Каталог :: Архитектура

Доклад: Архитектура Гродно

Реферат

по эстетике на тему: Архитектура студентки ГрГУ имени Я. Купалы филологического факультета Романо-германского отделения 2 курса 51 группы Леменовской Елены Петровны Гродно 2004

ЗАРОЖДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приемы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами. С возникновением государств, сложилась новая форма поселений - город как центр управления и торговли. В условиях рабовладельческой демократии Древней Греции создается целая система городов-государств. Развивается система планирования улиц, с прямой сеткой улиц и площадью - центром торговой и общественной жизни. Культурным и архитектурно композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах). В древнем Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции Древнегреческой архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики, удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Для возведения крупных построек большую роль сыграло появление новых строительных материалов (бетон). В феодальную эпоху Архитектура развивается на основе более деференцированного раздела труда. Труд рабов сменяется трудом ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной архитектуры значительно расширяется, охватывает Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на Архитектуру эпохи феодализма более значительное влияние, чем на архитектуру рабовладельческих цивилизаций. В странах Западной Европы с возрождением городов в конце X века начинает развиваться тип жилого дома в 2-3 этажа, с мастерскими и лавками внизу. Складывается архитектура Романического стиля. В культовой архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженные аркадами. Во второй половине XII века во Франции развивается архитектура готики, отразившая наиболее высокий этап развития феодального общества, и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов обществ. В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами становятся города, такие как Бухара, Мерв, Термез, Хива и др. Их монументальные здания возводились из обожженного кирпича с использованием в облицовке различной резной мозаики. Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культурные центры среди живописных кварталов низких глинобитных или жилых сырцовых построек. Важный этап развития архитектуры связан с культурой Возрождения, возникшей в начале XV века в городах Тосканы (Италия). Религиозной средневековой основой был поставлен гуманизм, который искал опору в античном наследии, что ярко отразилось в Архитектуре общественных зданий, дворцов, загородных поместий. Строителей-ремесленников сменяют образованные специалисты-архитекторы. В непроизвольно возникшей асимметрии постепенно развивающихся ансамблей, были поставлены ясные завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к архитектуре выражен в палаццо). Итальянские архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Древнего Рима (творчество Брунеллески, Л. б. Альберти и др.). В эпоху возрождения развивается новая теория архитектуры. Архитектура Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении Средневековых традиций и проходила сложную длительную эволюцию.На протяжении многих веков архитектура имела разные образы, постоянно менялась, менялись центры архитектурных сооружений, менялись материалы. Каждая новая эпоха строилась на основе предыдущей, украшая и совершенствуя ее. АРХИТЕКТУРА ГРОДНО Гродно — один из старейших городов Белоруссии. Его история насчитывает более 800 лет. Уже во времена Древней Руси город стал ее важным бастионом на северо-западном рубеже. С этим связывают и происхождение самого названия города, возникшего от слова «городить». В древних летописях он упоминает часто под именем Городно или Городень. Скупые строки древних летописей донесли до нас сладость побед и горечь поражений городничан, но всегда Гродно сохранял за собой славу политического, экономического и культурного центра западнорусской земли. В XII и первой половине XIII в. Гродно был центром удельного княжества. В середине XIII в. он попал под власть литовских князей, но вскоре был отвоеван и вошел в состав Галицко-Волынского княжества. Затем вновь и надолго входит в состав Великого княжества Литовского. В XV в. Гродно превращается в крупнейший торгово-ремесленный центр Белоруссии, а с XVI в. становится резиденцией великих литовских князей, затем польских королей (Витовт, Баторий). Все это благоприятствует как укреплению оборонной мощи старой цитадели, так и широкому размаху городского строительства. Во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в. в связи с усилением крепостничества и развитием фольварочно-барщинной системы в Гродно наблюдается общий хозяйственный упадок. Ему способствовали и частые разорительные войны, которые вела тогда Речь Посполитая. С конца XVIII в., после воссоединения Белоруссии с Россией, Гродно устанавливает тесные экономические и культурные связи с русскими городами. Развитие города изначально шло от замка, расположенного на высоком холме у впадения реки Городничанки в Неман, на восток и север (вдоль рек). Планировка улиц не получила регулярной системы; она была привязана к сложному рельефу города и главным его компонентам — торговой площади и замку. Торговая площадь расположилась в двух кварталах от замка. На нее выходили семь улиц города, в том числе все основные, связанные с загородными дорогами и мостом через Неман. Центральное место на площади заняла ратуша, вокруг расположились дома знати, крупных торговцев, здесь же возвышались приходские церкви, костелы, монастыри. В культурном наследии Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные ансамбли. В них соседствуют памятники различных эпох и стилей, в которых нашла свое отражение сложная история города. Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с костелами), классицизма (дом вице-губернатора Максимовича), псевдоготики (лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструктивизма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений. Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во многом являются характерными для Гродно. Это прежде всего — двух- и трехэтажные жилые дома с мансардами Первостепенное значение в культурном наследии имеют памятники, расположенные на Замковой горе, объявленные сейчас историко-археологическим заповедником. По ним можно проследить, под воздействием каких влияний начала развиваться белорусская архитектура, как веками формировался ее национальный характер. Гродненский Старый замок — исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков. Замок расположен на высоком и крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом. В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен. Въездная башня, квадратного сечения, располагалась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом подъемным деревянным мостом. Самая высокая башня, круглого сечения, уцелела с XIII в. и была включена Витовтом в систему новых крепостных укреплений. По своему характеру эта башня близка к оборонно- сторожевым башням типа вежи в Каменце. Башни не сохранились до нашего времени: некоторые были разобраны при строительстве дворца Стефана Батория в конце XVI в., от других остались фундаменты и части стен. Представление о замке Витовта и системе его укреплений дает известная гравюра Гродно 1568 г. К восточной стене замка между двумя башнями — круглой и угловой — примыкал двухэтажный дворец. Его архитектура, как и архитектура всего замка Витовта, имела готические черты. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях — как облицовочный материал. Особенностью кирпича являются знаки-клейма мастеров, резанные острым инструментом на ложковой стороне кирпича до обжига. Рисунки знаков весьма разнообразны и составляют несколько десятков типов. В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории старый замок подвергался коренному переустройству. Из укреплений Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Дворец был построен заново итальянским архитектором Скотто из Пармы. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую композицию плана. Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича : королевские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, украшены изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками. Дворец этого времени был выдержан в формах архитектуры ренессанса. Характерные черты его — декоративный аттик, окна с тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением. Новым был сам подход к решению замка — он задуман как дворцово-замковый комплекс. Дальнейшая судьба Старого замка была связана с многочисленными переделками. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Тогда окна потеряли свое обрамление и были увеличены. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в., окончательно изменила его облик. Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в. Гродненский дворец Нового замка — бывший королевский дворец — построен в 40—50-х годах XVIII в. по проекту дрезденских архитекторов Матеуша Даниеля Пёпельмана, Иохима Христиана Яуха и Яна Фредерика Кнобеля, Дворец расположен по соседству со Старым замком буквой П, с обширным парадным двором и главным корпусом в глубине. Оба замка — Старый и Новый — связаны в один архитектурный комплекс, доминирующий в застройке правобережной части города. Наружная архитектура дворца была проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры отличались пышностью отделки. Выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной красивостью и легкостью стиля рококо. Выдающимися памятниками монументальной архитектуры древнего Гродно являются Нижняя и Борисоглебская церкви, расположенные на Замковой горе. Нижняя церковь была выявлена во время археологических раскопок 1931—1937 гг. на территории Старого замка. Над ней была построена в XIV — начале XV в. Верхняя церковь — компактный бесстолпный храм с одной апсидой. В 1939 г. остатки этой постройки были перенесены в отдельный павильон, а развалины Нижней церкви хорошо изучены (И. Иодковский, Н. Воронин). Нижняя церковь (середина XII в.), очевидно, была соборным храмом гродненской крепости. По остаткам стен можно заключить, что церковь представляла собой небольшой и цельный объем с одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы). В них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые облегчали конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви имело хорошую акустику. Особенностью архитектуры Нижней церкви было декоративное убранство фасадов, украшенных вставками из больших естественных камней-валунов. Гранитный валун раскалывался на две части и вкладывался в стену плоской стороной наружу, которая в отдельных случаях полировалась. Цвет камня самый различный — от розового до красного, от серого до черного. Его применение в кладке с использованием различных способов обработки поверхности придавало фасадам живописность. Красочность фасадов церкви еще больше усиливалась керамическими вставками, покрытыми глазурью коричневого и зеленого цветов. Таким образом, полихромия, по существу, была главным художественным средством в декоративной обработке как наружных, так и внутренних стен церкви. Борисоглебская, или Коложская, церковь — замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства. Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г. Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13Х25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художников В. Грязновым. Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни — определенной симметрии, но не строгой, благодаря этому фасады приобрели еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко- археологическими заповедниками. Фарный (бывший иезуитский) костел и монастырь — выдающийся памятник архитектуры Белоруссии XVII—XVIII в. В прошлом костел и монастырь были самыми богатыми в Речи Посполитой. Они занимали целый квартал в центральной части города. В комплекс застройки входили коллегиум, аптека, библиотека и ряд хозяйственных помещений. Трехнефный план костела имеет размеры 30x60 м, высота около 50 м. В пространственной композиции совмещены системы базиликального и крестовокупольного храмов. Первоначально главный фасад костела был очень прост, две его башни были лишены пластики, свойственной развитому барокко. Ныне фасад представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями- колокольнями. Четко выделяются вертикальные и горизонтальные членения пилястрами и поясами антаблементов. Фасад насыщен ордером, много здесь сложных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны. Торжествен и пышен интерьер костела. В его убранстве широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придают развитая много фигурная композиция в алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Эти декоративные элементы имеют высокую художественную ценность. Фресковая роспись (1752 г.) состоит из многосюжетных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и др. По соседству с костелом расположилось здание аптеки, в прошлом одной из первых в Белоруссии. Сейчас здание реставрировано и приспособлено под салон мебели. Постройка двухэтажная, поставленная торцом к улице. Интересен фасад по второму этажу, в котором богато представлена архитектура барокко: с балконами и фигурным фронтоном, развитыми обрамлениями окон, карнизными тягами. Бригитский костел и монастырь — архитектурный памятник барокко. Построен в первой половине XVII в. Интересен организацией генерального плана с вынесением костела на перекресток двух значительных улиц города. Угловые башенки и изящные брамы монастырских стен усиливают художественное восприятие комплекса среди затесненного участка. Костел однонефный. Западный фасад расчленен пучками пилястр коринфского ордера и украшен развитым аттиком, фронтоном, двумя декоративными башенками, волютами и др. Фриз вокруг всего здания украшен полосой декоративной живописи. В архитектурных деталях отмечается значительное отклонение от канонов классических форм, своеобразная трактовка отдельных элементов, лишь отдаленно напоминающих формы западноевропейского барокко. Архитектура монастырских корпусов аскетична. Во дворе монастыря сохранилось интересное деревянное строение типа «лямуса», служившее общежитием для монашенок-бригиток. Это двухэтажный дом, выложенный из массивных брусьев на врубках с арочными галереями на главном фасаде. В архитектуре и конструкциях постройки, относящейся к концу XVII в., нашли свое отражение традиции белорусского народного строительства. Крупнейший архитектурный комплекс города — бернардинский костел и монастырь, XVI—XVIII вв. Костел — трехнефная, шестистолпная базилика. На архитектуру костела наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с отдельными элементами ренессанса (плоскостное решение со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон, ниш и др.). Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке ордера, нишах со скульптурами. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они представляют единую композицию большой художественной силы. Вплотную к костелу примыкают монастырские корпуса, образуя замкнутый дворик. С западной стороны композиция комплекса обогащена многоярусной колокольней, врезанной между костелом и монастырем. Верхние ярусы колокольни и оформление интерьера (А. Грушецкий, Ф. Михалевич) относятся ко второй половине XVIII в., представляя искусство так называемого виленского барокко. Важная роль принадлежит памятнику и в панораме городского центра, открывающейся с левого берега реки Неман. Францисканский костел построен в 1635 г. в комплексе с монастырем в архитектурных формах барокко. В XVIII в. после пожара костел был восстановлен со значительными изменениями фасадов. Храм трехнефный. Слева к нему примыкает ярусная колокольня с самостоятельным входом. Архитектурная обработка стен костела и колокольни различна, тектонически между собой мало связана. Главный фасад костела декорирован пилястрами, лопатками, карнизными поясами. Сочетание монастырских корпусов, костела и башни наделяет комплекс живописностью. Церковь Рождества Богородицы в комплексе монастыря базилианок построена в 1726 г. (итальянский архитектор И. Фонтаной III) недалеко от гродненских замков. Это трехнефная крестовокупольная постройка с прямоугольной алтарной частью. Храм отличается нетрадиционным завершением в виде двух четвериковых башен с фигурными главками и центрального купола над средокрестием плана, расположенных на оси трансепта. Барочный декор в виде раскреповок, пилястр, развитых карнизов собран в основном на главном фасаде, завершенном треугольным фронтоном. Там, где человек, - там и искусство. Человек не может обойтись без прекрасного. И оно везде окружает его: в природе, в том, что создает сам человек по законам искусства. Возьмите наш город в его нынешнем виде. Его новые улицы и проспекты, его площади и парки – это как бы синтез художественного творчества.