Каталог :: Логистика

Реферат: Маркетинговая политика распределения

                                    ВВЕДЕНИЕ                                    
В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные
преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и
технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах связан
прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост
объемов производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных
связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание
предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной
деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
             МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЛОГИСТИКА             
     Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство
вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении,
контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в
пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному
делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать
французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое
определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он
утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг
вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места
дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что
некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как
военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде
всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре
военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и
фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и
систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-
смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу
эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие
методы прикладной математики (исследование операций, математическая
оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить
из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она
оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-
материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период
экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции 
снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы
увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее
хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления
научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе
зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в
определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом 
к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые
необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое
направление характеризуется более широким подходом: кроме управления
товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и
потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а
также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных
трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму
которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили
улравленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты.
Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению
материальным распределением', определяя сущность логистики, акцентируют
внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, – это
планирование, управление и контроль поступающего на предприятие,
обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции
и соответствующего ему информационного потока.
Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают
предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как
«...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими
затратами необходимого количества продукции в установленное время и в
установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной
продукции».
Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и 
экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика
логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы
планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на
их перемещение и информационное обеспечение.
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно– финансовый 
аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке
и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и
готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до
момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те
или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению,
аспект логистики – возможность влиять на стратегию корпорации и на создание
новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели.
Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению
логистики.
Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты
Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные возможности как
«последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики».
Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие
американские исследователи, как М. Портер. Д. Сток и некоторые другие,
полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения
и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.
Приверженцами расширительного толкования логистики являются и французские
специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней «способы и
методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации
предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения ... способ
организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных
единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых,
материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих
экономических целей». Э. Мате и Д. Тиксье считают, что «...логистика
находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях
выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, она представляет собой
важный фактор разработки общей политики фирмы».
К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские
ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает
исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку
сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд
последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания
покупателей.
Из приведенных определений логистики иностранными специалистами следует, что
она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из
основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого
может служить создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее
функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, такие английские
исследователи, как М. Кристофер и Г. Уилс, считают, что логистика эффективна
не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей, полагают они, должны
принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы
размещения предприятий и складов.
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:
Ø          логистика, связанная с обеспечением производства
материалами (закупочная логистика)
Ø          производственная логистика
Ø          сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика)
Ø          транспортная логистика (которая, в сущности, является
составной частью каждого из трех видов логистики).
Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие
логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о
товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей
готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной
логистикой.
Логистика является системой, содержащей функциональные области. Между областями
логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном
производстве используется технология, не требующая наличия существенных
промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой
поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через
короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки,
когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение
оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых
систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие
способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем,
чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистиеской цепи, т.
е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до
потребителя, выделяются следующие главные звенья (рис.1):
поставка материалов, сырья и полуфабрикатов
хранение продукции и сырья
производство товаров
распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции)
потребление готовой продукции
     

Рисунок1.Логистическая цепь Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции. Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров. Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии. Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства. В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям. Рис.2. Функциональная схема логистики К числу функций логистической координации (см. рис.2) относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (см. рис. 2). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации. В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 1998. 2) Гражданский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. 3) Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. 4) Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993. 5) Берков М.В. Информационные технологии в логистике, М.:Фин. и статистика, 1999. 6) Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993.