Каталог :: Литература

Доклад: Лирика Пушкина

В 9 классе начинается систематическое изучение литературы. Начальный курс
литературы в 5 – 8 классах дал учащимся некоторые сведения о жизни писателей,
исторической обстановке их творчества, первые навыки анализа текста. Поэтому,
приступая к изучению творчества Пушкина в 9 классе, учитель может
использовать те знания учащихся о поэте, которые они получили по программе 5
– 8 классов.
Историческое развитие русской литературы XVIII – начала XIX века обусловило
закономерность появления  её величайшего художественного гения. И учителю
необходимо, на конкретных примерах провести учащихся к такому пониманию
творчества поэта.
После вступительной беседы модно притупить к изучению биографии и творческого
пути Пушкина, уделив внимание преимущественно характеристике идейно-
художественного развития поэта. Вопросы чисто биографические должны занимать
второстепенное место, так как многие факты из жизни Пушкина уже известны
учащимся. На изучение этой подтемы следует отвести три урока, строя их в
форме лекции с элементами беседы. В основу плана уроков можно взять отдельные
положения учебной программы по литературе, при этом необходимо тщательно
подобрать иллюстрированный материал.
Задача преподавателя литературы заключается в том, чтобы довести до сознания
и чувств учащихся идейное и эмоциональное содержание лирики Пушкина,
основываясь на анализе немногих лирических стихотворений поэта. Учащиеся
должны воспринять и идейное богатство лирики Пушкина и совершенство её
художественной формы.
     
      

Лирика дружбы и любви

Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы. Близкие отношения с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Чаадаевым, Рылеевым, Плетневым, Пестелем, Орловым, Вяземским, Нащокиным играли большую роль в его жизни. Он умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие ответные чувства «Записки о Пушкине». И. И. Пущина проникнуты подлинным культом дружбы и такой глубокой любовью к великому поэту, которая захватывает своей сердечностью и сейчас. В свою очередь сколько теплоты и преданного дружеского чувства мы находим в стихах, посвященных Пушкиным своему первому другу! Надо непременно рассказать в классе о дружбе Пушкина и Пущина их собственными словами — отрывками из «Записок о Пушкине» и стихами поэта. Пущин вспоминает, как зарождалась и постепенно росла, дружба между ним и Пушкиным в стенах Лицея. «Чтобы полюбить его настоящим образом,—говорит Пущин о поэте,—нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами это как-то скоро и незаметно устроилось». Такое же глубокое чувство звучит и в стихах Пушкина,. посвященных Пущину. «Товарищ милый, друг прямой»,- называет его поэт в стихотворении «Пирующие студенты» (1814). В 1817 г., перед самым выпуском из Лицея, Пущкин написал в альбом своему другу: Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою. Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья, Печали, радости, мечты души твоей. Размолвки дружества и сладость примиренья,— Что было и не будет вновь... И с тихими тоски слезами Ты вспомни первую любовь. Мой друг! Она прошла... но с первыми друзьями Не резвою мечтой союз твой заключен; Пред грозным временем, пред грозными судьбами, О милый, вечен он! После окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. «Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою; я как будто вдруг получил особенное значение в собственных глазах... Первая моя мысль была открыться Пушкину: он всегда согласно со мною мыслил о деле общем (res publica), по-своему проповедывал в нашем смысле — и устно и письменно стихами и прозой». Показываем учащимся портрет Пущина работы А. Д. Соболевского (1825) [1]. Вглядимся в открытое, простое, доброе лицо—это именно «товарищ милый», «друг прямой», чистые помыслы которого привлекают к нему; в сдержанном движении слегка откинутой назад .головы чувствуется какие-то мягкое, но в то же время непреклонное волевое решение. Зимой 1825 г., когда Пушкин томился в одиночестве в селе Михайловском, Пущин посетил своего друга. Преподаватель вывешивает репродукцию картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», а затем читает отрывок из «Записок» Пущина, рисующий этот эпизод[2]. После чтения пояснений к картине не потребуется. По замечанию Пущина, Пушкин в это свидание показался ему очень похожим на портрет работы Кипренского. Таким он и изображен на картине Ге. Фитура Пущина часто разочаровывает учащихся своим несходством с рассмотренным ранее портретом работы Соболевского. После деятельного участия в событиях 14 декабря 1825 г. Пущин был арестован. В его «Записках» мы читаем: «Сцена переменилась. Я осужден: 1828 года, 5 января привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился, наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было: Мой верный друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твои колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье.

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

(Псков. 13 декабря 1826 г.) Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог, обнять его в изгнании». Но Пущин никогда уже не смог больше обнять своего великого друга: в январе 1837 г. он узнал о дуэли и смерти Пушкина. «Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история,—пишет Пущин,- и если бы я был на месте К. Данзаса, то роковая пуля, встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить жизнь поэта-товарища, достояние России... В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех, умеющих отыскивать его живого в бессмертных его творениях...» Показываем учащимся последнюю фотографию Пущина, сделанную после его возвращения из Сибири[3] . Перед нами чудесный старик, такой же скромный, «милый», как и в молодости, но годы борьбы и страдания оставили свой след, сделав его старческое лицо и фигуру еще более одухотворенными, осветленными , энергичными и в то же время трогательно бессильными в своей старости. Дружба Пущина и Пушкина раскрывает не только личность и жизненное дело Пущина, но как-то по-особенному освещает и многогранную душу Пушкина. „Я помню чудное мгновенье..." Наряду с темой дружбы большое место в лирике Пушкина принадлежит и теме любви. В программу VIII класса включено стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». Именно в VIII классе. Когда впервые чистая юношеская любовь зарождается в душах учащихся, нужно дать им возможность «пережить» чувство, выраженное в стихотворении «Я помню чудное мгновенье.» с необычной силой и глубиной. Работу над стихотворением можно начать со слушания романса М.II.Глинки. Показываем портрет Анны Петровны Керн Рассказываем кратко о ней, сообщаем, в частности, о том, что ею написаны замечательные воспоминания о Пушкине. Предлагаем учащимся прочитать стихотворение себя. Стихотворение—целая «поэма» о подлинной любви, о ее этапах. Первая встреча с А. П. Керн на балу в Петербурге в 1819 г. и кратковременное увлечение ею летом 1825 г. в селе Михайловском—вот реальная основа стихотворения. Обращаем внимание учащихся на композиционную стройность стихотворения—оно четко делится на три равные части, но две строфы в каждой. Такая композиция организует восприятие стихотворения читателем и дает гармоническое единство в целом. Любопь воспринята поэтом как непередаваемая светлая радость, подлинно возвышенное чувство: ... явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Необычно гармонично и музыкально стихотворение Пушкина — в этом проявилось поэтическое мастерство великого поэта. Обращаем внимание учащихся на выразительность музыки Глинки и ее соответствие стихотворному тексту: «Музыка —почти речь, она течет с ясностью, легкой человечески просто сказываемой»[4]. Попробуем проанализировать женский образ, нарисованный поэтом в стихотворении. Отметим черты, которыми характеризуется этот образ. Их очень немного: «голос нежный», «милые черты», «небесные черты». Даны самые общие контуры пленительного женского облика. Дважды повторенные сравнения «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» также не придают женскому образу конкретного характера — наоборот они усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишенного живых, определяющих признаков. Мы не найдем в стихотворении черт реальной Анны Петровны Керн, кроме разве указания на «голос нежный»—Керн прекрасно пела. Значит, центральный образ стихотворения—это не образ конкретной женщины. А какой же? Это образ любви, как необычайно чистого возвышающего человека чувства, огромной радости: И сердце бьется в упоенье, II для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Этот образ охарактеризован основной мелодией романса Глинки—чистой, пленительной, простой, задумчиво-радостной. Такая же чистота, сила, глубина чувства заключены в стихотворении «На холмах Грузии...», «Я вас любил.» . Эти стихотворения учитель читает в классе. Оба эти стихотворения тесно связаны между собою: «Основа первого—утверждение, что сердце поэта любит, ибо не может не любить. Во втором раскрывается природа, сущность большой, подлинной любви». [5] Лучше, не подвергать эти (стихи ни биографическому комментированию, ни филологическому анализу—они ничего не выиграют от этого, свежесть и глубина восприятия учащимися текста может быть нарушена. Но учителю надо научиться хорошо читать эти стихи, т. е. читать их просто, выразительно, ритмично. (Это, конечно, труднее всего.) В. Г. Белинский писал о лирических стихах Пушкина «. Каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но и чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».[6]

Литература

1. А.С. Пушкин. Избранное 2. Н.А. Демин. «Изучение А.С. Пушкина в 8 классе» М., «Просвещение». 1971 3. Д.Д. Благой. Творческий путь А.С. Пушкина (1826-1830), стр. 414 4. В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. VII, стр. 339 5. И.И. Пущин. Записки о Пушкине и письма. М., ГИХЛ. 1956
[1] Портрет Пущина работы Л. Д. Соболевского обычно воспроизводится в изданиях «Записок». [2] И. И. Пущин. Записки о Пушкине и письма. М., ГИХЛ, Г стр. 77—79, 81—84. Все цитаты из «Записок о Пушкине» даны по этому изданию. [3] Она помещена в сб. «Декабристы и их время. Материалы и сообщения» под ред. М. П. Алексеева и Б.С. Мейлаха. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951. [4] Б. В. А с а ф ь е в. Избр. труды, т. I. М., Изд-во АН СССР, стр. 297. [5] Д Д. Благо и. Творческий путь Пушкина (1826—183. стр. 414. [6] В.Г.Белинский. Полн. собр. соч., т. VII, стр. 339.