Каталог :: Москвоведение

Доклад: Благовещенский собор

Благовещенский собор.
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с
золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484— годах
псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя.
Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60‑х годах
XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями
собора и две ложные —таким образом, собор превратился в девятиглавое
сооружение. В 70‑х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть
с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным
переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади,
храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.
Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили
псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры:
восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и
много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с
высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в
галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с
пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги
монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на
пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель,
Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие —в то время на Руси образованные
люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный
белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой
ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять
рядов. Третий ряд называется «праздничным» —на его иконах изображены
различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме
четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века)
—«Благовещание», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение»,
«Преображение», «Воскрешение Лазаря»и «Вход в Иерусалим» —прин длежат кисти
Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса- «Тайная вечерня»,
«Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие
святого духа», «Успение»выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд
иконостаса —деисусный (от греческого слова «деисус»моление). Он расположен
ниже праздничного. Основная тема ряда —заступничество святых (они изображены
в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда
(кроме «Архангела Михаила»и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком.
Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году
артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия.
Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое
место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от
иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо
библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы —изобр
жение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части
храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для
царицы и ц рских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана
Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над
выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением
Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века
Симоном Ушаковым.