Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Век нынешний и век минувший в комедии Грибоедова Горе от ума

Век “ нынешний ” и век “ минувший ” в комедии Грибоедова “ Горе от ума ”
                                                    Как посравнить да посмотреть
                                                     Век нынешний и век минувший
                                           Свежо предание , а верится с трудом .
                                                               А . С . Грибоедов
“ Горе от ума ” одно из самых злободневных произведений русской драматургии .
Проблемы , поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную
мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет .
“ Горе от ума ” - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о
путях обновления , переустройства ее жизни . С этой точки зрения и освещены в
комедии важнейшие политические , моральные и культурные проблемы эпохи .
Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской
жизни - века “ нынешнего ” и века “ минувшего ” . Границей между ними , на
мой взгляд , является война 1812 года - пожар Москвы , разгром Наполеона ,
возвращение армии из заграничных походов . После Отечественной войны в
русском обществе сложились два общественных лагеря . Это лагерь феодальной
реакции в лице Фамусова , Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской
молодежи в лице Чацкого . В комедии ясно показано , что столкновение веков
было выражением борьбы этих двух лагерей.
В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает
образ 18го , “ минувшего ” века . Век “ минувший ” и является идеалом
фамусовского общества , ведь Фамусов - убежденный крепостник . Он готов из -
за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян , ненавидит просвещение ,
пресмыкается перед начальством , выслуживаясь как может для получения нового
чина . Он преклоняется перед дядей , который “ на золоте едал ” , служил при
дворе самой Екатерины , ходил “ весь в орденах ” . Разумеется , что свои
многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству , а
выслуживаясь  перед императрицей . И этой гнусности он старательно учит
молодежь :
Вот то-то , все вы гордецы !
Спросили бы , как делали отцы ?
Учились бы , на старших глядя .
Фамусов хвастается как собственным полупросвещением , так и всего сословия ,
к которому он принадлежит ; хвастая тем , что московские девицы “ верхние
выводят нотки ” ; что дверь у него отперта для всех , как званых , так и
незваных , “ особенно из иностранных ” .
В следующей “ оде ” Фвмусова - хвала барству , гимн раболепной и корыстной
Москве :
Вот например , у нас уж исстари ведется ,
Что по отцу и сыну честь :
Будь плохонький , да если наберется
Душ тысячки две родовых - тот и жених !
Приезд Чацкого встревожил Фамусова : от него жди только неприятностей .
Фамусов обращается к календарю . Это для него священнодействие . Принявшись
за перечисление грядущих дел , он приходит в благодушное настроение . В самом
деле , предстоит обед с форелями , погребение богатого и почтенного Кузьмы
Петровича , крестины у докторши . Вот она , жизнь русского дворянства : сон ,
еда , развлечения , опять еда и снова сон .
Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - “ и золотой мешок и метит в
генералы ” Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской
среды . На первый взгляд , его образ карикатурен . Но это не так :
исторически он вполне правдив . Как и Фамусов , полковник руководствуется в
своей жизни философией и идеалами века “ минувшего ” , но в более грубой
форме . Цель своей жизни он видит не в службе отечеству , а в достижении
чинов и наград , которые для военного , по его мнению , более доступны :
Довольно счастлив я в товарищах моих ,
Вакансии как раз открыты :
То старых выключат иных ,
Другие , смотришь , перебиты .
Чацкий характеризует Скалозуба так :
Хрипун , удавленник , фагот ,
Созвездие маневров и мазурки .
Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента , когда герои 1812 года
стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе
с Аракчеевым .
На мой взгляд , Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит
первое место . Люди Фамусовского круга - эгоисты и корыстолюбцы . Все свое
время они проводят в светских развлечениях , пошлых интригах и глупых
сплетнях . Это особое общество имеет свою идеологию , свой быт , взгляды на
жизнь . Они уверены , что нет другого идеала , кроме богатства , власти и
всеобщего уважения . “ Ведь только здесь еще и дорожат дворянством ” , -
говорит Фамусов о барской Москве . Грибоедов разоблачает реакционность
крепостнического общества  и этим показывает , куда ведет Россию господство
фамусовых .
Свои разоблачения , он вкладывает в монологи Чацкого , который обладает
острым умом , быстро определяет суть предмета . Для друзей и для врагов ,
Чацкий был не просто умным , а “ вольнодумцем ” , принадлежащим к передовому
кругу людей . Думы , волновавшие его , тревожили умы всей прогрессивной
молодежи того времени . В Петербург Чацкий попадает тогда , когда том
зарождается движение “ либералистов ” . В этой обстановке , по - моему
складываются взгляды и стремления Чацкого . Он хорошо знает литературу . До
Фамусова дошли слухи , что Чацкий “ славно пишет , переводит ” . Такое
увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи
. Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность : мы узнаем про
его связь с министрами . Полагаю , он успел побывать даже в деревне , ведь
Фамусов утверждает , что он там “ наблажил ” . Можно предположить , что эта
блажь означала хорошее отношение к крестьянам , возможно , кое - какие
хозяйственные реформы . Эти высокие стремления Чацкого являются выражением
его патриотических чувств , вражды к барским нравам и крепостному праву в
целом . Думаю ,  не ошибусь , предположив , что Грибоедов впервые в русской
литературе раскрыл национально - исторические истоки русского
освободительного движения 20х годов 19 века , обстоятельства формирования
декабризма . Именно декабристское понимание чести и долга , общественной роли
человека противопоставлены рабской морали фамусовых . “ Служить бы рад ,
прислуживаться тошно ” , - заявляет Чацкий подобно Грибоедову .
Так же , как и Грибоедов , Чацкий является гуманистом , защищает свободы и
независимость личности . Крепостническую основу он резко разоблачает в
гневной речи “ о судьях ” . Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной
строй . Он высоко оценивает русский народ , говорит о его уме , свободолюбии
, и это , на мой взгляд , тоже перекликается с идеологией декабристов .
Мне кажется , что в комедии есть идея самостоятельности русского народа .
Низкопоклонство перед всем иностранным , французское воспитание , обычное для
дворянской среды , вызывают резкий протест Чацкого :
Я одаль воссылал желанья
Смиренные , однако вслух ,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого , рабского , слепого подражанья ;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой ;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой ,
От жалкой тошноты по стороне чужой .
Очевидно , что Чацкий в комедии не одинок . Он выступает от имени всего
поколения . Возникает закономерный вопрос : кого же имел в виду герой под
словом “ мы ” ? Вероятно , молодое поколение , идущее другим путем . То , что
Чацкий не одинок в своих взглядах , понимает и Фамусов . “ Нынче пуще , чем
когда , безумных развелось людей , и дел , и мнений ! ” - восклицает он . У
Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему
жизни . Он верит в наступление новой эры . Чацкий с удовлетворением говорит
Фамусову :
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший :
Свежо предание , а верится с трудом .
Еще совсем недавно “ прямой был век покорности и страха ” . Нынче
пробуждается чувство личного достоинства . Не все хотят прислуживаться , не
каждый ищет покровителей . Возникает общественное мнение . Чацкому кажется ,
что наступило время , когда можно изменить и исправить сложившиеся
крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения ,
появления новых гуманных идей . Борьба против фамусовых в комедии не
завершилась , потому что и в реальной действительности она только началась .
Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского
освободительного движения . Очень верно заметил Гончаров : “ Чацкий неизбежен
при смене одного века другим . . Чацкие живут и не переводятся в русском
обществе , где длится борьба свежего с отжившим , больного со здоровым . ”