Каталог :: Архитектура

Реферат: Павловский парк

                        В Павловском парке.                        
Неповторимо прекрасны его пейзажи, раскрывающие богатство русской природы,
многообразны архитектурные сооружения. И если “Самсон, разрывающей пасть
льва”, стал эмблемой Петергофа, а образ юного поэта, сидящего в мечтательной
задумчивости на стариной скамье, напоминает о городе Пушкине- некогда
Царском селе, то изображение статуи Аполлона на фоне полуразрушенной
колоннады уже давно сделалось символом Павловска – одно из лучших памятников
русского садово-паркового искусства конца
18 века .  Непреходящая ценность Павловского  парка – в многогранности его
художественного облика , в совершенстве архитектурных форм
и в том единстве , в котором предстаёт здесь природа и искусство.
     Редко где можно увидеть пейзажи столь разные по настроению
и эмоциональной окраске.  Светлая долина реки Славянки
с её лиризмом и мягкой задушевностью ,  празднично яркие
и парадные Большие круги. . . Суровый сумрак  узких
“готических” аллей Новой Сильвии ,  ширь и размах Белой
берёзы.  Один из лучших образцов пейзажных парков ,
Павловск  отражает и черты регулярных садов с обязательной
подстрижкой деревьев и строгой симметрией планировки.
Здесь можно увидеть также каменные террасы  , каскады и
лестницы ,  характерные для итальянских садов. Не случайно
говорят , что Павловский парк – своеобразная энциклопедия
садово-паркового искусства.
Он раскинулся на площади в 600 гектаров . Если все его
дорожки составить в одну  , то по ней можно дойти до Москвы. Постепенно , на
протяжении пятидесяти лет складывался Павловский дворцово-парковый ансамбль.
Один за другим создавались его районы : долина реки Славянки , Большая звезда
, Большие круги и т.д.  Возводились павильоны ,  то лёгкие и изящные , то
строгие и монументальные.  Одни похожие на античные храмы , другие
напоминавшие сельские хижины. Сооружались  мосты , создавались каскады ,
декоративные руины .
Зелёные “апартаменты”  парка украшались беломраморной и  бронзовой скульптурой .
Надо посмотреть на план парка : каждый район имеет свою особенность и в
рисунке сети
дорожек , и в размерах и очертаниях  водоёмов , и в  принципе  размещения
архитектурных сооружений. Но  вместе с тем  отдельные участки  парка
художественно
связанны  и  образуют единый законченный ансамбль .
В создании его принимали участие архитекторы Ч. Камерон , В. Бренна , А.Н.
Воронихин,
К.И. Росси , Тома де Томас , скульпторы И.П.  Матрос  , М. И. Козловский ,
В.И. Демут-Малиновский ,  живописцы Д.Скотти,  П. Гонзаго и другие
замечательные художники.  Словно передавая друг другу  эстафету прекрасного ,
они превратили огромный вековой  лес в произведение искусства.
История земель , на которых на которых расположен Павловск , уходят в глубь
времён.
Речка Славянка , сейчас тихо журчащая под старым под старыми деревьями , а
некогда полноводная и широкая , могла бы рассказать о новгородцах  , о
торговых судах , устремлявшихся по ней “из варяг в греки”  ,  о боях , что
приходилось вести новгородцам
со шведами  и рыцарями Тевтонского ордена за земли  Ижорского края . Эти
земли захваченные шведами в 18 веке ,  были освобождены во время Северной
войны. Шведский
Генерал Крониорт так стремительно отступал под натиском русских войск , что
не сумел воспользоваться оборонительными сооружениями , которые находились на
месте еще возведенных новгородцами  в  13  столетии деревянных и земляных
укреплений –
“Городка на реке Славянке”.   В последствии здесь была построена маленькая
крепость
Бип.  Шли годы . Росла , ширилась новая русская столица- Петербург. Вокруг
неё возникали дворянские усадьбы , создавались царские резиденции с дворцами,
парками и разными затеями. Забили большие сверкающие струи фонтанов
Петергофа.
                                    1                                    
  В Царском селе появился  вызывавший восхищение современников  Большой дворец.  
А там , где суждено было возникнуть Павловску , все еще стоял глухой лес.
Затерянный среди  леса и болот  ,  неподалёку от реки Славянки  ютились две
небольшие деревушки – Линна  и  Рысь-Кабачёк . Тишина. Изредка нарушит её
семейство лосей ,
пришедших к реке на водопой . И опять безмолвие .  Но с 60-х годов 18 века
эти места всё чаще оглашаются звуками охотничьих рожков , лаем и нетерпеливым
повизгиваньем гончих.  Шумной кавалькадой приезжают сюда придворные во главе
Екатерины второй ,
любившей развлечься охотой. Вскоре в лесу появляется два охотничьих домика
–“крик” и “крак” . “Крик” и теперь помнят многие . В лесной чаще Старой
Сильвии стояла эта первая постройка Павловска – лесная избушка , сложенная из
больших дубовых брёвен.
Домик был уничтожен во время гитлеровской оккупации.
В 1777 году Екатерина вторая подарила этот лес вместе с крестьянами окрестных
деревень Павлу , тогда наследнику престола . Подарок был приурочен к рождению
первого сына Павла – Александра . И с ранней весны следующего года здесь уже
слышится звон пил , шум и скрип падающих деревьев. Крестьяне в лаптях в
длинных рубахах , с лопатами и топорами такими их видим на картинах 18 века –
отбывая ежедневную барщину , расчищают лес , прорубают просеки , прокладывают
дороги.
Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных
загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина Марии.
     
Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.
Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.
По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария
Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех ,
возгласы, лай комнатных собачек . А кругом  шум потревоженного
леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый
лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные
постройки не удовлетворяли  владельцев усадьбы. С согласия
Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция
наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз
Камерон. Учебный –археолог , знаток античности , шотландец
Камерон создал в России замечательные творения , которыми
вошёл в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой
раскрылся талант этого большого и тонкого художника в
Павловске. Под его руководством с 80-х годов 18 века  здесь
начались планомерные строительные работы , подчиненные единому           
Дворец со стороны
художественному замыслу.    На месте Пауллюста строится большой                 
Славянки.
каменный дворец.   Неподалёку от него саурожается Вальер , Каллонада
Аполлона , Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преобразуется
долина
Реки Славянки и парк вокруг дворца , создаётся большая звезда , а отдельные
участки леса превращаются в благоустроены охотничьи угодья.   Это было начало
создания архитектурно-художественного ансамбля  Павловска . Главная постройка
и центр этого ансамбля – Большой дворец (1782-1786) . Он стоит на высоком
холме и словно царит над
парком. Далеко виден его купол поднятый на лёгкой колоннаде.  А вокруг
кудрявятся клёны , высятся тополя , дубы , клонятся гибкие ивы , и то там ,
то здесь  видны светлые очертания павильонов парка . Их размещение , так же
как планировка парка , тесно связаны с дворцом  . Первоначально от
центрального корпуса  дворца , решенного архитектором в виде куба  , отходили
лёгкие  крылья  открытых галерей. Широко распахнутые в сторону дворца , они
заканчивались небольшими служебными флигелями.
В последствие по проекту  В. Бренна над открытыми галереями   был надстроен
второй этаж , значительно увеличены служебные корпуса  и созданы отходящие
от них большие полуциркульные флигеля.
                                    2                                    
Все фасады дворца оформлены   различно , с учетом окружающего пейзажа  .
Если идти к дворцу по Тройной  липовой аллее , которая предназначалась для
торжественного въезда, то еще из дали открывается вид  на  центральную  часть
здания .  Парадный фасад  в обрамлении зелени аллеи  предстаёт строгим и
монументальным . Высокий первый этаж
является  как бы цоколем – основанием , на котором выделяются четыре пары белых
колонн , объединяющие вторые  и третьи  этажи . А над ними, завершая
композицию ,
высится колоннада ,  поддерживающая купол .  Ясность членения , четкие
спокойные линии , соразмерность пропорций  создают ощущение удивительной
цельности  и гармонии . Тройная липовая аллея подводит к парадному двору , в
центре которого
в  1872 году  был поставлен памятник Павлу 1.  Это копия  со статуи работы
И. П.Витали,
     находящейся в Гатчине.
Противоположный
парадному , западный
фасад дворца обращен
к Славянке. Крутой
склон берега словно
образует величественный
постамент, на котором                                                                                                  
Вид дворца со 
возвышается здание.                                                                                              
Стороны Тройной 
Портик , украшающей                                                                                             
липовой аллеи.
фасад , и колонна купола
усиливают впечатление
устремлённости ввысь и
лёгкости постройки .
Зеркальная гладь реки отражает зелёный бархат берегового откоса  и  дворец.
Озарённый лучами заходящего солнца , он  запичетлён в стихах В.А. Жуковского :
Люблю ,  когда закат  безоблачный горит ,
Пылая , зыблются древесные вершины ,
И ярким заревом осыпанный Дворец ,
Глядясь с полугоры в водах , покрытых тенью ,
Мрачится медленно , и купол , как венец .
Над потемневшею дерев окрестных сенью ,
Заката пламенем сияет в вышине
И вместе с пламенем заката угасает.
Южным фасадом дворец дворец обращен в сторону Собственного садика, созданного
Камероном по типу голландских , с мелкой сетью дорожек и клумб строго
симметричной планировки.  Рассчитанный на восприятие с близкого расстояния ,
фасад лишен крупного архитектурного членения . На спокойной глади стены
выделяется только широкая лента лепного фриза и нарядные окна второго этажа ,
помещенные в небольшие заглубления и
украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он , так
же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь в своём
течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ;  высокие тополя ,
клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь зеленую завесу
листвы проглядывают его стены.
Находясь внутри дворца  , постоянно чувствуешь его связь с окружающей природой .
Из многих комнат первого этажа можно попасть прямо в парк . Большие
застеклённые двери и декоративная зелень , покрывающая наружные стены здания
, делают этот переход почти незаметным . В нижнем вестибюле оказавшись перед
большой фреской художника  Д.Скотти.  На ней – пейзаж парка . Поднявшись во
второй этаж , из окон верхнего вестибюля видишь Тройную липовую аллею ,
продолженную просекой . Прямая , как стрела , она уходит , кажется , к самому
горизонту . Этой перспективой можно любоваться и через раскрытые двери из
парадных залов дворца – Итальянского и Греческого. Итальянский зал расположен
в центре дворца . Круглый в плане , без окон , с высоким купольным сводом и
верхним светом , он похож на древний римский  храм  .
                                    3                                    
В нишах его стен  , облицованных  розовато сиреневато  искусственным  мрамором
(стюкком) , белеют  подлинные мраморные  статуи . Окна  верхнего вестибюля ,
большие двухстротчатые  двери  в Итальянский  зал и те  , которые  ведут в
соседней  Греческий , расположены на  одной оси с Тройной липовой Аллеей  .
Когда  смотришь  на  неё .
из  глубины  здания  , она  кажется  бесконечной .  Из широких  окон
Греческого  зала ,
напоминающего внутренний дворик  античного  дома – перистиль , видны  и
зелённые  берега  Славянки , и  окружённая  деревьями  Коллонада  Аполлона .
     
     Колоннада  Аполлона.
Планировка   и  отделка  многих  других  комнат  решена  в  художественном
единстве
с  окружающим парком  .  Камерон  находит  для  этого  самые  различные
примеры  .
Во  многом  изменился  облик  дворца  после  воцарения  на  престол  Павла 1 .
Главным  придворным  Архитектором  вместо  Камерона  был  назначен  Бренна  .
Расширяя и  перестраивая  дворец  , он  предаёт  ему черты  парадности  и
торжественности .  Фасады  флигеля  щедро  украшаются  лепными  изображениями
шлемов , знамён , мечей  и  других атрибутов  военной  славы . Во  дворце
создаются  новые  помещения – Тронный , Кавалерийский  ,  Картинные  залы ,
церковь и другие .
И  хотя  планировка центрального  корпуса  остаётся  прежней ,  во  многих
случаях  меняется  характер  отделки . Тонкую изысканность камероновских
интерьеров сменила  тяжеловесная  пышность ,  которую  предал  им  Бренна ,
применивший
высокорельефную  лепку  и  позолоту .  Вместо  шаловливых  амуров  и  изящных
граций на  стенах  появились  мечи , пучки  стрел , суровые  маски львов ,
отсеченные  головы змееволосых  горгон .  Большой  пожар  в 1803  году
уничтожил  почти  всю  внутреннюю отделку  центральной  части  дворца .Для её
восстановления был  приглашён  выдающийся  Русский  зодчий  А. Н. Воронихин .
Воссоздавая  повреждённые  залы  ,
архитектор  стремился  придать им  первоначальный  облик . В некоторых
случаях  он  вносил  своё  новое  в  отделку  и  убранство  интерьеров  ,  но
не  изменяя  , а как бы развивая  замысел  Камерона  . Даже  и  в кабинете
–“фонарике” ,  созданном целиком по проекту  Воронихина ,  явственна
характерная  для  построек  Камерона  связь  интерьера  с парком .  “Фонарик”
– это сравнительно  небольшая комната  в  первом  этаже  дворца .
Полуциркульная  застеклённая стена её  выходит  Собственный садик и
соединяется  с  остальной  частью  помещения  аркой , украшенной  кариатидами
работы  В. И.
Демут-Малиновского . Легкими  почти  воздушными  кажутся  лепные  женские фигуры
на фоне пейзажа , который  открывается за  прозрачной  стеклянной стеной .
Нарядный паркет  пола  как  бы продолжают  желтые  дорожки  клумбы  сада  ,
находящиеся  почти  на  одном  уровне  с  полом .  Всё это делает  кабинет  -
“фонарик”  похожим  на легкий  парковый  павильон . В1822  году по  проекту
К. И. Росси во дворце было  создано  помещение для  библиотеки . Зодчий
нашёл  для неё удивительно удачное  место  над  галереей  , возведённой  В.
Бренна и  украшенной  фресками  П. Гонзаго .
                                    4                                    
     Это большой  светлый  зал с
высоким  сводчатым  потолком  и огромными полуциркульными окнами  .  В  плане
он  повторяет  мягкий  изгиб  галереи .  Снаружи  арки  оконных  проёмов  как
бы  опираются  на  колонны  галереи  ,  образуя  на  фасаде  единый
графический  рисунок  .  А лепной  декор и мраморная  скульптура  ,
размещенная  в  глубине  галереи  ,   как  бы  сливаются  с широкими  аркадами
,  нарядными  лестницами  и  колоннадами  ,  написанными  Гонзаго  на
                               плоскости  стены .                               
     

Фрагмент фасада

Библиотеки Росси. Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля . И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во внешнем облике и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет большой интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с дворцом создавались и первые районы парка . Разбивая тогда их новом тогда пейзажном стиле , Камерон определил тогда дальнейший характер развития Павловского парка как пейзажного . Лишь при оформлении участков вблизи дворца архитектор , как бы отдавая дань традициям , использует черты парадных торжественных садов . От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она была обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в форме шаров , и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда лип образовали Тройную аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть предназначалась для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже - для пешеходов . Но интерес к регулярной планировке и подстриженным деревьям угасал . И липы , которых уже не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко раскинув свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно хороши они ранней весной , одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом боковые аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные коридоры с зелёными сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву , ложатся на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен лабиринт с затейливым рисунком дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника . Здесь много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат привлекает проходящих по Тройной липовой аллее . Лабиринт , заглохший в 18 веке из-за отсутствия ухода , восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед находится Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма . Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит из трёх одинаковых по размерам архитектурных объёмов : центрального – с выступающим портиком и куполом и двух боковых , которые соединены с ним сквозными галереями . Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди растений порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка в ясные дни залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо переступать порог – его нет : пол вольера находится на уровне земли . Сейчас здесь размещена летняя библиотека – читальня . И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы расположится в шезлонге с книгой или журналом в руках . . . 5 У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега заросли цветущем кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо из воды поднимается мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18 столетие . В те времена очертания его берегов напоминали фигуру женщины . Против южного фасада дворца в Собственном садике высится павильон Трёх граций , построенный в 1801 году по проекту Камерона . Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая перекрытие , напоминает классический портик . Фронтоны его украшены барельефами работы скульптора И. П. Прокофьева . На одном , обращенному к дворцу , изображен Аполлон , на противоположном - богиня мудрости Маневра . Павильон находится на высокой террасе . От дворца сюда ведёт центральная дорожка Собственного сада . Несколько каменных ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая плитами светлого камня . Шестнадцать стройных белых колонн стоят по сторонам её . А в центре на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому посвящен этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами храм . Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и радостного . Лёгкими , полными изящества движениями , Павильон Трёх граций . они поддерживают установленную на колонне вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение женственности и красоты . Группа высечена итальянским скульптором П. Трискорни из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный вид . Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу стоит обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по рисунку Камерона . Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором Бренна по распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней гарнизон нёс службу по всем правилам боевой крепости . Там были установлены орудия . Оттуда часто слышался бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья . Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость напоминает миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада дворца , на самом краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая колоннада . Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её , обращенная ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в живописном беспорядке лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в 1780- 1783 году архитектором Камероном , Колоннада Аполлона вначале находилась дальше берега - на широком лугу и представляла собой замкнутый круг . Бронзовая статуя античного бога солнца и покровителя искусств помещалась на высоком постаменте в центре его . Окружённый небольшой рощицей , храм – он тогда и назывался - как бы напоминал пришедшим сюда , что они попадали в мир поэзии и красоты . Позже колоннада была перенесена ближе к дворцу на берег реки . У подножия её был устроен каскад , ниспадавших в Славянку . Через его бурный поток перекинули мост , сложенный из поросшего мхом туфа . Всё это должно было напоминать Парнас с чистыми водами катального источника , где , по верованию древних греков , обитали Аполлон и музы. Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула часть колоннады . Гостивший тогда в Павловске французский поэт Сен- Моор вспоминает : “Ночью под ударами грозы эти мраморы были яростно разбросаны , и случайность сделала более нежели нежели самый утонченный вкус : настал день , каждый восхищался этим романтическим видом , этим изящным разгромом , и даже говорят , что Аполлон одобрил это ”. 6 Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую живописность. Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал : Люблю смотреть когда дерновый скат в огне , И сеть багренная во мраке лип сияет ; Когда на падший храм , прорезав ткань листов , Лучи бросаются злотыми полосами , Горят на белизне разрушенных столпов И искрой огненной с кипящими волнами По каплям прядают и гаснут на лету . . .

Парадный фасад

Дворца . Недалеко от колоннады аполлона , чуть ниже по течению Славянки , у самой воды , среди зелени стоит холодная баня . Этот небольшой павильон отличается просто решения . Здание состоит из двух архитектурных объёмов : высокой ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки , прямоугольной в плане , с двухскатной кровлей . Здесь была купальня с круглым бассейном и комнатой для отдыха . Павильон возведён по проекту Камерона в 1799 году . Мягко обогнув холм , на котором возвышается дворец , Славянка выпрямляет своё течение . На берегах Славянки Архитектор Камерон создал один лучших районов парка . Художник блестяще использует естественный ландшафт долины : широкую пойму реки с сочной яркой травой , холмистые берега – сравнительно пологий заросший кустами , деревьями левый и крутой , местами обрывистый - правый . Кое- где он расширяет русло Славянки , увеличивая зеркало воды , или , наоборот сближая берега , а в одном месте даже изменяет русло . Вырубая деревья , он оставляет только те , которые отличаются красотой кроны , часто к ним подсаживают деревья других парод , образуя живописные группы . Иногда Камерон вводит вырождающиеся пейзажи небольшие постройки мосты . Но это не нарушает естественности ландшафта , а лишь усиливает его выразительность . В результате , кажется , что всё осталось то же – и река и её берега , но пейзажи стали ярче , проникновеннее , художник своим вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской северной природы . Так композитор обрабатывает народную песню , сохраняя основную мелодию , но раскрывая богатство её музыкальных возможностей. Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой половины 18 века с линейной посадкой подстриженных деревьев , с четкой геометрической планировкой дорожек и прудов , где во всем видна рука человека . Долина Славянки образец пейзажного стиля в парко строении . “Что шаг , то новая в глазах моих картина” , - писал В.А. Жуковский о прогулке здесь . Вот небольшой горбатый мост . Старые камни его поросли мхом . Крутая арка пролета поднимается над почти высохшим старым руслом реки . Берега близко подошли друг к другу и деревья , стоящие на них , сплелись своими ветками . 7 А – рядом живописный островок , заросший ивами . Поднимается на высокий берег. Перед нами открывается широкая панорама . Тихие темные воды реки , дорожки , словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени храм дружбы . У воды живописно разместились кусты и низкорослые деревца ; склонившись , они будто вглядываются в своё отражение . Чуть поодаль крепкие высокие деревья стоят по одному , красуясь своей раскидистой кроной . А вот они сбежались большими группами , и в Тени их так спокойно отдохнуть. Кроме многообразия оттенков зелени , какое богатство игры света и тени . Серебристые ивы распушились узкими длинными листочками и клонят к земле свои гибкие ветви . Белеют чистые стволы берёз . Тёмный силуэт пирамидной ели четко вырисовывается на светлой зелени луга . Солнечные лучи пронизывая листву , придают пейзажу какой-то удивительно радостный вид . Но вот проплывающее по небу облако закрыло на миг солнце , и всё преобразилось. Картина представляет в переглушенных тонах ,и кажется , что даже пение птиц стало тише . Чем выше берег чем дальше от воды , тем гуще растут деревья , и представляется , что там , вдали , непроходимый лес - такой плотной стеной стоят они . Взгляд притягивает и торжественный храм дружбы один из лучших памятников русского классицизма Храм дружбы . Второй половины 18 века . Он создан по проекту Камерона в 1782 году . Впечатление благородной простоты и вместе с тем величественности создаёт эта постройка , органично включённая в пейзаж . Узкая лента реки огибая храм с трёх сторон , словно отделяет его от всего парка и создаёт место для задушевных дружеских бесед . Мягко извиваясь по зелёному лугу, ведет к нему небольшая тропинка . Рядом с высокими деревьями из доли он кажется небольшим и легким . Шестнадцать мощных колонн поддерживают антаблемент , на котором покоится не высокий купол . Колоны стоящие на некотором расстояние от стены , образуют замкнутую галерею . Суровая гладь стены смягчена белыми лепными медальонами . Цельность общего замысла , логическая оправдоность и подчинённость ему деталей , строгая соразмерность частей вот что является характерным для этой постройки . Павильон был построен в честь Екатерины 2 . Скульптурное изображение её в облике богине плодородия Цереры первоначально находилось внутри сооружения . Над входом была надпись : “Любовь , благодарность и почтение посветили ”. Прошли многие десятилетия . Забыты лицемерные отношения Екатерины 2 и её наследника . Но прекрасное творение Камерона , сумевшего воплотить в художественном образе великую идею дружбы , продолжает жить и волновать . Постройки Камерона умеют “говорить” . Чаще они вызывают чувство радости , порой тихой грусти , но всегда волнуют и создают лирическое настроение . Неподалёку от Храма дружбы стоит другое произведение этого архитектора - “памятник родителям”. Он посвящен умершим родственникам жены Павла . Дорожкой вниз по течению Славянки . Русло её становится широким , лес словно отодвинулся , открыв берега . Как огромное зеркало , отражает вода и синее небо с белыми облаками , и зелень берегов , и мост из светло серого – светлого камня . Большие вазы на мощных устоях , мягкий плавный изгиб арки пролета и даже ажурная решётка - всё повторяется в глади воды . Висконтиев мост построен в 1802 году по проекту архитектора Воронихина каменный дел мастером Висконти- отсюда и его название . 8 Но здесь , в просторной и светлой долине Славянки , строит Камерон мемориальное сооружение , а бровке высокого берега , среди густого хвойного леса, на окраине тогдашнего парка . Одна из тропинок ведёт туда . Огромные прямоствольные сосны , мохнатые серые ели и сейчас обступают памятник . Колючие ветки задевают лицо , руки , мешают идти . Но вот деревья расступились , словно освобождая место для этого небольшого , но монументального сооружения - подлинного храма скорби . От дворца к нему ведёт дорожка , названная Философской . Узкая плотно обсаженная высоким кустарником , Она создаёт ощущение уединённости , настраивает на размышления . “Памятник родителям” (1786) напоминает греческую эдикулу – прямоугольную в плане постройку с большой нишей и двумя колоннами . В глубине на высоком постаменте скульптура женщины , склонившейся к урнам . Её фигура с наряжено протянутыми руками выражает глубокое горе . По другую сторону пьедестала - гений смерти . Приподняв покрывало с урны , он ожидает конца прощания . “Я видел , как плачет мрамор ”, - сказал об этом памятнике А. С. Пушкин . Скульптурная группа выполнена И. П. Матросом и установлена здесь только в 1807 году . Слившись со строгой архитектурой Камерона , она привнесла в памятник ноту глубокого драматизма . По проекту Камерона в парке были возведены и пасторальные павильоны : “Молочня” , “Старое Шале”, ”Хижина пустынника” и другие . До наших дней Сохранилась только Молочня . От Памятник родителям . “Памятника родителям” туда можно пройти по Философской дорожке . В лесной чаще , среди высоких деревьев , стоит эта постройка , напоминающая альпийский домик . Стены сложены из булыжника . В толще их редко размещены окна . Высокая , с большим навесом крыша опирается на деревянные столбы , врытые в землю . Построенная в 1782 году , Молочня почти не изменилась . Только прежде крышка была соломенной и над ней находился навес с колоколом . Первоначально молочный домик был и фермой . Недалеко от него помещались скотный двор и птичник . Во дворе среди кур и уток прохаживались фазаны и павлины . А на лужайке около леса мирно паслись коровы и овцы . На призывный звон колокола по вечерам скот медленно возвращался к стойлам . Такие картины “сельской идиллии” были непрерывным украшением парков 18 века . Молочню , как и другие павильоны , Камерон разместил неподалёку от дворца , с тем чтобы их можно было посетить во время прогулок , развлечься и отдохнуть . Не случайно одна из комнат Молочни была обставлена с дворцовой роскошью : золоченная мебель , зеркала , бронза . Камерон работа и в отдельных участках парка . По его проекту на левом берегу Славянки в густом хвойном лесу , простиравшимся до Царского Села , создавалась Большая звезда . Площадь её 130 гектаров . Густую тёмную чащу леса рассекали двенадцать больших просек , отходящих лучами от центральной круглой площадки . Затем появились многочисленные дорожки , проложенные в разных направлениях и соединявшие просеки так , что в плане получался рисунок звезды . Это и определило название района . Постепенно лесные просеки превратились в аллеи , по сторонам их поднялись посаженные клёны , берёзы , дубки . Старый лес стал светлее , радостнее . Обитатели дворца и их гости часто приезжали сюда на весёлые пикники . Широкие и прямые , удобные для прогулок в колясках и верхом , дорожки получают необычные названия –“Молодого жениха”, “Красного молодца”, “Зелёной женщины” и т. п. 9 На центральной площадке Большой звезды в 1799 году был возведён круглый зал , предназначавшийся для небольших концертов . Его второе название – Музыкальный салон . Строительство павильона было начато Камероном , но заканчивал его уже Бренна . В годы оккупации концертный зал был разрушен . Бренна , возглавлявший работы по превращению Павловска из великокняжеской усадьбы в царскую резиденцию , не только расширил и перестроил дворец , но и создал новые участки парка . Возле Тройной липовой аллеи , против Вольера , в 1797 году появились Большие круги . Они предназначались для торжеств и празднеств , которые, начавшись во дворце , обычно продолжались в парке .
Большие круги . Создавая этот участок , Бренна использует элементы пышных итальянских садов , с широкими лестницами , террасами , балюстрадами . Большие круги – это две обширные круглые площадки с цветниками , с зелёнными партерами и каменными террасами . В центре их на гранитных пьедесталах установлены мраморные фигуры – “Мир” и ”Правосудие” - работы итальянского скульптора П. Баратта конца 18 начала 19 века . Статуи эти были закуплены ещё при Петре1 вместе со скульптурой , украшающей Летней сад . Сочетание белоснежного мрамора с яркими клумбами и зелёными партерами , а также строгая симметрия планировки , подчеркнутая линиями стриженного кустарника , всё это придаёт большим кругам парадную торжественность . Во время празднеств здесь развешивались цветные фонарики , “плошки” с горящем маслом . Торжества обычно завершались затейливым красочным фейерверком , и в свете причудливых огней как бы оживали мраморные статуи . Рядом , парадно оформляя подход ко дворцу со стороны Славянки , Бренна сооружает большую каменную лестницу , широкую , В шестьдесят четыре ступени , разделённую на четыре марша , с большими уступами по сторонам . На нижней площадке её стоят два чугунных льва , оскалившихся , словно готовых бросится на непрошеного посетителя . Наверху лестницу стерегут мраморные львы . Повернув головы , они как бы взглядом провожают всех проходящих . Для создания иллюзии большей протяжности лестнице архитектор Бренна использует остроумный приём : делает её в низу значительно шире чем наверху . От этого лестница и склон холма, на котором стоит дворец , кажутся и выше и величественнее . Лестница Бренна соединяет две разных по характеру части парка - долину Славянки и Большие круги . Одновременно Бренна создаёт Старую и Новую Сильвию – районы , расположенные на высоком правом берегу Славянки , за Висконтиевым мостом . Среди хвойного леса находится центральная площадка Старой Сильвии и двенадцать отходящих в разные стороны прямых аллей . С ним связано и другое название района - Двенадцать дорожек . Своей планировкой Старая Сильвия напоминает Большую звезду . И здесь свободно растущие деревья заключены в рамки регулярной планировки . Но вместе с тем художественный облик этой части парка совсем иной. Зелённые стены деревьев со светлой полосой стриженного кустарника образуют круглый “зал”. 10