Каталог :: Маркетинг

Реферат: Анализ рынка

Содержание
     1.     Розничная торговля в Оренбургской области.........3
     2.     Оптовая торговля в Оренбургской области..........5
     3.     Выставочно-ярмарочная деятельность Оренбургской
области.......................7
     4.     Оптово-розничная торговля продовольственными товарами и общественного
питания в Оренбургской области.......................7
     5.     Результаты работы Госторгинспекции Оренбургской
области.......................9
                Розничная торговля в Оренбургской области.                
     

Потребительский рынок города Оренбурга характеризуется стабильностью и достаточной насыщенностью продовольственными и социально-значимыми непродовольственными товарами. На территории города Оренбурга действуют:

- стационарных продовольственных магазинов – 519, торговой площадью 87,9 тыс.м2;

- стационарных непродовольственных магазинов – 254, торговой площадью 43,2 тыс.м2;

- стационарных смешанных магазинов – 537, торговой площадью 92,2тыс.м2;

- 430 - предприятий общественного питания на 26917 посадочных мест, в том числе: общедоступных 244 на 6043 посадочных места; кроме того, в летний период работает около 200 предприятий летнего типа;

- 273 предприятий оптовой торговли складской площадью 63 тыс.м2;

- 27 розничных рынков;

- 2 оптовых рынка;

- более 200 предприятий мелкорозничной торговли;

- 139 предприятий бытового обслуживания.

Обеспеченность торговыми площадями составляет 163,5% при норме 205м2 на 1000 жителей, в том числе: продовольственными товарами 134,2% (при норме 85 м2 на 1000 жителей), непродовольственными товарами 46,7% (при норме 120 м2 на 1000 жителей), посадочными местами в предприятиях общественного питания 91% (при норме 40 посадочных мест на 1000 жителей). Для удовлетворения платежеспособного спроса населения в потребительских товарах и с целью обеспечения взаимосвязей между структурными элементами товарных рынков, способствующих свободному движению товаров, непрерывному процессу их воспроизводства предусматривается развитие сети рынков. Ежегодно проводится конкурс по размещению предприятий быстрого питания летнего типа. В развитии инфраструктуры товарных рынков предусматривается развитие оптово-посреднических организаций и складского хозяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики, формирование информационного обеспечения товарных рынков, развитие тароупаковочной индустрии, развитие транспортного обслуживания, разработка кредитно-финансового, организационного и нормативного обеспечения функционирования самих товарных рынков.

Учитывая все возрастающую роль розничных рынков в обеспечении жителей городов и районов области продовольственными и промышленными товарами по умеренным ценам, а также в создании дополнительных рабочих мест, развитие потребительского рынка Оренбуржья является одним из важнейших направлений работы департамента администрации области по вопросам экономики. Как отмечает пресс-служба областной администрации, за последние годы во многих городах и районах сформированы и формируются новые товарные структуры, основную часть которых составляют розничные рынки. Регулирование торгового процесса на розничных рынках Оренбуржья осуществляется соответствующими документами - распоряжениями главы администрации области и постановлением администрации области (Приложение 1). Для упорядочения торговли на рынках администрации городов и районов области разработали или скорректировали действующие нормативные документы. Налажено взаимодействие территориальных органов федеральных контролирующих служб, администраций городов и районов, владельцев и администраций розничных рынков. За период с 1997 по 2001 годы количество рынков возросло за счет прироста стационарных рынков на 48 единиц, или на 37,2 %. В настоящее время на территории области действует 177 розничных рынков, из них 62,7 % являются стационарными, остальные носят сезонный характер. Муниципальные рынки составляют 54 % от общего количества, рынки потребительской кооперации - 19 %. В течение последних двух лет в инфраструктуре рынков произошли существенные изменения. Их территории разграничены и огорожены; установлены прилавки, павильоны, холодильные камеры и витрины; оборудованы помещения для весовой и санитарно-ветеринарной службы; отведены места под камеры хранения; производится уборка рынков и прилегающей территории; проводится дезинфекционная обработка; асфальтируются территории рынков; устанавливаются мусоросборники; действуют стационарные туалеты. Для наведения должного порядка на розничных рынках по рекомендации департамента администрации области по вопросам экономики во всех городах и районах проведены совещания с контролирующими органами и заседания комиссий, разработавших конкретные планы мероприятий по устранению выявленных нарушений. Однако постоянный контроль за соблюдением правил торговли и санитарно-ветеринарных норм показал, что на розничных рынках в 2001 году и 1 квартале 2002 года те или иные нарушения были обнаружены практически везде. В этот перечень входят реализация товаров без документов, подтверждающих их качество и безопасность, без полной и достоверной информации о товаре, с нарушением условий хранения товаров; нарушение порядка пользования весоизмерительными приборами; оформления ценников, а также факты обмана покупателей. Используется непроверенное весовое оборудование, животноводческая продукция реализуется на открытой территории, нарушаются санитарные и ветеринарные нормы, финансовая дисциплина и налоговое законодательство, низок уровень культуры обслуживания. За все нарушения контрольно-надзорные органы привлекали к административной ответственности администраторов рынков и предпринимателей, не выполняющих требования нормативных документов. Хотя ситуация на потребительском рынке области остается стабильной. Платежеспособный спрос населения на товары и услуги удовлетворяется в полном объеме. Оборот розничной торговли в Оренбургской области в январе-августе 2003 года составил 19045,3 миллионов рублей, что в товарной массе на 6,4 % больше, чем в соответствующий период прошлого года. Об этом сообщили в областном комитете Госстатистики. Как сообщает пресс-служба областной администрации, оборот розничной торговли на 61,2 % формировался торгующими организациями, доля продажи товаров на рынках составила 38,8 % (в январе-августе 2002 года - соответственно 65,0% и 35,0%). В структуре оборота розничной торговли в январе-августе 2003 года удельный вес продовольственных товаров составил 46,5%, непродовольственных товаров - 53,5% (в январе-августе 2002 - соответственно 46,5% и 53,5%), что свидетельствует о некотором повышении жизненного уровня оренбуржцев. Оптовая торговля в Оренбургской области. Оборот оптовой торговли, включая товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения, в январе-июне 2002 года составил 15290,1 млн. рублей - 107,5 процента к соответствующему периоду 2001 года. В соответствии со спросом населения продолжается работа по насыщению потребительского рынка товарами и услугами, развитию предпринимательской деятельности, созданию эффективной системы мер по защите прав потребителей, усилению роли органов власти в регулировании торговой деятельности. Но, к сожалению, товары местного производства на потребительском рынке составляют только треть. Причина - либо они в области не производятся, либо не могут конкурировать с ввозимыми по ценам и качеству. Большое внимание департамент экономики уделяет развитию оптовой торговли на территории области, что способствует сокращению количества звеньев в товародвижении и снижению уровня цен. В соответствии с распоряжением главы администрации области "Об организации и функционировании системы оптовых продовольственных рынков в области" в городе Оренбурге действуют два оптовых продовольственных рынка: ПО "Межрегиональный оптовый продовольственный рынок" и ОАО "Межрегиональный оптовый продовольственный рынок "Евразия". В настоящее время на рынке работают более 46 оптовых предприятий, арендующих 8,2 тыс. кв. м складской площади. Действует торговый дом "Евразия", осуществляющий поставку товаров детским и лечебным учреждениям г. Оренбурга. Решается вопрос о создании оптовых продовольственных рынков в городах Бузулуке и Орске, что позволит создать областную систему оптовых продовольственных рынков для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей гарантированными рынками сбыта, увеличения объемов производства и создания новых рабочих мест. Для взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и организации непрерывного процесса воспроизводства товаров и бесперебойного функционирования сфер конечного потребления разрабатывается областная программа развития инфраструктуры товарных рынков на 2003 - 2008 годы. Создается единая областная информационная система о субъектах и объектах в сфере торговой деятельности - формирование областного торгового реестра, который послужит основой для разработки программы развития инфраструктуры товарных рынков. Данные торговых реестров позволят муниципальным образованиям осуществлять регулирование размещения торговых объектов с учетом действующих нормативов. Оперативное решение вопросов, связанных с организацией торговой деятельности, дальнейшим развитием предпринимательской деятельности и конкуренции, ведется межведомственной комиссией при администрации области по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию населения. Для улучшения снабжения сельского населения проводится работа по развитию потребительской кооперации. Производство безалкогольных напитков на предприятиях системы облпотребсоюза возросло в 2,4 раза, кондитерских изделий - на 5,3 %. Увеличились и объемы закупок: молока - в 2,3 раза, кожсырья - на 34,7 %, яиц - на 25%, картофеля - на 12 %. Объем платных услуг населению в январе-июне 2002 года составил 18,3 млн. рублей, или 125,3 % в действующих ценах к соответствующему периоду прошлого года. Успешно работают 7 зернодробилок, 4 маслобойки, 4 мельницы, 4 предприятия занимаются откормом скота и кролиководством, 7 предприятий имеют земельные угодья площадью 748 га для выращивания овощных и зерновых культур. Наибольший удельный вес по продаже товаров населению в системе облпотребсоюза занимают Соль-Илецкое райпо - 10,4 %; Новосергиевское Центральное сельпо - 7,1 %; Оренбургский райпотребсоюз -7,0 %; Адамовское райпо - 5,2 %; Бугурусланское райпо - 4,1%; Новосергиевское сельпо - 4 %. Однако в первом полугодии 2002 года ряд предприятий значительно снизил объем оборота: ПО "Михайловское" - 37,8 %, Грачевское сельпо - 38,2%, Курманаевское райпо - 57,4%, Сорочинское райпо – 64%, Переволоцкое райпо – 69%, Асекеевское райпо - 74,6%. В структуре оборота розничной торговли потребительской кооперации области удельный вес непродовольственных товаров незначителен - 14,5 %, что ниже среднеобластного на 38,5 %. Выставочно-ярмарочная деятельность Оренбургской области. Выставочно-ярмарочная деятельность, способствующая расширению рынков сбыта российских товаров и освоению местными товаропроизводителями новых конкурентоспособных товаров, активно развивается при поддержке областной администрации. Во втором полугодии в г. Оренбурге проведена традиционная осенняя выставка-ярмарка "Меновой Двор - 2003". В рамках выставки проведен конкурс качества продукции, представленной российскими товаропроизводителями, "Наша марка". Среди 40 победителей: ООО «ТД «Саракташский молочный завод» г. Оренбург:твердый сыр «Костромской»; ООО «Живая вода» Республика Башкортостан: «Красноусольская» минеральная вода; ООО «Водолей-98» г. Оренбург: минеральная вода «Серебряная вода»; ООО «Иван да Марья» г. Новотроицк: кисломолочная продукция (йогурт, снежок – жир 2,5%); ОАО ЛВЗ «Оренбургский» г. Оренбург: водка «Форштадт»; ОАО «Концерн Оренбургмолоко» г. Оренбург: сыры плавленые в ассортименте; ПО «Пугачевское»:колбаса ветчинная свиная; ООО «Кооппром»: вода минеральная «Саракташская»; Орская карамельная фабрика ООО «НИК-2»: ирис: «Кис-кис», «Молочный»; Орская карамельная фабрика ООО «НИК-2»: карамель: «Коровка», «Ивушка»; ДГУП «Ирикларыба» п. Энергетик: карп живой; ДГУП «Орскрыбпереработка»: рыбная продукция холодного копчения. Оптово-розничная торговля продовольственными товарами и общественного питания в Оренбургской области. С целью обеспечения безопасности и повышения качества услуг, оказываемых в сфере розничной торговли продовольственными товарами и общественного питания, продолжается их обязательная сертификация. Контроль ее проведения осуществляется созданным при департаменте администрации области по вопросам экономики межведомственным координационным советом. По состоянию на 1 января 2003 года на территории области свои услуги просертифицировали 1220 объектов торговли, в том числе, 572 - мелкорозничной торговли. Из них в городах: Оренбурге – 316, Орске – 414, Новотроицке – 38, Бузулуке – 116, Бугуруслане – 93, Абдулино – 20, Кувандыке – 6, Гае – 31, Медногорске – 48, Сорочинске – 11, Соль-Илецке – 13, Ясном – 89, районах: Александровском – 5, Бузулукском – 1, Оренбургском – 1, Сакмарском – 1, Светлинском – 17. Просертифицировано 761 предприятие общественного питания, из них 508 предприятий общедоступной сети, 9 школьных столовых, 4 комбината школьного питания (города: Оренбург, Бугуруслан, Новотроицк), школьно-базовая столовая в г. Бузулуке. Активизировалась сертификация услуг общественного питания, оказываемых в учреждениях профессионального образования и здравоохранения: сертификаты получили соответственно 40 и 23 пищеблоков указанных организаций. Постоянно ведется контроль за качеством и объемами алкогольной продукции, реализуемой на потребительском рынке области. На алкогольном рынке области в 2002 году работали 5 предприятий – товаропроизводителей и 43 организации оптовой торговли. Учреждено 19 акцизных складов. Розничную продажу алкогольной продукции осуществляли 2577 лицензиатов в 4292 предприятиях розничной торговли. В связи с тем, что значительный удельный вес - 38,8 % - в обороте розничной торговли занимает продажа на розничных рынках, большое внимание уделяется наведению там порядка. В настоящее время на территории области действуют 85 стационарных розничных и 76 сезонных рынков. Муниципальными образованиями совместно с террриториальными федеральными органами надзора и контроля проводятся комплексные проверки их работы, разрабатываются конкретные планы мероприятий по упорядочению торговли на розничных рынках. На основании обращения "Союза предпринимателей Оренбуржья" комиссия, созданная администрацией г. Оренбурга, провела инвентаризацию торговых мест на муниципальных рынках города: МУП "Асфа" и МП "Спецдормост". Улучшается материально-техническое состояние рынков: ведется их планомерная реконструкция в городах Оренбурге и Орске, строительство второй очереди акционерного общества "Новотроицк - рынок". Проблемные вопросы рассматриваются областной комиссией по контролю за деятельностью розничных рынков, которая ввела в практику выездные заседания в территориях. Результаты работы Госторгинспекции Оренбургской области По данным Оренбургского центра Госсанэпиднадзора, от острых кишечных инфекций в прошлом году пострадали более 11 тысяч человек - почти на 20 процентов больше, чем годом ранее. Почти на 11 процентов подскочили заболевания сальмонеллезными инфекциями, которые, как известно, проникают в организм исключительно вместе с пищей. Для полноты картины приведем сведения управления Госторгинспекции по Оренбургской области. В 2000 году его сотрудниками забракованы или снижены в сортности 41 % попавших под контроль колбасных изделий и копченостей отечественного производства (в 1999 году - 31 %), половина проверенного объема мяса и птицы (в предшествующем году - четверть). По рыбе и рыбопродуктам доля негодного или малопригодного к употреблению товара оказалась близкой к трети, примерно то же с сырами отечественного изготовления. Не соответствовали стандартам более половины яиц, около четверти масла животного и т. д. Даже с мукой неладно - более 11 % ее не выдержали требований стандарта (в 1999 году - менее двух процентов). По семи из десяти видов продовольственных товаров, группируемых местным управлением Госторгинспекции, зафиксировано значительное снижение показателей качества, по цельномолочной продукции и сырам они особенно не изменились, но держатся на уровне 30 процентов брака. Подчеркнем: информация сугубо по продуктам питания с отечественной маркировкой. Как же попадает негодный товар на прилавок? Региональное управление Госторгинспекции утверждает, что чуть ли не 90 % бракуемых при проверках колбасных изделий выходят негодными уже из заводских ворот. На многих предприятиях нет входного-выходного контроля, утрачена производственная и технологическая культура. Что касается лицензирования и сертификации предприятий пищевой отрасли, то они носят чисто формальный характер. И, похоже, беда эта не только оренбургская. В области, например, не производят рыбные консервы, их завозят со стороны. А при контроле выясняется то же самое: почти в 95 случаях из ста брак по вине изготовителя. Обратимся вновь к статистике и возьмем год 1998-й с его августом. Он был последним, когда и на провинциальном продовольственном рынке местная продукция была вынуждена конкурировать с импортной. В тот год количество забракованного мяса всех видов составило 24 процента из проконтролированного объема - на 10 процентов меньше, чем в 2001 году. Примерно в такой же степени сократилась некондиция цельномолочной продукции, отмечалось резкое улучшение качества растительного масла. Иными словами, имело место пусть и не очень устойчивая, но все же тенденция, свидетельствующая, что конкуренция вынудила региональных производителей продуктов питания работать над качеством своей продукции, совершенно обоснованно рассматривать его как важное условие успешного бизнеса. Да и массовый потребитель начинал понимать, что заграничное далеко не всегда отличное. Но последовал август 1998 года, импорт сократился. Конкурент по большому счету оставил продовольственный рынок, отсюда и последствия. Сейчас импорт постепенно возвращается, а в связи с этим, уверяют специалисты, и местные производители продуктов питания начнут подтягивать качество. Но если такое и случится, то не скоро. После девальвации рубля импорт резко вздорожал. Поставщики вынуждены экономить на всем, в том числе и на качестве. В 2001 году, например, не выдержали проверки, треть иностранных колбасных изделий, половина - рыбы и рыбопродуктов, более 40 % муки. Конкуренция с заграничным производителем вряд ли в ближайшем будущем заставит отечественного вкладывать средства в повышение качества - особенно в российской провинции. (Таблица 1) Качество отечественных продуктов питания, проверенных управлением Госторгинспекции по Оренбургской области (Таблица 1)

Продукт

Забраковано или снижено в сортности

(в% к проверенному)

1997 г.

1999 г.

2000 г.

Мясо и птица24,027,249,0
Колбасные изделия и копчености18,031,841,0
Рыба и рыбопродукты25,024,230,2
Цельномолочные продукты39,031,128,6
Яйца-16,752,7
Мука-1,911,1
Список используемых источников. 1. Газета «Вечерний Оренбург», № 40 от 2 октября 2003 года. 2. «Оренбург 260» - Администрация города Оренбурга. 3. Департамент администрации Оренбургской области по вопросам экономики «Правила торговли на розничных рынках Оренбургской области». 4. Департамент администрации Оренбургской области по вопросам экономики «Мониторинг развития потребительского рынка Оренбургской области». 5. Департамент администрации Оренбургской области по вопросам экономики «Победители конкурса «Наша марка» - осень 2003». 6. Российская газета, 1999-2003 7. ИА «Волга-информ», 2001-2003