Каталог :: Международные отношения

Реферат: Интеграция России в мировую экономику

     Содержание.
     I.              Общая характеристика экономических связей России и Западной
Европы........................ 2
     II.           Перспективы интеграции российской экономикм в европейское
экономическое
пространство..............................................................................................................................................................
3
     III.        Новые аспекты отношений между Россией и ЕС: евро и расши-рение
Союза.................... 4
     IV.         Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической
политики и механизма её
реализации.........................................................................................................................................
5
     V.            Основные направления расширения участия России в международном
разделении труда.         7
     VI.         Состояние и перспективы международного научно-технического
сотрудничества.......... 8
     VII.      Перспективы МНТС  и роль российской науки в решении глобальных
проблем.............. 9
     VIII.   Перспективы функционирования российских
СЭЗ................................................................ 11
     IX.         Основные приобретения и проблемы на пути вступления России в
ВТО......................... 13
     Общая характеристика экономических связей России с ЕС и За­падной Европой. 
В 90-х гг. произошли крупные изменения в географической направленности
внешнеторговых связей России. Отказ в начале 90-х гг. от идеологических
критериев при выборе зарубежных партнеров, децентрализация
внешнеэкономической деятельнос­ти в России и растущее участие частного
капитала во внешнетор­говых операциях повлекли за собой резкий рост доли
развитых стран и резкое снижение удельного веса партнеров по бывшему Совету
экономической взаимопомощи во внешнеэкономических отношениях России.
В настоящее время Западная Европа, в особенности Европей­ский Союз, США и
Япония занимают ведущее место в торговых, инвестиционных и научно-технических
связях России. Эти же страны являются крупнейшими внешнеторговыми кредиторами
России и важным источником других финансовых поступлений.
ЕС - главный экономический партнер Российс­кой Федерации. ЕС - крупнейшая
интеграционная группировка, объединяющая 15 стран: Францию, Германию, Италию,
Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Великобританию, Данию, Ирландию, Грецию,
Испанию, Португалию, Швецию, Финляндию и Авст­рию. Во второй половине 90-х
гг. его удельный вес в российской внешней торговле колебался в пределах 31-
37%, тогда как доля стран СНГ составляла 17-21%, доля стран Центральной и
Вос­точной Европы (ДВЕ) - 11-14%, США - 6-9, Китая - 4-5, Япо­нии - 3-3,5,
Швейцарии и других западноевропейских стран, не входящих в ЕС, - 3, стран
Азии, Африки и Латинской Америки (в целом) - 14-16%). В перспективе доля ЕС с
учетом будущего вступления в него десяти стран ЦВЕ составит 45-50% ее внешней
торговли. Западная Европа выступает также крупнейшим инвес­тором России, хотя
в этой сфере экономических отношений она испытывает мощную конкуренцию со
стороны Соединенных Штатов Америки. Доля ЕС в иностранных вложениях,
накоплен­ных к началу 2000 г., составляла 57-58%, в том числе в прямых
инвестициях - 37-38%; доля США - соответственно 22 и 36%.
С начала 1992 г. и вплоть до августа 1998 г. экономическое
сотрудничество между ЕС и Россией развивалось по восходящей линии, хотя и не
без трудностей. На первых порах значительный эффект дала отмена государственной
монополии на внешнюю торговлю и широкая, даже чрезмерная, либерализация
торговых связей, открывшая путь на внешние рынки десяткам тысяч рос­сийских
предприятий, не считая мелкий бизнес - миллионы «чел­ночников», общий оборот
которых исчисляется в миллиардах дол­ларов. Россия и Европейский Союз подписали
24 июня 1994 г. соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1
декабря 1997 г.
Казалось бы, это должно было дать дополнительный импульс динамике
экономических связей между Россией и Западной Ев­ропой. Однако уже в 1998 г.
они оказались в состоянии кризиса, который проявился в трех важнейших
областях - торговой, ин­вестиционной и валютно-финансовой. В торговле впервые
после 1992 г. произошло абсолютное сокращение стоимости товарообо­рота.
Впервые сократился и объем прямых иностранных инвес­тиций в российскую
экономику, в том числе западноевропейс­ких. Кульминацией кризиса в сфере
валютно-финансовых отно­шений стало решение о временном замораживании выплат
по внешним и внутренним долгам России, принятое Правительством во главе с С.
Кириенко 17 августа 1998 г.
Во всех трех областях негативная динамика спровоцирована конкретными
обстоятельствами, но в ее основе лежат структур­ные факторы: колоссальные
экономические деформации и дисп­ропорции; незавершенность процессов
формирования основ рыночного хозяйства, в том числе его правовой базы;
непоследовательность и ошибки внутренней политики сменявшихся прави­тельств;
огромная теневая экономика; политическая и социальная нестабильность;
слабость государства и его неспособность обес­печивать выполнение уже
принятых законов; разгул коррупции и преступности и др.
Возможности динамичного развития экономического сотруд­ничества между Россией
и ЕС будут расширяться в той мере, в какой она будет продвигаться по пути
структурных преобразо­ваний и преодолевать перечисленные и иные деформации и
изъя­ны. Долговременными факторами, благоприятствующими раз­витию устойчивых
экономических связей между Россией и Запад­ной Европой, являются:
•  Взаимодополняемость их хозяйств, в большой степени обус­ловленная их
структурой и различиями в распределении и обес­печенности природными
ресурсами;
•  географическое соседство и наличие разнообразных и чрез­вычайно
разветвленных транспортных сетей;
•  традиционный характер хозяйственных связей, развивавших­ся со времен
раннего средневековья, и соответственно богатый опыт хозяйственного
сотрудничества, отчасти сохранившийся даже в условиях противостояния двух
общественных систем и коренных различий между экономическими системами;
•  давние культурные связи, облегчающие взаимопонимание, в том числе и в
деловой сфере.
При этом надо отдавать себе отчет в том, что даже при усло­вии возобновления
роста экономики и усиления структурных из­менений в российской экономике в
начавшемся первом десяти­летии XXI в. отмеченные негативные факторы так или
иначе бу­дут действовать длительное время и, в частности, влиять на характер
и динамику экономического сотрудничества России с внешним миром, в том числе
с ЕС и Западной Европой в целом.
     Перспективы интеграции российской экономики в европейское экономическое
пространство. 
Путь к достижению стратегических целей партнерства России и ЕС лежит через
выполнение всех по­ложений и условий Соглашения, которое открыло широкие
воз­можности развития практического сотрудничества между Сто­ронами в сферах
экономики, политики и культуры. Это не озна­чает, что договорно-правовая база
такого сотрудничества уже полностью сформирована. Напротив, реализации
потенциала взаимодействия, заложенного в СПС (соглашение о партнёрстве и
сотрудничестве), способствовало бы заклю­чение ряда специализированных
соглашений, относящихся к от­дельным главам и статьям СПС или вызванных
новыми процес­сами и переменами в Европе. В целом же, как показал опыт
пос­ледних лет, выполнение СПС связано с точным выбором приоритетных
направлений сотрудничества и определением наи­более важных задач, на решение
которых уйдет все предстоящее десятилетие. В экономике к числу таких задач
относятся:
1. Создание оптимальных условий для стабильного развития взаимной торговли и
существенного роста иностранных инвес­тиций в российскую экономику.
Становится, как никогда, актуальной задача разработки совместной торговой
стратегии, осно­ванной на понимании того, что устойчивый рост торговли меж­ду
Россией и ЕС возможен только при условии изменения ее струк­туры, особенно
структуры российского экспорта, в котором бу­дет постепенно увеличиваться
доля промышленной продукции. Соответственно меняется подход к пониманию роли
западноев­ропейских инвестиций, важнейшим назначением их становится
содействие структурной перестройке российской промышленно­сти, в том числе ее
адаптации к условиям и требованиям евро­пейского рынка.
Эта концепция сотрудничества в области торговли и инвес­тиций должна быть
увязана с решением таких актуальных задач, являющихся предметом обсуждений и
переговоров, как вступле­ние России в ВТО, защита интересов российских
хозяйствующих субъектов, действующих в Европе, улучшение правовых,
адми­нистративных и иных условий деятельности иностранных инвес­торов в
России и т.д.
2.      Участие России в решении общеевропейских проблем и осу­ществлении
общеевропейских программ. Речь идет о таких обла­стях сотрудничества, как:
энергетика и трансевропейские сети нефтегазопроводов; ядерная энергетика и
ядерная безопас­ность; трансевропейские транспортные коридоры с выходом в
Россию и перспективой создания сквозных магистралей Европа-
Азия; общеевропейские или коммунитарные программы разви­тия науки и
технологии; такого же рода программы сотрудниче­ства университетов в
подготовке высококвалифицированных спе­циалистов; защита и оздоровление
окружающей среды; борьба с экономической преступностью.
3.      Последовательное осуществление курса на использование сотрудничества
с ЕС для содействия строительству в России эф­фективной рыночной экономики,
стабильного гражданского об­щества, демократического государства. С учетом
этого заслужи­вает полной поддержки идея существенного пересмотра целей,
содержания и практики осуществления программы ТАСИС в той ее части, которая
относится к России, - ее приспособления к за­ дачам структурных реформ.
4.  Сближение между Россией и ЕС в вопросах законодатель­ства, стандартов и
норм, дипломов и сертификатов, статистики и финансовой отчетности. Как
показал опыт подготовки стран Центральной и Восточной Европы к вступлению в
Евросоюз, эта работа крайне необходима и вместе с тем требует больших зат­рат
труда и времени.
5. Налаживание постоянного широкого сотрудничества в борьбе с международной
преступностью, в том числе с нарко­бизнесом и отмыванием капиталов,
терроризмом, нелегальной миграцией. Важность сотрудничества в этой области
будет рас­ти по мере продвижения России и ЕС к созданию общей зоны свободной
торговли.
     Новые аспекты отношений между Россией и ЕС: евро и расши­рение Союза. 
В СПС не упоминаются ни экономический и валют­ный союз (ЭВС), к созданию
которого приступил ЕС, ни его будущее расширение на восток. В настоящее время
оба направ­ления развития европейской интеграции непосредственно затра­гивают
практические взаимоотношения России и ЕС.
Евро введено в обращение как платежное средство в безна­личных расчетах с 1
января 1999 г., с 1 января 2002 г. - и в виде банкнот и монет, используемых в
наличных расчетах наряду с национальными валютами государств, участвующих в
ЭВС. С 1 марта 2002 г. евро становится единственной валютой в этих странах, а
немецкие марки, франки, лиры, песеты и т.д. превра­щаются в музейные
экспонаты. Стратегически Россия заинтере­сована в том, чтобы евро утвердилась
как валюта, играющая са­мостоятельную роль в международной валютной системе,
так как на долю ЕС и стран-кандидатов приходится около 50% ее внеш­ней
торговли и более 50% всех иностранных вложений в ее эко­номику. Введение евро
позволит России, как и любой третьей стране (т.е. не входящей в ЕС),
маневрировать при изменении ва­лютного курса, состава валютных резервов,
валютной структу­ры внешних заимствований и торговли. Перед ней открывается
возможность ослабить свою зависимость от доллара. Ориента­ция России на евро
может стать дополнительным фактором ук­репления международных позиций новой
европейской валюты. На практике Россия будет диверсифицировать свою валютную
политику с учетом темпов утверждения евро как второй между­народной резервной
валюты.
Что касается расширения ЕС, то Россия является одним из государств, которое в
наибольшей степени затрагивает этот про­цесс. На долю вступающих в ЕС стран
Центральной Европы при­ходятся 15% ее внешней торговли. Через них проходят
транспор­тные коммуникации, соединяющие ее с Западной Европой, а так же
трубопроводы, по которым она экспортирует туда нефть и газ. После того как в
ЕС вступят Польша и Литва, Калининградская область превратится в анклав,
расположенный внутри Союза.
В декабре 2000 г. Совет министров ЕС, заседающий в составе глав государств и
правительств 15 стран ЕС, впервые назвал при­мерную дату фактического начала
расширения - 2004 г. Это не­сколько облегчает оценку его последствий для
России. По мне­нию большинства российских экспертов, они будут
неоднознач­ными. По предварительным оценкам, и при условии, что начавшийся в
2000 г. рост национальной экономики приобретет устойчивый характер, Россия
может выиграть благодаря: 1) рас­пространению на вступающие страны общих
таможенных тари­фов ЕС, которые на 3,6 пункта ниже, чем средний уровень их
та­рифов в торговле с Россией; 2) унификации таможенных проце­дур и
совершенствованию таможенных служб в этих странах; 3) отмене всех
количественных ограничений в торговле этих стран с Россией в соответствии с
действующими соглашениями между Россией и ЕС; 4) унификации условий транзита
товаров через территорию государств-членов ЕС, что также предусмотрено эти­ми
соглашениями; 5) в целом благодаря сравнительным преиму­ществам
экономического взаимодействия с расширенным единым рынком ЕС.
Перечень возможных негативных последствий для России та­ков: возможность
применения новыми членами ЕС его антидем­пингового законодательства; их
переход на действующие в ЕС более высокие стандарты и условия сертификации,
которые зак­роют доступ некоторым видам экспортируемой туда российской
продукции; ухудшение условий взаимной торговли сельскохозяй­ственной
продукцией между Россией и этими странами из-за их присоединения к общей
аграрной политике ЕС.
Что касается последующего партнерства и сотрудничества с Евросоюзом, то
ключевой вопрос российской стратегии в Евро­пе может быть сформулирован таким
образом: надо ли России стремиться к полноправному членству в ЕС?
Объективный анализ показывает, что это:
•  нереально по той причине, что государства-члены ЕС не согласятся на
вступление России, поскольку Евросоюз не в состоянии «переварить» огромного
восточного соседа со всеми его историческими, экономическими, социальными,
геополити­ческими и культурными особенностями;
•  не соответствует стратегическим целям России, поскольку у нее есть
жизненно важные интересы в таких удаленных от Евро­пы регионах, как
Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия, бассейн Тихого океана;
•  обязательства и процедуры принятия решений, которым дол­жны следовать
члены ЕС, слишком сковывали бы свободу дей­ствий России на международной
арене.
Целесообразна иная стратегическая цель - интеграция в Ев­ропейское
экономическое пространство (ЕЭП), оформленная осо­бым соглашением между
Россией и ЕС. Это предусматривается в Соглашении о партнерстве и
сотрудничестве. Так, в ст. 1 СПС отмечается, что одной из его целей является
«обеспечение соот­ветствующих рамок для постепенной интеграции между Россией
и более широкой зоной сотрудничества в Европе». В принятом в 1999 г.
документе «Коллективная стратегия ЕС по отношению к России» уточняется, что
речь идет об интеграции России «в об­щеевропейское экономическое и социальное
пространство», что подразумевает свободу движения не только товаров, но и
услуг, капиталов и лиц. Идея создания «единых европейских про­странств»,
прежде всего единого экономического пространства, отражена и в ответном
документе «Стратегия России в отноше­ниях с ЕС на среднесрочную перспективу
(2000-2010 годы)».Очевидно, что достижение этой стратегической цели
потре­бует по крайней мере двух-трех десятилетий. Промежуточными этапами на
пути к ней могут быть:
•  развитие сотрудничества на основе действующего СПС, зак­люченного на
десять лет;
•  по истечении этого срока или несколько позже, что более вероятно, СПС
могло бы быть дополнено (заменено) соглашени­ем о создании общей зоны
свободной торговли, возможность
которой предусмотрена нынешним Соглашением,
Согласно ст. 3 СПС изучение возможностей создания такой зоны должно было
начаться еще в 1998 г. Однако Стороны пока не приступили к этой работе и,
учитывая реальное состояние рос­сийской экономики, займутся ею не скоро.
Главной задачей в ближайшие годы будет максимальное использование
возможно­стей развития экономических связей на базе действующего Со­глашения
в целях осуществления структурной перестройки рос­сийской экономики и ее
интеграции в мировое хозяйство
     Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и
механизма её реализации.
За прошедшее с начала рыночных преобразований время вся си­стема организации
и осуществления внешнеэкономической дея­тельности (внешнеэкономических
связей) России, прежде всего механизма ее регулирования, претерпела коренные
изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на
внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим
субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической
деятельности (ВЭД) был демонтирован прежний планово-распределительный
механизм управления про­цессами обращения товаров, услуг и капиталов между
нацио­нальным и мировым хозяйством, началась активная либерализа­ция норм и
правил, регламентирующих эти процессы. В новой системе регулирования ВЭД
основное внимание было сосре­доточено на отмене административных ограничений
экспортно-импортных валютных операций, а центр тяжести в их регули­ровании
был перенесен на использование экономических инст­рументов.
Кардинальное изменение геополитического и геоэкономическо­го положения России
после распада СССР существенно повыси­ло роль внешнеэкономического фактора в
развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и
тор­говые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате
зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. Здесь важны не
только количественные показатели. Усиление внешнеэкономического фактора
объективно диктует­ся проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими
качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с
мировой, внутреннего рынка с внешним.
Следует также иметь в виду, что с развалом СССР Россия, став его преемницей
на международной арене, приобрела меньше прав, но больше обязанностей,
особенно с учетом внешней задолжен­ности, бремя которой основательно
затрудняет ее экономичес­кие отношения с кредиторами. Что касается долгов
России, то со стороны ряда зарубежных стран их возврат в валютной или
то­варной формах является проблематичным.
Все эти обстоятельства потребовали выработки новой внеш­неэкономической
политики России и механизмов ее реализации.
Ранее в условиях государственной монополии на управление ВЭД России, когда в
СССР господствовала государственная соб­ственность, а число участников
внешнеэкономических связей (ВЭС) не превышало нескольких десятков, все это
управление осуществлялось практически из одного центра на базе
государ­ственного плана, что и приводило к не заинтересованности
не­посредственных производителей в экспорте, к закупкам продук­ции, в которой
нет особой нужды, и в результате - к огромной массе неустановленного
импортного оборудования и другим не­гативным последствиям.
При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставлении всем
предприятиям независимо от форм соб­ственности права заниматься ВЭД Россия
отказалась от всеобъ­емлющей государственной монополии и связанных с ней форм
государственного регулирования. Главная задача государства в современных
условиях - выработка внешнеэкономической поли­тики (ВЭП), адекватной рыночным
принципам функционирова­ния российской экономики и ее последовательной
интеграции в мировое хозяйство.
Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных
преобразований, дав ощутимый им­пульс развитию тех инструментов и механизмов,
которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондо­вый
и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в
условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между
спросом и предложени­ем. Это взаимодействие способствовало возникновению и
разви­тию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к совре­менным
методам управления и маркетинга, международным нор­мам деловой культуры и
этики.
Выбор в России модели открытой экономики и либерализа­ции внешнеэкономических
связей явился, безусловно, правиль­ным. Однако в толковании сути открытости,
определении стра­тегии и тактики ее достижения с начала осуществления
перехода к рыночным отношениям не было достаточной ясности и четкос­ти.
Сформировались два подхода, две точки зрения: понимание его как быстрой
«шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и
требующего активной и преоб­разующей роли государства.
В политике российского руководства эти подходы постоянно смешивались и
сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего рынка и либерализации
ВЭД неупорядоченно чере­довались с жесткими административными мерами,
тарифные ме­тоды регулирования экспорта и импорта - с нетарифными.
Неско­ординированными были действия при проведении ценовой, валют­ной и
внешнеторговой политики, а также в практических решениях, принимаемых
различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась
иностранная конкуренция на отечествен­ном рынке, по ряду направлений
неоправданно подрывая пози­ции российских производителей. Кроме того,
кардинально ослаб­ли их конкурентные возможности на внешних рынках, что
значи­тельно уменьшило объем национального экспорта, особенно в области
машинотехнической продукции (см. главу 2).
В результате преобразования во внешнеэкономической сфе­ре носили более
радикальный характер по сравнению с внутрен­ними преобразованиями, заметно
опережая становление отече­ственного рынка и не учитывая в должной мере
кризисное состо­яние национальной экономики.
Вместе с тем в соответствии с Указом Президента России «О либерализации
внешнеэкономической деятельности на террито­рии РСФСР» (ноябрь 1991 г.)
произошел выход на внешние рын­ки большого числа неквалифицированных
внешнеторговых опе­раторов (в настоящее время экспортно-импортные операции
ведут, по разным оценкам, около 700 тыс. участников ВЭД), ко­торый породил
неоправданную конкуренцию между ними.
Все это заставило отказаться от шоковых методов и прораба­тывать приближенную
к реальным условиям России модель ВЭП, естественно, с учетом накопленного
международного опыта. На первый план выдвигается необходимость настройки
системы го­сударственного (административного и экономического) регули­рования
внешнеэкономических связей в направлении повышения их эффективности, защиты
национальных экономических инте­ресов, усиления конкурентоспособности
российского экспорта.
К первоочередным целям современной ВЭП России относятся:
• обеспечение доступа отечественным предприятиям к миро­вым рынкам машин и
оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых
ресурсов, к транспортным ком­муникациям. Особое значение здесь имеет оказание
политичес­кой, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции
российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями
или защищенные протекцио­нистскими барьерами зарубежных государств и их
союзов;
•  достижение благоприятного торгово-политического режи­ма в отношениях с
зарубежными странами и их торгово-эконо­мическими группировками,
организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных
ограничений. Особую роль играет устранение различных торгово-экономических
барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
•  долгосрочное урегулирование валютно-финансовых про­блем во
взаимоотношениях со странами-кредиторами, с между­ народными организациями и
должниками России;
•  формирование эффективной системы защиты внешнеэконо­мических интересов
Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).
     Основные направления расширения участия России в международном разделении труда.
Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сооб­щество на основе
преимуществ международного разделения тру­да в целях максимального
использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной
структурной перестройки российской экономики является стратегическим
направлением национальной внешнеэкономической политики.
Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в
основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и
материалами.
Россия слабо вовлечена в международную кооперацию про­изводства, торговлю
услугами, международную миграцию капи­тала в форме прямых инвестиций, а также
в межстрановой науч­но-технический и информационный обмен.
Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде
всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских
товаров. Степень ее откры­тости перестала соответствовать внутренним
возможностям Рос­сии, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
В сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной
экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также
обеспечения равноправ­ной интеграции страны в мировую экономику перед Россией
стоят следующие основные цели:
•  повышение конкурентоспособности российской экономики;
•  сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов,
комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также дальнейшее
расширение экспорта готовых изделий и услуг;
•  обеспечение равноправных условий доступа российских то­варов и услуг на
мировые рынки при адекватной защите внут­реннего рынка от недобросовестной
иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных
эко­номических отношений;
•  проведение таможенно-тарифной политики, способствую­щей созданию
благоприятных условий для расширения нацио­нального производства и повышения
его конкурентоспособнос­ти, не ухудшающей при этом условий конкуренции на
внутрен­нем рынке;
•  сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания
более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение
контроля за осуществлением экс­портно-импортных операций, включая валютный и
таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.
Для достижения данных целей и повышения эффективности внешнеэкономической
деятельности требуется развитие системы государственного регулирования
внешнеторговых связей в соот­ветствии с курсом государства на поддержку
реального сектора экономики, которое будет осуществляться по четырем
направле­ниям.
     Первое направление - выработка и реализация внешнеэконо­мической политики
России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки
экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов,
включая экс­порт технологий и «ноу-хау»).
Одним из приоритетов станет стимулирование на государ­ственном уровне
экспортной деятельности российских произво­дителей, прежде всего, выпускающих
продукцию с высокой до­лей вновь созданной стоимости. В связи с этим
продолжится формирование системы кредитования и страхования экспортеров при
участии государства для продвижения на внешние рынки отече­ственной
высокотехнологичной продукции (авиастроения, кос­монавтики, судостроения,
энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики,
и др.).
     Второе направление - обеспечение благоприятных торгово-политических и
правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их
равноправное участие в миро­вой торговле, усиление роли государства в снятии
необоснован­ных ограничений и в создании более благоприятных условий для
продвижения российских товаров на внешние рынки.
Созданию таких условий будет способствовать вступление России во Всемирную
торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов
интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное учас­тие в
действующих и формирующихся международных региональ­ных и многосторонних
торгово-экономических организациях.
     Третье направление - защита внутреннего рынка, опирающа­яся на
общепринятые международные нормы и правила и исполь­зующая все предусмотренные
российским законодательством инструменты. Эти меры будут направлены на защиту
конку­рентоспособности и перспективных отечественных производств.
     Четвертое направление - формирование международных при­оритетов
внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической
политики.
Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются
стратегическим направлением во внешнеэкономи­ческих связях России.
Во внешнеэкономических связях с дальним зарубежьем приори­тетное значение
имеет сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым партнером, на
долю которого приходится более 1/3 внешнеторгового оборота Российской
Федерации. Это основной рынок сбыта товаров российского экспорта (прежде
всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников
валютных поступлений. Особая заинтересованность России в рынке Евросоюза
предопределена и тем, что страны ЕС являются ведущими кредиторами РФ.
На американском континенте важнейший торговый партнер России - Соединенные
Штаты Америки. При определении основ­ных направлений сотрудничества с этой
страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-
техни­ческий и финансовый потенциалы, а также то, что американский рынок
служит одним из перспективных для продаж передовых российских технологий,
связанных с космическими исследовани­ями, ядерной энергетикой, программным
обеспечением.
Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется
уникальными возможностями для облагоражива­ния структуры российского
экспорта, широкими перспективны­ми возможностями в области экспорта
отечественной высокотех­нологичной продукции, включая вооружение и военную
техни­ку, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона,
значительного инвестиционного потенциала.
Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и
Среднего Востока, являющиеся перспектив­ными рынками сбыта для российской
машинотехнической про­дукции, в том числе вооружения и военной техники.
Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с
реальными возможностями в области разви­тия российского экспорта продукции
высоких технологий и во­енного назначения, а также налаживания взаимного
производ­ственного сотрудничества, учитывая заметно возросший
произ­водственный и экономический потенциалы этого региона.
     Состояние и перспективы международного научно-технического сотрудничества.
На рубеже XX и XXI вв. мировое сообщество подошло к пони­манию необходимости
объединения усилий различных стран в целях использования лучших научных
достижений в интересах человечества, в том числе для предотвращения
возникающих в процессе развития науки и техники угроз глобального характе­ра,
определения приоритетов научных исследований и механиз­мов их реализации.
Наряду с этим налицо и конкурентная борьба, прежде всего между отдельными,
особенно развитыми, странами, их группи­ровками. Примером тому является
европейская программа «Эв­рика», призванная (ее инициаторами) противостоять
экспансии США и Японии.
Объективный процесс интернационализации современной экономики определяет
интенсификацию международной научно-производственной кооперации. Вместе с тем
происходящие в этой сфере явления неоднородны, им свойственны определенные
про­тиворечия, требующие организационного, правового и экономи­ческого
регулирования на межгосударственном уровне. С одной стороны, в области
фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация, с другой -
прикладные разработки становятся все более закрытыми, их результаты
рассматривают­ся как национальное достояние, имеющее стратегическое значе­ние
для обеспечения экономической безопасности отдельно взя­того государства или
группировки стран.
Учитывая значительную роль науки в решении социально-экономических проблем
века, все большее число стран мира (Япо­ния, Республика Корея, КНР, Индия и
др.) используют планово-ориентированную модель формирования научной политики
и развития научно-технического потенциала. Правительствами этих стран
используются методы как директивного централизованного, так и индикативного
планирования. Директивное пла­нирование применяется с целью компенсации
недостатков рыноч­ной системы по финансированию масштабных НИОКР с высо­кой
степенью риска, становления новых отраслей и технологи­ческой модернизации
традиционных базовых отраслей. Это осуществляется прежде всего за счет прямых
государственных ассигнований, государственного рынка в виде гарантированных
государственных закупок новой высокотехнологичной продук­ции, а также
налоговых и таможенных льгот.
Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) является одним из
важных элементов научно-технической поли­тики страны, сохранения и
наращивания российского научно-тех­нического потенциала (НТП). В нашей стране
всегда исходили из того, что МНТС носит вспомогательный характер, содействуя
развитию отечественной науки и техники и в свою очередь зави­сит от состояния
НТП.
Произошедшие в 90-х гг. XX в. коренные изменения поли­тических и военно-
стратегических реалий в современном мире, общественно-политические и
экономические преобразования в России, государствах-членах СНГ и других
странах бывшего со­циалистического лагеря существенно повлияли на развитие
про­цессов международного научно-технического сотрудничества. Эти факторы не
могут не учитываться при формировании стра­тегии и тактики МНТС. Перед
Россией стоит задача полноправ­но присутствовать в мировом научно-
технологическом сообще­стве, опираясь на еще сохранившийся отечественный
научно-тех­нический потенциал и используя сформировавшиеся в советский период
разветвленные научно-технические связи с различными регионами мира как на
государственном уровне, так и непосред­ственно на уровне ученых и
специалистов.
     Перспективы МНТС  и роль российской науки в решении глобальных проблем.
Объективный всесторонний анализ современного состояния и результативности
действующих международных связей РФ пока­зывает, что они не всегда достаточно
эффективны. Повышение эффективности МНТС достаточно сложная и многоплановая
за­дача. С одной стороны, это поддержка проводимых в стране ис­следований и
разработок, сохранение и обновление отечествен­ного научно-технического
потенциала, обеспечение интересов страны, прежде всего ее технологической
безопасности. С дру­гой стороны, это создание условий для повышения роли
россий­ской науки в рамках международного разделения труда, охраны
интеллектуальной собственности, защиты прав и интересов рос­сийских ученых за
рубежом, пресечение какой-либо дискрими­нации со стороны иностранных
партнеров. Необходимо более эффективно противостоять стремлению зарубежных
партнеров, особенно из развитых стран, использовать наши экономические
трудности и бреши в российском законодательстве для своего доступа к новейшим
достижениям российских ученых и специа­листов на неадекватных их ценности
условиях.
В этой связи предстоит устранить или уменьшить воздействие ряда факторов,
отрицательно влияющих на повышение эффек­тивности МНТС. К ним относятся:
отсутствие должной коорди­нации мероприятий по международному научно-
техническому со­трудничеству применительно к странам и международным
орга­низациям между российскими министерствами и ведомствами,
соответствующими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными
заведениями; недостаточная увязка темати­ки двустороннего и многостороннего
научно-технического со­трудничества с задачами государственных научно-
технических программ и основных направлений работ государственных на­учных
центров; медленные темпы развития совместной с иност­ранными партнерами
инновационной деятельности и перевода определенной части международных
научно-технических отно­шений на коммерческую основу; несовершенство
нормативной базы осуществления сотрудничества с зарубежными странами,
ограниченность налоговых и таможенных льгот, а также разме­ров
государственной финансовой поддержки, предоставляемой российским
соисполнителям международных программ и проек­тов. Последнее возможно,
видимо, только по мере улучшения экономического положения в стране.
Сохраняется определенная инерция в подходах российских научных организаций,
ученых и специалистов к решению про­блем, связанных с осуществлением
международных связей. В этом деле преобладает стремление получать необходимые
средства из государственного бюджета, не ведется поиск внебюджетных
ис­точников финансирования и потенциальных заказчиков научно-
исследовательских работ, а также возможности более широкого применения
результатов исследований в стране и за рубежом.
Перспективы МНТС России зависят от внутренней социаль­но-экономической
ситуации и позиций страны в мире в экономи­ческой и политической сферах.
Прогнозирование развития МНТС должно основываться на возможных вариантах
развития стра­ны. Из множества возможных путей развития нашей страны сле­дует
остановиться на двух.
1. Окончательное превращение России в сырьевую и энерге­тическую базу
развитых стран в результате длительной ориента­ции на приоритетное развитие
добывающе-сырьевого и топлив­но-энергетического комплексов, быстро
нарастающего в после­дние годы технологического отставания от развитых стран
и в ситуации постоянной утечки капиталов за рубеж, сокращения и фактического
уничтожения собственных наукоемких произ­водств, свертывания НТП, утраты
финансовой и научно-техно­логической, а следовательно, военной и политической
независи­мости страны.
На этом пути Россия, даже в случае достижения относитель­но высокого уровня
потребления (при первоначальном сокраще­нии населения в несколько раз и
благоприятных внешних усло­виях), может рассчитывать в XXI в. только на
воспроизводство социально-экономического развития Запада второй половины XX
в. При этом, опираясь на идеологию и теорию догоняющей Запад модернизации,
Россия в итоге утратит свой прежний ста­тус в мире и превратится в страну
второго порядка значимости по влиянию на мировые процессы.
2. Устойчивое развитие на основе собственного научно-тех­нического и
экономического потенциалов при участии в реше­нии глобальных проблем и поиске
наиболее эффективного само­стоятельного пути к постиндустриальной
цивилизации. Для это­го необходимо разработать и принять новую стратегию
развития, опирающуюся на традиционные особенности российского обще­ства и его
образа мышления и жизни и предполагающую перво­очередное развитие наукоемких,
информационных, энерго- и ре­сурсосберегающих технологий.
В январе 2000 г. Правительство РФ утвердило Концепцию государственной
политики в области международного научно-технического сотрудничества,
реализация которой позволит в большей мере подчинить международное научно-
техническое сотрудничество задачам развития отечественной науки в полном
соответствии с государственными интересами России и реальной геополитической
ситуацией в мире.
Намечается определять тематику межгосударственной коо­перации в максимально
возможной степени, исходя из приорите­тов Федеральной целевой научно-
технической программы, дру­гих научно-технических программ Российской
Федерации, про­грамм государственных научных центров, создать более
благоприятные организационные, правовые и экономические условия осуществления
научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами. В итоге
международное сотрудниче­ство должно вносить реальный вклад в повышение
технического уровня, сокращение сроков и снижение стоимости отечественных
разработок путем привлечения интеллектуальных, материальных и финансовых
ресурсов иностранных партнеров.
Преодоление имеющихся негативных явлений, превращение МНТС в реальный
инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания НТП России
невозможны без целенаправленного и действенного государственного
регулирования в этой сфере отношений с другими странами. Это подтверждается и
оправдав­шей себя практикой развитых и новых индустриальных госу­дарств.
Для улучшения координации МНТС необходимо создать еди­ную государственную
систему управления этой сферой, так как в настоящее время, по различным
оценкам, только 20-30% НТС России с зарубежными странами поддается хоть
какому-то уче­ту, а регулируется на государственном уровне еще меньший объем
НТС.
Неизменным приоритетом должно остаться сотрудничество со странами-членами
СНГ. С этой целью подготовлен пакет ба­зовых договорно-правовых документов по
обеспечению созда­ния общего научно-технологического пространства
Содружества, вступление в силу которых откроет качественно новый этап в
отношениях с традиционными партнерами российских научных организаций,
характеризующийся переходом к формированию и реализации представляющих
взаимный интерес межгосударствен­ных научно-технических программ, созданию
конкретных меж­дународных научно-исследовательских центров и научных
орга­низаций, развитию обменов, способствующих выполнению задач национальных
научно-технических программ стран Содружества. Дальнейшее развитие получат
процессы создания единого науч­но-технологического пространства в рамках
Союза Беларуси и России, расширятся масштабы научно-технологической
коопера­ции обеих стран.
Одновременно будут осуществлены мероприятия по дальней­шему развитию
сотрудничества с развитыми государствами и ускорению кооперации с новыми
индустриальными странами. В ходе этого будет расширен круг государств-
партнеров, установ­лены новые кооперационные связи с ведущими зарубежными
на­учными центрами на приоритетных направлениях современной науки,
предполагается добиться увеличения вклада иностранных исполнителей в
совместные проекты, намечено расширить вза­имодействие в области
инновационной деятельности и коммер­циализации технологий, создать
необходимые предпосылки для продвижения отечественных разработок на мировой
рынок нау­коемкой продукции.
Важная задача МНТС - обеспечение в ближайшие годы пере­хода от программ
международной помощи российской науке, когда средства предоставляются по
усмотрению зарубежной стороны, к проектам, приносящим обоюдную выгоду. Многие
из них станут носить глобальный характер, потребуют активного сотруд­ничества
ученых разных стран, в том числе на базе использова­ния уникальных
отечественных научных установок.
Глобализация мировой экономики определяется, в частности, тем, что основными
потребителями минеральных, биологичес­ких, научно-технических и финансовых
ресурсов являются раз­витые страны мира с «открытой» рыночной экономикой, где
про­живает «золотой миллиард» населения Земли, а развивающиеся страны
безнадежно отстали по уровню потребления и социаль­но-экономическому
развитию. После окончания «холодной вой­ны» центр тяжести борьбы ведущих
государств мира переместился в область политического и экономического
контроля мировых рынков природных ресурсов и расширения рынков сбыта своих
товаров, т.е. передела мира и установления нового мирового по­рядка. Острота
глобальных проблем усиливается еще и тем, что увеличиваются масштабы
неуправляемого хищнического пред­принимательства и экологической экспансии
транснациональных корпораций и многонациональных компаний в отношении
при­родных ресурсов развивающихся стран. В силу слабости эконо­мики стран
третьего мира они вынуждены соглашаться с переме­щением на их территорию
экологически «грязных» производств, устаревших ресурсорасточительных
технологий, складировани­ем и захоронением промышленных отходов. Все это
ускоряет ис­тощение природных ресурсов, отбрасывает экономику этих стран
назад, рождает экологические катастрофы.
Важный вклад в решение глобальных проблем могут внести наука и научное
сообщество России, особенно в связи с участием в международных научно-
технических проектах, называемых «меганаука», и передачей технологий
развивающимся странам.
В условиях нынешнего дефицита ресурсов формирование при­оритетов в МНТС на
государственном уровне должно исходить прежде всего из задач обеспечения
безопасности страны, разра­ботки технологий с высоким уровнем
коммерциализации, реализации социально значимых проектов и технологического
обнов­ления отечественной промышленности.
Принимая во внимание геополитическую ситуацию и внеш­неполитические интересы
России, целесообразно сосредоточить усилия на преимущественном развитии
научно-технических от­ношений с Беларусью, другими странами СНГ, Китаем,
страна­ми Азиатско-Тихоокеанского региона. Со странами других ре­гионов
научно-технические отношения следует поддерживать на уровне «разумной
достаточности»
Совершенствование международного научно-технического сотрудничества России в
итоге должно содействовать укрепле­нию отечественного научно-технического
потенциала, возраста­нию роли нашей страны в решении проблем современной
циви­лизации в XXI в. при дальнейшей интеграции российской науки в мировую
систему разделения научно-технического труда, если такая интеграция будет
являться не самоцелью, а средством ре­шения прежде всего внутренних задач.
     Перспективы функционирования российских СЭЗ.
В современных условиях требуется пересмотр политики зониро­вания на основе
экономической целесообразности, необходимо­го профессионализма и более
конструктивного использования мирового опыта. Первоочередной задачей для
нормального станов­ления и развития зон должно быть принятие федерального
закона о свободных экономических зонах.
Он должен регламентировать основные положения деятель­ности СЭЗ, такие как
порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок
финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности,
вклю­чающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функ­ции
управления, создание федерального ведомства по координа­ции деятельности зон.
Этот закон должен быть конкурентоспо­собным по сравнению с аналогичными
документами других стран, которые стремятся к организации СЭЗ на своей
террито­рии. Такого же рода активность проявляется в последнее время со
стороны государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.
В то же время в России отсутствует федеральный закон о СЭЗ. Законопроект «О
свободных экономических зонах» был принят Государственной Думой и Советом
Федерации в июне 2000 г., но в июле 2000 г. был отклонен Президентом РФ. В
декабре 2001 г. Минэкономразвития России внесло в Правительство РФ новую
версию закона о свободных экономических зонах. Таким обра­зом, в России на
протяжении 90-х гг. не была создана законода­тельная база для деятельности
СЭЗ, что вызывает большие труд­ности на пути организации и функционирования
этих террито­риально-хозяйственных объединений.
     Важную роль может сыграть также укрепление законода­тельной базы,
регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ. База должна включать,
помимо Федерального за­кона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
(июль 1999 г.), законы о концессиях, дополнения и изменения За­кона «О
соглашениях о разделе продукции», закон о валютном регулировании, Земельный
кодекс РФ и другие законодательные акты. Несмотря на то, что большинство
перечисленных докумен­тов значится в приоритетном списке Государственной Думы,
их продвижение идет крайне медленно. Отсутствие прочной зако­нодательной базы в
России влияет на приток иностранного ка­питала как в СЭЗ, так и в страну в
целом.
Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может со­хранится в новых, более
жестких условиях рыночных отношений. При благоприятно складывающихся
обстоятельствах наибольшие шансы стать эффективно работающими зонами имеются у
СЭЗ «Находка» и «Янтарь». Однако и им, чтобы привлечь инвесто­ров, как
иностранных, так и российских, надо отказаться от тер­риториальной аморфности и 
более четко определить модель раз­вития СЭЗ. Прежде всего СЭЗ «Янтарь»
необходимо отказаться от масштабов Калининградской области, а «Находке» - от
тер­ритории всего города, ограничившись лишь тем, что относится к ее портовому
хозяйству.
Что касается перспектив развития других СЭЗ, то они доволь­но призрачны.
Многие из них, как правило, имеют неоправдан­но крупные размеры, не
располагают выходами к международ­ным морским портам и аэропортам, в них
отсутствует развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря»,
который обладал бы особой привлекательностью для иностранных инве­сторов и
позволил бы им конкурировать с сотнями разбросан­ных по всему миру уже
действующих и создающихся зон.
Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего.
Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки
своей политики и функциональ­ной направленности. Перспективными
представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать
на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например,
как это сделано в зоне свободного предпринима­тельства Ленинградской области,
где одна большая зона разде­лена на 13 субзон.
     Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительной
степени объясняется особенностями взаимоотно­шений науки и производства в нашей
стране. Отечественная на­ука занимает приоритетные позиции в ряде
высокотехнологич­ных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях.
Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и
производства. Из-за несовершенства хозяйственного ме­ханизма предприятия
промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения
научно-технического прогрес­са. Наука, как и производство, сильно
монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса,
т.е. специализированной предпринимательской деятельности, обслуживающей
продвижения новшеств от научной идеи до ее практического освоения. В этих
условиях связующим звеном меж­ду наукой и производством могут быть
технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной
принад­лежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвали­фицированных
специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.
Создание технопарков могло бы не только привести к орга­низации отдельных
высокотехнологичных производств, но и со­действовать расширению и
диверсификации российского экспор­та (в 2001 г. 90% экспорта России
приходилось на энергоресурсы и другие виды сырья). Технопарки с участием
иностранного ка­питала могли бы дать значительный народнохозяйственный
эф­фект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта
высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной
промышленности, которая, будучи не­способной первой интегрировать достижения
науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности
технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную
про­дукцию; поможет ослабить «утечку умов». Кроме того, технопар­ки,
создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, мог­ли бы несколько
облегчить проблему конверсии военных отрас­лей и проблему занятости.
Другое стратегически оправданное направление - реализация
транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых
территорий. Создание здесь широкой сети свобод­ных таможенных зон не только
бы ускорило интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней
крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогич­ные
зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеан­ского региона.
Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие осо­бого выигрышного
положения зоны (Кемеровская и Читинская об­ласти, Алтайский край) могут быть
преобразованы вряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь
следует уде­лять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льготам для
иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных
контрактов на разработку минеральных ресур­сов с гибкой шкалой раздела
продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли
местной про­мышленности и социальной сферы.
     Основные приобретения и проблемы на пути вступления России в ВТО.
Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях, которые
вырабатываются в ходе переговоров меж­ду ним и членами ВТО. Продолжительность
таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО зарегистрировала самые
продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с Болга­рией). Переговоры
о присоединении КНР превысили эту продол­жительность. Условия присоединения
каждой страны носят ин­дивидуальный характер. Они содержатся в докладах
рабочих групп и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, вклю­чающих
обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.
В 1993-1997 гг. десять из 12 стран СНГ (включая Россию) нача­ли переговоры о
присоединении к ВТО, и первой из них в декабре 1998 г. присоединилась
Киргизия, затем ряд других государств.
Известно, что Советский Союз в первые послевоенные годы активно участвовал в
формировании политических и экономи­ческих основ мира. Представители СССР
участвовали в разра­ботке Бреттон-вудских соглашений, в Гаванской конференции
ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако
обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать
участником ГАТТ. В начале 80-х гг. XX в. представители СССР установили
неформальные контакты с Генеральным директором ГАТТ. В середине 80-х гг. со
сторо­ны Советского Союза была предпринята попытка стать участни­ком
многосторонних торговых переговоров в рамках Уругвайс­кого раунда (она была
заблокирована США). Тем не менее в мае 1990 г. СССР получил статус
наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация унаследовала этот статус в 1992 г. и
повела дальней­шую работу по сближению с ГАТТ. В 1994 г. в связи с
образова­нием ВТО это заявление было переадресовано в ВТО. Летом 1995 г.
начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г.
завершился информационный этап пере­говоров. Он заключался в ознакомлении
стран-членов ВТО с си­стемой внешнеторгового режима России и другими
сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присо­единения
к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно перего­ворный этап, в ходе
которого Россия должна определить конк­ретные условия своего участия в ВТО.
В соответствии с процедурой, установившейся в рамках ГАТТ, а теперь и в ВТО,
формальные переговоры о присоединении к ВТО проходят в рамках Рабочей группы,
круг ведения которой является стандартным для всех присоединившихся стран и
сфор­мулирован следующим образом:
«Изучить заявление Правительства Российской Федерации о присоединении к
Всемирной торговой организации на основании статьи XII и представить
Генеральному совету рекомендации, ко­торые могут включать проект Протокола о
присоединении».
Первый практический шаг к присоединению был сделан в феврале 1994 г., когда
был представлен Меморандум о внешне­торговом режиме России (документ L/7410).
В 1995 г. начались формальные заседания Рабочей группы и неформальные встречи
и консультации.
За прошедший период проделана значительная работа: в те­чение четырех лет с
особой тщательностью изучалось российс­кое законодательство, регулирующее
внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйств, и было достигнуто согласие
участ­ников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процес­са -
выработке условий присоединения России к ВТО. Сейчас пе­реговоры все более
приближаются к моменту, когда их итог, с одной стороны, будет зависеть от
политического решения Рос­сии; с другой стороны - от политического решения
США, ЕС и Японии, которое откроет путь для России в ВТО.
Переговоры о присоединении России к ВТО породили мно­го вопросов в торговых и
промышленных кругах страны: Что получит Россия, присоединившись к ВТО? Сможет
ли она реали­зовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или
прежде всего окажется перед лицом связывающих обяза­тельств? Какое значение
будет иметь этот шаг для развития эко­номики страны и ее законодательной
базы? и др.
Ответить на вопросы прежде всего поможет опыт других госу­дарств. Свыше 160
государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или вступили на путь
присоединения к ВТО. На их долю приходится более 90% внешнеторгового оборота
России. Страны-участницы ВТО образуют то, что принято именовать «ми­ровая
торговая система», базой которой является во многом уни­фицированное мировое
правовое пространство. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход
на правовое простран­ство и международно-правовую защиту, гарантируемую
нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наи­большего
благоприятствования и национальный режим для рос­сийских товаров и услуг;
защита от дискриминационных внутрен­них налогов, акцизов и таможенных сборов;
свобода транзита, за­щита от дискриминационного применения гаммы технических,
санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против
произвольного использования других торгово-политических средств, включая
квотирование, антидемпинговые и компен­сационные меры. Кроме того, Россия
получит другие торгово-политические преимущества, которые в итоге будут
содействовать ее организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию ее
внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. (Ос­таваясь за
пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции.)
Вместе с тем договоренности ВТО в пра­вовом плане выполняют роль
многостороннего торгового дого­вора, присоединение к которому существенно
снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров.
Далее, членство в ВТО позволит России использовать меха­низм разрешения
споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нем для
российских предпринима­телей ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ на
серьезное от­крытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно
действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и
услугам, где Россия обладает сравнительными преиму­ществами во внешней
торговле) и недобросовестной конкурен­цией ряда зарубежных фирм как на
внешнем, так и на внутрен­нем рынках страны.
Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте.
Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей системе развития
правовых норм международ­ной торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят
период становления. Отношение к ним со стороны различных стран нео­днозначно.
В этом, в частности, один из уроков Конференции ми­нистров стран-членов ВТО в
Сиэтле. России необходимо хорошо знать, понимать и использовать в своих
интересах эту «неодноз­начность»: искать союзников, блокировать противников и
привле­кать на свою сторону возможно большее число государств. Одна­ко
активная внешнеторговая дипломатия возможна только при полноценном членстве в
ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией возможность участия в новых
переговорах по развитию правовых основ международной торговли. Эти переговоры
уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих
переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития
мировой торговой системы и лишит ее возмож­ности отстаивать и защищать свои
национальные торговые инте­ресы, как это делают страны-члены ВТО. Причем чем
дольше Рос­сия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от
процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств
она встретится при присоединении.
Для вступления в ВТО необходимо приведение российского законодательства в
соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального
законодательства, так и законодатель­ства субъектов Федерации. Выполнение
Россией одного из глав­ных для членства в ВТО условий связано с обеспечением,
поми­мо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных право­вых актов,
также соответствия последним нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Перевод на нормы ВТО российско­го внешнеторгового законодательства важен не
только для при­соединения к ВТО. Правовая работа в этом направлении выве­дет
российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все
страны мира, уменьшит ведомственный ха­рактер законодательных актов и будет
способствовать укрепле­нию стабильности, предсказуемости и открытости
внешнеторго­вого режима России, на недостаточность которых поступают жалобы
со стороны не только внешнеторговых партнеров Рос­сии, но и отечественных
экспортеров и импортеров.
Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь при­обретения. Очевидны и
потери, неизбежно последующие в слу­чае присоединения России к этой
организации. Эти потери мо­гут быть следующими:
•    защита многих российских производств, находящихся в кри­зисе, будет
серьезно затруднена в результате значительного сни­жения тарифов и облегчения
доступа иностранных товаров и ус­луг на российский рынок;
•    ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в феде­ральный бюджет от
снижения импортных пошлин. Учитывая на­пряженное состояние бюджета, трудности
с пополнением его до­ходной части, придется, видимо, компенсировать эти
потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних нало­гов;
•   вступление в ВТО может затруднить возможности продвиже­ния России по пути
интеграции со странами СНГ и внутри Тамо­женного союза. Несмотря на то, что
между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных
консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран
под­ пишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее
обязательства перед ВТО в силу договоренности между страна­ми-участницами
союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время
некоторые обязательства, при­емлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми
для других;
•    членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в
области государственного регулирования внешне­ экономической деятельности;
•    вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на
российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор.
Присоединение России к ВТО связано с решением многих про­блем, но для этого
нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей ВТО, о
чем и пойдет речь далее.
Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую структуру
ВТО, состояла в том, что результаты Уруг­вайского раунда были представлены
как единый пакт правовых документов, принятие которых обязательно для стран-
членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Этот принцип -«все или
ничего» - означал важнейший политический поворот в организации международной
торговой системы.
Такое новое положение в международной торговле создало сложную ситуацию для
ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых договоренностей.
Немалые трудности воз­никли в связи с этим для России, и в этом плане она не
одинока.
ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации
выполнения многосторонних соглашений и догово­ренностей. Она выполняет
функции организатора будущих торго­вых переговоров и функции арбитра в
урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически
сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации
Гене­рального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) пред­назначен только
для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения соглашений
и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от
большинства меж­дународных организаций как системы ООН, так и вне ее.
Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения опре­деляется
соглашениями и договоренностями, содержащимися в при­ложении. Сейчас их 56, и
они охватывают торговлю товарами, ус­лугами и торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих
министерских кон­ференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы.
Уже сейчас обозначились некоторые направления: торговля и экология; прямые
иностранные инвестиции; ограничительная деловая прак­тика и режим
конкуренции; информационные технологии.
Другими словами, правовая структура ВТО открыта для даль­нейшего развития -
включения новых направлений. Это может изменить с трудом достигнутый баланс
интересов и обязательств. Будущее ответит, сможет ли конструкция, созданная в
Марракеше, выдержать эту дополнительную нагрузку и окажется ли она
управляемой.
Мировая торговля развивается еще по одному направлению: торговля в рамках
крупных транснациональных компаний и тор­говля между транснациональными
компаниями. В этих двух слу­чаях действуют разные экономические интересы,
требующие разного правового подхода. Попытки согласовать их в рамках ВТО,
очевидно, встретят большие трудности. Все это ставит перед ру­ководителями
ВТО сложную задачу - определение правильного курса в развитии правовой и
организационной структуры ВТО.
Другая сложность - изменение положения развивающихся стран в правовой
структуре ВТО.
Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры о присоединении к международному
правовому механизму, конструкция которого во всех деталях в данный момент не
известна. Вместе с тем место Рос­сии в международной торговле и в мировой
политической системе в настоящее время таково, что она не может подстроить
под себя эту многостороннюю систему. Страны-члены ВТО, вне всякого со­мнения,
не будут перестраивать ВТО ради присоединения России.
Однако, став членом ВТО, Россия, безусловно, сможет влиять на ее дальнейшее
развитие. В этом один из аргументов в пользу того, что процесс присоединения
не следует затягивать.
     Список  литературы:
1.      Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической
деятельности: учебник. – Юристъ. 2002.
2.      Батенев В. Современнная Россия в международном научно-техническом
сотрудничестве. // Внешняя торговля. – 1995. - №12
3.      Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны:
мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. - №10.
4.      Максимова М. М. Войдут ли Россия и СНГ в европейское экономическое
пространство? – В кн.: Заглядывая в XXI век: Европейский союз и Содружество
Независимых государств. – М.: Интердиалект+, 1999.
5.      Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000.