Каталог :: Архитектура

Контрольная: Осмовы социального программирования в муниципальном управлении

                  Министерство образования Российской Федерации                  
                     Пензенский государственный университет                     
                               Контрольная работа                               
                по предмету: Основы социального программирования                
Тема: Особенности социального прогнозирования и программирования в
муниципальном управлении
                  Выполнил:          студент четвертого курса,                  
группа 99ЗГС1
Женарь Владимир Васильевич
Ульяновская область,
р.п. Николаевка,
ул. Комсомольская 29- 4
Проверил:           Преподаватель:
Балаев Борис Григорьевич
Пенза 2002 г.
     
     
ПЛАН:
1.    Введение
2.     Особенности социального прогнозирования и программирования в
муниципальном управлении
3.     Заключение
     
     
Введение
В Законе РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-
экономического развития Российской Федерации" зафиксировано, что: "Программа
социально-экономического развития Российской Федерации -комплексная система
целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и
планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных
ориентиров".
В организационном аспекте программа социально-экономического развития - это
система документов, мер и действий, объединяющая в единый комплекс процесс
формирования целей и способ их достижения с процессами организации,
регулирования, учета и контроля практического выполнения мероприятий,
обеспечивающих достижение поставленных целей. Более того, целевая программа
определяет организационную структуру органов местного самоуправления,
призванных реализовать поставленные цели и задачи, координируя деятельность
хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального
образования.
Можно согласиться, что целевая комплексная программа представляет собой
адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам
завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных,
экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и
других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких
народнохозяйственных проблем. Целевая комплексная программа характеризуется
четко выраженными конечными результатами в виде набора программных
показателей, определяемых исходя из целевых нормативов.
Таким образом, программа развития муниципального образования позволяет, во-
первых, увязать действия участников воспроизводственного процесса независимо
от их ведомственной подчиненности, а во-вторых, учесть технические,
материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения целей развития
муниципального образования.
Целевые программы могут классифицироваться по различным критериям:
·                     по характеру и специфике проблем и целей (социально-
экономические, научно-технические, региональные, производственно-
технологические, экологические, организационно-хозяйственные);
·                     по временному горизонту (долгосрочные, среднесрочные,
краткосрочные);
·                     по уровню и составу сферы влияния и сферы реализации
(межгосударственные, национальные, межотраслевые, отраслевые, региональные,
субрегиональные, локальные, сублокальные).
Большое методологическое и практическое значение для программирования
развития муниципального образования приобретает решение задачи соотношения
программы и стратегического плана. Целевая программа и долгосрочный план-
прогноз должны быть тесно связаны между собой. Программа конкретизируется в
плане и реализуется через план. Стратегический план - необходимое средство
реализации программы, поскольку он обладает директивностью, конкретностью и
направленностью. Об этом свидетельствует длительный опыт государственного
планирования не только в нашей стране, но и опыт индикативного планирования
во Франции, Японии, США и других странах.
Основное содержание долгосрочной программы составляют наиболее значимая цель,
а также характеристики комплекса мероприятий и ресурсов, используемых для ее
достижения.
Стратегический план включает характеристики множества целей, функций и
ресурсов, обеспечивающих их реализацию. Долгосрочный план имеет ряд аспектов,
отражающих содержание каждой конкретной программы.
Таким образом, разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом комплексные
целевые программы являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного
стратегического плана, а программы выступают как предплановые документы.
Целевая программа муниципального образования не может быть реализована без
взаимодействия с системой государственного регулирования и государственных
ресурсов федерального и регионального уровней. Она представляет собой элемент
этой системы. Вот почему для реализации программ социально-экономического
развития города или района в современных условиях необходимо налаживание
системы государственного регулирования на основе усиления экономических
функций государства. Эти функции должны быть связаны не только с
прогнозированием, программированием и с косвенным регулированием, по и с
долгосрочным индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко
разграничить функции всех уровней управления.
Следует отметить, что, несмотря на довольно-таки длительный период применения
территориальных программ, общепринятой их структуры пока не существует, что
объясняется недостаточной научно-методической разработкой проблемы
социального программирования.
Генеральная цель социальной программы развития муниципального образования -
противодействие снижению уровня и продолжительности жизни населения и
обеспечение его роста, выход на научно обоснованный уровень удовлетворения
социально-культурных и бытовых потребностей малообеспеченных слоев населения,
осуществление коренных преобразований в условиях и содержании труда
работников производственной сферы муниципального образования.
Реализация генеральной цели определяет собственно структуру целевой
комплексной программы. В первом разделе программы даются характеристики
прогнозов и основных пропорций экономического развития, динамики численности
различных слоев населения и трудовых ресурсов муниципального образования.
Изменение показателей этого раздела во многом обусловливается влиянием
внешних факторов, поэтому установка целевых ориентиров в данном разделе не
предполагается.
Во втором разделе социальные цели и задачи программы разворачиваются сначала
через обобщенные показатели эффективности ее реализации, обобщенные
характеристики уровня жизни населения, а затем конкретизируются в комплексе
показателей, отражающих деятельность, направленную на противодействие
снижению уровня удовлетворения социальных и культурно-бытовых потребностей
малообеспеченных, бедных и нищенствующих слоев населения.
Целевым ориентиром здесь служит достижение необходимых условий
жизнедеятельности населения, что предполагает социальную защиту детей и
малоимущих жителей, создание условий для получения образования,
профессиональной подготовки и переподготовки лиц в трудоспособном возрасте, а
также определенные сдвиги в решении жилищных проблем. Социальные ориентиры,
характеризующие условия проживания, предполагают охрану здоровья населения,
улучшение торгового и бытового обслуживания, обеспечение нормальных условий
для отдыха, спорта, туризма, развития культуры и искусства.
Остальные разделы программы обосновывают обеспечение ресурсами и
мероприятиями достижения целевого блока. Так, выделяются структурный блок, в
котором даются характеристики основных мероприятий для достижения социальных
целей, ресурсный блок, где указывается потребность в материальных и
финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы, и блок технико-
экономических обоснований, где составляются необходимые балансы для
обеспечения потребностей за счет собственных ресурсов города, привлечения
средств инвесторов и средств населения.
Методической основой составления служат конкретные плановые методы, такие как
метод балансов, нормативный, вариантный, итеративных приближений, необходимые
для достижения качественно и количественно структурированных целей.
Проработка целей, приоритетов и задач в развитии социальной инфраструктуры
города или района  предусматривает предварительную разработку соответствующих
прогнозных документов о динамике уровня удовлетворения социально-бытовых и
социально-культурных потребностей населения города, районов и концепции
социально-экономического развития территории.
Технология разработки данного раздела программы состоит в следующем:
·                     на основе социально-экономического анализа сложившихся
тенденций и определения гипотезы развития территории формируется система
прогнозов динамики уровня удовлетворения основных жизненных потребностей
населения;
·                     с использованием экспертного метода и социального
анализа осуществляются тенденции и основные ориентиры, которые
разворачиваются в концепции социально-экономического развития муниципального
образования, качественно и количественно структурирующей систему целевых
показателей;
·                     на основе метода декомпозиции генеральная цель
разукрупняется в динамическую систему подцелей различных уровней. Тем самым
строится эталонная модель развития муниципального образования, достижение
которой характеризуется необходимой траекторией будущего развития
муниципального образования. Путем использования балансового и статистических
методов, методов прямых плановых расчетов и корреляционного анализа
определяются значения показателей целевого блока и объемов всех видов
ресурсов, необходимых для их достижения.
Система примерных критериев, характеризующая основные стороны социально-
экономического развития города или района может быть представлена следующим
комплексом взаимоувязанных показателей:
·                     увеличение средней продолжительности жизни населения в МО;
·                     положительная динамика естественного прироста населения;
·                     сокращение детской смертности и смертности населения в
трудоспособном возрасте;
·                     повышение обеспеченности населения жилой площадью по
категориям жилья и уровню его благоустройства;
·                     повышение уровня реальной заработной платы населения;
·                     снижение заболеваемости;
·                     динамика удовлетворения других социально-культурных и
бытовых потребностей населения.
Система мероприятий, разрабатываемых для достижения прогнозируемых целей и
потребности в ресурсах, определяется по каждому из направлений или условий
жизнедеятельности населения. В частности, подсистема структурного обеспечения
целевого блока для решения жилищной проблемы включает адресную программу
основных мероприятий по строительству и капитальному ремонту ветхого жилья,
их стоимостную оценку.
Подсистема ресурсного обеспечения удовлетворения потребностей в жилье
характеризуется такими показателями, как: потребность в общей жилой площади;
необходимые затраты на строительство жилья и капитальный ремонт, на текущий
ремонт и эксплуатационные расходы; ввод общей жилой площади; ввод жилой
площади за счет нового строительства (ведомственного, муниципального, частных
инвесторов, кооперативного); ввод жилой площади за счет капитального ремонта
(ведомственного, муниципального, частных инвесторов); затраты на ввод общей
жилой площади за счет нового строительства и капремонта (из госбюджета, от
частных инвесторов, из средств населения); затраты на текущий ремонт и
эксплуатационные расходы; необеспеченная потребность в общей жилой площади;
необеспеченная потребность в финансовых ресурсах.
Справочными показателями могут быть общая площадь жилого фонда города, а
также его структура по формам собственности, в частности площадь
муниципального, ведомственного, частных инвесторов, кооперативного
приватизированного жилого фонда и т.д.
Подсистема обеспечения развития материальной базы народного образования
предусматривает разработку целевой программы создания и реконструкции
объектов народного образования с указанием инвесторов, сроков выполнения
мероприятий и стоимости работ.
Подсистема ресурсного обеспечения развития народного образования
характеризуется такими показателями, как объем необходимых затрат на
строительство общеобразовательных школ и мест в них, объем необходимых затрат
на текущие расходы, количество вводимых общеобразовательных школ и мест в
них, объем затрат на строительство школ из госбюджета и частных инвесторов;
объем затрат на текущие расходы, потребность в строительстве детских
дошкольных учреждений, необходимые затраты на их строительство, текущие и
эксплуатационные расходы; ввод мест в ДДУ, необходимые затраты на
строительство ДДУ, на текущие и эксплуатационные расходы и т.д.
Кроме того, эта подсистема предусматривает необходимые финансовые затраты на
обучение и переподготовку высвобожденных работников, выделяемые затраты на
обучение и переподготовку высвобожденных работников; необеспеченную
потребность в финансовых ресурсах для развития материальной базы народного
образования и переподготовку кадров.
Аналогично строятся подсистемы структурного обеспечения социальной защиты,
мероприятия, входящие в систему структурного обеспечения социальной защиты,
здравоохранения, культуры и др.
Программа стабилизации социального развития муниципального образования
опирается на разработку целого ряда предплановых документов: социального
паспорта города или района, стабилизационных программ развития предприятий и
организаций, а также результатов изучения общественного мнения и
социологических опросов населения.
Необходимо отметить, что каждый раздел и подраздел программы должен
составляться в единой форме, предусматривающей:
·                     основные показатели;
·                     мероприятия, направленные на обеспечение целевого блока;
·                     ресурсное обеспечение (потребность в финансовых
ресурсах и источники ее покрытия);
·                     технико-экономическое обоснование.
Постановка генеральной цели социально-экономического развития в соответствии
с приоритетами, развертывание этой цели в систему подцелей, конкретизация их
количественными значениями показателей являются одной стороной проблемы.
Другая - не менее, а возможно, и более важная задача-формирование критериев
достижения поставленных целей. Для оценки степени достижения целей могут быть
использованы критерии:
·                     нормативности, предполагающий сравнение достигаемых
целей с нормативной моделью;
·                     эффективности использования вовлекаемых ресурсов;
·                     экономической эффективности выполняемых мероприятий
программы;
·                     соотношения общей суммы инвестиций по программе к
объему централизованно выделяемых бюджетных ресурсов.
Успешная реализация программы предполагает согласованность и координацию ее с
государственными органами регионального управления, а также согласованность с
другими программами, разрабатываемыми в муниципальном управлении (научно-
технического развития, транспортной и т.д.).
     Заключение
Решение таких объемных задач, как переход к более высокому качеству жизни,
требует оценки ситуации, возникшей в социальной сфере, определения
приоритетных направлений дальнейшего развития социально-культурных отраслей,
нуждающихся в привлечении дополнительных ресурсов.
В реализации этих направлений необходимо учитывать возможность
диверсифицированного их финансирования как из государственных, так и из
частных источников. Участие всех заинтересованных лиц в финансировании
социальной сферы делает необходимым определение их места и роли в этом
процессе, так же как и определение места и роли других субъектов:
организаций, предприятий, населения.
Такой подход требует разработки соответствующего механизма организации и
управления процессами развития социальной сферы. Очевидно, что программно-
целевой метод является в этих условиях необходимым инструментарием в
управлении таким сложным объектом, как социальная сфера, формой и средством
подчинения субъектов хозяйствования целям и задачам социального развития.
                                Список литературы                                
1.     Закон РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-
экономического развития Российской Федерации"/ Российская газета. 1995, 26
июня.
2.     Территориально-отраслевые комплексные программы интенсификации
производства Кулибанов B.C.: Уч.пособие. - М: Высшая школа, 1990.
3.     Тенденции развития и потенциал системы местного самоуправления.
Копылов Ю.М. ISBN В. 2002 г.