Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Быт и нравы темного царства

Быт и нравы « темного царства »
                                                       Жестокие нравы , сударь ,
                                                       в нашем городе , жестокие
                                                            А . Н . Островский .
А . Н . Островский очень современен как истинно талантливый художник . Он
никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества . Островский не
просто мастер драмы . Это очень чуткий писатель , любящий свой край , свой
народ , его историю . Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой
, подлинной человечностью .
Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «
Гроза » . Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу .
« Гроза была написана в 1859 году после путешествия Островского по Волге .
Эта поездка наполнила писателя новыми впечатлениями , дала ему возможность
ознакомиться с жизнью населения Верхней Волги . Позже , эти впечатления
отразились в передаче быта , нравов , общей атмосферы провинциального города
Калинова .
Городок стоит весь в зелени . Вид необыкновенный . Прямо душа радуется !
Казалось бы , все прекрасно , но это только на первый взгляд . Зритель как бы
воочию видит красоты русской природы . В сцене ночного гуляния , в рассказах
Катерины , это составляет поэтическую сторону жизни города Калинова . Однако
, рядом с поэзией , существует и другая , уродливая , отталкивающая сторона
калиновской действительности . Она раскрывается в оценках Кулигина ,
ощущается в рассказах персонажей , звучит в пророчествах сумасшедшей барыни .
Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю , самодуры издеваются над своими
домочадцами , здесь все сведения о иных землях черпаются из рассказов
невежественных странниц . Писатель показал город вымышленный , но он выглядит
весьма достоверно . Он очень точно и живо воспроизводит атмосферу
патриархального купечества , от которого так и веет замшелостью ,
ограниченностью , дикостью , которому неведомо стремление к знаниям , интерес
к наукам , к общественно - политическим и экономическим проблемам
Единственный во всем городе просвещенный человек , Кулигин , выглядит в
глазах жителей чудаком . Его совершенно бескорыстное желание принести пользу
не находит в у горожан ни капли сочувствия . Наивный , добрый , честный , он
, по - моему , не противостоит калиновскому мирку , смиренно сносит не только
насмешки , но и явную грубость . Однако именно этому безвольному существу
автор поручает дать характеристику « темного царства »
Создается впечатление , будто Калинов отгорожен от всего остального мира
высочайшим забором и живет какой - то особенной , замкнутой жизнью .
Островский сконцентрировал внимание на самом важном , показав убогость ,
дикость нравов русского патриархального быта . Я снова и снова задаю себе
вопрос , почему же здесь нет места ничему новому , свежему ? Наверно потому ,
что вся эта жизнь только и держится на привычных , устаревших законах ,
которые , очевидно , совершенно нелепы . « Темное царство » цепко держится за
все старое , устоявшееся . А это , полагаю , страшный тормоз в развитии . Это
стояние на одном месте , застой . А застой возможен лишь тогда , когда он
поддерживается людьми имеющими силу и власть . Таковыми и являются Дикой с
Кабановой .
Хотя Дикой и изображен всего лишь в 3х сценах , драматург создал законченный
образ . Его имя звучит даже в экспозиции . « Уж такого - то ругателя , как у
нас Савел Прокофьич , поискать еще ! » - говорит Шапкин . Дикой типичный
самодур , то есть человек , который действует сугубо по своей прихоти , по
собственному произволу , не считаясь с другими . И я вполне согласен с
Добролюбовым , что « самодур все силится доказать , что ему никто не указ и
что он захочет , то и сделает » . Дикой куражится над племянником и над всеми
своими домашними , но отступает перед теми , кто может дать ему отпор . Он
ругает всех , над кем чувствует свою силу , но если кто - то обругает его
самого , а он не сможет ответить , то тогда , держись все домашние ! На них
то Дикой и сорвет всю свою злость . В такие часы люди в доме Дикого прячутся
по углам , только бы не попадаться на глаза хозяину . Мне кажется , что
причина такого отношения к людям - в сознании своего превосходства , и еще ,
в полной безнаказанности . « Так ты знай , что ты червяк . Захочу - помилую ,
захочу - раздавлю » , - говорит Дикой . Совсем иначе он ведет себя с
Кабановой , хотя и ей он по привычке грубит : « Ты еще что тут ! Какого еще
тут черта водяного ! » Однако та его довольно быстро укротила . Именно у нее
Дикой ищет успокоения навоевавшись дома : « Разговори меня , чтобы у меня
сердце прошло . Только ты одна во всем городе умеешь меня разговорить . »
Очевидно , что в Диком есть черты присущие и народу в целом . На явления
природы он смотрит с религиозных позиций , считает , что громоотвод - это «
суета » , а гроза нам в наказание посылается . Дикой - не исключение для
Калинова , а плод всего уклада калиновской жизни . Он , в каком - то смысле ,
дитя своего города . Но самое страшное , что такое отношение к домашним , да
и всем бесправным Калиновцам , воспринимается всеми как норма и никаких
отклонений в этом не усматривается .
Не лучше и Кабанова . Марфа Игнатьевна обладает сильным и властным характером
. Она тоже держит свех у себя в подчинении и постоянной боязни . Однако
Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре . Она то прекрасно
знает , что за жизнь предстоит Варе , когда та выйдет замуж , поэтому она
охотно отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с ней по -
матерински ласково . Кабаниха - один из персонажей , которые активно движут
действие . Она считается с тем , что принято , чего требует порядок , чтит
традиции и ритуалы . По ее глубочайшему убеждению , жена должна покоряться
мужу , жить в страхе перед ним . И Тихона она вразумляет , что Катерина
должна его бояться . Кабанова не просто соблюдает домостроевские нормы , но и
борется за них . Марфа Игнатьевна окружила себя невежественными странницами .
Они необходимы ей как воздух , так как поддерживают ее огромный авторитет ,
без которого она не мыслит своего существования . И не зря Феклуша говорит :
« Бла-алепие , милая , бла-алепие ! Красота дивная ! Да что уж говорить! В
обетованной земле живете . » И что интересно : ни красота дивной природы , ни
очаровательный вид на Волгу , вызывают такой восторг . Она прославляет именно
нравы города . В образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека ,
каких было много среди странников , а корыстную , невежественную , лживую
натуру . Вред таких людей несомненен . Странница много рассказывает о
неведомых землях , в которых неправедные порядки . А в Калинове , по ее
мнению , жизнь очень хорошая . Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных
целях ; хочет чтобы ее вовремя отметили , выделили из числа других . Кроме
того Феклуша защищает интересы Кабаноой , а значит , и всего « темного
царства » .
Жители города Калинова неграмотны . Они верят во всякие небылицы , принимают
грозу , обычное явление природы , за божью кару . А когда Кулигин объясняет
им это явление , люди просто не верят ему . Жизнь темного царства течет своим
чередом : что было вчера , будет и завтра . Их ничего не волнует , ничто в
мире не может нарушить мерного течения их жизни . И если бы не забегающие в
Калинов редкие слухи , они бы думали , что все в этом мире живут так , как
они .
В « Грозе » , по словам Гончарова , « улеглась картина национального быта и
нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью » . в этом качестве
, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству , царившим в
дореформенной России .