Каталог :: Литература : русская

Реферат: Анализ стихотворения Бунина

                        Анализ стихотворения Ивана Бунина                        
                          «Настанет день - исчезну я.»                          
Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
     ВОСПРИЯТИЕ:
     
     
Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения:
Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро
не станет,
а мир будет всё также маняще – прекрасен.
С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том, что
смерть это совсем не конец, не катастрофа, и,  что пусть человек и исчезнет,
но опять же -  лишь он,
а много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и
неизменный.
Во-вторых, сам - собой   напрашивается и третий вариант: - стихотворение
представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и
надежды, фатализма и оптимизма, если хотите.
Теперь попробуем разобраться во всём по-подробнее.
     
     ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:
     
1.     Идея: Всё движется к концу, но что-то остаётся.
Эмоция:  Печаль и надежда.
2.     Образы и мотивы:
Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона)
Бабочка, море, небо, простор.
Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив)
Не живая, пустая комната со стулом и т.п.  и будет залетать бабочка – живое
существо; такая же как залетает сейчас. Т.е всё, что сейчас перед глазами
лирического героя всё повторится, всё ему до боли знакомое повторится, даже
когда его уже не будет => надежда: Может быть и он, пройдя этот круговорот,
повторится тоже?
     
     ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
     
     
1. Предметный состав:
день                     комната                                  я
неба дно              стол                              бабочка
море                    скамья
простор               образ (икона)
потолок
окно
Какие получились группы слов:
Первый столбец – описание природы.
Здесь особенно бросается в глаза словосочетание «неба дно» - этакая метафора
ещё раз дающая понять, что всё конечно. ( по крайней мере она создаёт такой
намёк )
И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление:
НЕБО - МОРЕ -  две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные,
стоит ли говорить, что море тоже имеет дно.   далее  после существительных
море и небо идёт ещё такое существительное как ПРОСТОР – ещё одно
объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях.
И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно возникает  уже
знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего стихотворения.
Второй столбец – самый большой, - от экстерьера мы переходим к интерьеру ( в
самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической
обстановке.
Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и. ОКНО
- своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и
переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через которое
мы и переносимся в этот простор о коем  говорилось выше, - простор моря и
неба.
И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов,
но самый, на мой взгляд, интересный и ёмкий.
Эти два слова – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА».
Всего два живых существа в окружении природы неживой.
Эти слова, вычлененные из текста, кричат, говорят сами за себя составляя всю
основу стиха – Я БАБОЧКА – и снова мы возвращаемся к Буддистским мотивам в
творчестве Бунина, снова этот круговорот жизни и смерти:
. Всё так же залетает бабочка и после смерти того кто её видит сейчас, может
уже не та, но такая же и так же.
И снова приходит на ум идея  возрождения – реинкарнации.
Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в
стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое
сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма).
2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:
Пустая (комната)
Древний и простой (образ)
Голубой (потолок)
Пустынный (простор)
Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же.
Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => лёгкая грусть.
Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше, -
Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической
особенности и неприкосновенности (это я об иконе).
Голубой потолок под которым порхает бабочка – прямая аналогия с цветом неба –
этакий мир в мире, вселенная во вселенной, личное небо, собственный
внутренний мир.
Далее «ровная синева» – на сей раз Моря. Ровная – значит в тихую погоду.
От этой картины так и веет покоем и умиротворённостью.
И вновь, не побоюсь повториться, возникает эта тема –   покоя т.е смерти,
и умиротворённости т.е надежды и возрождения.
И, наконец, «пустынный простор» - ещё одна тема данного стихотворения –  тема
одиночества.       Недаром в стихотворении так много уделено места описанию
интерьера и бытовой обстановки, а живых существ всего два, да и то
соединённых с одной стороны во едино – Я БАБОЧКА – а с другой разделённых т.к
исчезну я . а всё то же будет, когда лирический герой исчезнет.
3. Действия и состояния в художественном мире произведения:
Настанет день – исчезну я (противопоставление) снова отсылка к лейтмотиву
стихотворения.
Всё то же будет: будет залетать (бабочка)
порхать
шуршать
трепетать
Бабочка описывается как любое другое живое существо и в то же время со всеми
действиями присущими человеку:
Порхать – жить, веселиться, гулять, радоваться жизни.
Трепетать – переживать, любить, страдать.
Шуршать – работать, заниматься чем – либо, писать, в конце – концов!
Другими словами,  в образе бабочки представлена  нескончаемая череда
жизненного цикла, рождения новых людей которые будут жить, и работать после.
Это что касается внешнего мира лирического героя. После чего следует переход
к внутреннему.
Тому, что испытал и испытывает лирический герой в данный момент: Небо смотрит
в окно, а простор моря манит его к себе.
Таков вырисовывающийся перед нами Художественный мир стихотворения Бунина.
Чтобы он приобрёл окончательный вид. Нужно посмотреть в заключении на три
самые общие его характеристики: Как выражено в нём пространство, время и
точка авторского (и читательского) зрения.
Точка авторского зрения уже достаточна ясна из всего сказанного, - она
субъективна, мир представлен не внешне, а внутренне пережитым –
«интериоризированным».
Это вообще характерно для творчества Бунина. Для примера можно взять любое
его стихотворение. Да и вообще его творчество связано с импрессионизмом –
описанием мимолётных чувств, идей в чистом виде, -  без анализа этих чувств.
Пространство и время:
     Пространство здесь выражено слабее, чем время, не смотря на явное
преобладание описаний, а время включено в понятие будущего, того, что случится,
всего этого движения и круговорота жизни – а это и есть главная тема
стихотворения.
Тем не менее, пространство представлено весьма и весьма ярко: это и описание
комнаты и всего что в ней, затем выход через окно на описание неба и воды
(описание представлено сверху  вниз) и пустынного простора. (описание
пространства в ширину)
     Время представлено с нарастающей подробностью.
В первой строке противопоставлены друг другу прошлое (или настоящее) и
будущее, а в последующих катренах  будущее время всё развивается обрастая
всё новыми подробностями, деталями и планами.
Таким образом будущее представлено в каждой строфе, как сквозная тема печали
и надежды лирического героя.
     СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
     
Лексика: Неба дно – метафора создающая определенное впечатление конечности
всего,
даже неба и в то же время намёк на его бездонность.
Синтаксис:     Ровная синева
Простор пустынный -  эпитеты создающие общее впечатление
монументальности и спокойствия.
     
     ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
     
1.Явления стиха: 4х стопный ямб
3 катрена
с перекрёстной рифмовкой в первых двух и параллельной в третьем.
A
B
A
B
C
D
C
D
E
E
F
F
2. Собственно звукопись:    Аллитераций нет
Ассонансов нет
Я попытался сделать Имманентный анализ – т.е  не выходящий за рамки того о
чём напрямую сказано в тексте. Это значит, что я не привлекал для понимания
стихотворения ни биографических сведений об Авторе, ни исторических сведений
об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами.