Каталог :: Логика

Курсовая: Логистика на предприятии

                                   СОДЕРЖАНИЕ                                   
Место и роль дистрибьюции на предприятии______________ 3
Формирование дистрибутивных каналов и сетей___________ 5
Логистические посредники в дистрибьюции_______________ 11
Организация физического распределения_________________ 13
Операции физического распределения__________________________ 13
Роль и значение учетно-договорных единиц_____________________ 16
Золотые правила физического распределения____________________ 21
Координация и интеграция действий логистических посредников 23
Рыночные взаимоотношения посредников______________________ 23
Формы логистической интеграции_____________________________ 24
Качество сервиса в дистрибьюции_____________________________ 26
     Список использованной литературы_____________________27
                    Место и роль дистрибьюции на предприятии                    
Среди базисных логистических активностей, определяющих коммерческий успех
фирмы на рынке, главная роль принадле­жит сбыту. В последние 10-15 лет на
Западе в связи с бур­ным прогрессом логистики несколько сместились акценты и
“размылись” границы между сбытом, маркетингом и логисти­кой. Все в большей
степени сбытовые функции отождествля­ют с маркетинговыми и логистическими.
Например, в моно­графии Г.Д. Болта приводится определение сбыта как
"пер­сонифицированного" непосредственного и двухстороннего про­цесса
осуществления контактов и убеждения с целью дости­жения определенных
результатов, и, прежде всего, увеличения продажи продукции на определенном
сегменте рынка”. Таким образом, главной проблемой сбыта в рыночной экономике
яв­ляется максимизация объема продаж в условиях конкурен­ции. В зарубежной
литературе также нет четкого разграниче­ния целей и функций сбыта и
маркетинга. Большинство авто­ров придерживается мнения, что сбытовые функции
являются частью маркетинга фирмы. В то же время ряд отечественных
исследователей считает, что основ­ным отличием сбытовой деятельности от
маркетинговой яв­ляется наличие для сбыта установившейся товаропроводящей
сети и хозяйственных связей по поставкам (продаже) товара  по­требителям. Для
маркетинга же характерно увеличение объе­ма продаж путем освоения новых
сегментов рынка или рас­ширения имеющихся за счет изменения ассортимента
продукции, улучшения политики продвижения товаров и т.п.
Выделяя собственно логистические проблемы в сбыте, не­обходимо, прежде всего,
остановиться на таких ключевых активностях, как дистрибьюция и физическое
распределение. Эти две логистические активности зачастую отождествляются. В
то же время в последние годы ясно прослеживается тенденция расширительного
толкования дистрибьюции в смысле включения в ее сферу дополнитель­ных функций
по продажам продукции и сервису.
Учитывая вышеизложенное, определим дистрибыоцию как комплексную логистическую
активность, заключающуюся в продвижении продукции от производителей к
конечным (или про­межуточным) потребителям, организации продаж,
предпродаж­ного и послепродажного сервиса.
Как и другие логистические активности, дистрибьюцию нельзя рассматривать в
отрыве от стратегических и тактичес­ких целей бизнеса фирмы на рынке. Если
эти цели и конкрет­ные сегменты рынка определены, то с логистических позиций
основной задачей дистрибьюции является максимальная эко­номия всех ресурсов в
цепи "производитель-потребитель" при обеспечении требуемого уровня качества
продукции и сервиса.
Многие фирмы, чаще все­го крупные корпорации, стремятся создавать свои
(фирмен­ные) дистрибутивные сети для обеспечения полного конт­роля над рынком
сбыта продукции. Однако это требует значительных затрат в строительство и
организацию складского хозяйства, транспортировку, грузопереработку,
управление запасами и т.д. Большинство фирм-производи­телей поэтому
предпочитают при организации дистрибью­ции пользоваться услугами торговых и
логистических фирм-посредников, стараясь в то же время сохранить за собой
пра­во собственности на продукцию на как можно более длинных участках
дистрибутивных каналов (в смысле максимальной прибли­женности к конечным
точкам продаж). В этом случае могут возникать конфликтные ситуации между
фирмой-производи­телем и логистическими посредниками в плане распределе­ния
между ними затрат и прибыли, разрешение которых также является прерогативой
логистического менеджмента фирмы в дистрибьюции.
Дистрибьюция является ключевой логистической активно­стью, включающей в себя
большое количество элементарных и комплексных активностей. Основными
функциями логистического ме­неджмента дистрибьюции являются:
§        построение организационной структуры дистрибутив­ных каналов и сетей;
§        дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев
логистической сети в дистрибутивных каналах;
§        транспортировка продукции, возвратной тары и отходов;
§        складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской
системе;
§        управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
§        передача прав собственности на продукцию;
§        обеспечение сохранности и защиты товаров, страхова­ние рисков;
§        поддержание стандартов качества продукции и логистическо­го сервиса;
§        ценообразование;
§        мониторинг и информационно-компьютерная поддерж­ка логистических
активностей в дистрибьюции и т. д.
Укрупненно эти функции можно разделить на функции об­мена, физического
распределения и поддерживающие.
Между производителя­ми и потребителями находится большое количество
посредни­ков, играющих важную роль в дистрибьюции, которых услов­но можно
разделить на две большие группы: оптовики и роз­ничные торговцы (ритейлеры —
от англ. термина "retailer"). Число оптовых торговых посредников в
дистрибутивных ка­налах современных организаций бизнеса находится в преде­лах
от двух-трех до полутора десятков в зависимости от на­циональных, отраслевых
и внутрифирменных особенностей воспроизводства. Также широк диапазон
изменения логисти­ческих издержек в дистрибьюции, которые составляют в
среднем от 30 % до 70 % и могут доходить до 300 % и более от себестоимости
производства по различным отраслям и компаниям.
Каждой отдельной активности, а дистрибьюции соответ­ствуют свои издержки,
которые укрупненно можно разделить на издержки создания и управления
запасами, транспортные расходы и так называемые трансакционные затраты
("trans­action costs"), связанные с поиском логистических партнеров в
дистрибутивной сети, оформлением договоров, передачей прав собственности на
продукцию и другими подобными операциями.
                   Формирование дистрибутивных каналов и сетей                   
Продукция фирмы-производителя и сопутствующий сервис доставляются конечным и
промежуточным потребителям по оп­ределенным дистрибутивным каналам, которые в
совокупнос­ти образуют дистрибутивную сеть фирмы. По определению Американской
ассоциации маркетинга "дистрибутив­ный канал — это структура внутрифирменных
организацион­ных единиц и (или) внефирменных агентов и дилеров, оптови­ков и
ритейлеров, через которую товар, продукт или сервис доставляется на рынок".
Назовем дистрибутивным каналом упорядоченное множество звеньев логистической
сети, включающее в себя все логи­стические цепи и их участки, проводящие
материальные пото­ки продукции одного наименования (или ассортимента), а
также со­путствующий сервис от фирмы-производителя до конечных или
промежуточных потребителей.
Полное множество дистрибутивных каналов образует дистрибутивную сеть фирмы.
Виды дистрибутивных каналов и структура сети зависят от:
§        стратегических и тактических целей и задач фирмы на рынке сбыта
продукции;
§        логистической стратегии фирмы;
§        видов и параметров материальных (сервисных) пото­ков;
§        продуктовых атрибутов и ряда других факторов.
Структуру дистрибутивных каналов и сетей, взаимоотно­шения между звеньями
логистической сети в них, а также решения логистического менеджмента в
дистрибьюции во многом определяют две ба­зисные концепции фирмы-производителя
продукции: специализация и ассортимент.
Специализация имеет фундаментальное значение для поли­тики дистрибьюции.
Специализация на определенных логисти­ческих активностях позволяет
внутрифирменным или при­влеченным звеньям логистической сети выполнить их
наилучшем образом. Привле­чение в структуры дистрибутивных каналов и сетей
логис­тических посредников для фирмы может быть оправдано тог­да, когда эти
посредники выполняют основные функции в ди­стрибьюции (транспортировку,
складирование, грузопереработку, управление запасами, организацию продаж,
страхование и т.п.) более эффективно (с более высоким качеством и мень­шими
затратами), чем сама фирма-производитель.
Логика специализации базируется на экономии в масшта­бе и охвате. Когда фирма
специализируется на совершении определенной функции в дистрибьюции (например,
на грузопереработке), она развивает масштаб и охват специфических активностей
для достижения операционной экономии. Логистический сервис в дистрибьюции
включает большое количе­ство специализированных фирм: оптовых и розничных
торго­вых посредников, транспортных и экспедиторских фирм, компа­ний
физического распределения, фирм, занимающихся упаков­кой, сортировкой,
грузопереработкой, страховых и финансовых компаний и т.д.
Специализацию считают своего рода надстройкой продук­тового ассортимента.
Концепция продуктового ассортимента заключается в со­здании и
позиционировании так называемого продуктового микса, требуемого конкретными
потребителями. С точки зре­ния фирменного стратегического позиционирования на
рынке товары должны быть сконцентрированы, отсортированы и рас­пределены в
определенных местах (точках) дистрибутивных каналов. Ассортиментный процесс
включает три основных этапа: концентрацию, кастомизацию и рассеивание.
Концентрация (или консолидация) представляет собой сбор больших количеств
одного продукта или нескольких различ­ных продуктов таким образом, чтобы они
немедленно могли быть проданы (распределены) группой. Простой пример — это
консолидационный склад производителя. Обычно большие гру­зовые отправки
производятся различными заводами и направ­ляются на консолидационные базы
(склады). Использование в дистрибутивных каналах центров консолидации
(например, грузовых терминалов) позволяет уменьшить общее количество
трансакций (сделок) за счет того, что потребители могут разме­стить
ассортиментный заказ на консолидационном центре бы­стрее, чем делать
отдельные заказы на специфические позиции каждому производителю отдельно.
Альтернативной схемой может быть привлечение промыш­ленных дистрибьюторов и
оптовиков. Использование этих ло­гистических посредников позволяет фирме-
производителю и ритейлерам получить прибыль от концентрации без
непосред­ственного выполнения, связанных с нею работ. Основным принципом
концентрации является минимизация суммы возмож­ных трансакций, что
проиллюстрировано примером.
На схеме показано, что концентрация продукции1, продукции2 
фирм-производителей на оптовом складе торгового посредника позволяет уменьшить
общее количество трансакций с восьми "А" до шести "Б".
     
Р1
Р2
П 1
А)
Производители Ритейлеры

О

Б)
Производители Оптовик Ритейлеры Вторым этапом установления ассортимента является кастомизация, под которой понимают процесс сортировки и груп­пирования продуктов в уникальные комбинации. Результа­том кастомизации являются такие продуктовые комбинации, которые удовлетворяют специфические запросы потребите­лей. Производители могут доставить потребителям смешан­ные или комбинированные групповые отправки продукции, которые позволяют последним поддерживать минимальные запасы, а производителям экономить на транспортных издержках. Тенденция кастомизации в современном бизнесе далеко превосходит просто сортировку продукции в стандартные комбина­ции. Кастомизация часто включает специальную упаковку для создания уникального в смысле продаж товара и продвижения его в эксклюзивных дистрибутивных каналах. Одной из рас­пространенных современных функций кастомизации является специальная подборка товаров для показа на выставках в це­лях продвижения новых продуктов группового ассортимента на рынок. Конечным этапом ассортиментного процесса является рас­сеивание (dispersion), которое состоит в отправке уникальных ассортиментных групп продукции потребителям в заданное время и место. Структуры дистрибутивных каналов и сетей можно клас­сифицировать по нескольким признакам. По числу торговых точек различают: § интенсивное распределение (относится к большому числу торговые точек, что позволяет наиболее интен­сивно "покрыть" рынок; например, для товаров по­вседневного спроса); § селективное распределение (относится к незначитель­ному числу торговых точек, рассчитанных на обслужи­вание особых потребностей специального сегмента рынка). По признаку прямолинейности (то есть количеству звеньев вертикального канала распределения) различают: § прямую дистрибьюцию (когда производитель осуще­ствляет продвижение и продажу продукции в основном не­посредственно потребителям через структуры сбыта и отделы продаж); § непрямую дистрибьюцию (когда товары поступают потребителям через систему посредников — оптовых и розничных торговцев, агентов, дилеров и т.п.). Структура дистрибутивной сети и схемы возможных товаропроводящих цепей зависят от вида производимой продукции и, соответственно, групп потребителей. Для товаров широкого потребления более типичным явля­ется использование в дистрибутивных каналах оптовиков и ритейлеров, хотя некоторые фирмы, обладающие значительны­ми ресурсами, могут позволить себе прямую дистрибьюцию и продажу продукции населению (домашним хозяйствам). Обычно, чем более массовым является спрос (или характер производства), тем более разветвленными становятся дистрибутивные сети. Распределение продукции для промышленных потребителей в основном осуществляется через агентов (брокеров) с помощью промышленных дистрибьюторов. В ряде случаев для этого привлекаются джобберы. При построении схемы дистрибутивной сети, выборе каналов распределения продукции и логистических посредников в дистрибьюции следует учитывать целый комплекс факторов. Сюда входит характер производства и спроса, имеющиеся ресурсы в дист­рибьюции, территориальные особенности сбыта продукции, характеристику привлекаемого дистрибьютора (покрываемая террито­рия, знание товара и рынка, технические возможности, уровень контактов с покупателями и т.п.), наличие информационно-компьютерной поддержки и др. В зависимости от объемов производства (спроса) и типа товаров различают три наиболее распространенные возмож­ные схемы (модели) дистрибутивных сетей. Схемы реализуют два упомянутых выше принципа орга­низации распределения и продаж: интенсивное (товары мас­сового спроса) и селективное (товары среднего спроса и спе­циальные товары). Массовые продукты Товары среднего спроса Специальные товары

Логистические посредники в дистрибьюции Современный бизнес с его высоким уровнем специализации, как правило, приводит к необходимости использования в дистрибутивных каналах фирмы логистических посредников, вы­полняющих различные функции. Укрупненно эти функции, как указывалось выше, можно разделить на: § функции (операции) физического распределения; § функции обмена (купли-продажи); § поддерживающие функции (стандартизации качества дистрибьюции, финансирования, информационной под­держки, страхования рисков и т.п.). Посредниками в операциях физического распределения являются различные специализированные транспортные, экс­педиторские, транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, компании физического распределения, грузовые терми­налы и терминальные комплексы, грузовые распределитель­ные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упа­ковке продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Ло­гистические активности, относящиеся к физическому распре­делению, могут выполняться и торговыми посредниками. Среди посредников в дистрибьюции, выполняющих поддерживающие функции, можно указать на предприятия и уч­реждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры и компании и т.п.), предпри­ятия информационного сервиса (информационно-диспетчерс­кие центры, вычислительные центры коллективного пользова­ния, предприятий связи и телекоммуникаций и т.п.), страховые компании, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации и т.д. Центральное место среди логистических посредников в дистрибьюции занимают торговые посредники, которые кроме непосредственно функций обмена (купли- продажи) товара мо­гут выполнять и многие другие функции физического распре­деления и поддерживающие (например, транспортировки, экс­педирования, страхования, грузопереработки, управления запа­сами, кредитно-финансового обслуживания, предпродажного и послепродажного сервиса и т.д.). Торговые посредники в зависи­мости от их функций в дистрибутивной сети фирмы- произво­дителя продукции могут быть классифицированы по трехуровневой системе. Третий уровень, непосредственно приближен­ный к потребителям, включает такие признаки классификации, как оказываемые сервисные услуги, класс потребителей, право собственности, контроля или представления, продуктовые атри­буты, методы организации торговли. Оптовые торговцы 1-го уровня приобретают право соб­ственности на товар со всеми сопровождающими это право коммерческими рисками. Функциональные комиссионеры обычно избегают риска, связанного с приобретением товара в собственность, однако осуществляют определенные сервисные услуги, как для производителя, так и для потребителя продукции. 2-й уровень классификации характеризует в основном степень полноты охвата посредниками всех торгово-распределительных функций в дистрибьюции и уровень сопутствую­щего сервиса. Особое место среди торговых посредников занимают то­варные биржи, которые играют роль организаторов оптовой торговли и выявляют равновесные цены на важнейшие бир­жевые товары. Среди звеньев розничной торговой сети (ритейлеров), осу­ществляющих непосредственную продажу продукции потребителям, можно отметить независимых розничных торговцев, франшизу, кооперативы ритейлеров, розничные магазины фирм-изгото­вителей продукции, предприятия, торгующие по почте, супермаркеты и др. В настоящее время различают три основных типа органи­зации продаж фирмы- изготовителя: § ориентированная на потребителя (вертикальная дист­рибутивная сеть, возглавляемая директором по прода­жам, которому подчинены менеджеры оптовиков и ри­тейлеров); § регионально-ориентированная (горизонтальная дист­рибутивная сеть, когда директор по продажам возглав­ляет соответствующие отделения по регионам рынка сбыта); § продуктово-ориентированная (смешанная дистрибу­тивная сеть, когда директору по продажам подчинены региональные менеджеры по видам продукции). На практике все эти три базовых типа организации продаж могут комбинироваться в различных сочетаниях для достиже­ния целей логистической стратегии фирмы. Организация физического распределения Операции физического распределения Все операции, связанные с преобразованием непосредственно материального потока в звенья логистической сети дистрибутивной сети, составля­ют ключевую логистическую активность — физическое распределение. К этим операциям (элементарным активностям) относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, экспедирование, хранение, сортировка, комплектация, консоли­дация и т. д. Элементарные активности объединяются в комп­лексные: транспортировку, складирование, защитную упаков­ку, грузопереработку, управление запасами и другие с целью повышения эффективности работы логистической сети и оптимизации каче­ства логистического сервиса в дистрибьюции. Как было указано в предыдущем разделе, операции физи­ческого распределения выполняют как структурные подразде­ления сбыта продукции фирмы-производителя, так и многочисленные логистические посредники. Многие логистические посредни­ки в дистрибьюции объединяют свои логистические активно­сти, например, перевозку, экспедирование, складирование и хранение груза, сортировку, грузопереработку и т.п. Широко известны в мировом бизнесе крупные транспортно-экспедиторские и логистические фирмы такие как "ASG АВ" и "Bilspedition" (Швеция), "Rydere", "Federal Express", "Leasnay", "American Express" (США), "Welchelt" (Германия), "TNT" (Да­ния/Голландия), "Sped- Bertraud Fauree", "Сarlberson” (Фран­ция), которые имеют крупнейшие грузовые терминалы и тер­минальные комплексы, осуществляя интеграцию подавляющей части логистических активностей в физическом распределе­нии, эффективно обслуживая потребности сбыта продукции сотен про­изводителей. Фирмы, осуществляющие подобное комплексное обслужи­вание производителей или владельцев продукции, часто на За­паде называют логистическими фирмами или компаниями фи­зического распределения. Особенностью деятельности таких компаний является то, что они обычно обслуживают или определенную территорию (зону, регион, область и т.д.), или транспортные коридоры (например, в интермодальных перевозках), или определенную группу клиентов. Компании физического распределения, как правило, заинтересованы как в транспор­тировке, так и других операциях физического распределения на протяжении возможно большей части логистических кана­лов фирм-производителей (владельцев) товаров в опреде­ленной территориальной зоне. Обычно компании физического распределения работают с не­сколькими видами товаров или несколькими товарными скла­дами по материальным потокам. Они являются менеджерами товарных запасов, консолидируют, распределяют продукцию, обеспечи­вая даже ее упаковку и предпродажный сервис. Современные тенденции в развитии деятельности компаний физического распределения заключаются в попытках захватить как можно больший конт­роль над материальными потоками, обеспечив себе тем самым максимальную прибыль. Это проявляется, например, в специализации снабжения-сбыта и контроле всей дистрибу­тивной сети по отдельному виду продукции или захвате рынка транспортных услуг по продвижению определенной номенк­латуры грузов в территориальной зоне. При этом такие компании, как правило, не являясь владельцами товаров, берут на себя только часть финансового риска, связанного с движением, хранением и обработкой товаров по дистрибутивному каналу (или сети). Изготовитель (продавец) товара должен учитывать издер­жки и финансовый риск, фиксировать цену на каждом этапе товародвижения, чтобы сохранить контроль над потоками то­варов и защитить свою прибыль или обеспечить выполнение иной целевой функции интегрированной логистической сети. Так, если изгото­витель заключает контракт на транспортировку или физичес­кое распределение своих изделий, необходимо это делать лишь после того, как будет определена конечная цена продажи и со­ответствующие расценки на каждом этапе товародвижения. В операциях физического распределения для каждого звена логистической сети в дистрибутивном канале обычно рассматриваются два так называемых центра тяжести: — центр "IN" (Вход); — центр "OUT" (Выход). Деятельность центров "IN" и "OUT" соединяется в пово­ротной точке, которая большую часть времени является точ­кой (линией) отбора, где различные виды товара, обрабатываемые в данном звене логистической сети, должны консолидироваться или разукруп­няться. В некоторых случаях такая операция отбора ограничи­вается деятельностью по грузопереработке или чаше по тран­зиту через товарный склад, на котором консолидируется партия товара. Изучение центра тяжести "IN" в дистрибьюции должно начинаться со звена логистической сети, конечного для производителя, причем некоторые компоненты (изделия) могут быть уже консолидирова­ны во время производственного процесса. Центр тяжести "IN" может не совпадать с центром "OUT", дислокация кото­рого, например, полностью определяется оптимальной задачей дистрибьюции. Метод определения центров тяжести должен основываться на экономических принципах, диктуемых страте­гией интегрированной логистики. Этот подход подразумевает определение уровня качества сервиса, который всегда должен соблюдаться в физическом распределении. Когда продукт достигает конечной точки в цепи внутри­производственной логистики, т.е. является пригодным для фи­зического распределения в дистрибутивной сети и конечного потребления, с этого момента продукт будет проходить через так называемые центры консолидации. Каждый центр консолидации может быть определен как центр, товары которого сгруппированы или разделены на час­ти, либо в котором выполняются операции, как группирования, так и разделения. Каждой передачей груза будет осуществ­ляться: § либо группирование товаров для получения более крупных единиц в целях снижения расходов на хране­ние, погрузочно-разгрузочные работы и перевозку; § либо операции по разделению на части, так чтобы полу­ченная единица измерения продукта в конце логисти­ческой цепи была пригодна для потребления. Одно из основных правил логистики в дистрибьюции зак­лючается в транспортировке как можно дальше и как можно чаще самых крупных из возможных производственных или транспортных единиц. Для достижения этой цели до конца логистической цепи необходимо "консолидировать", насколько это возможно, все различные предметы материального потока, направляемого к конечной точке этой цепи. Примерами такой консолидации являются сортировочные станции в железнодо­рожных перевозках и грузовые терминалы — в автомобиль­ных. На протяжении всей логистической сети внешней или интегрированной должна быть обеспечена связность и не­прерывность материального потока независимо от единиц из­мерения продукта или транспортных единиц, участвующих в перемещении. Роль и значение учетно-договорных единиц Любая единица является результатом согласований и оп­ределений в соответствующих звеньях логистической сети. По этой причине в за­падной литературе по логистике они называются "transaction units" — учетно- договорные единицы. Эти едини­цы являются соглашением по обмену между партнерами внутри дистрибутивного канала какой-либо продукции. Как только такая единица определена, она будет иметь снабженческо-сбытовые характеристики, достаточно долго закреп­ленные, чтобы облегчить повторные логистические операции физического распределения. Эти характеристики многочис­ленны и различны: вес брутто, вес нетто, высота, ширина, дли­на, прочность на раздавливание, климатическая стойкость, вес тары, полезная нагрузка, высота груза, объем груза, различные способы защиты, скорость транспортировки, взаимозависимость или независимость единиц измерений продукции и транспортных единиц при любом способе транспортировки, пригодность единицы для любых способов погрузки, разгрузки и хранения и т. д. Многообразие характеристик вызывает необходимость по­стоянного согласования (гармонизации) между ними в логис­тических каналах продвижения не только одного товара, но всех товаров вместе на определенных рынках и в коммерчес­ких товаропроводящих структурах. Продуктивная гармониза­ция означает не только договоренность (соглашение) о харак­теристиках, но и в большей степени рационализацию и стан­дартизацию учетно-договорных единиц во всех логистических активностях. Стан­дартизация приводит к экономии за счет эффекта масштаба в логистике. Фактически стандартизация должна начинаться, когда товар проектируется, с тем чтобы, например, размерыупаковки соответствовали объемным модулям транспортных средств для экономичного физического распределения. Продуктивная гармонизация должна быть найдена между различными учетно- договорными единицами, например, упаковки, продажи, конечного по­требления, грузовых единиц физического перемещения, грузовых и транспортных документов, ин­формационных характеристик и т.п. Эти единицы образуют иерархию, причем переход от наименьшей учетно-договорной единицы к наибольшей должен осуществляться гармонически. Особое значение при­обретает гармонизация и стандартизация при осуществлении перевозок различными видами транспорта, например, стан­дартизация грузовместимости контейнеров в смешанных (мультимодальных) перевозках. В физическом распределении важную роль играет стан­дартизация и гармонизация продуктовых и транспортных учетно-договорных единиц. В пределах заданного дистрибутивного канала логисти­ческие характеристики должны быть определены для транс­портных средств, имеющих наибольшую грузовместимость (грузоподъемность). Затем можно вывести учетно-договорные единицы, кратные раз­личным вместимостям меньших транспортных средств и упа­ковочным характеристикам продукции. Аналогично можно опреде­лить продуктивную гармонизацию между различными видами транспорта в физическом распределении, требующем сме­шанных перевозок (например, в транспортных узлах). Основой такой гармонизации являются стандартные учетно-договорные единицы продукции и тары, такие как паллет (поддон) и контейнер. При­менение паллетов для перевозок продукции явилось первой необрати­мой тенденцией, которая изменила в мировом бизнесе все про­цессы физического распределения, получив название "паллетизация". Вторая необратимая тенденция, которая коренным образом изменила логистику, вызвана применением контейнеров в фи­зическом распределении — "контейнеризация". Стандартиза­ция грузовместимости универсальных контейнеров, регламен­тированная ISO привела к появлению новой учетно- договорных единиц продукции (тары) и вызвала настоящую революцию в логистике, так как следующая за паллетом грузовая единица — контейнер — превратилась в стандарт, который необходимо было интегриро­вать на все виды транспорта. Продуктивная гармонизация должна быть найдена также между иерархической лестницей учетно-договорных единиц продукции и иерархи­ческой лестницей транспортных учетно-договорных единиц для всех видов транс­порта. Основной особенностью, связываю­щей эти две шкалы единиц, является тот факт, что транспортные единицы, характеризуются имеющимися у них конструк­тивными параметрами и возможностями: грузоподъемностью, грузовместимостью, надежностью, скоростью и т. д., а учетно-договорные единицы про­дукции должны быть приспособлены к этим возможностям. Задачей логистики в физическом распределении должно быть нахождение баланса между имеющимися возможностями транспортных средств и возможностью их оптимального ис­пользования с точки зрения учетно-договорных единиц продукции. В любом виде транспорта каждая учетно-договорная единица продукции будет рассчитываться в отношении транспортной единицы либо через соотношение т/м 3, либо наоборот — м3/т. При организации физического распределения необходимо рационально интегрировать учетно-договорные единицы измерения продукции и их возможности, а также транспортные учетно-договорные единицы и их вместимости до конца логистического канала. Кроме того, возникает потреб­ность в многочисленных согласованиях в звеньях логистической сети между учетно-договорными единицами различных этапов физического распределения. Управление подобным согласованием и координация работы на всех эта­пах физического распределения должны быть прерогативой верхнего уровня руководства фирмы-изготовителя продукции (интегрального менеджера, отдела логистики). Задачи физического распределения должны быть точно ориентированы на те цели, которые оптимизируют результаты интегрированной логистики. В этом плане современные тен­денции физического распределения связаны с концепцией контейнеризации перевозок грузов. В странах ЕС принято не­сколько программ, направленных на создание межнациональ­ных логистических центров перевозок и консолидации гру­зов на основе использования контейнеров в смешанных перевозках (программы Collomodul, UNCTAD). Одной из главных задач этих программ является отыскание продуктивного согла­сования (гармонизации) внутри иерархии учетно-договорных единиц измерения про­дукции и использования контейнеров в большей части учетно-договорных единиц межвидовых перевозок грузов. Если раньше контейнеризация была проблемой лишь эко­номики транспорта, то сейчас она рассматривается с точки зрения логистики, а именно: различные виды транспорта дол­жны интегрировать стандартную учетно-договорную единицу измерения продукции — контейнер — в межвидовые перевозки. Кроме того, каж­дый вид транспорта должен обладать новой техникой и необ­ходимыми параметрами транспортных средств, которые позво­ляли бы ему экономично перевозить контейнеры (в соответ­ствии со стандартами ISO). Фактически именно контейнер должен иметь возможность выбирать, на каком участке логис­тической цепи он намерен использовать тот или иной вид транспорта. Как следует из вышеизложенного, особо актуальным явля­ется использование контейнеров в процессах физического распределения для макрологистических систем (региональ­ных, республиканских и межнациональных), требующих при­менения нескольких видов транспорта или включающих в свою сферу деятельности транспортные узлы. Однако и на уровне микрологистических интегрированных систем будущее в физическом распределении принадлежит контейнеризации. При этом необходимо обеспечить гармонизацию трех основ­ных учетно-договорных единиц продукции, принятых при заключении сделок по дистрибьюции или продаже: § единица груза — упаковка; § единица груза — паллет (поддон); § единица груза — контейнер. При физическом распределении, кроме того, могут исполь­зоваться учетно- договорные единицы продукции, кратные этим трем единицам. Например, § паллет половинной высоты, мини-паллеты, контейнеры типа "Roll"; § мини-контейнеры, которые после их установки бок о бок снова будут образовывать контейнерную единицу груза. Главной задачей для каждого из этих трех основных уров­ней является нахождение технологии, которая позволяет про­изводить действия по группированию и разделению грузов наиболее экономичным образом. Это означает: начиная с ка­кой-то однородной единицы воссоздать идентичную с точки зрения перевозок и снабжения единицу, но состоящую из раз­личных изделий, которые все направляются в одно и то же место назначения. Отправляющаяся единица будет идентичной, но разнородной с точки зрения изделий, поэтому ее называют гетерогенной. В дистрибутивном канале самые высокие расходы по физи­ческому распределению вниз и вверх по материальному пото­ку от центра своей деятельности несут посредники, стоящие перед конечными потребителями. Только после оптимизации их функционирования можно рассматривать продуктивные организационные схемы для других посредников и направлять их на то, чтобы в конечном итоге сократить логистические затраты вверх и вниз по потоку от центров по производству, консолидации или упаковки товаров. В дистрибутивных сетях физического распределения необ­ходимо определить размещение центров обработки грузов (дистрибутивных платформ), применяющих автоматизирован­ное оборудование для трех уровней учетно-договорных единиц продукции: пакетного, паллетного и контейнерного. Исследования показывают, что учетно-договорной единицей между производственными центрами, работающими без складов, и дистрибутивными платформами должен быть кон­тейнер. Дистрибутивные платформы в этом случае должны содержать высокомеханизированное оборудование для обра­ботки крупномасштабных запасов на уровне контейнерной единицы. Второй уровень консолидации, нацеленный на автоматизи­рованную обработку паллетов, должен располагаться, как пра­вило, на местных рынках и представлять собой складской консолидационный центр, работающий со всеми типами производ­ственных центров и грузополучателей. В таком центре осу­ществляется переход от контейнеров, загружаемых однород­ными паллетами с изделиями одного наименования к отгру­зочным единицам — паллетам, загружаемым коробками (па­кетами) с одними и теми же изделиями, но способным быть транспортированными в контейнерах, содержащих различные изделия. При перевозках автомобильным транспортом отгру­зочная партия должна состоять из одного контейнера в один пункт назначения. Третий уровень консолидации, непосредственно прибли­женный к конечному потребителю, — это сортировочная ли­ния на уровне паллетной единицы, загруженной упаковками, содержащими различные изделия. Эта сортировочная линия должна быть оборудована таким образом, чтобы принимать одно­родные паллетные единицы, питаясь от автоматизированного скла­да. На этом паллетном уровне сортировочная линия должна выда­вать однородные паллетные единицы, которые должны загружать­ся в контейнеры для доставки, например, в супермаркеты. Изложенная схема физического распределения продукции (вниз по потоку) может применяться в обратном порядке на всех трех уровнях для пустой оборотной тары. В идеальном случае местные центры консолидации могут быть использованы для выполнения сбытовых функций постав­ки продукции потребителям на локальном рынке с использованием учетно-договорных единиц контейнеров. При этом вся логистическая цепь должна быть построена и оборудована таким образом, чтобы осуще­ствить обработку и хранение грузов на уровне этой единицы. Золотые правила физического распределения Сформулируем три "золотых" правила логис­тики в физическом распределении. Правило 1 Для наиболее эффективного удовлетворения потре­бителей дистрибутивная логистическая цепь долж­на проникать возможно глубже к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществ­лять транспортировку на возможно большее рас­стояние путем использования грузовых единиц про­дукции и грузовых транспортных единиц, обеспе­чивающих получение возможно больших вместимостей. Для применения этого правила необходимо первоначально ранжировать критерии построения дистрибутивной сети. При этом "возможно большие расстояния" означают длину логис­тического участка, а не расстояние в км, причем время прева­лирует над пройденным расстоянием, а надежность и качество перевозок над скоростью транспортировки. Грузовые единицы должны рассматриваться с точки зре­ния перевозки многими видами транспорта, т.е. с точки зрения максимальной вместимости стандартизированных контейне­ров, которые возможно могут быть предложены каждым из видов транспорта. Правило 2 Для наиболее эффективного решения задачи физи­ческого распределения в логистической цепи необхо­димо использовать минимальное количество учетно-договорных единиц из­мерения продукции и минимальное количество учетно-договорных единиц транспорта, независимо от их вместимостей. Данная концепция "минимального количества учетно-договорных единиц" согла­суется, независимо от вместимости, с концепцией количества оборота этих единиц, т.е. количества раз, когда эти учетно-договорные единицы могут быть предоставлены потребителям вовремя. Это подразуме­вает интенсивное использование оборудования для технологи­ческой обработки указанных единиц и наличие инфраструктур, заинтересованных в эксплуатации учетно-договорных единиц при перевозках многими видами транспорта. Применение этого правила требует, чтобы в сфере физи­ческого распределения производились сравнительные оценки эффективности возможных сценариев на макро- и микроэко­номическом уровне, в частности, по используемому техноло­гическому оборудованию. Правило 3 Если нельзя избежать создания стационарного скла­да. Он должен располагаться из логистической цепи в центре консолидации, который размещается возмож­но ближе к конечным торговым точкам, если это ка­сается физического распределения в плане транс­портировки. И в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу, если это касается сортировки. Этому правилу должны подчиняться все уровни групповых единиц продукции. В идеальном случае, когда существует адек­ватность между темпами производства и потребления, можно было бы действовать уплотненными потоками с нулевым запа­сом во всех звеньев логистической цепи, через которые проходит дистрибутивный ка­нал, и минимальным запасом в конечных торговых точках сбыта. В реальных же условиях всегда имеется расхождение меж­ду темпами производства продукции и темпами местного (на локальном рынке) потребления. Поэтому наличия стационарного склада в дистрибу­тивной сети, как правило, избежать нельзя. Правило 3 как раз и отвечает на вопрос, где должен быть расположен стационарный склад. Применение этого правила открывает новые перспективы относительно выбора, который должен быть сделан между со­зданием стационарного склада, размещенного на местном рынке, и концепцией мобильного, подвижного запаса. Другими словами, мы должны выбиратьмежду скоростью распределе­ния и надежностью распределения. Координация и интеграция действий логистических посредников Рыночные взаимоотношения посредников Наличие в дистрибутивной сети фирмы большого количества посредников в значительной степени усложняет принятие эффективных решений для логистического менеджмента. Ос­новная трудность заключается в согласовании локальных це­лей и задач функциональных групп посредников с маркетин­говыми и логистическими глобальными (стратегическими) це­лями фирмы. Кроме того, необходимо учитывать, что в каждой функциональной группе логистических посредников возника­ют, действуют и трансформируются определенные рыночные взаимоотношения, которые укрупнено можно разделить на ко­операцию, конфликты и конкуренцию. Кооперация проявляется в том, чти фирмы-посредники выполняющие одинаковые или различные логистические опера­ции (функции) в дистрибьюции, объединяют свои усилия для достижения цели (системы целей) на своем сегменте рынка. Например, автотранспортные фирмы, занимающиеся транспор­тировкой однотипных грузов, могут объединяться в союзы (ассоциации) для проведения единой тарифной, инвестицион­ной политики с целью упрочнения положения на рынке транс­портных услуг. Другим примером является логистическая коо­перация, когда транспортная фирма кооперируется с экспедитором и фирмой, выполняющей операции грузопереработки, для захвата как можно более длинного участка дистрибутивного канала товаропроизводителя и получения стабильной прибыли. Распространенной практикой кооперации являются посто­янные отношения партнерства между торговыми оптовыми и розничными посредниками в вертикальных дистрибутивных сетях. Конфликты возникают как между логистическими посред­никами, сгруппированными в дистрибутивных каналах по функциональному признаку, так и между посредниками и фир­мой-производителем продукции. Конфликты возникают, когда посредники имеют конкуриру­ющие цели, а достижение оптимального взаимодействия во всем дистрибутивном канале затруднительно. Различают го­ризонтальные и вертикальные конфликты между посредника­ми в дистрибьюции. Горизонтальные конфликты могут возникать между по­средниками одного уровня в дистрибутивном канале, напри­мер, между среднеоптовыми торговыми фирмами, реализующи­ми одинаковый ассортимент продукции в определенной территори­альной зоне. Вертикальные конфликты могут возникать между функци­онально сгруппированными посредниками в логистической цепи: "производитель — оптовик — ритейлер — потреби­тель". Например, оптовый торговый посредник может быть не согласен с ценовой, продуктовой и другой политикой фирмы-производителя. Конфликты между производителем и логис­тическими посредниками в физическом распределении (так­же относящиеся к вертикальным) чаще всего возникают при согласовании цен (тарифов) на логистические активности (пе­ревозку, экспедирование, грузопереработку, хранение и т.п.) и установление требований к их качеству. Мотивирующим поведением, формирующим совершенные взаимоотношения посредников в дистрибьюции, является возрастание канальной конкуренции. Здесь необходимо под­черкнуть два момента. Во-первых, параллельную конкуренцию между возможными посредниками на конкретном дистрибу­тивном уровне (например, между автомобильными дилерами в определенной географической зоне). Во-вторых, конкурен­цию между дистрибутивными каналами, которая в современ­ных условиях все более усиливается. Это связано с возраста­нием роли интегрированной логистики в бизнесе, когда логи­стические посредники в дистрибьюции, стремясь захватить конкретный дистрибутивный канал и установить длительные связи с производителями, конкурируют с посредниками дру­гой структуры канала распределения. Формы логистической интеграции Зачастую в определенных дистрибутивных каналах функ­ционирует одна или несколько фирм-посредников, являющихся лидерами в своей функциональной группе (например, круп­ные независимые оптовые торговцы, мощные транспортно- экспедиторские фирмы и т.п.). Такой лидер во многом определя­ет политику дистрибьюции для фирмы-производителя продукции, так как, как правило, занимает большую долю соответствующего рынка услуг и работает с лучшим качеством или меньшими тарифами, чем конкуренты. Установление длительных партнерских взаимоотношений с канальными лидерами является распространенной практикой дистрибьюции. Некоторые ка­нальные лидеры захватывают большой объем комплексных логистических активностей (например, физического распреде­ления) в дистрибьюции, устанавливая свои цены. В конкурентной борьбе с лидерами другие посредники все в большей степени используют новые формы логистической интеграции между собой и с товаропроизводителями, основ­ными из которых являются: Двойная дистрибьюция. Многие фирмы в логистичес­кой практике дистрибьюции развивают и поддерживают два и более дистрибутивных канала для одной продукции с перемен­ной интенсивностью материалопотока в них в зависимос­ти от спроса (объема продаж). Взаимодействие с эксклюзивным партнером (парт­нерами). Распространенной практикой в современном за­падном бизнесе является использование фирмой-производите­лем эксклюзивных дилеров, дистрибьюторов, торговых агентов, которым предоставляется исключительное право на опреде­ленные логистические активности. Эксклюзивное партнерство наблюдается также между логистическими вертикальными по­средниками, что способствует повышению их канальной конку­рентоспособности. Захват определенной группы, категорий продукции или то­варной номенклатуры (вертикальная интеграция). В этом случае посредник или группа посредников стремятся захва­тить весь дистрибутивный канал продукта или товарной категории фирмы-производителя за счет снижения общих логисти­ческих затрат для конкретного канала, повышения качества сервиса или другими способами. Интеграция действий посред­ников охватывает обычно все активности, начиная от приема и обработки заказов и кончая послепродажным сервисом. Связанные взаимоотношения. Логистические партне­ры в дистрибьюции для обеспечения конкурентоспособности связывают себя определенными (иногда полулегальными) обя­зательствами в торговых или других отношениях (например, не получать или не продавать товар фирмы-конкурента и т.п.). Приведенные выше направления взаимодействия и интег­рации логистических партнеров, также как и лидерство в дис­трибьюции обычно ограничены национальными антимоно­польными (антитрестовыми) законодательными актами. Качество сервиса в дистрибьюции Как уже указывалось выше, основной целью функциониро­вания систем дистрибьюции является выполнение заказов конечных потребителей с возможно более высоким уровнем качества. Качество сервиса дистрибутивной системы (в част­ности, такой важнейший показатель, как быстрота выполнения заказа) напрямую зависит от числа звеньев системы и уров­ней запасов в них. Если воспользоваться таким показателем сервиса как вероятность удовлетворения заказа покупателя со склада (при фиксированном времени доставки), и принять при вероятности 95 % уровень запаса за единицу, то для улучше­ния уровня сервиса до 98 %, необходимо увеличить уровень запасов в складской системе вдвое, а логистические издержки при этом возрастут почти на 20 %. Сокращение времени доставки товаров потребителям в некоторой локальной территории требует значительного уве­личения числа складов в дистрибутивной сети. Так по дан­ным сокращение времени доставки продукции в два раза требу­ет почти пятикратного увеличения количества складов. С другой стороны возрастание числа складов резко увели­чивает логистические издержки. Проведенный анализ моделей и методов дистрибьюции по­казывает, что при синтезе логистической сети "производитель — система дистрибьюции — потребитель" важную роль играют два момен­та: 1) соотношение уровня сервиса дистрибьюции и логисти­ческих издержек; 2) количество и цели логистических посредников в дис­трибутивной сети. С одной стороны, стратегической целью производителя яв­ляется максимальное удовлетворение потребителя качеством товара и сервисом дистрибьюции. Количественными показа­телями — критериями, выражающими эту цель, являются, на­пример, максимум доли рынка, максимальный объем продаж или величина акционерного капитала фирмы (рыночной сто­имости акций). С другой стороны, повышение качества дистрибьюции неиз­бежно связано с ростом логистических издержек и, следовательно, возрастанием цены товара, что в свою очередь может привести к уменьшению сбыта или объема продаж. Таким образом, необходимо достижение определенного комп­ромисса между уровнем сервиса дистрибьюции и величиной логистических издержек за счет оптимизации организацион­ной структуры, транспортировки и управления запасами това­ров в дистрибутивной сети. Кроме того, необходимо учитывать, что производители и логистические посредники (транспортные компании, оптовые и розничные торговцы и другие звенья логистической сети) хотя и кооперируют деятельность по удовлетворению спроса конечного потребителя, могут иметь различные точки зрения относительно способов достижения этих целей. К тому же, как производители товаров, так и логистические посредники стремятся получить прибыль, общая величина которой в системе дистрибьюции должна быть поделена между ними, что может явиться причиной кон­фликта. Принимая во внимание изложенные выше соображения, у персонала логистического менеджмента фирмы возникает комплекс задач по координации и оптимизации функциониро­вания системы дистрибьюции, а именно: § координация работы логистических посредников; § создание интегрированных с производителем продукции дистрибутивных каналов и сетей, позволяющих миними­зировать логистические издержки при обеспечении требуемого качества логистического сервиса в дистрибьюции; § оптимизация планирования, контроля и регулирования уровней запасов продукции в дистрибутивной сети: § оптимизация организационной структуры количества звеньев логистической сети в дистрибьюции; § оптимизация параметров физического распределения материальных потоков в дистрибутивных каналах. В заключении отметим направления развития сбытовой деятельности в развитых западных странах в ближайшие 15 лет. во-первых, это централизация систем распределения, позволяющая повысить надежность поставок при сокращении уровня запасов на предприятиях и одновременно обеспечить доступ к рынкам сбыта мелким поставщикам; во-вторых, концентрация объемов заказов на поставку продукции по большинству товаров; в-третьих, действия поставщиков по сочетанию стимулирования сбыта выпускаемой ими продукции с рекламой предприятий торговли; в-четвертых, развитие информационного обеспечения всех участников хозяйственных договоров о поставке товаров. Список использованной литературы 1. Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. - М.: "Филин", 1997. - 772 с. 2. Аникин Б. А. Логистика: учебное пособие. - М.: "Инфра-М", 1997. - 465 с. 3. Смехов А. А. Основы транспортной логистики. - М.: "Транспорт", 1995. - 197 с. 4. Козлов В. К., Старкова С. А., Коммерческая деятельность производственных предприятий. - СПб.: “Из-во СПбУЭВ”, 1998. - 150 с.