Каталог :: Литература : русская

Реферат: Алексадр Сергеевич Пушкин

Содержание

I Введение II Биография А.С. Пушкина. Детство Лицей Послелицейский период Южная ссылка Михайловское «Годы скитаний» Болдинская осень Последние годы жизни III Поэзия А.С. Пушкина IV «Пушкинская школа» V Заключение VI Список литературы 3 4-11 12-15 16-19 20-21 22

I Введение.

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей литературы, начало всех ее начал – таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин впервые – на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур. Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой... Я считаю, что А.С.Пушкин давно и прочно занял место первого русского поэта. И отнюдь не по нумерации, а по силе любви к нему русского народа. Он был передовым человеком своей эпохи. В своем творчестве он не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов. Именно это делает его поэзию всеобъемлющей и, по видимому, актуальной для любого поколения. По моему, в поэзии А.С.Пушкина можно найти ответ на любой вопрос. Его произведения – большой, нужный и вечный учебник, в котором Поэт учит быть Человеком.

II Биография А.С. Пушкина

Детство (1799-1811) А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о внутренней сосредоточенности мальчика, его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир. Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом». Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по- французски. Детям они дали французское воспитание. В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребенка. Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры. Лицей(1811-1817) В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей, на который возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, который с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Юный лицеист восхищался им. Он гордился знакомством с ним и горько сожалел о том, что судьба не представила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности. Пушкину хотелось скорее принять участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество в лицее. Эту грусть скрашивала дружба лицеистов, которая питалась патриотическими чувствами, а так же играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Надолго запоминал серьезные обиды, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство – этого он не прощал. А.С. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей. Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество. Пушкина признали все и именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что сам Державин будет среди именитых гостей. Пушкин прочел оду «Воспоминания в Царском селе», где он впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. Его имя стало известно за пределами лицея. Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Лицейский период запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, тесной лицейской дружбой, первыми волнениями сердца, свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. Послелицейский период(1817-1820) Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – пророчили Пушкину поэтическую славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в Августе 1817 вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты, и новые ценители его таланта. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н.В.Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», проходившие собрания держались в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Каждая тема сводилась к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние. В кругу этих политических вопросов возникает и питается ими вольнолюбивая лирика Пушкина. Именно в этот период были написаны такие произведения, как: «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), «К Чаадаеву»(1818), Руслан и Людмила (1820) и др. Южная Ссылка(1820-1824) Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 Милорадович пригласил к себе Пушкин и доверительно оповестил об опасности. Милорадович просил царя простить молодого поэта. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать или – в Сибирь или в Соколовский монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. В итоге Пушкин направлялся в Южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. В мае 1820 Пушкин выехал в южную ссылку. В середине мая 1820 года он прибыл в Екатеринослав, где вскоре тяжело заболел. В это же время туда приехала семья героя войны 1812 года генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт поехал на юг. Путешествие увлекло Пушкина. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Кавказская природа, древние легенды взволновали его. Здесь и возник пушкинский романтизм, в котором неудовлетворенность российской действительностью и слабой активностью разочарованного дворянского интеллигента совмещается с горячим личным порывом к свободе. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Пушкин побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Семфирополе. Произведения этого периода: «Погасло дневное светило» (1820), «Кавказский пленник» (1821), «Цыганы» (1824) и др. Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826) 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Ему запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры. Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углубилось вследствие ссоры с отцом. Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной. Первоначальное пушкинское творчество в Михайловском проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 года и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостнее, душевно способен и сосредоточен. Немалая роль в душевном возрождении поэта принадлежит его друзьям И.И. Пущину, А.А. Дельвигу. но больше всего он обязан самому себе: неустанному труду. Произведения: «Я помню чудное мгновение» (1825), «К морю» (1824), «Пророк» (1826), «Борис Годунов» (1825) и др. «Годы скитаний» (1826-1830) Последние дни в Михайловском он доживал с трудом. Он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них было казнено. Пушкин не забудет их. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк. Все лето 1826 года прошло в тяжелых и мучительных раздумьях. А третьего сентября прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I . 8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом монастыре. Беседа продолжалась около двух часов. Пушкин обещал царю воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай I разрешил жить поэту в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Поэт в свою очередь надеялся убедить царя пойти по пути реформ, и простить декабристов. Но надежды на перемену политических взглядов Пушкина не оправдались: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. За каждым его шагом бдительно следили: письма поэта просматривались, Свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел право публично читать свои рукописи, не смотря на обещания Николая I. Произведения: «Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии.» (1829), «Я Вас любил.» (1829) и др. Болдинская осень. (1830) Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Там ему пришлось пробыть не месяц, как предполагалось, а целых три: началась эпидемия холеры. Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлетом пушкинского гения. Он закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных им «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Русалка», поэму «Домик в Коланне», «Сказку о попе и работнике его Балде» и несколько лирических стихотворений. Известный доносчик и агент Ф.Б. Вулгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин «в своих сочинениях не обнаружил не одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины.». В журналах пишут об упадке его таланта, обвиняют в подражательстве, бессовестно клевещут на него и унижают его человеческое достоинство. Травля началась. Пушкин принял вызов. Он не мог не ответить на наглые выпады журналистов, а правительство в свою очередь не упускало случая, чтобы не напомнить поэту о своем недоверии. Все это определяло отношение поэта к русской жизни николаевского царствования. Лирика Пушкина в Болдинскую осень достигает невиданных идейно-художественных высот. Последние годы жизни (1831-1837) В ноябре 1830 года Пушкин покидает Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 состоялось венчание его с Гончаровой. Вскоре с женой он переехал в Петербург. Правительство в 30-е годы продолжало бдительно следить за пушкинским творчеством, за образом жизни поэта. В 1833 году, когда Пушкин отправился в Оренбург и Казань, следом за ним шла бумага, предписывающая местным властям следить за его поведением. Пушкин видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьёзное беспокойство: сплетни вокруг имени его жены. 1834 год явился переломным годом жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Это звание оскорбило Пушкина – обычно такие звания давались юношам, а А.С. Пушкин был уже не молод. Поэт знал, что этим царь преследует определенные цели. С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае I. Пушкин вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение, но придворное звание обязывало посещать балы и вечера. Летом 1834 года он подал прошение об отставки, но ему пришлось забрать его обратно, так как ему запрещали работать в архивах. Пушкина травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями, и это вело к кровавой развязки. Поэт это знал. Молодой француз Дантес, усыновлённый бароном Геккерном, зимой 1836 года стал оказывать Наталье Николаевне знаки внимания, Пушкин был взбешен. В начале ноября поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший его честь, а также честь Натальи Николаевны. Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль, но тот заявил, о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней. Свет выступил не на стороне Пушкина. Дантес не переменил отношения к его жене. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену, в тот же день, он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его сына, в ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль. Дуэль состоялась 27 января 1837 году в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Поэт воскликнул: «Браво!», однако Дантес был лишь легко ранен. Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась смертельной. Доктора не скрывали от него трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми, близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут по полудню Пушкина не стало. В святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с могилами деда, бабки и матери Пушкина похоронили. Произведения: «Осень» (1833), «Медный всадник» (1833), «Вновь я посетил.» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» (1836) и др.

III Поэзия А.С. Пушкина

Читая Пушкина, слышишь его голос. Он был первым поэтом, разрушившим условность авторского образа: в "Руслане и Людмиле", "Евгении Онегине", Пушкин говорит с читателем "на равных", как принято между близкими людьми, схваты­вающими все с полуслова. Поэт предстает перед нашим современником уникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком, публицистом, факти­ческим участником борьбы с самодержавием, с крепостничеством, с основами фео­дально-абсолюстической идеологии. Художественно-аналитический тип поэтического мышления, величайшее достижение Пушкина, сложился не сразу. Путь к нему был труден. Лицейскую его поэзию еще отличает, противоречивое сочетание тем, мотивов, образов, выросших из наблюдений над окружающей действительностью и вместе с тем хранящих отзву­ки карамзинской поэзии. Особенно это проявилось в стихах о мечтательном уедине­нии, о грусти и беспечных любовных наслаждениях. Сглаженность языка, ходовые поэтические определения не позволяли воспроизводить действительность в ее живой конкретности. Обилие мифологических образов и мотивов, причудливо сочетавшихся с бытовыми деталями, - тоже следствие стилевых влияний. Позже, сам Пушкин указал на недопустимость подобных слияний. В лицей­скую пору подготавливалось вытеснение карамзинских стереотипов; таким образом, формировался новый этап поэтического развития, проявившийся уже в "Руслане и Людмиле". В поэме явственно прорывается стихия народного языка, освобождение от оков классицизма. Правда, метод еще достаточно противоречив. Когда Пушкин, в "Кавказском пленнике" (1821) стремился воспроизвести образ героя романтически-абстрактно, язык становился неточным, "туманным". О пленнике, к примеру, говорится: он "обнял грозное страданье..." В монологе обращенном к черкешенке – Его любовь тебе заменит Моей души печальный хлад. Те же места поэмы, что явились отражением действительности в ее реалиях и определяемости (например описание быта горцев, которое Пушкин больше всего ценил в поэме), отличаются точностью и силой поэтического выражения. Переломным моментом в развитии пушкинского таланта было начало 20-х годов, период южной ссылки, когда взгляды поэта достигли большой зрелости. Именно в это время он пересматривает свою поэтическую практику, активно ищет новые пути. В ходе работы над "Евгением Онегиным" определяются принципы нового метода, в основополагающих моментах реалистичного. Следующий этап относится к 1825 году, когда создавался "Борис Годунов". Затем закономерное обращение к прозе - "Арап Петра Великого", ибо именно проза позволяла довершить борьбу за реализм. Наконец в 30-е годы: Пушкин обратился к изображению героев из низов; его пристальное внимание привлечено к прошлой и современной истории народа (разрабатываются темы пугачевского восстания). Од­новременно во всех жанрах Пушкин открывает новые пути, закладывает эстетиче­ские основы для последующего развития классического русского реализма. Поэзия Пушкина отразила все "впечатленья бытия". В ней отозвались его ге­роическое и трагическое время, отблески сражений национально- освободительной войны, чаяния восставших на Сенатской площади. Дух европейских революций, крестьянских бунтов - словом эпоха, о которой сам поэт сказал: ...кровь людей то славы, то свободы То гордости багрила алтари. В смелом стремлении изменить порядок жизни Пушкин жаждал соединить "слова" и "дела", искусство и действие. Его стихотворения "Вольность" (1817), "Де­ревня" (1819), "Кинжал" (1821) и другие сыграли огромную роль в борьбе с крепост­ничеством, деспотизмом, в формировании движения декабристов. В годы жес­точайшей реакции, после разгрома восстания, когда брат боялся оплакивать брата, он сохранил "к судьбе презренье", вынес навстречу ей непреклонность, лучше всего выразив это в произведениях последних десяти лет жизни. В сознании передовой России героические черты облика поэта сливались с его стихами. В образе поэта до­минировала "гордая совесть" и "лира непреклонная". Драгоценнейшие качества по­эзии Пушкина позволили А. Герцену видеть в ней "залог будущего утешения" в са­мые грудные времена. Определяя связь пушкинской лирики с революционной эпо­хой, много позже А. Блок высоко оценил непреходящую роль поэта: Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! ("Пушкинскому дому", 1921) Как оценить в полной мере силу и мощь импульс данного Пушкиным разви­тию отечественной литературы, поэзии? Впервые именно Пушкин открыл в русской словесности человека в конкретности его исторического, национального, социально­го бытия. Вместе с тем поэт сумел постичь своеобразие национальных характеров других народов, раскрыл особенности быта и нравов жителей Италии, Англии, Франции, Испании. Пушкин с уважением и сочувствием запечатлел жизнь народов, населявших Россию. Он писал о вольнолюбивых горцах ("Кавказский пленник"), восхищался прекрасными печальными песнями Грузии. Широта охвата действительности была благотворной для развития нового поэтического метода, а художественный метод в свою очередь, способствовал расширению мира поэтического творчества. Разнообразию пушкинской поэзии соответствовало разнообразие формы – отсюда интонации небывалого раньше диапазона: от торжественной ораторской речи в одах "Вольность" и "Клеветникам России" (1831) до шепота уединенной беседы в стихотворении "Ночь" (1823); разнообразие и гибкость ритма. В каждом стихотво­рении Пушкина все элементы формы кажутся единственно возможными, незамени­мо точными для выражения мысли. Главной идеей Пушкина было прославление жизни героической, во имя будущего. Вращается весь мир вкруг человека, Ужель один недвижим будет он? Противостояние реакции и застою - пафос поэта. С особой силой звучали эти мотивы и в пушкинское время – господства авторитарности, умерщвляющей плоть религии, - и в другие эпохи застоя, власти застарелых догм. Пушкинская поэзия исполнена утверждения земных радостей как главной ценности вопреки идее счастья за пределами бытия. Сила жизни в поэзии Пушкина настолько велика, что даже в стихах, написанных в минуты душевной усталости, разочарования, сомнения, она побеждает. Иногда, кажется, - вопреки замыслу стихотворения. Самую же высокую эстетическую оценку получает ключ юности: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, Кипит, бежит, сверкая и журча. При чтении этого стихотворения чувствуется, как убыстряется ритм, подобно переливам звонкого, чистого источника. Важной стороной новаторства Пушкина явилось открытие такого способа ху­дожественного постижения жизни, при котором любые явления, всякая деталь изо­бражения проникнуты могучей энергией оценки, отчетливо выраженным приятием или отрицанием автора. Какую бы тему ни разрабатывал поэт, он решает ее не как некую художественно отвлеченную идею, а как итог осмысления определенных жизненных реалий, ситуаций. Отсюда берут начало пушкинская символика, метафоризация - те элементы художественной формы, которые в субъективистской поэзии и вели к погружению в мир иллюзий. Сферой поэзии при Пушкине стало самое существенное в жизни человека - гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы и любви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная и гран­диозная художественная картина мира.

IV «Пушкинская школа»

Существовала ли "пушкинская школа"? По этому поводу высказываются порой полярные суждения. На одном полюсе мнение, наиболее четко сформулированное в свое время одним из видных советских поэтов Арсением Тарковским: "... у Пушкина были подражатели, но продолжателей, учеников не бы­ло. Литературную школу создают таланты. Пушкин "вобрал" в себя Жуковского и Батюшкова, ушел и запер за собой ворота на крепкий замок". В разных вариантах такое мнение бытовало в XIX веке, встречается оно и поныне. Противоположным является утверждение, что Пушкин своим творчеством открыл шлюзы для нового направления. По его пути развивалась русская романтическая, а затем и реалистическая лирика. Воздействие Пушкина на поэтов разных поколении было огромным. А. Дельвиг в письме к автору "Руслана и Людмилы" в 1824 году замечал: "Никто из пи­сателей русских не поворачивал каменными сердцами нашими, как ты". Спектр влияния Пушкина на поэтов - его современников – был широчайшим. В. И. Тумановский писал ему в 1827 году: "Твои связи, народность твоей славы, твоя голова... все дает тебе лестную возможность действовать на умы с успехом, гораздо обширнейшим против прочих литераторов. С высоты твоего поло­жения должен ты все наблюдать, за всем надсматривать, сбивать головы похищен­ным репутациям и выводить в люди скромные таланты, которые за тебя же будут держаться». Близость идейных устремлений - одно из условий общности поэтов, принад­лежащих к определенному направлению, но все-таки этим только не решается во­прос о принадлежности к "пушкинской школе". Если ограничиваться только моментами идеологическими и исключить во­просы метода, то понятием "школа" могут быть объединены все поэты, которые за­нимали прогрессивные позиции в общественном движении, примыкали к борьбе с реакцией в жизни и литературе и разрабатывали гражданские темы. Тогда понятие "пушкинская школа" окажется вполне подходящим для того, чтобы включить в него, например, всех поэтов-декабристов. Но, например, в поэтиче­ской системе Рылеева содержались принципы совершенно неприемлемые для Пушкина. А эволюция Пушкина от романтизма к реализму встретила не только непонимание, но и отрицательное от­ношение со стороны Рылеева, Бестужева. Не менее характерны принципиальные различия в позициях Пушкина и Кюхельбекера. Для определения точных критериев принадлежности к пушкинскому направлению, нужно исходить из общности литературных позиций, но прежде всего из развития тем или иным поэтом конкретных сторон новаторской поэтической систе­мы, открытой Пушкиным. Подражательность вызывала у Пушкина отрицательную реакцию, независимо от того, кому именно подражатель следовал. "Вялые подражатели", "несносные подражатели" - характерные эпитеты, которые встречаются у Пушкина. Не делались исключения даже для начинающих поэтов. Об одном из них, Ф. Слепушкине, выкупленном из крепостного состояния, Пушкин писал Дельвигу: "... у него истинный, свой талант; пожалуйста, пошлите ему от меня экз. "Руслана" и моих "Стихотворений" - с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал идти своей дорогою". Писатели, которых принято считать спутниками Пуш­кина, в зависимости от собственных устремлений испытывали воздействие пушкин­ской художественной системы - разных этапов ее развития. Даже безусловно талант­ливый поэт не мог бы воплотить в своих произведениях целостную пушкинскую систему, и не только потому, что подобное воплощение означало бы подражание или копирование. Для своего времени творчество Пушкина с его беспримерной широтой и совершенством представляло собой неповторимый феномен. Как бы ни были ве­лики творческие достижения поэтов его круга, можно говорить о развитии, хотя бы и новаторском, лишь тех или иных сторон пушкинской системы. Наряду с созна­тельным и бессознательным усвоением принципиальных элементов Пушкинской по­эзии, творчество других поэтов могло воплощать сходные элементы и независимо от влияния Пушкина, а в силу объективной логики художественного метода, порож­денного условиями социальной жизни и литературного развития эпохи. С главным критерием - органическим единством "мысли" и образности - свя­зано и другое определение Пушкиным величайшего достоинства поэзии: "гармони­ческая точность". "Точность" - верность действительности и опять-таки верное вы­ражение значительной мысли. К критериям силы дарования относится также сме­лость изобретения, когда "план обширный объемлет творческой мыслью". Из этого исходил Пушкин, когда оценивал творчество разных поэтов. Например, о Е. Бара­тынском: "... он у нас оригинален", "мыслит по своему"; в сочинениях П. Катенина поэт выделяет: "... шел всегда своим путем."; даже в стихах Ф. Глинки, поэта от­нюдь не высокого уровня, Пушкин увидел то, что придает им своеобразие: "... обо­роты то смелые, то прозаические, простота соединенная с изысканностью"; "одно­образие мыслей и свежесть живописи, все, что дает особенную печать его произве­дениям". Общие критерии оценки Пушкиным поэзии своего времени основаны были прежде всего на его собственном опыте. Если суммировать все суждения Пушкина о литературе, окажется, что именно единство "мысли" и творческого воображения, живописности, позволяющей воссоздать жизнь в ее истинности и вместе с тем в яр­ком образном выражении, было для него высочайшим критерием творчества. Нарушение одного из условий со­вершенства художественного произведения - единства содержательности и формы он определяет характерным словом - "бессмыслица". "Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения", - писал поэт. Отсюда требование в самом ходе творчества руководствоваться главной це­лью, центральной идеей, соотношением целого и отдельных элементов произведе­ния: "Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности". В "Отрывках из писем, мыслях и замечаниях", где обобщение собственного творческого опыта соединено с раздумьями над опытом предшественников, Пушкин иллюстрирует свой критерий художественности - умение "сильно и необыкновенно" (то есть оригинально) пере­дать "ясную мысль и картины поэтические". Влияние Пушкина, если оно носило характер творческий, означало неподчинение его манере; прав был Катенин, утверждая: "... мы все современники, сотруд­ники, волей и неволей соперники". Обстоятельное исследование М. П. Алексеева "Пушкин и наука" заключается утверждением, что поэт "зорко разглядел русский технический прогресс как сумму завоеваний цивилизации, которые неизбежно послужат ко благу родной страны и народа". В библиотеке Пушкина сохранились книги по самым различным отраслям знаний - не только по общественным наукам, но и по естественным, по астрономии, даже по математике. Здесь - широкое поле и перспектива изучения интересов поэта специалистами самых разных научных областей. И можно с уверенностью сказать что, Пушкин основал школу самобытного искусства, которую развивали, предлагая новые и новые пути, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Л. Толстой, Чехов, Горький, Маяковский, Пастернак, Твардовский и многие другие писатели. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина его творчества, историзм, и вместе с тем острое чувство со­временности - все оказало могучее воздействие на художников различных поколе­ний, обогатила самые разные области искусства. Не только переводя сюжеты и мо­тивы Пушкина на язык музыки, но стремясь следовать самому духу его творчества, разножанровые музыкальные произведения создавали Глинка, Чайковский, Дарго­мыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов, Прокофьев, Астафьев, Шостакович и Свиридов. С именем поэта связали свое творчество Кипрен­ский, Тропинин, Айвазовский, Репин, Серов, Нестеров, Перов, Суриков, Бенца, Фаворский.

V Заключение

Значение Пушкина для нашей современности трудно переоценить. Пушкин основал реалистический метод в литературе, явился создателем русского литературного языка. Гуманизм Пушкина, его вера в светлое будущее человечества остаются непреходящими духовными ценностями. Пушкин всегда подчеркивал в человеке доброе начало, его неувядаемость, несмотря на жестокие противоречия современной ему действительности. Вечная смена поколений ведет, по мысли Пушкина, к духовному возрождению человека. Он завещал будущим писателям идти путем реальной жизни, находить в ней красоту. Пушкин был убежденным сторонником идейного, граждански страстного искусства. Пушкин был широко образованным человеком своего времени. Он глубоко изучил историю и культуру как своего народа, так и культуру других государств. Поэт ценил и любил творчество писателей Запада и Востока. По словам Белинского, "Пушкин был выражением современного ему мира, представителем современного ему человечества; но мира русского, но человечества русского". Мировая культура складывается из культур национальных. Чем полнее и правдивее писатель отражает в своем творчестве жизнь своего народа, тем значительнее его вклад в мировую литературу и – шире – культуру. Пушкин потому и стал всемирно признанным, что в своем творчестве раскрыл лучшие качества русского характера, нарисовал реалистические картины жизни своего народа. Пушкин стал родоначальником русского реализма и одним из первых реалистов среди европейских писателей. С реалистическим методом связаны впоследствии главные достижения мировой художественной культуры. Поэтому Пушкин не национально ограниченный, а принадлежащий всему человечеству гений. Значение Пушкина для нашей современности отчетливо выступает в таких всенародных праздниках в пушкинских местах (Михайловском, Болдине и других), которые стали традиционными. Народ и литература чтят своего гения, и это еще одно свидетельство всенародной памяти и любви. Слава Пушкина будет расти и впредь, потому что "Пушкин, - по словам Белинского, - принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся явлениям, не останавливающиеся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное". Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а интерес к творчеству А.С.Пушкина не слабеет. На мой взгляд, это происходит потому, что в своем творчестве Пушкин не только продолжал и развивал поэтические традиции своих предшественников, но и отметил своим появлением эпоху в истории русской поэзии. Сам себя А.С.Пушкин определял предельно просто: «Просто - поэт». Еще сравнивал с эхом. И действительно, на все благородное он дал благородный отзвук. Этим он и дорог нам как поэт. И, я считаю, мы должны гордиться тем, что на нашей русской земле родился и жил гений слова и, действительно, человек с большой буквы!

VI Список литературы.

1. Алексеев М.П. «Пушкин и наука его времени», 1984г. 2. Благой Д. «Пушкин и русская литература», 1941г. 3. Лихачёв Д.С. «Слово о Пушкине», 1987г. 4. Мейлах Б.С. «Жизнь Александра Пушкина», 1974г. 5. Петров С.М. «А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества», 1973г. 6. Степанов Н.Л. «Тропа к Пушкину», 1974г.