Каталог :: Логистика

Шпора: Шпоры по логистике

Билет 1

1. Опред-ие понятия и этапы развития лог-ки Лог-ка произошла от греч.слова logistike - искусство вычислять, рассуждать.История возник-я и развит лог-ки уходит в далекое прошлое. Первые должности логистов появ-сь в Др.Афинах. В период Римской империи сущ-ли служители логисты или логистики, к-ые заним-сь распред-ем продуктов, формир- ем запасов, обменом м/у провинциями. В Византии в 1 тысячилетии н.э. задачами лог-ки явл вооружение армии, снабж-е ее военным имущ-ом. Первые науч труды по лог-ки появ во Франции в нач XIX в автор А. Жомини военный спец-т. Особенно бурное развит лог-ка получ в период II мир войны, к-да была применена для решения страт-их задач и четкого взаимод-ия оборотнной промыш- ти, снабж-их баз и транспорта с целью своеврем-го обеспеч-я армии вооруж-ем и продовольствием. В 60-ые г. лог-ка постепенно переходит из военной обл в гражд-ую, а потом в пр-во. В конце XXв логистич наука вкл в себя закупочную, транспортную, произв-ую, информац-ую, сбытовую лог-ку. Т/о лог-ка стремится max-но удовл-ть запросы потреб-ля с min-ми з-тами для произв-ля. Лог-ка - это наука о планир-нии, контроле и упр-ии транспортиров-ем, складир- ем и др. матер-ми и нематер-ми операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и мат-лов до произ-го пред-ия, внутризаводской переработки сырья и мат- лов и п/ф, доведения ГП до потреб-ля в соот-ии с интересами и треб-ями последнего, а также передачей хранения и переработки соот-щей инф-ции и соот- щих фин.потоков. Лог-ка - наука об упр-ии товародвиж-ем. 7. Преимущ схемы снабж-я на осно ве договоров с фирмой посред-ком. С-ма орг-ии снабж-я на основе договоров с фирмой посредника была разраб и применена в ФРГ 1970-80г. Ее стр-ра имеет меньшее кол-во звеньев, сущ-но упрощено прохожд-ие запросов. С-ма обеспеч-ет более короткие связи м/у поставщ-ом и потреб-лем прод-ии. Закупочные органы и склады разгружаны от рутинной работы. Ф-ции отбора и доставки грузов переходят к поставику, к-ым явп не произв-ль сырья и комплектующ, а оптовая торг-ая компания, выполн-щие распред-ые ф-ции. Потреб-ль прямо от производ-го участка отправляет заявку на сырье и мат-лы в пункт сосредоточения заявок в склад-ом хоз-ве. Пункт регистрации 1-2 р. в день направляет запросы на мат-лы поставщикам, объединенным с-мой договоров. Поставщик рассылает на следующ день запрошенные мат-лы, к-ые в дальнейшем собир-ся и контролируются по каждой заявке в пункте накопления (на торговых складах). Преимущ-ва: 1 . сокращ-е делопроизв-ва и администрат-ых издержек ; 2 возмож- ть высвободить капитал, заморож-ый в запасах; 3 возмож-ть отказ-ся от собств- ой с-мы складов; 4 требуемый мат-л м/б доставлен в течен 24 ч Билет 2 3. Уровни развит логистич-их с-м Сущ-ет 4 стадии развит логистич с-м. Для 1-ой стадии развития лог-ки хар-ен ряд следующ моментов. Компании работают на основе выполн-ия сменно-суточных плановых заданий, форма упр-ия лог-кой наименее совершенна. Область действий логистич с-мы обычно охватывает орг-цию хранения ГП, отправляемой с предпр- ия, и ее транспорт-ку. С-ма действует по принципу непосредств-го реагиров-я на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распр-ния прод-ии. Работу с- мы лог-ки на данной стадии ее развития обычно оценива­ют величиной доли з-т на транспор-ку и др операции по распред-ию прод-ии в общей Σ выручки от продажи. Для с-мы лог-ки 2-го уровня развития, хар-но упр-ие потоком производимых пред-ями товаров от последнего пункта производств-ой линии до конечного потреб-ля. Контроль с-мы лог-ки распростр-ся на след ф-ции: обслуживание заказчика, обраб-ка заказов, хранение ГП на пред-ии, управ-ие запасами ГП, перспективное планир-ие работы с-мы лог-ки. С-мы лог-ки 3-его уровня контролируют логистич-ие операции от закупки сырья до обслуж-ия конеч-го потреб-ля прод-ии. К доп ф-циям таких с-м относ-ся: доставка сырья на предпр-ие, прогнозир-е сбыта, производ-ное план-ние, добыча или закупка сырья, упр-ние запасами сырья или НЗП, проектиров-ие с-м лог-ки. Логистич с-мы 4-го уровня (1990х г) аналогичны 3-ей стадии развития, но с одним исключ-ем процессы планир-ия и контроля интегрируют с операциями маркетинга, сбыта, пр-ва и фи-нансов. Интеграция способ-ет увязке противоречивых целей различ-х подразд-ий. Упр-ие с-мой осущ-ся на ос-нове долговременного планир-ния. Практич-ий опыт показал, что восхождение от низшей стадии развития с-м лог-ки к более высоким происходит как постепенно, так и - при возникнов-ии благоприятных условий (слия-ние пред-тий, новый режим упр-ия, полит-ие инициативы)- скачкообразно. Переход на более высокий уровень длится от 6 мес до 2 лет, а переход от 1-ой стадии развития к 4-ой занимает около 20 лет. 22 С-ма упр-я запасами с фиксир. размером заказа. Фактически упр-е запасами происх-т в рамках 2 принцип-х с-м: 1. q-модель (с- ма с фиксир. размером заказа; 2) р-модель (с-vа с фиксир. периодом времени м/у заказами). C-ма с фиксир размаров запаса. Основопологающ параметр с-мы- размер заказа. Он строго фиксирован и не меняется ни при каких условиях. Он д/б не только рациональным, но и оптимальным. Т.к. экономия з-т на хранении запасов вызывает рост з-т на оформл-ие заказа. Max-ая загрузка склад-их помещений увелич-ет з-ты на хранение запасов, а также риск появл-ия неликвидных запасов. Оптимальный размер заказа опред-ся по формуле Вильсона q оптим.=√((2AC/i)) А-годовая потреб-ть в мат-ле; С-ст-ть оформ-ий и подачи заявки; i- ст-ть хран-ия ед-цы запаса. Т.о. с-ма с фиксир. размером заказа предпол-ет постоянный, ежеднев-ый учет запасов на складе.Заказ произв-ся в момент к-да общий ур запаса сниж-ся до порогового уровня.
Преимущ-во с-мы в более низком среднем ур-не запаса по сравнению с др. с-ми. С-ма примен-ся для дорогостоящих и дефицитных запасов. Гарантийный запас позволяет обеспечить потреб-ть на время предполаг-ой задержки поставки. Пороговый уровень запаса запаса опред-ет уровень при к-ом произв-ся очередной заказ. Max-но желаемый запас опред-ся для отслеживания целесообразной загрузки площадей и минимизации совокупных з-т. Билет 3 2. Концепции, основная цель и функции логистики Выдел 3 периода развития с-м товародвиж-я матер-ой прод-ии: а) Дологистич период до 50 г. Транспорт и МТО рассм как 2 не связ-ые сферы деят-ти. Пред- почтение стало отдаваться оптимизации перевозок. Критерий эф-ти – min-ая цена за перевозку грузов трансп-ом общего пользов-я и min-ые трансп-ые з-ты за перевозку собст-ым подвижным составом. Возникла необх-ть контроля за перевозками и экспедированием грузов. Новизна лог-ки закл в использ-ие комплексного подхода к ?-ам движ-я матер-ых ценностей, согласов-е процессов, связ-ых с матер-ми потоками, произ-ом и маркетингом; испол-ие теории компромиссов в хоз-ой практике фирм. Это дает возмож-ть получ общий рез-т деят-ти к-ый превосходил Σ отдел-х эффектов б)Период классич-ой лог-ки(нач 60х г) Вместо орг-ции оптимальных перевозок на фирмах стали создав-ся логистич. с-мы. В этот период можно выделить 3 концептуальных подхода. 1-ый Обл действия компромиссов – з-ты на отдел-ые логистич операции одной фирмы, а критерий - минимум общих затрат на матер-ое распр-ние. 2-ой. Появ-сь необх учит-ть интересы др фирм - участниц одного и того же логистич процесса. Критерием формир-ия оптимал-ой с-мы упр-ия распред-ем стала max-ая прибыль от лог-их операций всех фирм-участниц.. в) Период неологистики. С нач. 80-х г лог-ка х-ся расшир-ем сферы действия компромиссов. Для эф-го реагиров-ия требов-сь совместные усилия всех стр-ых подразд-ий пред-ия. 3-ий подход получ название "комплексный", или "подход на основе всего пред- ия". Т.е логистич-ие с-мы должны создав-ся и управляться исходя из общей цели - достиж-ия max-ой эф-ти работы всей фирмы. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего пред-ия и нахожд-ие опред-ых компромиссов м/у интересами всех стр-ых подразделений фирмы. С сер 80-х г в запад-х странах разраб концепция "общей ответст-ти",к-ая заключ в выходе логистич с-мы за пределы эк-ой среды и учете соц-ых, эколог. и полит аспектов; критерий –max-ое соотнош-е выгод и затрат. Цель лог-ки организ-ть поставку нужного продукта в необх кол-ве, необх кач- ва, соотв-му потреб-лю в нужное место, в нужное время с min-ми затратами и повыш-ем уровня об­служ-ия. Ф-ции лог-ки:.1 Оперативные ф-ции связаны с непосредст-ым управл-ем движ-ем матер-ых ценностей в сфере снабжения, пр-ва и распред-я (управл-е движ-ем сырья и мат-ов, отдел-ых частей или запасов ГП) 2.Ф-ций координации вкл: выявл-ие и анализ потребностей в матер-х ресурсах различ-х фаз пр-ва; анализ р-ков, на к-х действует предп-е, и прогнозир -ие развития потенциал-х р-ков; обработка данных, касающ-ся заказов и потребностей клиентуры. Перечисл-ые ф-ции лог-ки заключ в координа­ции спроса и предлож-я товара 15. Концепция ДРП. С/с ДРП – с/с контроля за состоянием запасов в распределительном центре. Относ-ся к классу толкающих с/с. Одним из параметров с/с ДРП явл синхронизированная точка заказа, к-ая опред- ся путем прогнозир-ия покупат-ого спроса в различ-х эшелонах развития прод- ии. В основе ДРП лежит разраб-ка графика координирующего процесс поставок и пополн-ие запасов на складе. Развитие с/с ДРП в с/с ДРП2 добавило доп возмож-ти: -соврем-е модели долгосроч-го и среднесроч-го прогнозир-я спроса на прод-ию; -модели расчетов показателей работы складов; -модели выбора вида транспорт-ки прод-ии С/с DRP базируется на потреб-ом спросе, к-ый не контр-ся фирмой. С/с планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торг-х посредников. Преим-ва DRP с/с: - уменьш-е лог-их изд-к, связ-х с хранением и управ-ем запасами ГП; - умень-ие уровней запасов за счет точного опред-я величины и места поставок; - сокращение потреб-ти в склад-их площадях за счет уменьш-я запасов; - уменьш-е трансп-ой составл-ей изд-ек за счет эф-ой обратной связи по заказам; - улучш-е координации м/д дистрибьюцией и пр-вом.
Билет 4 6. Отличие традиц-ой и оперативной с-мы организации мат-го снабж-я.

Традиционная с-ма снабжения

1 много поставщиков 2 крупная партия относит-но редко 3низкая цена, кач-во приемлемое 4 контроль приемки у потреб-лей 5 жесткие требов-я к технич-м хар-ам сырья 6 много документов

Оперативная с-ма снабжения

1 один поставщик 2 мелкие партии часто 3 кач-во, цена – приемлемые 4 контроль на входе у поставщика 5 поощрение нововведений 6 согласование по тел., факсу Традиц-ая с-ма МТО основана на принципе хранения запасов. Недостаток – предпр-ие несет целый комплекс затрат связ-х с содерж-м склад-х помещ-й, затрат на обслуж-ий персонал, на трансп-ые ср-ва, убытки на хранение запасов, потери % на капитал, к-ый не раб-ет. Преимущ-ва оператив-ой с-мы: возмож-ть предпр-ию отказ-ся от собств-х складов; высвобожд-ся капитал, заморож-ый в собственных запасах. Появл-ся возмож-ть срочной поставки в течен 24 ч; значительно сокращ делопр-во. 13. Логистич с-ма МРП1, МРП2. Сущ-ет неск-ко способов снабжения, ориентир-х на конкретную потребность пр- ва. Одним из них явл с/с планир-ия мат-х потребн-ей МРП1, МРП2. МРП – это с/с орг-ии пр-ва и мат-но-техн-го обеспечения, относящаяся к классу толкающих с/с. Цели MRP-с/с:-удовлетвор-ие потреб-ти в мат-лах, комплектующих для планир-ия пр-тва и доставки потреб-лю, -планир-ие пр-х операций, расписаний доставки, закупочных операций. Наличие недост-ов в MRP с-мах повлекло за собой создание MRP2 с-м, обладающих большей гибкостью планир-ия, лучшей орг-цией поставок и реакцией на измен-я спроса. Важное место в MRP2 занимает прогнозир-ие спроса, размещения заказов и управ- ия запасами. С/с MRP II - имеет целью интеграцию всех осн-х процессов, реализ-х предп-ем, таких как снабж-е, запасы, пр-во, продажа и план-е, контроль за выполн-ем плана, з-ты, фин-сы и т.д. Задачей MRP II явл оптимальное формир-ие потока мат-лов (сырья), п/ф и ГП Концепция МРП вкл 3 этапа: 1)программное планир-ние планов сбыта, с учетом планов пр-тва и т.д. 2)распредхие матхлов, с учетом остатков. 3)управ-ие закупками. С-ма МРП1, МРП2, была разраб-на в 60-е года. Ее развитие совпало с появл-ем компьютеров, техники 3-го поколения и возмож-тью оперативно корректировать планы пр-ва и снабж-я в режиме реального времени Билет 5 8. Хар-ка традиц-ой схемы орг-ции снабж-я. Виды затрат на содерж-е складов и запасов. Традиц-ая с-ма орг-ии матер-го снабж-я основана на принципе хранения запасов.Она хар-ся множ-ом поставщиков, крупными и редкими партиями поставки, низкой ценой и приемлемым кач-вом, контролем приемки у потреб-лей, жесткими требов-ями к технич-м хар-ам сырья. Кроме этого большое кол-во док-ов, обраб- ка и оформл-е к-ых занимает много времени, что приводит к возможным ошибкам в выполн-ии заказов и значит-м административным расходам. Виды затрат на запасы: - расходы предпр-я, связ-ые с отвлеч-ем оборотных ср-в в запасы сырья и мат-лов; - текущим обслужив-ем запасов; -издержки на проведение инвентаризации; -%-ые ставки за банк-ий кредит; -издержки хранения; - ст-сть рисков. Виды затрат на содержание складов: 1. Содерж-е склад-их помещ-ий - аморт-я склад-го обор-я;- аморт-я склад-их зданий;- з-ты на профилакт ремонт; - расходы на отопление эл/эн и воду; - страхование зданий и земельн налог;- арендная плата 2. з-ты на обслуж-ий персонал - з/п рабочих и служащих ;- расходы на соц нужды рабочих и служащих 3. затраты на трансп ср-ва - аморт-я;- расходы на топливо и энергию; -расходы на профилакт и текущий ремонт; - страхование и налоги на трансп ср-ва 4. убытки от хранения запасов - охрана складов и старение мат-лов - коррозия и др потери; - расхождение в рез-тах инвентаризации;- кражи - потери в следствие пониж-я цены - страхование запасов 16. Концепция JIT (точно в срок). Это с/с орг-ий пр-ва, основанная на синхронизации работы различ цехов предпр- я, связ-ых технолог-ой цепочкой на синхронизации графика поставок и графика пр-ва и на периодич-ом анализе орг-ии пр-ва с целью устранения излишних звеньев. С/с JIT предпол-ет сокращ-е пр-го цикла, умень-ие времени на переналадку, оперативную ликвидацию узких мест, повыш кач-ва прод-ии, что позволяет перейти на упрощ-ые процедуры приемочного контроля или отменить его вовсе. С/с JIT позволяет сохранить кол-во запасов, умен-ть фактич-ую продолж-ть хранения запасов. JIT х-ся: -миним-ми (в идеале - нулевыми) запасами; - короткими логист-ми цепями; -небольшими бъемами пр-ва и пополнения запасов; -взаимо-отнош-ем по закупкам с небольшим кол-вом надежных поставщиков и перевозчиков; -эф-ой информац-ой поддержкой. Применение данной концепции позволяет значит-но улуч-ть кач-во выпускаемой прод-ии, снизить с/с-ть пр-ва, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачив-ть оборотного капитала фирмы. Билет 6 10 Планир-ие закупок:опред-ие потреб-ти и м-да закупок. Осн цель планир-ия закупок – удовлтв потреб-ти пр-ва в мат-лах с max возможной эф-тью. Потребн-ть в мат-лах рассч-ся на опред-ую программу пр-ва конечного прод-та, при помощ методики МRP-I. При этом д/б известно время поставок мат-лов и время их пр-ва на предпр-ии. Исходя из времени поставок конечного прод-та потреб-лю опред-ют потребн-ть в поставл-мых и произв-ых сам-но мат-лах. На основании расчета опред-ют время выполн-я заказа. Преимущ-во методики планир-ия потреб-ти закл в том, что закупки и пр-во планир-ся исходя из потреб-тей в конечном прод-те. В лог-ки испол-ся др м-ды опред-ия потреб-ти в мат-ах:1. детерминированный (к-да известны период выполн-я заказа и потреб-ть в мат-лах по кол-ву и срокам) 2. стохастический, к-да основой для расчета явл математико-статистич- ие м-ды, дающие ожидаемую потреб-ть.3. эвристический (потреб-ть опред-ся на основе опыта работников) Выбор м-да закупок зависит от сложности конечного прод-та, состава комплек- щих изделий и мат-лов. Осн-ые м-ды закупок: 1.Закупка товара одной партией (оптовые закупки, большие партии). Преимущ-ва: простота оформ-я док-ов, гарантия поставки всей партии, повыш-ые торговые скидки. Недост-ки: большая потреб-ть в склад-их помещ-ях, замедл-ие оборачив- сти капитала. 2.Регулярные закупки мелкими партиями. Общий V закупки разбив-ся на неск-ко партий в течен опред-го периода. Преим-ва: ускоряет оборачив-сть капитала, сокращ-ся з-ты на документирование поставки. Недост-ки: вероятность заказа избыточного кол-ва товаров, необх-ть оплаты всего кол-ва товаров, определ-го в заказе. 3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Испол-ся для закупки дешевых и быстро потребляемых товары. Преим-во: ускорение оборачив-ти капитала, сниж-е з-т на складир-ие и хранение, своевременность поставок. 4.Получ-е товара по мере необх-ти. Отлич м-да от м-да регуляр-х поставок в том, что кол-во поставл-ых товаров не устанавлив-ся, а опред-ся приблизит-но; поставщики перед выполн-ем каждого заказа связыв-ся с покуп-лем; оплачив-ся только поставл-ое кол-во товара. Преим-во: отсутствие твердых обязат-в по покупке опред-го кол-ва товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформл-ю док-ов. 5. Закупка товаров с немедл-ной сдачей. Использ-ся при покупки нечасто потребл-х товаров, к-да невозможно получать их по мере необх-ти. Товар заказыв-ся, к-да он треб-ся, и вывозится со складов поставщиков. Недост-ки: увелич-е издержек, связ-ных с необх-тью детального оформл-я документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множ-ом поставщиков 14. Логистич с-ма «Канбан» KANBAN – в переводе означ карточка. Впервые с-ма была разраб-на Тойота- моторс, в нач 60-х г. Сущность с-мы в том, что все производ-ые подразд-ия з-да, включая линии конечной сборки, снабжаются матер-ми ресурсами только в том кол-ве и к такому сроку, к-ые необ-мы для выпол-ия заказа подраздел-ия потреб-ля. Ср-вами передачи инф-ии в этой с-ме служат 2 вида пластиковых карточек: 1) карточка отбора, в к-ой указ-ся кол-во деталей, к-ое д/б взято на предшествующем участке обраб-ки или сборки. 2) Карточка производ-ого заказа, в к-ой указ-ся кол-во деталей, к-ое д/б изготовлено или собрано на предшествующем участке.
Предшествующ стадия обраб-ки детали
Последующая стадия Обраб-ка конструкции
Информац-ая с-ма KANBAN вкл не только карточки, но и произв-ые, трансп-ые, снабженч-ие графики, технологич-ие карты, информационно-световые табло, с-мы контроля кач-ва, с-мы выравнивания пр-ва. Рез-ты внедрения с-мы KANBAN: сокращ-е производ-ых запасов на 50% и товарных запасов на 8%. Билет 7 31. Сущность и состав с-мы складир-я. Процесс складир-я закл в размещении и укладке груза на хранение. Основ принцип рацион-ого складир-я- эф-ое использ-е объема зоны хранения. Предпосылкой этого явл оптимальный выбор с-мы складир-ия, и в первую очередь складского оборуд-ия. Оборуд-е под хранение должно отвечать специфич-им особен-тям груза и обеспеч-ть max-ое использ-ие высоты и площади склада. При этом простр-во под рабочие проходы д/б миним-м, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспорт-х машин. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещ-я используют с-му адресного хранения по принципу твердого или свободного выбора места складир-ия. Процесс складир-ия вкл : -закладку груза на хранение -хранение груза и обеспеч-е соотв-х для этого условий -контроль за наличностью запасов на складе, осущ-ый ч/з инфор-ую с-му 23 С-ма упр-я запасами с фиксир. интервалом времени между заказами. Фактически упр-е запасами происх-т в рамках 2 принцип-х систем: 1) q-модель (с-ма с фиксир. размером заказа; 2) р-модель (с-ма с фиксир. периодом времени между заказами). С-ма с фиксир. периодом времени м/у заказами.Заказы делаются встрого опред-ые моменты времени, к-ые отстоят друг от др на равные интервалы Опред-ть интервал времени м/д заказами можно с помощ оптим-го размера заказа t зак.=Т/(А/qопт.); А-годовая потреб-ть в материале; q опт.-оптимальная партия, рассчит-я по формуле Вильсона; Т-годовой фонд рабочего времени. «+» нет необх-ти ежеднев-го учета запаса, он произв-ся в день заказа. Момент заказа опред-ен и не меняет, постоянно пересчитываемым параметром явл размер партии qзак =Змж-Зтек+ОП; Змж-запас max-но желаемый Зтек-текущие запасы; ОП-ожидаемое потребление.
«-»Более высокий средний уровень запаса. Заказываемые партии м.б. разного объема, что неудобно для планир-я логистич-го элемента (трансп-ка, тара). Сис-а плохо реагирует на. колебания спроса. Гарантийный запас позволяет обеспечить потреб-ть на время предполаг-ой задержки поставки Билет 8 11.Критерии выбора поставщика. Приемущ-ва и недост-ки работы с единств-ым поставщ-ом мат-ла. Имеется 2 основ-х критерия выбора поставщика:-ст-ть приобретения прод-ии или услуг; -кач-во обслуж-ия Ст-ть приобретения вкл в себя цену прод-ии или услуг и не имеющую ден-го выражения прочую ст-ть.Кач-во обслуж-ия вкл в себя кач-во прод-ии и надежность обслуж-ия (т.е гарантированность обслужив-я потреб-ля нужными ему ресурсами в течен заданного промежутка времени и вне завис-ти от недопоставок, к-ые могут возникнуть) Кроме осн-х критериев выбора поставщика сущ-ют прочие критерии: удаленность поставщика от потреб-ля; сроки выполн-я текущих и экстренных заказов; наличие у поставщика резервных мощностей; орг-ция управ-я кач-ом прод-ии у поставщика; психологич-ий климат в труд-ом коллективе поставщика; риск забастовок у поставщика; кредитосп-сть и фин-ое положение поставщика Усл выбора 1 поставщика: 1 приемлемая цена и кач-во; 2 достаточно надежен;3 террит-но удобен Преимущ-ва: - примен-е удобных схем товаропотоков, отраб-ая договорная схема - премлемые формы работы (внедрение с-мы JIT, канбан) - конкретность в работе - сокращ-е сроков доставки - сокращ-е общих затрат Недост-ки:- излишняя завис-ть от работы поставщика, сбои к-го отраж-ся на работе предприятия; -Не возмож-ть быстро переключ-ся на др поставщика. 26. Управл-е запасами с примен-ем м-да АВС-анализа и XYZ-анализа запасов. Для классиф-ии запасов сырья и мат-ов по значимости необх-мо всю номе­нкл-ру ресурсов, поставляемых на склад за опред-ый период t, располо­жить в порядке убыв-ия их общей ст-ти: к гр А отнесём те ресурсы, к-ые составят 75-80% от общей ст-ти ресур­сов, начиная с 1-ой позиции списка. В гр В относ-ся примерно 1/3 позиций, к-ая состав-ет 10-15%, остальные позиции состав-ют 5-10% и относятся к гр С. М-д XYZ позволяет произвести клас­сиф-ию ресурсов в завис-ти от х-ра их потребл-ия и точности прогнозир-ия изменений. Груп-ка ресурсов и про­верка XYZ-анализа в порядке возра-стания коэф-та вариации по каждой номенкл-ной позиции. Коэф-т вариа-ции = среднеквадратическое отклоне-ние / среднеарифметич-ое отклоне-ние. К категории X относ ресурсы с коэф-том вариации <10%, они предсказуемы, хар-ся стабильной величиной потребл-я и возраст-щей точностью прогноза. К категории Y относ ресурсы с коэф-том вариации 10-25% и хар-ся сезон-тью и сред-ней воз-мож-тью прогноз-ния. К категории Z относ ресурсы с коэф-том вариации >30%, потребл-ся не­равномерно и точность их прогнозир-ия невысока. На основании АВС и XYZ анализа получаем 9 гр запасов, для каждой из к-ых фирма должна разраб-ть свой вариант управ-ия.
XYZ
АА XА YА Z
ВВ XВ YВ Z
СС XС YС Z
для гр А X, А Y, А Z необх-мо тща-тельное планир-ие потреб-тей, еже-дневный учет и контроль нормирова-ния запаса. Для ресурсов гр С X, С Y, С Z прим-ют укрупненные м-ды пла-нир-ия, а контроль за величиной запа-сов делегируется низшим звеньям управ-ия. Билет 9 9.Хар-ка м-дов снабж-я, ориенти­рованных на конкретную потреб-ть пр-ва. В последние десятилетие разраб ряд м-дов снабж-я, ориентир-х на конкретную потреб-ть пр-ва: 1. м-д KANBAN – разраб-н в Японии с целью управ-ия поставщиками в усл-ях поточного пр-ва, ориентиров-ых на график и ритм поточной линии с мин-ым сокращ-ем произв-ых межоперац-ых запасов. 2. М-д MRP – с-ма охват-ет планир-е на 3-х ур-нях:- программное планир-ие планов сбыта и планов пр-ва - распред-е мат-лов;- упр-е закупками 3. М-д JIT(точно в срок) – поставка частыми дробными партиями непосредст-но к месту возникн-ия потреб-ти комплектующих и мат-лов на произв-ые линии 4. С-ма запросов – разрабатыв-ся типовой контракт с поставщ-ом на длит период и в дальнейшем уточнение фактич потреб-ти предпр-я происходит по его запросу 5. М-д прогнозных показ-лей – в этом случае формир-ся и фиксир-ся в договоре прогнозная величина общей партии, к-ую будет закупать предпр-е за год, а затем конкретный V поставок приводится в соотв-ии со спросом 6. Электронно-информационный м-д – коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необх данных, к-да запрос поступает в виде заказа, а данные по поставке и транспортир-нию уточняются в прямом межкомпьютерном общении 25 Система управления запасами «Максимум-минимум». С-ма ориентирована на ситуацию к-да з-ты на учет запасов и издержки на оформл-е заказа столь значит-ны, что станов-ся соизмеримым с потерями от дефицита запаса. В этой с/с использ-ся интервалы времени м/у заказами и пороговый уровень. Заказы произв-ся в фиксированный день заказа, но в том случае к-да текущий уровень запаса достиг-ся или ниже порогового уровня. Текущий запас больше порогового уровня, то заказ не делается до очередного дня заказа. Поставка должна пополнить запасы до max-но желаемого уровня. Поэтому постоянно расчит-ым параметром явл размер заказа. РЗ=Змж-Зпорог+ОП Билет 10 20. Виды посредников в логист-их каналах. При формир-ии канала распредел-я товара на 1-ое место выдвиг-ся решение о стр-ре канала, необх-мо опред-ся с типом использ-ых посред-ков.
Дилеры — это оптовые посред-ки, к-ые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки, дилер станов-ся собствен-ом прод-ии после полной оплаты поставки. Отнош-ия м/у произв-ем и дилером прекращ после выполн-ия усл по договору поставки. В логист-ой цепи дилеры занимают полож-е, наиб близкое к конечным потреб-ям. Различ 2 вида дилеров. Эксклюзивные дилеры явл единст-ми представит-ми произв-ля в регионе и наделены исключ-ми правами по реализ-ии прод-ии. Дилеры, сотруднич-щие с произв-лем на условиях франшизы, назыв авторизованными. Дистрибьюторы- оптовые и розничные посред-ки, ведущие операции от имени производ-ля и за свой счет. Дистрибьютор не явл собств-ом прод-ии. По договору им приобрет-ся право продажи прод-ии. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. Тогда в рамках договора на предоставление права продажи закл договор поставки. В логист-ой цепи дистриб-ры обычно заним положение м/у производ-лем и дилерами. Комиссионеры - оптовые и рознич посред-ки, ведущие операции от своего имени и за счет производ-ля.. Производ-ль остается собствен-ом прод-ии до ее передачи и оплаты конечным потреб-лем. Договор о поставке прод-ии заключ от имени комиссионера, он явл посред-ком только для произв-ля, а не для конечного потреб-ля, деньги к-го перечисл-ся на счет комиссионера. При этом риск случайной порчи и гибели прод-ии лежит на произв-ле. Комиссионер отвечает за утрату или повреждение прод-ии по его вине. Вознагражд-ие комиссионеру выплачив-ся обычно в виде % от Σ проведенной операции или как разница м/у ценой, назнач-ой произв-ем, и ценой реализации. Агенты – посред-ки, выступающие в кач-ве представителя или помощника др-го, основного по отнош-ю к нему лица(принципала). Агенты явл юр лицами, закл сделки от имени и за счет принципала. По V полномочий агенты подраздел-ся: Универсальные агенты совершают любые юр-ие действия от имени принципала. Генеральные закл только сделки указ-ые в доверенности. Вознаграж-е агентов - по тарифам, по договорен-ти с принципалом., % от Σ заключ сделки. Брокеры – посред-ки при заключ сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не явл собств-ми прод-ии, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряж-ся прод-ей, как дистрибьюторы, комиссионеры или агенты. В отлич от агентов брокеры не состоят в договорных отнош-ях и действуют лишь на основе отдел-ых поручений. Брокеры вознагражд-ся только за проданную прод-ию. 24 С-ма управ-я запасами с установл-ой периодич-тью пополн-я запасов до установл-го уровня. Входным параметром с-мы явл период времени м/д заказами. С-ма ориентир-на на ратоту при значт-ых колебаниях спроса. Для предотвращ-язавыш-я V запасов заказы произ-ся не только в установ-ые моменты времени, но и при достиж-ии запасом порогового уровня. В с-ме сущ-ет 2 вида заказов: -Плановый заказ qзак. пл =Змж-Зтек+ОП; Змж-запас max-но желаемый Зтек-текущие запасы; ОП-ожидаемое потребление. -Дополн-ый заказ, произв-ся тогда, к-да текущий уровень запаса достигает порогового уровня. qдоп=Змж-Зпорог ур+ОП Дост-во с-мы: она исключ-но устойчива к разного рода колебаниям спроса и поставок. Недостатки с-мы: самый большой средний запас и разнородные партии. Билет 11 32. Логистич-ие операции на складе. Понятие склад-ой груз ед-цы. Логист-й процесс на складе требует полного соглас-ия ф-ций снабж-я запасами, перераб-ки грузов, физич-го распред-я заказов, поэтому логистич процесс вкл след операции: -Снабж-е запасами- обеспеч-е склада товаром в соот-ии с возмож-ми его переработки при полном удовлетв-ии заказов потребителей. -Контроль за поставками: позвол обеспеч ритмич-ть переработки грузопотоков, max-ое использ-ие имеющегося Vсклада и необх усл хранения Эти 2 ф-ции осущ-ся при взаимод-ии со службой закупок. -Разгрузку и приемку грузов: необх ориентир-ся на усл поставки, соот-но подготавливаютя места разгрузки под указанное трансп-е ср-во и необх-ое погруз-разгруз-е оборуд-ие. -Внутрискладскую трансп-ку и перевалку грузов: перемещ-е груза м/у различ зонами склада. -Складир-ие и хранение грузов:. Основн. принцип- рациональ-е использ-ие объема зоны хранения. -Комплектацию заказов клиентов и отгрузку: подготовка товара в соот-ии с заказами потреб-лей. -Транспор-ку и экспедицию заказов: могут осущ-ся как складом, так и самим заказчиком. -Сбор и доставку порожних товароносителей. Следующ 3 ф-ции произ-ся при взаимод с отделом продаж -Контроль за выполнением заказов. -Информ-е обслуж-ие склада: управ-ие инф-ми потоками и явл связующим стержнем функционир-я всех служб склада. -Обеспечение обслуж-ия клиентов Груз. ед-ца – это элемент сквозного логистич-го процесса, нек-ое кол-во грузов, к-ое погружают , транспорт-ют, выгружают и хранят как единую массу Сущест-ми хар-ми груз-ой ед-цы явл.: -размеры; - способ-ть к сохранению целостности и геометр-ой формы при логистич операциях Способ-ть груз ед-цы сохранять целостность достиг-ся операцией пакетирования, т.е. форммир-е на поддоне базовых модулей 21. Понятие матер-ых запасов.Причины создания запаов. Назначение и виды запасов. Общепризнаными формами произв-ых запасов явл преметы труда, сырье, мат-лы, п/ф, инструменты, инвентарь.. Товарные или бытовые запасы- конечная прод-ия предназнач. Для продажи конечн покуп-лям или перепродажи торговым стр-рам. Матер-ые запасы явл фактором, обеспеч-щим безопасность с-мы МТС, ее гибкое функционир-ие, а также своего рода «страховку». Сущ-ет 3 вида товарно-матер-х запасов: 1) сырьевые мат-лы (комплектующие, топливо); 2) товары, находящ-ся на стадии изготовл-ия; 3) ГП. В завис-ти от их целевого назнач-ия запасы подраздел-я на: –технологич-ие (переходные) запасы;-движущ-ся из одной части логист-ой с-мы в др-ую; - текущие (циклические) запасы, создаваемые в течен среднестатистич-го производ-го периода, или запасы объемом в одну партию товаров; -резервные (страховые) создав-ые на случай ожидаемых изменений спроса или предлож-я на прод-ию. Причиной для создания товарно-матер-ых запасов явл стремление субъектов производ-ой деят-сти к экон-ой безопасности. Но увелич ст-ти создания запасов при неопред-ых условий сбыта не способст-ют возрастанию безопасности Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов явл ст-ть их отриц-го уровня (дефицита). При дефиците запасов сущ-ет 3 вида возмож издержек: -издержки в связи с невыполн заказ; - изд-ки в связи с потерей сбыта; -изд-ки в связи с потерей заказов Билет 12 5.Служба лог-ки на предприятии. На предпр-ях примен 2 формы орг-ии МТО, функционир-их на принципах лог-ки,- централиз-ая и децентр-ая. Осн-ые преимущ-ва централизации управ-я службами МТО закл в сниж издержек и создании усл для разраб-ки единой заготовит-ой, сбыт-ой и трансп-ой политики фирм. Централ-ая форма управ-я МТО примен-ся на фирмах, выпуск-щих однородную прод-ию и имеющих небольш число предпр-ий, располож-х в одном регионе. Децентр-ая форма управ-я примен на предпр-ях размещ-ых в различ районах и специализир-ся на выпуске опред-ой прод-ии. Смешанная форма управ-я использ на предпр-ях, потребляющих разные мат-лы и имеющих большой V поставок нек-ых из них. У каждая из форм м/б сгруппир-ая или разбросанная служба снабж-я и сбыта. Централиз-ое управ-е со сгруппиров-ми службами, при к-ой центральная служба – МТО несет ответст-ть за движ-е мат-ов внутри предпр-ий за потоки входящего сырья, п/ф и ГП, отправл-ой потреб-лям, за обеспеч-е произв-го процесса всеми необх-ми При такой орг-ии служба управ-я мат-лами подчин-ся вице-президенту фирмы и м/б объединена со службой пр-ва и проектир-ия. Ф-ии: снабж-е и сбыт прод-ии, планир-ие и контроль ее произв-ва. Централиз-ое управ-е МТО без групп-ки его служб примен-ся , к-да отдел-ые подразд-ия службы имеют наиб знач-е для деят-ти компании в целом. В кач-ве отдел-го звена могут выдел-ся ф-ции закупок и орг-ии трансп-го обеспеч-я. Децентрализ-ое управ-е со сгруп- ными службами МТО предусм отдел-ую ответст-ть за снабж-е пр-ва и сбыт на каждом предпр-ии фирмы, специализ-щемся на выпуске опред-ой прод-ии. Ф-ций МТО концентрируются в рамках одной службы кажд предпр-ия. К-да в концентрации т ф-ций нет необх-ти, примен-ся децентрализ-ая форма управ-я с разбросанной службой МТО. Логист-ие ф-ии: закупки, мто пр-ва, физич-ое распред-ие, складир-ие, управ-е запасами, , транспорт-ка грузов. Интеграция требует объедин-я лог-ки с др сферами деят-ти (маркетинг, пр-во) ставится задача интеграции в единый хоз-ый процесс ф-ий закупок, трансп-ки, управ-е запасами, разраб новых прод-тов, пр-ва и обслуж-я потреб-лей. Т.е традиц-ые функцион-ые подразд-ия д/б объединены в один орган 29. Критерий опред-я р-ра склада и его месторасп-ие, кол-ва складов Наиб распростр-ие получ-ли одноэтаж-е склады с высокой зоной хранения. Помещ- е м/б в высоту от 3,6 до 20 м. Многоэтаж-е склады встреч-ся в обл торговли.В кач-ве их недост-ков выдел: 1занятость V здания межэтаж-ми перекрытиями; 2 огранич-е в складир-ии крупнотоннажных грузов на верхних перекрытиях. Общая площадь склада вкл полезную и оперативную площадь. Полезная площадь- площадь, занятая непосредст-но складируемыми матер-ми ценностями и устройствами для их хранения (стеллажи , штабеля). Оперативная площадь –площадь, занятая приемными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками. Отнош-е общей площади к полезной площади наз коэф-том испол-ия помещ-я склада. Гл фактором при выборе местораспол-ия складов явл суммарные з-ты на строит-во и эксплуатацию складов, на выпол-ия запасов и трансп-ые расходы по доставке и отправке грузов. Малые и сред фирмы огранич-щие сбыт прод-ии одним или неск-ми близ лежащими регионами имеют 1 склад. Крупные фирмы имеющие дело с нац-ым и межнац-ым р-ом создаюи сеть складов. При этом решение по кол-ву складов зависит от : 1 сокращ издержек обращ-я; 2 достаточности уровня сервисного обслуж-я (трансп- ое обслуж-е, доп логистич услуги, размер партий) Территор-ое размещ-е складов и их кол-во опред-ся мощностью матер-х потоков, спросом на р-ке сбыта, размерами региона сбыта, располож-ем поставщиков и покуп-лей. Две осн-х альтерн-вы размещ-я складов: - централизов-ая с-ма, т.е один крупный централизов-ый склад, где накаплив-ся осн-ые запасы и фирменные склады располож-е в регионах сбыта; -децентрализ-ая с-ма – основ-ая часть запасов рассредотач-ся в регион-х складах в непосред-ой близости от потреб-ля. С-ма эф-на, если в регионах поддерж-ся высокий ур продажи и предъявл-ся повыш треб-ия к обслуж-ю Билет 13 27. Роль и ф-ции складов в логистич с-ме. Классиф-я складов. Под складом поним здания, сооруж-ия, оснащ-ные спец-ым технологич-им оборуд- ием, ср-вами автоматизации, механизации для осущ-ния опред-ых функциональных операций. Основные функции склада:1.Созд-ие необх-ого ассортимента в соотв-ии с заказом потреб-ля. 2 Концентрация запасов, их складир-ия и хранения. 3.Унитизация грузов (объедин-е мелких грузов в более крупную партию) 4.Оказ-ие услуг клиенту:фасовка прод-ии; заполн-ие и распаковка контейнеров; проверка функционир-ия приборов; придание товарного вида; трансп-но-экспеди-ционные услуги; первичная обраб-ка. Виды складов в отличии от их места в логистич цепи:1.Склады снабженческой лог-ки;2.Склады производств-ой лог-ки (инструменты, НЗП, приборы);3.Склады распределит-ной лог-ки:-склад ГП; -распределит-ые склады произв-лей;-склады оптовой продажи; -склады розничной торговли.4.Склады трансп-ых орг-ций (авио терминалы, речные, морские). 12. Принципиальные схемы тянущей и толкающей с-м управл-я матер-ми потоками. Сущ-ют 2 типа произв-ых с-м: -толкающие (выталкивающие) -тянущие (выталкивающие) Под толкающей с-мой поним с-ма орг-ии пр-ва в к-ой детали и п/ф подаются с предыдущ технологич-кой операции на последующую в соот-ии с заранее сформиров-ми жестким графиком, а также, это такая стратегия сбыта к-ая направлена на опережающее (по отнош-ю к спросу) формир-ия запасов товара в оптовых и розничных торговых орг-иях. В рамках толкающих с-м разраб-ны микрологистич-ие концепции: MRP, MRP-2, ERP, DRP,DRP-2. Тянущая с-ма – это с-ма организ-ии пр-ва в к-ой детали и п/ф подаются на последующую технологич-ую операцию с предыдущей по мере необх-ти или эта стратегия сбыта направлена на опережающее по отнош-ю к формир-ию товарных запасов, стимулир-ию спроса на прод-ию в розничном торговом звене. В рамках этого подхода разраб-ны микрологистич-ие концепции: JIT, KANBAN, LP. MRP-это с/с орг-ии пр-ва и матер-но – технич-го обеспечения. ERP- с/с интегрированного планир-ия всех бизнес ресурсов предпр-ия вкл произв мощности, матер-ые ресурсы, фин. ресурсы. DRP – это с/с контроля за состоянием запасов в распредел-ом центре. JIT- это с/с орг-ии пр-ва основ-ая на синхронизации работы различ-х цехов предпр-ия, связ-ых технологич-ой цепочкой на синхронизации графика поставок и графика пр-ва и на периодическом анализе орг-ции пр-ва с целью устранения излишних звеньев. KANBAN-сущность в том, что все производст-ые подразд-ия з-да вкл линии конечной сборки, снабжаются матер-ми ресурсами, только в том кол-ве и к тому сроку к-ые необх-мы для выпол-ия заказа подразд-ия потреб-ля. LP- явл развитием концепции JIT, и вкл в себя элементы с/с KANBAN и MRP Билет 14 17. Сравнительная х-ка различ видов транспорта в свете логистич-х задач. Лог-ка оказала сущ-ое влияние на трансп-ую политику и стр-ые изменения в х-ре деят-ти предпр-ий Переход от жесткого гос-го контроля к дерегулированию трансп-та начался с кон 1970-х г. Принятые з-ны разрешили созд-ть на всех видах транс-та новые компании и свободно устан-ть тарифы. На возд-м трансп-те авиационным экспедиторским агентствам разрешалось иметь в собственном владении и эксплуат-ть самолеты. Автотрансп-ым агентствам позволено участв-ть в деят-ти трансп-х компаний общего пользования. С точ зрен изучения эф-ти работы отд-х видов транспорта интерес предст-ют перевозки грузов м/д пунктами отправл-я и назнач-я на каждом из них Политика дерегулиро-ия автом-го трансп-та и применение с-мы «точно в срок» способств-ли расшир-ю сферы его деят-ти. В силу этого доля автом-го трансп-та в освоении перевозок грузов неск-ко возросла. В наиб степени это относ-ся к автотран-м фирмам, работ-м по контрактам. В США автом стали все больше эксплуатир-ся не только на коротких и средний, но и на дальние расстояния— для доставки комплект-х изделий и ГП. Использ-ие внутреннего вод-го трансп-та в логист-ой цепи в значит-й степени огран-ся сезонностью его работы в ряде стран. Однако внутренние водные пути м/б использ-ны в кач-ве альтернатив-го вида трансп-та по сравн-ию с автодорожным, на к-ый действуют такие сдерживающие факторы, как запрещение работы в выходные дни, дорожные налоги и т.д. Благодаря примен-ию с-мы «точно в срок» расшир-сь возмож-ти привлечения вод-го трансп-та по сравн-ию с теми случаями, к-да акцент делался на повыш-е скорости доставки. Роль ж/д-го трансп-та не обречена на сниж-е. Его качеств-ые х-ки, регулярность и скорость движ-я поездов в прямом сообщении могут оказ-ся весьма полезными. более того, в целях ускорения доставки грузов на ж/д трансп-те м/б расширено применение контрейлерных перевозок, контейнеров и маршр-х составов. Операции по составл-ию поездов будет целесооб-но выпол-ть на огранич-ом числе сортировочных станций. Внедрение лог-ой концепции в практику мирохозяйств-ых связей позволит в опред-ой степени увел-ть V перевозок грузов морским и особенно возд-ым транс- ом в межконтинентальном сообщении. Не исключен рост авиационных перевозок и во внутренних сообщениях. 28. Виды и критерии выбора вида склада. Собств-ый склад и склад общего польз-ия. Виды складов: 1.по виду продукции склад матер-ых ресурсов,НЗП, незаверш-ой прод-ии, тары, возвратных отходов, инструмента 2.по зоне обслуживания общезав-ой склад (центральный), участковый, прицеховой 3.по форме собственности собств-ый, арендуемый, коммерч-ий. склады обществ-ых и некоммерческих орг-ций 4.по функциональному назначению склад буферных запасов, транзитно перевалочный, специальный 5.по уровню специализации узкоспециализир-ый, огранич-ого ассортимента, широкого ассортимента 6.по виду конструкции складс-х зданий закрытый склад, полузакрытые и открытые площади 7.по этажности здания многоэтажный, одноэтажный высотой до 6 м, высотный, высотно стелажный высотой более 10 м, склад с перепадом высот 8.по возмож-ти доставки и вывоза груза портовый, прирельсовый, глубинный Критерием выбора склада явл условие минимума затрат. Собств-ый склад целесообразно выбрать если товарооборот в этом регионе хар-ся большими р-рами и стабильностью. Собст-ый склад целесообразен при высокой конкуренции в регионе сбыта, к-ый предопред-ет повыш-е треб-ия к сервису склад-го обслуж-ия. Склад общего пользов-ия целесообразно выбрать, если имеется сезонность поступл-я груза, если фирма внедр-ся на новый р-к, где усл-я еще не известны, если при работе с клиен-тами на место выдвиг-ся треб-ия частых, дробных поставок (с/с JIT). Комбинация собств-го склада и склада общего польз-я экон-ки оправдана, если фирма реализует прод-ию во многих различ-х регионах и в случае сезонного спроса на товар Билет 15 18. Изменения в транспорте и политике транспортн-х фирм под влиянием логистики. Осн-ые положения лог-ки- приоритет потреб-ля, высокий уровень сервиса, сокращ-е времени выполн-я заказа и др. в полной мере относ-ся и к предпр-ям трансп-ой отрасли, задействованным в лог-их с-мах. Отлич чертой их работы в новых усл конкур-ии на р-ке трансп-х услуг становится разраб-ка политики комплексного решения трансп-х и сопряженных с ними проблем. Опыт многих транс-х фирм, взявших на вооружение лог-ую концепцию, показ-ет, что политика доп услуг, не связ-ых непосредст-но с перевозками, имеет большое знач-ие и дает полож-ые рез-ты. Она повыш потенциал привлечения клиентуры, увелич-ет прибыль, позволяет ускорить внедрение более прогрессивных трансп-ых технологий, улучшить обслуж-ие потреб-лей, укрепить положение фирмы на р-ке трансп-ых услуг К политике предоставл-ых услуг относ все решения и действия, направл-ые на комплексное осущ-ие трансп-го процесса. Т.е орг-ция перевозок грузов с учетом расстояния их транспорт-ки, кол-ва и сроков доставки планир-ся наряду с оказ- ем доп услуг клиентам. Практика показ, что такая политика приносит успех, если она достаточно дифференцир-на и базируется на таких основ-х компонентах, как: предоставление нетрадиц-ых новых доп услуг, политика в области коммуникаций и политика заключ-ия контрактов. Промышл-ые фирмы, доверившие часть своих ф-ций трансп-ым предпр-ям, предпочитают специализир-ся на основ своей деят-ти для повыш-я ее эф-ти и готовы оплач-ть квалифицир-ые услуги сторонних фирм по выполн-ю ряда лог-их ф-ий. Осн-ая выгода промыш-ых фирм – сниж-е суммарных з-т и сокращ-ие фонда з/п. Гл причина, препятствующая расшир-ю взаимодействия промыш-х и трансп-х фирм в области лог-ки, явл опасность потери грузовладельцем контроля за движ-ем сырья и ГП Политика трансп-х предп-ий в области коммуникаций имеет своей целью информир- ть клиентов о предлагаемых пакетах услуг, постоянно оказ-ть необх-мое влияние на клиентуру, чтобы она могла использ-ть услуги в большем V. Др цель этой политики - способст-ть расшир-ю и совершенств-ию взаимодействия трансп-ых фирм и грузоотправителей на основе использов-я вычислит-ой техники, и электронного обмена данными. Интенсификация хоз-ых связей м/у трансп-ыми фирмами и др участниками лог-го процесса привела к увелич-ю потока инф-ции и одновременно усложнила обмен ею. С целью улучшения кач-а обслуж-я потоки бумажной инф-ции стали вытесняться автоматизиров-ми с-ми, основ-ми на соврем- ой компьютерной технике 4 Учет издержек в логистике Соврем-ая с-ма калькуляции издержек с 1 стор- с-ма опред-щая общие з-ты на лог-ку в соотв-ии с ее целями,с др-ой –Σ расходов связ-ых с выполн-ем традиц-ых ф-ций лог-ки. I)закупка. Место образов-ия издержек отделы и склады МТС, внешней комплектации и кооперации. Виды издержек 1. Ст-ть предметов закупки может зависеть от скидок, к-ые предоставл-ся в завис-и от кол-ва закупаемых предметов, общей ст-ти заказа по неск-им позициям, времени года, в к-ое размещ-ся заказ 2. издержки по оформл-ю заказа на закупку матер-ых ресурсов 3.Трансп-ые расходы и расходы по приемке грузов. 4. издержки на хранение производ-ых запасов а) ст-ть капитала, инвестиров-ого в производ-ые запасы б) склад-ие расходы в) налоги зависящие от ст-ти произв-ых запасов г) падение ценностей произв-ых запасов из-за старения, порчи, инфляции. II) произв-во. Место образов-ия произв-ый отдел и его заготовит-ые, производ-ые и сборочные цеха. Виды из-к 1. вызванные отсутст-ем запасов НЗП а) потерянное произв-ое время из-за отсутс-ия мат-ла б) при заказах пр-ву отсутств-их заделов НЗП образуются расходы на оперативную наладку оборуд-я. 2. издержки на оформ-е заказа на пр-во недостающих деталей а) трансп-ые расходы на внутризавод-ое перемещ-е заделов б) расходы по приемке деталей НЗП. 3 издержки на хранение заделов НЗПа) ст-ть капитала, инвестиров-го в заделы НЗП, б) складские расходы, в) налоги, зависящие от ст-ти заделов НЗП г) падение ценности заделов из-за старения, порчи. III) Сбыт. Место образ-ия, отделы маркетинга и сбыта и склады ГП. Виды издержек 1. издержки вызванные отсутст-ем запасов ГП а) ст-ть отслеживания отложенных заказов клиентуры на ГП, к-ой нет на складе, б) издержки, связ-ые с частичными или срочными отгрузками в адрес клиентуры, в) потерянный V сбыта и утраченные клиенты. 2. издержки на хранение запасов ГП а)ст-ть капитала, инвестир-го в запасы ГП, б) склад-ие расходы, в)налоги завис-ие от ст-ти запасов ГП, г)падение ценности запасов ГП 3.издержки на оформл-е заказов а) расходы по оформл-ю заказов на отгрузку, б) трансп-ые расходы и расходы по отгрузке грузов. З-ты вкл следующ ф-ии: обслуж-ие клиентов, прогнозир-ие спроса, документооборот, перемещ-е м/у цехами и з-дами, управ-е запасами ГП, прием и обработка заказов, упаковка, поддержка поставки комплектующих и услуг, реклама прод-ии, переработка и удаление отходов, управ-ие перевозками Билет 16 19 Каналы распред-ия и их ф-ции. Вертикальные и горизонтальные маркетинг-ые с-мы. Канал распред-ия — это сов-ть орг-ий или отдел-х лиц, к-ые приним на себя или помогают передать др орг-ям и лицам право собств-ти на конкретный товар или услугу на пути от произв-ля к потреб-ю. Использ-ие каналов распредя приносит произв-ям определ-ые выгоды:-экономию фин-х ср-в на распред-ие прод-ии; -возмож-ть влож-я сэконом-ых ср-в в основное пр-во; -продажу прод-ии более эф-ми сп-ми; - высокую эф-ть обеспеч-я широкой доступности товара и доведения его до целевых р-ков; -сокращ-е V работ по распред-ию прод-ии. Решение о выборе каналов распред-ия необх-мо принимать руководству орг-ии. Выбранные каналы непсредст-но влияют на скорость, время, эф-ть движ-я и сохранность прод-ии при ее доставке от производ-ля к конечному потреб-лю. Ф-ции каналов: -проводят исследоват-ую работу по сбору инф-ции, необх-мой для планир-ия распред-ия прод-ии и услуг;- стимулируют сбыт путем созд-ия и распростр-ия инф-ии о товарах; -устанавл-ют контакты с потенциал-ми покуп- лями;- приспосабливают товар к требов-ям покуп-лей; -проводят переговоры с потенциал-ми потребит-ми прод-ии; -организуют товародвиж-е (транспорт-ка и складиров-ние);- финансируют движ-е товаров по каналу распред-я;-принимают на себя риски, связ-ые с функционир-ем канала. Каналы распред-ия товаров можно охар-ть по числу составляющих их уровней. Уровень канала - это посредник, к-ый выполняет работу по приближ-ию товара и права собств-ти на него к конечному потреб-лю. Протяженность канала опред-ся по числу промежут-х уровней м/у производ-ем и потреб-лем. Горизонт-ые каналы состоят из независимого производ-ля и одного пли неск-их независ-ых посредников. Каждый член канала представ-ет собой отдельное предпр-ие, стремящ-ся обеспе­чить себе max прибыль. max возмож-ная прибыль отдел-го члена канала может идти в ущерб max извлечению прибыли с-мой в целом, т.к ни один из членов канала не имеет достаточного контроля над деят- тью остальных членов. Вертикал-ые каналы распред-я – ка- налы, состоящие из производ-ля и 1-го или неск-их посред-ков, действу­ющих как одна единая с-ма Один из членов канала либо явл собствен-ом остальных компаний-участниц, либо предостав-ет им опред-ые привилегии. Таким членом м/б производ-ль, оптовый или розничный посредник. Вертик-ые каналы возникли как ср-во контроля за поведением канала. Они экономичны и искл-ют дублир-ие ф-ций 33 Цели информац-го обеспеч-я логистич с-м. Информац-ая инфрастр-ра Информац-ая лог-ка организует поток данных, сопровождающий матер-ый поток, и явл тем сущ-ым для предп-я звеном, к-ое связ-ет снабж-е, пр-во и сбыт. Стр-ра автоматизир-ого пр-ва: - с-ма управ-я и принятия коммерч-х решений; - с-ма планир-ия и управ-я пр-ом; - исполнит-ая с-ма; -с-ма контроля С помощью информац-ой лог-ки и совершен-ия на ее базе м-дов планир-ия и управ-я в ведущих компаниях происходит замена физич-х запасов надежной инфор- ей. Задачи к-ые встают перед орг-циями и руковод-лями пр-ва в обл практич-ой реализации логистич-их принципов, приводят их к необх-ти создания информац-ой инфрастр-ры, к-ая позволила бы собирать, организовывать и транспортир-ть инфор-ию в соот-ии с поставленными целями. Необх-мая основа работы фирмы – идентификация, стандартизация источников инфор-ии, ее обр-ки и передачи. Информац-ая инфрастр-ра, создаваемая как в рамках отдел-ых произв-ых ед-ц, так и фирмы в целом на базе соврем-ых ЭВМ, соот-го программного обеспеч-я, превращает инф-ию из вспомогат-го (обслужив-его) фактора в самост-ую произв- ую силу, способную заметно и в короткие сроки повысить производ-сть труда и минимиз-ть издержки пр-ва. Билет 17 30. Грузовая ед-ца: понятие, роль в лог-ке, осн-е х-ки. Понятие базового модуля. Пакетир-ие груз-х ед-ц. Груз. ед-ца – это элемент сквозного логистич-го процесса, нек-ое кол-во грузов, к-ое погружают, транспорт-ют, выгружают и хранят как единую массу. Два вида груз. ед-ц: -первичная гр.ед. – груз в трансп-ой таре (ящиках) -укрупненная гр.ед. – грузовой пакет, сформир-ый на поддоне из первичных груз-х ед-ц. Расходы, связ-е с погрузкой, разгр-й и транспотир-й гр.ед-цы, обратно пропорц-ны ее массе и соответ-но размеру. При выборе размера гр.ед-цы необходим поиск компромисса. Сущест-ми хар-ми груз-ой ед-цы явл.: -размеры; - способ-ть к сохранению целостности и геометр-ой формы при логистич операциях. Огром знач-е в с-ме складир-ия придается опред-ию оптим-го вида и размера товароносителя, на к-ом формир-ся складская груз-ая ед-ца. Таким товароносителем м/б: стоечные, сетчатые, ящичные, плоские поддоны и полуподдоны. На выбор товароносителя влияют: - вид и р-ры упаковки и трансп- ой тары; -с-ма комплектации заказа; -оборачив-ть товара; -применяемое технологич-ое оборуд-ие для скадиров-я груза; - особен-ти подъемно-трансп-ых машин и механизмов обслуж-их склад. Способ-ть груз ед-цы сохранять целостность достиг-ся операцией пакетирования, т.е. форммир-е на поддоне базовых модулей. 34 Испол-ие в лог-ке технологии автоматизир-ой идентификации штриховых кодов. Штриховые коды: виды и обл примен-я. Одной из важн-их составляющих инф-х технологий явл сбор первичной инф-ии об объектах, явлениях, св-вах. При этом чем она оперативней и точней, тем более достоверна и эф-на аналитич-ая инф-ия, выдаваемая компьютером для принятия упр-х решений. Наиб распростр-ый сп быстрого и точного ввода данных в компьютер получила технология автоматической идентификации объектов с примен-ем штриховых кодов к-ые прим. в след. обл деят: промыш-ое пр-во, оптовая и розн торгов, транспорт, медицина, склад-ое хоз-во, пота ШК представ собой последовательность располож-ых по правилам опред символики темных (штрихов) и светлых (пробелов) прямоугольных элементов разной ширены, представл-ая в машиночитаемом виде. Технология штрихового кодир-ия вкл § идентификацию объекта путем присвоения ему цифрового, буквенного или бук- циф. кода. § Представ-ие кода в виде штрихов с использ-ем опред-ой символики § нанесение штриховых кодов на физ-ие носители (товар, упаковку, этикетки, док-ты) § считывание штриховых кодов § декодирование ШК и передача их в компьют. В м/н-ой практике широкое распростр-ие получил код EAN (European Article Nambering). “Это 13 – разрядный цифровой код”. Каждая цифра представ сочетанием 2-х штрихов и 2-х пробелов.(на любой упаковке) 13разрядный код товара вкл коды: страны, предпр-ие к-ой закодировало товар (2); предпр-ия, закодировавшего товара (5); самого товара (5) и контрольное число(1) (Проверка: сложить четные позиции; Σ умножить на 3; сложить нечетные; сложить оба рез-та; отбросить первую цифру рез-та(*); от 10 отнять (*); ответ должен совпасть с контрольной цифрой). Госстандартом Р. были разраб-ны след. виды: “2 из 5 чередующийся” Для кодировки только цифровых данных. Каждый знак состоит из 5 элементов (либо штрихов, либо пробелов),2 из к-ых широкие. “Код 39”Знак состоит из 9 элементов, 3 из к-ых широкие. Явл дискретным штриховым кодом, обладает св-вами двунаправленности декодирования и самоконтролируемости, обеспеч-ет кодирование знаков (26 латинских букв, 10 цифр, 7 спец знаков), а также знаков «старт» и «стоп». “Код 128” Представ-ет все 128 символов полного набора знаков ИСО 646 «Инф-е технологии». “ПДФ 417” Сверхплотный двухмерный код. Явл ключом к записи (лечеб. карточки, пропуск.)