение к общеобраз программам. Функция – ДМШ – помочь ребенку выявить меру своего таланта, т.к. не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку своей профессией обнаруж. в 1-ые гг обуч. Термин Общее М.О. – ОБЩЕЕ имеет двоякий смысл – 1) Вкл-ие М.О. в сис-му общего образов, куда оно дейст-но д/но входить, как неотъемлемая часть. 2)общее отлич. от спец-го, кот. готовит муз-практиков. В соответствии с реалиями совр. жизни совр дети мир видят по-своему, соотв-но своему поколению. У них наблюд процесс расслоения сознания, поэтому очень важно строить воспит. отношения таким образом, чтобы дети выстраивали свою шкалу ценностей соответствующую духовно богатым людям. В пр-ссе обуч. и воспит д/б обеспечено личностное и проф. самоопределение детей. Это предполагает освоение новых реалий, подг. К экономич. Сам-ой жизни, фор-ие базового минимума культуры, все это необх-мо д/здорового неантагонистического существ-ия чел-ка и окруж его среды. Выводы: Единство и взаимосвязь обусловлены особен. Муз.занятий в кот. музыка выступает и как объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения с музыкой (слушание, разбор, исполнение) и дост-но широкими возможностями применения ЗУНов одних предметов при освоении других. Т.О. являясь нач звеном в муз.образовании ДМШ не ставит своей задачей подготовку каждого уч-ся к проф.деят-ти. Её назначение – муз.эстетич. В. широкого круга детей, но кроме этого ДМШ д/на выявить наиболее способных детей д/поступления в спец.уч.заведения. Только шаг за шагом, ведя учеников от первых, ещё поверхностных муз.впечатлений к глубокому серьезному постижению музыки, когда иск-во из приятного времяпровождения превращается в жизненную потребность ч-ка, педагог-музыкант сумеет приобщить своих уч-ов к миру муз. иск-ва.