Каталог :: Музыка

Реферат: Людвиг Ван Бетховен

                                    Реферат.                                    
                              Людвиг ван Бетховен.                              
                     Семья. Детские и юношеские годы.                     
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. Этот
не большой городок был резиденцией кельнского курфюрста
[1]. Не  последнее место отводилось здесь музыке. В музыкальной капелле на
службу у   курфюрста находились дед и отец Людвига. Дед композитора – фламандец
[2] по происхождению ещё юношей поселился в Бонне. От деда унаследовал
Бетховен многие черты характера: настойчивость и неистовую работоспособность,
гордость и независимость нрава.
Иоганн ван Бетховен – отец Людвига – также служил в капелле. Певец, скрипач и
клавесинист, он был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю
сделалась  причиной многих страданий семьи и  особенно  Людвига. К
обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена он отнёсся как к новому
источнику  доходов.  Принуждениями, побоями он  заставлял  4-летнего
ребёнка часами просиживать за фортепиано, бесконечно твердя бессмысленные
упражнения на скрипке. Обучение у Бетховена было без всякой системы: один
учитель сменял другого, и хотя среди них встречались и знающие музыканты,
никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего
композитора.
Новый учитель Людвига, Нефе, прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность
музыкального руководителя боннского “национального театра”. С 1782 года юный
Бетховен систематически посещал театр и даже работал в нём. Этим он был
обязан своему новому учителю.
В 1782 году Бетховен  уже написал  три сонаты для  клавесина; тогда ему шёл
тринадцатый год. Но никаких перемен в материальном положении Бетховена  не
последовало. Когда Людвигу исполнилось14 лет, его отец окончательно потерял
голос и пил запоем. Заработка не хватало.
В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в
Бонне. Он преподавал и выступал аристократических домах и  при дворе. Его
импровизации за клавесином, полные огня и воображения уже тогда поражали
слушателей. Первые произведения Людвига – вариации, сонаты, фортепианные
квартеты, песни – могли выдержать сравнение с сочинениями  признанных
немецких композиторов.
По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта растёт его преклонение
перед гением этого музыканта. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы
становится непреодолимым желанием Бетховена. И весной 1787 года  юноша
направляется к Моцарту в Вену. Моцарт, всецело занятый сочинением “Дон
Жуана”, всё же нашёл время послушать игру Бетховена. Юный композитор
блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех, кто там
присутствовал. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: “Обратите внимание на
него. Он всех заставит о себе говорить”.
Внезапно получив известие о тяжёлой болезни матери, Людвиг спешно уехал
из Вены домой. Её хрупкий организм не выдержал тяжелой длительной болезни,
бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды.
После  смерти  жены  отец  совсем опустился, а  вскоре и вовсе умер. Людвиг
становится главой семьи. Помимо работы в капелле, он вечерами играет на альте
в оркестре оперного театра, даёт  уроки  музыки. Непосильная  нагрузка заметно
подорвало здоровье Бетховена. К тому  же он перенёс  тиф  и  оспу,  оставившую
заметные следы на лице.
Но жестокие удары судьбы не сломили сильного духом юношу. Он продолжает
самообразование. Во время французской революции Бетховен поступил в Боннский
университет на факультет философии. Но он проучился там всего один год.
Почему он прекратил занятия – неизвестно.
Бетховену не  удалось  получить  систематического  образования. С  11-ти лет
будущий композитор уже перестал посещать общеобразовательную школу. Однако
он   начал    заниматься   самообразованием:   изучил   французский   и
итальянский  языки,  знал  латынь и  всю  жизнь  питал  глубочайшее уважение к
классической литературе.
Как ни печально было детство Бетховена, он навеки сохранил о нём и о его
родных местах, где оно протекало, нежное и грустное воспоминание. Сердце его
навеки осталось верным этому краю.
В течение 4-ёх лет – с 1788 года  до отъезда из Бонна  в 1792 году  –  Бетховен
прошёл превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все
популярные оперы того времени.
                          Первый венский период.                          
В начале ноября 1792 года Бетховен выехал в Вену. Годы 1792 – 1802 составляют
так называемый венский период в творчестве Людвига ван Бетховена. Со своим
музыкальным прошлым молодой композитор решительно порывает. Новым композициям
он даёт номера, начиная с первого “опуса”.
В эти годы Бетховен сочиняет главным образом пьесы для фортепиано. Одна за
другой создаются первые 15 фортепианных сонат, два превосходных концерта
для фортепиано с оркестром, 6 струнных квартетов, Серенада для флейты,
скрипки и альта. Среди этих произведений есть и такие, как “ Патетическая
соната”, “Соната в роде фантазии”, получившая название “Лунной”.
Вначале Бетховену жилось в Вене трудно. Его первое жилище находилось в
полуподвале. Юноша страдал от сырости  и  холода. Появились непредвиденные
расходы. Людвиг начал учиться танцам, а затем и  верховой  езде.  Однако танцы
давались Бетховену с трудом, и он никогда не научился хорошо танцевать.
Средства Бетховена складывались из подарков аристократов, в салонах которых
он выступал, а позже и из авторских доходов. Ему удалось начать печатать свои
произведения почти с первых шагов композиторской деятельности в Вене, что
было тогда делом не лёгким.
В первый период пребывания в Вене Бетховен продолжал писать в большом
количестве камерные ансамбли для различных инструментальных составов:
струнного трио, квинтетов, секстетов и т.д.
Прошло четыре года с тех пор, как Бетховен приехал в Вену. И вот старые
друзья, хорошо знавшие его в юности, стали замечать, как изменился его
характер. И  прежде  вспыльчивый  и  замкнутый, Бетховен становился всё более
раздражительным, подозрительным даже по отношению к тем, кого искренне любил.
Эту перемену его друзья объясняли тем, что Бетховену, с его гордостью и
независимым характером, особенно трудно переносить своё ложное положение
среди венской знати. Кроме того, им было известно, как плохо  Бетховен
разбирается в людях и как тяжело переносит разочарование в них.
Все это верно. Но дело было не только в этом. В 1800, по другим сведениям в
1801 году у Бетховена начал ослабевать слух.
Крушение мечты о счастье, ужас, испытываемый от надвигающейся глухоты,
привели Бетховена к мыслям о самоубийстве. По совету врачей Бетховен уезжает
в Гейлигенштадт – уединённое место неподалёку от Вены. Курс  лечения,
принятый Бетховеном, не оправдал надежд, и мысли о смерти не покидают его. В
октябре 1802 он пишет завещание братьям Карлу и Иоганну.
В потоке произведений, созданных в 1800 – 1803 годах, нашло отражение всё,
что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и неистово пламенный
протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда
жизни, активной деятельности. Таковы третий фортепианный концерт c-moll,
соната as-dur, с похоронным маршем и “Лунная” соната, соната d-moll и ряд
других произведений.
Жизнь Бетховена в течение 1803–1805 годов не была особенно разнообразной.
Важным событием явилась новая “академия”. Исполнялись две первые симфонии,
Третий концерт для фортепиано и недавно законченная оратория.
В период 1805 – 1809 были созданы ещё три симфонии – Четвёртая, Пятая и
Шестая, три концерта – один скрипичный и два фортепианных (Четвёртый и
Пятый), хоровая фантазия и увертюра.
К этой эпохе, к годам любви и надежды относятся и Три струнных квартета,
образующих группу отчётливо связанных между собой произведений. В январе 1808
года, издав эти квартеты, он посвятил их  графу Разумовскому.
                   Последний период жизни и творчества.                   
В период с 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет сравнительно медленно и мало.
Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен “К
далёкой возлюбленной”. Совершенно оригинальный по замыслу и музыкальной
композиции, он явился ранним предвестником романтических вокальных циклов
Шуберта, Шумана. Вслед за песнями на протяжении нескольких лет (1816 – 1822)
выходят пять последних фортепианных сонат.
В конце 1815 года умер брат Бетховена, Карл Каспар. Отношения между братьями
натянутые, но в последние годы болезни Карла композитор проявлял  к
умирающему самое сердечное внимание и нередко помогал ему деньгами. Карл
Каспар завещал опеку над 9-летним сыном не жене, а своему великому брату.
Одинокий Бетховен, всегда страстно жаждавший семьи и обожавший  своего
племянника Карла, с радостью согласился. Немало унижений и   волнений
пришлось пережить Бетховену в связи с этой злосчастной опекой. Маленький Карл
не любил своего дядю, хотя умел ловко подлаживаться к нему. Двуличие и
лживость племянника доставляли бесконечно много огорчений Бетховену.
Постоянное беспокойство, полная глухота, болезнь глаз, желудка и печени – всё
это вместе взятое сделало Бетховена стариком уже в пятидесятилетнем возрасте.
.26 марта 1827 года Бетховен был ещё жив. День был мрачным. Тяжёлые глыбы
облаков скопились на небе. Между четырьмя пятью часами надвинулись такие
тучи, что в комнате стало совсем темно. Удар грома потряс комнату. Бетховен
открыл глаза, угрожающим жестом поднял к небу правую руку со сжатым кулаком.
Выражение его лица было страшно. Казалось, он сейчас крикнет: “Я вызываю вас
на бой, враждебные силы!..” Но рука упала. Глаза закрылись. Он пал в бою.
.Его похороны состоялись 29 марта.
Автор – Дмитрий Шкулис.
Средняя школа “Науямесчё”, г. Вильнюс
1998 г.
     
[1] Курфюрсты – князья (духовные и светские), за которыми в 13 веке было закреплено право избирания императора. [2] Фламандцы – народ на севере Бельгии.