Каталог :: Менеджмент

Реферат: Внешнеэкономическая деятельность Казахстана

         Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности.         
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает
разнообразные формы и методы. Основными формами регулирования являются:
1.    финансирование внешнеэкономической деятельности;
2.    налогообложение;
3.    инвестирование;
4.    внешнее заимствование;
5.    внешняя задолженность;
6.    субсидирование экспорта.
Методы регулирования соответствует указанным формам и включают прямые и
косвенные способы.
К прямым относятся административные формы регулирования: лицензии и квоты;
может также устанавливаться государственная монополия внешнеэкономической
деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции).
Лицензирование и квотирование экспорта и импорта используются как временные
меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях
ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.
Лицензия – разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на
вывоз или ввоз продукции, товаров, валюты, информации. Квота – часть, доля в
общем объеме производства, предназначенная для внешнеторговой деятельности.
Государственная монополия представляет собой наиболее нерациональный способ
регулирования внешнеэкономической деятельности, но в неблагоприятных условиях
состояния экономики может применяться для решения проблемы приведения в
равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экспорта. Данный
способ может быть применен в форме предоставления исключительных прав
государственной компании на совершение определенных внешнеэкономических
операций или на обслуживание внешнеэкономических связей. В целом такие меры
относятся к методам нетарифного регулирования.
Косвенные или экономические методы регулирования являются более действенными
и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся
налоги, в том числе таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные
ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных
средств.
Валютный курс или цена национальной денежной единицы, выраженная в денежных
единицах валюты другой страны, связывает все внутренние цены с ценами другой
страны. Колебания валютного курса изменяет цены на товары другой страны для
отечественных потребителей и наоборот, цены отечественных товаров – для
потребителей другой страны. Тем самым эти изменения влияют на
привлекательность экспорта и импорта; в случае уменьшения курса национальной
валюты относительно валюты другой страны, получает развитие экспорт, в
противоположном случае – импорт, так как в первом случае отечественные товары
становятся дешевле для иностранцев, и расширяется спрос на эти товары с их
стороны; во втором случае импортные товары дешевеют, и увеличивается спрос в
своей стране на эти товары.
Система валютных курсов государства может быть организована в виде гибких
(плавающих) или фиксированных валютных курсов.
При системе гибких курсов обмен осуществляется на основе спроса и предложения
валют, при системе фиксированных курсов устанавливается определенное
соотношение национальной валюты к золоту или другой твердой валюте; во втором
случае государство регулирует это соотношение и тем самым вмешивается в
функционирование рынка валюты в целях достижения сбалансированности
платежного баланса страны. При этом занижение курса иностранной валюты
относительно своей вызывает потери стоимости при экспорте, которые
компенсируются при импорте, и, наоборот, при завышении этого курса потери
возникают при импорте, что должно быть покрыто дополнительным экспортом.
При импорте (для иностранного импортера) понижение курса иностранной валюты
относительно местной означает расширение возможностей на местном рынке, и,
наоборот, повышение этого курса ведет к свертыванию рынка в связи с ростом
цен на импортируемые товары.
Для отечественных импортеров колебания курсов валют означают изменение
возможностей по закупке иностранных товаров (при наличии одинаковой суммы
средств в собственной валюте).
Таким образом, валютный курс влияет на объемы экспорта и импорта, которые, в
свою очередь, через финансовые инструменты – налоги на экспорт и импорт,
таможенные пошлины – воздействуют на величину получаемых и распределенных
финансовых ресурсов и финансовое положение как государства, так и
производителей экспортной или потребителей импортной продукции, товаров и
услуг.
При кризисных ситуациях: значительном спаде производства, инфляции, вызванной
неудовлетворительным спросом, нарушаются и искажаются макроэкономические
пропорции и принципы, определяющие внешнеэкономическое равновесие. Это
сопровождается всеобщей ориентацией потребителей на импорт, недостаточностью
экспортной валютной выручки для покрытия возрастающего импорта, резким
обесценением национальной валюты по отношению к твердым валютам. Центральный
банк вынужден проводить валютные интервенции для поддержания курса
собственной денежной единицы, лишаясь валютных резервов или обращаясь за
поддержкой к международным финансовым организациям. Дальнейшее развитие
кризиса вынуждает государство ограничивать и импорт, крайне необходимый для
жизнеобеспечения страны, поскольку его нечем оплачивать. У стран с сырьевой
ориентацией экономики продолжительные кризисы приводят к истощению природных
ресурсов, становящихся единственным источником экспорта, возможной потере
экономической и даже политической независимости.
Налоги являются важным регулятором внешнеэкономических отношений; здесь
имеются в виду, как обычные налоги, так и специальные – на доходы (прибыль)
совместных предприятий, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт).
Во многих государствах проводится таможенно-тарифное регулирование экспорта и
импорта.
Таможенный кодекс устанавливает принципы таможенного дела (то есть порядок
перемещения через границу товаров и иных предметов, таможенное обложение,
оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной
политики) на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и
таможенных сборов.
Таможенный тариф призван регулировать иностранную конкуренцию на внутреннем
рынке. Таможенный тариф – систематизированный свод ставок таможенных пошлин,
которыми облагаются ввозимые на таможенную территорию республики и ввозимые
за пределы этой территории товары и иные предметы.
Таможенные пошлины – налоги, взимаемые государством с провозимых через
национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом
(см. Приложение №4). В отечественной практике получили распространение
адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлины; адвалорные
начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров,
специфические – в установленном размере на единицу облагаемых товаров или
предметов, а комбинированные ставки – путем сочетания обоих видов обложения.
Различают ввозные, вывозные, транзитные, сезонные, специальные,
антидемпинговые, компенсационные, протекционистские, преференциальные
таможенные пошлины.
Экономическая суть экспортных таможенных пошлин – абсолютная рента. Е
оплачивает иностранный покупатель. При занижении или отмене экспортных пошлин
абсолютная рента в части занижения или отмены оплачивается собственником –
производителем продукции за счет доходов внутренних потребителей через рост
внутренних цен. Заниженный уровень экспортных таможенных пошлин приводит к
расточительной реализации природных ресурсов на мировом рынке, а завышенный –
к снижению производства из-за затруднений в реализации ресурсов на этом
рынке.
Таможенная стоимость товара – фактически уплаченная цена на момент
пересечения таможенной границы. В нее включаются цена товара согласно счета-
фактуры, а также следующие фактические расходы, если они не включены в счет-
фактуру:
по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке и страхованию до пункта
пересечения таможенной границы;
комиссионные, брокерские и некоторые другие расходы.
Предусмотрен дифференцированный подход при назначении ставок тарифа для
разных видов товаров: низкие – для товаров первой необходимости и более
высокие – для второстепенных товаров.
Система импортных таможенных пошлин служит защитой национального производства
от экспансии иностранной продукции: повышенными импортными пошлинами
облагаются товары конкурирующие с отечественными, низкими пошлинами – товары
и продукты, отсутствующие или производимые в недостаточных объемах внутри
страны. Этот принцип одновременно обеспечивает фискальные интересы
государства по наполнению доходной части государственного бюджета.
Сезонные таможенные пошлины применяются для оперативного регулирования ввоза
и вывоза товаров; срок действия этих пошлин не превышает четырех месяцев.
Специальные таможенные пошлины применяются в следующих случаях:
-             когда ввоз товаров в страну наносит или угрожает нанести ущерб
отечественным производителям таких или подобных товаров;
-             как мера предупреждения в отношении участников
внешнеэкономических связей, нарушающих интересы данной страны, а также как
мера пресечения недобросовестной конкуренции;
-             как ответная мера на дискриминационные и иные действия,
ущемляющие интересы страны ее стороны других государств.
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны
товаров по ценам, существенно более низким, чем конкурентная цена в стране
экспорта, и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным
производителям таких или подобных товаров.
Компенсационные пошлины применяются в следующих случаях:
-             при ввозе товаров, при производстве или экспорте которых
использовались субсидии и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб
отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров;
-             при вывозе за пределы таможенной территории страны товаров, при
производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, и если такой
вывоз наносит или угрожает нанести ущерб интересам данной страны.
В Казахстане взимается сбор за таможенное оформление, то есть таможенные
процедуры за основной и добавочные листы грузовой таможенной декларации
независимо от характера сделки и типа декларации; установлен
дифференцированный подход к оплате процедур для юридических лиц с
местоположением за границей и на территории СНГ при оформлении имущества по
спецификациям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, уплачиваются такие таможенные платежи:
-             таможенный сбор за хранение товаров;
-             таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров;
-             плата за информирование и консультирование;
-             сбор за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление
действия лицензий;
-             плата за участие в таможенных аукционах;
-             плата за принятие предварительного решения;
-             сборы за выдачу квалификационного аттестата специалисты по
таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
-             иные таможенные платежи.
Таможенный комитет Министерства финансов Республики Казахстан определяет
порядок взимания таможенных платежей, а его органы проверяют уплату платежей
при предъявлении товаров к таможенному контролю согласно таможенной
декларации.
Уплата таможенных пошлин за поставку продукции в государстве СНГ
осуществляется в соответствии с действующим законодательством и
межправительственными соглашениями, заключенными с этими странами.
Таможенные пошлины или применяемые вместо них налоги на импорт являются
составляющими свободной оптовой (отпускной) цены товаров (кроме них, цена
включает фактурную стоимость товаров, расходы по закупке и доставке товаров
до границы, вознаграждение внешнеэкономическим и другим организациям). При
этом импортируемые товары облагаются налогом на добавленную стоимость и
акцизами. С включением торговых надбавок на эти товары формируются свободные
розничные цены.
Стоимостное регулирование импорта и экспорта может осуществляться путем
предоставления импортных и экспортных субсидий участникам торговых сделок.
Поскольку прямые экспортные субсидии запрещены международным
законодательством, могут предоставляться скрытые субсидии (льготное
кредитование, занижение цен на исходное сырье, материалы, энергетические
ресурсы, субсидирование фрахта).
     
     
Казахстанская модель государственного регулирования внешнеэкономических связей.
Степень и характер включения той или иной страны в мирохозяйственные
отношения, прежде всего, в международную торговлю, определяются несколькими
экономическими факторами:
-         величиной экономического потенциала;
-         стадией технико-экономического развития;
-         обеспеченностью природными ресурсами.
Считается, что чем беднее природными ресурсами страна, чем меньше ее
экономический потенциал и чем выше уровень технико-экономического развития,
тем больше, при прочих равных условиях, своей продукции она направляет в
каналы международного обмена. Данные факторы определяют масштабы и характер
присутствия Казахстана на мировых рынках.
Экономическое сотрудничество с зарубежными странами Казахстану приходится
развивать, опираясь на деформированную структуру материального производства,
где гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского
хозяйства, легкой и пищевой отраслей промышленности. Отмеченные деформации
предопределяют структуру внешнеторгового обмена страны. При наличии таких
структурных переносов в экономике и устаревшего производственного аппарата
Казахстан использует во взаимодействии с внешним миром узкий спектр имеющихся
у неё конкурентных преимуществ. Важнейшие из них – обеспеченность страны
основными видами минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего энергетическими.
Очевидно, что в ближайшее время у Казахстана нет серьезной альтернативы
масштабному экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Однако делать главную
ставку в развитии экспорта на интенсивное использование фактора природных
ресурсов было бы недальновидным.
Принципиальным является положение сырьевой специализации Казахстана и его
сохранения в обозримой перспективе, поэтому задача государственного
регулирования состоит в повышении эффективности сырьевого экспорта и
обеспечении его устойчивости. Такие страны, как Норвегия, Великобритания,
Канада, Австралия в значительной степени специализируются на экспорте
топливно-сырьевых ресурсов, но от этого они не переходят в разряд
слаборазвитых государств, а наоборот, наращивают свой экономический
потенциал. Казахстан вряд ли сумеет стабильно наращивать объемы поставок
сырья за рубеж и изделий первого передела по целому ряду причин:
1.       фактор истощения сырьевых ресурсов со временем будет играть все
большую роль.
2.       распространение в мире ресурсосберегающих технологий будет
сдерживать рост спроса на сырье и энергоресурсы, в таких условиях
отечественным экспортерам придется прибегнуть к демпингу.
3.       увеличению экспорта сырья кун препятствует ограниченная пропускная
способность отечественной транспортной инфраструктуры. Ресурсный потенциал не
представляется конкурентным преимуществом, достоинством для укрепления
позиций страны в мировом хозяйстве.
С точки зрения современной экономической теории развитие означает полное
использование сравнительных преимуществ каждой страны в международной
торговле. В настоящее время ни одна страна не может абстрагироваться от
внешних факторов развития. На сегодня нашими преимуществами являются нефть,
металлы, зерно и поэтому их полное использование в международной торговле
есть первейшая задача экономической политики правительства в данный период.
Этому служит политика правительства, которое отказалось от закрытия границ,
введения повышенных таможенных пошлин, установления экспортных квот, в том
числе на нефть и др.
На характере внешнеэкономических связей Казахстана также сказываются просчеты
во внешнеэкономической политике, допущенные в последние годы. Государственные
органы, как показывает анализ, концентрировали основное внимание на
либерализации, налаживании отношений с интеграционными сообществами и
международными экономическими организациями. При этом на втором плане
оставался ряд важных перспективных вопросов, связанных с оптимизацией
интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство. В подходе государства
к внешней торговле просматривается, прежде всего, фискальный интерес.
Значение внешней торговли как оптимизатора экономического роста явно
недооценивалось.
Курс валюты необходимо регулировать так, чтобы цены определенной части
отечественных товаров обрабатывающей промышленности все время были ниже
мировых. Это относится и к внутреннему рынку. Внешнеторговый баланс при этом
должен учитываться только как один из результатов валютного регулирования, а
не являться его целью. Причем ассортимент конкурентоспособных товаров страны
изменяется в зависимости от конъюнктуры рынков, а денежно-кредитная политика
направлена на обеспечение нужных соотношений отечественных и мировых цен на
аналогичные товары.
Регулируя уровень цен отечественных товаров по отношению к мировым, можно
поддерживать достаточную конкурентоспособность национальной экономики и,
соответственно, положительное сальдо внешнеторгового баланса. Для сохранения
конкурентоспособности банк изымает часть инвалюты с дальнейшей передачей в
государственный бюджет. Правительство расходует эту валюту на импорт
передовых технологий. Таким образом, упорядочивая соотношение отечественных и
мировых цен посредством денежно-бюджетной политики, государств может
обеспечить не только заданный темп реального роста производства, но и
стабильное увеличение доходов государственного бюджета.
Одним из недостатков внешнеэкономической политики 90-х годов является
недооценка необходимости всестороннего учета при ее разработке и проведении
интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Государство при
регулировании экспорта и импорта упускает из виду задачи структурной
перестройки производства. Нетарифные меры ограничения импорта применяются,
если их введение не встречает активных возражений со стороны иностранных
поставщиков. В итоге увеличивается наплыв в Казахстан недоброкачественной
импортной продукции. Усиливая валютный контроль, органы регулирования
одновременно снижают стимулы к проведению хозяйственными субъектами
экспортно-импортных операций.
Рост импорта не считается негативным явлением в экономике, как пытаются
изобразить сторонники политики импортозамещения, отечественные
товаропроизводители. Тем более для сегодняшнего Казахстана. Во-первых, рост
ВВП ведет к росту импорта. Это закон экономики. Во-вторых, в любой стране
есть группа потребителей (предприятия, граждане), которые хотят приобретать
только импортные товары. И в любой, даже самой развитой, стране до 40%
товарооборота составляют импортные товары. В-третьих, в республике высок
уровень износа производственного аппарата, и он нуждается в передовой технике
и прогрессивных технологиях, особенно в высоких технологиях. Отечественные
товаропроизводители не в состоянии производить такие машины и оборудование
для большинства отраслей. Поэтому рост импорта подобных инвестиционных
товаров необходим для обновления устаревших машин и оборудования и отвечает
интересам страны. Без указанных товаров страна не в состоянии будет
производить конкурентоспособную и наукоемкую продукцию с высокой добавленной
стоимостью. Многочисленные примеры показывают, что рост импорта часто
становится импульсом к возникновению и развитию отечественных
конкурентоспособных производств, вытесняющих аналогичные импортные товары по
условиям конкуренции, а не административно-командным методом. Именно
дальнейший рост внутреннего спроса на импортные товары подталкивает
отечественный бизнес к налаживанию собственного производства. Примером в
нашей стране могут служить производства по выпуску муки, макарон, конфет,
масла, алкогольных и безалкогольных напитков, и многих других товаров.
Экономически оправданным ограничителем импорта может выступать не просто его
высокий рост, а и ввоз по демпинговым ценам субсидированных товаров,
нестандартных, низкокачественных и вредных продуктов, составляющих угрозу
продовольственной безопасности Казахстана, а также возникновение или рост
отрицательного товарного сальдо. Для борьбы с этим явлением существуют уже
другие методы, регламентированные законами Республики Казахстан, только их
надо применять. Отсюда следует вывод об ориентации экономики страны на
стратегию экспортированного производства. Данная стратегия имеет огромные
преимущества перед стратегией импортозамещения для устойчивого экономического
развития страны. Она вынуждает отечественных товаропроизводителей развивать
только эффективное производство и выпускать конкурентоспособную продукцию,
постоянно совершенствовать свое производство, внедрять все новые и новые
технику и технологии, товары, формы организации производства, снижать
материало- и энергоемкость продукции, повышать производительность труда.
Экспортоориентированная стратегия позволяет зарабатывать доходы вне страны и
обеспечивает приток их в страну, что дает возможность постоянно расширять
производство, создавать новые рабочие места, улучшать платежный баланс страны
и др. как показывает мировой опыт, экспортоориентированное производство
значительно эффективнее, чем импортозамещающее. Экспортоориентированная
стратегия более полно отвечает интересам малых стран с «узким» внутренним
рынком, к числу которых относится и Казахстан. Таким путем пришли к росту
экономики Гонконг, Сингапур, Тайвань и многие другие страны. Однако импорт и
экспорт – это взаимосвязанные и взаимообуславливаемые процессы. Один из
процессов непременно порождает другой. В частности, согласно закону Д. Юма,
увеличение экспорта ведет к увеличению импорта. Действительно, рост экспорта
способствует росту валютных поступлений страны. А это создает возможность
увеличения покупки импортных товаров, поскольку курс доллара снижается, что
вызывает повышенный спрос на него и стимулирует импорт. И наоборот, рост
импорта сырья и оборудования может использоваться для развития экспортных
производств или просто повысить конкурентоспособность отечественных товаров
на тех же действующих предприятиях. Данный факт делает их экспортируемыми за
пределы страны. Рост импорта увеличивает валютные затраты, что может повлечь
за собой отрицательный платежный баланс. Нехватка валюты компенсируется
притоком иностранных инвестиций, которые могут быть использованы на развитие
экспортоориентированных отечественных производств. Уменьшение импорта рано
или поздно приведет к падению экспорта и наоборот. Таким образом,
последовательная поддержка одного из двух видов стратегий при недостаточно
четкой и тонкой экономической политике может периодически «покачивать»
валютный курс в ту или иную сторону и тем самым создавать кризисную ситуацию
на финансовом рынке. В современных условиях глобализации, роста интенсивности
мировых экономических процессов и взаимозависимости стран более адекватной
представляется стратегия развития только конкурентоспособной продукции с
высокой добавленной стоимостью, которая не ограничивает экономику ни
стратегией импортозамещения, ни стратегией экспортоориентации. В каждый
данный момент товаропроизводители сами должны решать, куда поставлять свою
продукцию – на внешний или на внутренний рынок, руководствуясь только спросом
и предложениями на рынках, своей максимальной выгодой. С этой целью
отечественным товаропроизводителям нужно выпускать только те товары, которые
они могут производить эффективно и с высокой конкурентоспособностью, как на
внутреннем, так и на внешнем рынке.
Противостоять растущей международной экономической конкуренции, защищаться от
ее угрозы экономической безопасности страны Казахстан сможет, только создавая
конкурентоспособную национальную экономику. Никакие меры не защитят его от
этой угрозы в условиях глобализации. Для этого необходимы такие условия, как
открытость и либеральность и внешней, и внутренней экономики, отсутствие
регулирования деятельности казахстанских предпринимателей. Без подобной среды
отечественные товаропроизводители не смогут свободно действовать, выбирать
нужную стратегию производства и реализации продукции, пользоваться ресурсами,
иметь равные условия. Для безопасного экономического развития предстоит
преодолеть и ряд внутренних угроз:
-         преобладание в экономике высокоизношенного и морально устаревшего
производственного аппарата;
-         деформация структуры экономики, ее сырьевая ориентация;
-         низкая конкурентоспособность и высокая доля неэффективных и
убыточных предприятий;
-         большой накопленный инфляционный потенциал;
-         чрезмерное вмешательство государства в экономику;
-         подорванный научно-технический потенциал республики;
-         большая технико-технологическая отсталость и зависимость от
зарубежных стран;
-         наличие большого количества отсталых и особо депрессивных малых
городов, отдаленных и экологически бедствующих районов;
-         высокая дифференциация населения по доходам, высокая доля бедных и
безработных,
-         нарушающие социальную стабильность в стране;
-         высокий уровень коррупции, теневой экономики.
Все эти угрозы безопасному и устойчивому экономическому росту постепенно
преодолеваются. Однако в целом данные проблемы еще далеки от кардинального
решения. Генеральной линией должно быть формирование иной структуры
экономики, где доминировать должны отрасли и производства, выпускающие
преимущественно конечную продукцию, продукцию глубокой переработки, особенно
высокотехнологичную и наукоемкую, а также обеспечивающую наибольший рост
валовой добавленной стоимости. Страна должна избавиться от неэффективных и
убыточных предприятий. Вероятно, такие точки устойчивого роста придется
искать во всех отраслях и сферах, где возможно формирование конкурентных
преимуществ Казахстана. Важная группа конкурентных преимуществ страны связана
с наличием огромных углеводородных и минерально-сырьевых ресурсов. Их
достаточно для того, чтобы еще долго удовлетворять потребности в них
внутреннего рынка, а также осуществлять необходимые экспортные поставки. Было
бы грубой ошибкой не воспользоваться этим своим весомым преимуществом.
Ориентация экспорта на чисто ресурсодобывающие отрасли и отрасли топливно-
энергетического комплекса не может оставаться основной стратегией безопасного
устойчивого развития экономики. Другая важная группа конкурентных преимуществ
Казахстана – возможности организации высокотехнологичных и наукоемких
производств, обеспечивающих наибольший рост валовой добавленной стоимости на
основе эффективного использования имеющихся в стране важных научно-
технических достижений в ядерной технологии, геофизике, биотехнологии,
металлургии, химии и нефтехимии, фармацевтике и других областях. Подобная
структура экономики будет отвечать требованиям мирового рынка и позволит ей
устойчиво развиваться высокими опережающими темпами.
В целом процесс оптимизации казахстанской модели государственного
регулирования внешнеэкономических связей предполагает:
-         открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании
с гибкой защитой отечественных производителей;
-         расширение участия в международном разделении труда с
использованием своих сравнительных преимуществ;
-         рассмотрение внешнеэкономических связей как дополнительного вектора
роста экономики и рациональных структурных преобразований;
-         обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственного
функционирования и защиты иностранного капитала;
-         ориентацию технической, промышленной и социальной политики на
мировые стандарты и тенденции их развития;
-         сближение отечественного хозяйственного права с международным;
-         повышение конкурентоспособности национальной экономики;
-         применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и
методов регулирования внешнеэкономических связей, комбинируемых в зависимости
от ситуации национальной экономики;
-         обеспечение участия Казахстана во всех важнейших международных
экономических организациях;
-         поддержку отечественных экспортеров на внешних рынках;
-         обеспечение более продвинутых форм сотрудничества: инвестиционное
сотрудничество, научно-техническая кооперация, производственная интеграция на
базе новой внешнеэкономической социализации страны.
С учетом накопленного международного опыта нужно создать систему
государственной поддержки и стимулирования экспорта:
-         гарантии под привлекаемые экспортерами кредитные ресурсы;
-         гарантирование и страхование экспортных кредитов;
-         долевое участие государства в реализации перспективных
инвестиционных экспортоориентированных проектов;
-         налоговое поощрение экспорта;
-         оказание экспортерам различных услуг;
-         содействие участию казахстанских производителей в международных
выставках и ярмарках;
-         продвижение продукции на внешние рынки с помощью экономической
дипломатии.
Для защиты отечественного производителя целесообразно использовать весь
спектр инструментов мировой практики: импортный тариф и налогообложение
импортных товаров, антидемпинговые и компенсационные пошлины, квотирование и
лицензирование ввоза и вывоза, технические барьеры в торговле, валютные
ограничения.
     Литература:
1.                        Н. К. Мамыров, А. Н. Саханова, М. С. Ахметова, Л.
Брузати Государство и бизнес. Менеджмент государственного сектора. Книга 3,
Алматы, 2002 год;
2.                        Р. Доланбаева Р. Мониторинг современного состояния
рынка в Казахстане и факторы его развития// АльПари. 2001. №4;
3.                        В. Д. Мельников, К. К. Ильясов Финансы. Учебник.
Алматы, 2001 год.