Каталог :: Международное публичное право

Реферат: Основные приципы международного права

                      1.Понятие основных принципов.                      
Система МПП представляет собой довольно сложную структуру, со­стоящую из
различных элементов. Ядро современного МПП образуют его основ­ные
принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное
содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти
принципы наделены также особой политической и моральной силой. Принципы
МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в
многосторонних конвенциях мирового значения) и регио­нальные (зафиксированные в
     региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы морского права).     
Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Деклара­ции о
принципах международного права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.,
Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что прин­ципы
МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и
юридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировали семь
таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.
                          2. Характерные черты.                          
            Принципы МПП имеют свои характерные черты:             
* универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МПП
соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка);
* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из общей
особенности системы МПП);
* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания не­которых из
принципов (например, пока остающиеся не реализованными прин­ципы мира и
сотрудничества);
* взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том
случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодей­ствующих
элементов;
* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или новой
сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы” в
международном праве);
·                            иерархичность (так, например, центральное место
занимает принцип не­применения силы). Комплексу международно-правовых
принципов присущи две основные функции: стабилизирующая, которая
заключается в определении основ взаимо­действия субъектов МПП путем создания
нормативных рамок; и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего
нового, что появляется в практике международных отношений.
                    3. Содержание основных принципов.                    
    Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного права.    
     Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду
отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих
субъектов. В таких условиях - единственных выход - установление право­вых рамок
применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: из­бавить
грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соот­ветствии с
которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих инте­ресах. Устав ООН
предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух
случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы мира,
любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-вторых, в порядке
осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор,
пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и
безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно при­нимались документы, которые
раскрывали содержание данного принципа. Осо­бого внимания заслуживает
Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее
применения в международных отношениях 1987 г.
Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с
определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г.
Определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы
государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или
политической независимости другого государства. Использование иных, кроме
вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифициро­вано
как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным
мерам.
В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом согласно
Определению включается запрещение: вторжения или нападения ВС государства на
территорию другого государства; военной оккупация; полной или частичной
аннексии территории; применения любого оружия одним государ­ством против
другого даже без вторжения; актов нападения ВС одного госу­дарства на ВС
другого; применения ВС одного государства, находящихся по со­глашению со
страной пребывания на ее территории, в нарушение условий, пред­усмотренных
соглашением; продолжения пребывания ВС на территории ино­странного
государства после прекращения действия соглашения о их пребыва­нии; действий
государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоря­жение другого
государства территория использовалась последним для соверше­ния актов
агрессии против третьего государства; засылки вооруженных банд, групп, а
также регулярных сил или наемников на территорию другого госу­дарства в целях
применения против него вооруженной силы. Нарушением прин­ципа неприменения
силы следует также считать насильственные действия в от­ношении международных
демаркационных линий, линий перемирия, блокаду портов или берегов
государства, любые насильственные действия, препятствую­щие народам
осуществлять законное право на самоопределение.
В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения лю­бого
характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н.
“превентивная оборона”).
На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в Афганистан
в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в
1983 г., в Панаму в 1989 г.
     Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3,
ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот
принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои между­народные
споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не
подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедли­вость”. Из этого
следует, что главными рамками этого принципа являются при­менение только мирных
средств разрешения споров и сохранение при этом со­стояния мира в мировом
сообществе. Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается
широкий выбор.
Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом
пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта,1991 г.)
рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования
международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание
специального органа - “Механизма СБСЕ по урегули­рованию споров”, который
может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в
качестве примирительного органа.
     Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного прин­ципа
принято большое количество международных документов, среди которых выделяются
Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах
человека 1966 г. (о гражданских и политических правах, и об экономиче­ских,
социальных и культурных правах);  конвенции  о предупреждении преступ­ления
геноцида и наказании за него (1948 г.), о ликвидации всех форм расовой
дискриминации (1966 г.), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин (1979 г.), о правах ребенка (1989 г.) и т.д.
Анализ международных актов позволяет выбелить основные положения принципа
уважения прав человека:
* признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их
равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедли­вости и
всеобщего мира;
* каждое государство обязано содействовать путем совместных и
само­стоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод
в соответствии с Уставом ООН;
* право человека должны охраняться властью закона, что обеспечит мир и
правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего
средства к восстанию против тирании и угнетения;
* Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пре­делах его
юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по ка­кому-либо
признаку;
* каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и
государства, к которым он принадлежит;
* государство обязано принять законодательные и иные меры, необходи­мые для
обеспечения международно признанных прав человека;
* государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нару­шены,
эффективные средства правовой защиты;
* государство обязано обеспечить право человека знать свои права и по­ступать
в соответствии с ними.
     Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждое
го­сударство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их
право осуществлять в пределах собственной территории законодательную,
ис­полнительную, административную и судебную власть без какого-либо
вмеша­тельства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить
свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in
parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее
время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.1
ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного ра­венства всех
ее членов”. Прежде всего это означает, что все нормы международ­ного права
применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические,
экономические и их другие особенности.
Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя
следующие элементы:
* государства юридически равны;
* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверени­тету;
* каждое государство обязано уважать правосубъектность других госу­дарств;
* Территориальная целостность и политическая независимость госу­дарства
неприкосновенны;
* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои
политические, социальные, экономически и культурные системы;
* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои
международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя
обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в
развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.
Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по-
прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели­кие
государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного
нормотворчества.
     Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого
принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция госу­дарства”, как
это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и
четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмеша­тельством считаются
любые меры государств или международных организаций, с помощью которых
последние пытаются препятствовать субъекту международ­ного права решать дела,
по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения
принудительных мер в случаях угрозы миру, нару­шения мира, акта агрессии.
Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.
Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое
вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое,
политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение
некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией. Косвенное
вмешательство - это подобного рода военные, экономические и другие меры,
ко­торое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями,
на­ходящимися под их контролем.
     Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип
был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г.
Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость
незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т.п.
Вторая его часть (территориальная неприкосновен­ность) означает более широкое
понятие, охватывая не только случаи отторже­ния, но и иные виды посягательств,
например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории,
транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена,
разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без
разрешения суверена и т.д. Приобрете­ние территории в следствие нарушение этого
принципа признается незаконным.
     Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко сформу­лирован
в Заключительном акте СБСЕ  1975 г. и в настоящее время может рас­сматриваться
в качестве дополнительно принципа к принципу уважения терри­ториальной
целостности. Он означает:
* признание существующих границ в качестве юридически установленных в
соответствии с международным правом;
* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;
* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или
ее применение.
Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или
требования, направленные на их изменение положения линии гра­ницы, ее
юридического оформления или фактического положения линии границы на
местности.
Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом
неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает
обязан­ность государства не допускать незаконного пересечения границы с
другим го­сударством, а также право контролировать движение через границу.
Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше
региональ­ный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе -
Заключи­тельном акте СБСЕ.
     Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного
принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого
го­сударства, свободное присоединение к независимому государству или
объедине­ние с ним, или установление любого другого политического статуса,
свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом
права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной
связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего
сто­летия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким
образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение
требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в
стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в
отношении уже созданных государств:
* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий,
лишающих народы их права на самоопределение;
* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, на­правленных
на частичное или полное нарушение территориальной целостности и единства
любого государства.
     Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он
обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от разли­чий их
политических, экономических и социальных систем в следующих направ­лениях:
поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление
международных отношений в экономической, социальной, куль­турной, технической и
торговой областях в соответствии с принципами суверен­ного равенства и
невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, пред­усмотренных ее
Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в
развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как не­возможно обязать
государства сотрудничать.
     Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем
заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным спо­собами
создания юридически обязательных норм для суверенных государств яв­ляется их
соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств:
обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных
принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти
принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому понима­нию
принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая
право устанавливать свои законы и административные правила, госу­дарства должны
сообразовываться со своими обязательствами по международ­ному праву. В
соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться:
“Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюде­ние договорных и
обычных норм, подтверждает свою приверженность основопо­лагающему принципу
международного права - принципу добросовестного вы­полнения обязательств по
международному праву”.
Общие принципы, являясь фундаментом всей системы МПП, пронизывают остальные ее
струкутрообразующие элементы.
     Список использованной литературы:
     1.    Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права.- М.,1992
     2.    Капустин М.Н. Международное право. Конспект лекций.- Ярославль,1998
     3.     Международное право /Под ред. Г.И.Тункина.- М.,1994
     4.    Международное право /Под ред.Н.Т.Блатовой.- М., 2001
     5.     Пашуканис Е. Очерки по международному праву.- М.,1995
     6.    Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности
человечества.- М.,1988
                                  План:                                  
                    1.     Понятие основных принципов.                    
     2.     Характерные черты.
     3.     Содержание основных принципов.
     Список использованной литературы.