Каталог :: Москвоведение

Реферат: Головино - история, современность и будущее

     Головино.
     Название этого селения, находившегося на месте нынешнего Кронштадтского
бульвара и Смольной улицы, происходит, по мнению некоторых исследователей, от
прозвища боярина И.В Ховрина-Головы. 
     В Смутное время Головино превратилось в пустошь. В 1614 г. она была в
поместье "за Гаврилом Васильевым сы­ном Хлоповым". Захудалый дворянский род
Хлоповых едва не возвысился в годы царствования первого Романова - Ми­хаила
Федоровича, который выбрал себе в жены Марию Хлопову. Но интриги Салтыковых,
родственников со стороны матери молодого царя, расстроили свадьбу; невесту
сосла­ли в Сибирь, и опала легла на весь хлоповский род. Лишь спустя много лет
Хлоповы оправились от этого удара.
     В 1635 г. Г. Хлопов покупает часть земли, приписанной к Головину, а через два
года выкупает и все поместье. Голо­винскую вотчину он передает своему сыну
Ивану Несправе, но тот владеет ею недолго и "во 147 (1639) год та Иванова
вотчина Хлопова справлена за детьми ево за Дмитрием, за Иваном да за Василием
Хлоповым". В 1683 г. Головине от­мечается как деревня, а в писцовых книгах
Московского уез­да 1685 и 1686 гг. пишется сельцом. Небольшое, в несколько
дворов, сельцо делится многократно среди Хлоповых, пока один из них - Иван
Иванович - не продает доставшуюся ему часть сельца в 1737 г. советнику Семену
Молчанову.
     В 1750 г. камергер Алексей Андреевич Хитрово покупает часть Головина у одного
из владельцев, Николая Хлопова, а через три года еще одну часть - у Молчанова.
Таким обра­зом, ко времени Генерального межевания сельцо Головино находится в
руках у двух хозяев: большая часть принадле­жит А.А. Хитрово, который владеет
113 десятинами 377 са­женями земли с 4 дворами и 19 крестьянами, и меньшая -
Федосье Александровне Хлоповой, имевшей 41 десятину 1 868 саженей земли и 12
дворовых (крестьян у нее не было). Стояли в сельце два господских дома,
окруженных садами. Сельцо располагалось на суходоле, "земля иловатая, хлеб и
покосы средственные".
     Головино на протяжении XVIII столетия очень часто меняло владельцев. Сын А.
Хитрово, полковник Николай Алексеевич продал имение Г. И. Бестужеву, от
которого оно перешло к бри­гадиру Алексею Ивановичу Голохвастову. А в 1788 г.
надвор­ный советник И.П. Перелывкин продал сельцо за 2 000 рублей лейтенанту
Михаилу Родионовичу Хлебникову, семья которого владела сельцом довольно
продолжительное время. Жили Хлебниковы на Маросейке. Здесь Михаил Родионович
скупил несколько владений и в 1782 г. выстроил трехэтажный дом по проекту, как
утверждают, В. И. Баженова. А в 1793 г. продал этот дом за 120 000 рублей
серебром своему шефу - генерал-
     фельдмаршалу графу П.А. Румянцеву-Задунайскому, у которого служил секретарем.
Сейчас здесь (Маросейка, 17) размещает­ся посольство Белоруссии. На рубеже
веков хозяином сельца становится майор Иван Михайлович Хлебников.
Экономичес­кие примечания отметили в это время "сад регулярной с ран-жерею
копаной". По 7-й ревизии (1816) сельцом владеют "под­полковница Агапия
Филипповна и сын ея майор Петр Михайлович Хлебников". Сельцо увеличилось
незначительно - 11 дворов с 72 крестьянами и 16 дворовых.
     В 1850 г. Головином владеет полковник Михаил Михайло­вич Обольянинов. Сельцо
словно остановилось в своем раз­витии - те же 11 крестьянских дворов, а число
душ даже уменьшилось до 60 крестьян и 7 дворовых. Часть крепост­ных помещик
перевел в другое свое имение, в Калужскую губернию.
     Ко времени перехода усадьбы в руки Головиных она выг­лядела типично
помещичьей. Главный дом - одноэтажный с парадного фасада и двухэтажный со
двора. С домом соеди­нялся крытой террасой длинный деревянный флигель,
пред­назначенный для торжеств и балов. На парадный фасад вы­ходили огромные
окна, протянулась во всю его длину терраса, которая служила танцевальным залом.
В старинном парке с широкими липовыми аллеями находился маленький пруд, а за
ним была небольшая роща.
     При входе в парк, справа, была построена небольшая оранжерея. Она особенно
славилась своими персиковыми деревьями, подобных которым не было даже в
Царскосельс­ких дворцовых оранжереях. Придворный садовник Хейдерн был
специально командирован в Головине за ними. Этот чуд­ный сорт совершенно
зеленых, крупных персиков "Венус" от­личался особенным вкусом и ароматом.
     Садовник Гаврила, живший с семьей при оранжерее, все­гда имел наготове ярко
вычищенный самовар к услугам окрес­тных дачников, прибывавших целыми семьями в
Головинский парке корзинами, запасами всякой снеди, чтобы расположить­ся на
лужайке под тенью вековых деревьев и пить чай.
     Очень религиозная, склонная к мистицизму, В. И. Голови­на совершала
паломничества в Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь, вела активную переписку
с видными деятеля­ми церкви. В подвале ее московского дома (Б. Успенский пер.,
10) она устроила приют для странников и богомольцев.                                
     С   1869 г. в усадьбе поселился крестьянин Рязанской губернии И. И. Гулин.
Отвергнув мирскую жизнь, он тайно был пострижен в монахи под именем Михаила,
а затем и в схимо­нахи под именем Николая. С разрешения Головиной ему
по­ставили небольшую хижину в глубине рощи. 
     По просьбе Николая владелица приняла двух девиц, его духовных сестер,
крестьянок М.М. Стрельникову и Е.Я. Му­равьеву, посвятивших свою жизнь Богу.
Вскоре к ним присо­единилась еще одна девица - Е.К. Репина. Они привезли с
собой икону Казанской Божией Матери, написанную акаде­миком византийской
живописи В.В. Васильевым (1828-1898). В честь этой иконы получил название и сам
монастырь.
     В 1872 г. в усадьбе поставили двухэтажный терем, в верх­нем этаже которого
устроили домовую Спасскую церковь, а нижний был занят кельями, где жили
послушницы. В этом же году Гулин, совершая паломничество в Оптину пустынь,
скон­чался. Девицы, похоронив учителя, вернулись в Головине.
     Однажды в доме Головиной встретились иеродьякон Да­нилова монастыря Серафим,
юродствовавший во Христе, пользовавшийся большим уважением среди московского
ку­печества, и купец Н.И. Сидоров. Результатом их общения ста­ла покупка
Сидоровым 8 десятин земли, на которой он устро­ил дом-богадельню на 20 человек.
     В.И. Головина умерла в 1880 г.; ее дочь С.Н. Слепцова, выйдя замуж, была
представлена ко двору; ее мало интере­совала головинская община; В мае 1881 г.
еще 75,5 десятин земли с лесом и постройками перешли к Сидорову.
     Купец обратился с просьбой к Московскому митрополиту Макарию учредить в
сельце Казанскую женскую общину. В про­шении он указывал, что жертвует свое
имение в пользу общи­ны. Вскоре Синод вынес решение об учреждении общины.
     В следующем году за очень короткий срок возвели дере­вянную на каменном
фундаменте церковь Казанской иконы Божией Матери. Сидоров на свои деньги
снабдил церковь всем необходимым для богослужения. 19 октября 1882 г. церковь
была освящена Московским митрополитом Иоанни-кием. Начальницей общины выбрали
одну из первых насель-ниц - М.М. Стрельникову, позже она стала и первой
настоя­тельницей под именем Магдалины. Муравьеву посвятили в казначеи, а
Репину-в благочинные. В 1885 г. именным ука­зом Александра III за общиной была
закреплена подаренная земля; 7 марта 1886 г. Синод постановил переименовать
об­щину в Казанский Головинский общежительный монастырь со штатом из 15
монашествующих и стольких же послушниц. Этот год и считается годом основания
монастыря.
     Каменный соборный храм Живоначальной Троицы с дву­мя приделами - Марии
Магдалины и Черниговской Божией Матери - построил в 1887 г. вологодский купец
М.Н. Киселев в память умершей жены, и он же на свои деньги снабдил его всем
необходимым. Своды и стены храма расписаны за счет рогачевского крестьянина П.
В. Корнева. В монастыре пост­роили двухэтажное здание, нижний этаж которого
заняла больница, а верхний - богадельня. В этом же корпусе нахо­дилась церковь
св. Акилины, построенная на деньги Воскре­сенской купчихи Акилины Смирновой,
принявшей тайный по­стриг под именем Рафаилы. На средства благотворителей
возвели еще два корпуса: для настоятельницы и для братии с трапезной и
пекарней. В 1901 г. здесь появилась школа. Обитель постоянно росла и
благоустраивалась; перед пер­вой мировой войной в монастырских стенах жили 150
мона­хинь и послушниц. Деревянные постройки сменились камен­ными строениями,
была возведена каменная ограда. Монастырь сдавал в аренду свою землю под
застройку дач. Всего монастырю принадлежало 63 с лишним десятины земли и 75
десятин дровяного леса в соседней Ростокинской волости.
     В 1911 г. в связи с 25-летием монастыря было решено заложить новую каменную
колокольню, так как старую деревянную приходилось часто ремонтировать, и вид у
нее был невзрач­ный.
     Закладка новой колокольни происходила 8 июля, в день престольного праздника в
честь Казанской иконы Божией Ма­тери. В основании заложили медную доску с
памятной над­писью. Колокольню наметили построить высотой в 25 сажен (свыше 32
м) - по числу лет существования монастыря ко дню закладки.
     Пожалуй, это было последнее радостное событие в со­здании и строительстве
обители. Наступившие трудные вре­мена сказались и на монастыре. В первую
мировую войну сестры активно участвовали во всех начинаниях тыла: помо­щи
раненым, сборе теплых вещей, книг для фронта.
     Да и отношения с советской властью в первое время были если не теплыми, то
вполне нормальными. В 1919 г. Николь­ская больница развернула в монастыре
госпиталь, и Нарко­мат здравохранения выделял ежемесячно по 500 рублей на его
содержание (сумму скорее символическую). Но по окон­чании гражданской войны
настали тяжелые времена. Во вре­мя голода 1921-1922 гг. началась кампания по
изъятию цер­ковных ценностей. И хотя иерархи сами предложили помощь, советская
власть отказалась от нее, потребовав полной кон­фискации всех драгоценностей,
облачений, утвари, в том числе и той, что была необходима при богослужении.
На­чался повальный грабеж церквей и монастырей. Не минова­ла чаша сия и
Головинский монастырь. В апреле 1922 г. здесь реквизировали 9 пудов 1 фунт 23
золотника), есть свыше 144 кг) ценностей. Следует отметить, что это общий вес,
куда входили не только драгоценные камни и металлы, но и ар­матура, их
скрепляющая, облачения и прочее.
     По некоторым данным изъятые ценности направлялись не столько на помощь
голодающим, сколько на уплату репараций по Брестскому миру, тем более что Запад
отка­зался продавать хлеб Советскому правительству и, если бы не помощь Ф.
Нансена, число погибших от голода и болезней могло быть гораздо больше. После
ограбления жизнь в монастыре продолжалась. Сестры по примеру других обителей
организовали трудовую артель. Фактичес­ки она уже существовала, созданная самим
образом жиз­ни в монастыре, и лишь оформилась в советское время как один из
способов выжить. А трудолюбия монахиням было не занимать. Вспомним рукодельную
мастерскую обители, ее сельскохозяйственные производства. На Все­мирной
выставке 1900 г. в Париже золотошвейная работа с жемчугом получила "Гран При".
А молочную ферму Го­ловинского монастыря окрестные жители вспоминали де­сятки
лет спустя после закрытия обители.
     Очередная кампания советской власти в борьбе с ре­лигией была направлена
против так называемых "лжеар­телей", созданных в монастырях. Какие только
обвинения не звучали в их адрес! В 1923 г. добрались и до Головин­ского
монастыря. По постановлению президиума Красно­пресненского райсовета
земледельческая артель монахинь была распущена. Вопрос о том, имел ли право
райсовет города Москвы распускать организацию, находящуюся в юрисдикции совета
Ульяновской волости Московского уез­да, даже не стоял.
     Но еще некоторое время монахини влачили свое суще­ствование в обители, тем
более что большинству из них про­сто некуда было деться. А тут еще непрошеные
гости, посе­лившиеся в монастыре: рабочие фабрики им. П. Алексеева (бывшая
Иокиш), студенты, военнослужащие.
     Окончательно монастырь закрыли, очевидно, в 1929 г. В этом году еще слышали
праздничный звон колоколов на Пас­ху, видимо в последний раз. Послушниц
распустили по до­мам, а сестер, как и практиковалось в те годы, выслали в места
отдаленные.
     Время закрытия монастыря совпало с созданием совет­ской крепостнической
системы: началом коллективизации. Организовали колхоз и в Головине.По переписи
1926 г. в селении насчитывалось 40 дворов и 227 жителей, пре­имущественно
крестьян. Как писала районная газета "За темпы" (пос. Сходня) "коллективизацией
охвачено 100%". Оказывать помощь колхозу обязали Никольский кирпич­ный завод.
     Монастырь был обречен. Спасская церковь - первая на территории монастыря -
была превращена в общежи­тие. В 1970 г. она была снесена, на ее месте сейчас
жилой дом. Главная святыня монастыря - икона Казанской Божией Матери, хранилась
в специально построенной для нее церкви. После закрытия храм был обезглавлен,
пере­строен, к нему прилепили сарай, а в 1970 г. храм уничто­жили. Икону
удалось спасти; сейчас она находится в цер­кви Знамения (в бывшем селе
Аксиньино). Троицкий собор после 1930 г. перестроили в четырехэтажный жилой
дом. Летом 1970 г. его снесли и на его месте возвели двенад­цатиэтажный дом.
     На монастырском кладбище, остатки которого также унич­тожены к 1970 г., кроме
захоронений клириков, жертвовате­лей, семейства Иокишей, находились могилы
художника-пе­редвижника, академика К. В. Лемоха, его жены и внука Мити
(являвшегося также внуком Д.И. Менделеева). В 1951 г. не­подалеку от бывшего
монастыря открыли новое кладбище, Головинское, ныне заброшенное и более
напоминающее свалку.
     Из монастырских строений уцелела лишь колокольня, ко­торая "до сих пор высоко
возносит крест над округой, видне­ясь на несколько километров, словно
поминальная свеча по погибшему монастырю".
                         Современный район                         
     В настоящее время район “Головино” самый крупный район в округе, имеет
площадь  1089 га с населением 84 тысячи человек. В районе 10 школ, 17 детских
дошкольных учреждений, школа-интернат, 4 профтехучилища, техникум, 5 библиотек,
ДК “Онежский”. Население обслуживают 4 поликлиники, больница, 82 предприятия
торговли,
     26 – общественного питания, 33 – службы быта, более 200 объектов
мелкорозничной торговли. 
     После присоединения территории к Москве, район заст­раивался жилыми домами, в
основном пяти- и девятиэтаж­ными. К существующим предприятиям добавлялись
новые, среди которых можно отметить завод "Грамзапись" и завод нестандартного
оборудования им. А. Матросова, выросший из неказистой московской артели.
     Появляются и учебные заведения: Московский институт инженеров гражданской
авиации (МИИГА) и политехникум связи им. В. Н. Подбельского.
     В 1981 г. на Головинском шоссе вырос Центральный дом охотника и рыболова -
комплекс, состоящий из гостиницы, ресторана, охотничьего магазина и различных
помещений, предназначенных для культурно-просветительской работы. Летом 1988 г.
здесь открылся первый в стране музей охоты и рыболовства. В экспозиции
посетители могут увидеть чуче­ла зверей, рыб и птиц; хорошо представлены редкие
издания старых книг, карты, фотографии; можно проследить эволю­цию охотничьего
вооружения: от луков и копий древних охот­ников до современных многозарядных
карабинов.
     Сельцо Головино исчезло, но память о нем сохранилась, и название его
закрепилось в названиях Головинское шоссе, Головинские пруды. В 1991 г. в
соответствии с новым адми­нистративным делением столицы образован муниципальный
округ Головине.
                       Перспективы развития                       
     Головинский округ – наиболее густонаселенный в Северном округе. Основное
направление для улучшения жилищных условий – реконструкция пятиэтажной
застройки и замены ее многоэтажной. Одну из первых пятиэтажек в городе сломали
именно у нас, еще в 1991 году. Главная задача властей нашего округа – улучшение
жилищных условий москвичей-северян. Префектуре приходится думать и о тепле для
людей, и снабжении их продовольствием, об одежде, о крыше над головой и о
многом другом.
     В соответствии с разработками научно-исследовательских институтов и на
основании принятых правительственных документов планируется вывод с территории
округа предприятий, которые загрязняют окружающую среду. При этом будет
освобождена большая территория. Намечено перепрофилирование прдприятий с учетом
требований экологической чистоты.
     Система образования в округе решает задачу максимального удовлетворения
образовательных потребностей населения. В основе программы лежат идеи
сохранения сети государственных учебных учреждений, возможно более широкого
внедрения в учебных учреждениях специализированных программ, непрерывности
образования, создание и развитие наряду с государственными альтернативных
учебных заведений, повышение качества работы сиротских учреждений, расширения
работ по допрофессиональной подготовки и профессиональному обучению на базе
учебно-производственных комбинатов. 
     Это, конечно, не означает, что все у нас решено. Мы хорошо видим свои главные
проблемы.
     Из всего, что рассказано выше, очевидно, что не так уж и много в Головинском
округе объектов, которые принято называть “природными”. А это означает, что
нужно особенно бережно относиться к тому, что еще сохранилось. Природное
наследие нужно беречь так же, как и наше культурное достояние.