Каталог :: Медицина

Реферат: Авиценна

Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-
Абдаллах ибн-Али ибн-Сина.
Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и
охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку,
поэтику,языкознание, медицину, математику, астрономию, химию,биологию,
геологию, и другие.
Через сто с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков в
Багдаде на главной площади  сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через
несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после
Библии напечатают огромные пять томов "Канона врачебной науки".
Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в сентябре 960 года в
небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей биографии Ибн-Сина писал: "Отец
мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн
Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили
управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях
Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать
по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."
Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии,
говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи -
четверостишья "для отдохновения души..."
Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно было
решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно было дать
сыну и кунью - почетное прозвище. "У моего мальчика обязательно будет свой
сына смеялся Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал
имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али". Откуда было знать Абдаллаху,
что напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем. Не будет у Хусейна
сына, и семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по
караванным путям от города к городу, от правителя к правителю.
Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово "Почему?" он повторял
много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда
Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика
поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб , где он
проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба
Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы читались по-арабски. Многие
мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с
вопросами, но тот говорил: "Учи Коран. Там на все есть ответы." Одновременно
Хусейн ходил и к другому учителю,который обучал его грамматике , стилистике и
арабскому языку.
Однажды Хусейн сказал: "Я выучил весь Коран. Теперь я
могу задать свои вопросы?" Учитель обиделся: "Коран учат долгие годы и редким
мусульманам, знающим его наизусть,дают почетное звание - хафиз".
"Значит я хафиз!" - сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не
пропустив ни одного слова. Так не знал
Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в
маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый
заканчивает первый, начальный. Цикл своего образования. Он поражает всех
памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской
литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его собственной
биографии: "К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие
успехи, что все поражались".
Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет отец
взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с
приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику,
законоведение, астрономию,философию, географию и многое другое. Обстановка в
семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины,человек
состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам, которые и сделали его
своим последователем. (Исмаилиты - противники ортодоксального ислама).
Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но живо
интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от
исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое отношение к
Корану. Исмаилитом был и первый учитель, преподававший
Ибн-Сине философию и математику. Лбу Абдаллах ан-Натили.
Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и
неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина описывает такой
случай: "Я дал
такой анализ данного определения, подобного какому он не
слыхал. Он удивился мне , как только мог и советовал родителю
моему не занимать меня ничем , кроме наук... То же было и с книгой Евклида.
пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя . а остальные - самостоятельно.
Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : “Читай сам , решай
теорему , а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно
занялся изучением книг много было таких вопросов , которые он до того не знал
и научился им от меня”.
Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, Не имея еще 12 лет от роду ,
Ибн-Сина , согласно традиции , занялся ее изучением по совету знаменитого
врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. “Затем я пристрастился к науке
врачевания , - говорится в автобиографии , - и стал читать книги посвященные
ей. А медицинская наука не из трудных наук , и , конечно , я преуспел в ней в
кратчайшее время так , что известные врачи того времени стали приходить ко
мне за советом. Посещал я и больных , и в результате достигнутого мною опыта
открылись передо мной такие врата исцеления . что это не поддается описанию.
А было мне в это время шестнадцать лет”.
Изучал медицину Ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари , известного
бухарского медика , автора ряда научных трудов. Обучение у Камари
продолжалось не долго. ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной
практикой и вскоре становится настолько известным врачом , что его приглашают
во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В
автобиографии Ибн-Сина вспоминает : “Однажды эмир заболел и врачи не могли
определить его болезнь. Имя мое было им известно . и они рассказали эмиру обо
мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и
отличился на этой службе ему”.
Чем болел эмир Бухары , и как его лечил Ибн-Сина , точно  не известно.
Известно лишь , что лечение помогло , и Нух ибн-Мансур благополучно правил
Бухарой еще год. Известно также , что в благодарность за излечение Ибн-Сина
получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека -
одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу в
Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его
образование и началось самостоятельное творчество.
Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Возможно , именно
во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать
обобщающий труд по медицине , где можно было бы найти название болезни со
всеми ее признаками , а также указание на то , отчего она возникает и как ее
можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных
книг , а затем периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для
“Канона врачебной науки” . над которым Ибн-Сина работал долгие годы.
В 999 году умер отец - Абдаллах ибн Хасан , и на плечи Ибн-Сины легла забота
о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением ,
положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно , и он принял решение
переехать в Гургандж , столицу Хорезма.
До самой смерти Ибн-сина не смог вернуться на родину , скитаясь по чужбине из
одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма ,Абиверда , Нишапура
, Туса , Гургана , Рея, Хамадана , Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к
вершинам власти , то становился визирем , то попадал в тюрьму , жил и в
роскоши и в нищете , но не на один день не прекращал творческой и научной
работы. Имущество его не один раз было разграблено , погибла его библиотека ,
в том числе
рукопись философской энциклопедии в двадцати томах “Ал-Инсаф”
(“Справедливость”).
     “Канон врачебной науки”
При жизни Ибн-Сины большой известностью пользовался обширный труд основателя
и руководителя госпиталя в Багдаде Али ибн-Аббаса под названием “Царская
книга”. Одним из непосредственных предшественников “Канона” был 30-ти томный
труд Абу Бакара ар-Рази “Всеобъемлющая книга по медицине”. Однако эти труды
страдали общими недостатками. Изложенные в них сведения не были в достаточной
степени систематизированы , результаты наблюдений переплетались с явным
вымыслом , рекомендации дополнялись мистическими истолкованиями. Построение
книг было очень нечетким, а изложение настолько сложным, что пользоваться ими
мог только достаточно опытный врач.
Ибн-Сина , работая над книгой , поставил перед собой задачу избежать ошибок
своих предшественников и справился с ней , создав один из крупнейших в
истории медицины энциклопедических трудов - “Канон врачебной науки”.
“Канон врачебной науки” - одна из самых знаменитых книг в истории медицины.
По существу - это целая медицинская энциклопедия , рассматривающая с большой
полнотой (в пределах знаний того времени) все , что относится к здоровью и
болезням человека.
Этот капитальный труд , включающий в себя около 200 печатных листов , уже в
двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во
множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок , “Канон” оказался
среди первых печатных книг , и по числу изданий соперничал с Библией.
Латинский текст “Канона врачебной науки”  был издан впервые в 1473году , а
арабский - в 1543году.
Точная дата завершения работы над “Каноном” не установлена. Предположительно
это 1020 год.
“Канон врачебной науки” - это обширный труд , состоящий из 5 книг.
В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре
части. В первой части дается определение медицины , во второй - речь идет о
болезнях , в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах
лечения.
В книге 2-ой описаны “простые” лекарства , излагается учение Ибн-Сины о
лекарствах , их природе , их испытании. по алфавиту расположены 811 средств
растительного , животного и минерального происхождения с указанием их
действия , способов применения , правил сбора и хранения.
Книга 3-я , самая обширная , посвящена патологии и терапии - описанию
отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-
топогрофическим введением.
Книга 4-я посвящена хирургии , лечению вывихов и переломов , общему учению о
лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях , гнойных
воспалениях подкожной клетчатки , а также о заразных болезнях. Освещаются
основные вопросы учения о ядах.
Книга 5-я содержит описание “сложных” лекарств , а также ядов и противоядий.
Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить собранные
многочисленные материалы в систему , связать их с клиническими наблюдениями.
Рекомендуемые в “Канонах врачебной науки” лекарственные средства разнообразны
, многие из них позднее вошли в научную фармакологию.
Систематичность и логичность как большие достоинства “Канона” отмечали даже
те , кто склонен был преуменьшать значение Ибн-Сины в истории медицины. Успех
“Канона врачебной науки” был вызван ясностью , убедительностью , простотой
описания клинической картины болезней , точностью терапевтических и
диетических предписаний. Эти особенности быстро создали “Канону” огромную
популярность , а его автору обеспечили “самодержавную власть в течении пяти
столетий во всем медицинском мире средних веков”.
Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране
возле городской стены , но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был
перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
Используемая литература :
Ю.Н. Завадовский : “Абу Али Ибн-Сина” ;
В.М. Воскобойников : “Великий врачеватель” ;
Б.Д. Петров : “Ибн-Сина ( Авиценна ) ;
В.А. Смирнова-Ракитина : “Повесть об Авиценне” ;
А.А. Семенов : “Абу Али Ибн-Сина ( Авиценна )” .